Научная статья на тему 'Тьюторство в России как новая модель образования: становление и развитие'

Тьюторство в России как новая модель образования: становление и развитие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2194
507
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКАЯ АССОЦИАЦИЯ / ТЬЮТОРСКАЯ МОДЕЛЬ / ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ ТЬЮТОРОВ / TUTORS’ ASSOCIATION / TUTOR / TUTORING MODEL / CENTERS OF TUTORS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гретинская Екатерина Олеговна

Статья посвящена особенностям внедрения и развития тьюторской системы в образовательный простор Российской Федерации. В ней рассматривается история создания института тьюторства в современной России, анализируются пути увеличения числа учебных заведений, имеющих тьюторские сертификаты. Рассматриваются вопросы подготовки учителей-тьюторов для российских школ и оказания им методической поддержки со стороны тьюторских ассоциаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тьюторство в России как новая модель образования: становление и развитие»

Тьюторство в России как новая модель образования: становление и развитие Гретинская Е. О.

Гретинская Екатерина Олеговна / Gretinskaya Ekaterina Olegovna - преподаватель иностранного языка первой

квалификационной категории,

Университетский экономико-технологический колледж ФГБОУ ВПО Сочинский государственный университет, г. Сочи; аспирант,

кафедра гуманитарных дисциплин, факультет управления и сервиса,

НОУ ВПО Международный инновационный университет, г. Сочи

Аннотация: статья посвящена особенностям внедрения и развития тьюторской системы в

образовательный простор Российской Федерации. В ней рассматривается история создания института тьюторства в современной России, анализируются пути увеличения числа учебных заведений, имеющих тьюторские сертификаты. Рассматриваются вопросы подготовки учителей-тьюторов для российских школ и оказания им методической поддержки со стороны тьюторских ассоциаций.

Abstract: the article is devoted to the peculiarities of implementation and development of tutoring as a system into the educational environment of Russian federation. It describes the history of tutoring in modern Russia, analyses the ways of increasing of number of educational institutions having tutors’ certificates. Also it points out the questions of training of teaching tutors for Russian schools and giving them help in methodics from tutors’ associations.

Ключевые слова: тьютор, тьюторская ассоциация, тьюторская модель, центр подготовки тьюторов. Keywords: tutor, tutors ’ association, tutoring model, centers of tutors training.

УДК 37.022

Тьюторство возникло в британских университетах Оксфорде и Кембридже. Тьютор (от англ. Tutor) - это прежде всего «домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун» [1, c. 5]. В истории российской педагогики уже существовал институт тьюторства. Так, в гимназиях Российской империи была должность наставника, который согласно инструкции 1871 года должен был досконально изучать своих воспитанников, их характер, способности, склонности и недостатки, держать воспитанников под неусыпным попечением, знать их домашнюю обстановку, окружение.

Тьюторство как педагогическая система исследовалось многими российскими и зарубежными учеными. Среди многочисленных педагогов, которые обращали внимание на тьюторскую систему образования, можно назвать Гордона Эд. [1], Гордона Эл. [1], П. И. Горштейна [2], Ж. ле Гоффа [3], А. М. Долгорукова

[4], Т. М. Ковалеву [5, 6], Е. Б. Колосову [7], Н. А. Костину [8], В. П. Модени [9], В. С. Муслина [10], И. И. Подгорную [7], В. Б. Полонского[2], А. А. Попова [11], В. А. Попова [12], В. С. Пьянина [13], Н. В. Рыбалкину [14], А. Г. Теслина [15], А. Г. Чернявскую [15], С. А. Щенникова [15], М. С. Якира [2] и многих других. В их трудах мы находим подробный анализ проблематики исследуемого феномена, начиная от особенностей деятельности тьюторов и заканчивая вопросами внедрения в образование данной системы и ее органического сочетания с традиционной моделью.

Целью нашей статьи является анализ нынешнего развития тьюторства в Российской Федерации, определение путей оптимизации подготовки педагогов-тьюторов. Для этого обратимся к истории появления тьюторства в российских школах в конце ХХ столетия.

