ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ
УДК 177+37.061 ГРНТИ 15.41.31
АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ
Т.М. Дульнева
Омское региональное отделение Петровской академии наук и искусств Россия, 644046, г. Омск, просп. Маркса, 35
Исследован уровень сформированности нравственных качеств личности школьников, сделаны выводы о проблемах нравственного воспитания, обусловленных влиянием различных факторов воспитательной среды, о системности формирования у подрастающего поколения высоких духовно-нравственных и социально значимых ценностей.
Ключевые слова духовно-нравственное воспитание, мораль, личность, нравственная самооценка, базовые национальные ценности, средняя общеобразовательная школа.
ASPECTS OF THE SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF A RUSSIAN CITIZEN
T.M. Dul 'neva
Omsk branch ofPetrovskaya Academy of Sciences and Arts
Russia, 644046, Omsk, prosp. Marksa, 35
The article examines a level of students' maturity of moral qualities. The author concludes the problems of moral education, due to different effects of the educational environment, and the systematicity formation of the young generation of high spiritually and moral and socially important values.
Keywords: spiritual and moral education, morality, a personality, moral self-confidence of their own and others' actions, basic national values, a secondary school.
Стабильность и жизнеспособность любого государства определяется, прежде всего, нравственным и духовным уровнем его насе-
©дДульнева Т.М., 2018_
ления. Это предполагает формирование у граждан, особенно у подрастающего поколения, высоких духовно-нравственных и соци-
ально значимых ценностей. Если обратиться к истории Российского государства, то можно проследить, как изменялись нравственные приоритеты в разные периоды развития. В средневековой Руси православная вера и церковь направляли духовно-нравственное воспитание и деятельность семьи, народа и государства, объединяя народ духовно благодаря системе нравственных ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь, объединяя при этом части растущего государства.
В имперской России государство возвысилось над церковью, и «человек государственный, слуга царю и Отечеству» стал новым нравственным идеалом. Главным в воспитании стало формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке и трудолюбием, полезного государству и отечеству гражданина.
«Слуги государевы» и «крепостные», всё более отдаляясь друг от друга, породили различные по сути системы ценностей. Но, несмотря на все различия приёмов и содержания воспитания разных сословий, условий бытия, нельзя отрицать наличие объединяющих высоких нравственных ценностей, заложенных в православной культуре и национальных традициях, общности национальных интересов.
В советский период образовалась единая общность «советский народ», над которым государство обрело всю полноту власти. Не считаясь со средствами, боролось с влиянием церкви на общественную и личную жизнь. Советское государство устанавливало новую мораль, новые жизненные смыслы — веру в коммунизм. Следует отметить, что моральный кодекс строителя коммунизма был максимально приближен к христианским заповедям Иисуса Христа, и советская эпоха дала примеры массового трудового и боевого героического служения Отечеству, во имя будущего страны и народа, пренебрежения материальным во имя идеального для общественного блага.
Современный период в российской истории — время смены ценностных ориентиров, неизбежных в период крупных социально-политических изменений. Стремительный демонтаж советской идеологии и поспешное копирование западных ценностей имели негативные последствия. В 90-е гг. ХХ в. в России
был сформирован идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом. Несмотря на установленные российским законодательством общественные ценности, в период смены ценностных ориентиров размываются жизненные ориентиры молодёжи, происходит деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность.
Происходящие в современной России процессы породили разрушение единого культурного и информационного пространства страны. Агрессивное распространение западных морально-нравственных и культурных ценностей становится реальной угрозой. В настоящее время определённая часть информационного пространства, формирующего систему нравственных ориентиров, способствует размыванию и подмене нравственных идеалов, ускоряя запущенный однажды процесс падения нравов, осквернения многих общечеловеческих, гуманистических идеалов и ценностей, тиражируя и смакуя унижение человеческого достоинства, насилие над личностью, стремление манипулировать ею, нивелируя её ценность.
В 2007 г. в послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию было подчёркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность..., и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории...» [1].
