педагогические науки
Шинкарёва Надежда Алексеевна, Акуленко Светлана Николаевна ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ...
УДК 373
DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0001
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
© 2019
Шинкарёва Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» Акуленко Светлана Николаевна, студентка магистратуры Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя-Набережная, 6, e-mail:[email protected])
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития нравственных качеств детей шестого года жизни. Проблема нравственного воспитания актуальна на сегодняшний день и является одной из распространённых в изучении. Нравственная личность на современном этапе развития общества представляет собой одну из важнейших ценностей, что обуславливает социальные запросы, предъявляемые образовательным учреждениям и потребность в приобщении детей к системе нравственных ценностей. Представлены взгляды авторов на данную проблему, где авторы выделяют ряд направлений в изучении нравственных качеств и считают, что старший дошкольный возраст является сензитивным к развитию нравственности. Изучены организационные условия развития нравственных качеств дошкольников: развивающая предметно-пространственная среда, готовность педагогов к развитию нравственных качеств, опрошены родители воспитанников по данной проблеме. Также в статье представлены результаты изучения проявления нравственности у детей шестого года жизни, охарактеризованы уровни развития нравственных качеств, представлены методики по изучению нравственной сферы у детей шестого года жизни. В исследовании принимали участие дети шестого года жизни, которые были разделены на две группы - контрольную и экспериментальную.
Ключевые слова: старшие дошкольники; нравственность; нравственные качества; нравственное воспитание; нравственная регуляция; формирование нравственных качеств; педагогические условия; развивающая предметно-пространственная среда.
ORGANIZATIONAL CONDITIONS AND FEATURES OF DEVELOPMENT OF MORAL QUALITIES IN CHILDREN OF THE SIXTH YEAR OF LIFE
© 2019
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of "Psychology and pedagogy of preschool education» Akulenko Svetlana Nikolaevna, undergraduate Irkutsk State University (664053, Russia, Irkutsk, street lower Quay, 6, e-mail:[email protected])
Abstract. The article deals with the problem of development of moral qualities of children of the sixth year of life. The problem of moral education is relevant today and is one of the most common in the study. Moral personality at the present stage of development of society is one of the most important values, which determines the social needs of educational institutions and the need to introduce children to the system of moral values. The authors present their views on this problem, where the authors identify a number of areas in the study of moral qualities and believe that preschool age is sensitive to the development of morality. Organizational conditions of development of moral qualities of preschool children are studied: developing subject-spatial environment, readiness of teachers to development of moral qualities, parents of pupils on this problem are interrogated. The article also presents the results of studying the manifestations of morality in children of the sixth year of life, describes the levels of development of moral qualities, presents methods for the study of the moral sphere in children of the sixth year of life. The study involved children of the sixth year of life, which were divided into two groups - control and experimental.
Keywords: senior preschool children; morality; moral qualities; moral education; moral regulation; formation of moral qualities; pedagogical conditions; developing subject-spatial environment.
На современном этапе развития общества, образовательным учреждениям предъявляются социальные запросы по приобщению детей к системе нравственных ценностей.
Дошкольное образовательное учреждение является первым звеном в многоуровневой системе образования. Деятельность дошкольных образовательных учреждений регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом.
Одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества [1].
В научной литературе нравственные качества рассматриваются в различных аспектах: Л.А. Григорович [2], В.А Сластенин [3], Л.И Божович, В.С. Мухина [4] исследуют сущность нравственных качеств; С.А Козлова, Т.А. Куликова [5] процесс формирования нравственных качеств; Н.В. Мельникова, Р.В. Овчарова [6] исследуют особенности развития нравственных качеств, способы их диагностики.
Развитию нравственных качеств особый интерес
уделяется уже в дошкольном возрасте. Исследования Л.И. Божович, Л.С. Выготского [7], В.С. Мухиной [4], Е.В. Субботского, Д.Б. Эльконина [8], М.М. Манасеиной, И.А. Сикорского [9] показывают, что данный возрастной период является благоприятным для воспитания нравственных качеств.
