Научная статья на тему 'Педагогические условия и особенности развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста'

Педагогические условия и особенности развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4237
541
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
мораль / нравственность / нравственные качества / нравственное развитие / педагогическое условие / ведущая деятельность / самооценка / нравственное поведение / morality / moral qualities / moral development / pedagogical condition / leading activity / self-assessment / moral conduct

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Рожкова Екатерина Юрьевна

Введение. В статье рассмотрена актуальная в настоящее время проблема развития нравственных качеств детей дошкольного возраста. (Современные авторы приходят к выводу о том, что необходимо создавать условия для развития нравственных качеств у детей в дошкольной образовательной организации.) Представлены результаты анализа организационно-педагогических условий для развития и проявления нравственных качеств дошкольников. Материалы и методы. Для изучения особенностей и уровня развития нравственных качеств дошкольников подобраны и применены следующие диагностические методики: «Закончи историю» – модифицированный вариант (Р. М. Калинина), «Сюжетные картинки» (Г. Л. Урунтаева, Ю. Л. Афонькина), «Раскрась рисунок» (Г. Л. Урунтаева, Ю. Л. Афонькина), а также опросник, разработанный для педагогов и родителей. Результаты исследования показали недостаточную сформированность нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Проведённое исследование позволило нам проанализировать педагогические условия и изучить особенности и уровень развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Обсуждение и заключения. Для нравственного развития детей в дошкольной образовательной организации необходимо при осуществлении педагогического процесса использовать в качестве основы личностно-ориентированный подход, а также организовать с педагогами специальную образовательную деятельность, направленную на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Рожкова Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Conditions and Peculiarities of Senior Preschool Children’s Moral Qualities Development

Introduction. The paper deals with the current problem of senior preschool children’s moral qualities development. The modern authors come to conclusion that it is necessary to create conditions for developing the children’s moral qualities in the preschool educational institutions. In the article the results of the analysis of organizational and pedagogical conditions for the developing and demonstrating the preschool children’s moral qualities are presented. Materials and methods. To study the characteristics and level of children’s moral qualities development the authors selected and tried the following diagnostic techniques: “Finish the story” (a modified version by R. M. Kalinina), “Narrative pictures” (G. L. Uruntaeva, Y. L. Afonkina), “Colour the picture” (G. L. Uruntaeva, Y. L. Afonkina), and the questionnaire for teachers and parents. The results of the study showed the insufficient level of preschool children’s moral qualities formation. The conducted research allowed us to analyze the pedagogical conditions, to study the peculiarities and level of moral qualities development of senior preschool children. Discussion and conclusions. For developing the children’s moral qualities in preschool educational institutions it is necessary to implement the child-centered approach into the educational process as well as to show the teachers special educational activities aimed at the developing the preschool children’s moral qualities.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия и особенности развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста»

Онлайн-доступ к журналу: http://joumal.iro38.ru

УДК 372.211

Педагогические условия и особенности развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста

Н. А. Шинкарёва, Е. Ю. Рожкова

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация. Введение. В статье рассмотрена актуальная в настоящее время проблема развития нравственных качеств детей дошкольного возраста. (Современные авторы приходят к выводу о том, что необходимо создавать условия для развития нравственных качеств у детей в дошкольной образовательной организации.) Представлены результаты анализа организационно-педагогических условий для развития и проявления нравственных качеств дошкольников.

Материалы и методы. Для изучения особенностей и уровня развития нравственных качеств дошкольников подобраны и применены следующие диагностические методики: «Закончи историю» - модифицированный вариант (Р. М. Калинина), «Сюжетные картинки» (Г. Л. Урунтае-ва, Ю. Л. Афонькина), «Раскрась рисунок» (Г. Л. Урунтае-ва, Ю. Л. Афонькина), а также опросник, разработанный для педагогов и родителей.

