УДК 37
КАРПЕНКО Анжелика Вячеславовна Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия [email protected]
К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Статья обращается к проблеме нравственного воспитания в период модернизации системы начального общего образования, нацеленного на формирование нового образовательного пространства, позволяющего обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку его к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов. Автор рассматривает отношение современных школьников к жизни, к общественному взаимодействию и общению, проявлению личностных качеств, отвечающих или не отвечающих нормам и требованиям общественной морали. Рассматривается система общественных отношений, содержащая в себе всю систему морально-этических отношений в обществе, приводятся показатели нравственной культуры с опорой на универсальные нравственные принципы. Приводятся градации совокупных значений морали, выделяются различные направления нравственного становления, его стадии и свойства. Способами воспитания и самовоспитания высших моральных и эстетических эмоций считаются: чтение художественной литературы, посещение выставок и музеев, знакомство с различными видами искусства, участие в художественной самодеятельность, посещение кружков и творческих студий, занятие туризмом, спортом. В статье говорится о противоречивости содержания нравственной жизни школьников как объекта воспитательного процесса, над организацией которого необходимо систематически и постоянно работать, сосредоточивая усилия на умелом разрешении противоречий, развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, привычных форм поведения.
Ключевые слова: нравственное воспитание, моральные нормы, взгляды, оценки, теории, поведение, нравственная культура, принципы, ценности, нравственные идеалы, морально-этические отношения
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-235-242
Angelica V. KARPENKO Kuban State University Krasnodar, Russia [email protected]
ON THE QUESTION OF THE PEDAGOGICAL ESSENCE OF MORAL EDUCATION IN THE INITIAL
EDUCATION
The article addresses the problem of moral education in the period of modernization of the primary general education system aimed at the formation of a new educational space that allows ensuring the spiritual and moral formation of the younger generation, its preparation for life self-determination, independent choice in favor of humanistic ideals. The author considers the attitude of modern schoolchildren to life, to social interaction and communication, the manifestation of personal qualities that meet or do not meet the norms and requirements of public morality. The system of social relations containing the entire system of moral and ethical relations in society is considered, and the indices of moral culture are cited with the support of universal moral principles. Gradations of the aggregate values of morality are cited, various directions of moral formation, its stages and properties are singled out. The methods of upbringing and self-education of the highest moral and aesthetic emotions are: reading of fiction, visiting exhibitions and museums, getting acquainted with various kinds of art, participating in amateur art activities, visiting circles and creative studios, engaging in tourism, sports. The article discusses the contradictory nature of the content of the moral life of schoolchildren as an object of the educational process, the organization of which must be systematically and constantly working, focusing efforts on skillfully resolving contradictions, developing moral sense, consciousness, habits, and habitual forms of behavior in this process.
Keywords: moral education, moral norms, views, assessments, theories, behavior, moral culture, principles, values, moral ideals, moral and ethical relations
Нравственное воспитание школьников является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Совершенствование системы начального общего образования ориентировано на формирование нового образовательного пространства, способного обеспечить нравственное воспитание подрастающего поколения, поиск своего места в жизни, своей жизненной стратегии, самостоятельный выбор в пользу гуманистического мироотношения, гуманистических идеалов.
Нравственное воспитание личности ребенка - одна из стратегических задач прогрессивной школы. В настоящее время колоссальное внимание уделяется ориентации учащихся на нравственные ценности, формированию умения соотносить поступки, действия, события с общепризнанными нормами и ценностями, способности к самостоятельному нравственному поступку во всевозможных жизненных ситуациях. Теперь, когда во всех сферах жизни общества происходят глубокие преобразования, особенно остро встал вопрос формирования нравственных ценностей подрастающего поколения [6].
Требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы определяют содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направле-
ны на формирование общей культуры обучающихся, на их нравственное воспитание [3].
Воспитание нравственности - сложнейший процесс, требующий учета изменяющихся социальных критериев, индивидуального подхода. Отношение ребят к жизни - не только лишь основа их общественного взаимодействия и общения, но и проявление собственных личностных качеств, отвечающих или же не отвечающих общепризнанным нормам и требованиям общественной морали [1].