Нравственные качества приобретаются в детском возрасте путем нравственного воспитания. Формирование нравственных качеств представляет собой совокупный механизм собственного нравственного опыта и взаимоотношений с окружающими взрослыми и сверстниками. В старшем дошкольном возрасте происходит активное умственное развитие, что способствует формированию основных нравственных качеств.
Каптерев П.Ф. считал, что главной целью нравственного воспитания является воспитание нравственного характера.
Вахтеров В.П., полагал, что только осознаваемые нравственные установки определяют поведение человека.
К.Н. Вентцель считал, что воспитывать в человеке нравственные стремления самое трудное, но и самое важное в области воспитания [8].
Как отмечают многие ученые (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Е.В. Субботский, А.М. Счаст-
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Akulenko Svetlana Nikolaevna pedagogical
ORGANIZATIONAL CONDITIONS AND FEATURES OF DEVELOPMENT ... sciences
ная, Д.Б. Эльконин), именно в дошкольном возрасте начинает формироваться нравственная регуляция жизни
[5].
Чмелева Е. В. считает, что на седьмом году жизни у детей происходит дальнейшее развитие саморегуляции поведения в соответствии с нормами и правилами. Дети все больше ориентируются на них и на свои нравственные представления. Поэтому их поведение становится менее зависимым от отношения к людям и от собственных желаний и интересов [9].
При целенаправленной работе по нравственному воспитанию у детей шестого года жизни может развиться умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приведёт к становлению основ нравственной направленности личности.
В исследованиях В.А. Блюмкина [10] выделяется определенная типология качеств личности. В его работах выделяется четыре типа нравственных качеств, обладающих наиболее выраженным нравственным содержанием. 1.Коллективистские качества: чувство солидарности и товарищества, коллективизм, развитое чувство ответственности, сознание и чувство долга. 2. Гуманистические качества: благородство, гуманность, доверие к людям, доброжелательность, тактичность, чуткость, чувство собственного достоинства, скромность, гордость, простота. 3. Комплексные качества. Эта группа качеств характеризуется осуществлением личностью основных целей морального регулирования. В их рамках стоит выделить следующие качества: нравственная активность, включающая в себя готовность к подвигу во имя общего блага и способность к самоотверженности, справедливость, чувство соревнования, благодарность, бескорыстие, независтливость. 4 Качества, которые связаны с регулированием поведения: чувство чести, честность, порядочность, прямота, искренность, принципиальность, правдивость, верность, моральная чистота, развитая и чуткая совесть.
С.А Козлова и Т.А. Куликова [5] отмечают, что механизм формирования нравственных качеств в ходе нравственного воспитания выражается в формуле знания и представления: мотивы, чувства и отношения, навыки и привычки, поступки и поведение, которые составляют нравственное качество. Данный механизм проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей развития нравственных качеств у детей шестого года жизни.
Базой исследования выступало муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Одуванчик». В рамках исследования были изучены организационные условия ДОУ для развития нравственных качеств дошкольников: развивающая предметно-пространственная среда, готовность педагогов к развитию нравственности воспитанников, проведен опрос родителей.
Важной составляющей развития нравственных качеств дошкольников является правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в группах. Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах выявил частичное соответствие организации целям и задачам нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Развивающая предметно-пространственная среда в группах требует существенного обогащения материалами, которые бы обеспечили комплексное решение задач нравственного воспитания детей. Так, например, представленные в среде материалы по нравственному воспитанию недостаточно разнообразны, доступны и интересны детям, активизируют нравственные проявления детей частично, недостаточно способствуют развитию культуры поведения дошкольников. Состав материалов среды по нравственному воспитанию статичен, маловариативен, ориентирован только на актуальные достиже-14
ния воспитанников в нравственном развитии.
Для определения созданных педагогических условий к развитию нравственных качеств в ДОУ, нами были использованы следующие методы: опрос, анализ календарных планов педагогов и анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах.
Опрос педагогов показал, что весь педагогический персонал осознаёт важность развития нравственных качеств, однако владеет теоретическими знаниями, современными технологиями в этой области недостаточно.