Результаты исследования показали недостаточную сформированность нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Проведённое исследование позволило нам проанализировать педагогические условия и изучить особенности и уровень развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Обсуждение и заключения. Для нравственного развития детей в дошкольной образовательной организации необходимо при осуществлении педагогического процесса использовать в качестве основы личностно-ориенти-рованный подход, а также организовать с педагогами специальную образовательную деятельность, направленную на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые

слова: мораль, нравственность, нравственные качества, нрав-

ственное развитие, педагогическое условие, ведущая деятельность, самооценка, нравственное поведение.

Для цитирования: Шинкарёва Н. А., Рожкова Е. Ю. Педагогические условия

особенности развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 1. С. 5-18 . DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-5-18.

А

ДГАУДПО ПРО.г

Дата поступления статьи в редакцию: 13 февраля 2019 г.

Введение. Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста является актуальной задачей воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. В Законе РФ ФЗ-273 «Об образовании в РФ» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих нравственную и религиозную терпимость».

Психологи и педагоги подчёркивают, что нравственные качества детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребёнка к самому себе, и в отношении к другим людям.

Для формирования нравственных качеств ребёнка большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к самому себе и другим людям, что является основой доброжелательного отношения к окружающим, готовности к общению. Нравственные качества формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. К семи годам достаточно ясно прослеживается нравственная направленность личности ребёнка, складываются устойчивые формы нравственного поведения. Благодаря пластичной нервной системе у детей дошкольного возраста отмечается высокая восприимчивость, что создаёт возможности для успешного нравственного воспитания.

В процессе нравственного воспитания старшего дошкольника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения воспитанников детского сада, формирование у них норм нравственности и морали. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственного отно-

шения человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе.

A. В. Запоророжец, Е. В. Субботский, Р. К. Терещук, С. Г. Якобсон, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова, Л. А. Григорович, И. Ф. Харламов, Р. С. Буре и др. педагоги и психологи отмечают, что дошкольный возраст является важным периодом закладывания основ нравственной культуры у детей. Формирование личности ребёнка, воспитание у него определённого отношения к окружающему миру, нравственной позиции - сложный педагогический процесс. Одна из ключевых позиций педагогической работы в детском саду - её гуманизация, связанная с признанием самоценности детства, уникальности ребёнка, реализацией его интересов. Это одновременно и создание условий, в которых бы могло происходить полноценное развитие этой личности. Современные авторы приходят к выводу о том, что необходимо создавать условия для развития нравственных качеств у детей.

Обзор литературы. В теоретической и практической педагогике имеется множество трактовок и определений понятиий «условие» и «педагогическое условие». В философском словаре под условием понимается «отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых, он не может существовать». Кроме того, условия составляют необходимую среду и обстановку, в которых нравственные явления возникают, существуют и развиваются [2].

Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец и др. среди условий нравственного развития выделяют развитие произвольности психических процессов и поведения ребёнка, развитие самооценки и способности эмоционально отзываться на переживания других людей. Согласно мнению учёных игровая деятельность содействует формированию этих свойств психических процессов и личности дошкольников.

Л. С. Выготский показывает: для того, чтобы ребёнок понял объективное значение усваиваемых норм и требований и проникся к ним соответствующим нравственным отношением, должен быть накоплен собственный практический опыт ребёнка [3].

На собственном практическом опыте дети старшего дошкольного возраста овладевают нормами морали и самостоятельно используют их в повседневной жизни. Деятельность, предлагаемая детям, должна осознаваться ими как необходимая. После осознания её смысла и значения у детей старшего дошкольного возраста формируются нравственно-волевые мотивы, побуждающие их к качественному выполнению заданий, преодолению различных трудностей. Из этого следует, что нравственная ценность мотивов обеспечивает постепенное вовлечение дошкольника в деятельность [5; 11].

Н. А. Соловьева и Н. А. Шинкарёва отмечают также, что на поведение оказывают влияние два фактора: внешний, который отвечает за регулирование поведения и деятельности человека в социуме; внутренний фактор, который заключается в особенностях индивидуальных возможностей личности конкретного человека [8].