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, положения которой согласуются с положениями Закона об образовании, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) (2010), образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, целью которого является воспитание
высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Духовно-нравственное воспитание рассматривается педагогической наукой как средство преодоления разобщённости между взрослыми и детьми в семье; детьми и молодёжью в среде ровесников; семьёй и образовательным учреждением; человеком, государством и традиционной культурой. Функцией программ воспитания является создание единого пространства духовно-нравственного воспитания.
Процесс содействия духовно-нравственному становлению человека способствует формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, скромности, незлобивости, проявления стойкости и мужества);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Структурная схема процесса воспитания имеет многосложный многоступенчатый системный характер: результативность - эффективность - мотивы, стимулы - содержание воспитания - методика воспитания - деятельность субъектов воспитания - цель воспитания - деятельность граждан-участников процесса -результат - оценка - организационные формы воспитания - координация и управление воспитанием - технология воспитания - концептуальные основы процесса воспитания (функции, закономерности, противоречия, принципы, приоритеты) - оценка.
В традициях российского воспитания духовно-нравственные ценности всегда зани-
мали приоритетное положение. К сожалению, в условиях ломки существующих сложившихся общественных отношений образование, перестраиваясь, увлекаясь инновационными процессами, долгое время не обращало должного внимания на решение задач воспитания. Это отрицательно сказалось на уровне культуры учащихся и общества в целом, ведя за собой целый ряд проблем. Молодому современнику необходимо помочь найти сознательное, мотивированное отношение к выбору нравственного поступка и нравственной позиции.
Педагогические изыскания, проводимые системно в течение ряда лет на базе МОУ «СОШ № 36» г. Омска, были направлены на изучение уровня сформированности нравственных качеств личности (коллективных, гуманистических, комплексных, идейно-нравственных, морально-деловых), который оценивался по категориям. Общая оценка нравственной воспитанности определялась на основе отдельных показателей. Диагностические программы позволили оценить промежуточный и конечный результаты нравственной воспитанности на разных этапах развития личности. Для высокого уровня нравственной воспитанности школьников характерна согласованность между знаниями, убеждениями и поступками, для низкого — разлад между ними, ограниченность нравственных знаний. Технология такого изучения задана программами, дифференцирована по возрасту: для младших школьников, подростков и старшеклассников.
Результаты исследований, проведённые на основе методики-пословицы С.М. Петровой «Особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе», свидетельствуют об устойчивости (67 %) желательных ценностных отношений.
Результаты исследований отношений учащихся к нравственным нормам поведения в 5-9-х классах свидетельствует о том, что активное положительное отношение преобладает в 9-х классах. В то же время в целом по школе преобладает активное, но неустойчивое отношение к нравственным нормам поведения.
При исследовании нравственной воспитанности школьников по методикам Н.П. Капустиной и М.Н. Аплетаева [2] рассматривались такие качества личности, как эрудиция, прилежание, трудолюбие, «я и природа», «я и
общество», эстетический вкус, отношение к себе. Учитывались оценки классного руководителя, родителей, коллектива одноклассников и самооценка.
По результатам диагностики высветились проблемы интеллектуального, коммуникативного, толерантного и гражданского развития личности учащихся. Школьники недостаточно активно проявляют читательский
При выборе подходов к путям диагностического исследования по проблемам нравственного воспитания рассматривались комплексные программы, ориентированные на целостную личность, а не на отдельные стороны её проявления. Диагностические данные показателей нравственной воспитанности обучающихся, полученные при исследовании по методике М.И. Шиловой [9], по которой рассматривались такие нравственные качества личности, как целеустремленность, требовательность к себе, стремление к самосовершенствованию, гуманность, трудолюбие, любознательность, гражданская ответственность, бережливость, свидетельствуют о том, что, в среднем, по школе на протяжении трёх лет преобладает и остаётся фактически неизменным средний уровень (53-57 %), неравномерно распределяясь по ступеням образования.
