Научная статья на тему 'Тьюторская деятельность педагога в условиях профессионального самоопределения школьников'

Тьюторская деятельность педагога в условиях профессионального самоопределения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
606
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Набиев Р.Б.

В статье авторы обращаются к вопросу оказания помощи и поддержки учащимся старших классов средней школы в профессиональном самоопределении. Достаточно развёрнуто трактуется понятие «профессиональное самоопределение», рассматриваются различные подходы к пониманию сущности профессионального самоопределения, даётся характеристика процесса профессионального самоопределения. Решение исследуемого вопроса автор видит во внедрении тьюторской деятельности педагога в образовательный процесс учащихся старших классов. Автором рассматривается тьюторская деятельность педагога, описана сущность, цели, функции, структура и содержание тьюторской деятельности в условиях профессионального самоопределения школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTORING ACTIVITY OF THE TEACHER IN THE CONDITIONS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOLCHILDREN

The author addresses the question of providing assistance and support to students in high school in professional self-determination. Sufficiently deployed interpreted the concept of "professional self-determination," discusses various approaches to understanding the essence of professional self-given characteristic of the process of professional self. Decision investigated the author sees in the implementation of the teacher tutor in the educational process of high school students. The author considers the work of the teacher tutor, describes the nature, objectives, functions, structure and content of the tutor activity in conditions of professional self-determination of students.

Текст научной работы на тему «Тьюторская деятельность педагога в условиях профессионального самоопределения школьников»

УДК 378

Е.А.ЧЕЛНОКОВА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: chelnelena@ gmail. com Р.Б. НАБИЕВ, Учёный секретарь, Азербайджанский научно-исследовательский институт Овощеводства. Баку, Азербайджан, e-mail: nabiyev.ramil@yahoo.com

ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

E.Chelnokova, Ramil Nabiev

TUTORING ACTIVITY OF THE TEACHER IN THE CONDITIONS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOLCHILDREN

В статье авторы обращаются к вопросу оказания помощи и поддержки учащимся старших классов средней школы в профессиональном самоопределении. Достаточно развёрнуто трактуется понятие «профессиональное самоопределение», рассматриваются различные подходы к пониманию сущности профессионального самоопределения, даётся характеристика процесса профессионального самоопределения. Решение исследуемого вопроса автор видит во внедрении тьюторской деятельности педагога в образовательный процесс учащихся старших классов. Автором рассматривается тьюторская деятельность педагога, описана сущность, цели, функции, структура и содержание тьюторской деятельности в условиях профессионального самоопределения школьников. Ключевые слова: тьютор, тьюторская деятельность, профессиональное самоопределение

The author addresses the question of providing assistance and support to students in high school in professional self-determination. Sufficiently deployed interpreted the concept of "professional self-determination," discusses various approaches to understanding the essence of professional self-given characteristic of the process of professional self. Decision investigated the author sees in the implementation of the teacher tutor in the educational process of high school students. The author considers the work of the teacher tutor, describes the nature, objectives, functions, structure and content of the tutor activity in conditions of professional self-determination of students. Keywords: tutor, tutor activity, professional selfdetermination

На современном этапе модернизации российского образования организация образовательного процесса требует современных подходов. В педагогическом сообществе возрастает интерес к инновационному образованию, к идеям индивидуализации и открытости образования, это позволяет утверждать, что тьюторская деятельность становится ведущей педагогической технологией XXI века [16].

При анализе исследуемого вопроса при обращении к педагогической теории и практике можно констатировать, что теоретические и практические аспекты развития педагогической деятельности, которая направлена на оказание помощи и поддержки обучающимся средней школы в профессиональном самоопределении, в содержании собственного образования, особенности, структура, организационные условия данного процесса изучены не в полной мере.

Профессиональное самоопределение - процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Подростковый период - особый период в формировании личности, когда освоение общественного опыта накладывается на обучение в основной школе и завершается необходимостью сделать профессиональный выбор. Однако более 40% молодых людей при выборе профессии ориентируются, как правило, на содержательную

сторону, в результате этого профессиональный выбор осуществляется не вполне осознанно

[9].

В настоящее время есть разные подходы к пониманию сущности профессионального самоопределения. Так, С.Н.Чистякова готовность к профессиональному выбору определяет как устойчивую целостную систему профессионально важных качеств личности (положительное отношение к избираемому виду профессиональной деятельности, наличие необходимых навыков, умений, знаний), а М.В.Ретивых - как интегральное свойство личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора, что проявляется в нравственной, психофизиологической и практической готовности к формированию и реализации профессионального намерения и стремления [8,17]. Таким образом, готовность к профессиональному самоопределению является результатом целенаправленной подготовки и самоподготовки, одим из проявлений уровня развития личности молодого человека.