Согласно определению Т. Б. Лихачева нравственные качества рассматривается как психические новообразования, возникающие в результате взаимодействия ребёнка с миром в системе общественных отношений [3].

B. А. Сухомлинский считает, что развитие нравственных качеств в дошколь-

ном детстве имеет наиважнейшую роль, так как на данном возрастном этапе эмоции и мысли неоднократно закрепляются, они способствуют выработке мировоззрения и положительных привычек поведения [6].

Т. А. Куликова, С. А. Козлова утверждают, что для формирования любого нравственного качества необходимо его осознанное становление. В связи с этим нужны знания, которые послужат основой для складывания у ребёнка представлений о сущности нравственного качества, о его необходимости и преимуществах овладения им [5].

Известна также позиция исследователя Р. С. Буре, согласно которой трудовое воспитание соединяется с развитием личности. Источником становления нравственной регуляции, по мнению исследователя, являются особые отношения со взрослыми, призванные, с одной стороны, формировать у ребёнка его образ как соответствующий положительному эталону, с другой - одновременно строить действия соотнесения некоторых форм его поведения с отрицательным эталоном [2].

B. Г. Нечаевой доказано, что наиболее благоприятные педагогические условия для формирования и проявления нравственных качеств личности предоставляет трудовая деятельность. Участие в общественно полезном труде способствует формированию дисциплинированности, заботы об общественной собственности, принципиальности, коллективизма и т. д. [7].

C. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева, Н. А. Рыжова отмечают важность развития эмоционально-нравственного ответа на объекты природы у детей дошкольного возраста. Н. Ф. Виноградова считает, что детям необходимо общение с окружающими их природными объектами, поскольку это основа доброжелательного отношения, нравственного поведения, познавательного интереса и желания вновь вступать во взаимодействие с природой [4].

Исследователями В. П. Лавренко и Т. М. Фёдоровой выявлено, что правила нравственного поведения усваиваются лучше, если ребёнок одновременно является и объектом, и субъектом требования. По мнению А. П. Усовой, В. А. Горбачёвой, такая ситуация создаёт оптимальные условия для упражнения ребёнка в моральных поступках [1].

Практика показывает, что в формировании у дошкольников нравственного поведения главенствующее положение занимают упражнения, инструкции, требования, приказы, наказания, отрицательная оценка поведения, не вписывающегося в рамки установленных правил.

В исследованиях С. Г. Якобсон, Т. И. Моревой, проведённых совместно с В. Г. Щур и Л. П. Почеревиной, в качестве условий, детерминирующих нравственное поведение, были изучены разные способы отрицательной оценки плохих поступков ребёнка. При этом учитывалось, кто даёт оценку (сам ребёнок, другие люди), кто, что оценивается (ребёнок в целом, его отдельный поступок), а также форма оценки. Выделение последнего параметра обусловлено тем, что оценка поступка даётся путём сопоставления с определёнными критериями, которые могут носить полярный характер, отражающий этические категории добра и зла. Эта особенность моральной оценки впервые отмечена Н. И. Судаковым. Исследователь писал о существовании так называемых эталонов-негативов, также выступающих в качестве мерки морального поведения. Отсюда следует, что отрицательная оценка может развиваться, с одной

стороны, в форме фиксации несоответствия положительному эталону, с другой - в форме установления сходства с отрицательным [9; 10].

Т. Пономаренко считает целесообразным использование положительной предвосхищающей оценки при формировании у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, которая является не только условием, способствующим усвоению детьми нравственных представлений, но и средством, побуждающим их к реальным проявлениям доброжелательности [5].

Авторы А. М. Виноградова, Н. А. Шинкарёва считают, что художественная литература влияет на формирование определённых моральных оценок, имеющих большую непосредственно воздействующую силу, чем оценки, сообщаемые педагогом и усваиваемые детьми на уровне рассудка.

Л. А. Сидорова подчёркивает влияние народных сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста. Рассказы и сказки заставляют ребёнка задуматься над своими возможностями в повседневной реальной жизни. [2].

