УДК 378
Е.А.ЧЕЛНОКОВА1, Р.Б. НАБИЕВ2
'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
2 Азербайджанский Научно-исследовательский Институт Овощеводства, Баку, Азербайджан
ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация. В статье авторы обращаются к рассмотрению вопроса адаптации студентов первых курсов к образовательной деятельности в высшем учебном заведении. Даётся определение социализации, так как проблема адаптации неразрывно связана с социализацией студентов. На основании представленных трактовок процесса адаптации различных учёных авторами даётся определение рассматриваемого в статье понятия. Уделяется внимание специфике адаптационного процесса. Авторы указывают на психические новообразования и факторы дезадаптации студентов-первокурсников, важными из которых они называют эмоциональные переживания и мотивационные факторы. Успешность адаптационного процесса студентов на начальном этапе обучения в высшей школе, по мнению авторов, во многом зависит от его сопровождения, которое может осуществлять тьютор. Рассмотрена этимология слова «тьютор» и история возникновения тьюторской деятельности в образовательной практике. Авторы определяют задачи тьюторской деятельности и указывают факторы и критерии успешной адаптации студентов вуза.
Ключевые слова: адаптация студентов, адаптационный процесс, социализация, студенчество, факторы дезадаптации, мотивационные факторы, психические новообразования,системный подход, критерии успешной адаптации, эмоции, тьютор, виды деятельности тьютора, тьюторская деятельность.
Е.А.CHELNOKOVA1, R. NABIEV2
' Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation 2Academic Secretary, Azerbaijan Scientific-Research Institute of Vegetables, Baku, Azerbaijan
TUTOR ACTIVITY OF THE TEACHER TO ENSURE THE SUCCESSFUL ADAPTATION OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY
Abstract. The authors refer to the question of adaptation of first-year students to educational activity in higher education. We give a definition of socialization, since the problem of adaptation is inextricably linked to the socialization of students. On the basis of the process of adaptation of the different interpretations of scientists author gives definition of this notion in the article. Attention is paid to the specifics of the adaptation process. The authors point to the mental neoplasms and factors maladjustment first-year students, the most important of which are referred to as emotional distress and motivational factors. The success of the adaptation process of students in the initial stage of learning in higher education, according to the authors, depends largely on its maintenance, which can carry a tutor. We consider the etymology of the word "tutor" and the history of the emergence tyutorskoy activities in educational practice. The authors define the problem tyutorskoy activity and indicate the factors and criteria for successful adaptation of university students. Keywords: adaptation of students, adaptation process, socialization, students, disadaptation factors, motivators, mental new growths, system approach, criteria of successful adaptation, emotion, tutor, kinds of activity of the tutor, tyyutorsky activity.
Современные условия социально-экономического развития российского общества диктуют необходимость в серьезной перестройке учебно-воспитательного процесса в
учреждениях высшего профессионального образования относительно создания педагогически управляемой и самосовершенствующейся, адекватной как особенностям социальной среды, образовательным потребностям обучающихся, так и уровню их профессиональной подготовки системы. Огромную роль в процессе развития личности будущего специалиста играет начальный этап обучения в высшей школе [20].
Обращение к вопросу адаптации студентов вызвано обострением противоречия между потребностью общества и государства в высоком качестве высшего профессионального образования и недостаточной готовностью абитуриентов, поступающих в высшее учебное заведение, к продолжению обучения в новых условиях взаимодействия с образовательной средой вуза.
Проблема адаптации студентов к условиям обучения в вузе обусловлена слабой преемственность между средней и высшей школой. Своеобразие методики и организация процесса обучения в высшей школе, значительно больший объем учебной информации, недостаточность навыков самостоятельной учебной деятельности приводят к психическому напряжению студентов-первокурсников и являются причиной разочарования выбранной профессией.
И.А. Зимняя при рассмотрении студенчества как особой социальной категории, специфической общности людей, которые организационно объединены институтом высшего образования, акцентирует внимание на выделении основных характеристик студенческого возраста. Студенчество отличается от других групп населения образовательным уровнем, повышенной познавательной мотивацией, более высокой социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Студенческий возраст с точки зрения общепсихического развития - это период интенсивной социализации человека, связанный с развитием высших психических функций, становлением всей интеллектуальной системы.
