Научная статья на тему 'Организация тьюторского сопровождения образовательного процесса'

Организация тьюторского сопровождения образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3114
454
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТЬЮТОРИАЛ / АКЦЕНТ / МОТИВАЦИИ / TUTOR / TUTORIAL COMPETENCE / TUTORIAL ACCENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логинов Д. А.

В последнее время все чаще теоретики и практики в сфере образования рассуждают о построении системы тьюторского сопровождения образовательного процесса, об этом же идет речь в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: «индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов». В чем же специфика деятельности субъектов образовательной деятельности в условиях индивидуализации процесса образования? Как изменить ролевую позицию и приобрести тьюторскую компетентность учителей, руководителей образовательных учреждений?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF THE TUTORIAL SUPPORT OF EDUCATIONAL PROCESS

Recently education theorists and doers often speak about the creation of the tutorial support system of educational process; we can also read about it in the Federal State Educational Standards of Basic Education requirements: about the individualization of educational process by means of designing and implementation of individual student educational plans, ensuring their effective independent activity with the tutorial and teacher training support». How can we understand the specifi city of subject activity of educational process under the conditions of the individualization of educational process?

Текст научной работы на тему «Организация тьюторского сопровождения образовательного процесса»

10. Третьякова Н.В. Оценка качества работы препо- Лес-гафта. - 2011. - N2 11 (81). - с. 151-155. [Элект онный

давателя на о нове мет дики многомерного анализа его ресурс]. URL: http://bmsi.ru/doc/4c 1 Ь2750-4494-43ас-853Ь-

деятельности // Учёные записки университ та им. П.Ф. е9Ьа 4

Ruby M.J.

ASSESSMENT AND CONTROL OF THE PERSONNEL OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Methods of an assessment and control of the personnel of educational institution locate in article.

Keywords: educational institutions, assessment and control of the personnel of educational institutions.

УДК 371

Логинов Д. А.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В последнее время все чаще теоретики и практики в сфере образования рассуждают о построении системы тьютор-ского сопровождения образовательного процесса, об этом же идет речь в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: «индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов».

В чем же специфика деятельности субъектов образовательной деятельности в условиях индивидуализации процесса образования? Как изменить ролевую позицию и приобрести тьюторскую компетентность учителей, руководителей образовательных учреждений?

Ключевые слова: Тьютор, тьюторская компетентность, тьюториал, акцент мотивации.

самообразования1. У Эриха Фромма есть очень подходящее для характеристики современного учителя понятие - «экзистенциальный авторитет», подразумевающее опору авторитета не только на способности выполнять определенные социальные функции, а в равной мере и на личностные качества человека, который достиг высокой степени личного совершенства2.

Педагог сегодня не просто сообщает систему академических знаний, он учит делать выбор, ставить цели, помогает выстраивать траекторию достижения цели и сопровождает эту траекторию обучающегося.

При этом речь идет не о каждом педагоге, а, прежде всего, о педагоге-тьюторе и педагоге с тьютор-ской компетенцией.

Для понимания определимся с понятиями «тьютор» и «тьюторская компетентность»:

1 Логинов Д.А. Тьюторское сопровождение образовательного процесса в структуре введения федерального государственного образовательного стандарта / Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: реалии и перспективы. Сборник материалов межрегиональной конференции 21-22 июня 2011 года. / Под ред. Е.В. Губановой. Саратов: Издательство ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2011. 140 с. С. 23-26.

2 Фромм Э. Иметь или быть? М.: АСТ:Астрель. 2011. 314 с. С. 63

Учитель, тьютор, учитель с тьюторской компетенцией...

Учитель сегодня - не самый умный, не самый успешный, но он - человек с определенной жизненной позицией, философией жизни, показывающий через свой субъективный опыт как создавать свою философию жизни, как выстраивать систему целей и идти к их достижению. Он не навязывает, не настаивает, а лишь создает условия, среду, в которых обучающийся имеет возможность сделать выбор и самоопределиться.

