Научная статья на тему 'Из опыта тьюторского сопровождения учебноисследовательской деятельности'

Из опыта тьюторского сопровождения учебноисследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
687
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КЛАСТЕР / МЕТОДИКА ДИСТРИБЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаяхметова Венера Рюзальевна

Представлен экспериментальный опыт тьюторского сопровождения учебно-исследовательской работы учащихся МАОУ «Лицей № 4» г. Перми в рамках исследовательского кластера «Тайны губернского города». Автор выделил основные этапы с определением содержания деятельности; преимущества сотворчества тьютора и тьюто-ранта; формы организации тьюторского сопровождения, соответствующие логике самодвижения и саморазвития тьюторанта. Одним из главных результатов подобной деятельности автор видит развитие надпредметных умений подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаяхметова Венера Рюзальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта тьюторского сопровождения учебноисследовательской деятельности»

УДК 371.385.4

В.Р. Шаяхметова Из опыта тьюторского сопровождения учебноисследовательской деятельности

Представлен экспериментальный опыт тьюторского сопровождения учебно-исследовательской работы учащихся МАОУ «Лицей № 4» г. Перми в рамках исследовательского кластера «Тайны губернского города». Автор выделил основные этапы с определением содержания деятельности; преимущества сотворчества тьютора и тьюто-ранта; формы организации тьюторского сопровождения, соответствующие логике самодвижения и саморазвития тьюторанта. Одним из главных результатов подобной деятельности автор видит развитие надпредметных умений подростка.

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, кластер, методика дистрибьюторского сопровождения, тьюторское сопровождение.

Самое прекрасное зрелище на свете — вид ребенка . уверенно идущего по жизненной дороге после того. как вы показали ему путь.

Конфуций

Известно . что обычные исторические (равно как и математические . физические и т.п.) знания бесполезны . но если знания добыты в процессе самостоятельного мыслительного откровения -тогда они становятся радостным достижением человека. Для подростка важен опыт и смысл жизни персоны истории и переживание личностных смыслов жизни на этой основе. Но путь ребенка к истокам

человеческого бытия . выявления его тайн без наставника практически не осуществим. Наставник может обладать особым механизмом . системой условий поддержки и актуализации актов саморазвития подростка . под которыми мы сегодня понимаем тьюторское сопровождение. Этот «механизм» как полноценная система сотрудничества тьютора и тьюторанта в построении индивидуальных образовательных линий развития функционирует в соответствии с мотивами и намерениями школьников.

Учебно-исследовательская работа (далее - УИР) учащихся МАОУ «Лицей № 4» г. Перми выстраивается в рамках исследовательского кластера «Тайны губернского города Пермь». И тема . и формы поисковой деятельности изначально предполагали некую «манко-вость». привлекательность для подростка в будущем личностноориентированном обращении к культурноисторическим явлениям. За небольшой период эксперимента . основанного на тьюторском сопровождении УИР. автором были сделаны попытки найти собственные подходы к построению тьюторской программы. разработать формат дневника тьюторанта с лекалами занятий.

Под кластером мы понимаем координационные соединения и взаимодействия. поэтому применительно к условиям УИР в рамках кластера выстраиваем взаимоотношения нескольких активных участников исследовательского процесса:

- ученика. желающего найти «точки удивления» и затем раскрыть тайны исторического развития;

- учителя . нацеленного на выявление и последующее развитие скрытых творческих возможностей ребенка;

- представителя вузовской науки. заинтересованного в выстраивании коммуникации с будущим студентом;

- родителей . которые заинтересованы в получении ребенком не просто суммы знаний. а гибкого современного образования. ориентированного на

© В.Р. Шаяхметова , 2012 12

постоянные социально-экономические изменения нашего общества.

В темах . выделенных для УИР. заинтересованность проявили учащиеся 7. 8-х классов. некоторые представители городского вузовского сообщества. Появилась необходимость обращения к архивным. музейным фондам и в консультативных встречах с краеведами. Все взрослые . участвующие в процессе сопровождения УИР. по сути . пробуждали у подростка интерес к процедуре исследования . помогали понять значимость результатов как самого процесса погружения в исследование . так и результатов поисковой деятельности.

