Научная статья на тему 'Внедрение тьюторской деятельности в образовательное пространство высшего учебного заведения'

Внедрение тьюторской деятельности в образовательное пространство высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
487
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФУНКЦИИ ТЬЮТОРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Набиев Рамиль Джабраилович

Статья посвящена проблеме внедрения тьюторской деятельности в образовательное пространство высшего учебного заведения. Авторы анализируют понятие тьютора и тьюторской деятельности. Тьюторская деятельность рассматривается авторами как комплекс профессионально-информационных, организационно-координационных, консультативно-практических, социально-педагогических мероприятий. Авторами выделены функции тьютора, рассмотрено содержание тьюторской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTING OF ACTIVITIES TUTORING IN THE EDUCATIONAL SPACE OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Article is devoted to the introduction of tutor activities in the educational area of higher education. The authors analyze the notion of a tutor and tutor activity. Tutoring activities are regarded by the authors as a set of professional information, organizational coordination, consultative and practical, social and educational activities. The authors highlighted the function of the tutor, tutor reviewed the contents of activity.

Текст научной работы на тему «Внедрение тьюторской деятельности в образовательное пространство высшего учебного заведения»

УДК 378

Е.А.ЧЕЛНОКОВА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: chelnelena@ gmail. com Р.Б. НАБИЕВ, Учёный секретарь, Азербайджанский научно-исследовательский институт Овощеводства. Баку, Азербайджан, e-mail: nabiyev.ramil@yahoo.com

ВНЕДРЕНИЕ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

E.Chelnokova, Ramil Nabiev

IMPLEMENTING OF ACTIVITIES TUTORING IN THE EDUCATIONAL SPACE OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Статья посвящена проблеме внедрения тьюторской деятельности в образовательное пространство высшего учебного заведения. Авторы анализируют понятие тьютора и тьюторской деятельности. Тьюторская деятельность рассматривается авторами как комплекс профессионально-информационных, организационно-координационных, консультативно-практических, социально-педагогических мероприятий. Авторами выделены функции тьютора, рассмотрено содержание тьюторской деятельности. Ключевые слова: тьютор, тьюторская деятельность, функции тьютора Article is devoted to the introduction of tutor activities in the educational area of higher education. The authors analyze the notion of a tutor and tutor activity. Tutoring activities are regarded by the authors as a set of professional information, organizational coordination, consultative and practical, social and educational activities. The authors highlighted the function of the tutor, tutor reviewed the contents of activity.

Keywords: tutor, tutoring activities, functions, tutor

Укрепление международного авторитета России как страны, ее высшей школы невозможно без обеспечения высокого качества профессионального образования, в частности, высокого качества подготовки специалистов для зарубежных стран в российских университетах, а это, в свою очередь, в значительной степени определяется успешностью решения проблем организации обучения и социокультурной адаптации иностранных студентов [9, с. 106-113].

В Концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях указывается: «Российская Федерация обладает реальным потенциалом, позволяющим ей занимать достойное место в мировом образовательном сообществе. Определяющее значение здесь имеют высокое качество и доступность российского образования, широкий спектр предоставляемых образовательных услуг, мощный интеллектуальный ресурс, высокий, но вместе с тем не полностью реализуемый научно-педагогический потенциал образовательных учреждений. В интересах России - эффективное использование имеющегося образовательного потенциала, являющегося также одним из весьма значимых национальных экспортных ресурсов» [9, с. 106-113].

Факторами повышения качества и эффективности высшего образования, как было заявлено на всемирной конференции по вопросам высшего образования ЮНЕСКО 2009, являются академическая мобильность и в том числе кросс-граничное получение образовательных услуг [20].

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина уже на протяжении долгого времени активно развивает международную сферу деятельности, в том числе привлечение иностранных студентов для получения высшего профессионального образования. Свыше 224 студентов из более чем 25 стран мира являются

студентами НГПУ им. К.Минина в настоящее время. В связи с этим актуальной задачей для университета является организация результативного процесса обучения иностранных студентов, обеспечивающего высокое качество образовательных услуг и позволяющего эффективно реализовывать современные концепции преподавания по выбранным ими специальностям. Эта задача является комплексной и многоплановой.

Студентам - гражданам иностранных государств - приходится входить в иную социокультурную и языковую среду, адаптироваться к образовательному пространству вуза, непривычному климату, новым методам и формам обучения.

Исследование показало, что тьюторство, заимствованное из британского образования, обеспечивает вхождение студентов в образовательное пространство высшего учебного заведения.