При исследовании были рассмотрены признаки нравственной воспитанности школьников трёх уровней: высокого, среднего и низкого. Анализируя диагностические данные показателей уровней воспитанности, можно заключить, что в целом по школе на протяжении трёх последних лет преобладает средний уровень и остаётся фактически неизменным, неравномерно распределяясь по параллелям. В 1-4-х классах соответствует средним показателям по школе, в 10-11-х несколько выше,
интерес к произведениям классической, научной и публицистической литературы. Ученики (32 %) не ценят красоту классической музыки, равнодушны к культурному и духовному наследию, отдавая предпочтение социальным сетям, шоу-программам и чтению бульварной прессы. Положительным моментом является полученная информация о представлениях школьников о здоровом образе жизни.
в 5-9-х классах ниже общешкольных. В среднем по школе высокий уровень нравственной воспитанности школьников составляет 20,7 %, средний — 57,0 %, низкий — 22,1 %.
Низкий уровень нравственной воспитанности представляется слабым, ещё неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Для среднего уровня воспитанно сти характерны самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция ещё не проявляется.
Признаком высокого уровня воспитанности является наличие высокой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной позиции. Высокому уровню воспитанности соответствует ученик, который осознаёт, кем и каким хочет стать (целеустремлённость); объективно оценивает свои познавательные возможности, настойчиво работает над собой (требовательность к себе, стремление к совершенствованию); пресекает грубость, недобрые отношения к людям (гуманность); проявляет творчество в труде (трудолюбие); осознаёт общественную значимость учения, хорошо учится (любознательность);
Таблица 1
Сформированность отношения обучающихся к базовым нравственным ценностям
Классы Устойчивое положительное, в % Активное, но неустойчивое, в % Пассивное неустойчивое, в % Отрицательное неустойчивое, в %
1-е 25 46 25 4
4-е 36 44 15 5
1 ст. 37 42 16 5
5-е 26 44 18 12
8-е 33 38 16 13
2 ст. 28 40 17 15
3 ст. 16 34 21 29
Школа 27 39 18 17
знает свои права, нетерпим к нарушениям дисциплины (гражданская ответственность); показывает пример бережного отношения к личному и общественному имуществу и природе (бережливость).
На основе полученных данных исследования об уровне сформированности нравственных отношений в системе «ученик - уче-
ник», проведённого по методике Г. Мюррея [7], можно сделать выводы о том, что показатели нравственности в отношениях школьников за три года существенным образом не изменились. Преобладающую составляющую занимают нравственные (50,6 %) и нейтральные отношения (23,2 %), реже проявляются безнравственные (26,2 %).
Таблица 2
Исследование уровня сформированности нравственных отношений школьника в системе «ученик - ученик» по методике Г. Мюррея, где НР - нравственные, БН - безнравственные,
НТ - нейтральные отношения
Сформированность отношений в классах 2014-2015 уч. год 2015-2016 уч. год 2016-2017 уч. год
НР БН НТ НР БН НТ НР БН НТ
5-е 49,1 32,0 18,9 49,1 32,0 18,8 49,2 30,0 20,8
6-е 50,0 28,0 22,0 50,0 29,0 21,0 50,0 28,0 22,0
7-е 51,0 26,0 23,0 53,0 24,0 23,0 52,0 24,0 24,0
8-е 54,0 24,0 22,0 53,0 23,0 24,0 53,0 34,0 23,0
9-е 45,0 26,0 29,0 44,0 26,0 30,0 49,0 25,0 26,0
Среднее по школе 49,8 27,2 23,0 49,8 26,8 23,4 50,6 26,2 23,2
Полученные данные свидетельствуют о несформированности устойчивых нравственных ценностей и ответственного отношения к общественным моральным нормам и к самому себе. В ценностных предпочтениях подростков недостаточно выражены такие качества личности, как гуманность, требовательность к себе, гражданская ответственность, чувство долга, честь, патриотизм. Это качества, которые отражают важнейшие этические отношения, составляющие основу общечеловеческой нравственности.