Т.Е.Ефимова, И.В.Рябцева в своих исследованиях, связанных с вопросами формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению, опираются именно на понятие «профессиональное самоопределение», приведенное коллективом авторов под руководством С.Н.Чистяковой [1,12,17]. Тех же научных положений по вопросам профессионального самоопределения придерживаются Ю.А.Захаров, Н.Э.Касаткина, Б.П.Невзоров, Т.М.Чурекова в работах по теории и практике формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования [2,18].

Г.П.Щедровицкий рассматривает самоопределение в качестве способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность.

Предметом глубокого исследования Н.С.Пряжниковым стало профессиональное и личностное самоопределение. Исследователь, обращаясь к анализу литературы, проведя большую опытно-экспериментальную работу, существенно обогатил теорию и практику профессионального самоопределения. Уделяя внимание неразрывной связи профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни, он пишет: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации» [7].

В работе И.Н.Ивановой сделан вывод, что профессиональное самоопределение личности на стадии оптации - это построение ценностно-смысловой системы личности, а также построение и корректировка ее профессиональных перспектив [3].

С.Ю.Рубцова трактует профессиональное самоопределение как определение своей позиции относительно профессиональных ценностей, основанное на ведущих личностных смыслах, ориентированное на свои возможности и проектирующее будущее личности [10].

Обобщая проведённый анализ подходов к пониманию сущности профессионального самоопределения, обозначим основные моменты этого процесса:

1) профессиональное самоопределение характеризуется избирательным отношением индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной им профессии;

2) основой профессионального самоопределения выступает осознанный профессиональный выбор, учитывающий свои особенности и возможности, требования профессиональной деятельности и социально-экономических условий;

3) профессиональное самоопределение происходит в течение всей профессиональной жизни: осуществляется рефлексия, переосмысливание профессионального бытия и самоутверждение в профессии;

4) актуализация профессионального самоопределения личности активизируется различными событиями: окончанием общеобразовательной школы, профессионального

учебного заведения, повышением квалификации, сменой места жительства, аттестацией, увольнением с работы и др.;

5) профессиональное самоопределение выступает как важная характеристика социально-психологической зрелости человека, его потребности в самореализации и самоактуализации.

Процесс формирования профессионального самоопределения, не являясь естественным и стихийным процессом, должен быть педагогически организован и обеспечен. Это возможно при введении в образовательный процесс такого субъекта педагогической деятельности, как тьютор.

При исследовании мы выявили, что тьютор - понятие, являющееся англицизмом в русском языке и в терминологическом аппарате педагогической науки. В переводе с английского «тьютор» - «tutor» обозначает педагог-наставник, преподаватель-консультант, домашний учитель, репетитор, дающий частные уроки, школьный наставник. Этимология этого слова (лат. tueor - заботиться, оберегать) связана с понятиями «защитник», «покровитель», «страж» [6].

Тьюторство - это отдельная культура, формировавшаяся в истории параллельно культуре преподавания и обучения. Возникшая в XI веке, она корнями уходит в глубокую древность, в государство Спарта, где, согласно Андрееву Ю.В. [11], с семилетнего возраста дети жили отдельно от родителей в специальных лагерях под пристальным взглядом суровых наставников, которые воспитывали воинов посредством строжайшего подчинения старшему и воспитания силы воли. Г.А. Цукерман [13] рассказывает о фактах системы наставничества, которая основывалась на принципе сотрудничества обучаемых, в конфуцианской педагогике; в ланкастерской системе Европы и Америки первой четверти XIX века. Принцип взаимообучения состоял в обучении более способных мальчиков навыкам передачи знания группам других приятелей.

Я.А. Коменский видел необходимость в одновременном обучении людей чтению и письму и обучении тому, что усвоено. Им сформулирован принцип: «Все, что усвоено, в свою очередь, должно быть передаваемо другим и для других. Как можно больше спрашивать, спрошенное - усваивать, тому, что усвоил - обучать. Эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя» [4].

Представления различных авторов о предназначении и содержании тьюторской деятельности имеют как ряд общих черт, так и различий, которые обусловлены различиями в исторических и организационно-педагогических контекстах, во многом определяющих содержание тьюторской деятельности. Анализ зарубежного опыты показал, что в Англии тьюторское сопровождение признается ключевым методом университетского образования и ценнейшим средством профессионального руководства студентами. В Британии тьютор закрепляется за каждым учеником сразу по его приходу в школу и ведёт вплоть до его поступления в высшее образовательное учреждение.

Тьюторское сопровождение нашло своё применение не только в британских университетах. В английских грамматических школах, где учебная работа ведется на основе дифференцированного учебного плана, реализуется тьюторское сопровождение. Метод тьюторской деятельности используется и в английских «паблик скулз» (общественных школах-интернатах), в них основное внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся.

