Научная статья на тему 'Эволюция представлений о сущности духовно-нравственного воспитания личности в отечественной педагогической науке'

Эволюция представлений о сущности духовно-нравственного воспитания личности в отечественной педагогической науке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1028
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL EDUCATION / MORAL EDUCATION / PERSONALITY / SPIRITUAL-MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серикова Лариса Александровна

В статье представлен обзор результатов терминологического анализа категорий «духовное воспитание», «нравственное воспитание». Проведено исследование эволюции научных представлений о сущности духовно-нравственного воспитания личности, на основании которого дана авторская трактовка исследуемой категории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of THE ideas about the essence of spiritual and moral education of the personality in the native pedagogical science

In the article, the review of the results about the terminological analysis of the categories of «spiritual education» and «moral education» is given. The evolution of the scientific ideas about the essence of spiritual and moral education of the personality is investigated. On its basis the author's interpretation of the category being analyzed is presented

Текст научной работы на тему «Эволюция представлений о сущности духовно-нравственного воспитания личности в отечественной педагогической науке»

УДК 37. 034 (09)

ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СУЩНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ*

UDC 37. 034 (09)

EVOLUTION OF THE IDEAS ABOUT THE ESSENCE OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF THE PERSONALITY IN THE NATIVE PEDAGOGICAL SCIENCE

Серикова Лариса Александровна к.пед.н., доцент

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, Саранск, Россия

Serikova Larisa Aleksandrovna Cand.Ped.Sci., associate professor Mordovian State Teachers ’ Training Institute named afterM.E.Jevsevjev,Saransk, Russia

В статье представлен обзор результатов терминологического анализа категорий «духовное воспитание», «нравственное воспитание». Проведено исследование эволюции научных представлений о сущности духовно-нравственного воспитания личности, на основании которого дана авторская трактовка исследуемой категории

Ключевые слова: ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ, НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ, ЛИЧНОСТЬ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

In the article, the review of the results about the terminological analysis of the categories of «spiritual education» and «moral education» is given. The evolution of the scientific ideas about the essence of spiritual and moral education of the personality is investigated. On its basis the author’s interpretation of the category being analyzed is presented

Keywords: SPIRITUAL EDUCATION, MORAL EDUCATION, PERSONALITY, SPIRITUALMORAL EDUCATION

Современные социальные, политические и экономические процессы порождают не только изменения в структуре общества, но и существенно воздействуют на его мораль, стимулируют его членов к пересмотру системы ценностей, модификации ценностного сознания, трансформации ценностных ориентаций. Российское образование, как значимая составляющая общественной жизни и один из социокультурных и духовных феноменов, также находится на новом этапе своего развития, связанном с перестроением иерархии базовых ценностей. В связи с этим в теории современной отечественной педагогики и практике организации образовательного процесса особую актуальность и значимость приобретает исследование духовно-нравственного воспитания как социально-педагогического феномена.

Работа проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств проекта № 2.5.10 Создание Научно-исследовательской лаборатории «Духовно-нравственное воспитание школьников в современном образовательном пространстве» Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» на 20122016 гг. «Педагогические кадры для инновационной России»

Документы последних лет, определяющие направление развития системы образования (положения о модернизации системы образования, федеральные и региональные концепции воспитания), тесно связывают стратегические цели образования с решением проблем развития российского общества, включая преодоление духовного кризиса; требуют переосмысления задач духовного, нравственного воспитания как первостепенных приоритетов в образовании. В документах и нормативноправовых актах системы образования все чаще подчеркивается значимость духовно-нравственного воспитания как направления воспитания, призванного решить задачи консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления национальной напряженности и социальных конфликтов.

Вышеизложенное дает основание утверждать актуальность и значимость разработки теоретико-методологических оснований осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях современной системы образования. «Нравственная компонента

содержания образования характеризует и определяет цели, смысл и сущность образования. Актуальность аксиологического аспекта современного образования вызвана как раз тем фактом, что образование все больше утрачивает духовно-нравственные ценности и традиции» [1, 195-196]. Таким образом, мы приходим к мысли о том, что духовнонравственное воспитание есть неотъемлемая компонента современного образования, его стержень, предназначенный для использования образованности во благо человека и человечества.

