УДК 373.1
00! 10.23951/1609-624Х-2017-12-37-41
ТЬЮТОРСТВО КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБЩЕСТВА
Ю. Н. Малиновская
Вологодский государственный университет, Вологда
Дается описание образовательной практики тьюторства в контексте вызовов индивидуализированного общества. Обозначены проблемы, с которыми сталкивается человек в индивидуализированном обществе, среди которых рост неопределенности жизни, отсутствие четких ориентиров. Ситуация неопределенности усложняет планирование человеком своей жизни, постановку им долгосрочных жизненных целей. Человек ощущает беспомощность, он дезориентирован и не может контролировать события, его жизнь теряет целостность, становится фрагментарной. Названы умения, позволяющие человеку жить в обществе нестабильности, такие как умение определять свои ценности, самостоятельно находить ресурсы для реализации своих целей, организовывать свою деятельность и осуществлять ее рефлексию. Рассмотрены различные подходы к осмыслению понятия «индивидуализация образования», разграничены понятия «индивидуальный подход» и «индивидуализация». Индивидуальный подход предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся, индивидуализация образования - это широкое понятие, подразумевающее субъектную позицию обучающегося, обращение к его интересам и потребностям, развитие у обучающегося самоконтроля, саморефлексии, самопланирования. Раскрыта сущность практики тьюторства как эффективной практики индивидуализации. Открытая, гуманная позиция тьютора, расширяющая образовательное пространство тьюторанта и способствующая его саморазвитию, противопоставлена авторитарной, директивной позиции педагога, ограничивающей образовательное пространство обучающегося и блокирующей его самостоятельность. Отмечена роль диалогической позиции педагога в реализации практики тьюторства. Поскольку практика тьюторства позволяет человеку осмыслить свою жизнь и формирует ряд умений, необходимых для достойной жизни в ситуации нестабильности, ее следует применять в образовании для преодоления вызовов индивидуализированного общества.
Ключевые слова: индивидуализированное общество, индивидуализация образования, тъюторство, тьютор, диалогическая позиция, тъюторская позиция педагога.
На современном этапе одной из ведущих тенденций в развитии российской системы образования становится курс на индивидуализацию.
Эта тенденция отражена в основных документах, регламентирующих образовательную деятельность в России. Так, в федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о необходимости обеспечения индивидуализации процесса образования, об учете индивидуальных потребностей обучающихся и об индивидуализации содержания образования [1-3].
Индивидуализация образования - объективная необходимость, вызванная растущей индивидуализацией общества.
Британский социолог З. Бауман, описывая черты индивидуализированного общества, указывает на рост неопределенности жизни, вследствие которого человек становится незащищенным, беспомощным. В обществе «постмодернити» человек дезориентирован и не может контролировать события, происходящие в окружающей его реальности, поэтому он отказывается от долгосрочных целей, от планирования собственной жизни, предпочитая получать немедленные результаты. Жизнь человека теряет целостность, становится дискретной, фрагментарной [4, 5].
По мнению психолога Е. А. Климова, фрагментарное восприятие человеком своей жизни и отсутствие размышлений о будущем сопряжены с переживанием кризиса нереализованности, опустошенности, бесперспективности [6, с. 411-417].
Индивидуализация общества означает утверждение в нем центральной роли индивида, но вместе с тем ндивидуализированное общество, характеризующееся отсутствием постоянства, не дает человеку надежной жизненной опоры, вследствие чего человек испытывает беспокойство, теряет устойчивые ориентиры и ощущение контроля над своей жизнью. В связи с этим образование должно помочь человеку приобрести умения, необходимые для полноценной жизни в нестабильном обществе:
- умение определить свои главные ценности, приоритеты, которые станут опорой в постановке целей деятельности, построении жизненной стратегии;
- умение самостоятельно находить ресурсы в самом себе и в окружающем мире для реализации своих целей;
- умение самостоятельно организовывать свою деятельность и осуществлять ее рефлексию.
Принцип индивидуализации в истории образования не является новым, похожие мысли можно встретить, например, у основоположника научной педагогики Я. А. Коменского, который в своей
Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2017. 12 (189)
«Великой дидактике» давал рекомендации педагогу, как нужно работать с разными по характеру, обладающими разными способностями учениками [7].