А. В. Алексеева, Н. А. Шинкарёва в качестве условий, регулирующих нравственное поведение ребёнка, выделяют эмоционально-положительное отношение ребёнка к окружающим. Решающую роль в становлении эмоциональной отзывчивости как одного из важнейших нравственных качеств выполняют социальные условия, в которых воспитывается ребёнок, и практическй опыт, приобретаемый в этих условиях [8].

На основе анализа теоретической литературы нами была выделена следующая группа педагогических условий, влияющих на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста:

- при осуществлении педагогического процесса на основе личностно-ори-ентированного подхода;

- если формирование нравственных качеств будет осуществляться на включении когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов;

- в процессе правильной организации коллективной деятельности детей;

- при организации с педагогами специальной образовательной деятельности, направленной на развитие нравственных качеств детей седьмого года жизни.

Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения Иркутского районного муниципального образования (МДОУ ИРМО) «Оёкский детский сад» общеразвивающего вида, в подготовительных к школе группах. Контрольную группу составили мальчики и девочки подготовительной группы № 1 в возрасте от 6 до 6,5 лет в количестве 20 детей, экспериментальную - мальчики и девочки от 6 до 6,5 лет подготовительной группы № 2 в количестве 20 детей.

Целью исследования являлось выявление особенностей созданных педагогических условий реализации личностно-ориентированного подхода в ДОУ, а также определение уровня развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Реализация поставленной цели опытно-экспериментальной работы обеспечивалась решением следующих задач:

1. Определить диагностический инструментарий исследования и выявить уровень развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

2. Провести анализ педагогических условий, созданных в ДОУ, для развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать критерии уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Материалы и методы. Для изучения особенностей и уровня развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста нами использовались следующие диагностические методики:

1. «Закончи историю» (модифицированный вариант Р. М. Калининой).

Цель: изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость, внимание к людям - равнодушие), определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм и давать элементарную нравственную оценку.

2. Мониторинг нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников (М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Ми-кляева).

Цель: определение уровней развития патриотического чувства любви к родному городу у старших дошкольников.

3. «Раскрась рисунок» (Г. Л. Урунтаева, Ю. Л. Афонькина).

Цель: изучение характера помощи (сочувствия) другому человеку. Материал: три листа с чёрно-белыми рисунками, цветные карандаши.

Для определения готовности педагогов к реализации личностно-ориенти-рованного подхода в педагогическом процессе мы использовали следующие методы:

1. Опрос педагогов.

Цель: определить уровень сформированности когнитивного и рефлексивного компонентов готовности к реализации личностно-ориентированного подхода.

2. Анализ календарных планов педагогов.

Цель: определить уровень сформированности деятельностного компонента готовности к реализации личностно-ориентированного подхода в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

3. Экспертиза развивающей предметно-пространственной среды.

Цель: проанализировать условия, созданные в группе для максимального раскрытия нравственных качеств детей дошкольного возраста.

В работе с родителями нами применялся метод анкетирования.

Цель: выявление уровня готовности родителей к развитию нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Результаты исследования. Результаты методики «Закончи историю» Р. М. Калининой позволили нам выявить, какие нравственные нормы освоены детьми, как они понимают особенности чувств других людей, а также предположить определение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил.

Согласно полученным данным по методике исследования уровня развития нравственных качеств (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость -лживость, внимание к людям - равнодушие) нами установлено, что 30 % контрольной группы и 32 % экспериментальной группы характеризуются средним уровнем сформированности нравственных качеств. Старшие дошкольники при дифференциации опирались на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта. Некоторые закрепляли эти качества за конкретными людь-

ми. Например, Лиза Н. говорила: «Вика меня никогда не обманывает», «Саша всегда ленится собирать игрушки». Вика Ч.: «Надо всегда убирать за собой игрушки, это же мы ими играли». Денис М.: «Лучше всегда говорить правду, даже если будут сильно ругать». Виолетта П.: «Мы с мамой всегда помогаем бабушке, нашей соседке. Она старенькая», «Одна женщина сидела на лавочке и плакала, а все проходили мимо неё».