Взаимодействие индивида и общества обозначается понятием «социализация». Американские социологи (Д.Доллэрд, А.Тарк и др.) в середине прошлого столетия впервые обратились к рассмотрению данного понятия как процесса вхождения человека в социальную среду и приспособления его к культурным, психологическим и социальным факторам.
Исследователи социальной и возрастной психологии в России определяют социализацию «...как процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих обществу в целом и отдельным группам» (И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов); как «...вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций... » (Б.Д.Парыгин). Таким образом, определение понятия «социализация» в современной педагогике и психологии раскрывается через понятие «адаптация».
В современной науке отмечаются различные подходы к определению процесса адаптации студентов. А.К. Гришанов, В.Д. Цуркан адаптацию студента рассматривают в качестве процесса приведения основных параметров его социальных и личностных характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту [4].
Ю.С Бабахан, отмечая значимость самооценки студента в качестве показателя его способности к учебной адаптации, указывает, что адаптация - это всегда тот или иной вид балансирования внутреннего и внешнего, индивидуального с общественным. Важным предпосылочным условием успешной адаптации студента выступает наличие у него способности правильно оценивать свои возможности как в отношении предъявляемых ему учебных заданий, так и в отношении его распорядка и правил, определяющих их выполнение [1].
А.В. Сиомичев при рассмотрении адаптации в качестве процесса приспособления индивидуальных и личностных качеств человека к изменившимся условиям жизни и
деятельности выделяет познавательный и коммуникативный аспекты в области адаптации студентов в качестве основного направления учебной деятельности. Исследователь адаптацию студентов-первокурсников связывает с необходимостью преодоления трудностей при вхождении в новую социальную среду с установленными внутригрупповыми отношениями, с приспособлением к новым формам обучения. Вторая «критическая» точка -обучение на третьем курсе, она характеризуется как процесс профессионального самоопределения личности, связанный с началом профессиональной адаптации личности к своей будущей специальности. Эти процессы рассматриваются в качестве составных компонентов адаптационного процесса и находятся в логической последовательности [17].
В исследовании А.Г Терещенко указывается, что динамику развития внимания, памяти и образного мышления необходимо рассматривать в качестве процесса, отражающего «приспособление» студентов к процессу обучения в вузе. Показателам адаптации к учебному процессу выступает изменение уровня функций и их стабилизация [18].
По мнению Т.И Ронгинской, адаптация студентов является сложным процессом, когда происходит перестройка психической деятельности. Данный процесс находит проявление в изменениях уровневых значений отдельных характеристик личности и в изменении взаимосвязей между ними, а также в различных соотношениях изменений в различные периоды процесса адаптации [15].
И.Кон понимает адаптацию как активный процесс приспособления, волевую реакцию усвоенных норм и ценностей в условиях конкретной ситуации. Р.Бибрих, Л.Томилина под адаптацией понимают процесс приведения в соответствие основных параметров социальной и личностной характеристик студента с новыми условиями среды вуза как внешнего фактора по отношению к студенту [5].
Адаптацию студентов к обучению в вузе мы определяем в качестве интенсивного и динамичного, многостороннего и комплексного процесса жизнедеятельности, связанного с выработкой индивидом устойчивых навыков удовлетворения предъявляемых к нему в ходе обучения и воспитания в высшей школе требований на основе соответствующих приспособительных реакций. На начальном этапе осуществляется адаптация к образовательной и социокультурной среде вуза, далее - к избранной профессиональной деятельности. Следовательно, от успешной организации адаптации зависит весь дальнейший процесс обучения студента в вузе.
Проблемам адаптации студентов и вопросам эффективности подготовки будущих специалистов уделяется пристальное внимание в таких отраслях научного знания, как психология, социология, медицина. Отмечается зависимость эффективности и успешности обучения от способности студентов в освоении новой образовательной среды высшего учебного заведения.