Общей целью духовно-нравственного развития и воспитания является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России [4].
Для того чтобы понять действительные предпосылки нравственного и безнравственного поведения людей, нужно узнать, что же такое мораль, каковы ее истоки.
Под моралью следует понимать совокупность ограничений и претензий людей в системе общественного взаимодействия, взаимных свобод и обязательств, эквивалентов в процессах общественного обмена, производимых по собственной воле, без законодательного принуждения; одна из основных форм социального сознания, достижение гуманистической культуры человека [4].
Моральные общепризнанные нормы составляют основу нравственности, нравственность не сводится только лишь к моральным общепризнанным меркам, она включает в себя также моральные взгляды, оценки. К сфере морали относятся еще и моральное отношение людей, их моральные нормы обосновывают взаимосвязь с их нравственным поведением. Нет нравственного (или безнравственного) поведения за пределами контактов человека с другими людьми. Моральные отношения проявляются в любой сфере жизни общества: производственной, политической, бытовой, домашней, и в то же время их нет за пределами общественных социальных отношений. Каждый поступок может приобрести высоконравственное значение в случае, если в нем содержится отношение человека к обществу, коллективу, другому человеку.
Если говорить о системе общественных отношений, следует установить термин «нравственная культура», который также содержит в себе всю систему морально-этических отношений в обществе. Нравственная культура - это термин, который употребляется в этике и культурологии для характеристики состояния общества с точки зрения соблюдения им общепризнанных моральных норм и правил. В структуре нравственной культуры содержатся в качестве составных элементов обычаи, общепринятые нормы и манера поведения, нравы данного общества, касающиеся главным образом добра и зла - основных категорий этики; в нее включены еще и нравственные отношения - любовь, дружба; представление о понятиях: героизм, отвага, благо, счастье. Показателем нравственной культуры считается надобность и возможность гражданина находиться в согласии с собственной совестью, не причиняя вреда (не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе). Социум, где выбор благого дела является обыденным поведением его членов, считается обществом высокой нравственной культуры [4]. Нравственная культура опирается на универсальные нравственные принципы. Так, во всех вероисповеданиях мира вполне вероятно найти основы и системы нравственных ценностей. Так, как религии говорят от имени большого количества людей и выдержали испытание временем, вполне возможно говорить о существовании общечеловеческих эталонов. Для примера приведем «Золотое правило», проповедуемое шестью самыми крупными мировыми религиями.
Буддизм: Не делай другим того, что сам считаешь злом.
Индуизм: Не делай другим того, что причинило бы боль тебе.
Даосизм: Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю - своей потерей.
Ислам: Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе.
Христианство: Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Данные ключевые принципы пронизывают все без исключения культуры и веры, определяя истинную роль человеческого существования, его высоконравственные эталоны, высоконравственную культуру в целом.
Согласно суждению специалиста по психологии Л. Колберга, нравственные суждения, равно как и восприятие, понимание, движение, чувства и почти все без исключения проявления, присущие людям, подвергаются формированию. Они ни в коем случае не возникают в единственный период, в завершенном варианте, предоставляющем возможность отличать добро от зла. Нравственное становление ребенка проходит определенное количество стадий. Некоторые индивиды, например, так и не добиваются зрелого уровня нравственности, в то время как иные показывают моральную зрелость в отрочестве. Скорость прохождения ребенком этапов нравственного станов-
ления находится в зависимости от интеллектуального уровня общества, в котором они живут, и от установленных им традиций воспитания детей. Л. Колберг основал теоретическую схему, в общих чертах параллельную доктрине Пиаже о стадиях когнитивного развития; сообразно Л. Колбергу, становление нравственного чувства есть последовательный передовой процесс.
Им были предложены надлежащие градации: три совокупных значения морали (предшествующий традиционному; обычный, конформистский; автономный, принципиальный). Внутри каждой градации Л. Колберг различает шесть типов:
- ориентация на возможное наказание, послушание;
- наивный потребительский гедонизм;
- мораль «пай-мальчика», ориентированная на поддержание хороших отношений, одобрение окружающими;
- ориентация на авторитет;
- мораль, основанная на признании прав человека и демократически принятого закона;
- индивидуальные принципы, выработанные самостоятельно.
