Научная статья на тему 'Инструменты тьюторской работы'

Инструменты тьюторской работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4121
567
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / TUTOR / РОССИЙСКАЯ ТЬЮТОРСКАЯ АССОЦИАЦИЯ / RUSSIAN EDUCATION / NEW PEDAGOGICAL POSITION / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Довбыш Светлана Евгеньевна, Колосова Елена Борисовна

Рассматривается модели деятельности тьютора как представителя новой педагогической профессии в российской системе образования. Приводятся примеры специфических профессиональных инструментов работы тьютора, авторские тьюторские технологии представителей российской тьюторской ассоциации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструменты тьюторской работы»

Pedagogical technologies of the tutor 1 2 Dovbysh S. , Kolosova E. (Russian Federation)

Инструменты тьюторской работы Довбыш С. Е.1, Колосова Е. Б.2 (Российская Федерация)

'Довбыш Светлана Евгеньевна /Dovbysh Svetlana - старший преподаватель; 2Колосова Елена Борисовна /Kolosova Elena - старший преподаватель,

кафедра индивидуализации и тьюторства, Московский педагогический государственный университет, г. Москва

Аннотация: рассматривается модели деятельности тьютора как представителя новой педагогической профессии в российской системе образования. Приводятся примеры специфических профессиональных инструментов работы тьютора, авторские тьюторские технологии представителей российской тьюторской ассоциации.

Abstract: the tutor is a new pedagogical position at the Russian system of education. This article describes options ofprofessional activity of the tutor. Authors represent examples of the tutor 's professional educational technologies.

Ключевые слова: тьютор, тьюторские технологии, российская тьюторская ассоциация.

Keywords: tutor; new pedagogical position, Russian education, educational technologies.

В настоящее время выделяются три базовых формата тьюторской работы. Каждый из них опирается на собственный инструментарий - специфические технологии, методы и приемы. Разумеется, «чистоты жанра» в реальной тьюторской деятельности практически не существует. Представитель каждой из трех «специализаций» имеет и моральное право, и профессиональную компетентность на заимствование средств из смежных областей. Кроме того, профессиональный профиль специалиста обычно складывается как уникальное сочетание компетенций: индивидуального выбора способов работы, опору на предпочитаемые средства, заимствованные из опыта, например, педагогической деятельности (так называемые открытые образовательные технологии и др.), личностные особенности (когнитивный стиль, темперамент, эстетический вкус и т.д.) Тем не менее, по ведущему типу организации профессиональной деятельности можно описать следующие варианты:

1. Канонический тьютор (академический, классический, традиционный): специалист, который проводит тьюторские консультации. Основные инструменты: в рамках индивидуальных и групповых тьюториалов разборы конкретных ситуаций (так называемых «кейсов» - образовательная технология кейс-стади - метод анализа конкретных ситуаций). Очевидно, что именно в процессе таких консультаций используются самые разные технологии вопрошания. Умение сформулировать уместный по содержанию вопрос, выбрать его тип, задать вовремя и корректно с точки зрения внутренней логики консультационной сессии, а также с выверенной интонацией, удерживающей необходимый эмоциональный тон - важнейший компонент профессиональной компетентности.

Как правило, специалист данного профиля работает преимущественно с взрослыми тьюторантами: от младших школьников до вузовских аспирантов и т.д. Верхней возрастной границы не существует.

На что еще опирается канонический тьютор? В ходе консультации могут применяться самые разные профессиональные средства: например, в классический стиль тьюторского сопровождения гармонично встраивается ряд так называемых открытых образовательных технологий. Под «открытостью» как важнейшим свойством данных технологий понимаются три характеристики:

открытость возрасту обучающихся - допускается применение на учебных занятиях с начальной ступени до высшей школы;

открытость учебному предмету - возможность использования на разных учебных дисциплинах;

открытость образовательной ситуации - с помощью данных технологий можно построить как современный школьный урок, соответствующий требованиям ФГОС, учебное занятие в сфере дополнительного образования, так и организовать групповую работу взрослых - педагогический совет, родительское собрание; спроектировать коллоквиум или семинар для обучающихся вуза.