Кризис традиционной модели организации советской школы содействовал поиску путей современных методик и технологий индивидуализации образования. Так, например, в 1989 году педагоги Московской области начали эксперимент, который назывался «Система работы освобожденного классного руководителя». Организаторы эксперимента, во главе с О. С. Газманом, определили содержание деятельности освобожденных классных руководителей и возможности их подготовки. В ходе эксперимента появилось понятие «педагогическая поддержка», которую должен был осуществлять классный воспитатель (тьютор). В 1990 году были разработаны «Концептуальные основы деятельности классного воспитателя». Первыми слушателями учебных курсов стали представители семи регионов России. Они работали в специальной педагогической структуре, моделировавшей деятельность тьютора, роль которого исполнял руководитель группы. Такой подход четко определял главную функцию тьютора - защита и помощь ребенку в процессе получения образования [5, с. 16].

Для расширения функций тьютора с 1992 года на курсах проходили обучение также учителя-предметники и руководители школ. Таким образом были созданы предпосылки для утверждения новой модели индивидуальной педагогической поддержки школы с новыми культурно-педагогическими условиями для саморазвития каждого из членов этой системы. Позднее некоторые российские высшие учебные заведения, в частности Красноярский государственный университет, внедрили программы по специализации «тьютор-специалист психолого-педагогической поддержки», обучение по которым происходит параллельно с основными специальностями. В аннотации к одной из таких программ сказано,

что «...специализация тьютор - это особенное психолого-педагогическое образование, сопровождающее основную специальность и базирующееся на последней. Оно отличается по целям, заданиям и содержанию от традиционного высшего педагогического образования школьного учителя...». Сегодня в России существует достаточно разветвленная сеть школ, в которых есть классные воспитатели-тьюторы: школа № 17 (г. Орел), школа № 8 (г. Сургут), школа сельского поселения Нягань (Тюменская область), школа № 1101 (г. Москва), школа сельского поселения Кондинское (Югра), школа № 20 (г. Таганрог), и другие. В школе-гимназии № 1 города Саратова классные тьюторы проводят исследования культурного самоопределения подростков. Каждый класс имеет тьютора-воспитателя и в школе «Эврика» города Томска. Все учителя и тьюторы упомянутых выше школ работают как педагоги-исследователи. Такое положение позволяет помогать ученикам строить собственную образовательную траекторию и жизненные планы. Освобожденные классные руководители работают и в гимназии № 1 города Ульяновска. Ульяновские тьюторы помогают школьникам в личностном развитии [7, с. 25-26].

Функции классного воспитателя (тьютора) были четко определены в приказе № 405 Министерства Образования России от 11 ноября 1992 года («Вестник образования», 1992). В этом документе подчеркивается, что «успех работы с отдельно взятой личностью школьника... - это и есть то главное, что может принести настоящий результат, нужный и родителям, и школе, и каждому воспитаннику». Классный воспитатель имеет небольшую учебную нагрузку (не более девяти часов в неделю), но основной акцент его деятельности - индивидуальная работа с учениками, помощь им в решении личностных проблем.

Исследования научного фонда, который отображает проблематику развития тьюторства в России, позволяют утверждать, что данная система успешно апробируется, доказательством чему служит существование и деятельность пяти сертифицированных Тьюторских ассоциаций региональных центров (Москва, Томск, Ижевск, Волгоград, Чебоксары) [15, с. 5]. На сегодняшний день наиболее системная подготовка тьюторов происходит пока только в одном месте - Московском педагогическом государственном университете на базе магистратуры дневного и заочного отделений (в том числе и на госзаказе подготовки специалистов). Таким образом, созданы условия для тех, кто хочет получить новую профессию - тьютор.

Наши исследования также показали, что большинство программ по подготовке тьюторов - авторские курсы, которые включают как философско-теоретические основы тьюторства, так и практические занятия по освоению тьюторских технологий. Например, представители тьюторской ассоциации России передают личный обобщенный опыт работы, который является основой для 60% учебных материалов. Такая подготовка называется «Тьютор в сфере образования»; ее содержательные модули отображаются в разных направлениях данной отрасли: тьютор в сфере дошкольного образования, общего, среднего, высшего, профессионального образования, тьюторство в системе повышения квалификации, инклюзивное тьюторство [6].