Данную позицию педагога поддерживает не только здравый смысл в современных социально-экономических условиях, но и введение / реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО), предполагающих новые подходы в построении образовательного пространства, с опорой на принципы системно-деятельностного подхода, причем в единстве урочной и внеурочной деятельности. В свою очередь, практика внеурочной деятельности и дополнительного образования, имея потенциал для вариативного построения образовательного процесса, его индивидуализации через построение индивидуальной образовательной траектории (маршрута) направлена на создание условий для осознания целей в процессе

- тьютор - это особый педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы;

- тьюторская компетентность - это компетентность современного учителя, позволяющая ему сопровождать индивидуальные учебные программы3.

Если нас, учителей, спросить «Что является Вашей основной формой работы с обучающимися?» мы безоговорочно ответим, что это «Урок». Но если мы говорим о том, что тьютор - это самостоятельная педагогическая профессия, то целесообразно обозначить его ведущую организационную форму работы. Анализ источников, посвященных тьюторству в образовании, дал основание говорить о возникновении таковой формы - тьюториал, который есть встреча тьютора с обучающимся, развивающаяся в определенной логической последовательности и решающая цели и задачи, определяемые функционалом тьютора.

Понимая, что тьюторское сопровождение - это, прежде всего, работа с картой возможностей и расширением границ коллективного и индивидуального действия, целесообразно выстраивать встречи с тью-торантами (обучающимися) именно в этом ключе: создать условия для построения карты возможностей, ее осознания и определение условий сочетания ее с картами возможностей других. И вот, как раз, это сочетание, интеграция, индивидуальных карт возможностей позволяет расширить границы действия индивида, соотнести это действие с личными целями и в создавшейся избыточной среде сделать выбор.

Рассматривая тьюториал как ведущую форму работы тьютора с обучающимися (тьюторантами), стоит ориентировать его на создание пространства для осознания, для построения собственной индивидуальной траектории в соответствии с личными интересами, глубинными мотивами, т. е. среду и ситуацию самоопределения.

Итак, выстраивание взаимодействия с тьюторантами (обучающимися) осуществляется в реализации последовательности следующих типовых задач тьютора: знакомство (вхождение в деятельность), активизация («размораживание»), организация изучения, организация групповой и индивидуальной работы, организация обратной связи и рефлексии.

От знакомства к рефлексии: структура тью-ториала

Знакомство (вхождение в деятельность). Есть несколько тактик знакомства: идентификация, стереотипизация, эмпатия и социально-психологическая рефлексия.

3 Ковалева ТМ. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении / Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», Москва, 18-19 мая 2009 / Науч. ред. Т.М. Ковалева; отв. ред. А.А. Теров, О.Ю. Жилина. М.: АПКиППРО. 2009. 188 с. С. 5-11.

«Размораживание». Этот этап тьюториала предполагает создание такой атмосферы на занятии, когда каждый из тьюторантов сможет активизироваться, освободившись от зажатости, на этом же этапе решается вопрос мотивации к деятельности через создание ситуации противоречия, осознания личной заинтересованности тьюторантом (обучающимся). Т.е. можно смело говорить, что на данном этапе реализуется работа по целеполаганию. В качестве техник тут можно назвать и традиционные психологические разминки, например, при первой встрече возможен такой вариант: предлагается каждому члену группы представиться. Каждый участник, представляясь, называет качества, которые способствуют или мешают эффективному общению, называют свое хобби, девиз жизни. Представление ведется по кругу. Участники имеют право задавать любые вопросы. Если же мы говорим о системе тьюториалов, то на последующих в качестве разминок целесообразно использовать упражнения на сплочение группы, например, упражнение «Социометрия»: участники свободно разбредаются по комнате. Ведущий дает задание: «Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз» (варианты: «Те, у кого день рождения летом», «Те, в чьем имени 5 букв» и т.д.) Возможны другие варианты, когда участники объединяются в группы по месту проживания, знаку зодиака, любимому цвету и т.п.

В качестве другого способа построения целепола-гания и мотивации в начале тьюториала могут быть рассмотрены сказки, притчи и их обсуждение. Этот прием часто используется в работе психологов-тре-неров - коучей. Суть приема заключается в том, что тьюторантам (обучающимся) предлагается некоторая сказка или притча (она выбирается в зависимости от цели тьюториала), после чего следует её обсуждение по заранее продуманным вопросам.