Тьютор выбирает из всего арсенала открытых образовательных технологий те, которые, по его мнению, способствуют решению конкретного образовательного запроса. Одна технология может быть использована как в ходе единственной сессии, так и применяться неоднократно. В варианте канонического тьюторства корректнее говорить об использовании отдельных технологических приемов, техник и упражнений. Речь идет о таких технологиях, как: «Дебаты», «Развитие критического мышления через чтение и письмо», «Творческие мастерские»; «Социально -культурные игры»; «Портфолио», «Постерная технология», «Образовательное путешествие» и др.

2. Тьютор, который организует образовательные События. Под образовательным Событием понимается специальным образом организованные -праздники, фестивали, олимпиады, конференции, «шествия», соревнования, игровые состязания и игровые действа, рабочие встречи, построенные на основе драматизации и пр., - обладающие определенными характеристиками. Это, как правило, общая эмоциональная вовлеченность, осознаваемая личностная значимость события, возможность влиять на ход и результат, та или иная доля импровизации. Имеет значение также включенность события в жизнь того или иного сообщества (городского, образовательного, научного и т.п.).

Подготовка, разворачивание События и дальнейшие действия/поступки участников рассматриваются в единой причинно-следственной цепи. Критерий подлинной событийности в образовательной сфере, безусловно, максимально субъективен, однако для его участников и организаторов (создающих организационно-педагогические условия) это видимые и явные последствия: компетентностные приращения, личностные новообразования [3].

В этой точке необходимо сделать некоторое уточнение. Поскольку базовый процесс, который сопровождает тьютор - становление индивидуальности («самости», «субъективности», максимальное раскрытие индивидуального - человеческого потенциала), то важно не столько то, существует ли в образовательном учреждении выделенная должность тьютора, сколько - признание ценности и значимости данного процесса и специально организованная педагогическая работа по этому поводу. Регулярно создаваемые Образовательные События являются примером инфраструктурного сопровождения процесса индивидуализации.

Тьютор, принципиальный профессиональный инструмент которого - карта. В профессиональном тьюторском сообществе описаны такие технологии картирования, как: личностно-ресурсное картирование, событийно-ресурсное картирование, образовательная картография (подробнее в публикациях авторов технологий: личностно-ресурсное картирование - Изотова Ю. А., Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Шмаков А. Ю., событийно-ресурсное картирование - Алатов М. И., Довбыш С. Е., Казакова Ю. В. (г. Москва, МИГУ), образовательная картография - Митрошина Т. М.).

Карта, как пространственная модель, выполняет сразу целый комплекс функций по отношению к отражаемому на ней объекту: структурирующую, когнитивную (информационно-познавательную), обобщающую (концентрирующую),

визуализирующую, навигационную. Изначально карты составлялись для решения задач познания (как средство передачи образа) и навигации (как инструмент

190

технологии управления и сопровождения). Поэтому она всегда ориентирована на передачу определённого комплекса смыслов: как и любая модель, она отражает лишь те грани картируемого объекта, которые требуются для её эффективного применения. Например, морская навигационная карта показывает характер изменения береговой линии и глубины определённой пространственной области, но не отражает геологический состав пород, маршрута движения первооткрывателей или богатство фауны. При этом любая карта должна обладать следующими характеристиками:

^ топика (наличие различных пространственных объектов в соответствующей метрике);

^ направленность или векторность (концентрация символьных и знаковых условных обозначений с возможностью чёткой ориентации);

масштаб (указание на соизмеримость изображаемых объектов при заданной степени обобщения).

Любой конкретный вид карты (географическая, навигационная, лотерейная, банковская, игральная и др.) - это «фактически редукция картирования в той или иной культурной области» [1].

Тьюторское действие. Его этапы.

Для того чтобы говорить о сущности тьюторского действия - важно представить процесс, который сопровождает тьютор. Сейчас в качестве такого процесса профессиональное тьюторское сообщество рассматривает процесс индивидуализации. Процесс индивидуализации в образовании - процесс построения индивидуальной образовательной программы.