Современной педагогической науке известны одиночные методики подготовки тьюторов, базирующиеся на отечественных традициях и сохраняющие национальный менталитет. Например, у нас, в России, уже существует общий фонд таких учебных моделей (симбиоз российских и зарубежных программ), называющийся «Технологи открытого образования» [5, с. 2-3].

Отечественный опыт в этом плане имеет определенную специфику. Так, в тьюторской ассоциации существует сегодня целая система сертификации тьюторской практики. Например, в маленьких городах страны, где тьюторство почти не представлено, есть один-два специалиста, работающие в общеобразовательных учреждениях и пытающиеся с помощью компетентностного подхода подтвердить свою квалификацию. Это происходит следующим образом: высылается заявка на сертификацию, в которой педагог описывает свою тьюторскую практику (существуют определенные требования к оформлению такого кейса); после чего эксперт посещает заявленное учебное учреждение и анализирует непосредственно практику тьюторства. После окончания обучения будущих специалистов Тьюторская ассоциация выдает сертификат, который свидетельствует о том, что данное учебное учреждение является модельным звеном системы тьюторского образования [5, с. 3].

Известно, что сегодня тьюторы (около 100 специалистов) работают в школах и других образовательных учреждениях 24 регионов Российской Федерации. Там, где есть группа тьюторских звеньев, реализовывается тьюторская практика, создается тьюторский региональный центр. В таких центрах проводятся научные исследования по проблемам тьюторства. Специалисты принимают участие в научно -практических конференциях; организована их издательская деятельность в рамках специализированных изданий. Кроме этого, уже сложилась практика организации центров повышения квалификации, которые обучают или переобучают специалистов-тьюторов. По статистике, сегодня в России пять сертифицированных центров имеют право повышения квалификации тьюторов. Таким образом, можно констатировать факт, что тьюторская система имеет позитивную тенденцию к расширению и укреплению в Российской Федерации [13, с. 20].

Известно, что в европейском образовательном стандарте четко прописана и обоснована весомость принципа индивидуализации обучения учащейся молодежи. В номенклатуру реестра профессий для педагогических учебных заведений следует включить понятие «тьютор». Осознание необходимости тьютора должно быть на всех уровнях руководства учебным заведением. В этой связи президент Тьюторской ассоциации России Т. М. Ковалева отмечает следующее: «Для того чтобы специалист стал

тьютором, он должен вначале закончить педагогический бакалавриат или магистратуру, иметь реальную педагогическую практику. Он обязательно должен различать понятия «учитель», «воспитатель» [6].

Все сказанное выше дает возможность тьютору как непосредственному участнику учебновоспитательного процесса выполнять свои профессиональные обязанности, в частности:

- создание благоприятных условий для организации и контроля самостоятельной работы учащихся;

- проведение индивидуальных и групповых консультаций учащихся;

- предоставление научно-методической помощи учащимся в процессе обучения;

- обеспечение правильного и эффективного использования учебно-методической литературы;

- координирование самостоятельной учебной деятельности учащихся во время внеаудиторной самостоятельной работы;

- проверка самостоятельных письменных домашних заданий;

- стимулирование потребностей учителя «на протяжении всей жизни» [4, с. 11-12].

Опытом зарубежных педагогов засвидетельствовано, а отечественными учеными доказано, что основной деятельностью тьютора является проведение индивидуальных или групповых учебных занятий с учащейся молодежью; быть репетитором, наставником, исполнять функции руководителя, координатора, консультанта.

Современная школьная педагогика различает четыре основные модели деятельности тьютора:

1. Модель «эксперт»: дети, которые имеют проблемы, направляются учителями-предметниками к специалистам, например, к психологу, консультанту по конфиденциальным вопросам, учителю-доктору.

2. Модель «тьютор»: каждый ученик в течение периода обучения в школе имеет своего опекуна. Тьютору не обязательно преподавать в классе, где учится его подопечный, он опекает несколько десятков учеников из разных классов.

3. Модель «классный тьютор»: каждый класс имеет своего тьютора, который отвечает как за весь класс целиком, так и за каждого ребенка в отдельности. Классный тьютор проводит уроки в своем классе, регулярно проводит беседы, сотрудничает с родителями и учителями.