Психобиологические предпосылки студенческого возраста отражаются на специфике адаптационного процесса. Как отмечают современные психологи (К.А.Абульханова-Славская, А.Г.Асмолов, А.А.Бодалёв, В.А.Петровский. В.И.Слободчиков и др.), процесс онтогенетического развития человека характеризуется кризисными периодами, отмеченными изменениями в развитии психики и организма, приводящими к развитию психических новообразований. Данные новообразования характеризуются потребностью в осознании собственных жизненных смыслов на пути становления личности как будущего профессионала, семьянина, гражданина; способностью к целостному восприятию собственного «я»; к самодетерминации собственного поведения; творческому саморазвитию; к саморегуляции деятельности и поведения, склонностью к импровизации, неадаптивной активности; стремлению к независимости, самостоятельности; быстрым принятием всего нового, передового; потребностью в интерактивном общении; в эмоциональной привязанности к преподавателю, родителям, лицу противоположного пола; потребностью в поиске истинных жизненных смыслов и др.
К психическим новообразованиям, наиболее чувствительным к ситуации адаптации в связи с началом обучения в высшем учебном заведении, объединяемым в понятие студенческий адаптационный синдром, следует отнести: мотивацию, эмоциональное реагирование, коммуникативную комфортность, энергетический потенциал человека.
При рассмотрении процесса адаптации студентов к обучению в высшей школе следует отметить факторы дезадаптации, которые характеризуются неподготовленностью к новым способам восприятия и переработки информации; неподготовленностью к самопрезентации в учебной деятельности и в академической группе; неудовлетворенностью обучением; отсутствием способности к систематизации знаний. Одновременно с этим отмечаются физическое переутомлением, возрастание страха нарушения норм поведения в вузе, неспособность включиться и выдержать высокий темп жизнедеятельности.
Обучение и общение в новых условиях становится для вчерашнего абитуриента основной и самой значимой деятельностью, связанной с эмоциональными переживаниями. Эмоции - это субъективное отношение к объективной реальности, это высоко интегрированная реакция, которая охватывает весь организм в целом. Согласно деятельностной теории эмоций В.И.Медведева, эмоции возникают как результат оценки значимости целей и средств деятельности, как оценка собственной значимости [13]. Анализируя эмоциональные переживания, можно сделать вывод о реакции личности на успешность или неуспешность своего поведения в новой среде. Таким образом, адаптация к вузу, требующая мобилизации как психических, так и физических сил человека, напряжения, активизации всех его возможностей отводит важную роль энергетическому аспекту. Для успешной адаптации студентов к условиям обучения в высшей школе немаловажны коммуникативные аспекты данного процесса: студенческое и преподавательское общество, являющиеся значимыми для студента, оказывают на него огромное влияние через отношение, требования, нормы поведения и традиции. Следовательно, важно диагностировать эмоциональное состояние первокурсника в новой социальной среде. Мотивационные факторы также являются определяющими успешность процесса адаптации. Мотив - это то, что побуждает действовать человека тем или иным образом, это опредмеченная потребность. Мотив определяет поведение личности. Следовательно, необходимо установить мотивы, определяющие поведение студентов в новой для них ситуации жизнедеятельности в вузе; понять, ради чего совершаются определённые действия, выбираются способы поведения в обучении и в общении.
Слабая мотивация выбора профессии также является одной из причин, затрудняющих адаптацию студентов к обучению в вузе. У части студентов появляются сомнения в правильности выбора вуза, специальности. Первокурсники начинают переживать разочарование в получаемой профессии. Как показывают социологические исследования, на вопрос о причинах поступления в вуз не более 45% опрошенных отвечают, что поступление в вуз вызвано желанием получить хорошие знания и стать квалифицированным специалистом по выбранному направлению.
К основному содержанию процесса адаптации студентов младших курсов следует отнести формирование нового отношения к выбранной профессиональной деятельности, освоение новых форм учебного процесса, способов оценивания результатов учебной деятельности, приёмов самостоятельной работы, приспособление к новому типу учебного коллектива с его обычаями и традициями, обучение новым видам научной деятельности, приспособление к новым образцам «студенческой» культуры, формам использования свободного времени.
