Научная статья на тему 'Особенности развития компонентов словесного творчества детей старшего дошкольного возраста'

Особенности развития компонентов словесного творчества детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
946
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЛОВЕСНОЕ ТВОРЧЕСТВО / КОМПОНЕНТЫ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНИК / СВЯЗНОСТЬ РЕЧИ / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / ВООБРАЖЕНИЕ / СЕНЗИТИВНОСТЬ ВОЗРАСТА / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА / CREATIVE ACTIVITY / VERBAL CREATIVITY / COMPONENTS OF VERBAL CREATIVITY / CREATIVE DEVELOPMENT / SPEECH DEVELOPMENT / PRESCHOOL CHILD / CONNECTIVITY OF SPEECH / VOCABULARY / WORD FORMATION / IMAGINATION / AGE SENSITIVITY / LEVEL OF VOCABULARY FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Алсанова Альбина Витальевна

В статье рассмотрена актуальная проблема развития детского словесного творчества. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. Причиной того, что в дошкольном образовании необходимо развивать творческие способности ребенка, является высокий уровень сензитивности этого возраста. Именно в дошкольном возрасте закладываются предпосылки для дальнейших творческих способностей ребенка. И от того, занимались ли педагоги их развитием, зависит, сможет ли творческий потенциал личности ребенка дошкольного возраста раскрыться в полной мере. В статье рассматриваются подходы различных ученых к трактовке понятия «словесное творчество», а также выявлены те компоненты этого феномена, которые характеризуют уровень его развития. Описываются методики, направленные на диагностику развития всех компонентов, которые необходимы для детского словесного творчества, а именно: уровень сформированности словарного запаса и связности речи, способности к словообразованию, уровень развития воображения. Также представлены результаты диагностики особенностей развития компонентов, необходимых детского словесного творчества детей старшего дошкольного возраста. Выявлены уровни развития всех компонентов словесного детского творчества низкий, средний, высокий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Алсанова Альбина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF COMPONENTS’ OF THE WORD DEVELOPMENT OF CHILDREN’S VERBAL CREATIVITY SENIOR PRESCHOOL AGE

In article the current problem of development of children's verbal creativity is considered. Development of creative abilities of children of the advanced preschool age is one of the priority directions of preschool education according to Federal State Educational Standard of Preschool Education. The reason for developing creative abilities of the child is the high level of sensitivity of this age. At preschool age are put prerequisites for further creative abilities of the child. And from whether teachers were engaged in their development, depends whether the creative potential of the identity of the child of preschool age fully will be able to be realized. In article approaches of various scientists to interpretation of the concept «verbal creativity» are considered and also those components of this phenomenon which characterize the level of his development are revealed. The techniques directed to diagnostics of development of all components which are necessary for children's verbal creativity are described namely: level of formation of a lexicon and connectivity of the speech, ability to word formation, level of development of imagination. Results of diagnostics of features of development of components, necessary children of the advanced preschool age of children's verbal creativity are also presented. The levels of development of all components of verbal children's creativity low, average, high are revealed.

Текст научной работы на тему «Особенности развития компонентов словесного творчества детей старшего дошкольного возраста»

Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Alsanova Albina Vitalevna FEATURES OF COMPONENTS' OF THE WORD ...

pedagogical sciences

УДК 373.2.016:177

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© 2018

Шинкарёва Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Алсанова Альбина Витальевна, бакалавр Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя-Набережная, 6 ,e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье рассмотрена актуальная проблема развития детского словесного творчества. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. Причиной того, что в дошкольном образовании необходимо развивать творческие способности ребенка, является высокий уровень сензитивности этого возраста. Именно в дошкольном возрасте закладываются предпосылки для дальнейших творческих способностей ребенка. И от того, занимались ли педагоги их развитием, зависит, сможет ли творческий потенциал личности ребенка дошкольного возраста раскрыться в полной мере. В статье рассматриваются подходы различных ученых к трактовке понятия «словесное творчество», а также выявлены те компоненты этого феномена, которые характеризуют уровень его развития. Описываются методики, направленные на диагностику развития всех компонентов, которые необходимы для детского словесного творчества, а именно: уровень сформированности словарного запаса и связности речи, способности к словообразованию, уровень развития воображения. Также представлены результаты диагностики особенностей развития компонентов, необходимых детского словесного творчества детей старшего дошкольного возраста. Выявлены уровни развития всех компонентов словесного детского творчества - низкий, средний, высокий.