4. Модель «секционно-групповая»: классы получают поддержку группы учителей. Учеба и педагогическая поддержка интегрированы в учебный процесс, а все учителя несут ответственность за решение личностных проблем школьников [6].

Исходя из уже существующих моделей тьюторства мы можем выделить ряд рекомендаций относительно успешного внедрения и развития института тьюторов в школах России [6]:

1. Тьюторская педагогическая поддержка может охватывать не все 100% учащихся в учебном заведении. Лишь те, кто хочет учиться дополнительно и самостоятельно, могут иметь тьюторов.

2. Уроки и тьюторские консультации нельзя объединять, чтобы у детей была возможность различать образовательные пространства (где они должны учиться и где они могут это делать, потому что сами хотят этого).

3. Тьютором может стать тот, кто готов не просто помогать принимать решения, но и вместе с учениками искать решения их вопросов и проблем. Тьютор обязательно должен иметь собственный опыт самообразования, например, повышения квалификации.

4. Минимальное количество тьюторов в школе - три, чтобы они могли обсуждать результаты своих исследований.

Таким образом, подводя итоги вышеизложенного, можно с уверенностью утверждать, что тьюторство существует в современной России уже около четверти века. Тьюторская система образования органично вписывается в традиционную модель и благодаря государственным программам и энтузиазму педагогов развивается и вводится во все большее количество школ, дошкольных учреждений, высших учебных заведений. Популяризации тьюторства способствуют специальные центры и ассоциации, которые осуществляют также и методико-технологическую поддержку учителей-воспитателей.

Литература

1. Гордон Эд. Столетия тьюторства: история альтернативного образования в Америке и Западной Европе. / Гордон Эд., Гордон Эл. - Ижевск: ERGO, 2008. - С. 265.

2. Горштейн П. И. Задания с параметрами. / П. И. Горштейн, В. Б. Полонский, М. С. Якир. - М: Илекса, 2003, - 336 с.

3. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в середине столетия. / Ж. Ле Гофф. - Долгопрудный: «Аурика», 1997. - 214 с.

4. Долгоруков А. М. Практическое пособие для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. / А. М. Долгоруков. - М: ЦИТО, 2002. - 42 с.

5. Ковалева Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 14: учебно-методическое пособие. / Т. М. Ковалева. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 54 с.

6. Ковалева Т. М. Введение в тьюторство [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mioo.ru/ (дата обращения 27.03.2015 г.).

7. Колосова Е. Б. Тьютор как новая педагогическая профессия. / Е. Б. Колосова. - М.: Чистые пруды, 2008.

- 32 с. - (Библиотечка «Первого сентября». Управление школой. - Вып. 24).

8. Костина Н. А. Тьютор как сопровождающий развитие педагогов. / Н. А. Костина. - Сибирский учитель.

- 2006. - № 1. - С. 34-38.

9. Модени В. П. Задания с параметрами. Координатно-параметрический метод. / В. П. Модени. - М.: Академ, 2007. - 285 с.

10. Муслин В. С. Задания с параметрами. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.depedu.yar.ru (дата обращения 27.03.2015 г.).

11. Попов А. А. Тьюторство как педагогическая система культурного самоопределения. / А. А. Попов. -Томск, 1996. - C. 49-57.

12. Попов В. А. Уравнения и неровности с параметрами. / В. А. Попов - Сыктывкар: Комигос. -Элементарная математика и основы анализа, 2002. - С. 300.

13. Пьянин В. С. Профессиональная подготовка бакалавров как тьюторов в условиях педагогического вуза для общеобразовательных учреждений: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Моск. гуманитар. пед. ин-т, Моск. гос. обл. пед. ун-т. - М.: [б. и.], 2010. - 26 с.

14. Рыбалкина Н. В. Идея тьюторства - идея педагогического поиска. / Н. В. Рыбалкина // Тьюторство: идея и идеология. - Томск, 1996. - C. 15-30.

15. Щенников С. А. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. / С. А. Щенников, А. Г. Теслин, А. Г. Чернявская. - М: Дрофа, 2005. - 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.