Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Bogoslova Galina Valerievna pedagogical
CONDITIONS AND PECULIARITIES OF DEVELOPMENT ... sciences
УДК 37.02
ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© 2018
Шинкарёва Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» Богослова Галина Валерьевна, бакалавр Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя-Набережная, 6, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье представленанализ проблемы условий развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. В ней обозначены современные задачи, выдвигающие на первый план развитие творческого начала ребенка. Рассмотрен старший дошкольный возраст как сензитивный период для развития творческих способностей, поскольку именно в этот период формируются предпосылки для их развития. Представлены точки зрения разных авторов о том, что к старшему дошкольному возрасту у ребенка уже формируются предпосылки к самостоятельной творческой деятельности. Раскрыты индивидуально-психологические особенности личности ребенка, помогающие дошкольнику овладевать способами творческих действий, а так же представлены волевые проявления, которые помогают реализовывать творческое начало. Определены критерии, методы и методики диагностики творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и организационно-педагогических условий их развития в дошкольной организации. Согласно проделанной работы, выявлен общий уровень развития творческихспособностей у детей старшего дошкольного возраста. Определена оценка готовности педагогов к развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Изучены особенности родительской позиции в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Проанализированы ресурсы развивающей предметно-пространственной среды групп для детей старшего дошкольного возраста способствующей развитию творческих способностей дошкольников.
Ключевые слова: воображение, творчество, способность, творческие способности, личность, дошкольник, деятельность, изобразительная деятельность, индивидуально-психологические особенности личности, критерии, уровни творческого воображения, сензитивный период.
CONDITIONS AND PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
© 2018
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of "Psychology and Pedagogy of Preschool Education" Bogoslova Galina Valerievna, bachelor Irkutsk State University (664053, Russia, Irkutsk, Nizhnyaya-Naberezhnaya street, 6, e-mail: [email protected])
Abstract. The article presents the analysis of the problem of development of creative abilities of children of preschool age. It identifies modern tasks that put forward the development of the creative principle of the child. The senior preschool age is considered as a sensitive period for the development of creative abilities, as it is during this period that the prerequisites for their development are formed. The article presents the views of different authors that the prerequisites for independent creative activity are already formed in the child to the senior preschool age. The individual psychological features of the child's personality, helping the preschooler to master the ways of creative actions, as well as the volitional manifestations, which help to realize the creative principle, are revealed. The criteria, methods and methods of diagnostics of creative abilities of children of the senior preschool age and organizational and pedagogical conditions of their development in the preschool organization are defined. According to the work done, the General level of development of creative abilities in children of preschool age is revealed. The assessment of teachers ' readiness for the development of creative abilities of children of preschool age is determined. The features of the parental position in the development of creative abilities of children of preschool age. The resources of the developing subject-spatial environment of groups for children of preschool age promoting development of creative abilities of preschool children are analyzed.
Keywords: imagination, creativity, ability, creativity, personality, preschooler, activities, visual activities, individual psychological characteristics of the individual, criteria, levels of creative imagination, the sensitive period.
На современном этапе системы образования одним из важнейших изменений являются изменение самой теории образования. Это устанавливается тем, что сейчас в системе образования осуществляется переход от знаниевой к личностно-ориентированной парадигме, внедрению новых, образовательных стандартов, которые обуславливают кардинальную перестройку всего образовательного процесса. На первый план выступает личность ребенка, раскрытие его творческого потенциала, учет его индивидуальности, создание условий для гармоничного развития.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования важной задачей является раскрытие творческих способностей ребёнка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста. Согласно ФГОС ДО содержание образовательной работы должно быть направлено на развитие у детей ценностно-смыслового восприятия и знания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); становление эстетического отношений к миру; формирование представлений о видах искус-154
ства; формирование позитивных установок к различным видам творчества, а также на развитие таких целевых ориентиров как проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества, проявление творческих способностей.
Анализ исследований показывает, что проблема творческих способностей неоднократно выступала предметом изучения. По данной проблеме работали такие исследователи, как Л.С. Выготский[1], В.Н. Дружинин[2], Б.М. Теплов[3], Я.А. Пономарев[4], этими авторами изучен механизм творческого процесса, условия развития способностей, их виды.