В рамках работы кластера были использованы основные организационнопедагогические аспекты тьюторства . среди которых можно выделить следующие:

- проектирование события . направлен-ногона выявление и поддержку образовательных интересов тьюторантов;

- осуществление помощи в оформлении . анализе и презентации тьторантами своих учебных и образовательных достижений;

- организация индивидуальной и групповой самоподготовки тьюторантов;

- постоянный мониторинг образовательной деятельности тьюторантов и оказание помощи в оценке их образовательных действий.

Путем проб и ошибок совместно с тью-торантами мы прошли несколько этапов.

Первый - это этап новых впечатлений . удивлений. этап определения познавательного интереса. Созерцательное погружение подростка в мир культурноисторических явлений (музейные экспонаты . историкоархитектурные сооружения. яркие исторические сюжеты) предваряет УИР. Тьютор создает условия для пробуждения чувства и воли («чистых образных озарений». творческих актов мышления. детского воображения). обращает подростка к рефлексии («Мне интересно. потому что...») и подводит его к выбору личностнозначимой исторической темы.

В качестве исходной точки будущего взаимодействия тьютора - тьюторанта выступает вопрос подростка: «Какую тему . направление исследования мне выбрать?». Диагностика индивидуального познавательного интереса может строиться на основе разных методов как собственно тьюторского сопровождения. так и других приемов. Можно выделить знаковый метод - анализ личной образовательной истории через анализ текстов подростка: специально написанного сочинения . рассказа и т.п. Например. тема рассуждения «Для меня большая и малая Родина - это...». несмотря на

свою пафосность . дает возможность раскрыться ученику с иной стороны. часто невостребованной в процессе школьного обучения.

В условиях использования ролевого метода - создания игровой ситуации погружения в исторический (литературный) образ и описания позиции этого героя - тьютор анализирует проекции взглядов ученика на позицию героя.

Например. учащимся дается возможность обсудить рассказ о роли городской думы и группы пермяков в открытии отделения Петроградского университета в Перми в 1916 году (собирали денежные средства . передавали здания под будущие корпуса университета . были даже готовы купить шубы петроградским профессорам. чтобы те остались в холодном неприветливом городе) и также о роли пермского миллионера Н.В. Мешкова. Подростки задались вопросом. почему подобное самопожертвование не является внутренним порывом современных власть предержащих. Благодаря цепочке вопросов и возможных ответов на эти вопросы выходим на образовательный вопрос (когнитивное затруднение ученика). который всегда строго индивидуален. Познавательный интерес ученика . преломленный в контексте конкретной ситуации. и становится отправной точкой будущей УИР.

Второй этап - конкретизация личностнозначимой темы . которая. скорее всего.

должна представлять уход от крупных содержательно-технологических макромодулей («Возникновение Перми». «В.Н. Татищев». «Архитектура исторического центра Перми» и т.д.) к микротеме: история одного дома . одной семьи и т.д. Совместно тьютор - тьюторант переживали смысл событий . персонифицировали историю. выстраивая диалог с историческими персонажами . вырабатывали возможные альтернативные решения или приходили к мысли о том. что иного стечения обстоятельств не могло быть.

Третий этап - переход от созерцания некой интересующей темы и свободных бесед к построению на материале реальной жизни тьюторанта(учебной в первую очередь) практики расширения его собственных возможностей. Роль тьютора заключается в том. чтобы научить подростка видеть себя в процессе УИР . использовать себя как потенциал и ресурс данной деятельности. Тьюторант реализует известные приемы УИР либо самостоятельно. либо при мягком наставничестве тьютора.

На данном этапе мы совместно с тью-торантом ставим целью образовательной деятельности образ ожидаемого результата. В ходе постоянного взаимодействия цель корректируется и видоизменяется . детализируется и конкретизируется. Например. тьютор представляет: а) репродукцию памятника в Нижнем Тагиле -Демидовы поднимают Россию с колен (заодно вводим понятие аллегории); б) мнение известного современного писателя А. Иванова относительно меценатства Демидовых - «меценатство их скупое . этими расходами Демидовы не обогащали Россию . а откупались от нее». Явно два мнения противоречат друг другу, где же истина? Из когнитивного затруднения тьюторант. размышляя . выходит самостоятельно.

