_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_
УДК 370.186
Сафина Рямзия Магруфовна
Учитель высшей категории, педагог дополнительного образования, Центр детского творчества «Дебют» Орджоникидзевскогорайона городского округа, [email protected], Уфа, Республика Башкортостан
результаты опытно-экспериментальной работы
по духовно-нравственному воспитанию
младших школьников
Аннотация. В статье рассмотрена проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников. Определены критерии и показатели духовно-нравственной воспитанности школьников. Представлены результаты педагогического эксперимента, проведенного на основе методики М. И. Шиловой.
Ключевые слова: духовность, нравственность, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственные ценности, критерии.
Обсуждаемые сегодня в обществе проблемы, связанные с духовно-нравственным воспитанием, говорят об актуальности и практической важности исследования данного феномена. Недостатки и просчеты в духовно-нравственном воспитании обусловливают обостряющиеся жизненные противоречия в детской среде. Сознание определенной части современной молодежи характеризуется социальным инфантилизмом, скептицизмом, иждивенческими настроениями, нежеланием участвовать в делах общества. Такому проявлению бездуховности способствует пребывание некоторых из них в иллюзорном, виртуальном мире. Вход в мир иллюзий осуществляется ими не только с помощью компьютерных технологий, но и под влиянием спиртных напитков, курительных смесей и наркотических средств.
Актуальность нашего исследования в социально-педагогическом аспекте определяется необходимостью преодоления духовно-нравственного кризиса в российском обществе средствами воспитания. Поэтому решение данной проблемы, основанной на добровольном участии субъектов воспитательного процесса, эффективнее начинать с младшего школьного возраста, а именно, в совместной деятельности учителей, старшеклассников-кураторов, педагогов дополнительного образования и родителей. В совместном целеполагании создаются условия для эмоционального переживания детьми ситуаций, в которые они вовлечены. Совместная деятельность, как показал наш опыт, выступает одним из важнейших средств проявления сущностных ценностей
человека, способом, позволяющим субъектам воспитательного процесса узнать и понять друг друга, приобрести навыки эффективного общения и взаимодействия. Такой альянс является гарантом создания неформальной дружеской атмосферы, осуществления эффективной связи образовательных учреждений и семьи в решении задач духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Вопросам духовно-нравственного воспитания младших школьников посвятили свои труды Н. В. Архангельский, И. А. Каирова, К. В. Макарова, Л. И. Матвеева, Л. Э. Пасму -рова, Л. А. Регуш, А. Г. Яковлева и др.
Значительным вкладом в педагогическую науку явились технологии воспитания, разработанные В. П. Беспалько, Е. Н. Степановым, М. Ю. Фроловым, а применительно к воспитанию студентов - Р. М. Асадулли-ным и др.
В последние десятилетия защищены докторские диссертации по проблеме духовно-нравственного воспитания (И. В. Ба-бурова, Н. М. Борытко, И. А. Пархоменко, В. М. Пустовалов, Н. П. Шитякова), в которых рассматриваются пути решения данной проблемы в условиях формирования в обществе различных систем ценностей.
Указанные выше исследователи только частично решали заявленную проблему. Поэтому область духовно-нравственного воспитания младших школьников остается малоизученной.
Для того чтобы выяснить духовно-нравственную воспитанность младших школьников мы определили ее критерии и показа-
ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ и ОБУЧЕНИЯ
тели (табл. 1). М. М. Поташник утверждает, что критерии должны выдвигаться до начала управления, так как по ним оцениваются результаты. На основе выдвинутых критериев производится сравнительная оценка возможных технологий управления и оптимального выбора. Число критериев и их содержание зависит от объекта управления. Они должны ориентировать деятельность педагогов на реализацию поставленных задач, минимизацию ошибок, максимальное использование возможных резервов. Критерии должны служить важнейшим показателем достижения поставленных в эксперименте целей [2]. Они определяются на основе изучения проблемы в педагогической теории, анализа и обобщения имеющегося опыта работы педагогов-практиков.