Ж. Пиаже, Л. Колберг и другие ученые выделяли наличие различных направлений нравственного становления, существовали еще ориентировочные возрастные грани его стадий. К первоначальным возможно отнести следующие свойства:
Наличие интенции. Маленькие дети рассматривают действия в определениях их физических последствий, впрочем, дети более старшего возраста принимают во внимание намерения индивида, осуществившего то или же другое действие. К примеру, восьмилетний ребенок наверняка посчитает, собственно, что расшибить четыре дорогостоящие чашки невзначай - это ужаснее, чем расшибить одну специально. Основная масса четырнадцатилетних пришли бы к обратному решению.
Относительность. Маленькие дети считают, что каждое воздействие имеет возможность быть несомненно оценено как хорошее или же нехорошее. По мере взросления они утрачивают данный категорический расклад: они начинают воспринимать, собственно, что взгляды на одно и то же воздействие имеют все шансы быть различными. Дети младшего возраста также считают, что при расхождении в моральной оценке чего-то один из спорящих всегда прав (обычно тот, кто старше).
1. Независимость последствий. Маленькие дети обычно судят о тяжести проступка по серьезности наказания за него; дети более старшего возраста оценивают проступок по тому, насколько важное правило поведения было нарушено, и по тому, какой ущерб был нанесен. Ребенок трехлетний как правило считает нехорошим другого малыша только потому, что его нашлепали, независимо от заслуженности наказания; взрослая аналогия такого взгляда на вещи - считать виноватым того, кому предъявлено обвинение в совершении правонарушения (даже в случае, если после всего свершившегося его оправдают).
2. Готовность дать сдачи. Многие дети младше 12 лет не могут поставить себя на место другого. Их действия зависят только от их чувств и потребностей, они не в состоянии понять, что движет другими. Дети склонны ответить обидчику, толкнуть того, кто их толкнул, например. Однако некоторые дети в достаточно раннем возрасте достаточно миролюбивы и готовы прощать.
3. Использование наказания для исправления и перевоспитания. Маленькие дети предполагают, что за всякий проступок нужно строго наказывать. Более взрослые дети считают больше уместными не очень жесткие наказания, достаточные для восстановления попранных прав «жертвы» и для исправления «преступника».
4. Натуралистические взгляды на неудачу. Дети младше восьми лет расположены видеть в несчастных случаях и бедах наказания со стороны Бога или иной всевластной силы. По мере взросления дети обретают способность отличать наказание от несчастного случая.
В целом дети уделяют наибольшее внимание общепринятым установленным правилам, букве закона (которую они готовы понять), а не его духу, труднодоступному для их восприятия. Они воспринимают правила как абсолют. По мере взросления, впрочем, ребенок начинает понимать, что правила создаются людьми для общего удобства, что права могут быть неидеальными, противоречивыми и что, собственно, надо самому решать, куда необходимо следовать.
В обществе, обладающем высочайшей нравственной культурой, в основе воспитания его членов непременно базируется нравственное воспитание. Нравственное воспитание - это процесс формирования нравственных свойств, черт характера, навыков, способностей и привычек поведения. Нравственное воспитание понимается еще как создание благоприятных условий для нравственного становления личности ребенка на базе становления моральной саморегуляции.
Основной базовой категорией нравственного воспитания считается понятие нравственно-
го чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Общепризнанные правила морали реорганизуются в индивидуальную нравственность лишь вследствие их эмоционального исследования ребенком. Нравственность для него до этого - прежде всего ощущение и переживание глубокого удовлетворения или, напротив, дискомфорта, тревоги, отвращения на физическом уровне, осуждения самого себя и горького раскаяния. Нравственное чувство считается системообразующей основой человеческой нравственности. Благодаря ему моральное понимание, познание общепризнанных норм поведения, простые действия, поступки обретают нравственный смысл и значение.