Тьюторство исследовалось многими учёными (Н.Ю.Белякова, Т.М.Ковалёва, Н.В.Рыбалкина и др.), что помогло определить его тьютора как: педагога-наставника, преподавателя-консультанта [12]; наставника, воспитателя, куратора студенческой группы [11]; как индивидуального научного руководителя обучающихся, воспитателя в учебном заведении [3]; индивидуального научного консультанта студента [8].

Исследование показало, что тьюторская деятельность понимается как содействие, поддержка, как помощь в самоопределении; создание условий для поиска, пробы себя и т.д.; планирование и организация деятельности обучающихся; организация самостоятельной работы; как содействие обучающемуся при освоении и использовании знаний для решения образовательных и жизненных проблем [14].

Тьюторская деятельность в системе высшего профессионального образования рассматривается нами как совместная работа педагога и обучающихся по освоению программ высшего профессионального образования, как комплекс профессионально-информационных, организационно-координационных, консультативно-практических, социально-педагогических мероприятий. Исследование показало, что тьюторская деятельность включает в себя диагностически-целевой, организационно-координационный, учебно-методический, консультативно-практический компоненты.

Диагностически-целевой компонент предназначен для диагностики индивидуальных особенностей личности студентов с целью выявления практической подготовки; мониторинга образовательной деятельности в период обучения. Организационно-координационный компонент предполагает разработку индивидуальной образовательной траектории студентов. Учебно-методический компонент включает деятельность по обеспечению практической подготовки; по координации деятельности субъектов тьюторской деятельности; по вовлечению студентов в научно-исследовательскую и проектную деятельность. Консультативно-практический компонент включает консультативную помощь студентам в осознании своих образовательных и профессиональных перспектив; по формированию профессиональных компетенций.

Можно выделить определённые предпосылки внедрения технологии тьюторства в современных высших учебных заведениях:

1) большая степень неопределенности, хаотичности большинства получаемых знаний;

2) постоянное самообразование становится повсеместной нормой;

3) востребованность большого объёма учебного ресурса;

4) образ жизни выступает предметом для управления и проектирования.

Исхода из этого можно определить задачи тьютора в образовательном пространстве

высшей школы:

- создание условий для организации исследовательской, проектной и творческой деятельности студентов с учетом индивидуальных программ;

- помощь студенту в овладении способами освоения культуры (исследованием, проектированием, творчеством) как необходимыми для наработки собственных методов самоорганизации, осознания своих возможностей и образовательных перспектив;

- формулировка осознанного заказа к обучению: осуществление деятельности по разработке индивидуальной образовательной траектории;

- расширение образовательного пространства студентов как пространства пробы себя, своих возможностей.

В системе высшего образования своеобразие деятельности тьютора заключается в органичном сочетании научной и педагогической работы, осуществляемой в общении со студентами.

Одним из важнейших профессиональных качеств преподавателя является владение психолого-педагогической диагностикой - умением своевременно обнаруживать противоречия и проблемы в учебной деятельности студента, видеть и понимать характер и природу трудностей усвоения учебного материала, правильно определять причины их возникновения, находить адекватные пути и способы их преодоления [17, с. 84-88].

В ходе исследования нами выделены следующие функции тьютора:

- методическая - учебно-методическое сопровождение процесса профессионального образования;

- контрольно-диагностическая - мониторинг планов обучающихся, их интересов, склонностей, мотивов; выявление и анализ проблем, возникающих при обучении, разработка способов их разрешения;

- учебная - осуществление профессионального образования;

- проектировочная - конструирование модели предстоящей деятельности, выбор способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающихся проблем и разработка средств и процедур тьюторской деятельности по освоению программ учебных дисциплин;

- консультационная - оказание помощи обучающимся в осознании своих образовательных и профессиональных перспектив, в осуществлении поддержки обучающихся при решении возникающих затруднений и проблем;

- организаторская - вовлечение обучающихся в познавательную и профессиональную деятельность, сотрудничество с ними в достижении намеченной цели;

- аналитическая - анализ и коррекция процесса и результатов обучения, организация системы педагогической помощи и поддержки;

- маркетинговая - исследование рынка образовательных услуг для максимального удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг;

- мотивационная - развитие потребностей обучающихся в самообразовании и саморазвитии;

- рефлексивная - организация осознания самообразовательной деятельности в процессе получения профильного образования [19].

Студент в обучающей ситуации выступает как субъект, имеющий свои образовательные цели и задачи. Введение в штатное расписание вуза такой единицы, как тьютор, будет способствовать более эффективному достижению этих целей. Позиция тьютора в вузе принципиально отличается от позиций других представителей профессорско-преподавательского состава. Тьютор не только должен быть «транслятором» знаний, заниматься организацией учебного процесса, но и должен выражать интересы студента в образовательном пространстве, помогать студенту в выявлении его собственных потребностей в получении тех или иных знаний, умений и навыков.