Ключевые слова: творческая деятельность, словесное творчество, компоненты словесного творчества, творческое развитие, речевое развитие, дошкольник, связность речи, словарный запас, словообразование, воображение, сензитивность возраста, уровень сформированности словарного запаса.

FEATURES OF COMPONENTS' OF THE WORD DEVELOPMENT OF CHILDREN'S VERBAL

CREATIVITY SENIOR PRESCHOOL AGE

© 2018

Shinkareva Nadezhda Alekseevna, candidate of Pedagogical l Sciences, Assistant Professor of the Department of Preschool Education Pedagogics and Psychology education Alsanova Albina Vitalevna, bachelor Irkutsk State University (664053, Russia, Irkutsk, 6 Nizhnyaya-Naberezhnaya street, 6, e-mail: [email protected])

Abstract. In article the current problem of development of children's verbal creativity is considered. Development of creative abilities of children of the advanced preschool age is one of the priority directions of preschool education according to Federal State Educational Standard of Preschool Education. The reason for developing creative abilities of the child is the high level of sensitivity of this age. At preschool age are put prerequisites for further creative abilities of the child. And from whether teachers were engaged in their development, depends whether the creative potential of the identity of the child of preschool age fully will be able to be realized. In article approaches of various scientists to interpretation of the concept «verbal creativity» are considered and also those components of this phenomenon which characterize the level of his development are revealed. The techniques directed to diagnostics of development of all components which are necessary for children's verbal creativity are described namely: level of formation of a lexicon and connectivity of the speech, ability to word formation, level of development of imagination. Results of diagnostics of features of development of components, necessary children of the advanced preschool age of children's verbal creativity are also presented. The levels of development of all components of verbal children's creativity - low, average, high are revealed.

Keywords: creative activity, verbal creativity, components of verbal creativity, creative development, speech development, preschool child, connectivity of speech, vocabulary, word formation, imagination, age sensitivity, level of vocabulary formation.

Дошкольный возраст - период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. В настоящее время российской общество испытывает большую потребность в творческих личностях, которые выделяются способностями предлагать неординарные решения всевозможных проблем, а также создавать оригинальный продукт. В связи с этим одним из наиболее приоритетных направлений исследований выступает выявление особенностей творческой деятельности ребенка, а также поиск путей ее формирования. Процесс речевого развития в дошкольном образовании рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей. Современные приоритеты российского образования нашли свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), которые декларируют потребность в формировании условий для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с их возрастными, индивидуальными, а также психофизиологическими особенностями. В согласии с ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного

словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Работа над реализацией этих задач ведется постепенно в каждой возрастной группе.

Следует отметить, что в дошкольном возрасте дети имеют уникальные возможности в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, тем не менее, для формирования такого творчества необходимо создать оптимальные условия, которые будут способствовать целостному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста. Большая часть педагогических исследований доказывают, что старшие дошкольники обладают исключительными возможностями в области речевого творчества, так как имеют способности к придумыванию оригинальных рассказов, сказок в устной форме под влиянием и в результате специального обучения.

педагогические науки

Шинкарёва Надежда Алексеевна, Алсанова Альбина Витальевна ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ СЛОВЕСНОГО ...

Таким образом, словесное творчество представляет собой наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. В этом творчестве проявляется стремление детей дошкольного возраста выразить в слове свое отношение к произведениям искусства, свое мироощущение.

Проблема развития словесного творчества, как и творчества в целом, на современном этапе все больше привлекает внимание исследователей, что связано с повышением внимания к личности ребенка, вопросам раскрытия индивидуальности.

Л.А. Венгер и Л.С. Выготский подчеркивают, что дошкольный возраст является периодом активного творческого развития личности ребенка в целом, в ходе которого развиваются и совершенствуются все психические познавательные процессы, становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь. Полноценное овладение родным языком в дошкольном возрасте благотворно отражается на развитии интеллектуальной, нравственной, художественно-эстетической сторон личности ребенка [1;2].

Л.В. Ворошнина отмечает, что в старшем дошкольном возрасте у детей наблюдается повышение интереса к словесному творчеству. Они активно начинают придумывать сказки, стихи, небылицы. Причиной этого является расширение детского кругозора, социального опыта ребенка, при котором потребности в словесном творчестве актуализируются. Но, в случае отсутствия поддержки ребенка в его словесном творчестве, данная потребность угасает [3].

Сформированная же речь, подкрепленная интересом к литературным и народным произведениям, наоборот, дает возможность ребенку на основе своей собственной фантазии создать произведение, которое похоже на сказку, рассказ или стихотворение.