Нравственное воспитание, пренебрегающее эмоциональной сферой, эстетическим подходом к действительности, считается слабым, не способным к пробуждению внутренних стимулов и созиданию высоконравственных поступков детей, управлению их поведением.
Воспитание нравственных качеств основывается на воспитании высших эмоций, к коим относятся: чувства патриотизма, гуманизма, собственного достоинства, честности, порядочности, стыдливости, долга, эстетических чувств, дружбы, товарищества и т.д.
В школьные годы эмоции воспитываются в тесной взаимосвязи с интеллектом и довольно часто теми же способами. В то же время воспитание эмоций имеет собственную специфику. Громадное значение имеют эмоции взрослых, с которых берут пример и подражают школьники. Эмоции воспитываются эмоциями. Эмоции авторитетных, влиятельных, уважаемых взрослых повторяются в эмоциях воспитанников всех возрастов. Эмоции взрослых как средство воспитания дополняются другим средством - межличностным (субъект-субъектным) отношением и общением. В общении закаляются и укрепляются привязанности эмоционального поведения и эмоционального отношения к внешнему миру, другим людям, самому себе. В практике школьного воспитания часто недостаточно оценивается значение эмоционального воспитания, что, собственно, плохо сказывается на последствиях учебно-воспитательного процесса (воспитание и обучение); как правило сначала развиваются эмоции, на основе которых впоследствии происходит развитие интеллектуальных способностей.
Способами воспитания и самовоспитания высших моральных и эстетических эмоций считаются: чтение художественной литературы, посещение выставок и музеев, знакомство с различными видами искусства, участие в художественной самодеятельности, посещение кружков и творческих студий, занятие туризмом, спортом [3]. Максимальный результат в воспитании эмоций достигается в то время, когда предметная деятельность обучающихся интегрируется со специальной работой, направленной на возбуждение эстетических и нравственных потребностей, осознание несовершенства собственного внутреннего мира, создание условий для саморазвития эстетического вкуса, свободного, беспрепятственного и естественного проявления высших эмоций в коллективе.
Возникновение противоречий во взаимоотношениях детей с внешним миром и меж собой порождает интенсивность, насыщенность переживаний, выражаемых в противодействиях, сопротивлении воспитанию, в скрытых и открытых инцидентах. Преодолевание противоречий в личном нравственном пространстве окрашивает жизнедеятельность учащихся в радужные, красочные тона.
Аргументированным на теоретическом уровне и оправдавшим себя на практике является аспект единства, базового единства, органической целостности нравственного воспитания и жизни. Необходимое единство нравственного воспитания определенно достигается только в том случае, если основой, источником и материалом целостного педагогического процесса является сама жизнь со всеми своими сложностями, тяготами, лишениями, с радостными событиями и различными противоречиями [2].
Нравственность складывается не на словесных или же деятельностных событиях, а в повседневных взаимоотношениях и сложностях существования, в коих ребенку приходится осознавать, формировать, созидать, осуществлять выбор, принимать решения, исполнять и совершать поступки. В конечном итоге созревает моральное понимание ребят, укрепляются основы поведения, зарождаются жизненные принципы, крепнет умение самообладания.
Полный, диалектически противоречивый процесс нравственного воспитания отталкивается от жизненных условий со своими эталонами, за которые нужно и должно активно бороться, превозмогая трудности, преодолевая препятствия, негативные явления, для борьбы с которыми потребуется недюжинная сила воли и самообладание. Настоящий, истинный, глубинный, действенный механизм нравственного воспитания заключается в разрешении противоречий между ребенком и его самоутверждением в жизни. Школьник обретает прекрасные или же отвратительные моральные черты, соответствующие тому, каким он выходит из предлагаемых жизнью обсто-
ятельств, какой он делает нравственный выбор, какие поступки совершает. Или он осваивает способность владения собой, преодоления внешних препятствий, преград и внутренних слабостей, или же ситуация овладевает им, порождает неуверенность и панику, довлеет над ним, заставляет лгать, увиливать, изворачиваться и лицемерить. В период преодоления жизненных препятствий и противоречий, глубочайших эмоциональных треволнений ребенок развивает в себе основу нравственности - нравственное и эстетическое чувство, потребность в совершении добрых, благородных поступков, великодушных действий и нравственного удовлетворения.