Творческие способности представляют собой синтез индивидуально-психологических особенностей личности и новых качественных состояний, которые возникают в процессе новой для индивида деятельности, что приводит к ее успешному выполнению и появлению нового (субъективно или объективно) продукта, в качестве которого может выступать идея, художественное произведение, предмет и т. д.
Развитие творческих способностей личности является более эффективным в зависимости от того, насколь-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Шинкарёва Надежда Алексеевна, Богослова Галина Валерьевна ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ ...
ко рано начинается данный процесс. В связи с этим, на современном этапе довольно большое число исследований посвящено развитию творческих способностей дошкольников, которые рассматриваются в разных аспектах. Вместе с тем эта проблема не утрачивает своей актуальности, что, на наш взгляд, связано с ее сложностью, отсутствием комплексного подхода к рассмотрению механизмов, методов и приемов развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст традиционно рассматривают как сензитивный период для развития творческих способностей, поскольку именно в этот период формируются предпосылки для их развития.
Л.С. Выготский[1], Н.В. Захарюта [5], Т.С. Комарова^] и другие отмечают, что в дошкольном возрасте у ребенка формируются навыки самостоятельной творческой деятельности. В частности, это проявляется вхудожественно-творческой деятельности, например, в том, что дети уже могут создавать оригинальный замысел, воплощать его в своих рисунках, используют для этого разнообразие усвоенных приемов и способов воображения.
Индивидуально-психологические особенности личности ребенка, помогают ему овладевать способами творческих действий, успешно с ними справляться, находить новые, оригинальные решения в тех или иных ситуациях. Кроме того, немалую роль в творческом развитии детей дошкольного возраста играют и волевые проявления, такие как самостоятельности и инициативность, которые помогают реализовывать творческое начало.
С.С. Суровцева выявила, что основой для развития творчества в дошкольном возрасте является продуктивная деятельность. Особенно, большое значение занимает деятельность изобразительная, которая возникает на ранних этапах онтогенеза и способствует психическому и личностному развитию ребенка [7].
Развитию творчества в изобразительной деятельности способствует самостоятельная предметная деятельность детей, а также организованный процесс обучения детей изобразительной деятельности. Развитие воображения и его специфические особенности в дошкольном возрасте связаны с формированием осмысленной моторики. Исследователи подчеркивают роль психофизиологических механизмов как наиболее ранних предпосылок для формирования творчества.
Как отмечает Л.С. Выготский[1], «в данном возрасте ребёнок осваивает основные образцы поведения и получает свободу в оперировании ими. Он может отходить от стандартов, комбинировать их, использовать эти стандарты при построении продуктов воображения».
В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка направлено на проживание полученных впечатлений повторно в игре, рисовании и других видах продуктивной и творческой деятельности. В том случае, если ребенок не может соотнести что-либо с реальностью, он обращается к замещающему воображению.
Для старшего дошкольника характерно, что его творчество носит проективный характер, то есть является символизацией имеющихся у ребёнка устойчивых переживаний, поэтому творческая деятельность детей выступает как способ компенсации травмирующих переживаний и рассматривается как средство психо-коррекцион-ного воздействия.
Значимость детского воображения состоит в том, что оно изменяет видимое содержание проблемы или конфликта и тем самым способствует его разрешению. Как отмечают исследователи, как целенаправленная деятельность, воображение развивается в процессе возникновения замысла, представлении схемы воображаемого образа, явления, события.
Старший дошкольник уже может контролировать и определять характер своего воображения, творческого или воссоздающего. При этом ребенок сам контролиру-
ет образы воображения. На этом этапе развития творческое воображение характеризуется особым механизмом действия, который характерен для данной конкретной ступени развития.
Одним из основных направлений развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста является развитие их субъектной позиции.
О.А. Севастьянова [8] определяет субъектную позицию, как целостную характеристику активной жизненной позиции субъекта, которая обусловлена внутренними факторами и наблюдается во внешних проявлениях. Качествам человека, характеризующими его, как субъекта деятельности, относятся: ценностное отношение, интерес, избирательная направленность, инициативность, свобода выбора, самостоятельность, автономность, творчество.
Изначально основу для развития творческих способностей составляет собственная активность ребенка, стремление действовать в окружающем мире, самовыражаться. Именно на основе общей активности дошкольников формируется потребность в новых впечатлениях.