Причины видятся не только в несовершенстве модели воспитательной системы образовательного учреждения, когда взаимодействие, отношение педагогического коллектива школы направлено на регуляцию процесса воспитания и самовоспитания учащихся, включающего взаимосвязь и взаимодействие мотивации, стимулирования, методов и средств воспитания, но и в ряде других, не зависящих от миссии и сферы деятельности школы факторах, изучение и учёт которых необходим для целенаправленной результативной работы.
Становление нравственности — сложный процесс, связанный со становлением в человеке этических начал, с формированием мировоззрения в целом. Нравственное воспитание неразрывно связано с моральной оценкой деятельности человека, которая опирает-
ся на понимание того, что есть добро и что есть зло. Не вызывает ни у кого сомнения, что добро нравственно. Но всегда ли можно однозначно определить, что есть добро в конкретной ситуации? Ответы на эти вопросы связаны с моральной оценкой и уровнем нравственной культуры. Воспитание, по существу, берёт на себя в качестве ведущей задачи морально-волевой, нравственный, то есть общественный аспект поведения человека.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своих письмах «О добром и прекрасном» пишет о воспитательном воздействии на человека окружающей культурной среды. Он приводит в пример феномен Ленинграда, в который после войны вернулось не более 20 % его довоенного населения, и тем не менее вновь приехавшие в Ленинград быстро приобрели те чёткие «ленинградские» черты поведения, которыми по праву гордятся ленинградцы. «Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя... Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи — значит постепенно обогащаться духовно» [5, письмо сорок первое «Память культуры»].
В старейшем военном учебном заведении Сибири Омском кадетском военном корпусе, которым руководит Герой Советского Союза Николай Васильевич Кравченко, царит особенная атмосфера, особая культурная среда. С первых шагов, с первых минут понимаешь, что всё здесь побуждает к высоким поступкам, к высокому служению. Здесь царят военная дисциплина и порядок, ощущается дыхание веков, героической истории, сопричастность к судьбе Отечества.
Традиционные для России религии играют важную роль в духовно-нравственном очищении, открытии души человеческой к восприятию вселенской любви к ближнему, самому себе, к божественным законам благочестия и миролюбия. Традиционная религия открывала молодым людям страницы нашей истории, культурные традиции и заповеди нравственного поведения, обогащая истинными нравственными ценностями, укрепляя духовно, учила неприятию зла, обращённого против божественной природы человека. Общность культуры и духовно-нравственных ценностей является удивительным феноменом, сочетающим в себе постоянную работу и развитие, традиции и инновации, тем, что способно объединять. Нравственное содержание объектов культуры, образования, особенно в тех сферах, которые формируют самосознание человека, делают его личностью и гражданином.
ю Н-1-1-1-1-
19В7 1992 1997 2002 2007
год
Динамика религиозности в России, по данным опросов до 1993 г. - ВЦИОМ, после - Левада-центр
Воспитательное значение русского языка трудно переоценить. И.С. Тургенев связывал судьбу русского языка с судьбой русского народа: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, —
ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» [10, 172 с.]. Но, к сожалению, язык страдает не только от пренебрежительного к нему отношения маргиналов — тиражирования мерзких по своей сути ругательных словечек, но и от того, что у нас появилась мода на неологизмы, и от того, что в среде интеллектуалов появилась непомерная любовь к иностранным словечкам. Замена русских слов их иностранными аналогами — это не только добавление новых слов, как думают некоторые, это тотальное уничтожение десятков старых, вытесненных в пассивный запас. Любовь к иностранным словам обедняет язык, а язык СМИ перестаёт быть языком нации.
К сожалению, не всегда объекты культурного пространства несут нравственный потенциал. Нередко со сцены и экрана транслируются жуткие до безобразия и примитивизма сцены насилия, пошлости, нравственной распущенности, мракобесия, тусклой искажённой реальности, неуважения к человеку, к нашей многовековой национальной культуре. («Хоровод» Артура Шницлера, опера «Тангейзер», кинофильмы «Физрук» и др.) Культурное пространство наполняют шедевры классики и советской эпохи. Обнадёживает, что появляются время от времени на экранах новые фильмы: «Легенда № 17», «Движение вверх», «Назад в будущее», — но всё же этого нравственного потока пока очень мало.