Прокомментируем обозначенные нами критерии.
1. Эмоциональный критерий (духовно-нравственные чувства) позволяет оценить осознанность отношения личности к тому или иному виду деятельности.
Как известно, чувства - это устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, которые отражают значение данных явлений в связи с его потребностями и мотивами, неразрывно связаны со знаниями личности и проявляются в его деятельности [1].
Показатели критерия - ведущие цели, намерения и мотивы поступков детей, умение сопереживать, сочувствовать окружающим, проявление милосердия и сострадания. Переживание, сопереживание - необходимый компонент духовно-нравственной воспитанности младших школьников.
Действенность, единство этих знаний и переживаний, степень выраженности этих чувств и практическое их проявление в деятельности служат яркими показателями духовно-нравственной воспитанности детей [Там же, с. 57].
2. Интеллектуальный критерий (духовно-нравственное сознание) характеризует всестороннюю, культурную, эстетическую, этическую и информированную личность.
Его показателями являются: - знание сущности духовно-нравственной ценности, осведомленность детей в области духовно-нравственных понятий;
- умение детей давать оценку явлениям и фактам общественной жизни;
- готовность и способность отстаивать духовно-нравственные взгляды и убеждения в конкретных жизненных ситуациях, духовно-нравственные ценности общества, нормы духовно-нравственного поведения.
3. Мотивационный критерий (духовно-нравственное поведение) показывает характер общения и совершаемых поступков
Таблица 1
Критерии и показатели духовно-нравственной воспитанности младших школьников
Духовно-нравственные чувства Духовно-нравственное сознание Духовно-нравственное поведение
Критерии Эмоциональный критерий. Эмпатия, сопереживание, сочувствие, сострадание, милосердие. Положительные эмоции, справедливость, патриотизм, любовь, свобода, чувство собственного достоинства. Интеллектуальный критерий. Осведомленность детей в области духовных и нравственных понятий, духовно-нравственных ценностей общества, норм духовно-нравственного поведения, знание сущности категорий духовности и нравственности. Мотивационный критерий. Сформированность привычек духовно-нравственного поведения детей, реализация духовно-нравственных ценностей в ситуации свободного выбора, духовно-нравственные мотивы и потребности.
Показатели Готовность проявлять духовно-нравственные чувства, стабильность их выражения, самооценка духовно-нравственной воспитанности. Доброта, патриотизм, трудолюбие, гостеприимство, сострадание, забота о младших, дружелюбие, почитание старших, уважение к себе и к окружающим, бережливость. Осознание целей, жизненных смыслов как собственных, так и коллективных, необходимость следования духовно-нравственным нормам и ценностям общества в деятельности.
UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS
личности, выраженных в отношениях, соблюдении норм и правил поведения.
Мотивацией является динамический процесс психологического и физиологического управления поведением младших школьников, определяющий его организованность, направленность, устойчивость и активность [1].
Его показатели:
- положительное влияние обучающихся на окружающих;
- сформированность привычек духовно-нравственного поведения;
- соответствие поведения младших школьников приобретенным знаниям;
- социально обусловленные отношения детей к материальным и духовным ценностям, окружающей действительности;
- содействие самих детей сплочению коллектива;
- реализация духовно-нравственных ценностей в ситуациях свободного выбора.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы проследили динамику уровня духовно-нравственной воспитанности детей, используя методику М. И. Шиловой. Мы определяли уровень сформированности у младших школьников духовно-нравственных ценностей (табл. 2).
С помощью методов педагогической диагностики нами был выявлен исходный уровень развития духовно-нравственного потенциала у детей экспериментальных и контрольных групп. Результаты диагностики, полученные на первом этапе эксперимента, показали, что существующие про-
граммы воспитания недостаточно развивают у детей духовно-нравственный потенциал.
Полученные результаты подтвердили необходимость создания иного подхода, отличного от существующего подхода к духовно-нравственному воспитанию и его педагогическому обеспечению. Интерпретация данных исследования по выявлению уровня сформированности духовно-нравственного потенциала младших школьников проводилась с использованием статистического критерия ф* - углового преобразования Фишера [13].
