Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках спецдисциплин'

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках спецдисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / образование / мораль / духовность / окружающая среда / нравственность. / upbringing / education / moral / spirituality / environment / morality.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З. К. Кузенбаева

В данной статье рассматривается духовно-нравственное воспитание молодежи. Раскрывается сущность нравственного и духовного воспитания на уроках спецдисциплин. Подчёркивается, что духовно-нравственное воспитание необходимо в обществе для социализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article spiritual and moral education of youth is considered. The essence of moral and spiritual education at the lessons of special disciplines is revealed. It is emphasized that spiritual and moral education is necessary in any society for a person’s socialization.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках спецдисциплин»

УДК 377.5

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ СПЕЦДИСЦИПЛИН

Ацдатпа

Осы макал ада жастардыц рухани-адамгершМк тэрбиесксонымен катар т^лганы арнайы пэндер сабактарында элеуметтену жэне когамда оныц ка-жеттш ri туралы карастырылады.

Аннотация

В данной статье рассматривается духовно-нравственное воспитание молодежи. Раскрывается сущность нравственного и духовного воспитания на уроках спеццисциплин. Подчёркивается, что духовно-нравственное воспитание необходимо в обществе для социализации личности.

Annotation

In the article spiritual and moral education of youth is considered. The essence of moral and spiritual education at the lessons of special disciplines is revealed. It is emphasized that spiritual and moral education is necessary in any society for a person's socialization.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации в нашем государстве.

Как отметил Лидер Нации Н. Назарбаев в послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050», новый политический курс состоявшегося государства», будущее нашей страны напрямую зависит от того, что мы сегодня воспитываем в наших детях. Воспитание детей - это огромные инвестиции в будущее. Мы должны подходить в этом вопросе именно так и стремиться дать нашим детям лучшее образование. Духовно-нравственное образование подрастающего поколения - это ор-

З.К. Кузенбаева,

магистр технических наук, Рудненский колледж строительства и транспорта, г. Рудный

Неггзгг свздер: тэрбие, бшм, имандылыц, рухани, ай-наладагы орта, адамгерштк.

Ключевые слова: воспитание, образование, мораль, духовность, окружающая среда, нравственность.

Keywords: upbringing,

education, moral, spirituality, environment, morality.

в;

ш

О С

о

L_

ш

н

2

<

н о

О с с*

S <

f-

=

С и о m

3

ш

4 иэ О

CL

С и 3

Н

и< <

ш

ганизованная и целенаправленная деятельность, направленная на формирование высших духовно-нравственных ценностей у обучающихся как патриотов и будущих защитников нашей Родины. Духовно-нравственное воспитание молодого поколения приобретает в современных условиях особенно большое значение [1].

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так: духовно-нравственное воспитание - это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек духовно-нравственного поведения. И главная цель духовно-нравственного воспитания - это воспитание духовно-нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению духовно-нрав-Ц ственного поведения в любых жизнен-^ ных ситуациях. Духовность - это отра-о жение в психике человека его бытия, 5 отражение его в сознании, высокая 2 мера приобщения к культуре общества. Е Возвышенность чувств, благородство = души, глубина и гибкость ума, стремление улучшить свой внутренний мир и

<

^ окружающую среду являются основны-2 ми критериями духовности.

Нравственность - показатель культу-5 ры человека, гармонии и совершенства, ^ ума и характера. Именно с нравственен ностью связано различение таких по-ш нятий, как добро и зло. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны со =;. свободно нравственным выбором лич-9 ности. Значит, нравственность - это ~ внутренняя мораль для себя, а не для ^ других. Поэтому важнее всего формировать глубокую человеческую духовную нравственность.

Развитие и процветание любого государства, в том числе и Казахстана,

может быть успешным лишь при активном участии в этом процессе подрастающего поколения. Закон Республики Казахстан «Об образовании» требует активного формирования у молодежи высоких нравственных качеств: чувства национальной гордости, патриотизма, гуманного отношения к людям, уважения к своей культуре, самобытности народа, нравственного поведения, что детерминирует становление новых па-радигмальных подходов к формированию личности [2].

С получением навыков морального поведения человек понимает, как он должен вести себя в обществе, и именно в обществе они проявляются. Существует несколько основных задач духовно-нравственного воспитания:

• становление и развитие духовной-нравственности;

• выработка навыков и умений духовно-нравственного поведения;

• формирование духовно-нравственного сознания;

• формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение;

• бережное отношение к природе;

• законопослушность;

• формирование потребности в самовоспитании и самообразовании;

• выработка навыков общения.

Духовно-нравственное воспитание

- один из главнейших аспектов воспитания индивида как личности, формирования его взглядов на жизнь. Особенностью духовно-нравственного воспитания является гармоничное развитие. Это воспитание направлено на пробуждение творческих способностей личности, на повышение общего уровня его развития. Именно этим обусловлена актуальность формирования духовной культуры у подрастающего поколения.