Таким образом, адаптация к вузу рассматривается в качестве сложного и многофакторного процесса, выражающегося в студенческом адаптационном синдроме, проявление которого связано с организацией обучения в высшей школе и с личностными особенностями студентов.
Тьюторство выступает в качестве одного из основных направлений адаптации студентов к обучению в высшей школе. «Тьютор» - «Шюг» в переводе с английского -педагог-наставник, преподаватель-консультант. Этимология этого слова (лат. Шеог -заботиться, оберегать) связана с понятиями «защитник», «покровитель», «страж» [14]. Впервые в истории позиция тьютора была введена в Оксфордском, а чуть позднее в Кембриджском университетах Великобритании еще в XII веке с целью противопоставления узконаправленному процессу обучения студента по определенному предметному направлению возможность видеть и использовать весь потенциал богатой университетской среды и формировать собственные образовательные программы. Позиция тьютора была введена как позиция старшего, сопровождающего процесс формирования каждым студентом собственной образовательной программы и оказывающего консультации в ответ на их конкретные образовательные запросы [10].
Термином «тьюторство» в мировой педагогической практике определяется оказание помощи, поддержки обучающимся, обеспечение условий для их саморазвития.
Тьюторская деятельность в качестве системы индивидуальной работы со студентами первых курсов основной задачей ставит обеспечение их успешной адаптации к обучению, приобщение к организационной культуре университета, нормам и правилам жизни в вузе. При этом тьютор является посредником между студентом и социокультурной средой университета. Главная задача тьютора - личностно ориентированная помощь первокурсникам.
Деятельность тьюторов в университете должна быть направлена на решение приоритетной задачи: создание оптимальных условий для адаптации и саморазвития личности студента. Тьютор участвует в решении этой задачи посредством консультирования, ориентации и психолого-педагогической поддержки студентов. Помимо этой задачи, важными являются помощь в социальной адаптации студентов-первокурсников и приобщение к корпоративной культуре университета.
Деятельность тьюторов в университете должна быть направлена на решение приоритетной задачи: создание оптимальных условий для адаптации и саморазвития личности студента. Виды деятельности тьютора при решении этой задачи: консультирование, ориентация и психолого-педагогическая поддержка студентов. Также важными являются помощь в социальной адаптации студентов-первокурсников и приобщение к корпоративной культуре университета.
При разработке программ тьюторского сопровождения, направленных на оптимизацию процесса адаптации, необходимо учитывать, что человек - это сложная, многоуровневая система, предельно открытая социальному воздействию. Следовательно, системный подход к личности студентов является определяющим и включает в себя: максимальное информирование студентов и их родителей об условиях предстоящей деятельности с целью формирования положительной установки на предполагаемые изменения в жизни; выявление личностных особенностей студентов путём психологической диагностики с целью их информирования об особенностях нервно-психической деятельности и оказания им своевременной психологической поддержки; организация совместной внеучебной деятельности для сплочения академических групп, выявление подростков со стойкими явлениями дезадаптации; организация индивидуальных и групповых коррекционных занятий [19].
Непосредственно в процессе обучения к факторам, которые положительно влияют на адаптацию студентов, мы относим: диагностику готовности абитуриентов к обучению в вузе; введение на первом курсе специальной учебной дисциплины «Введение в университет»; коррекцию и профилактику проявлений психической дезадаптации студентов-первокурсников; личностно ориентированое обучение студентов; повышение квалификации преподавателей и тьюторов по вопросам адаптации студентов к процессу обучения; совершенствование коммуникативной компетентности студентов при помощи специальных
психолого-педагогических тренингов; педагогическую помощь в овладении новейшими информационными технологиями; формирование умений и навыков самообразования у студентов преподавателями учебных дисциплин и постепенное введение форм вузовского контроля.
Критериями успешной адаптации студента к обучению в вузе выступает сформированность:
- ценностных ориентаций студентов; -высокой учебной мотивации;
- самостоятельности в познавательной деятельности; -межличностных отношений;
-позитивного настроя на эмоциональное благополучие.