Безусловно, в основе индивидуальности лежит то, что дано человеку природой - его естественные задатки, но в современной педагогике в понятие индивидуализации вкладывается более глубокий смысл.
До сих пор нет четкого представления о том, что такое индивидуализация. Иногда ее отождествляют с индивидуальным подходом, в основе которого - учет индивидуальных особенностей обучающихся. На практике это означает подбор заданий того или иного уровня сложности конкретным ученикам. Однако при этом в паре «педагог - обучающийся» взаимоотношения строятся по принципу «субъект - объект», поскольку у обучающегося фактически нет свободы выбора - выбор содержания образования и форм деятельности делает за него педагог.
В данном случае нет индивидуализации образования, не возникает субъектность ученика, так как он самостоятельно не определяет цели деятельности, не осуществляет ее планирование и рефлексию. По сути дела, он является исполнителем чужой воли. Когда обучающийся находится в позиции исполнителя (объекта), деятельность не вызывает у него подлинного интереса, он не задействует в необходимой мере мотивационные ресурсы своей личности. У такой организации образовательной деятельности есть существенный недостаток - для ученика, являющегося объектом, деятельность не становится значимой, не приобретает личностного смысла. В результате потенциал такой деятельности для развития личности, индивидуальности ученика весьма ограничен.
Таким образом, для осуществления принципа индивидуализации педагогу необходимо опираться не только на способности, но и на потребности, интересы, приоритеты самого обучающегося. В этом случае обучающийся выступает в роли субъекта образовательного процесса, он сам определяет цели деятельности, находит ресурсы для реализации этих целей, используя как ресурсы социума, так и потенциал собственной личности, сам планирует и осуществляет деятельность, подводит ее итоги. Полученный в деятельности опыт становится для него личностно значимым.
В результате индивидуализации образовательного процесса происходит не только получение знаний, но, что важно, формируются такие общие способы действия, как самоконтроль, саморефлексия, самопланирование [8].
Индивидуализация, по мнению М. И. Рожкова, заключается прежде всего в саморазвитии субъекта. Для эффективного саморазвития важна само-
стоятельность на всех этапах деятельности от це-леполагания до рефлексии. Принятие на себя ответственности за результаты деятельности - другой важный результат осуществления принципа индивидуализации. Индивидуализация проявляется при условии осознания человеком своей уникальности, понимания ценности собственной жизни, активной жизненной позиции, его стремления к наиболее полной реализации собственного потенциала [9, с. 67-68].
С точки зрения В. И. Гинецинского, суть индивидуальности не в обладании уникальным набором характеристик, а в том, как индивид реализует свободу выбора своего жизненного пути [10, с. 3334]. Из этого следует, что важнейшей задачей индивидуализации в образовании является определение человеком смысла собственной жизни и построение образа будущего через осознание своих ценностей [11, с. 56].
По мнению Ф. И. Кевли, индивидуализация образовательного процесса способствует возникновению особого качества личности - свободоспо-собности. Если человек обладает этим качеством, он может сам строить свою судьбу, определять то, для чего он предназначен, и следовать своему предназначению [12, с. 78].
О. С. Гребенюк и Т. Б. Гребенюк выделяют следующие принципы педагогики индивидуальности:
- антропологический принцип: изучение индивидуальности человека во всей ее полноте, отношение к человеку, к его интересам и потребностям как к ценности;
- принцип свободы независимого развития человека: свобода рассматривается как сложное личностное образование и как форма индивидуального бытия, как необходимое условие полноценного проявления и развития собственно человеческого начала в человеке;
- принцип реальности человеческого бытия: никто не может быть средством для блага другого, каждый сам добивается своих целей;
- принцип самореализации: человек способен сам определять свою жизнь, взгляды, деятельность и поведение. Педагог является помощником (а не руководителем) в развитии индивидуальности ребенка;
- принцип мотивации: для самосовершенствования индивидуальности человека необходимо становление целостной мотивации, а не только мотивации учения. Следует учитывать наличие у индивида не только мотивации познания, но и мотивации труда, достижения, мотивации аффилиации, мотивации самопознания и самосовершенствования, мотивации конфликта и др.;
- принцип целостности: необходимо формировать целостного человека (а не только личностные
качества) - гармонично развивать все сферы психического мира человека, интегративные личностные и психические качества [13, с. 30].