Критическое значение ф* соответствует принятому в психологии уровню статистической значимости: ф* < 1,64 (р < 0,05); ф* < 2,31 (р < 0,01);ф* < 2,81 (р < 0,001).
В формирующий этап эксперимента были вовлечены педагогический коллектив, старшеклассники, обучающиеся 2-4 классов и их родители. Содержанием работы на этом этапе стала реализация модели духовно-нравственного воспитания младших школьников. Каждому этапу соответствовало определенное сочетание организационно-педагогических условий.
Если на начальном этапе уровневые значения показателей в экспериментальных классах были немного ниже, чем в контрольных, то данные последующих срезов демонстрируют динамику позитивных изменений в экспериментальных классах (табл. 3).
Полученные на итоговом этапе эксперимента данные показывают, что уровни духовно-нравственных чувств, сознания
Критерии духовно-нравственного потенциала личности младшего школьника Начальный этап (2-й класс)
Уровни в %
Низкий Средний Высокий
Контрольные классы
Духовно-нравственное сознание 37,4 50,4 12,2
Духовно-нравственные чувства 56,5 36,7 6,8
Духовно-нравственное поведение 66,7 27,9 5,4
Экспериментальные классы
Духовно-нравственное сознание 41,5 47,6 10,9
Духовно-нравственные чувства 62,6 32 5,4
Духовно-нравственное поведение 70,7 25,2 4,1
Таблица 2
Уровни сформированности духовно-нравственного потенциала у младших школьников
ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Таблица 3
Уровни сформированности духовно-нравственного потенциала у младших школьников
Критерии духовно-нравственного потенциала личности младшего школьника Конечный этап (4 класс)
Уровни в %
Низкий Средний Высокий
Контрольные классы
Духовно-нравственное сознание 36,5 48,2 15,3
Духовно-нравственные чувства 51,3 34,1 14,6
Духовно-нравственное поведение 59,9 26,7 13,4
Экспериментальные классы
Духовно-нравственное сознание 19,9 52,1 29,0
Духовно-нравственные чувства 20,3 41,3 38,4
Духовно-нравственное поведение 19,9 45,5 34,6
и поведения в экспериментальных классах существенно выше, чем в контрольных.
Главное направление работы педагогов с родителями и другими членами семьи заключалось в ориентации их воспитательной работы на формирование таких ценностей, как уважение и любовь между членами семьи, уважение и почитание всех людей, уважение к традициям своего народа, своей нации и семейным традициям, послушание родителей. В ходе экспериментальной работы учителя со старшеклассниками-кураторами, педагогами дополнительного образования и родителями использовали разнообразные средства и методы педагогического воздействия и организации жизнедеятельности детей.
Из таблицы видно, что в экспериментальных классах на 27,5 % уменьшилось число детей с низким уровнем духовно-нравственного сознания и на 16,8 % увеличилось количество с высоким уровнем, а в контрольных классах число детей с низким уровнем уменьшилось на 5 %, на 4,4 % увеличилось количество детей с высоким уровнем духовно-нравственного сознания.
В экспериментальных классах на 36,2 % уменьшилось число детей с низким уровнем духовно-нравственных чувств и на 31,6 % увеличилось количество детей с высоким уровнем, а в контрольных классах низкий уровень уменьшился на 11,3 %, а высокий увеличился на 9,2 %.
В экспериментальных классах на 46,8 % уменьшилось число детей с низким уровнем духовно-нравственного поведения
и на 29,2 % увеличилось количество детей с высоким уровнем, а в контрольных классах низкий уровень уменьшился на 10,8 %, а высокий увеличился на 9,9 %.
Следующую таблицу мы построили по двум значениям признака: «есть эффект», чтобы определить в результате проведенного экспериментального воздействия сдвиг в сторону повышения уровня воспитанности, и «нет эффекта» - результат духовно-нравственной воспитанности, оставшейся без изменения (табл. 4).