Высокий уровень развития нравственных качеств в контрольной группе нами был определён у 40 % детей, в экспериментальной - у 38 %. У детей данной группы сформировано обобщённое представление о нравственных качествах. В процессе беседы дети не демонстрировали неправильных формулировок нравственного качества. Например, такие качества, как добрый - злой, почти все объясняли правильно, то есть «тот, кто со всеми дружит; всем делится; ничего плохого не делает» или «ругается и делает всё плохо; кто всех обижает; кто всегда злится... сердится».

К низкому уровню развития нравственных качеств в контрольной группе отнесено 30 % детей, в экспериментальной группе - 30 % детей. В индивидуальной беседе каждому ребёнку мы предлагали продолжить каждую из предлагаемых историй. Дети этого уровня не могли продолжить историю и не могли дать односложный ответ, не смогли оценить поступки детей либо просто сказали, что так нельзя.

С помощью мониторинга нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников (М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева) был изучен уровень развития патриотических чувств к родному краю у детей старшего дошкольного возраста.

По итогам проведения методики высокий уровень развития патриотических чувств в экспериментальной группе был определён у 20 % детей, в контрольной группе - у 20 %. Эти дети называли свои имя, фамилию, страну, домашний адрес. Узнавали по иллюстрациям достопримечательности города, показывали знание символов России. Называли народные праздники, игрушки, предметы быта. Дети этой группы оказывают помощь, проявляют дружелюбие, считаются с интересами товарищей, умеют договориться со сверстниками, анализируют поступки. Имеют представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Например, Богдан Р. связно и последовательно отвечал на поставленные вопросы. Ребёнок правильно определил символы. Называл цвета флага РФ и города, порядок их расположения. Без труда назвал значение изображения на гербе своего города и гербе России. При выполнении заданий проявлял интерес.

На среднем уровне развития патриотических чувств к родному краю в контрольной группе находятся 20 %, в экспериментальной - 22 %. Дети данного уровня сообщают сведения о себе и своей семье. Знают название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняются назвать достопримечательности города (делают это после пояснений взрослого); затрудняются назвать народные праздники, игрушки; заботятся о близких, проявляют дружелюбие, но не считаются с интересами товарищей, не умеют договориться с ними, не оказывают помощь; анализируют поступки с помощью взрослого.

Так, Артем К. не всегда связно отвечал на поставленные вопросы. Ему требовались помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы давал без рассуждений и объяснений, речь была с ограниченным запасом слов, не

оперировал предметными терминами.

Низким уровнем развития патриотических чувств к родному краю в экспериментальной группе обладают 60 % детей, в контрольной группе - 58 %. Дети данной группы не знают названия страны, города, своего адреса, но узнают флаг, герб, гимн; у них отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знают названия улиц; не могут назвать народные праздники, игрушки; не заботятся об окружающих, не проявляют дружелюбия, не считаются с интересами товарищей, не умеют договориться с ними, не оказывают помощи, не могут анализировать поступки.

Ваня Т. часто допускал ошибки при ответах на вопросы. Затруднялся назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечал с трудом, в основном неверно. Ребёнок неправильно определял символы. Затруднялся рассказать о цветах флагов, символах герба. Постоянно обращался за помощью к взрослому. Не проявлял интереса к теме. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказали значимого влияния на ответы.

Для изучения характера помощи (сочувствия) другому человеку применялась методика «Раскрась рисунок» (Г. Л. Урунтаева, Ю. Л. Афонькина).