Индивидуализированные формы работы применимы к обучающимся любого возраста. Существуют технологии индивидуализации не только для школ и вузов, но и для дошкольных учреждений. Можно предположить, что при условии использования индивидуализированных технологий в образовательном процессе в более раннем возрасте у обучающегося будут раньше формироваться культура выбора, умение ставить цели и брать на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Одной из практик индивидуализации образования является тьюторство, заимствованное из британского образования и отвечающее актуальным потребностям современного общества. Практика тьюторства имеет давнюю историю, но в России она появилась лишь несколько десятков лет назад. За короткое время она зарекомендовала себя в качестве эффективной практики индивидуализации.
Тьютор - это педагог, который руководствуется в своей деятельности принципом индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы [14, с. 35].
Применение тьюторских практик дает целый ряд положительных результатов:
- осознание обучающимися собственных интересов, ценностей, личных особенностей;
- умение совершать выбор, осуществлять анализ собственной деятельности;
- приобретение опыта проектной и исследовательской деятельности [15, с. 20].
В арсенале тьютора - широкий выбор форм, методов, приемов тьюторского сопровождения: индивидуальная беседа, групповая тьюторская консультация, тьюториал, тренинг, образовательное событие, творческая мастерская, портфолио, дебаты, образовательное путешествие, кейс-стади, рефлексивный круг, арт-терапевтические методы, составление ресурсных, ментальных карт.
Тьюторское сопровождение может реализовы-ваться как в индивидуальной, так и в групповой форме работы. Осуществление целей индивидуализации, с точки зрения авторов, диктует необходимость использования обеих форм, поскольку индивидуальная форма работы дает тьюторанту больше возможностей для интроспекции, осознания своих личностных смыслов, в то время как групповая позволяет прорабатывать модели взаимодействия в обществе, способы организации групповой деятельности, дает почву для самораскрытия участников группы.
Сущность тьюторского сопровождения отражена в ресурсной схеме (рисунок), предложенной Т. М. Ковалевой [16, с. 34].
Y (вектор культурно-
предметного расширения
X (вектор социального Z (вектор антропологи-
расширения ческого расширения
Ресурсная схема тьюторского сопровождения
Эта схема включает в себя три вектора (X, У, 2): социального, культурно-предметного и антропологического расширения. Векторы символизируют движение тьюторанта в открытом образовательном пространстве. Устремленность векторов в бесконечность означает, что данная технология не ставит узких рамок в освоении тьюторантом себя, окружающего мира и общества, в котором он живет. У него есть свобода выбора видов деятельности, предмета для изучения. Задача тьютора - поддержать его саморазвитие. Следует отметить, что в реализации тьюторских практик важна мера тью-торской помощи. Деятельность тьютора и тьюто-ранта является совместной, но при этом тьютор лишь помогает развернуть «ресурсную карту», а тьюторант исследует альтернативы и принимает решение о том, какая из альтернатив является для него оптимальной. По мере развития у тьюторанта культуры выбора и навыков принятия решений его доля участия в совместной с тьютором деятельности постепенно увеличивается. Суть индивидуализации в том, чтобы обучающийся вошел в позицию субъекта и оставался в ней.
Для успешного взаимодействия со своим подопечным тьютору необходимо занимать открытую диалогическую позицию, обладать широким репертуаром коммуникативных технологий. Открытость и диалогичность взаимодействия помогают участникам диалога понять личностные смыслы друг друга. Тьютор активно включается в жизненную ситуацию тьюторируемого, проживает ее вместе с ним [17, с. 99-100]. Тьюторская позиция, являющаяся по своей сути открытой, подлинно гуманной, противоположна манипулятивной, авторитарной позиции. Авторитарный педагог пытается навязать ученику свои ценности, идеи, методы мышления, тем самым ограничивая его образовательное пространство, блокируя его самостоятельность, в то время как педагог с тьюторской позицией расширяет образовательное пространство ученика, стимулирует его самостоятельное мышление.