Детское творчество связано со свободой самовыражения. Становление субъектной позиции ребенка-дошкольника обеспечивается личностно-ориентирован-ным сопровождением педагога, основанном на гибком изменении от обучающе-организующей через направляюще-корректирующую к поддерживающей и стимулирующей самостоятельность, инициативу и творчество дошкольников в совместной деятельности.
С.В. Максимова считает значимым пробуждение детской активности, которая возможна только при условии правильного взаимодействия с взрослыми людьми. В этом аспекте имеется в виду, что для детей важно наличие атмосферы психологического и эмоционального комфорта, в которой ребенок может проявлять свои потребности, выражать свои идеи, будучи принятым и понятым [9].
Задача взрослого - дать ребенку своеобразные инструменты для творчества, а именно, развивать операции воображения, учить создавать новые образы, используя разные приемы, учить экспериментировать, пробовать, искать самые разные нестандартные варианты. Это возможно только в атмосфере доверия и сотрудничества между взрослым и детьми.
Взаимоотношения между воспитателем и детьми имеют важное значение для проявления их творческой активности и раскрытия их творческого потенциала. Это связано с эмоциональным фоном взаимоотношений.
Для раскрытия индивидуальности ребенка необходимым является формирование у него умения выражать свои чувства. Если педагог поддерживает это стремление в ребенке, учит выражать разные чувства, формирует у детей способы выражения чувств, то взаимодействие педагога и ребенка становится более глубоким, дети испытывают доверие к педагогу и педагог может установить детьми глубокие личностные взаимоотношения, построенные на взаимопонимании, умении сопереживать.
В отношении педагога к детям также присутствует субъективный аспект. Естественно, что педагог должен относиться ко всем детям в равной степени одинаково и это отношение не должно различаться. Но, поскольку педагог испытывает также разные эмоциональные состояние, то некоторые дети могут вызывать у педагогов чувства разочарования, огорчения, раздражения и т. д. Поэтому одним из условий эмоционального благополучия детей является развитие профессиональных умений педагога управлять, прежде всего, собственным эмоциональным состоянием, осуществлять контроль над своими эмоциями, анализировать свое отношение.
В этом направлении важное значение имеет, и наличие у педагога умения организовывать разные виды деятельности детей, устанавливать диалог с детьми, использовать разные средства для того, чтобы выстраивать
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Bogoslova Galina Valerievna pedagogical
CONDITIONS AND PECULIARITIES OF DEVELOPMENT ... sciences
взаимодействия между детьми. Чем более профессионально компетентным является педагог, тем эффективнее он выстраивает взаимодействие в условиях группы между собой и детьми, взаимодействие детей друг с другом, взаимодействие с родителями детей.
А.В. Анищенкова считает, что одним из условий развития творческих способностей является творческая деятельность, которая напрямую позволяет ребенку включаться в процесс творчества. Творческая деятельность может быть развернута на основе продуктивных видов деятельности, игры и т. д. Большое значение при этом имеет создание положительного эмоционального фона, при котором дети чувствуют себя эмоционально комфортно, чувствуют себя раскрепощенными, способными выражать свои идеи и замыслы [10].
Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности, как и в других видах деятельности у детей происходит постепенно, начинается с элементарного накопления опыта, пассивного копирования окружающих к постепенному внесению в этот опыт собственный фантазий, идей собственного отношения. Именно поэтому исследователи считают, что творчеству необходимо детей учить, но этот процесс отличается от обычного процесса.
В частности, в работах Т.Г. Казаковой указывается, что знакомя детей с объектами и предметами окружающего мира, педагог учит детей сравнивать эти предметы и объекты, обучает их способам анализа и исследования объектов, способами изображения данных объектов, позволяя ребенку приобрести опыт, который он может применять по своему усмотрению. То есть в ходе изобразительной деятельности ребенок приобретает те инструменты выражения своего отношения к окружающей действительности, их он может использовать самостоятельно, независимо ни от кого [11].
Воспитатель должен внимательно относиться к каждому ребенку, изучить, проанализировать уровень художественной творческой подготовленности, характер и интересы. В большей степени это относится к тем детям, которые, по мнению педагога, не обладают творческой активностью, способностями к усвоению предмета разных видов искусства. Исследуя характер и особенности развития творческой активности детей с помощью разных видов искусства, можно констатировать, что творческая активность - это такой тип творчества, которое происходит при более интенсивной психической деятельности дошкольников.
