Научная статья на тему 'Социальная индивидуализация как базис тьюторского сопровождения: социально-философский аспект проблемы'

Социальная индивидуализация как базис тьюторского сопровождения: социально-философский аспект проблемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
464
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ТЬЮТОРСТВО / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТЬЮТОРАНТ / SOCIAL INDIVIDUALIZATION / TUTORING / TUTOR ASSISTANCE / TUTORANT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баркова Валентина Васильевна, Цилицкий Виталий Сергеевич

В статье рассматривается феномен социальной индивидуализации как составляющей тьюторского сопровождения. Особое внимание уделяется социально-философскому анализу проблемы социальной индивидуализации, описана её сущность и культурно-исторические траектории развития в социальном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social individualization as a basis of tutor ass istance: social and philosophical aspect of the problem

The article considers the phenomenon of social Individualization as a part of tutor assistance. Special attention is given to social and philosophical analysis of the problem of social Individualization, its essence and cultural and historical trajectories of development in social space are described.

Текст научной работы на тему «Социальная индивидуализация как базис тьюторского сопровождения: социально-философский аспект проблемы»

УДК 101

социальная индивидуализация как базис тьюторского сопровождения: социально-философский аспект проблемы

Баркова Валентина Васильевна,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, профессор кафедры философии и культурологии, кандидат философских наук, доцент, г. Челябинск, Россия. E-mail: [email protected]

Цилицкий Виталий Сергеевич,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, аспирант кафедры педагогики и психологии, г. Челябинск, Россия. E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматривается феномен социальной индивидуализации как составляющей тьюторского сопровождения. Особое внимание уделяется социально-философскому анализу проблемы социальной индивидуализации, описана её сущность и культурно-исторические траектории развития в социальном пространстве.

Ключевые понятия: социальная индивидуализация, тьюторство, тьюторское сопровождение, тьюторант.

Социокультурный кризис в условиях глобальных сдвигов в сферах экономического, социального и цивилизацион-ных факторов развития общества резко обострил антропологические проблемы. Разрыв по уровню и темпам социального развития между государствами, влияние «идеологии потребления», десуверениза-ция многих государств сегодня определяют не только миграционные потоки мира, но и «миграцию идентичности», потребностей и целей, способностей и компетенций, смыслов и ценностей внутри целостности индивидуального бытия человека. Российское образование, вступив на путь модернизации и инновационного развития в условиях глобальных вызовов, именно с движением по инновационному картоиду в сфере оказания образовательных услуг населению, связывает воплощение в реальность цивилизационного прогрессирова-ния России новых гуманитарных парадигм и целеполаганий [1]. Потребность в коих выстрадана необходимостью, по-новому задать параметры смыслов человеческого существования, переосмыслить отношение к истории человечества и человека, его микро- и макрокосму. Вызовы времени потребовали от российских образовательных технологий сменить традиционные представления об идеале образованного человека как константного и обусловленного функциональными требованиями сферы производства [2]. Нынешний человек, стоящий на перепутье жизненного пути обязан обладать мобильностью, профессиональной эффективностью, ориентированностью на удовлетворение спроса рынка труда и потребителя. С целью повышения эффективности системы образовательных услуг в России был осуществлён переход на Бо-лонскую систему образования, главным приоритетом которой является личностное развитие, культурное самоопределение и формирование компетенций.

Гуманитарно-антропологический поворот в образовании и педагогике предполагает развитие и внедрение новых методологий изучения человека и образования. К числу таких инновационных программ и методологий относятся технологии индивидуализации социальности, которые стали одной из ключевых тем эпистемологических осмыслений в различных дисциплинарных системах когнитивистики. Особый интерес в реализации этих намерений вызывают философские рефлексии

позиций тьюторского сопровождения указанных процессов.