Четвертый этап - непосредственно исследование: происходит актуализация тематики, осуществляются самостоятельные поиски и отбор необходимой информации, постановка вопросов и

ответов. Именно в процессе УИР можно увидеть такие новые «культурные» формы поведения подростка, как: новый выбор, смена точки зрения, проблема-тизация принятого решения, отказ от стереотипных оценок, принятие личностного решения.

На данном этапе реализуется поиск образовательных ресурсов и разработка плана образовательной деятельности -разработка «план-карты познавательного интереса». План-карта составляется и анализируется в течение нескольких занятий. Точками на карте образовательного маршрута должны стать книги, образовательные сайты, статьи, библиотеки, консультации со специалистами, экспертами, анкетирование родителей и друзей как способ получения дополнительной информации. В итоге тьюторант осознает не только необходимость, но и доступность очень разных источников и ресурсов образования в процессе достижения познавательной цели.

Пятый этап - это анализ итогов исследовательской деятельности и представление ее продукта. Тьютор создает ситуацию экспертизы исследовательского продукта, созданного тьюторантом. «внешней» средой: одноклассниками, учителями,

школьным сообществом, научным сообществом через выступления на НПК, в школьной печати и т.д. Принципиальным является выбор формы и уровня анализа самим тьюторантом. На этом этапе важно также соотнести итоги взаимодействия тьютора - тьюторанта с решениями, принятыми подростком относительно дальнейших образовательных планов. Если в школьной системе учитель оценивает учебные достижения ученика отметкой, то в пространстве проб оценку своим усилиям выставляет сам тьюторант. Он понимает по самоощущению и реакции (не отметочной!) других . что то. что он сделал, «работает», имеет смысл, производит (или не производит) эффект.

В качестве научного руководителя тьютор:

- принимает участие в рассмотрении и

оценке материалов предварительного взгляда на результат УИР в форме эссе, проводит предварительные испытания в форме собеседования;

- совместно с подростком разрабатывает индивидуальный план-график УИР;

- оказывает содействие в разработке и определении концептуальных рамок исследования учебно-исследовательской или междисциплинарной проблемы;

- участвует в подготовке и проведении тьюториалов по проблемам методики УИР;

- содействует грамотному представлению результатов УИР на научно практической конференции, по возможности, с последующей публикацией.

Как консультант тьютор:

- проводит индивидуальные занятия, ориентирующие подростка в проблемном поле исследования и поиске форм и методов рассмотрения избранной проблематики;

- направляет саморазвитие и самовоспитание личности, помогает подросткам в их профессиональном самоопределении, развивает их исследовательские и социокультурные компетенции.

Формы работы в рамках кластера должны

соответствовать логике генезиса сознания

подростков-исследователей:

- беседа в форме групповой тьюторской консультации (на первом-втором этапах);

- индивидуальная тьюторская консультация (беседа с элементами логического мышления - выстраивание логического концентра УИР);

- тьюториал (учебный тьюторский семинар с представлением методики исследования);

- тренинг (тьюторинг - индивидуальная интеллектуальная деятельность по отбору личностно-значимого материала) направленный на формиро-

вание самостоятельного действия подростка (смысловое переживание тематики , актуализация темы и событийное действие);

- организация крупного коммуникационного события (презентация , круглый стол , тьюториада).

В подобной схеме сопровождения УИР особо ценно то, что была создана межвозрастная группа из тех подростков, для которых характерна выраженная заинтересованность в исследовательской деятельности , формируется основа для многочисленных контактов, в которые вовлечены члены такой группы, Помимо востребованных надпредметных умений подростка , в процессе тьюторского сопровождения УИР формируются так называемые soft skills («мягкие навыки»), показателем которых выступает высокий уровень эмоционального интеллекта, Ценность soft skills в том, что у подростков появляется необходимость и умение общаться с разными людьми (по возрасту , статусу и т.д.), стратегическое мышление и способность к разрешению конфликтных ситуаций как личностного, так и межличностного характера.

В процессе данной деятельности меняется и сам педагог: из носителя знаний и информации , всезнающего оратора , организатора деятельности , он превращается в консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников, УИР позволяет выстроить бесконфликтную педагогику , превратить образовательный процесс из «принудиловки» в результативную сотворчес-кую деятельность.

The summary

In article is presented experience supports of the research work «Secret of the provincial city of Perm». The basic stages are allocated, the activity maintenance is defined , advantages of co authorship the tutor and the pupil are shown,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.