Так, критический уровень готовности к развитию нравственных качеств у дошкольников выявлен у 50 % педагогов. У этих педагогов обнаруживаются недостаточные знания в теоретических подходах к нравственному воспитанию, работа в этой области носит бессистемный характер, преимущественным методом развития нравственных качеств дошкольников, исходя из анализа календарных планов, оказывается этическая беседа.
30% педагогов отнесены к базовому уровню готовности к развитию нравственных качеств дошкольников. Эти педагоги имеют достаточно высокий уровень теоретических знаний и профессиональных умений по применению технологий, методов развития нравственности дошкольников, но не имеют опыта применения их на практике. В календарных планах данных педагогов можно отметить такие методы нравственного воспитания как этические беседы, проблемные ситуации.
У 20% педагогов отмечается повышенный уровень готовности к развитию нравственных качеств дошкольников. Их теоретические знания в вопросе нравственного воспитания в работе с детьми достаточно обширные. Работа в данной области носит системный характер, что четко отражено в календарных планах.
Таким образом, результаты исследования показали, что готовность педагогов ДОУ к развитию нравственных качеств, сформирована на разном уровне. Преобладание показателей среднего и низкого уровня свидетельствует о необходимости организации работы по формированию готовности педагогов к развитию нравственных качеств в ДОУ.
Опрос родителей воспитанников показал, что познания в области нравственного воспитания весьма поверхностны. Четко сформулировать сущность понятия «Нравственное воспитание» смогли 50% опрошенных. Остальные родители отвечали на вопрос формально: «воспитание хорошего человека», «учить быть порядочным человеком», «взаимоотношения в семье». Среди желаемых нравственных качеств для своего ребенка чаще всего отмечали следующие: доброта, отзывчивость, ответственность, честность; среди не желаемых: грубость, жадность, жестокость. Ответственность за воспитание нравственных качеств опрошенные родители распределили по-разному: 25% считают, что основы нравственности закладываются в семье; 35% полагают, что воспитание данного аспекта под силу только педагогам в дошкольном учреждении; 40% уверены, что воспитывать нравственные качества семья и детский сад должны совместно. Наиболее эффективным методом воспитания нравственных качеств родители чаще всего называли беседу (55%), 20% - поощрение, 15% - мотивацию, и только 10% родителей указали самым действенным методом - личный пример.
Таким образом, можно сделать вывод, что знания родителей в области нравственного воспитания находятся преимущественно на бытовом уровне.
В исследовании приняли участие две группы детей шестого года жизни (экспериментальная и контрольная), по 20 человек в каждой.
Диагностический инструментарий для оценки нравственных качеств включал в себя: 1) авторская методика Н.В. Мельниковой, Р.В. Овчаровой, направленная на формирование нравственной сферы; 2) наблюдение, 3) методика «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); 4) методика «Сюжетные картинки»
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)
педагогические науки
Шинкарёва Надежда Алексеевна, Акуленко Светлана Николаевна ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ...
(Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
В ходе изучения нравственной сферы дошкольников, мы получили результаты по трем компонентам: нравственное сознание, нравственные чувства, нравственное поведение.
Низкий уровень развития нравственной сферы выявлен у 65% детей экспериментальной группы и 60% контрольной группы. Для этих дошкольников характерно поведение, основанное на недостаточном понимании и принятии нравственных норм и правил, которые проявляются в поведении при наличии одобрения и контроля со стороны взрослых.
Так, например, дошкольники (Таисья Г., Тимофей Т., Кирилл С., Юля С.) затруднялись в толковании характеристик нравственных качеств, таких как: сочувствие, терпимость, щедрость, вежливость, не дифференцировали нравственный смысл в предложенных ситуациях.
К среднему уровню отнесли 25% детей экспериментальной группы и 25% детей контрольной группы. Дошкольники данного уровня проявляют поведение, основанное на понимании и принятии нравственных понятий, норм и правил в соответствии с принципом полезности при наличии отдельных случаев негативных переживаний их выполнения.