Тьюторское сопровождение - это особая педагогическая деятельность, направленная на реализацию принципа индивидуализации, включает организацию образовательной среды и сопровождение формирования и реализации тьюторан-тами своих индивидуальных образовательных программ [8]. Тьютор - это особая позиция педагога в образовательном процессе, новый ракурс в использовании профессиональных знаний, практического опыта, новые форматы трудоустройства, отчетности, аттестации и т.д. Впервые тью-торство оформилось в виде наставничества в британских университетах - Оксфорде XII веке и Кембридже XIII веке [3]. Доминиканский орден стал первым из орденов, поддерживавших монахов-школяров и молодых преподавателей в организации быта и обеспечении достаточного контингента слушателей. Тьютор задавал путь освоения материала и прихода к цели, задавал линии освоения его вглубь и вширь. Тьюторами в отличие от профессоров становились те, кто обладал способностями к рефлексии своего опыта самообразования и изобретал способы его передачи. Это было очень актуально для тех студентов, кто планировал стать профессионалом:так как в режиме самоорганизации образование в университете длилось по 10-20 лет. Тьюторство по сей день является основным институтом в системе образования стран Западной Европы [3]. Вместе с тем, если посмотреть на ландшафт явления феноменологии тьюторства, то истоки его бытия обнаруживаются в философских беседах Сократа, сочинениях Платона и Аристотеля, творчестве Эпикура и т.д. В поучениях великих учителей Лао-цзы и Конфуция. Должность тьютора ещё до времён М.В Ломоносова уже существовала во многих учебных заведениях Российской империи. В школе «Эврика-развитие» г. Томска впервые в современной России практики индивидуализации стали проектироваться специально под этим именем ещё в начале 1990-х. Главными проектантами были выпускники философского факультета [8]. Однако сила индивидуализации социальности в образовании не только в мощных философских корнях, но и в конкретных педагогических методологиях и практических решениях. Индивидуализация в образовании предполагает формирование

у тьюторанта способности самостоятельно определять цели и средства своего учения. Осуществлять контроль, анализ и рефлексию результатов своего труда. Осознание необходимости и важности тьюторской педагогической деятельности в организации процессов социальной индивидуализации привело к тому, что 22 мая 2008 года в силу приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и его регистрации в Минюсте, этот вид педагогической практики получил юридическое оформление.

Анализ литературы позволяет вспомнить авторов, которые внесли существенный вклад в разработку проблемы научного осмысления тьюторства - А. Белл, К. Блек-бурн, Д. Бушсел, Р. Веджери, Э. Гордон, Л. Дейви, Д. Макконнел, Д. Палфрейман, Д. Пиккеринг, Дж. Поллак, С.Е. Рим-Кауфман, М. Сойби, Л. Харасим, Д.Эллсон. Отечественные ученые - Л.М. Долгова, Т.М. Ковалёва, Е.Б. Колосова, М.К. Мамар-дашвили, A.A. Попов, В.М. Розин, Н.В. Ры-балкина, А.Н. Тубельский, Г.П. Щедровиц-кий, М.П. Черемных, Е.А. Челнокова и др.

За длительный период своего исторического развития деятельность тьютора подтвердила необходимость и значимость исполняемой им социальной работы, обеспечивающей полноценное выделение смыслов жизнедеятельности человеческого сущего, в рамках «заметившим себя его бытием». При этом человеческое сущее «здесь и сейчас» под пристальным вниманием тьюторского ока становится иным, чем прежде. Тьюторская методология мыследе-ятельности при помощи специальных образовательных программ и методик помогает тьюторанту понять необходимость развития уникальных потенциалов личного знания, осмысления живого опыта бытия других. В этом случае, как писал М.К. Ма-мардашвили, человек способен обеспечить себе шанс встретиться через познание с тем, что умели другие, а он нет [7]. По сути, до ХХ века философия не знала онтологической проблематики, напрямую связанной с человековедением. Декартовский дуализм не предполагал создание технологий интеллектуального взращивания человека, несмотря на «cogito ergo sum». Кант, обосновывая сведение всемирно-исторических философских проблем к проблеме «Что такое человек?», не включал вопросы онтогносеологического сопровождения последнего в пути его жизненных исканий

себя самого. М.К. Мамардашвили отмечал, что человек - это существо, которое есть в той мере, в какой оно самосозидается какими-то средствами, не данными в самой природе [7]. Нет такого средства в природе, которое самодействовало бы и порождало своим самодействием в человеке человеческое. Человеку не на что положиться вне самого себя. В этом плане презентация методологии тьюторского сопровождения процессов развития индивидуализированной социальности есть не что иное, как демонстрация способов и приёмов выявления творческих возможностей тьюторанта, способности делать их мерой самого себя сейчас и теперь, скульптуриро-вание из всей этой природной наличности социальной индивидности в человеке.