Таким образом, для решения чрезвычайно важных задач: ускорения процесса адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, для исследования особенностей психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также для оптимизации условий образовательной среды, в которой происходит данный процесс, необходимо введение в образовательный процесс вуза такого субъекта педагогической деятельности, как тьютор. Следовательно, тьюторская деятельность является одним из основных стратегических направлений адаптации студентов к образованию в высшей школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабахан Ю.С. Самооценка студента как показатель его способности к учебной адаптации // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студента. Ереван,1973. С. 21-25.
2. Белякова Н. Ю. Исторический опыт тьюторства в Британской высшей школе // Высшее образование сегодня. 2006. № 8.
3. Гаранина О.Д., Прохоров А.В. Социологические особенности учебной деятельности иностранных студентов // Научный вестник МГТУ ГА, Серия общество, экономика, образование. 2002. №47.
4. Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев,1990. С.29-41.
5. Исмагилов Р.М., Рыкунова Л.С. Инновационная технология и общество. 2014. № 3 (5). С.100-106.
6. Казакова Е. И., Галактионова Т.Г. Методическое пособие для тьюторов к УМК для повышения квалификации директоров школ // М.: Нац. фонд подготовки кадров. 2006.
7. Киящук Т.В. Модели службы психологического сопровождения обучения иностранных студентов в российском вузе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Психол. науки. 2008. № 3.
8. Ковалева Т.М. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: материалы всерос. науч.-метод. сем. «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика». М.: АПК и ППРО, 2009.
9. Кравцов А.В. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 130 с.
10. Максимов В.В. Институт тьюторства как образовательная стратегия: в сб. Россия в контексте современных образовательных моделей. - Жуковский; МИМ ЛИНК, 2000. 64с.
11. Маркова С.М. Проектирование учебных заведений интегративного типа // Вестник Мининского университета. 2013. № 2. URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no2 (дата обращения: 13.03.2015)
12. Маркова С.М. Профессиональные ценности в условиях непрерывного многоуровневого образования // Вестник Мининского университета. 2013. № 3. URL: http://www.mininuniver.ru/scientific /scientific_activities/ vestnik/archive/no3 (дата обращения: 13.03.2015)
13. Медведев В.И. Учение об адаптации и его значение для военной медицины. Л., 1983
14. Открытое дистанционное образование: словарь терминов / сост. А.А.Вербицкий, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская, С.А. Щенников. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2005. - С. 74.
15. Ронгинская Т.И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов: автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Л. 1985. 17с.
16. Рыбалкина Н.В. К истории тьюторства. Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвящённый 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. Томск: «Принт», 2005.
17. Сиомичев А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе: автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Л., 1985. 17с.
18. Терещенко А.Г. Изменение особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности // Адаптация обучающихся и молодёжи к трудовой и учебной деятельности. Иркутск, 1986. С.89-103.
19. Челнокова Е.А. Тьюторская деятельность в условиях адаптации студентов-бакалавров менеджмента к обучению в высшей школе. Международный научно-исследовательский журнал. 2012. №6-2. С.65-66.
20. Челнокова, Е.А. Педагогическое сопровождение процесса адаптации студентов-бакалавров менеджмента к обучению в вузе // В сборнике: Мир научных открытий. Материалы Х Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. Москва, 2013. С.105-110.
21. Челнокова Е.А. Внедрение тьюторской деятельности в образовательное пространство высшего учебного заведения. // Вестник Мининского университета. 2014. №4 (8). С.38.
22. Palfreyman D. The Oxford Tutorial: Sacred Cow or Pedagogical Gem? // The Oxford Tutorial: «Thanks, you taught me how to think». - OxCHEPS, 2001.
23. Ruan A.A Liberal Education: and that includes the Sciences! // The Oxford Tutorial: "Thanks, you taught me how to think". - OxCHEPS, 2001.