А.В. Анищенкова отмечает, что новизна открываемых явлений доставляют ребенку много положительных эмоций, и является стимулом для развития творчества. Источником разнообразной новой информации является для ребенка взрослый, именно взрослый вводит ребенка в мир фантазий, учит понимать образы [10].
В процессе творческой деятельности на занятиях детям предлагаются новые проблемы по содержанию материала, они ищут новые, оригинальные формы, методы и пути их решения.
Следовательно, дошкольники в процессе изучения и познания произведений искусства приобретают необходимые знания и навыки, необходимые для усвоения и овладения творческой деятельностью.
По мнению Ю.В. Лазаревой [12], изучение дошкольниками декоративно-поделочных свойств и эстетических качеств природных, художественных и других материалов в значительной степени способствует не только познанию детей прекрасного, но и активизирует их творческое воображение.
Условием для развития творческих способностей детей служит игровая форма проведения занятий (игры-драматизации, театрализация занятия), а так же комплексное построение основной образовательной деятельности (использование нескольких видов творческой деятельности: изобразительное творчество, музыкальное и др.), что стимулирует познавательную активность 156
ребенка и оказывает эффективное влияние на развитие его творческих способностей.
H.В. Захарюта [5] подчеркивает, что творческие способности и активный интерес к художественному наследию каждого дошкольника базируется не только на его индивидуальных задатках и способностях, но и на традиционно, исторически сложившемся эстетическом фоне той общественной среды, в которой он воспитывается. Это все непосредственным образом находит воплощение в эстетической и художественной преемственности, выработке эстетических оценок восприятия и представления, в формировании знаний, умений и навыков с обязательным знакомством и анализом произведений искусства.
Хорошо оснащенная развивающая предметно-пространственная среда будет способствовать развитию у детей потребности в творческой деятельности, и будет способствовать возникновению самостоятельного творчества.
Согласно О.Г. Григорьевой, Н.А. Шинкарёвой, А.В. Кармановой и др. [13-19] целесообразно развивать творческое мышление старших дошкольников на материале занятий, предполагающих свободное самовыражение воспитанников. Это можно успешно сделать на занятиях по рисованию, используя различные нестандартные техники изображения, которых на сегодняшний день очень много.
На основе анализа литературы мы можем выделить следующие условия для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста: планирование и организация видов деятельности, способствующих развитию творческих способностей дошкольников; организация развивающей предметно-пространственной среды группы; взаимодействие с педагогами и родителями по вопросам развития творческих способностей.
Целью исследования являлось изучение степени формирования творческих способностей у детей 6-7 лет.
В соответствии с поставленной целью, нами были определены задачи:
I. Определить критерии и методики изучения творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
2. Выбрать методики для изучения условий ДОО для формирования творческих способностей старших дошкольников.
3. Провести мониторинг творческих способностей детей 6-7 лет и оценку условий ДОО.
4. Проанализировать результаты исследования.
Исследование проводилось на базе МБДОУ
«Росинка» г. Железногорска-Илимского.
В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста в количестве 50 человек (25 человек экспериментальной и 25 человек контрольной группы).
Главными критериями творческого воображения дошкольников послужили показатели творческих способностей В.Т. Кудрявцева [20]:
1. Умение реализовать свои замыслы, создавать несложные, но законченные произведения (рисунки).
2. Продуцировать оригинальные идеи в вербальном плане, в словесном творчестве.
3. Находить способы выходить из проблемных ситуаций.
4. Воссоздавать целостный образ рисунка, предмета на основе восприятия одной или нескольких частей.
Согласно данным критериям были определены методики диагностики, представлено в таблице 1.
В результате проведения всех методик мы смогли определить степень развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Обобщая результаты исследования, мы выделили следующие качественные характеристики уровней. В ходе проведения комплекса методик мы выявили детей с разными уровнями развития творческого воображения: высоким, средним и низким.
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Шинкарёва Надежда Алексеевна, Богослова Галина Валерьевна ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ ...