Понятие социальной индивидуализации впервые было озвучено Г. Маркузе. Осмысляя сдвиги в современном обществе под влиянием технического, научного прогресса, он констатировал радикальное реформирование политико-правовых институтов, духовных ценностей, быта и хозяйственной деятельности. По мнению Э. Гидденса, это привело к сдвигу общественного сознания в сторону индивидуализации всего. Качество бытия человека стало зависеть от выбора им моделей распредмечивания своей самости, способов выстраивания жизнедеятельности в условиях развитой рыночной экономики с её рисками, шансами и противоречиями. В 70-е годы ХХ века Э. Тоффлер описал феномен «шок будущего» - затруднённость психологической адаптации людей к стремительным переменам и выбору жизненных практик в постиндустриальном обществе. Кризисные процессы, порождая отсутствие социальных гарантий, риски утраты целостности индивида, провоцировали нарастание социальных деформаций и девиаций в социуме. В таких нестабильных условиях социального развития тью-торская деятельность стала более активно продвигать идеи развития социальной индивидуализации человека. Поскольку целью этой деятельности как раз является обучение тьюторантов находить средства и познавательные инструменты для самостоятельного достижения поставленных задач и выходов из тех или иных обстоятельств бытия. Тьютор направляет каждого к свободе выбора решения и ответственного действия. Учит опираться на собственные возможности, чтобы поступать эффектив-

но и с перспективой на будущее. Главной целью деятельности тьютора является организация формирования и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП) и создание избыточной прогрессивной образовательной среды и других условий для положительной реализации ИОП.

Тьютор постоянно выступает в роли посредника между обществом и субъектом, входящим в мир взрослости, а также теми, кто нуждается в его помощи. Он учить тьюторантов с учётом личных и социальных обстоятельств бытия намечать выборы жизненного пути, траектории личностного развития, в которых они могут затем осуществлять дальнейшее успешное движение. В.М. Розин к возможным маршрутам индивидуализации социального отнёс: мировоззренческие - философию, религию, эзотерику, рационализм и т.д. Служение общему благу и добру - направления, связанные с взращиванием нравственной, эстетической культуры человека. При этом тьютор, как медиатор, постоянно находится в пространстве траекторий развития и целевого самоопределения своего подопечного. Вместе с ним он осваивает возможности его личностного развития, переживает тернистость путей этого процесса. Он помогает ему ориентироваться в материальном и духовном культурном пространстве, поскольку его опыту известны многие её загадки, научные школы, персоналии. Поднимаясь на уровень философии и методологии науки, обозначает условия для самореализации, созидающей себя личности, в которых та смогла бы раскрыть «саму себя» как штучный феномен. Таким образом, тьютор - не только носитель знаний, но и технолог философии по их использованию. Жизнь показывает, что эффективное решение задач хозяйственного, экономического, политического и культурного плана в условиях непредсказуемого развития социума, связано как раз с креативными действиями людей. Их умением применять свою интеллектуальную индивидуальность в конкретных условиях бытия. П. Штомпка писал по этому поводу, что не то, к кому я принадлежу, а то, что я сам делаю, определяет то, кто я есть на самом деле.

Индивидуализация социальности -это социальная реальность наших дней.

Поэтому социально-философские рефлексии по поводу иных технологий развития личности в социальных условиях XXI века, чем это было в формате 80-90 годов, представляет неоспоримый научно-теоретический и практический интерес. Через призму этого ракурса можно сравнивать разные образовательные системы, истории их развития, территориальные образовательные сети, образовательные городские и сельские среды, конкретные школы, вузы и т.д. Насыщенность возможностями индивидуализации социального со стороны системы образования важно наращивать и продвигать. С 60-х годов было опубликовано немало работ, связанных с исследованием проблем индивидуализации социальности, где были предприняты попытки определить его содержательный аспект. Эволюция представлений об этом феномене нашла отражение в работах У. Джеймса, З. Фрейда, К. Юнга, Ж. Пиаже, Э. Фромма, Э. Эриксона, А. Маслоу, К. Роджерса, Ю. Хабермаса, А. Гидденса, М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, А.А. Гусейнова, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Пор-шнева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. В результате под процессом индивидуализации социальности стали понимать развитие и самореализацию человека в качестве субъекта собственной жизни и деятельности, которая характеризуется накоплением опыта, развитием инициативности, самостоятельности, осознанности, свободы и ответственности личности. При этом, как отмечал М.К. Мамардашви-ли, основным противоречием самосознания человеком самого себя в окружающей его действительности, стала сама возможность «поместить себя в свою мысль» [7]. Не с точки зрения того, что нужно «правильно» и адекватно отрефлексировать свое «Я» в некоем «образе-Я», а в том, чтобы быть способным к интерпретации своих мыслей о себе, уметь мысль о себе сделать собою. Самопознание человеком «самого себя» всегда предшествует всякому процессу социализации. Внутренний опыт самоосмысления самого себя предстаёт как кумулятивный результат жизни и самоистолкование ситуаций, которые человек переживал, обретая образцы и модели поступков, критерии оценок, характеристики своей персоналогичности, которую необходимо было «выворотить», вытащить из омута мучительно невнятной, нерефлексивной иллюзорной объектив-