Подросток, молодой человек, молодая девушка никогда не сумеют бороться со злом, если в жизни безразлично обходят его стороной и не научились всей душой отвергать, ненавидеть его. Они никогда не станут добрыми, великодушными, если сами не претерпели лишения и не почувствовали всем существом недостаток человеческого душевного тепла, доброты; не станут любящими кого-то еще, кроме себя, если им никогда не доводилось преодолевать эгоизм, отказываться от собственного удовольствия ради блага и интересов других людей; не станут смелыми, отважными, если ни разу не боролись с собственной трусостью, страхом; не станут сострадать, сопереживать и сочувствовать, если сами не перенесут страдания и боли; не научатся одерживать победы и ощущать радость от них, если не испытывают горечи поражения; не станут отзывчивыми к чужой беде, не пережив одиночество, гонения и безысходность.
Согласно утверждению И.П. Подласого, в педагогике 80-х годов наибольшее продвижение и развитие приобрели два подхода к построению концепции нравственного воспитания обучающихся [5]:
1) интеллектуалистический, имеющий особое значение при формировании у школьников
знаний;
2) поведенческий, когда первостепенное внимание акцентируется на выработке у учащихся навыков поведения, обретении опыта пребывания в коллективе.
Однако каждый из этих подходов в отдельности не может быть взят в качестве фундамента для возведения системы нравственного воспитания.
Итак, если придерживаться интеллектуалистической концепции, воспитательская деятельность сведется к разъяснению знаний о законах и общепринятых социумом нормах поведения. Следствием подобной однородности может стать механическое заучивание учащимся норм и правил нравственности, которое неизбежно приводит к разрыву сознания и поведения, расхождению между словом и делом, что в конечном итоге выражается в лицемерии, увиливании, лукавстве, раздвоении личности.
Если при интеллектуалистическом подходе к системе нравственного воспитания переоценивается роль знаний, то при поведенческом их значение сводится к минимуму. В данном случае педагог в своей работе, по сути, пренебрегает концепцией морали и, как правило, занимает позицию эмпиризма, то есть сводит все воспитание к отдельным мероприятиям. Ни один из данных подходов в отдельности не приносит ожидаемого результата.
Отталкиваясь от основной проблемы сегодняшнего школьного образования - воспитания свободной, независимой личности, нравственной, способной к самоопределению, включенной в мировую историю, со своим собственным мировоззрением, в фокусе воспитательного процесса (а тем более нравственного) непременно должна находиться личность школьника. Вопрос об отличительных чертах и элементах воспитания нравственности в детстве довольно широко изучался в последнее время. В моральном развитии как правило выделяют три уровня:
1) моральные знания, представления, суждения - представление у детей о моральных нормах, требованиях морали, овладение критериями моральной оценки, усвоение таких понятий, как справедливость и ответственность, и т.д.
2) моральное поведение - добровольное соблюдение общепризнанных норм морали, даже если вследствие их нарушения человеку сулят определенные блага и он убежден в собственной безнаказанности за совершенные аморальные действия;
3) моральные переживания - как правило сюда причисляют переживания вины за нарушение общепризнанных норм.
Воспитание нравственности предполагает положительный результат, получающий оценку со стороны, которая включает в себя удовлетворение и подталкивает к последующим действиям. Однако, как демонстрирует практическая воспитательная деятельность, не каждая деятельность, используемая в целостном педагогическом процессе, дает подобные итоги.