Таблица 1 - Критерии, методы и методики диагностики творческих способностей детей и педагогических условий их развития в ДОО
Объект из'у'чения Критерии оценки Метод Методика
Дошкольники Спо с о оно сть р е ализовыва ть свои замыслы Диагио стическо е задание Методика «Дорисовывание фигур» (ОМ Дьяченко)
Способность воссоздавать целостный образ изображения,предмета на основе восприятия одной или Диагно стическо е задание Методика «Складнаякартинка» (В.В. Синельников, ВТ. Кудрявцев).
Способность находить выход из проблемных ситуаций Диагностическое задание Методика «Какспастизайку» (В.В. Синельников, ВТ. Кудрявцев)
Родители Тип родительской позиции в поддержке творческой Анкетирование Анкета ¡(Поддержка творческой
Развивающая предметно-пространствен наясреда Содержание развивающей предметно -пр о стр ал ственно й среды Экспертиза Экспертная оценка потенциала развивающей предметно-пр о стр анственной ср еды в развигии творческих способностей детей 6-7 лет.
Педагоги Готовность к формированию творческих способностей старших дошкольников Анкетирование Анкета ¡(Готовность к развитию творческих спо собно сгейдетей старшего дошкольного возраста».
К высокому уровню мы отнесли 16 % детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп. Творческие способности этих дошкольников определяется тем, что они способны выстраивать образы на основе графического изображения, а также в словесном плане, у них сформирована способность продуцировать свои замыслы, разрешать проблемные ситуации, видеть целое раньше частей.
К среднему уровню мы отнесли 44 % детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы и контрольной группы. Дошкольники со средним уровнем характеризуются тем, что способны создавать оригинальные образы, но в гораздо меньшей степени, менее детализированные. Они не всегда проявляются самостоятельность в реализации своих замыслов, у них отмечаются небольшие трудности в разрешении проблемных ситуаций.
К низкому уровню мы отнесли 40% детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп. Низкий уровень заключается в том, что дети неспособны создавать новые образы в словесном творчестве или на основе графического изображения, они не проявляются активности и самостоятельности, не создают новые слова при распознании объекта, образные представления даже при широком поле восприятия.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что изобразительные способности детей 6-7 лет необходимо развивать, поскольку преобладающими у них являются показатели среднего и низкого уровня.
С помощью анкетирования родителей, мы изучили особенности родительской позиции в развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Обобщая результаты по данной методике, мы констатируем, что большинство родителей экспериментальной и контрольной групп (44 %) детей дошкольного возраста в поддержке изобразительных способностей детей занимают нейтральную позицию, которая характеризуется недостаточной активностью в развитии интересов детей к разным видам деятельности, обогащению опыта детей в совместной творческой деятельности или самостоятельной творческой деятельности, что может негативно сказывается на развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Особого внимания требуют родители экспериментальной и контрольной групп (36 %), которые характеризуются критикующей позицией по отношению к творческим проявлениям ребенка, поскольку данная позиция может блокировать творческое начало и препятствовать развитию творческих способностей. Работе с этими родителями необходимо уделить особое внимание и наиболее подходящей для этого может выступать на начальном этапе работы индивидуальная форма работы с родителями.
Далее мы проанализировали ресурсы предметно-пространственной среды групп для детей старшего до-
школьного возраста в развитии творческих способностей детей.
Результаты экспертного анализа художественно-эстетической предметно-пространственной среды в старшей группе ДОО показали, что в группе присутствуют «пустые рамки/паспарту», незаконченные картинки, аппликации, поделки, которые призваны стимулировать возникновение, развитие познавательных интересов, эстетических потребностей у детей, волевых качеств, эмоций и чувств. Также имеются различные емкости, мобильные коробки для общего пользования и хранения изоматериала и изоинструментов, доступные для детей, «стена творчества», дидактические игры, упражнения, технологические карты, изобразительный материал, изобразительный инструмент, тумбы для натурного рисунка, емкости для хранения красок (на колесиках), натурные постановки, выставочные экспозиции, мольберты. Однако при этом отмечается, что дети не имеют свободного доступа ко всем необходимым изобразительным инструментам и материалам из-за недостаточно продуманного расположения мебели, которая создает заграможденность пространства и трудности подхода к зоне художественного развития в целом.