Для примера представим притчу «Спасти одну звезду», которая может стать началом тьюториала, посвященному виденью и постановке личных целей, созданию ресурсной карты тьюторанта:

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

- Но это просто глупо! - закричал человек.-Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

- Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды».

В качестве рефлексивных вопросов к данной притче могут быть предложены следующие:

- Кого или что можно назвать «морской звездой», которую вы хотели бы спасти?

- Как много значит для того, кого Вы «пытаетесь спасти» то, что Вы делаете?

- К какой цели вы сейчас стремитесь?

- На какие небольшие задачи ее можно разбить?

- Что Вы намерены делать каждый день, чтобы достичь цели?

- Что случиться, если Вы опустите руки хотя бы на день? Сколько «звёзд» вы не успеете за это время спасти?

- Как вы собираетесь поддерживать свою решимость, чтобы двинуться в путь - и завершить его?4

Организация изучения. После того как возникла некая ситуация заинтересованности, виденья личных целей, запускается основная работа, например, деятельность по составлению ресурсной карты тьюто-рантов (обучающихся) или же по планированию этапов конкретного проекта, обсуждение его продукта (если речь идет о создании системы тьюториалов в поддержку конкретного проекта обучающихся).

На данном этапе, после обозначение проблемы, решение которой будет осуществляться сегодня, составляется совместный план встречи, этапы которого фиксируются на доске (ватмане), флипчарте и т.п.

Организация групповой и индивидуальной работы. Говоря об осуществлении деятельности на тьютори-але, о том, что субъектная активность тьютораната и системно-деятельностный подход, есть непременные условия его реализации, предполагается построение сменяющих друг друга форм работы - групповые и парные, фронтальные и индивидуальные. Работа по каждому из пунктов совместно составленного плана, тьюторанты обсуждают что-то в микрогруппах, работают индивидуально, затем это все обобщают на круглом столе, после чего, переходя к следующему пункту плана, вновь формируются микрогруппы или пары и т.д. По завершении каждого из видов деятельности, соответствующего конкретному пункту плана, организуется рефлексия: Чему мы научились?, Какова польза от этого?, Где можно это использовать?, Как это можно использовать?.

Организация рефлексии и обратной связи. Как и любая, выстроенная целенаправленно и продуктивно деятельность, тьюториал завершается рефлексией. Суть которой выявить эффективность встречи, т.е. насколько он был полезен каждому из тьюторантов (обучающихся), именно итоги рефлексии могут стать основанием для целеполагания и планирования деятельности в будущем. Кроме того, разворачиваясь в логической по-

4 Паркин М. Сказки для коучинга: Как использовать сказки, истории и метафоры в работе с отдельными людьми и малыми группами. М.: ООО «Издательство «Добрая книга». 2009. 304 с. С. 140-141.

следовательности «Трудность - Что я делал? - Почему это произошло? - Что надо теперь делать?», этап рефлексии позволяет осуществлять работу по эффективному выходу из сложившихся затруднений.

Возможно, что представленная модель и не является идеальной, но опыт работы и результаты экспериментальной деятельности по внедрению тью-торского сопровождения в образовательный процесс показывают, что данная форма работы с тьюторанта-ми (обучающимися), позволяет достигать цель и задачи, стоящие перед тьютором в современной школе.

Кадры решают все

Обращаясь к требованиям, предъявляемым федеральными государственными образовательными стандартами к планируемым результатам освоения основной образовательной программы, мы сталкиваемся с тремя группами результатов её освоения: предметные, метапредметные и личностные.

Зафиксированное в требованиях стандарта мета-предметное содержание образовательной деятельности позволяет учителю смещать акценты мотивации: с позиции «знания ради знаний» в позицию «знания как возможность развиваться личностно», т.е. через освоение предмета к достижению личных целей.