Данное противоречие может решаться способом организации, воспитывающей деятельности детей. Согласно своей структуре воспитывающая деятельность, равно как и предметная, содержат надлежащие составляющие: потребность, мотив, цель. Она носит воспитывающий харак-
тер, если при ее организации предусматривается ряд условий. Субъектом должен выступать сам ребенок. Деятельность, в которую его включают, должна быть важна для него, то есть должна быть значимой, иметь личностный смысл. Собственное «Я» обретается в процессе взаимодействия, сотрудничества с обществом и культурой
Именно в индивидуальном, личностном значении общество предстает перед человеком в свете тех мотивов, благодаря которым он функционирует, существует и живет. Можно сколько угодно знать о мире, обществе, социуме, вплоть до тех пор, пока знание не воплотится в истинную веру, оно никак не определит поведение индивида, не перевоплотится в путеводный ориентир в момент выбора. Ребенок должен обладать возможностью беспрепятственного перехода от одного вида деятельности к другому, а, кроме того, иметь право выбора социальной позиции. Смена ее и есть двигатель, с помощью которого допустима реализация желаний, влечений и мотивов личности. Непосредственно перемена социальной позиции и разных типов деятельности оказывает помощь в решении вопросов воспитания, равно как преодоление нравственного эгоцентризма, формирования у учеников способности к сопереживанию другим людям, беспокойства о них. Школьник должен получить удовольствие от осуществляемой деятельности. Только лишь в данном случае она становится для субъекта фактором развития, становления. Личность ребенка будто растет в триумфе, в то время как неудачи и неуспехи вынуждают его замыкаться от сознания собственной второсортности.
Педагог обязан учитывать концепцию социальных отношений в целях оказания поддержки обучающегося в период овладения социально-ценностными отношениями и формами их выражения. При этом необходимо сознательно напоминать о том, что система его отношений к находящемуся вокруг него обществу неминуемо остается «недостроенной». Вследствие этого учитель мягко, осторожно и аккуратно изменяет связи ученика с объектами окружающей его реальности.
Значимой особенностью личности принято считать обычный для нее способ отношения к людям вообще, к другому человеку и, соответственно, к самому себе.
Каждый человек проходит различные уровни в нравственном развитии:
- эгоцентрический - совершает поступки, ориентируясь исключительно на их полезность и продуктивность для самого себя;
- группоцентрический - совершает действия, ориентируясь непосредственно на нормы, ценности, установленные определенной группой людей;
- гуманистический - поступки совершаются при ориентации на общечеловеческие ценности.
В процессе нравственного воспитания школьников необходимо предусматривать возрастные и индивидуальные особенности каждого человека. Как раз с учетом всех данных особенностей и определяется содержание нравственного воспитания обучающихся. Для определения его содержания необходимо еще принимать во внимание следующие три важнейшие составляющие:
- социально-эстетические требования, предъявляемые к личности;
- совокупность психологических свойств, качеств личности и черт характера, которые являются носителями нравственности;
- возможности и особенности нравственного развития учащихся различных возрастных
групп.
Важнейшим содержательным компонентом нравственного воспитания является формирование у учащихся социально-эстетических черт и качеств. Совокупность важнейших видов деятельности и соответствующих требованиям морали отношений и будет определять социально-эстетическую сторону нравственного воспитания. То есть с социально-эстетической точки зрения содержание нравственного воспитания должно прежде всего включать в себя вовлечение учащихся в такие виды деятельности, как общественно-политическая, патриотическая и интернациональная, трудовая, природоохранительная и другие. С дугой стороны, в процессе такой деятельности необходимо формировать у учащихся такие моральные отношения, как общественно-политическую направленность, бережливое отношение к материальным ценностям общества и общенародному достоянию, чувство коллективизма, уважительное отношение к другим людям, высоконравственное отношение к себе.
Результатом нравственного воспитания считается нравственная воспитанность, которая осуществляется в социально значимых свойствах и качествах личности, выражается в отношениях, деятельности, общении. На нравственную воспитанность указывает глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мукам совести, стыду, страданию и сочувствию. Нравственная воспитанность характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, рассуждать о явлениях жизни с позиции
нравственного идеала, давать им самостоятельную адекватную оценку [6].
Нравственная воспитанность - прочность привычных норм поведения и положительных привычек, культура общения в условиях здорового детского сообщества. Наличие у ученика сильной воли, присутствие у него способности осуществлять нравственно-волевой контроль и самоконтроль, умение регулировать свое поведение говорит о его нравственной воспитанности. Она возникает при активной жизненной позиции, в твердом единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях не изменить своим убеждениям, оставаться верным самому себе.
