УДК 378
Е.А.ЧЕЛНОКОВА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: chelnelena@ gmail. com Р.Б. НАБИЕВ, Учёный секретарь, Азербайджанский научно-исследовательский институт Овощеводства. Баку, Азербайджан, e-mail: [email protected]
ВНЕДРЕНИЕ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
E.Chelnokova, Ramil Nabiev
IMPLEMENTING OF ACTIVITIES TUTORING IN THE EDUCATIONAL SPACE OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Статья посвящена проблеме внедрения тьюторской деятельности в образовательное пространство высшего учебного заведения. Авторы анализируют понятие тьютора и тьюторской деятельности. Тьюторская деятельность рассматривается авторами как комплекс профессионально-информационных, организационно-координационных, консультативно-практических, социально-педагогических мероприятий. Авторами выделены функции тьютора, рассмотрено содержание тьюторской деятельности. Ключевые слова: тьютор, тьюторская деятельность, функции тьютора Article is devoted to the introduction of tutor activities in the educational area of higher education. The authors analyze the notion of a tutor and tutor activity. Tutoring activities are regarded by the authors as a set of professional information, organizational coordination, consultative and practical, social and educational activities. The authors highlighted the function of the tutor, tutor reviewed the contents of activity.
Keywords: tutor, tutoring activities, functions, tutor
Укрепление международного авторитета России как страны, ее высшей школы невозможно без обеспечения высокого качества профессионального образования, в частности, высокого качества подготовки специалистов для зарубежных стран в российских университетах, а это, в свою очередь, в значительной степени определяется успешностью решения проблем организации обучения и социокультурной адаптации иностранных студентов [9, с. 106-113].
В Концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях указывается: «Российская Федерация обладает реальным потенциалом, позволяющим ей занимать достойное место в мировом образовательном сообществе. Определяющее значение здесь имеют высокое качество и доступность российского образования, широкий спектр предоставляемых образовательных услуг, мощный интеллектуальный ресурс, высокий, но вместе с тем не полностью реализуемый научно-педагогический потенциал образовательных учреждений. В интересах России - эффективное использование имеющегося образовательного потенциала, являющегося также одним из весьма значимых национальных экспортных ресурсов» [9, с. 106-113].
Факторами повышения качества и эффективности высшего образования, как было заявлено на всемирной конференции по вопросам высшего образования ЮНЕСКО 2009, являются академическая мобильность и в том числе кросс-граничное получение образовательных услуг [20].
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина уже на протяжении долгого времени активно развивает международную сферу деятельности, в том числе привлечение иностранных студентов для получения высшего профессионального образования. Свыше 224 студентов из более чем 25 стран мира являются
студентами НГПУ им. К.Минина в настоящее время. В связи с этим актуальной задачей для университета является организация результативного процесса обучения иностранных студентов, обеспечивающего высокое качество образовательных услуг и позволяющего эффективно реализовывать современные концепции преподавания по выбранным ими специальностям. Эта задача является комплексной и многоплановой.
Студентам - гражданам иностранных государств - приходится входить в иную социокультурную и языковую среду, адаптироваться к образовательному пространству вуза, непривычному климату, новым методам и формам обучения.
Исследование показало, что тьюторство, заимствованное из британского образования, обеспечивает вхождение студентов в образовательное пространство высшего учебного заведения.
Тьюторство исследовалось многими учёными (Н.Ю.Белякова, Т.М.Ковалёва, Н.В.Рыбалкина и др.), что помогло определить его тьютора как: педагога-наставника, преподавателя-консультанта [12]; наставника, воспитателя, куратора студенческой группы [11]; как индивидуального научного руководителя обучающихся, воспитателя в учебном заведении [3]; индивидуального научного консультанта студента [8].
Исследование показало, что тьюторская деятельность понимается как содействие, поддержка, как помощь в самоопределении; создание условий для поиска, пробы себя и т.д.; планирование и организация деятельности обучающихся; организация самостоятельной работы; как содействие обучающемуся при освоении и использовании знаний для решения образовательных и жизненных проблем [14].
Тьюторская деятельность в системе высшего профессионального образования рассматривается нами как совместная работа педагога и обучающихся по освоению программ высшего профессионального образования, как комплекс профессионально-информационных, организационно-координационных, консультативно-практических, социально-педагогических мероприятий. Исследование показало, что тьюторская деятельность включает в себя диагностически-целевой, организационно-координационный, учебно-методический, консультативно-практический компоненты.