Попытки исказить, переписать заново нашу великую историю, делая главный акцент на итогах Второй мировой войны, нивелировать нашу победу, реанимировать фашистскую идеологию, делая ставку на молодое поколение, становятся всё более ощутимыми. Совсем недавно мальчик в Бундестаге искренне жалел пленных немцев, не получивших от советской системы должного содержания и ухода, как в санатории. Очень жаль, что у потомка народа-победителя не сформированы подлинные нравственные понятия и взгляд на фашизм, как на античеловеческую государственную мораль, исповедующую унижение любых других народов и рас, взгляд на войну как на естественный двигатель развития общества. Трудно переоценить нравственно-психологическое
воздействие на умы и сердца людей любого печатного и произнесённого в эфире слова, способного оказывать глобальное влияние на социальное поведение людей как в сторону возрождения духовности и нравственности, так и в противоположную. Слова писателя В.А. Каверина говорят о глобальной роли отечественной истории в формировании идеалов подлинной нравственности: «Сила исторической прозы в том, что она нужна своему времени, связана с ним и является его отражением. Почему в годы Великой Отечественной войны вся страна кинулась читать «Войну и мир»? Потому что в этой книге написано не только о том, как мы победили, но кто мы, и почему мы снова непременно должны победить [6, 242 с.].
В воспитании нет мелочей, всё имеет значение и результаты. Важно и то, в чём ученик приходит в школу: как «театр начинается с вешалки», так и учебный процесс со школьной раздевалки. Очень жаль, что однажды необдуманно принятое решение отменить школьную форму закрепилось в умах и имеет негативные последствия на протяжении почти двух десятилетий. Форму носили не только в царской гимназии, но и на улице, и во время торжеств и праздников, так как она была предметом гордости. Она дисциплинировала, возводила в некий ранг, поднимая самооценку, объединяла и побуждала к обретению знаний. Советские школьники в форме, дополненной фуражкой с кокардой, и школьницы в классическом платье с белым воротничком и манжетами, в белом фартуке — сколько в этом было строгой красоты, как это было демократично. Важны были лишь аккуратность и чистота, к которой стремились все. Ломая старые, устоявшиеся не одно столетие школьные нормы и традиции, не давая ничего совершенного взамен, трудно ожидать позитивных изменений. У нас нет ни детской, ни подростковой моды, очень мало детских песен и почти нет детского кино и подросткового театрального репертуара. Сейчас форма вводится вновь с большим трудом, особенно в среднем и старшем звене школы. Утраченные воспитательные возможности не восстановить с такой же лёгкостью. У детей, особенно подросткового возраста, с разными финансовыми возможностями родителей возникают проблемы, которые нередко приводят к комплексам, перекосам самовыражения, подражанию взрослым, образованию
неформальных групп, опошлившейся «попсе», иногда до самоотрицания себя как личности. Единая школьная форма совсем не обезличивает ребёнка, а, наоборот, на её фоне проявляется ярче его индивидуальность.
В.А. Сухомлинский, анализируя свой опыт решения воспитательных задач, писал о значении знания и понимания индивидуальности воспитанника: «Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребёнка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на моё слово, нужно настроиться самому на тон этой струны» [7, 83 с.]. Сознавая личную ответственность за результаты воспитания, за развитие каждого школьника, учитель должен содействовать становлению личности каждого ученика.
Качество не только проявляется, но и видоизменяется, формируется как социологическая категория: личность есть человек, взятый в совокупности тех свойств (качеств), которые вырабатываются в нём в процессе взаимоотношений с обществом. Все глубинные изменения личности человека происходят в юном возрасте. Подростковый возраст является наиболее сложным. Именно тогда, когда ребенок начинает взрослеть — на переломе, сторонние влияния чрезвычайно сильны. Следует стремиться не только оберегать подростка от них, но и разбудить потребность иметь идеалы, воспитать в себе волевые качества, уметь точно, чётко отличить хорошее от плохого и совершать нравственные поступки.