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 12 (189)
Таким образом, практика тьюторства как эффективная практика индивидуализации, имеющая значительный образовательный потенциал, способна дать человеку опыт осмысления собственной жизни, сформировать у него самостоятельность, культу-
ру выбора, гибкость мышления, решительность, ответственность, рефлексивность и другие качества, способные обеспечить ему достойную жизнь в условиях нестабильности и неопределенности, свойственных индивидуализированному обществу.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.08.2017).
2. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_142304/054d099ba783eaf7575fa99315e7145410884299/#dst100003 (дата обращения: 28.07.2017).
3. Гуремина Н. В. Анализ Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС основного общего и среднего общего образования в контексте индивидуализации современного образования // Международный журнал экспериментального образования.
2015. № 12 (часть 3). С. 410-411.
4. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 390 с.
5. Иноземцев В. Л. Зигмунт Бауман и его индивидуализированное общество // Высшее образование в России. 2004. № 1. С. 142-145.
6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
7. Коменский Я. А. Великая дидактика. URL: www.studfiles.ru/preview/6023791 (дата обращения: 12.08.2017).
8. Ковалева Т. М. Лекция «Индивидуализация образования». URL: http://www.eurekanet.ru/ewww/info_print/16174.html (дата обращения: 12.08.2017).
9. Рожков М. И. Индивидуализация образования - целевой ориентир образовательного процесса // Казанский педагогический журнал.
2016. № 5. С. 67-70.
10. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. СПб.,1992. 154 с.
11. Малиновская Ю. Н., Кевля Ф. И. Влияние системы ценностей подростка на формирование его профессиональной направленности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 12 (177). С. 56-59.
12. Кевля Ф. И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирование и поддержка личностного развития ребенка. Вологда, 2009. 226 с.
13. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград, 2000. 572 с.
14. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». М.; Тверь, 2012. 246 с.
15. Волошина Е. А., Жилина М. Ю. Контекст и условия введения тьюторства в современной школе // Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. М., 2010. С. 15-26.
16. Ковалева Т. М. Основные схемы тьюторского сопровождения // Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. М., 2010. С. 27-41.
17. Дудчик С. В. Тьюторское сопровождение: диалогическая позиция тьютора // Человек и образование. 2017. № 1. С. 99-101.
Малиновская Юлия Николаевна, аспирант, Вологодский государственный университет (ул. Ленина, 15, Вологда, Россия, 160000). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 18.08.2017.
DOI 10.23951/160-624X-2017-12-37-41
TUTORING AS AN EDUCATIONAL PRACTICE OF INDIVIDUALIZED SOCIETY
Yu. N. Malinovskaya
Vologda State University, Vologda, Russian Federation
The article describes the educational practice of tutoring in the context of challenges of individualized society. The problems faced by people in individualized society include growing uncertainty of life and the lack of clear guidelines. This uncertainty complicates planning life, setting long-term goals. A person feels helpless, he is disoriented and unable to control the events, his life loses its integrity, becomes fragmented. In the article the skills allowing a person to live in instable society, such as the ability to identify his values, to find the resources to achieve his goals, to organize his activity and to implement its reflection are named. Different approaches to understanding the concept of 'individualization of education' are considered, the concepts of 'individual approach' and 'individualization' are differentiated. Individual approach involves considering the individual characteristics of students, while individualization of education is a broad concept, implying the subjective position of a student, appeal to his interests
and needs, development of student's self-control, self-reflection, and self-planning. The essence of tutoring practice as an effective practice of individualization is revealed. An open, humane position of a tutor, expanding educational space of a tutee and promoting his self-development, is opposed to a directive, authoritarian position of a teacher, limiting the educational space of a student and blocking his independence. The role of a dialogic position of a teacher in implementing tutoring practice is marked. Since the practice of tutoring allows a person to reflect on his life and forms the set of skills necessary for a decent life in the situation of instability, it should be used in education to meet the challenges of individualized society.
Key words: individualized society, individualization of education, tutoring, tutor, dialogic position, tutor position of a teacher.
References
1. Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" ot 29.12.2012 N 273-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Federal law "On education in Russian Federation" from 29.12.2012 no. 273-FL (the latest version)] (in Russian). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (accessed 12 August 2017).