Диагностически-целевой компонент предназначен для диагностики индивидуальных особенностей личности студентов с целью выявления практической подготовки; мониторинга образовательной деятельности в период обучения. Организационно-координационный компонент предполагает разработку индивидуальной образовательной траектории студентов. Учебно-методический компонент включает деятельность по обеспечению практической подготовки; по координации деятельности субъектов тьюторской деятельности; по вовлечению студентов в научно-исследовательскую и проектную деятельность. Консультативно-практический компонент включает консультативную помощь студентам в осознании своих образовательных и профессиональных перспектив; по формированию профессиональных компетенций.
Можно выделить определённые предпосылки внедрения технологии тьюторства в современных высших учебных заведениях:
1) большая степень неопределенности, хаотичности большинства получаемых знаний;
2) постоянное самообразование становится повсеместной нормой;
3) востребованность большого объёма учебного ресурса;
4) образ жизни выступает предметом для управления и проектирования.
Исхода из этого можно определить задачи тьютора в образовательном пространстве
высшей школы:
- создание условий для организации исследовательской, проектной и творческой деятельности студентов с учетом индивидуальных программ;
- помощь студенту в овладении способами освоения культуры (исследованием, проектированием, творчеством) как необходимыми для наработки собственных методов самоорганизации, осознания своих возможностей и образовательных перспектив;
- формулировка осознанного заказа к обучению: осуществление деятельности по разработке индивидуальной образовательной траектории;
- расширение образовательного пространства студентов как пространства пробы себя, своих возможностей.
В системе высшего образования своеобразие деятельности тьютора заключается в органичном сочетании научной и педагогической работы, осуществляемой в общении со студентами.
Одним из важнейших профессиональных качеств преподавателя является владение психолого-педагогической диагностикой - умением своевременно обнаруживать противоречия и проблемы в учебной деятельности студента, видеть и понимать характер и природу трудностей усвоения учебного материала, правильно определять причины их возникновения, находить адекватные пути и способы их преодоления [17, с. 84-88].
В ходе исследования нами выделены следующие функции тьютора:
- методическая - учебно-методическое сопровождение процесса профессионального образования;
- контрольно-диагностическая - мониторинг планов обучающихся, их интересов, склонностей, мотивов; выявление и анализ проблем, возникающих при обучении, разработка способов их разрешения;
- учебная - осуществление профессионального образования;
- проектировочная - конструирование модели предстоящей деятельности, выбор способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающихся проблем и разработка средств и процедур тьюторской деятельности по освоению программ учебных дисциплин;
- консультационная - оказание помощи обучающимся в осознании своих образовательных и профессиональных перспектив, в осуществлении поддержки обучающихся при решении возникающих затруднений и проблем;
- организаторская - вовлечение обучающихся в познавательную и профессиональную деятельность, сотрудничество с ними в достижении намеченной цели;
- аналитическая - анализ и коррекция процесса и результатов обучения, организация системы педагогической помощи и поддержки;
- маркетинговая - исследование рынка образовательных услуг для максимального удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг;
- мотивационная - развитие потребностей обучающихся в самообразовании и саморазвитии;
- рефлексивная - организация осознания самообразовательной деятельности в процессе получения профильного образования [19].
Студент в обучающей ситуации выступает как субъект, имеющий свои образовательные цели и задачи. Введение в штатное расписание вуза такой единицы, как тьютор, будет способствовать более эффективному достижению этих целей. Позиция тьютора в вузе принципиально отличается от позиций других представителей профессорско-преподавательского состава. Тьютор не только должен быть «транслятором» знаний, заниматься организацией учебного процесса, но и должен выражать интересы студента в образовательном пространстве, помогать студенту в выявлении его собственных потребностей в получении тех или иных знаний, умений и навыков.
Тьюторская деятельность в высшем профессиональном образовании включает в себя:
• разработку индивидуальной образовательной траектории студента (1 курс); определение профильной направленности индивидуальной образовательной
траектории студента;
• обеспечение практической подготовки студента;
• проведение консультаций по формированию профессиональных компетенций и помощь в выборе модуля в образовательном пространстве высшего учебного заведения;
• организация социально-образовательного процесса.
