Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание курсантов'

Духовно-нравственное воспитание курсантов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1160
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / МОРАЛЬ / ОБЩЕСТВО / НОРМЫ / СОЗНАНИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / SPIRITUALITY / MORALITY / EDUCATION / SOCIETY / NORMS / CONSCIOUSNESS / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлов Иван Владимирович, Павлова Ирина Ивановна

В статье представлены программные вопросы и направления духовно-нравственного воспитания курсантов в целостном педагогическом процессе вуза в ходе преподавания всех учебных дисциплин, участия в разнообразной внеаудиторной, общественно полезной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual and Moral Education of Students

The article presents policy issues and directions of spiritual and moral education of cadets in an integral educational process in the course of teaching all academic disciplines, participation in various extracurricular activities and social work.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание курсантов»

14. Словарь по этике / под ред. И. С. Кона. - 4-е изд., доп. -М., 1981.

15. Смирнов В. Н. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел к действиям в экстремальный условиях: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2004.

16. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Избр. пед. соч.: в 2 т. - М., 1974. - Т. 1.

17. Шибанков Д. Здоровье, мудрость и сила // Спортивная неделя. - 2004. - 19 марта; 26 марта.

18. ШулейкоИ., БучаЕ. Древняя наука для современного спортсмена, или Нужна ли современным спортсменам система психофизической тренировки? // Великая эпоха. - 2008. -№ 5. - 7 марта.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ

И. В. Павлов, И. И. Павлова

В статье представлены программные вопросы и направления духовно-нравственного воспитания курсантов в целостном педагогическом процессе вуза в ходе преподавания всех учебных дисциплин, участия в разнообразной внеаудиторной, общественно полезной работе.

Ключевые слова: духовность, нравственность, воспитание, мораль, общество, нормы, сознание, развитие личности.

Духовность с материалистической точки зрения означает индивидуальную выфаженность в системе мотивов личности двух фундаментальный потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать «для других». Под духовностью подразумевается преимущественно первая из этих потребностей, под душевностью - вторая.

Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на дело, выполняемое внимательно, заинтересованно, с любовью, т. е. «с душой». С категорией «духовность» соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумытается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. Объективная полезность духовной деятельности человека сочетается с ее субъективным бескорыстием, где наградой служат удовольствие, доставляемое процессом познания окружающего мира, и удовлетворение от выполненного долга. Наказанием являются угрызения совести и чувство вины. Относительная независимость познавательной деятельности от прагматических целей, а альтруистических деяний - от немедленного социального одобрения делают духовность важнейшим фактором развития цивилизации, открытия новых норм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования.

Духовность тесно связана с моралью, нравственностью. В науке нравственность трактуется как правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил; нравственный - соблюдающий требования нравственности, относящийся к внутренней,

духовной жизни человека. Нравственность выступает как особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения) или один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают свое обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и других нравственных ценностей. Навязытание нравственный ценностей есть насилие над свободой личности, и потому безнравственно. Для того, чтобы знания этических норм и правил не расходились с поведением, нравственность должна быть либо интериоризована, т. е. внутренне усвоена человеком, либо рационально принята им как необходимое условие. В человеческой истории рационально понятые необходимость и полезность ложились в основу нравственности гораздо чаще, чем внутренняя потребность.

Нормы и правила определяют те нравственные отношения, которые человек должен проявлять к труду, родине, другим людям и т. д. Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности у студентов. В целом эта работа должна включать в себя построение следующих моральный отношений:

а) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральный и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;

б) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; ответственность; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

в) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

г) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния; бережливость; охрана природы;

д) отношение к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;

е) отношение к себе: высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность; личное достоинство и т. д.

Каждое из перечисленных отношений включает в себя ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность, и которые составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.

Нравственное воспитание студентов осуществляется в целостном педагогическом процессе вуза в ходе преподавания всех учебных дисциплин, в разнообразной внеаудиторной, общественно полезной работе.

Духовно-нравственное воспитание студентов направлено на формирование у них духовно-нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыжов и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственный явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия - определяющий критерий нравственного развития личности, ее нравственной устойчивости. Нравственные чувства - это переживание своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи с соответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению трудностей, стимулируют освоение мира.