Нравственный поступок как цель и идеал живут в духовном мире как образец, как критерий, эталон для оценки самого себя, своего практического действия: они составляют свободное пространство нравственного развития человека и являются источником обновления моральных норм и предписаний социума. Но в то же время все нравственные качества социально обусловлены, имеют конкретно-исторический характер, отражены в сознании и поведении личности, в существующих общественных отношениях, той социальной среде, в которой формируются и развиваются.
Ф. М. Достоевский в своём гениальном произведении «Бесы» нарисовал ужасную картину возможного поворота в истории России, когда так называемые «богоносцы» — охотники за душами людей захватят власть над ними с подленьким желанием подчинить во всём, в диалоге Ставрогина и Верховенского:
«Ставрогин, сделаем смуту — всё поедет с основ. Раскачка пойдёт такая, какой ещё мир не видел... Жажда образования есть уже жажда аристократическая... Мы уморим желание: мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Всё к одному знаменателю, полное равенство. У рабов должны быть правители. Полное послушание, полная безличность».
Ставрогин цинично называет своих подручных: «наши не те только, которые режут и жгут да делают классические выстрелы... Слушайте, я их всех сосчитал: учитель, смеющийся с детьми над их богом и над их колыбелью, уже наш. Школьники, убивающие мужика, чтоб испытать ощущение, наши. Присяжные, оправдывающие преступников сплошь, наши... Администраторы, литераторы, о, наших много, ужасно много, и сами того не знают!».
Верховенский злорадно смакует мысль о том, что «народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты. О, дайте взрасти поколению! Жаль только, что некогда ждать, а то пусть бы они ещё попьянее стали!» [4, с. 80].
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин верно высказался по поводу реалий нашего времени: «Как показывает в том числе и наш собственный исторический опыт, культурное самосознание, духовные и нравственные ценности, ценностные «коды» — это сфера жёсткой конкуренции, порой — объект открытого информационного противоборства и хорошо срежиссированных пропагандистских атак» [11]. Перед всем обществом в настоящее время стоит задача воспитать качества личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, во благо ему самому и Отечеству. Очень важна в нравственном воспитании опора на нравственный идеал. И если наши герои войны и труда, давно ушедшие и ныне здравствующие, не станут для молодых нравственным примером, нравственным идеалом, то их место займут другие, отдельные личности и целые институты, вербующие сторонников для осуществления своих преступных антигуманных преступных замыслов, которые старательно, не жалея сил и средств, насаждают враждебные России и нравственным ценностям ориентиры.
Личность, наделённая системой нравственных качеств, не только копирует сло-
жившиеся нормы и стандарты поведения, но и осуществляет моральную творческую деятельность, на основе свободной воли вырабатывает собственные мотивы поведения, совершает поступки, которые влияют на существующие нравственные отношения, на права общества, систему нравственных ценностей. Только чёткое понимание того, что есть добро и зло, чёткая нравственная позиция и воспитанность волевых качеств в молодом поколении позволит решить воспитательные задачи. Человек развивается в бесконечной внутренней борьбе с самим собой, в борьбе натуры с создаваемым характером.
С точки зрения ценностей все нравственные качества разделяются на добродетели и пороки. Единая система и типология нравственных качеств личности создана в исследовании В.А. Блюмкина. Им выделено 430 нравственных качеств личности, обоснована их система и типология [3, с. 15]. Все нравственные качества личности отнесены к четырём типам собственно нравственных качеств: коллективные (коллективизм, чувство солидарности и товарищества, чувство долга, развитое чувство ответственности), гуманистические (гуманность, благородство, доверие к людям, доброжелательность, чуткость, тактичность, чувство собственного достоинства, гордость, скромность, простота), комплексные (характеризующие осуществление личностью основных целей морального регулирования: нравственная активность, справедливость, благородство, бескорыстие, независимость, чувство соревнования), связанные с особенностями морального регулирования (чувство чести, честность, порядочность, искренность, прямота, правдивость, принципиальность, верность, моральная чистота). Кроме этого, выделены три типа несобственно-нравственных качеств, которые не обладают явным нравственным содержанием, даже могут быть морально нейтральными, но в определённых связях социальной жизни приобретают нравственное содержание. Эти типы нравственных качеств личности находятся как бы на стыке морали с другими формами общественного сознания и общественной практики, а также с мировоззрением, идеалами и ценностными ориентирами: идейно-нравственные (гражданственность, патриотизм, интернационализм); морально-деловые и морально-экономические (трудолюбие, дисциплинированность, добросовестность,
обязательность, деловитость, мужество, бережливость); морально-прагматические (мудрость, воспитанность, вежливость, общительность, умеренность, способность на большое чувство любви) [3]. Единая система и типология нравственных качеств личности, разработанная В.А. Блюмкиным, может служить общим ориентиром при проектировании и осуществлении систем и моделей нравственного воспитания личности подростка.