ности. Подвести к осмысленному видению реальности, «овозможниванию» собственного бытия в бытие других. Самоосознание человеком «самого себя в себе самом» является тем базисом, на котором индивидуум начинает осознанно выстраивать ценностно-смысловые, деятельностные отношения и шаги в познании новых ситуаций в развивающейся социальной реальности. Именно тьютор корректно обозначает перед субъектом необходимость открывать приемлемые маршруты реализации своих жизненных выборов, указывает способы разрешения возникающих при этом экзистенциальных ситуаций, что порождает в тьюторанте потребность «практики себя»: чувственной, интеллектуальной, духовной и т.д. Он учится улавливать вызовы социальной реальности в сети понимающего слова, искренне стремиться озвучить для себя смыслы ситуаций, в которых находится. Подняться, опираясь на них, над горизонтом обетованного мира. В этих дерзаниях «умным зрением» для развивающейся личности становится тьюторское сопровождение. Ощущая «включённость» в темпоральные ритмы бытия, тьюторант улавливает, фокусирует и «распредме-чивает» в своей жизни онтологические и гносеологические основания повседневного мира реальности. Выискивает возможности в нём для осуществления своей индивидуализирующейся социальности, «втягивая» в себя результаты опытов других. Становится способным видеть, в приоткрывшихся зазорах бытийности, изменяющиеся границы своего бытия: то, что оно есть сейчас, и то, чем оно должно стать в будущем, если он будет работать над собой. Именно тьюторское сопровождение даёт человеку шанс шаг за шагом подниматься на уровень соответствия неким сложившимся общечеловеческим представлениям о сущностно человеческом бытии.

Тьютор, реализуя задачу своих профессиональных действий - помочь тью-торанту стать индивидуализированной социальностью, стремится заложить в нём потребность обосновывать и аргументировать суждения, действия, выбор траектории развития и технологий «сбывания» в них. Ставить свою мысль «на ноги», учить её «ходить» под присмотром собственного умного зрения. Пропуская через сознание при помощи тьютора опыты исканий других, тьюто-

рант осуществляет сознательный выбор собственной тропы «возделывания» самого себя. Проецируя в фибры своей души жизненный потенциал исторического опыта дисциплинарной культуры, делает его детерминантой духовного роста и самостоятельного развития. Это означает, что он «узнаёт» опыты принципиально схожих экзистенций и, осмысливая их, использует для выстраивания онтологических и эпистемологических конструктов собственной индивидуализированной социальности. Г.В.Ф. Гегель писал, что узнавать в чужом своё, осваиваться в нём есть основное движение духа, смысл которого - только в возвращении к себе самому из небытия. Действительно, от природы человек не является тем, чем он должен быть. Поэтому он вынужден обращаться к сознанию других, перемещая, по словам Дильтея, его в собственную субъективность, где другой наполняет смыслом его существование, а поэтому с необходимостью входит в онтологию его сознания. Это позволяет человеку учиться замечать и понимать то общее, которое относительно соразмерно ему и, которое определяет его особенное, ментальное. Открытость познанию, способность к самостоятельным и ответственным решениям и действиям есть не что иное, как обнаружение индивидуализированной социальностью «себя в себе самой». Способность «Я» становиться индивидуализированной социальностью, делать это состояние объектом интроспекции тесно связано с дифференциаций расширяющегося внутреннего опыта, что обеспечивает его стабильность и устойчивость в изменяющихся условиях внутреннего и внешнего мира. Позволяет мыслить себя самодостаточным субъектом, осознавая отличия «своего Я» от «Я» другого.

Человек, постоянно пребывая внутри инновационных проектов, адаптируется не столько к внешней, объективно существующей среде, сколько к социальному пространству, которое создаёт и творит сам. Проектируя в нём собственное бытие по зову способностей своего «Я» и ожиданий, не всегда соответствующим внутренне осознанным и неосознанным потребностям и стремлениям. Тьюторант не способен сам по себе продуктивно обозначить ментальные пределы своих способностей и возможностей, исходя из самого себя, то есть с внутренней стороны своей бытийности.

Экзистенциальную неопределенность его бытийности можно диагностировать как не маркированность «границ индивидуального». Что побуждает тьютора прочерчивать внешнюю по отношению к его матричным структурам границу через «нечто вне его самого» для того, чтобы сформировать предметное поле его интересов и положить конец внутренним затруднениям тьюто-ранта. Эта филигранная работа и является миссией тьюторской деятельности. «Я» - всего лишь словесное утверждение, пока оно не обретает тех свойств, которые способно само выносить как «Я», как ответственность «Я» перед «другими», миром в целом. «Следы» саморазвития тьюторанта отслеживаются тьютором через аналитику содержания его проб и ошибок, образовательных достижений и характеристики индивидуального образовательного пространства.