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выфаботанныге людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Организуя нравственное воспитание студентов, мы стремимся к тому, чтобы они хорошо знали:

- Основной закон, иные законодательные акты РФ, документы о модернизации системы образования;

- концепции и программы современного воспитания;

- задачи, содержание, формы, методы, средства, технологии духовно-нравственного воспитания;

- государственно-целевые программы о духовнонравственном воспитании учащейся молодежи, профилактике девиантного поведения несовершеннолетних, усилении борьбы с наркоманией, формировании здорового образа жизни;

- значение морали в жизни человека и общества; духовно-нравственные общечеловеческие ценности; виды, состав, структуру морали; моральные нормы в обществе и их влияние на культуру поведения людей, на экономику, политику; программу морального самовоспитания; критерии нравственной воспитанности человека.

В Чувашском педагогическом университете им. И. Я. Яковлева и в Чебоксарском филиале Нижегородской академии МВД России несколько лет читается разработанный нами спецкурс для студентов «Нравственная культура личности». Он включает следующие темы:

1. Мораль в жизни человека в обществе.

Понятие о морали, ее сущности, функциях, роли и месте в обществе. Мораль в истории развития общества. Виды морали в обществе. Общечеловеческое и классовое в морали. Специфика и особенности морали. Противоречия в морали. Личная значимость моральных знаний.

Выщающиеся люди о морали и ее функциях.

2. Состав и структура морали, ее формирование.

Мораль как деодентическая (нормативная) логическая структура. Моральные понятия как понятия-отношения и категории нравственности, их виды и уровни усвоения, научная и структурная характеристика.

Понятие о нравственном сознании, нравственных чувствах и нравственном поведении как структурных частях и путях формирования морали, их характеристики. Нравственная мотивация как составная часть нравственного сознания. Содержание нравственного сознания и его понятийная основа. Нравственные понятия о нормах поведения, личных нравственных качествах, нравственный принципах и нравственных идеалах.

Базовые понятия морали, их содержание. Добро и зло. Долг. Совесть. Справедливость. Честь. Достоинство. Честность. Ответственность. Гуманность.

Другие группы нравственных понятий, их направления, содержание и классификации. Нравственные понятия о культуре поведения, дисциплине и этикете, честности и справедливости, об отношении к труду и собственности и др. Ценностно-нормативные понятия (дружба, добродетели и т. п.). Нравственные понятия как основа моральных норм.

Моральное сознание и нравственное требование.

Связь нравственных требований с моральными нормами и правилами.

3. Моральные нормы в обществе.

Общее понятие о моральных нормах общества как правилах и образцах нравственного поведения людей. Происхождение моральных норм.

Нравственные нормы в истории развития человеческого общества. Виды нравственных норм: правила, обычаи, заповеди, поучения, повеления, завещания, притчи, традиции, наставления, кодексы, законы, конвенции и др.

Моральная норма как нравственное требование, элемент моральных отношений и форма морального сознания человека и общества.

Нравственная норма и моральная деятельность.

Общезначимость нравственной нормы в обществе и ее индивидуальное восприятие человеком. Виды нравственных норм в современном обществе. Коллективные, групповые и индивидуальные нормы морали.

Знакомство с нравственными нормами различных государственный устройств, властнык структур, классов, идеологий, религиозных верований. Моральные нормы основных мировых религий - христианства, буддизма, ислама. Нравственные нормы в России и в СССР.

Освоение моральный норм человеком. Нравственные нормы как внутренняя потребность и привыгчка человека к их выполнению без внешнего и внутреннего принуждения. Основные пути освоения нравственный норм. Нравственное просвещение. Формирование нравственных чувств. Выфаботка навыжов и привыгчек поведения.

Формы языкового выражения моральных норм. Предписательные, оценочные и дефинитивные моральные суждения. Особенности выфажения моральных норм, принципов и идеалов при помощи моральных суждений. Логические и эмоциональные формы языка морали.

4. Мораль и другие формы общественного сознания.

Мораль как форма общественного сознания. Мораль и ее соотношения и взаимосвязи с другими формами общественного сознания и их нормативными требованиями. Мораль и политика. Мораль и право. Мораль

и религия. Мораль и искусство. Ведущая роль морали среди других форм общественного сознания.