Нравственные качества позволяют интенсифицировать общественно полезную деятельность и ускорить становление личности ребенка. В системном подходе нравственного воспитания важную роль играют стимулы, но, чтобы стать мотивами, они должны проходить через структуру личности, в которой ведущее место занимают нравственные качества. Они как бы фильтруют, просеивают, преобразуют внешние стимулы.
В современных условиях необходим переход от жёсткого внешнего регулирования деятельности и поведения личности к системе внутренних регуляторов, ориентирующихся на новый, более высокий тип личности, исходя из целостного взгляда на человека, уважения и доверия, сотрудничества, социальной справедливости, индивидуального подхода.
Воспитание традиционно осуществляется по трём направлениям: просвещение, организация деятельности, формирование нравственных отношений, — каждое из них представляет целый комплекс форм (организационные, словесные, практические), передовых технологий воспитания. Тщательный отбор содержания, его обогащение и насыщение новой информацией, постоянное изучение личности ребенка, наблюдение за его обучением и развитием, личностно-ориентированный подход в процессе воспитания и размышление над педагогическими взглядами, умение пересмотреть их имеют первостепенное значение.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Послание президента Федеральному Собранию Стенограмма. // Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957.
2. Аплетаев М.Н. Диагностика нравственного воспитания личности подростка в процессе обучения: методические рекомендации. Омск, 1989. 42 с.
3. Блюмкин В.А. Моральные качества личности. Их сущность, структура, типология и особенно-
При системном подходе к воспитанию в нравственно-обусловленной воспитательной среде и создании каждому ребенку условий для раскрытия и самовыражения его позитивного потенциала будут в полной мере реализованы гуманистические задачи воспитания и развития. Но чтобы это не привело к формированию индивидуализма, важно вооружить детей умениями видеть и ценить человека в другом человеке, учить сотрудничать, взаимодействовать с другими людьми на общечеловеческих, гуманистических началах, то есть, учить нравственности.
Наша отечественная история и национальная культура являет собой грандиозный по масштабам и мощи источник для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В современных условиях важны:
- переход от жёсткого внешнего регулирования деятельности и поведения личности к системе внутренних регуляторов на основе уважения и доверия к человеку;
- совершенствование воспитательных систем во взаимосвязи и взаимодействии мотивации, стимулирования, методов и средств воспитания;
- нравственное наполнение содержательной части средств обучения;
- опора на нравственный идеал — героя (войны, труда, науки, спорта), сильной воли на службе народу и Отечеству;
- непрерывность и преемственность на всех этапах воспитания (дошкольное, школьное, профессиональное образование);
- формирование единого культурного и информационного пространства;
- создание единого пространства духовно-нравственного воспитания;
- повышение общественного статуса учителя;
- усиления патриотического и нравственного начала в подготовке учителей.
REFERENCES
1. Poslanie prezidenta Federal'nomu Sobraniyu Stenogramma. // Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: http://krem-lin.ru/events/president/news/56957.
2. Apletaev M.N. Diagnostika nravstvennogo vospitanija lichnosti podrostka v processe obuchenija: metodicheskie rekomendacii. Omsk, 1989. 42 s.