По итогам исследования нами были выделены также 3 уровня развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста:

- к высокому уровню закономерно отнесли детей со сформированными компонентами нравственных качеств, касающимися взаимодействия в коллективе, сострадания, отзывчивости, доброты и т. д. В экспериментальной и контрольной группах высоким уровнем обладает по 25 %. Это дети, осознающие нравственную норму, эмоциональные реакции которых адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.;

- к среднему уровню отнесены дети, которые проявляют нравственную основу поведения, но не постоянно, а лишь в наиболее комфортных условиях, способствующих этому. Практически не стремятся критически оценить собственные действия. В контрольной группе - 20 % детей, в экспериментальной - 23 %;

- к низкому уровню сформированности компонентов нравственных качеств в контрольной группе отнесено 55 % детей, в экспериментальной - 52 % детей. Отнесённые к низкому уровню не проявляют навыков нравственного поведения, хотя часто владеют его основами. Не испытывают необходимости в оказании помощи другим. Не проявляют внимание и заботу по отношению к другим детям, даже если с ними постоянно играют.

Обобщив результаты диагностики по всем методикам и соотнеся их с кри-териально-уровневой шкалой, мы определили уровни развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста:

Высокий уровень - у детей сформированы компоненты нравственных качеств, касающихся взаимодействия в коллективе, сострадания, отзывчивости, доброты и т. д. Дети этого уровня осознают смысл нравственной нормы.

Средний уровень - проявляют нравственную основу поведения, но не постоянно, а лишь в наиболее комфортных условиях, способствующих этому, практически не стремятся критически оценивать собственные действия.

Низкий уровень - не объясняют нравственное качество или не дифференцируют представление о качестве, эмоциональные реакции неадекватны моральным нормам, не испытывают необходимости в оказании помощи другим, даже

если те того требуют, слабы связи в коллективе.

Таким образом, нами были получены следующие результаты:

В контрольной группе на высоком уровне развития нравственных качеств по результатам проведённого исследования находятся 28,3 % детей, на среднем уровне - 23,3 % детей. На низком уровне - 48,3 % детей.

В экспериментальной группе к высокому уровню развития нравственных качеств было отнесено 27,6 % детей, к среднему - 25,6 % участников исследования. К низкому уровню отнесено 46,6 %.

Мы проанализировали ресурсные возможности развивающей предметно-пространственной среды группы для развития нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Условия для нравственного развития детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) созданы не в полной мере, что обусловливает необходимость осуществления педагогического процесса на основе личностно-ориен-тированного подхода, в том числе при организации коллективной деятельности детей; необходимость учёта когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов при формировании нравственных качеств у детей.

Затем мы выявили уровень готовности родителей к развитию нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Родителям предлагалось ответить на вопросы анкеты, которые включали в себя 2 блока вопросов. Первый блок - теоретический, второй блок - практический.

Обработанные результаты ответов родителей мы осуществляли в балльной системе: 2 балла - полный, правильный ответ, 1 балл - неполный, неточный ответ, 0 баллов - неправильный ответ или отсутствие ответа.

Характеристика уровней готовности родителей к развитию нравственных качеств у детей дошкольного возраста:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- высокий уровень - родители считают значимым развитие нравственных качеств у ребёнка, стремятся их развивать, используя разные методы и приёмы, знакомясь с педагогическим опытом. На практике применяют данные приёмы, понимают различия в подходах к развитию нравственных качеств у дошкольников;

- средний уровень - родители понимают необходимость развития нравственных качеств у детей, называют методы и приёмы их развития, которые используют, но не могут обозначить различия в подходах к развитию нравственных качеств у мальчиков и девочек, не приводят практические примеры из своего опыта по развитию нравственных качеств у ребёнка;

- низкий уровень - для родителей характерно понимание необходимости развития нравственных качеств у ребёнка, но при этом у родителей отмечается низкий уровень сформированности представлений о том, как можно развивать нравственные качества у ребёнка, какие методы и приёмы для этого использовать.

По результатам обработки анкет к высокому уровню были отнесены 21 % родителей, к среднему - 45,4 %, низкому - 33,6 %.

Для определения готовности педагогов к развитию специальной образовательной деятельности, направленной на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, нами были использованы следующие методы: опрос и анализ календарных планов педагогов.