5. Сферы влияния морали в обществе.

Понятия о нравственных сферах морали и их специфике. Мораль и труд. Мораль и этика, культура нравственного поведения, этикет. Мораль и национальные отношения. Мораль и природа (экологическая этика). Мораль и экономика. Мораль, окружающая среда и воспитание. Семейно-бытовая мораль. Роль психологии в моральных действиях людей.

6. Основные стороны морали.

Моральная деятельность и нравственные отношения. Нравственные отношения как основа взаимодействия и взаимопонимания людей, их виды (классификация). Личность и мораль. Моральный выбор. Нравы. Обыгчаи. Самовоспитание. Золотое правило нравственности.

Организация нравственных отношений людей в обществе.

Отношение человека к Родине и обществу, преданность Отечеству и патриотизм. Нравственные нормы, регулирующие отношение человека к Родине.

Отношение человека к труду, людям труда, общественному достоянию и собственности. Отношение людей к природе и забота о ее сохранности.

Отношение человека к другим людям. Проблемы товарищества и дружбы. Настоящее и ложное товарищество. Дружба как выфажение близких отношений между людьми, основанных на взаимном доверии, личной привязанности, общности жизненных интересов. Отношение человека к коллективам и группам общения. Сочетание интересов коллектива и личнык как нравственный принцип коллективного общения людей. Уважение к решениям коллектива, взаимопомощь в труде, учебе, общей деятельности, быту. Осуждение эгоизма в общей коллективной работе.

Отношение человека к самому себе. Анализ своего поведения. Особенности своего места в коллективах общения, умение соизмерять свои действия с поступками товарищей и окружающих. Стремление к самосовершенствованию. Личная ответственность. Вопросы чести, справедливости и достоинства. Нравственные ценности как форма моральный отношений общества, их виды.

Поступок как моральная ценность, как действие, отвечающее нравственным требованиям и сложившимся правилам нравственного поведения в обществе.

Нравственные понятия и личные качества, нравственные принципы и идеалы и другие представления морального сознания как разновидности нравственных ценностей человека и общества.

7. Функционирование морали в обществе.

Моральная регуляция в обществе. Моральные нормы как основной вид (тип) регуляции поведения человека. Виды и система моральных требований и норм общества. Язык морального общения и нравственное суждение. Основные формы проявления морали в обществе. Понятие о нравственных санкциях. Соотношение нравственных норм, требований и санкций. Единство нравственного сознания, нравственных чувств и поведения.

8. Нравственное развитие личности человека.

Структура нравственной деятельности человека. Моральное здоровье личности и ее нравственная культура. Изучение нравственного развития личности. Нравственное мировоззрение человека, его нравственное самосознание, самовоспитание и самопознание. Программа морального самовоспитания. Формы нравственного контроля общества и человека. Предупреждение аморальных форм поведения. Критерии нравственной воспитанности человека и выфаботка им своей нравственной позиции. Нравственный самоанализ своей деятельности и поведения.

Три темы посвящены нравственному воспитанию студентов, современным технологиям организации морального воспитания. В процессе занятий мы стремимся к тому, чтобы будущие специалисты хорошо усвоили морально-этические понятия и умели ими оперировать в своей профессиональной деятельности, в своем поведении проявляли нравственную устойчивость.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. - М., 1979.

2. Бакштоновский В. И. Моральный выбор личности: альтернативы решения. - М., 1983.

3. Блюмкин В. А. Мир моральных ценностей. - М., 1981.

4. Богданова О. С. О нравственном воспитании подростков. - М., 1979.

5. Бондырева С. К. Нравственность. - М., 2006.

6. Гумницкий Г. Н. Нравственное воспитание: цель, условия, закономерности. - М., 1983.

7. Павлов И. В. Нравственное воспитание подростков. -Чебоксары, 2000.

8. Павлов И. В., Павлова И. И., Павлов В. И. Нравственное воспитание в поликультурной школе. - М., 2008.

9. РыбаковН. В. Моральное сознание личности. - Л., 1972.

10. Сироткин Л. Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. - Казань, 1992.

11. Чудховский В. Э. Нравственная устойчивость личности. - М., 1981.

12. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М., 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.