Вопросы организации духовно-нравственного воспитания детей для России имеют глубокие исторические корни. Об особом характере воспитания русского человека говорили славянофилы, мыслители круга В. С. Соловьева, а позже русские религиозные философы в Зарубежье. В течение многих десятилетий исследовался феномен русской культуры и

особенности воспитания, в содержании которого отражаются изменения, происходящие в духовной сфере общества, предпринималось множество попыток охарактеризовать особенности воспитания в отечественной школе. Анализируя труды религиозных философов, В. М. Кларин и В. М. Петров в работе «Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов Х1Х-ХХ вв.», выводят три интегральные константы: 1) традиционность; 2) духовность; 3) открытость системы российского образования [2].

Рассмотрим каждую из названных констант через призму современного этапа развития системы образования.

Традиционность трактуется как «опора на традиционно народную культуру и эмпирически сложивший порядок образования человека» [2, 23]. Идея традиционности сегодня вновь оказалась чрезвычайно актуальной. Безусловно, ее конкретное наполнение в начале XXI века значительно отличается от существовавших в истории педагогики подходов, но именно традиционность сегодня становится основой поликультурного образования, фундаментом одного из основных направлений построения национальной российской системы образования. В связи с этим еще более важной нам видится опора на традиционность в процессе создания методологии и методики организации процесса духовно-нравственного воспитания школьников.

Сегодня осознается значимость присутствия в российской системе образования второй интегральной константы, выявленной на основе исторического анализа - духовности. В ранее названной работе В. М. Кларина и В. М. Петрова духовность понимается как «обостренное внимание к религиозной сфере, к сфере абсолютного, вечного» [2, 25]. Авторы отмечают, что укорененность в российском образовании этого качества-константы настолько сильна, что духовность не исчезает и при упадке религиозности, отходе от церкви. На современном этапе развития

системы образования, разработки основ духовно-нравственного воспитания и рассмотрение духовности как константы российской системы образования становится особенно актуальным. Сегодня активно обсуждаются вопросы одухотворения воспитательного процесса, поиска путей, методов и средств эффективного использования различных систем ценностей в процессе духовно-нравственного воспитания.

«Открытость - это способность русской культуры и образования открываться иноземным влияниям, впитывать общечеловеческие ценности, обогащаться и преобразовывать их, сохраняя свою неповторимость и единственность» [2, 37]. При несомненной

положительной роли данной константы в развитии образования в стране великие педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев и другие считали, что заимствования должны быть осторожными, взвешенными и отвечающими национальному характеру.

Рассмотрение интегральных констант российской системы образования через призму современного этапа ее развития дает нам возможность говорить об определении основных из возможных путей осуществления процессов духовно-нравственного воспитания школьников.

Рассмотрим общественно-исторические предпосылки становления и научную эволюцию сущности понятия «духовно-нравственное воспитание».

В современной педагогической науке воспитание принято рассматривать как явление, процесс и деятельность; в широком и узком, педагогическом и социальном смыслах. Толкование сущности духовнонравственного воспитания еще более осложнено в связи с отсутствием единой точки зрения на определение сущности духовности, наличием концептуальных различий в светской и религиозной педагогических парадигмах, производностью категории «духовно-нравственное воспитание».

В результате теоретического анализа нами установлено. Что для отечественной педагогической традиции более характерными являются категории «нравственное воспитание» и «духовное воспитание». Процесс духовного воспитания долгое время был вне поля отечественных научных исследований и традиционно связывался с обучением религии и привитием религиозных ценностей. Данная точка зрения бытует и сегодня в православной педагогике (С. Ю. Дивногорцева, Л. В. Сурова, Е. Шестун и др.), однако, все чаще появляются и альтернативные толкования духовного воспитания, основанные на научном понимании духовности (Т. И. Власова, И. А. Соловцова, Т. Г. Русакова, Н. П. Шитякова и др.).

По мнению И. А. Соловцовой духовное воспитание представляет собой один из педагогических феноменов, представленных в светской, и православной педагогике, как в широком, так и в узком смыслах [3]. В процессе анализа научных источников нами была подтверждена эта мысль и выявлены следующие идеи и тенденции:

- в широком смысле духовное воспитание мыслится как духовное возрастание, становление в духе, выявление в человеке духовной сущности (православная педагогика В. В. Зеньковский, К. Д. Ушинский, С. С. Куломзина, и др.) или становление собственно человеческого в человеке (концепции гуманитарной парадигмы Н. М. Борытко, И. А. Колесникова, Л. М. Лузина и др.);

- в узком смысле духовное воспитание (иногда оно именуется духовно-нравственным) понимается как целенаправленное воздействие на духовную сферу человека, приоритетное направление в деятельности педагога (митрополит Амфилохий Радович, С. Ю. Дивногорцева, Н. В. Маслов, Л. В. Сурова, Е. Шестун и др.) или целенаправленное создание условий для становления духовной сферы личности (светские концепции): воспитание духовности на основе интеграции науки и

религии (Т. И. Власова), организация духовной деятельности детей (Н. Е. Щуркова) и др.