По таблице величины угла ср (в радианах) для разных процентных долей ср = 2 агсвш ^~р определяем:
ФцбО,7%) = 2,214
^2(16,28%) = 0,897
Подсчет ф при переходе детей с 1-го уровня на 2-ой в контрольной и экспериментальной группах показал, что
= 1,32x6,08 = 8,03
Критическими значениями ф*, соответствующими принятым уровнем статистической значимости, являются:
Полученное эмпирическое значение выше критического, в результате чего можно сделать вывод о том, что гипотеза Н1 верна: эффект повышения уровня духовной
_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_
Таблица 4
Расчет критерия (угловое преобразование Фишера) при сопоставлении двух групп испытуемых, повысивших уровень духовно-нравственной воспитанности (по доле %)
Группы «Есть эффект» - уровень духовно-нравственной воспитанности повысился «Нет эффекта» - уровень духовно-нравственной воспитанности остался без изменения Сумма
кол-во испытуемых доля, % кол-во испытуемых доля, %
При переходе с 1-го у ровня на 2-й
Экспериментальная 25 24,4 53 50,2 105
Контрольная 3 6,8 25 58,3 43
Сумма 28 78
При переходе со 2-го уровня на 3-й
Экспериментальная 32 30,4 26 24,8 105
Контрольная 8 18,7 21 48,9 43
Сумма 40 47
и нравственной воспитанности выше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, нулевая гипотеза отвергается.
Также подсчитали значение ф при переходе со 2-го уровня на 3-й:
т =-(1,2453-0,723)-х =
7 ™» у 1054 43
В данном случае также подтверждается гипотеза Н1, что подчеркивает значимость проведенного исследования. Все вышесказанное еще раз доказывает эффективность программы эксперимента и предложенной модели.
Библиографический список
1. Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Педагогика, 1985. -102 с.
2. Поташник М. М., Кабатченко М. В. Комплексный подход к воспитанию школьников: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1980. - 104 с.
3. Сафина Р. М. Духовно-нравственное воспитание младших школьников: программа факультативного курса. - Уфа: АН РБ, Гилем, 2011. - 112 с.
4. Сафина Р. М. Духовно-нравственное вос-
питание младших школьников на основе народной педагогики в условиях татарской воскресной школы // Актуальные вопросы модернизации российского образования: материалы VII Международной научно-практич. конф. (Таганрог, 31 января 2011 г.). - М.: Перо, 2011. - С. 240-246.
5. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. - М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.
6. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1989. - 288 с.
7. Сухомлинский В. А. О воспитании. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1988. - 270 с.
8. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. -Киев: Радяньская школа, 1974. - 286 с.
9. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. - М.: Учпедгиз, 1953. - Т. 1. - 638 с.
10. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч.: в 11-ти т. - М.-Л.: Изд-во АНН РСФСР, 1948. - Т. 2. - С. 69-166.
11. Bacon Viscount St. Olbensky Baron Verulam and Francis Bacon // Encyclopedia of fiction: Who's Who. - Minsk: PPI «Galaksias», 1995. - P. 120-121.
12. Kohlberg L. Stages of moral development as basis for moral education - In: Munsey B. (Ed) Moral Education and Kohlberg. - 72 р.
13. Ronald Fisher. Criterion ф* - corner of the Fisher transformation (Fisher's criterion) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kineziolog. bodhy.ru/content/criteria-f...fishera (дата обращения 15.01.2015).
_ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ и ОБУЧЕНИЯ_
Safina Ramzia Macrofauna
Teacher of the highest category, the teacher of additional education MBTI Center of children s creativity "Debut" Ordzhonikidze district urban district mountains, [email protected], Ufa Republic Of Bashkortostan
the results of experimental work on the spiritual and moral upbringing of the younger students
Abstract. The article considers the problem of spiritual and moral upbringing of the younger pupils. The criteria and indicators of spiritual-moral education of schoolchildren are defined and described. The author presents the results of the pedagogical experiment conducted on the methodology by M. I. Shilova.
Keywords: spirituality, morality, moral education, moral values, criteria.