3. Bljumkin V.A. Moral'nye kachestva lichnosti. Ih sushhnost', struktura, tipologija i osobennosti formiro-
сти формирования в социалистическом обществе. Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1974. 185 с.
4. Достоевский Ф.М. Бесы. Ч. 2, гл. 8. Владивосток : Дальневосточное кн. изд-во, 1989. 576 с.
5. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном / сост. и общ. ред. Г.А. Дубровской; 3-е изд. М. : Детская литература, 1989. 238 с.
6. Каверина В. Юрий Тынянов. К 70-летию со дня рождения // Новый мир. 1964. № 10. 248 с.
7. Соколова Е.Т. Психологическое исследование личности: проективные методики // Рисованный апперцептивный тест (РАТ) Г. Мюррея. Методика для изучения конфликтных установок. М. : ТЕИС, 2002. 150 с.
8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1981. 104 с.
9. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М. : Педагогика, 1990. 144 с.
10. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. : в 30 т. Т. 10. 172 с.
11. Совещание по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи в Краснодаре. 12 сентября 2012 [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/1570719.html/
vanija v socialisticheskom obshhestve. Voronezh : Izd-vo Voronezh. un-ta, 1974. 185 s.
4. Dostoevski] F.M. Besy: Ch. 2, gl. 8 Vladivostok : Dal'nevostochnoe kn. izd-vo, 1989. 576 s.
5. Lihachjov D.S. Pis'ma o dobrom i prekrasnom / sost. i obshh. red. G.A. Dubrovskoj; 3-e izd. M. : Detskaja literatura, 1989. 238 s.
6. Kaverina V. Jurij Tynjanov. K 70-letiju so dnja rozhdenija // Novyj mir. 1964. № 10. 248 s.
7. Sokolova E.T. Psihologicheskoe issledovanie lichnosti: proektivnye metodiki // Risovannyj appercep-tivnyj test (RAT) G. Mjurreja. Metodika dlja izuchenija konfliktnyh ustanovok. M. : TEIS, 2002. 150 s.
8. Suhomlinskij V.A. Serdce otdaju detjam. Kiev, 1981. 104 s.
9. Shilova M.I. Uchitelju o vospitannosti shkol'nikov. M. : Pedagogika, 1990. 144 s.
10. Turgenev I.S. Poln. sobr. soch. : v 30 t. T. 10.
172 s.
11. Soveshhanie po voprosam nravstvennogo i patrioticheskogo vospitanija molodezhi v Krasnodare. 12 sentjabrja 2012 [Elektronnyj resurs]. URL: https://regnum.ru/news/1570719.html/
Дульнева Татьяна Мюдовна — член Общественной палаты Омской области второго созыва, педагог года (2000 г.), член-корреспондент Петровской академии наук и искусств; e-mail: [email protected]
Dul'neva Tatiana Myudovna - Member of Public Chamber of the Omsk region of the second calling; Teacher of the Year (2000), Corresponding Member of Petrovskaya Academy of Sciences and Arts; e-mail: gia-zintt@rambler. ru
Статья поступила в редакцию 19.02. 2018 г.
Научные конференции
Заочная научно-практическая конференция «Персонажи истории» 30 июня 2018 г.
Организатор - кафедра истории государства и права Тульского государственного университета.
На конференции предлагается рассмотреть следующие вопросы: роль личности в истории, ее влияние на важнейшие события в политике, общественной жизни, культуре, науке, образовании; биографии как выдающихся деятелей в своей области, так и рядовых граждан; отечественная и зарубежная историография данной тематики. К участию приглашаются философы, социологи, психологи, политологи, лингвисты и все, кому интересна данная тема.
Материалы (тезисы и статьи) принимаются до 30 июня 2018 г. по электронным адресам: [email protected], [email protected].
Материалы конференции будут размещены на страницах электронного журнала «История. Историки. Источники» (http://history2014.esrae.ru/). Информация об опубликованных статьях и пристатейных списках используемых источников будет размещена в системе Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). С правилами оформления статей и тезисов можно ознакомиться на сайте данного журнала: http://history2014.esrae.ru/rules/.