Таким образом, в широком смысле категория «духовное воспитание» повторяет сущность категории «воспитание», а в узком - представлено как приоритетное направление воспитания, имеющее целью становление духовной сферы личности воспитанника.

Указывая на отсутствие четкости в приведенных ранее толкованиях сущности духовно-нравственного воспитания, И. А. Соловцова дает следующее определение: «...Духовное воспитание может рассматриваться как феномен, определяющий становление смысложизненной позиции человека в мире, выявление и реализацию его человеческой сущности, имеющий в связи с этим специфические содержательные характеристики. Духовное воспитание в свете сказанного не может рассматриваться как одно из «равноправных», «равнозначных» направлений воспитания - оно является базой для воспитания качеств, составляющих принадлежность человека как психофизического и социального существа, и определяет особенности организации целостного воспитательного процесса» [3, 27].

В качестве инвариантных содержательных характеристик духовного воспитания, называются следующие: «представляет собой феномен,

определяющий становление (динамизм) надситуативных (устойчивость) качеств человека и предполагающий целенаправленное создание условий для «развертывания» человеческой духовности; является открытой системой; оно соотносится со сферой надындивидуального, трансцендентного, что обеспечивает сохранение и трансляцию «человеческого качества» - духовности; имеет ценностно-смысловой характер; может осуществляться только в культуре, путем включения ребенка в культуру, характерную для того общества, в котором он живет; соотносится не только со сферой надындивидуального (ценности, культура), но и с индивидуальным человеческим существованием, что

отражается в своеобразных, уникальных путях, способах духовного становления и требует соответствующего разнообразия педагогических средств; имеет диалогический характер; представляет собой помощь воспитаннику в постижении и выражении его глубинной духовной сущности; осуществляется как на рациональном, так и на иррациональном уровне, посредством эмоционального восприятия, переживания, «вчувствования», понимания; представляет собой целостный феномен» [3, 107].

По нашему мнению, сегодня теория духовного воспитания находится на этапе становления, в педагогической науке появляются первые отдельные попытки системно осмыслить сущность данного педагогического феномена. Научное осмысление категории «нравственное воспитание» в современной отечественной педагогической науке, напротив, имеет богатые исторические традиции и отличается более высоким уровнем определенности.

В исследованиях современных ученых под нравственным воспитанием понимается: процесс взаимодействия воспитателя и

воспитуемого, направленный на формирование нравственного сознания, устойчивых положительных нравственных чувств и нравственных

качеств, формирование культуры поведения (Н. И. Болдырев,

Б. Т. Лихачев, И. С. Марьенко, В. А. Сухомлинский, М. И. Шилова,

А. И. Шемшурина и др.); интериоризация культурных ценностей, раскрытие способностей и сущностных сил человека (Р. С. Гарифуллина); организованная деятельность по стимулированию ценностной рефлексии, творчества и самостоятельности (О. В. Трескина); регуляция духовнонравственного состояния (А. Н. Моргун).

«В качестве самостоятельного направления нравственное воспитание развертывается на материале конкретной деятельности в форме взаимоотношений живых людей, детерминированных реальными

коллективами и социальными группами. При этом различные виды деятельности выступают в качестве его предпосылок и условий» [4, 259].

«К сожалению, традиционная система воспитания (в том числе этического образования) ориентирована на сообщение нравственных знаний, внедрение в сознание ребенка определенной системы норм и принципов, а не на развитие его духовно-нравственного сознания и самосознания. В современных условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые еще не выработаны, размыты, особенно актуальным становится формирование у подрастающего поколения способности к нравственному выбору, базирующейся на высоком уровне духовного развития личности» [5].

Таким образом, современное понимание нравственного воспитания сводится к констатации таких сущностных характеристик исследуемого процесса как целевая направленность на формирование различных компонентов нравственной сферы личности с приоритетом становления структур нравственного сознания, ориентация на нравственные и социальные ценности конкретного окружения, выраженность уровня нравственной воспитанности в поведении, признание значимости субъектной позиции воспитанника и действенности личностноориентированных технологий.

Обзорный анализ современных научно-педагогических

исследований, посвященных проблемам нравственного и духовного воспитания, позволяет нам констатировать признание в современной педагогической науке ценности и уникальности каждого из названных направлений воспитания, оригинальности их целевых установок, необходимости поиска методического инструментария их эффективного осуществления.

