УДК 373.2
Бгуашева Зара Каплановна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических
технологий
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп, Россия 385000, Майкоп, Первомайская, 208, + 7 (772) 570273 e-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА В СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Zara K. Bguasheva
Ph.D., Associate Professor of the Department of Pedagogy and Pedagogical
Technologies
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Adygeya State University» 208, Pervomayskaya, 385000, Maikop, Russia e-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF THE MORAL UPBRINGING OF THE SENIOR PRESCHOOLERS
PERSONALITY IN THE MODERN OED
Аннотация. В статье уточняются понятия «нравственная воспитанность», «нравственные ценности». На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены педагогические условия формирования нравственной воспитанности личности старшего дошкольника: активизация нравственного потенциала, активность ребенка, приоритет игровой ситуации, позиция педагогов и родителей в решении проблемы нравственной воспитанности детей.
Ключевые слова: нравственная воспитанность, нравственные ценности, нравственные нормы поведения, педагогические условия, нравственная воспитанность старшего дошкольника.
Abstract. The article clarifies the notions of "moral education", "moral values". Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the
© Бгуашева З.К., 2017
pedagogical conditions for the formation of the moral upbringing of the senior preschooler's personality are revealed: the activation of the moral potential, the child's activity, the priority of the game situation, the position of teachers and parents in addressing the problem of moral upbringing of children.
Key words: moral upbringing, moral values, moral standards of behavior, pedagogical conditions, moral education of the senior preschooler.
Нравственная воспитанность определяется как проявление отношения личности к сверстникам (Б.Т. Лихачев). Нравственно воспитанный человек тот, у кого есть потребность, стремление вести себя в соответствии с определенными нормами.
Социально-личностное развитие - это развитие познавательной сферы, овладение ребенком социальным опытом, действиями и отношениями, осознание себя в обществе, видение себя в других людях, обретение готовности к ответственности в окружающем мире. Проблему формирования личностной позиции исследовали К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев и др. Отечественные психологи Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.С. Славина, А.В. Петровский раскрыли особенности становления внутренней позиции дошкольника.
Создание условий, при которых личность может проявлять свои способности, удовлетворять разнообразные потребности и интересы, жизненные притязания-ожидания, позволит осуществляться процессу социализации значительно активнее (Э. Эриксон).
Детство представляет собой физиологическое, психологическое, педагогическое и сложное социокультурное явление. Приобщаясь к общественным нормам, традициям и ценностям, ребенок делает это индивидуально. У него формируется собственный образ жизни, внутренний мир, который составляет новое интегративное образование детской личности -ее индивидуальность. Исследования индивидуальных особенностей психики детей определяют, что какие бы воздействия ни оказывала среда на ребенка, какие бы требования она к нему ни предъявляла, до тех пор, пока эти требования не войдут в структуру его собственных потребностей, они не станут действительными факторами его развития.
Для того чтобы в дошкольном возрасте формировалось осознание смысловой связи вещей и действий, по З.В. Мануйленко, необходимо, чтобы смысловая связь между действиями выступала в конкретной форме. Ребенок младшего и среднего дошкольного возраста может продолжительное время сохранять определенную позу и стоять неподвижно, если он в роли часового.
Большое значение для развития воли имеет усвоение ребенком нравственных норм поведения. Нравственная норма - это простая форма нравственных утверждений, которая постепенно входит в жизнь детей. Оценивание личностного смысла общечеловеческих ценностей (нравственных требований) и соответствующее переживание приводят к тому, что они начинают приобретать субъективную значимость, которая посредством образовавшейся целостности «знание и эмоции» оказывается фиксированной в структуре личности (Г.М. Бреслав).
Противоречивая ситуация начинает выступать для ребенка педагогическим средством, благодаря которому альтернативные варианты поведения противопоставляются, интенсивно осознаются, сравниваются и оцениваются. Мотивы нравственного поведения в дошкольном возрасте наиболее эффективно формируются в процессе активной деятельности ребенка, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в реальных отношениях с окружающими.
Можно выделить мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать, как взрослые. Мотивационный компонент включает в себя иерархию мотивов социально ответственного поведения. Ответственность как психологическое состояние проявляется в виде беспокойства, тревоги, озабоченности и активности.