Система тьюторства довольно широко распространена и в элементарных американских школах. Она получила высокую оценку американских педагогов в качестве средства повышения уровня знаний и интереса к учебным предметам.

Элементы (или принципы) тьюторского сопровождения в той или иной форме применяются в некоторых европейских странах, хотя название «тьюторское сопровождение» может и не употребляться: Например, в Голландии смысл обсуждаемого понятия передается через английское: «school counselling and guidance and career counselling», что переводится

как система педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательном процессе. В Америке действует целая служба - «guidance», включающая в себя помощь ребенку в любой затруднительной ситуации, когда личность стоит перед необходимостью выбора, принятия решения, адаптации к новым условиям, развития своих способностей и интересов. Действующую в Нидерландах систему педагогической поддержки можно назвать тьюторской. Она представлена четырьмя моделями: «эксперт», «тьютор», «классный тьютор», секционно-групповая модель.

Модель «эксперт». Дети, имеющие проблемы, отправляются учителем-предметником к директору школы или к специалистам, например, к психологу, консультанту по конфиденциальным проблемам, к лечебному педагогу и т.д. На добровольных началах оказывают помощь обучающимся по своему предмету и отдельные учителя предметники.

Модель «тьютор». Каждый учащийся в течение всех школьных лет имеет своего личного опекуна. Тьютор не обязательно ведет предмет в классе, где учится его подопечный, он опекает, как правило, три десятка учеников из разных классов.

Модель «классный тьютор». Каждый класс имеет своего тьютора, отвечающего как за благополучие всего класса, так и каждого ребенка. Классный тьютор ведет уроки в своем классе, регулярно беседует с учащимися, налаживает контакты с родителями и учителями. В круг его забот входят вопросы профориентации, помощь в освоении навыков самоорганизации.

Модель «секционно-групповая». Часть классов, где на протяжении двух-трех лет ведет занятия ограниченная группа учителей, получает групповую поддержку. Все учителя в равной степени несут ответственность за благополучие детей. Обучение и педагогическая поддержка интегрированы в учебный процесс. Привлечение специалистов происходит, но значительно реже.

Наряду с личными и классными тьюторами педагогическую поддержку осуществляют в школе конфиденциальный наставник, ментор, консультант по профориентации, супервизоры учебного процесса и производственной практики, лечебный педагог, врач, медсестра, директор и его заместитель. В случае, когда проблема ребенка носит специфический характер, привлекаются специалисты вне школы. Подчас некоторые из этих должностей, например, тьютора и конфиденциального наставника, совмещаются в одном лице [14].

Цель тьюторской деятельности педагога в старших классах основной школы заключается в профессиональном самоопределении и определении индивидуальных образовательных траекторий выпускниками основной школы общеобразовательных учреждений.

Тьюторская деятельность включает в себя аналитико-диагностическую, организационно-методическую, профессионально-информационную, консультативно-практическую деятельность, обеспечивая активное отношение обучающихся к профессиональному выбору, соответствующему интересам, способностям, потребностям личности.

Аналитико-диагностическая - характеризуется диагностикой индивидуальных особенностей личности обучающихся, выявлением профессиональных интересов и склонностей, мотивов выбора, мониторингом профессионального самоопределения обучающихся.

Организационно-методическая - обеспечивает разработку учебно-методического обеспечения; определение содержания, методов и средств тьюторской деятельности; организацию и реализацию тьюторской деятельности; координацию деятельности субъектов тьюторской деятельности.

Профессионально-информационная деятельность может включать изучение курса «Введение в профессиональное образовательное пространство». Данный курс направлен на ознакомление обучающихся с основами профессионального выбора; с возможностями

получения образования по избранной профессии, на самопознание обучающимися своих склонностей, способностей; на развитие умений целеполагания, планирования профессионального образования и самопрезентации, а также приобретение практического опыта, который соответствует интересам, склонностям личности обучающегося.

Консультативно-практическая - предусматривает взаимодействие тьютора с различными группами обучающихся, которое включает в себя консультирование обучающихся по вопросам профессионального самоопределения, построения индивидуальной образовательной траектории.

Деятельность тьютора основывается на идеях гуманистического, личностно ориентированного и системного подходов и содержит этапы:

- подготовительный (осуществление диагностики интересов, потребностей, способностей обучающихся и разработки учебно-методического обеспечения);

- начальный (получение обучающимися под руководством тьютора профессионально интересующей информации);

- основной (включает консультационно-практическую деятельность по профессиональному самоопределению и разработку индивидуальной образовательной траектории);

- рефлексивный (самооценка обучающимися своей образовательной деятельности, обсуждение образовательных целей и перспектив обучающихся).