Так, дошкольникам этого уровня при толковании характеристик нравственных качеств, была присуща эмоциональная оценка. Например, «добро» в представлении детей: «когда не дерутся» (Захар Г.); «когда всем уступаешь» (Лиза К.); «когда всем помогаешь» (Артем К.).
Высокий уровень проявления нравственности отмечается у 10% детей экспериментальной группы и 15% детей контрольной группы. Для этих дошкольников характерно поведение, основанное на понимании и принятии нравственных понятий, норм и правил в соответствии с высшим законом, соответствующим интересам большинства, сопровождающееся позитивными переживаниями при их выполнении.
Так, например, Варвара Д. сказала, что ей нравится совершать добрые дела: помогать родителям и воспитателю, т.к. это хорошие поступки и это нужно делать. Алина М. сказала, что у щедрого человека, будет много друзей, потому что уметь делиться, это хорошо.
В ходе диагностики можно сделать некоторые выводы по представленным компонентам. Так, в диагностике нравственного сознания можно отметить сложность понимания нравственных качеств таких как: вежливость, сочувствие, отзывчивость, терпимость, добро, милосердие, щедрость. Дать определение всем предложенным понятиям не смог ни один ребенок. 27 испытуемых (67,5%) смогли объяснить до пяти предложенных понятий, что говорит о низком уровне воспитания категорий нравственности этих детей.
Диагностика нравственных чувств показала, что дать адекватную оценку нравственной ситуации для большей половины испытуемых (60%) в обеих группах также оказалось затруднительным.
Для выявления уровня воспитания нравственных качеств в ходе наблюдения учитывался ряд ситуаций, которые возникают в режимных моментах на протяжении дня.
Высокий уровень воспитания нравственных качеств отмечается у 10% дошкольников экспериментальной группы и 15% контрольной группы. Дети этого уровня способны видеть радость и неудачи другого и реагировать на них активными эмоциональными реакциями, самостоятельно отбирать и применять различные способы сопереживания и сочувствия по отношению к «другому» независимо от предпочтений и симпатий.
Так, например, Кирилл Д. помогает девочкам подняться по лестнице, идя с музыкального занятия, чтобы им было легче идти. Илья Т. и Лера Ф. во время занятий оказывают помощь своим товарищам, которые испытывают затруднения.
К среднему уровню воспитания нравственных ка-
честв отнесены 30% испытуемых экспериментальной группы и 40% контрольной. Дошкольники данного уровня способны эмоционально реагировать на радость или затруднения и неблагополучие сверстника внешнего характера; способы сопереживания и сочувствия однообразны и чаще всего подражательны; поведение ситуативно и избирательно.
Так, например, Леня Т. любит объяснять правила игры в шашки товарищам, но расстраивается, если соперник начинает выигрывать.
Низкий уровень воспитания нравственных качеств выявлен у 45% испытуемых экспериментальной группы и 35% контрольной группы. Дети этого уровня не замечают эмоций сверстника, их эмоциональные реакции носят пассивный характер; эпизодически и фрагментарно встречаются отдельные элементы проявления сопереживания и сочувствия к сверстнику.
У 15% испытуемых экспериментальной группы и 10 % контрольной группы отмечается «отстраненный» уровень воспитания нравственных качеств дошкольника. Дошкольников отмечает противоречивость в поведении: ребенок видит радость или неудачи сверстника, но на данные ситуации не реагирует, а наоборот, отстраняется и удаляется от происходящего.
Так, Артем К., когда девочка, с которой он играл на прогулке упала, побежал дальше. Помощь ей не оказал, видя, что ей больно.
Результаты методики «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, Ю.А, Афонькина) дали следующие результаты: на оптимальном уровне находятся 65 % экспериментальной группы и 60 % контрольной; допустимый уровень отмечается у 25 % экспериментальной группы и 25% контрольной группы; высокий уровень понимания нравственных норм выявлен у 10% экспериментальной группы и 15% контрольной группы.
Дошкольники оптимального уровня оценивают поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивируют и нравственную норму не формулируют.