После проведения анализа опросников для педагогов нам удалось определить уровень сформированности когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов готовности развивать у детей нравственные качества.

Представим полученные в процессе опроса педагогов и анализа календарных планов данные о сформированности готовности педагогов к развитию нравственных качеств у детей дошкольного возраста в ДОУ по каждому компоненту: когнитивному, деятельностному и рефлексивному.

У 50 % педагогов сформированность когнитивного компонента готовности к развитию нравственных качеств у детей находится на критическом уровне.

Педагоги, отнесённые к критическому уровню, не имеют теоретических знаний в области развития нравственных качеств детей: они не могут дать определение понятия «нравственность», не знают о средствах и технологиях развития нравственного поведения в дошкольном возрасте. Например, Наталья Т. (педагогический стаж 2 года) поставила прочерки в вопросах о средствах и технологиях развития нравственных качеств детей, а Татьяна Ч. (педагогический стаж 2 года) не смогла ответить, что такое нравственные качества, с какого возраста их необходимо развивать.

К базовому уровню сформированности когнитивного компонента готовности к развитию нравственных качеств у детей было отнесено 42 % педагогов. Эти педагоги имеют представление о развитии нравственных качеств дошкольников: дают определение понятия «нравственность», указывают возраст, с которого необходимо развивать нравственные качества, могут перечислить некоторые средства и технологии развития нравственных качеств, которые используют в своей работе. Например, Валентина И. (педагогический стаж 29 лет) считает, что нравственность - это неотъемлемая часть личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и преимуществах овладения им.

Повышенный уровень сформированности когнитивного компонента готовности к развитию нравственных качеств у детей дошкольного возраста был выявлен только у 8 % педагогов.

Педагоги, отнесённые к этому уровню, знают, что такое «нравственность», «нравственные качества», с какого возраста их необходимо развивать, что является средством развития нравственных качеств дошкольников, какие технологии необходимо использовать в работе с детьми по развитию нравственных качеств. Педагоги не только обладают обширными знаниями в области развития нравственного воспитания дошкольников, но и активно применяют данные знания в своей работе.

Средствами развития нравственных качеств у дошкольников считают чтение, игру, жизненный опыт. Используют в работе игровую технологию для развития нравственных качеств дошкольников.

Обсуждение и заключения. Проведённое исследование позволило нам проанализировать педагогические условия и изучить особенности и уровень развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Мы установили, что у старших дошкольников отмечается недостаточная сформи-

рованность таких нравственных качеств, как щедрость, трудолюбие, правдивость, внимание к людям и др.

У родителей отмечается понимание необходимости развития нравственных качеств у детей, но при этом недостаточно сформированы представления о том, как можно развивать нравственные качества у ребёнка, какие методы и приёмы для этого использовать, они не могут привести практические примеры из своего опыта по развитию нравственных качеств у ребёнка. Необходима работа по просвещению родителей в отношении методов и приёмов, способствующих развитию нравственных качеств, а также знакомства с педагогическим опытом.

У половины педагогов, участвующих в исследовании, недостаточно теоретических знаний в области развития нравственных качеств детей. Они не могут дать определение понятия «нравственность», не знают о способах развития нравственного поведения в дошкольном возрасте. В связи с этим требуется организация работы с педагогами, направленная на обогащение знаний о средствах и технологиях работы с детьми по развитию нравственных качеств.

Таким образом, опираясь на результаты исследования, мы сделали вывод о том, что у педагогов и родителей отмечается недостаточный уровень теоретических знаний и практических навыков готовности развивать у детей нравственные качества.

С детьми старшего дошкольного возраста необходимо проводить работу, направленную на развитие нравственных качеств. Прочность, устойчивость нравственных качеств зависит от того, как они формировались, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия, необходимо организованное обучение и воспитание детей с целью увеличения количества проявлений нравственных качеств.