В ходе исследования нами выделены следующие функции преподавателя-тьютора:

- методическая - методическое обоснование и сопровождение процесса профессионального самоопределения;

- контрольно-диагностическая - мониторинг планов и намерений обучающихся, их интересов, склонностей, мотивов, готовности в целом к социально-профессиональному самоопределению; выявление и анализ проблем, возникающих при профессиональном самоопределении обучающихся, разработка способов их разрешения;

- учебная (дидактическая) - непосредственное осуществление образовательного процесса и управление качеством образования;

- проектировочная - выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающихся проблем и разработка средств и процедур тьюторской деятельности по социально-профессиональному самоопределению обучающихся в образовательном процессе, соответствующих индивидуальным особенностям восприятия ими оказываемой помощи;

- консультационная - оказание помощи обучающимся в осознании своих образовательных и профессиональных перспектив, в осуществлении социально-профессионального самоопределения обучающихся в образовательном пространстве и поддержку обучающихся при решении возникающих затруднений и проблем;

- организаторская (менеджерская) - создание условий для осознанного и ответственного выбора учебного заведения для продолжения образования;

- аналитическая - анализ и коррекция процесса и результатов социально-профессионального самоопределения обучающихся, организация системы педагогической помощи и поддержки;

- маркетинговая - исследование рынка образовательных услуг и организация управления ими для максимального удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг;

- мотивационная - развитие потребностей обучающихся в самообразовании и саморазвитии;

- рефлексивная - организация осознания самообразовательной деятельности в процессе профессионального самоопределения.

Таким образом, деятельность преподавателя-тьютора будет способствовать профессиональному самоопределению обучающихся, обеспечивая преемственность между общим и профессиональным образованием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ефимова, Т.Е. Формирование готовности школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределению [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Т.Е.Ефимова

- Челябинск, 2003;

2. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И.Загвязинский. - М. : Академия, 2001.

- С.101.;

3. Иванова, И.Н. Педагогическое руководство профессиональным самоопределением обучающихся сельскохозяйственных классов [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук / И.Н.Иванова - Екатеринбург, 1998

4. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения // Я.А. Коменский. - М., 1995 , с. 282 , с. 282

5. Маркова, С.М. Профессиональные ценности в условиях непрерывного многоуровневого образования // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 3.- URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no3 (дата обращения: 13.03.2015)

6. Проскуровская, И.Д. Опыт реконструкции исторических оснований тьюторства (на материале английских университетов) / Проскуровская И.Д. // Вестник Томского гос.ун-та. -2009. - №2(6). - С.73-81

7. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] Н.С.Пряжников // Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. ин-т. - М.; Воронеж, 1996. - С.145

8. Ретивых, М.В. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению [Текст]: автореф. дис. ...д-ра пед. наук / М.В.Ретивых - Чебоксары, 1998

9. Романова, Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы [Текст] / Е.С.Романова. - 2-е изд. - СПб., 2003.- С. 3.].

10. Рубцова, С.Ю. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению с учетом региональных особенностей Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук / С.Ю.Рубцова - Москва, 2003

11. Рыбалкина, Н.В. Идея тьюторства - идея педагогического поиска /идентификация пространств полагания [Текст] / Н. В. Рыбалкина // Тьюторство: идея и идеология : материалы 1-ой межрег. тьютор. конф., 29 февр. - 2 марта 1996 г., г. Томск. - Томск : Шк. «Эврика-развития», 1996. - С.15.

12. Рябцева, И.В. Формирование готовности младших подростков к профессиональному самоопределению в условиях развивающего обучения [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук / И.В. Рябцева. - Кемерово, 2003;

13. Цукерман, Г.А. Кто учит, учится (взаимное обучение: возможности и пределы возможностей) [Текст] : [История и соврем.использования метода "взаимное обучение" / Г.А. Цукерман // Начальная школа. - 1999. - N7

14. Челнокова, Е.А. Тьюторская деятельность педагога в условиях профильного обучения: монография / под ред. С.М.Марковой. - Н.Новгород: ВГИПУ, 2011. - С.19-20

15. Челнокова Е.А., Набиев Р.Б. Внедрение тьюторской деятельности в образовательное пространство высшего учебного заведения // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 4.- URL: http:// http://www.mininuniver.rU/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/4 (дата обращения: 13.03.2015)

16. Черемных, М.П. Тьютор - герой педагогики XXI века. Тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности в университете// Отв.ред. С.Ф.Сироткин, Д.Ю.Гребенкин. - Ижевск: Удмурдский гос.университет, ERGO, 2008. - С.14

17. Чистякова, С.Н. Формы и методы практико-ориентированной педагогической поддержки социально-профессиональной адаптации молодежи в условиях рынка труда: Кн. Для учителя и профконсультанта [Текст] / С.Н.Чистякова. - Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 2001. - С. 134

18. Чурекова, Т.М. Непрерывное образование и развитие личности в системе инновационных учебных заведений [Текст] / Т.М. Чурекова. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. -С.149.

© Челнокова Е.А., Набиев Р.Б., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.