Также при организации предметно-пространственной среды группы необходимо уделить внимание цветовой гамме, доступности материалов для детей, задействованию свободного пространства более эффективно.
Полученные результаты говорят о том, что ресурсы развивающей предметно-пространственной среды для развития способностей являются не развитыми и необходимо уделить внимание организации работы с педагогами групп в данном направлении.
Анкетирование педагогов было направлено на оценку готовности к развитию творческих способностей детей 6-7 лет. В анкетировании участвовали педагоги групп старшего дошкольного возраста.
Как показывают результаты, у 75 % педагогов работающих на группах с детьми старшего дошкольного возраста отмечается средняя степень готовности к развитию творческих способностей. У 25 % педагогов отмечается низкая степень готовности к развитию творческих способностей.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости организации целенаправленной работы с родителями, с педагогами, детьми. А так же необходимо организация развивающей предметно-пространственной среды в целях развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Результаты диагностики изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста и педагогических условий среды для развития творческих способностей старших дошкольников явились основанием для проектирования содержания процесса развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, а также ряда психолого-педагогических условий, которые будут способствовать повышению эффективности организации деятельности со всеми участниками образовательного процесса.
Содержание процесса формирования изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста включало в себя разработку календарно-тематиче-ского планирования, подбор методов и приемов работы, организацию разных видов деятельности с детьми, комплекс мероприятий с родителями и педагогами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2011. - 124 с.
2. Дружинин В.Н.Психология общих способностей / СПб.: Питер Ком, 2009. - 368 с.
3. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного восприятия. М: Педагогика, 2007г. - 167с.
4. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., 2000. 351с.
5. Захарюта Н. В. Возможности и пути развития
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Bogoslova Galina Valerievna CONDITIONS AND PECULIARITIES OF DEVELOPMENT ..
pedagogical sciences
творческого потенциала личности детей дошкольного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2009. - Вып. - 51. - С. 246-256.
6. Комарова Т.С. О развитии способности к изобразительной деятельности// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 6. - С. 44-52.
7. Суровцева С.С. Исследование психофизиологических предпосылок развития творческих и музыкальных способностей старших дошкольников: автореферат дисс. канд. псих.наук / СПб. 2004. - 22 с.
8. Севастьянова О.А. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста учреждений культуры: автореф. дисс.. канд. пед. наук / М., 2006. - 23 с.
9. Максимова С. В. Творчество как феномен неадаптивной активности // Развитие творческого потенциала учащихся в системе детского дополнительного образования. Серия «Экология творчества». Выпуск 2 / под ред. Н.В. Маркиной, О.В. Верещинской. - Челябинск: Паритет-Профит, 2002. - С. 42-58.
10. Анищенкова А.В. Феномен воображения как важнейший компонент творческой деятельности // Гуманизация образования. 2010. №1. URL: http://cyber-leninka.m/artide/n/fenomen-voobrazheniya-kak-vazhney-shiy-komponent-tvorcheskoy-deyatelnosti.
11. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество/ М. -Просвещение, 2005. - 158 с.
12. Лазарева Ю.В. Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности [Текст] / Ю.В. Лазарева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 2. - С. 105-109.
13. Григорьева О.А., Шинкарева Н.А. Особенности развития творческого воображения мальчиков и девочек 6-го года жизни. / Современная педагогика. 2015. № 10 (35). С. 62-63.
14. Шинкарёва Н.А., Карманова А.В. Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Молодой ученый. 2016. № 9 (113). С. 1210-1213.
15. Исакова Ю.Б. Динамика развития креативности в старшем школьном возрасте // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 313-316.
16. Руденко И.В., Котова С.А. Комплекс условий по реализации дидактического потенциала информационных технологий в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 101-104.
17. Гурова И.В. Технология обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок // Самарский научный вестник. 2013. № 4 (5). С. 63-65.
18. Ломоносова Н.В. Анализ структурных и содержательных компонентов в аспекте формирования основ планетарного сознания детей старшего дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 106-108.
19. Зайцева О.Ю., Карих В.В. Взаимосвязь субъектного художественно-эстетического опыта и художественного мышления детей старшего дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 271-274.
20. Кудрявцев В.Т. Концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования - М.: Вентана-Граф, 2007. - 144 с.
Статья поступила в редакцию 04.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018
158
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)