Система тьюториалов может быть выстроена и в условиях консультативной работы учителя-предметника, что позволит расширить содержание и, как следствие, повысить продуктивность внеурочной деятельности по предмету. Работая с компетенциями обучающихся, учитель через содержание своего предмета дает ответы на такие вопросы: как готовить публичное выступление, как организовать работу над проектом, как систематизировать и визуализировать информацию, для чего нужны медиа-тексты, как их создавать? В условиях модернизации системы образования страны, спровоцированной введением / реализацией ФГОС общего образования, учитель просто обязан занимать наставническую позицию по отношению к обучающемуся, постепенно отказываясь от назидательной менторской позиции, даже если мы не рассматриваем вариант обучения по индивидуальным учебным планам. Но, чтобы изменить ролевую позицию и приобрести тьюторскую компетентность учителей необходимо обучать, впрочем, как и руководителей образовательных учреждений.

Автором этой статьи для слушателей курсов повышения квалификации была разработана программа краткосрочных курсов «Тьюторское сопровождение образовательного процесса». В ходе реализации которой предполагается освоение базовых умений тьютора и технологий тьюторской деятельности. Сама программа рассчитана на 72 часа, но может быть рассмотрена как самостоятельный модуль в структуре программы повышения квалификации и переподготовки для всех категорий специалистов, осуществляющих деятельность в сфере образования. Так, в нашем опыте такое включение программы как самостоятельного модуля,

было реализовано в условиях повышения квалификации педагогов начального профессионального образования. В данной статье представлен учебно-тематический план разработанной нами программы (Таблица), представлены три модуля, раскрывающие специфику содержания, организации и управления в условиях построения системы тьюторского сопровождения образовательного процесса. Итогом работы над курсом является разработанная тьюторская практика, нацеленная на достижение конкретных образовательных результатов.

Таким образом, в условиях требований современной образовательной политики в России происходит смена ориентиров педагогической деятельности. Все большее значение приобретают организаторские и координационные функции педагога как в урочной,

так и во внеурочной деятельности, он не просто учит и передаёт систему знаний, он обучает методике освоения знаний, смещая акцент мотивации. Подобный ориентир нашел свое отражение в системно-деятельностном подходе, ставшим методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Это спровоцировало пересмотреть подходы к содержанию и проведению повышению квалификации и переподготовки работников образования. Одним из новых направлений становится формирование и развитие тьюторской компетенции педагога, позволяющей по-иному выстраивать образовательную деятельность обучающихся и направляющей образовательный процесс в сторону его индивидуализации.

Таблица 1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН курсов повышения квалификации дополнительной профессиональной образовательной программы «Тьюторское сопровождение образовательного процесса»

Наименование разделов, блоков, модулей, тем программы Количество часов Формы контроля

Всего Лекций Пр. занятий Самост работа

Модуль 1. Тьюторство как профессиональная деятельность

Тема 1. Цели и задачи тьютора в образовательном процессе. 6 2 2 2

Тема 2. Профессиональная компетентность тьютора. Тьюторские роли. 6 2 2 2

Тема 3. Психологические основы тьюторской деятельности. 6 2 2 2

Тема 4. Основные виды деятельности тьютора. 6 2 2 2

Итого по модулю 1. 24 8 8 8 Зачет

Модуль 2. Методы работы тьютора с обучающимися

Тема 1. Техника групповых занятий. 5 1 2 2

Тема 2. Игровые приемы в обучении. 5 1 2 2

Тема 3. Использование конкретных ситуаций в обучении. 3 1 1 1

Тема 4. Возможности и место информационных технологий в системе методов работы тьютора с обучающимися. 3 1 1 1

Тема 5. Коучинг-стратегии в работе тьютора. 4 2 1 1

Тема 6. Тьюториал как основная форма индивидуальной и групповой работы тьютора с обучающимися 4 2 1 1

Итого по модулю 2 24 8 8 8 Зачет

Модуль 3. Тьюторское сопровождение образовательного процесса

Тема 1. Управленческие механизмы построения системы тьюторского сопровождения образовательного процесса. 6 2 2 2

Тема 2. Организационные условия построения системы тьюторского сопровождения образовательного процесса. 6 2 2 2

Тема 3. Направления развития деятельности тьютора. Карьера тьютора. 6 2 2 2

Тема 4. Тьюторские технологии в работе руководителя образовательного учреждения. 6 2 2 2

Итого по модулю 3. 24 8 8 8

ИТОГО 72 24 24 24 Зачет

Loginov D. A.