Обозначим социальные «вызовы», обращенные к современному образованию, которые порождают идею индивидуализации:

инновационный режим жизни: человек сталкивается с такими обстоятельствами, социальными явлениями, к которым невозможно подготовиться заранее. Регулярно возникают новые профессии, которым нельзя обучиться традиционным академичным способом (www.atlas100.ru).

^ непрерывность образования: в течение жизни практически каждый специалист вынужден качественно повышать образовательный уровень, скорость изменения профессиональных стандартов чрезвычайно высокая. Смена профессии, корректирование профессионального профиля - становится одной из самых распространенных практик.

^ самоорганизация: высокий ритм жизни, социальная мобильность требует владения самоорганизационной компетентностью: управление собой, личностными ресурсами, коммуникативными и коммуникационными умениями.

Тьюторское действие определяется как действие, направленное к сопровождению процесса индивидуализации, и уже относительно этого процесса можно обсуждать: зачем тьютор приходит к человеку, по поводу чего именно работает.

Очевидно, что процесс индивидуализации гораздо шире, чем процесс образования. Процесс индивидуализации не может целиком рассматриваться в образовательных и тем более учебных рамках, также как и тьюторство в целом. Тьюторское действие в полноте - это сопровождение процесса индивидуализации, которое натурально отражается в появлении у сопровождаемого (тьюторанта) индивидуальной образовательной программы (ИОП). Таким образом, ИОП - это объект работы тьютора в образовании.

В определение ИОП значимым является каждое слово. В первую очередь, скажем, что не является и не имеет отношение к индивидуальной образовательной программе. Это не индивидуальный учебный план, даже если он максимально личностно-ориенирован и учитывает склонности, интересы и когнитивный стиль учащегося. Не адаптированная программа в инклюзивной школе. Она не сводима «к плану действий» и принципиально не может быть полностью зафиксирована и реализована. ИОП - это некий горизонт раскрытия образа человека средствами образования.

191

Индивидуальная - принадлежащая тьюторанту и создаваемая самим тьюторантом. В этой связи ответственность за построение ИОП лежит на ее авторе, то есть на тьюторанте.

Образовательная - программа создается и реализуется на материале образования. Таким образом, тьютор сопровождает исключительно образовательные интересы и образовательную направленность, отвечает не на любые запросы.

Программа - в основе программы как культурного формата лежит представление о непрерывности, цикличности, гибкости и потенциальной возможности вносить коррективы по ходу ее разворачивания. Это говорит о том, что конкретные «учебные планы», «программы развития», обучающие курсы, образовательные События и прочее - являются компонентами, фрагментами ИОП. Можно зафиксировать и оценить фрагмент ИОП, понимая, что и этот компонент может ретроспективно стать частью чего-то большего, подвергнуться переоценке и наполниться иным смыслом в перспективе индивидуального образовательного пути.

Тут же возникает вопрос «профессионального инструментария» тьютора, который ввиду того, что профессия находится в стадии становления, не достаточно описан и представлен, однако, нельзя сказать, что он принципиально не обозначен. Метафорически можно сказать, что основной принцип работы тьютора - это принцип «расширения» существующего образовательного пространства каждого учащегося до преобразования этого образовательного пространства в открытое. Любой элемент социальной среды потенциально может нести образовательную функцию, а соответственно может быть элементом индивидуальной образовательной программы. Например, в контексте тьюторского сопровождения познавательного интереса ребенка важной содержательной частью такой программы могут стать центры «Развития и дополнительного образования», интерактивные музеи, которые не являются официальными местами школьной инфраструктуры. Здесь же найдут свое место специально отобранные книги, фильмы, экскурсионные программы.

Обозначим этапы полного тьюторского действия:

1. Этап работы с образовательной средой.