Стержень это - отношение к другим людям. В нем проявляется нравственная ценность. Высказывая оценочное отношение к другим, ребенок часть этого отношения принимает на себя, что-то отбрасывая, сопоставляя, вырабатывая, тем самым оценочное мнение о себе. Важно не просмотреть момент, когда безобидная живость вдруг начинает приобретать элементы агрессивности.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что процесс формирования нравственных ценностных ориентаций представляет собой становление ядра нравственной сферы в виде иерархизированной системы ценностей субъекта, определяющей избирательность его поведения, мотивы и цели деятельности.
В классической педагогике XVII-XIX вв., исходящей из тезиса Дж. Локка о душе ребенка как чистой доске, акцентировалась ведущая роль окружающей социокультурной среды и опыта ребенка в формировании его нравственной сферы. Воспитание нравственности связывалось с закреплением позитивных ассоциативных связей между воздействием среды и поведением субъекта (Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Ф. Гербарт и др.). В то же время возможность осмысления и осознания субъектом ценностей, влияющих на его поведение, предполагалась лишь по достижении им определенного возраста, когда абстрактное мышление оказывалось достаточно развитым для рационального постижения нравственных категорий.
Начиная с эпохи Возрождения и до настоящего времени гуманистическая педагогика нашла свое подтверждение в идеях психоаналитической школы и экспериментальной педагогики XX в. (А. Адлер, Д. Дьюи, А. Маслоу, М. Монтессори, 3. Фрейд, Э. Эриксон и др.). Эти научные школы обратили внимание на значительный пласт бессознательной психики человека, определяющий его поведение и деятельность, констатировали биологическую природу не только витальных, но и высших потребностей человека, а также подчеркнули особую важную роль детства, в частности, дошкольного его периода, в становлении всего внутреннего мира индивида, ядром которого выступает система ценностных ориентаций.
Специфической особенностью дошкольного детства является преобладание эмоционально-чувственной сферы в психике ребенка. В связи с этим утверждение классической педагогики о затруднительности или даже невозможности формирования ценностных ориентаций в дошкольном возрасте не лишено оснований, так как этот процесс предполагает осмысление опыта, обращение к рассудку, разуму, мышлению субъекта. Вместе с тем в психолого-педагогических исследованиях убедительно показана решающая роль дошкольного возраста в процессе формирования личностных качеств и ценностных ориентаций. Это противоречие связано с недостаточной исследованностью и использованием особых способов присвоения культурных ценностей, свойственных детскому возрасту. Эти способы базируются на врожденных формах психики, влияние которых особенно сильно в детском возрасте [3].
Анализ современных исследований позволяет утверждать, что формирование ценностных ориентаций вообще и нравственных ценностных ориентаций в частности происходит на основе природных задатков субъекта (индивида), с одной стороны, и воздействий со стороны окружающего мира (среды) в его материальной и духовной составляющей - с другой. Формирование нравственных ценностных ориентаций может происходить на бессознательном уровне, этот процесс начинается в раннем детстве в ходе обретения индивидуального опыта взаимодействия с окружающими.
Дошкольный период в жизни человека представляет собой особое время перехода от инстинктивно-рефлекторных форм психики к высшим психическим функциям. Согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, этот переход осуществляется в ходе специально организованного усвоения и присвоения человеком сложившихся в обществе образцов деятельности, мышления, поведения. Уникальность дошкольного детства в процессе присвоения культурных форм поведения (и в том числе нравственных норм и ценностей) заключается в том, что на этом этапе развития личности сохраняют свое значение некоторые натуральные (биологические) врожденные формы психики, на основе которых может строиться формирование ценностных ориентаций.
Как упоминалось выше, врожденные потребности в составе психологических механизмов, обеспечивающих функционирование нравственных ценностных ориентаций, представляют важный стартовый элемент в процессе формирования аксиосферы ребенка. Так, известный швейцарский педагог-гуманист, один из создателей теории естественного воспитания, И.Г. Песталоцци в качестве первичного элемента нравственной аксиосферы ребенка называл любовь матери к нему и вызываемое ответное чувство, базирующееся на возможности удовлетворения естественных биологических потребностей. Конкретизация базовых потребностей применительно к детскому возрасту позволяет нам выявить особые потребности, значимые для этого периода онтогенеза и формирования ценностных ориентаций.