REFERENCES
1. Babakhan Yu.S. Samootsenka studenta kak pokazatel' ego sposobnosti k uchebnoy adaptatsii [Self-evaluation of the student as an indicator of its ability to adapt to the training]. Psikhologicheskie i sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti adaptatsii studenta [Psychological and socio-psychological features of adaptation of the student]. Yerevan,1973, pp. 21-25 (in Russian).
2. Belyakova N. Yu. Istoricheskiy opyt t'yutorstva v Britanskoy vysshey shkole [The historical experience of tutoring at the British higher school]. Vysshee obrazovanie segodnya, 2006, no. 8 (in Russian).
3. Garanina O.D., Prokhorov A.V. Sotsiologicheskie osobennosti uchebnoy deyatel'nosti inostrannykh studentov [Sociological characteristics of educational activity of foreign students]. Nauchnyy vestnik MGTU GA, Seriya obshchestvo, ekonomika, obrazovanie. 2002, no. 47 (in Russian).
4. Grishanov L.K., Tsurkan V.D. Sotsiologicheskie problemy adaptatsii studentov mladshikh kursov [Sociological problems of adaptation junior students]. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty adaptatsii studentov k uchebnomu protsessu v vuze [Psycho-pedagogical aspects of adaptation of students to the educational process at the university]. Kishinev,1990, pp. 29-41 (in Russian).
5. Ismagilov R.M., Rykunova L.S. Innovatsionnaya tekhnologiya i obshchestvo [Innovative technology and society]. 2014, no. 3 (5), pp.100-106 (in Russian).
6. Kazakova E. I., Galaktionova T.G. Metodicheskoe posobie dlya t'yutorov k UMK dlya povysheniya kvalifikatsii direktorov shkol [Toolkit for tutors to the CMO for training principals]. Moscow, Nat. Training Foundation Publ., 2006. (In Russian)
7. Kiyashchuk T.V. Modeli sluzhby psikhologicheskogo soprovozhdeniya obucheniya inostrannykh studentov v rossiyskom vuze [Models of service of psychological support of foreign students in Russian universities]. Vestn. Mosk. un-ta. Ser. Psikhol. Nauki, 2008, no. 3 (in Russian).
8. Kovaleva T.M. Organizatsiya t'yutorskogo soprovozhdeniya v obrazovatel'nom uchrezhdenii: soderzhanie, normirovanie i standartizatsiya deyatel'nosti t'yutora: materialy vseros. nauch.-metod. sem. «Standarty deyatel'nosti t'yutora: teoriya i praktika» [Organization of tutor support in educational institution: the maintenance, regulation and standardization activities tutor: Proc. scientific-method. Sem. "Standards of Educational theory and practice"]. Moscow, APC and PPRO Publ., 2009. (In Russian)
9. Kravtsov A.V. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya inostrannykh studentov k vysshey shkole Rossii. Diss. kand. psikhol. nauk [Socially-psychological adaptation of foreign students to the high school of Russia. Cand. psychol. sci. diss]. Moscow, 2008. 130 p. (In Russian)
10. Maksimov V.V. Institut t'yutorstva kak obrazovatel'naya strategiya: v sb. Rossiya v kontekste sovremennykh obrazovatel'nykh modeley [Institute of tutoring as an educational strategy: in Proc. Russia in the context of modern educational models]. Zhukovsky, MIM LINK Publ., 2000. 64 p. (In Russian)
11. Markova S.M. Proektirovanie uchebnykh zavedeniy integrativnogo tipa [Design schools integrative type]. VestnikMininskogo universiteta, 2013, no. 2.
Available at: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no2 (accessed 13.03.2015). (In Russian)
12. Markova S.M. Professional'nye tsennosti v usloviyakh nepreryvnogo mnogourovnevogo obrazovaniya [Professional values in continuous multi-level education]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2013, no. 3. Available at: http://www.mininuniver.ru/scientific /scientific_activities/ vestnik/archive/no3 (accessed 13.03.2015). (In Russian)
13. Medvedev V.I. Uchenie ob adaptatsii i ego znachenie dlya voennoy meditsiny [The doctrine of adaptation and its implications for military medicine]. London, 1983. (In Russian)
14. Verbitskiy A.A., Teslinov A.G., Chernyavskaya A.G., Shchennikov S.A. Otkrytoe distantsionnoe obrazovanie: slovar' terminov [Open Distance Learning: Glossary of terms]. Zhukovsky, MIM LINK Publ., 2005, p. 74 (in Russian).