THE ORGANIZATION OF THE TUTORIAL SUPPORT OF EDUCATIONAL PROCESS

Recently education theorists and doers often speak about the creation of the tutorial support system of educational process; we can also read about it in the Federal State Educational Standards of Basic Education requirements: about "the individualization of educational process by means of designing and implementation of individual student educational plans, ensuring their effective independent activity with the tutorial and teacher training support». How can we understand the specificity of subject activity of educational process under the conditions of the individualization of educational process?

Keywords: tutor, tutorial competence, tutorial accent

УДК 338.464; 378.22

Генералова Г. Г.

МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА МАГИСТРАНТАМ

(о книге Е. Е. Кузьминой «Маркетинг образовательных услуг»)

Статья являет собой критические суждения об учебном пособии «Маркетинг образовательных услуг».

Ключевые слова: маркетинг образовательных услуг, учебный процесс.

Издательство «Юрайт» выпустило в свет учебное пособие для магистров Е. Е. Кузьминой (д.э.н., профессор кафедры организации и технологии коммерции Российского государственного торгово-экономического университета) «Маркетинг образовательных услуг» (М.: Изд-во Юрайт, 2012. - 330 с.). Книга вышла в серии «Магистр». Однако уже в аннотации (С. 2) имеется шарада. Книга «соответствует Федеральному государственному стандарту ВПО третьего поколения» (?! - Г. Г.) и предназначена «для студентов, обучающихся по специальности 080111 «Маркетинг» и 061100 «Менеджмент организации», а также для аспирантов и административных работников вузов» (??? - Г. Г.). А в аннотации же указано, что «маркетинг в вузе позволяет проводить исследование рынков... трудовых ресурсов, ... формировать спрос на образовательные услуги и стимулировать их распределение» (??! - Г. Г.).

На последней странице обложки «учебного пособия» отмечается, что «в серию «Магистр» входят издания... , рекомендуемые Министерством образования и науки РФ, Учебно-методическими объединениями и Научно-методическими советами».

Рекомендации — ау ?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее на этой же странице: «Учебники соответствуют новым образовательным стандартам третьего поколения для магистратуры» (??! - Г. Г.). И далее: «содержат компетенции: знать, уметь, владеть и учебно-методический комплекс» (???! - Г. Г.)

Издано «учебное пособие» тиражом 1000 экземпляров. Коллеги! Присмотритесь к издательству «Юрайт».

Теперь собственно о содержании книги Е. Е. Кузьминой. Во введении автор отмечает, что «в последние годы появился ряд трудов (сноска: «Марке-

тинг образования» И. В. Ванькиной, А. П. Егоршина, В. И. Кучеренко; «Маркетинг в образовании: теория и практика» Р. Б. Галеевой и др.) в области маркетинга, раскрывающих те или иные его стороны, однако обзор рынка учебной литературы по данной тематике свидетельствует о недостаточном предложении работ, рассматривающих вопросы комплексного применения маркетинга в сфере высшего профессионального образования.» (С. 7.)

Когда и где выпущены указанные в сноске книги? В литературе (С. 304-307) их тоже нет. Как впрочем нет почти всех источников, указанных в сносках по тексту книги. Кстати, судя по оформлению сносок и списка литературы автор не владеет (или игнорирует) соответствующие нормативные требования, а специалисты издательства так же не осуществляют необходимой корректуры.

Далее во введении Е. Е. Кузьмина отмечает, что «большую часть литературы по маркетингу образовательных услуг составляют монографии и научные статьи, тогда как практических изданий для директоров школ, проректоров и деканов вузов очень мало» (С. 7). И причём же в пособии для магистрантов отсыл к директорам школ, проректорам и деканам вузов?

Структура книги — самое интересное в ней. Что же касается содержания книги, то оно мало чем отличается (с точки зрения качества) от уже высказанного мною в адрес издательства «Юрайт». Отмечать все недостатки книги в журнальной статье в силу её объёма не представляется возможным. Покажем их лишь на примере главы 4 «Рынок образовательных услуг» и главы 5 «Конкуренция на рынке образовательных услуг».

В главе 4 Е. Е. Кузьмина даёт определение рынку образовательных услуг. Цитируем: «рынок образо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.