М.И. Лисина отмечает, что потребность в контакте с другими людьми (прежде всего взрослыми) проявляется во внимании и интересе ребенка к взрослому, в стремлении к познанию его, желании познакомить взрослого с собой и узнать его оценку, а также в реакции ребенка на отношение к нему взрослого. Удовлетворение этой потребности позволяет детям овладеть нормами социального поведения, усвоить нравственные ценности. Потребность в общении со сверстниками выражается в том, что сверстники выступают предметом деятельности ребенка. В группе детей, в коллективе дошкольник устанавливает особые отношения со сверстниками, в которых он видит равных участников совместной деятельности. Во взаимоотношениях со взрослыми ребенок удовлетворяет свою потребность в оценке со стороны взрослого, общение же со сверстниками позволяет удовлетворить потребность со стороны сверстника и самому оценивать сверстников. Нравственная потребность выражается в чувстве сострадания в стремлении помогать людям.
В процессе формирования аксиосферы мотив выполняет смыслообразующую функцию, придавая личностный смысл целям деятельности и поведению. Одним из важных видов мотивации выступает интерес. Для дошкольного возраста именно интересы выступают непосредственно мотивирующей силой, побуждающей к усвоению норм отношений с другими людьми. Интересы старших дошкольников выходят за пределы непосредственного воспринимаемого мира и направлены на особенности другого человека, его характерные черты, действия.
Конечной целью формирования нравственных ценностных ориентаций для ряда исследователей выступает становление совести - внутреннего регулятора сознания и поведения. В.В. Зеньковский отмечает, что нравственное воспитание старших дошкольников должно быть ориентировано на «пробуждение нравственного сознания ребенка, культивирование у него потребности руководствоваться в своем поведении совестью» [2, с. 176-178]. Дошкольники обладают внутренним чувством справедливости. Они чувствительны к правдивому или фальшивому тону, к доброте или неискренности. Но если не учить ребенка правильно понимать все эти проявления чувств, то развитие этого «внутреннего чувства» нарушается.
До тех пор, пока дети не придут к личной концепции нравственной жизни и ее требований, родители являются их «внешней совестью». Поэтому важно понимать, что любая ошибка взрослого или любой неправильный маневр приведут впоследствии к ненормальной работе механизма совести и станут скрытой причиной множества проблем [4]. Также важно знать, что слишком обременительный надзор, который стремится «знать и видеть все», в итоге подменяет личную совесть ребенка совершенно внешним сознанием. Исходя из данного положения необходимым условием формирования совести выступает атмосфера доверия и свободы в ходе образовательного процесса.
Важным методологическим постулатом, лежащим в основе исследования процесса формирования ценностных ориентаций, выступает принцип единства
сознания, переживания и поведения. Реализация этого принципа означает необходимость гармоничного воздействия на все компоненты: когнитивный, эмотивный и поведенческий. В связи с особенностями процесса формирования ценностных ориентаций в дошкольном возрасте ниже характеризуется специфика этих компонентов применительно к дошкольному этапу становления личности.
Когнитивный компонент ценностных ориентаций заключается в знании и понимании детьми нравственных норм. Отечественные педагоги и психологи утверждают, что уже в дошкольном возрасте происходит интенсивное усвоение моральных представлений (Л.С. Выготский, В.Г. Нечаева и др.). Правила обретают для ребенка определенную значимость.
Важной особенностью формирования представлений о нравственном поведении является раскрытие перспектив и последствий выбора дошкольником поступка. Так, Т.И. Ерофеева, анализируя содержание правил, регулирующих поведение детей в условиях детского сада, отмечала, что педагоги часто используют правила-ограничения (запреты), что не позволяет детям представить перспективу своего поведения. Автору удалось установить: дошкольники, у которых представления об этических правилах были бедны, односторонни, преимущественно сосредоточены на правилах-ограничителях, часто проявляли себя негативно. Наиболее высокие показатели социального поведения наблюдались у детей, у которых сложилось умение предвосхищать последствия собственного поведения.
Большое влияние на осознание ребенком моральной нормы оказывает продуктивное воображение, обогащая его личный опыт и стимулируя его эмоции. Л.С. Выготский отмечает, что благодаря работе воображения происходит компенсация недостаточных, в силу опыта, реальных возможностей преодолеть трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия. В процессе познавательной деятельности ребенок старшего дошкольного возраста использует определенную доступную ему информацию, в случае ее недостаточности воображение начинает обеспечивать познание. У дошкольников функция воображения всегда велика, так как собственный опыт и возможность оценивать окружающий мир недостаточны [1].
Обязательным условием превращения знания в значимое явление для воспитуемых является в первую очередь его значимость для самого педагога, его активная оценочная позиция. Формирование нравственных ценностных ориентаций у ребенка невозможно без оценочной точности, помогающей отыскать необходимые для себя ценности и делать правильный выбор во взаимоотношениях с людьми. Оценка педагога для ребенка становится средством ориентации среди множества ценностей и антиценностей.