Тьюторская деятельность в высшем профессиональном образовании включает в себя:

• разработку индивидуальной образовательной траектории студента (1 курс); определение профильной направленности индивидуальной образовательной

траектории студента;

• обеспечение практической подготовки студента;

• проведение консультаций по формированию профессиональных компетенций и помощь в выборе модуля в образовательном пространстве высшего учебного заведения;

• организация социально-образовательного процесса.

Таким образом, тьюторская деятельность в вузе обеспечивает вхождение студента в образовательное пространство высшего учебного заведения, способствуя сопровождению индивидуального образования на основе осознания индивидуальных целей образования, выбора средств и форм образования, эффективных именно в рамках осознанных специфических целей, разработки долговременной образовательной программы, отслеживания её эффективности и оценивания субъектно-значимых результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белякова, Н. Ю. Исторический опыт тьюторства в Британской высшей школе [Текст] /Н.Ю. Белякова // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8.

2. Гаранина, О.Д. Социологические особенности учебной деятельности иностранных студентов [Текст] / О.Д.Гаранина, А.В.Прохоров // Научный вестник МГТУ ГА, Серия общество, экономика, образование. - 2002.- №47.

3. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь [Электронный ресурс]. - URL: http6//dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/ (дата обращения)

4. Иванова, М.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России [Текст] : дис.... д-ра психол. наук./ М.А.Иванова.- СПб., 2001. - 353 с.

5. Казакова, Е. И. Методическое пособие для тьюторов к УМК для повышения квалификации директоров школ [Текст] / Е.И.Казакова, Т.Г.Галактионова // М.: Нац. фонд подготовки кадров. - 2006.

6. Киящук, Т.В. Модели службы психологического сопровождения обучения иностранных студентов в российском вузе [Текст] //Т.В.Киящук. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Психол. науки. - 2008. -№ 3.

7. Ковалева, Т.М. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора / Т.М.Ковалева // материалы всерос. науч.-метод. сем. «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика». - М.: АПК и ППРО, 2009.

8. Комлев, Н.Г. Словарь иностранных слов [Электронный ресурс]. - URL: http6//dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/ (дата обращения 03.03.2014).

9. Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях // Научно-практическая конференция сотрудников международных служб вузов г. Москвы и Московской области 28 октября 2002 г. Материалы конференции. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э Баумана, 2002.

10. Кравцов А.В. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России [Текст]: дис. ... канд. психол. наук. М., 2008.- 130 с.

11. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов [Текст] /Л.П.Крысин // М.: Русский язык, 2000. - 856с.

12. Открытое дистанционное образование: словарь терминов / сост. Вербицкий А.А., Теслинов А.Г., Чернявская А.Г., Щенников С.А., - Жуковский: МИМ ЛИНК. -2005.

13. Рахимов, Т.Р. Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития [Текст] / Т.Р. Рахимов // Язык и культура. - 2010. - №4

14. Рыбалкина, Н.В. К истории тьюторства. Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвящённый 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. - Томск: «Принт», 2005.

15. Сальвадор Адериту Себаштиау Бартоломеу. Особенности отношения к учению иностранных и российских студентов в российских вузах. [Текст] / Научный поиск. - 2013. -№4.

16. Степаненко, Е.В. Управление социальной адаптацией иностранных студентов в российском техническом вузе. [Текст]: дисс.канд. социол. наук / Е.В.Степаненко. - 2003.

17. Хавронина, С.А. Психолого-педагогичские аспекты адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах [Текст] / С.А. Хавронина //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. -2007. - № 2.

18. Челнокова, Е.А. Профессиональные компетенции тьютора [Текст] / Е.А.Челнокова // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: Сборник научных трудов по материалам VI-й Международной научно-практической конференции (заочной) (26 февраля 2008г.). - Тамбов: ТГУ им.Г.Р.Державина, 2008 - Т.II. Общественные науки. - С. 159-160.

19. Челнокова, Е. А. Тьюторская деятельность педагога в условиях профильного обучения [Текст]: авторефер. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук (13.00.01) / Челнокова Елена Александровна; Волж. гос. инженер.-пед. ун-т. - Нижний Новгород: 2010. - 22 с.

20. 2009 World Conference on Higher Education: The New Dynamics of Higher Education and Research for Societal Change and Development (UNESCO, Paris, 5-8 July 2009) COMMUNIQUE http://www.unesco.org/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/ED/ED/pdf/WCHE_2009/FINAL%20C0M MUNIQUE%20WCHE%202009 .pdf.

© ЧелноковаЕ.А., Набиев Р.Д.,2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.