В последние десятилетия в научно-педагогических исследованиях все чаще употребляется категория «духовно-нравственное воспитание».

Также как категории «духовно-нравственный потенциал», «духовнонравственные качества личности», «духовно-нравственная сфера»,

«духовно-нравственный опыт», категория «духовно-нравственное воспитание» долгие годы была вне поля научных исследований и связывалась исключительно с религиозным аспектом воспитания и развития человека. На наш взгляд, характеристика «духовнонравственный» на современном этапе развития отечественной педагогики возникла вполне естественно в процессе научных исканий оптимальных путей и действенных средств воспитания культурно-продуктивной личности в новых социальных условиях. Ее активное вхождение в научный тезаурус началось в 90-е годы ХХ века, когда в связи с расширением свобод (в том числе и в сфере научных исследований, внедрения инновационных разработок в педагогическую практику), интенсивным повышением интереса к ранее запрещенным, а следовательно слабо разработанным темам (в том числе вопросам становления духовности личности, взаимодействия религии и общества в сфере формирования сознания), возникновением проблем падения уровня нравственной воспитанности (в связи с развалом прежней идеологической системы) было чрезвычайно необходимым и своевременным. Изначально, на названном этапе развития российского общества и науки категория «духовно-нравственное воспитание» в большинстве исследований традиционно связывалась с исследованием влияния религиозных учений на развитие личности (Жанбуршина Г. Б., Склярова Т. В., Ибрагим Абед Халил А. И. и др.). Однако в результате изучения соотношения понятий «духовность» и «религиозность» было признано наличие значительных различий в характеристиках «религиозно-нравственный» и «духовнонравственный», что привело к разграничению понятий «духовнонравственное воспитание» и «религиозное просвещение», «религиозное образование», «религиозное воспитание», «религиозное обучение»

(И. Г. Баринова, А. И. Метелягин, В. Д. Иванов и др.). Дальнейшая эволюция категории происходила по пути определения и уточнения ее сущностных характеристик. Однако на современном этапе развития науки также существуют значительные различия в ее толковании, что делает актуальным выявление основных тенденций ее эволюции.

В процессе исследования нами составлена терминологическая матрица категории «духовно-нравственное воспитание».

Терминологический анализ подтвердил гипотетически сделанное предположение об отсутствии единых подходов к определению сущности исследуемого понятия. Нами установлено, что определение сущности духовно-нравственного воспитания значительно проблематичнее определения инвариантных характеристик духовного или нравственного воспитания. На наш взгляд, это связано с производностью, сложностью и неоднозначностью понимания данной категории на современном этапе развития науки. Сложности подобного рода связаны также с отсутствием единых ориентиров в определении базовых для исследуемого понятия категорий «духовность», «нравственность», и оснований их интеграции.

В результате терминологического анализа нами подтверждено, что понимание данной категории значительно различается в зависимости от базовых методологических позиций, выбранных учеными. Большинство исследователей понимает духовно-нравственное воспитание «как воспитание, интегрирующее два его направления - духовное и нравственное» [6, 12]. Подобное понимание сущности категории мы находим в исследованиях Рябчиковой С. Б., Петраковой Т. И.,

Никитиной Н. Н., где сущность духовно-нравственного воспитания раскрывается через воздействие на духовно-нравственную сферу личности, при этом обнаруживается указание на различный уровень интеграции духовности и нравственности, а соответственно духовного и нравственного воспитания.

В процессе анализа определений, нами установлено, что некоторые из них непосредственно повторяют определения, которые даны в отечественной педагогике нравственному (А. Г. Адамова. И. Г. Баринова) или духовному (Власова Т. И., Колпакова А. П., Лисовенко Г. В., Глумной А. В.) воспитанию. В названных работах речь чаще всего идет об усвоении нравственных или духовных ценностей.

Однако, если целью духовного воспитания является смыслотворческая деятельность человека, а целью нравственного воспитания - формирование нравственной сферы личности, возникает пробел между смыслотворчеством, опирающимся на высшие духовные ценности и их проявлением в поведении. Поскольку ни каждый нравственно воспитанный человек (то есть человек, поведение которого основано на определенном уровне освоения нравственных ценностей, следования нравственным нормам) может быть назван духовным, также как и не каждый способный к смыслотворческой деятельности воплощает ее результаты в деятельности и поведении, то есть совершает духовно окрашенные или нравственные поступки. Более того, в определениях по отношению к нравственной сфере воспитанника часто повторяется термин воздействие, тогда как, на наш взгляд, духовно-нравственная сфера личности является уникальным феноменом, становление и развитие которого возможно только в процессе продуктивного взаимодействия с собой и миром.