Осознание этических норм, формирование социальных мотивов поведения опосредовано оценками и одобрением взрослых. Постепенно дети сами начинают оценивать свои поступки, исходя из представлений о том,
какого поведения ждут от них окружающие. У ребенка складывается отношение к собственному моральному поведению: положительное -к соблюдению, отрицательное - к нарушению нормы. Стремление соответствовать положительному эталону становится устойчивее. Это отношение выражается в самооценке.
Ряд ученых (А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон) отмечают, что знание нравственной нормы, а тем более запоминание словесной формулировки правила не свидетельствуют о его усвоении, указывает на рассогласование вербального и реального поведения. Причиной этого является опережение вербального усвоения ребенком моральных норм. В ситуациях реального нравственного конфликта большинство детей предпочитают отклониться от выполнения известных им правил.
Положительные изменения в поведении детей исследователи отмечают при единстве усвоения дошкольниками правил и общих нормативных требований, идущих от взрослых, и складывания собственно детских взаимоотношений, возникающих в содержательной деятельности. В тех случаях, когда дети не знают правил или знают их, но не могут объяснить, почему надо поступить так, а не иначе, осознанность поведения детей снижается. Это снижение также наблюдается в тех случаях, когда необходимость выполнения правила дети не относят к себе или не желают его выполнения.
В случае если моральные нормы становятся личностно значимыми для ребенка, он начинает самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности и стремиться к их выполнению. При этом, если цель действия принимается ребенком и приобретает для него определенный смысл, требования выполняются наиболее адекватно [4].
Нравственные ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста проявляются в общительности, внимании, доброжелательности, чуткости, уважительном отношении к своим родным и окружающим.
На формирование опыта и привычек нравственного поведения у детей, как отмечает Е.В. Субботский [5], оказывают особое влияние следующие факторы, которые способствуют возникновению у детей элементов нравственной самооценки и формированию бескорыстного нравственного поведения: приобщение к позиции взрослого, прощение поступка, эмоционально-позитивное общение.
А.Н. Леонтьев отмечает, что в дошкольном возрасте происходит формирование первых соподчинений в деятельности ребенка, когда вырабатываются сами механизмы этих соподчинений. К 3 годам у детей появляются лишь первые признаки этих соподчинений, а к 7 годам они уже достигают своего полного выражения [4]. Следовательно, старшие дошкольники способны подчинять одно желание другому или поступаться одной тенденцией.
Действенным мотивом поведения для детей, замечает В.К. Котырло, является удовлетворение требования взрослого. С расширением опыта удовлетворения требований взрослых и осознания их содержания создаются реальные предпосылки для превращения внешних требований во внутренние требования самого ребенка.
Для того чтобы ценности, в особенности моральные ценности, стали личностно значимыми, с нашей точки зрения, необходимо использование не директивных, а личностно развивающих гуманных технологий. Их отличительной особенностью является обращенность к субъекту, использование специальных приемов оценки окружающего и самого себя, развитие нравственной рефлексии, опора на личный опыт.
Показателями нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста выступают: правила нравственного поведения, качество выполнения нравственного действия, наличие представлений о нравственной воспитанности, позитивный моральный выбор в жизненных ситуациях.
Итак, в процессе формирования нравственных ценностных ориентаций у дошкольников важно удовлетворять их нравственные потребности, способствовать соподчинению в иерархии мотивов, где нравственные мотивы выступают на первый план, формировать нравственные идеалы, расширять представления о нравственных ценностях, нормах, качествах и способствовать их осознанию, представлять образцы нравственного поведения, давать оценку и проявлять собственное отношение к нравственным и безнравственным поступкам, учить осмысливать выбор, направляя его на систему нравственных ценностей, учить слушать «голос совести» и следовать ему, создавать условия для возникновения нравственного поведения у детей.
Выполненный нами анализ научной и методической литературы позволил выявить следующие педагогические условия формирования нравственной воспитанности личности старшего дошкольника: активизация нравственного потенциала, активность ребенка, приоритет игровой ситуации, позиция педагогов и родителей в решении проблемы нравственной воспитанности детей.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Воспитание чувств // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. И.В. Дубровина и др. - М.: Академия, 1998. -С.233-235.
2. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Академия, 1996. - 347 с.
3. Космачева Н.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников: дис. ... канд. пед. наук. - Коломна, 2009. - 222 с.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Смысл: Академия, 2004. - 346 с.
5. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - М.: Просвещение, 1991. -
207 с.