Научная статья на тему 'Анализ проблем духовно-нравственного воспитания студентов вузов'

Анализ проблем духовно-нравственного воспитания студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1685
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORALITY / SPIRITUAL DEVELOPMENT / MORAL EDUCATION / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мережко Михаил Евгеньевич

В статье рассматриваются проблемы развития духовно-нравственного воспитания в целом и в рамках высшего образования в частности, вопросы морали, показатели и принципы духовно-нравственного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PROBLEMS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS

The article deals with the problems of spiritual and moral education in general and in higher education in particular, the questions of morality, the indicators and the principles of spiritual and moral education.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем духовно-нравственного воспитания студентов вузов»

УДК 37.034

Мережко Михаил Евгеньевич Merezhko Mikhail Evgenyevich

ассистент кафедры информатики и информационно-аналитических технологий Белгородского государственного института культуры и искусств тел.: (909) 201-22-49

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

assistant of the chair of informatics and information and analytical technologies, Belgorod State Institute of Culture and Arts tel.: (909) 201-22-49

ANALYSIS OF PROBLEMS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS

Аннотация:

В статье рассматриваются проблемы развития духовно-нравственного воспитания в целом и в рамках высшего образования в частности, вопросы морали, показатели и принципы духовно-нравственного воспитания.

Ключевые слова:

мораль, нравственность, духовное развитие, нравственное воспитание, духовнонравственное воспитание.

The summary:

The article deals with the problems of spiritual and moral education in general and in higher education in particular, the questions of morality, the indicators and the principles of spiritual and moral education.

Keywords:

morality, spiritual development, moral education, spiritual and moral education.

Во все века люди ценили нравственную воспитанность. Глубокие социальноэкономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире молодой человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые, безусловно, имеют влияние на не до конца сформировавшуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе высшее образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Константин Дмитриевич Ушинский, великий русский педагог, писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед педагогами ставится задача, в том числе и подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств молодежи.

Очень важным является формирование эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся вузов к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать комплексное формирование личностного отношения к окружающим: овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores - нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, социальным классом, народом, обществом)» [1].

Владимир Иванович Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести» [2].

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова мы видим: «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [3].

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [4].

А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю». «Мораль - это важничанье человека перед природой» [5].

В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей, их поведения в социуме. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует направлению жизнедеятельности общества в позитивное, созидательное русло. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опирается на принуждение со стороны государства, мораль поддерживается силой общественного мнения, авторитета отдельных индивидуумов, способных своим примером задать модель поведения другим согражданам, и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Своеобразные нормы морали и нравственности предлагаются средствами массовой информации, прессой, телевидением, интернет-изданиями [6, с. 23-56]. Из всего этого мы можем сделать вы-

вод, что взрослому человеку с устоявшимся мировоззрением порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации, «не ударив в грязь лицом».

А что же говорить о молодежи? Еще Василий Александрович Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием подрастающего поколения, учить «умению чувствовать человека» [7].

Отметим, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в ходе всей многогранной деятельности молодых людей (деловых играх, образовательном процессе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с теми, кто моложе или старше. Тем не менее нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. При этом необходимо учесть, что данный процесс должен являться сопутствующим основным целям и задачам, поставленным преподавателем.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его зачастую отсрочены во времени. Поэтому он должен быть непрерывным на протяжении всего срока обучения студента. Идеальной в этом отношении представляется система многоуровневого образования, предоставляющая возможность воспитания и культивации духовно-нравственных отношений и морали на каждом этапе на протяжении до 13 лет (по системе колледж - 3 года, бакалавриат - 4 года, магистратура - 3 года, аспирантура - 3 года). Таким образом, у студентов формируется целостное отношение к вопросам нравственности, способствующее развитию гармоничной всесторонне развитой личности.

Важным показателем процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с относительно простого уровня и заканчивается более высоким. На наш взгляд, для достижения целей должны использоваться все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип должен реализовываться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей молодых людей.

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий, поэтому преподаватели не должны забывать о постоянном внесении корректив, направленных на его совершенствование.

Ссылки: References (transliterated):

1. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Краткий фило- 1. Kirilenko G. G., Shevtsov E. V. Kratkiy filosofskiy

софский словарь. М., 2002. 480 с. slovar'. M., 2002. 480 p.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого велико- 2. Dal' V.I. Tolkoviy slovar' zhivogo velikorusskogo

русского языка. В 4 т. Т. 2. М., 1978. yazyka. In 4 vols. Vol. 2. M., 1978.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989. 3. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka. M., 1989.

4. Новая философская энциклопедия. М., 2000. 4. Novaya filosofskaya entsiklopediya. M., 2000.

Т 1-4. Vol. 1-4.

5. Ницше Ф. Избранные произведения / сост., 5. Nitsshe F. Izbrannye proizvedeniya / comp., au-

авт. вступ. ст. К.А. Свасьян. М., 1993. thor of introd.K.A. Svas'yan. M., 1993.

б. Педагогическая антропология: Человек как б. Pedagogicheskaya antropologiya: Chelovek kak

предмет воспитания. Опыт педагогической ан- predmet vospitaniya. Opyt pedagogicheskoy an-

тропологии. Ч. 1. М., 2002. tropologii. Pt. 1. M., 2002.

7. Сухомлинский В.А. О воспитании. 2-е изд. 7 . Sukhomlinskiy V.A. O vospitanii. 2nd ed.

М., 1975. M., 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.