Таким образом, тьюторская деятельность в вузе обеспечивает вхождение студента в образовательное пространство высшего учебного заведения, способствуя сопровождению индивидуального образования на основе осознания индивидуальных целей образования, выбора средств и форм образования, эффективных именно в рамках осознанных специфических целей, разработки долговременной образовательной программы, отслеживания её эффективности и оценивания субъектно-значимых результатов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белякова, Н. Ю. Исторический опыт тьюторства в Британской высшей школе [Текст] /Н.Ю. Белякова // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8.
2. Гаранина, О.Д. Социологические особенности учебной деятельности иностранных студентов [Текст] / О.Д.Гаранина, А.В.Прохоров // Научный вестник МГТУ ГА, Серия общество, экономика, образование. - 2002.- №47.
3. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь [Электронный ресурс]. - URL: http6//dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/ (дата обращения)
4. Иванова, М.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России [Текст] : дис.... д-ра психол. наук./ М.А.Иванова.- СПб., 2001. - 353 с.
5. Казакова, Е. И. Методическое пособие для тьюторов к УМК для повышения квалификации директоров школ [Текст] / Е.И.Казакова, Т.Г.Галактионова // М.: Нац. фонд подготовки кадров. - 2006.
6. Киящук, Т.В. Модели службы психологического сопровождения обучения иностранных студентов в российском вузе [Текст] //Т.В.Киящук. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Психол. науки. - 2008. -№ 3.
7. Ковалева, Т.М. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора / Т.М.Ковалева // материалы всерос. науч.-метод. сем. «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика». - М.: АПК и ППРО, 2009.
8. Комлев, Н.Г. Словарь иностранных слов [Электронный ресурс]. - URL: http6//dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/ (дата обращения 03.03.2014).
9. Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях // Научно-практическая конференция сотрудников международных служб вузов г. Москвы и Московской области 28 октября 2002 г. Материалы конференции. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э Баумана, 2002.
10. Кравцов А.В. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России [Текст]: дис. ... канд. психол. наук. М., 2008.- 130 с.
11. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов [Текст] /Л.П.Крысин // М.: Русский язык, 2000. - 856с.
12. Открытое дистанционное образование: словарь терминов / сост. Вербицкий А.А., Теслинов А.Г., Чернявская А.Г., Щенников С.А., - Жуковский: МИМ ЛИНК. -2005.
13. Рахимов, Т.Р. Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития [Текст] / Т.Р. Рахимов // Язык и культура. - 2010. - №4
14. Рыбалкина, Н.В. К истории тьюторства. Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвящённый 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. - Томск: «Принт», 2005.
15. Сальвадор Адериту Себаштиау Бартоломеу. Особенности отношения к учению иностранных и российских студентов в российских вузах. [Текст] / Научный поиск. - 2013. -№4.
16. Степаненко, Е.В. Управление социальной адаптацией иностранных студентов в российском техническом вузе. [Текст]: дисс.канд. социол. наук / Е.В.Степаненко. - 2003.
17. Хавронина, С.А. Психолого-педагогичские аспекты адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах [Текст] / С.А. Хавронина //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. -2007. - № 2.
18. Челнокова, Е.А. Профессиональные компетенции тьютора [Текст] / Е.А.Челнокова // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: Сборник научных трудов по материалам VI-й Международной научно-практической конференции (заочной) (26 февраля 2008г.). - Тамбов: ТГУ им.Г.Р.Державина, 2008 - Т.II. Общественные науки. - С. 159-160.
19. Челнокова, Е. А. Тьюторская деятельность педагога в условиях профильного обучения [Текст]: авторефер. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук (13.00.01) / Челнокова Елена Александровна; Волж. гос. инженер.-пед. ун-т. - Нижний Новгород: 2010. - 22 с.
20. 2009 World Conference on Higher Education: The New Dynamics of Higher Education and Research for Societal Change and Development (UNESCO, Paris, 5-8 July 2009) COMMUNIQUE http://www.unesco.org/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/ED/ED/pdf/WCHE_2009/FINAL%20C0M MUNIQUE%20WCHE%202009 .pdf.
© ЧелноковаЕ.А., Набиев Р.Д.,2014