Положительного эффекта, высокой результативности нравственного воспитания можно достичь только вследствие нравственного самовоспитания и самосовершенствования учащихся.
Самовоспитание предполагает направленное воздействие индивида на самого себя в целях выработки желаемых, нужных ему качеств характера. Это осознанное стремление человека целенаправленно и самостоятельно реализовать свой потенциал, данный от природы. С этой целью школьники при помощи радикальных средств ставят себя в экстремальные ситуации для закалки мужества, укрепления воли, дисциплинированности, выдержки.
Самосовершенствование - углубление общего нравственного состояния личности, повышение качества жизни, поднятие его на более высокую на ступень развития. Подросткам и юношам школьного возраста присуще стремление к самовоспитанию. К периоду выпуска из школы у некоторых юношей и девушек возникает духовная потребность сознательного совершенствования себя.
Нравственное воспитание учащихся, осуществляемое в школе, в общественных организациях и организациях культуры, учреждениях дополнительного образования, в семье и т.д., гарантирует у подавляющей массы школьников формирование патриотизма, интернационализма, бережного отношения ко всему многообразию собственности и творческого отношения к труду. Его итогом считается общественное объединение, коллективное содружество, здоровое самолюбие, проявление участия к человеческим проблемам, твердость, требовательность и строгость к собственным поступкам, высокие нравственные чувства любви к отечеству, сочетание личных и общественных интересов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1995.
2. Гребенникова В.М. Образование в современном обществе: коммуникативный аспект // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - Ростов н/Д: Южный федеральный университет. - 2010. - № 3. - С. 54-59.
3. Казанцева В.А., Рыбина В.Н. Основные направления и содержание духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в аспекте ФГОС // Сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. «Инновационные технологии в науке нового времени». В 3 ч. - Ч. 2. - Уфа: Аэтерна, 2017. - С. 122-126
4. Карпенко А.В., Боярская М.В. Содержательные линии духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников / Сб. ст. VIII Междунар. науч.-практ. конф. «Инструменты и механизмы современного инновационного развития». В 3 ч. - Ч. 2. - Уфа: Аэтерна,
2016. - С. 180-183.
5. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. - М., 1996. - 432 с.
6. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника / Н.М. Трофимова. - СПб., 2007.
REFERENCES
1. Amonashvili Sh.A. Reflections on humane pedagogy. M., 1995.
2. Grebennikova V.M. Education in modern society: the communicative aspect. News southern Federal University. Pedagogical science. Rostov-na-Donu: southern Federal University, 2010. No. 3. Pp. 54-59.
3. Kazantsev V.A., Rybina V.N. The main directions and content of spiritual-moral development and upbringing of Junior schoolchildren in the aspect of GEF. Collection of articles of international scientific-practical conference "Innovative technologies in the science of new time" in 3 p. Part 2. Ufa: "Aeterna", 2017 Pp. 122-126
4. Karpenko A.V. Boyarsky M.V. Substantial lines of spiritual and moral development and upbringing of Junior schoolchildren. Collection of articles VIII International scientific-practical conference: "Tools and mechanisms of modern innovative development." in 3 p. Part 2. Ufa: "Aeterna", 2016. Pp. 180-183.
5. Podlasie I.P. Pedagogics: Textbook for students of higher PED. proc.institutions. M., 1996. 432 p.
6. Trofimova N. M. the Moral compass of the younger school student. N.M. Trofimova. SPb., 2007.
Информация об авторе:
Карпенко Анжелика Вячеславовна Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия [email protected]
Получена: 03.12.2017
Для цитирования: Карпенко А.В. К вопросу о педагогической сущности нравственного воспитания в начальном образовании. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 6. Часть 2. с.235-242. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-235-242.
Information about the author:
Angelica V. Karpenko Kuban State University
Krasnodar, Russia
Received:03.12.2017
For citation: Karpenko Angelica V. On the question of the pedagogical essence of moral education in the initial education. Historical and Social-Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.6 Part.2. Pp. 235-242.
doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-235-242. (in Russian)