Ш

Как известно, любая человеческая личность характеризуется своим духовным миром. Духовное содержание личности формируется под влиянием внешней окружающей среды: социальной и природной, включающей субъективные и объективные факторы. Все это влияет как на становление человека как личности, так и на социальные процессы, протекающие в обществе.

Духовно-нравственное становление человека как личности начинается в семье. Как известно, первичная социализация является фундаментом для последующего усвоения ребенком общепринятых норм и правил. Здесь очень важны агенты социализации. На первом этапе ими выступают родители. Ценностные ориентации, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, остаются с ним на протяжении всей жизни. Взаимоотношения в семье находят свое отражение в обществе и составляют основу социального поведения гражданина.

Далее в роли «воспитателя» выступает образовательная система. Именно здесь ребенок проживает большую часть своей жизни в возрасте от 7 до 18 лет. Как научить ребенка принимать таким, какое оно есть, и любить свое Отечество, культуру, самобытность, историю своего народа? Этот вопрос задавал себе каждый. В поиске чего-то доброго мы находим его в общечеловеческих идеалах и ценностях. Примером может служить культурное наследие. Тут более уместно сказать словами А. Сухомлин-ского: «особая сфера воспитательной работы, ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших пустот души, бездуховности» - духовно-нравственное воспитание. Всегда актуальными остаются слова С. Л. Рубинштейна: «Личность воспитывается личностью». Настоящий человек начи-

нается там, где есть святыни души, в этом проявляется его многогранность.

Нравственный облик педагога раскрывается в системе его отношений к своей работе, во взаимоотношениях с коллегами, обучающимися, другими людьми, а также его отношение к самому себе. Эти отношения являются для обучающихся убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые педагог утверждает на своих занятиях спецдисциплин.

Профессиональное воспитание своим содержанием должно наполнить все компоненты учебно-воспитательного процесса на уроках спецдисциплин. Профессиональное воспитание предполагает адаптацию социальных и психологических свойств личности, применительно к тем требованиям, которые предъявляет к ней профессиональный труд. Мы исходим из признания специфики профессионального воспитания: его содержание, а значит, и педагогические средства определяются на методическом уровне содержанием, спецификой конкретной профессии. Сколько профессий - столько и содержательных видов профессионального воспитания. Поэтому каждая цикловая комиссия должна разработать модель выпускника-специалиста, включающую в себя набор личностных, профессиональных, деловых качеств.

Не только аудиторная работа способствует формированию духовных качеств обучающихся, но и внеаудиторная деятельность. Организация внеаудиторных занятий (презентации, рефераты, видеофильмы и т.п.) воспитывает в обучающихся трудолюбие, умение работать самостоятельно и в команде, доброжелательность к друг другу. В эту работу включаются все больше обучающихся совместно с преподавателями

ш

е; о ы о с о

и ш

2 <

н

о £

ч о с в; х г с н

с и о т

ш

ег

из О о.

С

щ

3 X

л -

£

н

<

ж

ш ^

О

о с

о

ш

2

<

ни <

сц. п о с: с* и

зс <

н

с и о

оа

других учебных дисциплин.

Совместная работа обучающихся и преподавателей должна быть организована через проектную деятельность, которая позволит решать задачи по нравственно-духовному воспитанию. Использование проектов при изучении предметов специальных дисциплин способствует привитию интереса к занятиям, развитию навыков исследовательской работы, активизирует мыслительную деятельность, развивает логическое мышление, повышает мотивацию обучения.

Преподаватели спецдисциплин с мастерами производственного обучения помогают обучающимся приобрести компетенции для того, чтобы они стали специалистами, а в дальнейшем - профессионалами своего дела.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При изучении тем спецдисциплин я осуществляю связь с будущей профессиональной деятельностью, производственным обучением, общеобразовательными предметами, жизнью для создания у обучающегося целостной картины и развития профессиональных и специальных компетенций. Очень часто практические знания помогают в усвоении теоретического материала и наоборот. Поэтому важно при объяснении материала урока основываться на

практических знаниях и умениях, навыках обучающихся, чтобы они делились своим опытом с другими. При этом развиваются не только их профессиональные и специальные компетенции, но и базовые, которые в условиях нынешнего рынка труда приобретают все большее значение.

Построение системы духовно-нравственного воспитания обучающихся колледжей возможно при использовании как традиционных, так и современных инновационных моделей, механизмов, направлений педагогической деятельности. Успешное решение проблем духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся станет более эффективным при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса [3,с.45].

ЛИТЕРАТУРА

1.Назарбаев Н.А. Ежегодное Послание казахстанскому народу «Казахстан 2050» Акорда.Астана, 2012 г.

2.Закон Республики Казахстана «Об образовании»//Интернет ресурс www. zakon.kz (дата обращения - 16.01.2019г.)

З.Данилова Л., Абенова Б. Организация и методика производственного обучения и преподавания специальных дисциплин, А., «Фолиант»,2016.

ш с;

из

0

рц

С ш

jQ

1 J3

<=: £

f-

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.