Исходя из результатов терминологического анализа и основываясь на опыте исследования феноменов «нравственность», «духовность», «духовно-нравственный потенциал», «духовно-нравственный опыт» нами было дано рабочее определение процесса духовно-нравственного воспитания личности.

На наш взгляд, под духовно-нравственным воспитанием следует понимать целенаправленный организованный процесс, результатом

которого должна стать система духовно-нравственных представлений, взглядов, убеждений, ценностей и мотивов поведения личности, повышение уровня ее духовно-нравственного развития.

При таком понимании духовно-нравственного воспитания мы не ограничиваемся отдельным аспектом (результативным или

процессуальным), а, напротив, обозначая характеристики процесса и указывая на планирование его результата, представляем его как систему. На наш взгляд, этот аспект чрезвычайно важен с той точки зрения, что результат духовно-нравственного воспитания становится ценным и системным только после работы самой личности. Этот тезис подтверждается тем обстоятельством, что даже воспитательные воздействия, которые оказывают на одного ребенка разные институты воспитания, могут отличаться своей направленностью. Так, например, если в общеобразовательной школе процесс духовно-нравственного воспитания будет исключительно светским, то в воцерковленной семье у того же ребенка будут формироваться религиозные ценности. То есть совокупность разнонаправленных воспитательных воздействий, несущих духовно-нравственный смысл при использовании различных средств, в результате внутренней личностной работы ребенка должна выстроиться не только в стройную мировоззренческую систему, но и в систему личностно значимых духовно-нравственных представлений, ценностей и мотивов.

При таком подходе к трактовке сущности духовно-нравственного воспитания важно отметить, что нельзя научить быть нравственным и духовным, чрезвычайно трудно передать духовный опыт, гораздо ценнее приобрести его в процессе собственной духовной работы под воздействием совокупности разнородных (как положительных, в том числе и педагогически целесообразных, так и негативных) жизненных условий. То есть кроме целенаправленных воспитательных влияний, которые могут быть оказаны в условиях общеобразовательной или воскресной школы,

семьи, религиозной организации, учреждения дополнительного

образования, мы указываем на необходимость признания значимости факторов стихийной социализации, способных повлиять на духовнонравственное становление личности.

Обозначенный подход к рассмотрению сущности духовнонравственного воспитания позволяет включить в структуру данного процесса в качестве возможных путей достижения его целей, многие направления воспитательной работы, осуществляемые в современном образовательном процессе (религиозное просвещение, гражданско-правовое, этнокультурное, патриотическое, социальное, нравственное воспитание и др.). Таким образом, духовно-нравственное воспитание надстраивается над всеми направлениями воспитания в части формирования элементов духовности личности. Как в иерархии ценностей духовные ценности надстраиваются над нравственными, социальными и другими видами ценностей, так духовно-нравственное воспитание надстраивается над всеми другими направлениями воспитания и является их стержнем.

Таким образом, исследование эволюции представлений о сущности духовно-нравственного воспитания в отечественной педагогической науке позволило нам определить духовно-нравственное воспитание как целенаправленный организованный процесс, результатом которого должна стать система духовно-нравственных представлений, понятий, ценностей и мотивов поведения личности, готовность к смыслотворческой деятельности, побуждающей личность к духовному росту и нравственному взаимодействию с миром. Для эффективной организации духовнонравственного воспитания чрезвычайно важен тщательный подбор содержания образования с богатым духовным потенциалом и педагогического инструментария, соответствующего воспитательным целям.

Список литературы

1. Наливайко Н.В., Панарин В.И., Паршиков В.И. Глобальные и

региональные тенденции развития отечественного образования (социальнофилософский анализ): Монография. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. - 298с.

2. Кларин В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов Х1Х-ХХ вв. М., 1996. - 124 с.

3. Соловцова И. А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: Дисс. ... докт. пед. наук. Волгоград, 2006. 304 с.

4. Калашникова Н.Н., Григорьев И.Н. Исторические и современные подходы к проблеме духовно-нравственного воспитания молодежи // Вестник ТГУ. 2007. выпуск 4 (48). С. 257-265.

5. Никитина Н.Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы // Педагогика культуры: Научно-просветительский педагогический журнал - Интернет-версия. 2010. ЦКЬ: http://pedagogika-cultura.narod.ru/private (дата обращения 19. 08. 2012).

6. Шитякова Н.П. Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников: Дисс. ... докт. пед. наук. Челябинск, 2007. 342 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.