15. Ronginskaya T.I. Izmenenie sistemy lichnostnykh kharakteristik v protsesse adaptatsii studentov Avtoreferat dissertatsii na soiskanie stepeni kandidata psikhologicheskikh nauk. [Changing the system to personal characteristics in the process of adaptation of students: the dissertation on competition of degree of candidate of psychological Sciences] L. 1985. 17p. (in Russian).
16. Rybalkina N.V. K istorii t'yutorstva. T'yutorstvo: kontseptsii, tekhnologii, opyt. Yubileynyy sbornik, posvyashchennyy 10-letiyu t'yutorskikh konferentsiy. 1996-2005[On the history of tutoring. Tutoring: concepts, technology and experience. Jubilee collection dedicated to the 10th anniversary of tyutorskih conferences. 1996-2005]. Tomsk, "Print" Publ., 2005. (In Russian)
17. Siomichev A.V. Psikhologicheskie osobennosti adaptatsii studentov v sfere poznaniya i obshcheniya v vuze. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie stepeni kandidata psikhologicheskikh nauk [Psychological peculiarities of adaptation of students in the field of cognition and communication in high school: the dissertation on competition of degree of candidate of psychological Sciences.]. L., 1985. 17p. (In Russian)
18. Tereshchenko A.G. Izmenenie osobennostey psikhicheskikh protsessov u studentov v svyazi s adaptatsiey k uchebnoy deyatel'nosti [Change features of mental processes of students in connection with the adaptation of educational activity]. Adaptatsiya obuchayushchikhsya i molodezhi k trudovoy i uchebnoy deyatel'nosti [Adaptation of students and young people to work and training activities]. Irkutsk, 1986, pp. 89-103 (in Russian).
19. Chelnokova E.A. T'yutorskaya deyatel'nost' v usloviyakh adaptatsii studentov-bakalavrov menedzhmenta k obucheniyu v vysshey shkole [Tyutorskaya activities while adapting management undergraduate students to learn in high school]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal, 2012, no. 6-2, pp. 65-66. (in Russian).
20. Chelnokova, E.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie protsessa adaptatsii studentov-bakalavrov menedzhmenta k obucheniyu v vuze [Pedagogical support of adaptation process management undergraduate students to learn in high school]. Vsbornike: Mir nauchnykh otkrytiy. Materialy Kh Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Tsentr nauchnoy mysli [In: The world of scientific discovery. Materials X International scientific-practical conference. Center of scientific thought.]. Moscow, 2013, pp.105-110 (in Russian).
21. Chelnokova E.A. Vnedrenie t'yutorskoy deyatel'nosti v obrazovatel'noe prostranstvo vysshego uchebnogo zavedeniya [Implementation of activities in tyutorskoy educational space of higher education institution]. VestnikMininskogo universiteta, 2014, no. 4 (8), p. 38 (in Russian).
22. Palfreyman, D. The Oxford Tutorial: Sacred Cow or Pedagogical Gem? // The Oxford Tutorial: «Thanks, you taught me how to think». - OxCHEPS, 2001.
23. Ruan, A.A Liberal Education: and that includes the Sciences! // The Oxford Tutorial: "Thanks, you taught me how to think". - OxCHEPS, 2001.
© Челнокова Е.А., Набиев Р.Д., 2015
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Челнокова Елена Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected] Набиев Рамиль Джабраилович - Учёный секретарь, Азербайджанский Научно -исследовательский
Институт Овощеводства, Баку, Азербайджан, e-mail: nabiyev. ramil@yahoo .com.
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Chelnokova Elena - Ph.D., assistant professor of innovation management, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Nabiyev Ramil Dzhabrailovich - Scientific Secretary, Academic Secretary, Azerbaijan Scientific-Research Institute of Vegetables, Baku, Azerbaijan, e-mail: [email protected].