Воспитанники, находящиеся на допустимом уровне развития понимания нравственной нормы способны назвать нравственную норму, правильно оценить поведение детей, но не мотивируют свою оценку.
Дошкольники с выявленным высоким уровнем называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою оценку.
Анализ результатов, полученных в ходе диагностики по методике «Сюжетные картинки» (Г.А Урунтаева, Ю.А, Афонькина), позволил распределить дошкольников следующим образом: на низком уровне по 40% воспитанников экспериментальной и контрольной группы, средний уровень отмечается у 50% дошкольников экспериментальной группы и 45% контрольной; высокий уровень выявлен у 10% детей экспериментальной группы и 15% контрольной группы.
Дошкольники с низким уровнем картинки раскладывали неправильно, без учета оценки героев изображенной ситуации, эмоциональные реакции неадекватны моральным нормам. Так, например, Кирилл С. ситуацию на картинке, где мальчик дергает девочку за косички, расценил как игру и отметил, что так играть весело.
Ребята с средним уровнем раскладывают картинки правильно, но обосновать свои действия не могут. На вопрос: «Почему этот поступок хороший/плохой?», чаще всего можно было услышать: «Потому что хороший/плохой», «Не знаю».
Дошкольники с высоким уровнем способны правильно дифференцировать картинки, обосновывая свои действия и называя моральную норму, эмоциональные реакции на поступки героев яркие, адекватные. Так, Лера Ш., анализируя ситуацию на картинке, где мальчик ломает ветки деревьев объяснила: «Мальчик на картинке совершает плохой поступок, потому что так можно
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Akulenko Svetlana Nikolaevna ORGANIZATIONAL CONDITIONS AND FEATURES OF DEVELOPMENT ..
pedagogical sciences
навредить природе». Обобщив результаты по проведенным методикам, можно отметить, что в обеих группах отмечается преимущественно низкий уровень развития нравственных качеств: 65% в экспериментальной группе и 60% в контрольной. Количество дошкольников, отнесенных к среднему уровню развития нравственных качеств: по 25% в обеих группах. Высокий уровень развития нравственных качеств отмечен у 10% экспериментальной группы и 15% контрольной группы.
Таким образом, результаты исследования показали, что у большинства детей шестого года жизни проявление нравственных качеств находится на низком и среднем уровне развития. Педагогам необходимо создавать благоприятные условия для того, чтобы уровень развития нравственности повышался и к концу дошкольного возраста ребенок овладел нравственными качествами, которые мы отмечали в начале нашего исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. — М.: ТЦ Сфера, 2017. - 96с.
2. Трошин П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи //Молодой ученый. — 2016. №8. — С. 884-887. — URL https:// moluch.ru/archive/112/28290/(дата обращения: 12.11.2018).
3. Психология и педагогика в 2 ч. Часть 2. Педагогика : учебник для СПО /В. А. Сластенин [и др.] ; под общ. ред. В. А. Сластенина, В. П. Каширина. — М.: ИздательствоЮрайт, 2018. — 374 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03519-3.
4. Мельникова Н.В. Нравственная сфера развития личности дошкольника: учеб. пособие. — Шадринск: ШГПИ, 2010 — 109 с.
5. Козлова С.А., Куликова Т.А Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 416.
6. Мельникова Н. В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: автореф. дис. на соиск. учен. степ. доктора псих. наук: специальность 19.00.13 / Мельникова, Нина Васильевна. - Курган: 2010. - 32 с.
7. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский.—М.: Эксмо, 2003 — 512 с.
8. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 425 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08615-7.
9. Чмелева Е. В. История педагогики: педагогика дошкольного детства в России конца xix — начала хх века: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Чмелева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 194 с. — (Серия : Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-08842-7.
10. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5—7 лет /И.Ф. Мулько. — М.: Детство-Пресс, 2010. — 96 с.
11. Авдулова Т.П. Нравственное становление личности дошкольника: разбираем ФГОС ДО вместе //Воспитатель ДОУ. 2015. № 2. C. 12-22.
Статья поступила в редакцию 04.06.2019
Статья принята к публикации 27.08.2019
16
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)