Тьюторская деятельность затрагивает такие системные объекты, как общество, история и человек. По-разному встраивающих свои обертоны в тех или иных исторических темпоральностях в решение рассматриваемых проблем. Корреляция общей методологии тьюторских разработок, траекторий индивидуального образовательного пространства, механизмов и способов индивидуализации социального приводит к необходимости комплексного, междисциплинарного подхода в осуществлении этих процессов. Комплексное представление о сущности тьюторской деятельности базируется на онтологическом допущении, согласно которому объект анализа отличается мно-говекторностью и разнообразием. Матричными характеристиками технологий тьюторской деятельности, являющихся зародом условий социальной индивидуализации, являются методы физической антропологии, социологии, философии, культурологии, социальной психологии, политической географии, экономических наук, синергетики. Перечисленные дисциплины далеко не исчерпывают доказательную базу необходимости тьютор-ского сопровождения индивидуальной социализации в современных условиях социального бытия. Они лишь подчеркивают существование в общественном пространстве множества факторов её формирования, которые в совокупности придают истории человечества и человека смысл, обеспечивая общее ориентиро-

социум и власть № 2 (64) 2017

111

вание в действительности бытия, направляя жизненную стратегию и программу поведения человека в его отношении к миру, учат стратегии жизни, каким надо быть, чтобы быть человеком.

1. Барбарига, А.А. Британские университеты [Текст] / А.А. Барбарига, И.В. Федорова. М., 1979. 126 с.

2. Баркова, В.В. Российское самосознание и тенденции его развития [Текст] / В.В. Баркова // Аналитика культурологии. 2012. №23. 174-178 с.

3. Баркова, В.В. Философский лик метафоры «Экология души» [Текст] / В.В. Баркова // Социум и власть. 2013. № 5. 101-106 с.

4. Борисов, С.В. Философия образования и науки: методические рекомендации [Текст] / С.В. Борисов. Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. 98 с.

5. Игнатович, Ю.В. История английских университетов [Текст] / Ю.В. Игнатович. СПб., 1861.

6. Маркузе, Г. Индивид в великом обществе [Текст] / Г. Маркузе // Критическая теория общества. М.: АСТ: Астрель, 2011.

7. Мамардашвили М.К. Современная европейская философия (XX век) [Текст] / М.К. Мамардашвили // Логос: философско-литературный журнал. 1991. № 2. 109-130 с.

8. Рыбалкина, Н.В. Идея тьюторства - идея педагогического поиска [Текст] // Тьюторство: идея и идеология: материалы 1-й межрегиональной тью-торской конференции. Томск, 1996. 15-30 с.

References

1. Barbariga A.A. (1979) Britanskie universitety. Moscow, 126 p. [in Rus].

2. Barkova, V.V. (2012) Analitika kul'turologii, no. 23, pp. 174-178 [in Rus].

3. Barkova, V.V. (2013) Socium i vlast', no. 5, pp. 101-106 [in Rus].

4. Borisov, S.V. (2016) Filosofija obrazovanija i nauki: metodicheskie rekomendacii. Cheljabinsk, Izd-vo Cheljab. gos. ped. un-ta, 98 p. [in Rus].

5. Gromyko N.V. (1995) Kentavr: al'manah, Moscow, no. 1, pp 23-34 [in Rus].

6. Ignatovich Ju.V. (1861) Istorija anglijskih universitetov. St. Petersburg [in Rus].

7. Mamardashvili M.K. (1991) Logos: filosofsko-literaturnyj zhurnal, no. 2, pp. 109-130 [in Rus].

8. Rybalkina N.V. (1996) Ideja t'jutorstva - ideja pedagogicheskogo poiska / T'jutorstvo: ideja i ide-ologija. Tomsk, 15-30 p. [in Rus].

UDC 101

social

individualization as a basis of tutor assistance: SociAL AND philosophical aspect of the problem

Barkova Valentina Vasilyevna,

South Ural State Humanitarian

Pedagogical University,

Professor of the Department

Chair of Philosophy and Cultural Studies,

Cand. Sc. (Philosophy),

Associate Professor,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

Tsilitskiy Vitaliy Sergeevich,

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Post-graduate student of the Department Chair of Education and Psychology, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Annotation

The article considers the phenomenon of social

Individualization as a part of tutor assistance. Special attention is given to social and philosophical analysis of the problem of social

Individualization, its essence and cultural and historical trajectories of development in social space are described.

Key concepts:

social individualization,

tutoring,

tutor assistance,

tutorant.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.