Не в любой среде у человека может появиться его индивидуальная образовательная программа. Необходимо специально создавать образовательную среду, которая обладала бы следующими характеристиками:

• вариативность - возможности выбора: образовательного содержания, способов его освоения, предъявления результата и т.п.; в ходе совместной работы тьютор предъявляет «варианты»;

• открытость - тьюторант имеет возможность влиять на образовательное содержание, обозначая свой актуальный запрос, предлагая свой «вариант сценария»;

• избыточность - предлагаемых к изучению и образовательной «пробе» вариантов всегда больше, чем тьюторант может потенциально освоить;

• неструктурированность - среда принципиально: открытая, избыточная, отсутствуют готовые инструкции и правила, нормирующие образовательное движение тьюторанта;

• провокативность - образовательное содержание, которое предлагает тьютор, учитывает индивидуальные особенности тьюторанта и соответствует его культурному и социальному опыту, когнитивному стилю. Обращено к тому, чтобы наиболее эффективно воздействуя, в том числе, на эмоциональную сферу сопровождаемого -вызвать интеллектуальный отклик, инициировать обратную связь.

2. Этап Навигации.

Создавая специальную насыщенную образовательную среду, тьютор актуализирует запрос на собственную деятельность; роль тьютора оборачивается ролью некого «культурного навигатора», деятельность который направлена на то, чтобы тьюторант среди множества ресурсов осуществил осознанный отбор, таким образом, прояснив и уточнив свой образовательный маршрут. В качестве целевого ориентира да данном

192

этапе рассматривается выход тьюторанта в режим индивидуальной образовательной программы. (Переход от образовательной среды к ИОП) 3. Масштабирование.

Поскольку тьюторское сопровождение всегда осуществляется в конкретной образовательной ситуации и представляет собой отклик тьютора на достаточно локальный образовательный запрос, то определяющее значение имеет то, как этот фрагмент совместного образовательного движения будет осмыслен тьюторантом и впоследствии «вписан» в индивидуальную образовательную программу. На данном этапе тьютор предполагает, как произведенная ими с тьютантом работа отразиться в будущем сопровождаемого. Какое значение имеет эта относительно законченная, проработанная образовательная ситуация - часть пути, отрезок маршрута - в масштабе всей образовательной жизни (индивидуальной образовательной программы). Речь идет о пополнении некоторой индивидуальной технологической «копилки», личностного «ресурсного инвестирования»: отборе «ресурсов» и вписывании их в индивидуальный образовательный профиль; переносе ведущего способа образовательного движения. Этап масштабирования основывается на рефлексии опыта конкретной ситуации и переносе сделанных выводов в будущее (так называемая проспективная рефлексия).

Литература

1. Ковалева Т. М. Личностно-ресурсная карта как дидактическое средство реализации антропологического подхода в образовании // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2012. № 2.

2. Митрошина Т. М. Место и роль образовательной картографии в тьюторском действии. Тьюторство: самоопределение в контексте современности // Отв. ред. С.Ф. Сироткин, И.Н. Чиркова. — Ижевск: Удмуртский государственный университет, ERGO, 2011. - С.87

3. Чередилина М. Ю. Событийность как категория в теории образования. // Научный рецензируемый журнал «Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса». Выпуск №1 (22). Волгоград, 2013. — С 127-130.

Methods of teaching English language Risbekova R. (Republic of Kazakhstan) Методики обучения английскому языку Рысбекова Р. Ж. (Республика Казахстан)

Рысбекова Рима Жуасбековна /Risbekova Rima - преподаватель, Школа-интернат «Онер» имени Батырбека Отепа, г. Шымкент, Республика Казахстан

Аннотация: в статье были обсуждены методика английского языка, как можно более скорое внедрение в жизнь вашего ребенка изучения английского языка будет способствовать быстрому его схватыванию.

Abstract: the article discussed the methodology of English language as much as possible imminent introduction in the life of your child's English language learning will contribute to the rapid grasp it.

Ключевые слова: методика, английский язык, грамматики, настойчивость, последовательность, естественность.

Keywords: methodology, English, grammar, perseverance, consistency and naturalness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.