Заявленный вклад авторов

Шинкарёва Н. А.:

- уточнение, систематизация понятий «нравственные качества ребёнка», «условия», «педагогические условия»;

- определение и выявление уровня готовности родителей и педагогов к развитию нравственных качеств у детей дошкольного возраста;

- определение педагогических условий, влияющих на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Рожкова Е. Ю.:

- анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

- выявление особенностей созданных педагогических условий для реализации личностно-ориентированного подхода в ДОУ;

- сбор и обработка статистических данных.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Список литературы

1. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М. : Просвещение, 2009, 190 с.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателей дошкольных учреждений [2-е изд., испр. и доп.] / под ред. А. М. Виноградовой. М. : Просвещение, 1989. 96 с.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.

4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2001. 432 с.

5. Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольников // Вопросы психологии. 1983. № 4. С. 30-38

6. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т . Т. 1. М. : Педагогика, 1979. С. 229.

7. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой учёный. 2015. № 23 (103). С. 1020-1022.

8. Шинкарёва Н. А., Соловьёва Н. А. Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации : мат-лы VII Междунар. науч. конф., г. Челябинск, 20-23 января 2016 г. Челябинск : Два комсомольца, 2016. С. 46-49.

9. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М. : Педагогика, 1984. 143 с.

10. Якобсон С. Г., Лавренко В. П., Федорова Т. М. Исследование некоторых механизмов усвоения детьми правил поведения // Вопросы психологии. 1975. № 1. С. 90-100.

11. Sugerman B. The School and Moral Development. London, 1972. 358 p.

A

ДГАУДПО IIPQr

Pedagogical Conditions and Peculiarities of Senior Preschool Children's Moral Qualities Development

Nadezhda A. Shinkareva, Ekaterina Yu. Rozhkova

Irkutsk State University, Irkutsk

Abstract. Introduction. The paper deals with the current problem of senior preschool children's moral qualities development. The modern authors come to conclusion that it is necessary to create conditions for developing the children's moral qualities in the preschool educational institutions. In the article the results of the analysis of organizational and pedagogical conditions for the developing and demonstrating the preschool children's moral qualities are presented.

Materials and methods. To study the characteristics and level of children's moral qualities development the authors selected and tried the following diagnostic techniques: "Finish the story " (a modified version by R. M. Kalinina), "Narrative pictures" (G. L. Uruntaeva, Y. L. Afonkina), "Colour the picture" (G. L. Uruntaeva, Y. L. Afonkina), and the questionnaire for teachers and parents.

The results of the study showed the insufficient level ofpreschool children's moral qualities formation. The conducted research allowed us to analyze the pedagogical conditions, to study the peculiarities and level of moral qualities development of senior preschool children.

Discussion and conclusions. For developing the children's moral qualities in preschool educational institutions it is necessary to implement the child-centered approach into the educational process as well as to show the teachers special educational activities aimed at the developing the preschool children's moral qualities.

Keywords: morality, moral qualities, moral development, pedagogical condition, leading activity, self-assessment, moral conduct.

Шинкарёва Надежда Алексеевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования

Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664053, Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6

тел.: +7(3952)200739 e-mail: [email protected]

Shinkareva Nadezhda Alekseevna

Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor of the Preschool Psychology and Pedagogy Department

Pedagogical Institute, Irkutsk State University

6 Nizhnyaya Naberezhnaya St, Irkutsk,664053

tel.: +7(3952)200739 e-mail: [email protected]

А__

уЦ'ДПО ПРО/

Рожкова

Екатерина Юрьевна

магистрант кафедры психологии и педагогики дошкольного образования

Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664053, Иркутск, ул. Набережная, 6

тел.: +7(3952)200739

e-mail: ekaterina.rozhkova.92@mail.

ru

Rozhkova Ekaterina Yurievna

Master s Degree Student of the Preschool Psychology and Pedagogy Department

Pedagogical Institute, Irkutsk State University

6 Nizhnyaya Naberezhnaya St, Irkutsk,664053

tel.: +7(3952)200739

e-mail: ekaterina.rozhkova.92@

mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.