2. Federal'nyye gosudarstvennyye obrazovatel'nyye standarty obshchego obrazovaniya [Federal state educational standards of general education] (in Russian). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304/054d099ba783eaf7575fa99315e7145410884299/#dst100003 (accessed 28 July 2017).
3. Guremina N. V. Analiz Federal'nogo zakona "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" i FGOS osnovnogo obshchego i srednego obshchego obrazovaniya v kontekste individualizatsii sovremennogo obrazovaniya [Analysis of the Federal law "On education in Russian Federation" and FSES of basic general and secondary general education in the context of individualization of modern education]. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya - International Journal of Experimental Education, 2015, no. 12 (part 3), pp. 410-411 (in Russian).
4. Bauman Z. Individualizirovannoye obshchestvo [Individualized society]. Moscow, Logos Publ., 2005. 390 p. (in Russian).
5. Inozemtsev V. L. Zigmunt Bauman i yego individualizirovannoye obshchestvo [Zygmunt Bauman and his individualized society]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2004, no. 1, pp. 142-145 (in Russian).
6. Klimov E. A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 1996. 512 p. (in Russian).
7. Komenskiy Ya. A. Velikaya didaktika [The Great didactics] (in Russian). URL: www.studfiles.ru/preview/6023791 (accessed 12 August 2017).
8. Kovaleva T. M. Lektsiya "Individualizatsiya obrazovaniya" [Lecture "Individualization of education"] (in Russian). URL: http://www.eurekanet.ru/ ewww/info_print/16174.html (accessed 12 August 2017).
9. Rozhkov M. I. Individualizatsiya obrazovaniya - tselevoy oriyentir obrazovatel'nogo protsessa [Individualization of education - the goal of educational process]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal - Kazan Pedagogical Journal, 2016, vol. 5, pp. 67-70 (in Russian).
10. Ginetsinskiy V. I. Osnovy teoreticheskoy pedagogiki [Basics of theoretical pedagogy]. Saint Petersburg, 1992. 154 р. (in Russian).
11. Malinovskaya Yu. N., Kevlya F. I. Vliyaniye sistemy tsennostey podrostka na formirovaniye yego professional'noy napravlennosti [The effect of the adolescent's system of values on forming the professional orientation of a person]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, vol. 12 (177), pp. 56-59 (in Russian).
12. Kevlya F. I. Pedagogicheskiye tekhnologii: diagnostika, prognozirovaniyeipodderzhkalichnostnogo razvitiyarebenka Educational technologies: diagnostics, forecast and support of the personal development of a child]. Vologda, 2009. 226 p. (in Russian).
13. Grebenyuk O. S., Grebenyuk T. B. Osnovy pedagogiki individual'nosti [Basics of individuality pedagogy]. Kaliningrad, 2000. 572 p. (in Russian).
14. Kovaleva T. M., Kobyshcha E. I., Popova (Smolik) S. Yu., Terov A. A., Cheredilina M. Yu. Professiya "t'yutor"[The profession of a tutor]. Moscow, Tver, 2012. 246 p. (in Russian).
15. Voloshina E. A., Zhilina M. Yu. Kontekst i usloviya vvedeniya t'yutorstva v sovremennoy shkole [The context and conditions of introducing tutoring into modern school]. Osnovy t'yutorskogo soprovozhdeniya v obshchem obrazovanii [Basics of tutor support in general education]. Moscow, 2010. Pp. 15-26 (in Russian).
16. Kovaleva T. M. Osnovnyye skhemy t'yutorskogo soprovozhdeniya [Basic schemes of tutor support]. Osnovy t'yutorskogo soprovozhdeniya v obshchem obrazovanii [Basics of tutor support in general education]. Moscow, 2010. Pp. 27-41 (in Russian).
17. Dudchik S. V. T'yutorskoye soprovozhdeniye: dialogicheskaya pozitsiya t'yutora [Tutor support: the dialogical position of a tutor]. Chelovek i obrazovaniye - Man and Education, 2017, no. 1, pp. 99-101 (in Russian).
Malinovskaya Yu. N., Vologda State University (ul. Lenina, 15, Vologda, Russian Federation, 160000). E-mail: [email protected]