Проблему словесного творчества в дошкольном возрасте рассматривали А.М. Бородич, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, авторы полагают, что в дошкольном возрасте структура такого творчества часто лишена четкости, логичности, системности. Эти недостатки можно устранить в ходе специально организованной работы педагога и детей[4;5].

Согласно определению И.А. Киршина, словесное творчество - это сложный вид творческой деятельности ребенка, который возникает под влиянием восприятия произведений искусства и проявляется в создании успешных сочетаний - рассказов, сказок, стихов [6].

О.Г. Григорьева, Н.А. Шинкарёва, А.В. Карманова, полагают, целесообразно развивать творческое мышление старших дошкольников на материале занятий, предполагающих свободное самовыражение воспитанников. [7;8].

В работе О.С. Ушаковой словесное творчество определяется через продуктивную деятельность, которая возникает под влиянием произведений искусства и впечатлений ребенка от окружающей действительности и выражается в создании устных сочинений [5].

Анализ литературных источников по проблеме исследования показал, что главными условиями детского словесного творчества являются связность речи, словарный запас, навыки словообразования, развитое воображение.

Так, Л.С. Выготский отмечает, что воображение начинает развиваться в игре, а затем продолжает свое развитие в других видах деятельности, в частности, в конструктивной, изобразительной, музыкальной, литературно-художественной. В старшем дошкольном возрасте в развитии воображения происходят значительные изменения, связанные с переходом от воссоздающего воображения к творческому воображению [2].

О.С. Ушакова отмечает, что в старшем дошкольном возрасте у детей сформирован определенный уровень развития связной речи, словарного запаса, которые помогают детям в словесном творчестве. Речевое развитие в целом является важнейшей основой для развития

словесного творчества. В старшем дошкольном возрасте словарный запас значительно увеличивается, что помогает детям более полно выражать свои мысли [5].

Интенсивно развивается в старшем дошкольном возрасте умение строить связные высказывания и связный текст. Развитие связной речи является одной из важнейших предпосылок для развития словесного творчества, считает Е. Фомина [9].

В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм [10-16]. Формирование грамматического строя речи у ребенка-дошкольника включает работу над морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам), словообразованием (образование одного слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (построение простых и сложных предложений).

По мнению Е.И. Тихеевой, в словотворчестве отражается самостоятельность, активность ребенка во владении языком, а также своеобразие спонтанно возникающих при этом первичных грамматических обобщений. Ребенок придумывает слова, так как не хватает слов для обозначения. Без словотворчества ребенок не может овладеть необходимым словарем [17].

Характерными особенностями творческого рассказывания являются самостоятельное придумывание сюжета с опорой на тему или прошлый опыт, придание ему формы связанного повествования. Для словесного творчества важное значение имеет сформированность у детей таких умений, как умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку, умение точно и выразительно передавать свой замысел [18].

Целью исследования являлось изучение особенностей выявленных компонентов словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

В нем приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста, которые были разделены нами на две группы: контрольную - 20 детей, экспериментальную -20 детей.

Исследование проводилось на базе МДОУ г. Иркутска.

Критериями сформированности словесного творчества выступали: уровень связности речи, словарный запас, способность к словообразованию, уровень воображения.

В качестве методик диагностики способностей к словесному творчеству выступали:методика «Исследование словарного запаса» (Ю.С. Ляховская, Ч. Осгуд); методика обследования связности речи (В. П. Глухов); методика «Исследование словообразования» (Р.И. Лалаева); методика «Где чье место?» (Е. Е. Кравцова).

На первом этапе использовалась методика Ю.С. Ляховской, Ч. Осгуда, которая позволяет оценить уровень сформированности словарного запаса детей.

Среди обследуемых детей высокий уровень сфор-мированности словарного запаса был выявлен только у 10% детей экспериментальной группы и 15% детей контрольной группы. При выполнении задания дети составляли рассказ, в котором старались использовать разные слова, что подтверждает достаточно высокий коэффициент лексического разнообразия по этой группе. В рассказах детей присутствовали синонимы (например, «пошел - отправился», «смотреть - глядеть»), выражения с экспрессивно-оценочной окраской (например, «помчался», «восхитительно», «со всех ног», «перепугался до ужаса») и т.д. Рассказ детей данного уровня носил яркий, творческий характер. При этом также можно отметить высокий уровень коэффициента лексического богатства, который составил 23 слова в тексте в единицу времени. Коэффициент лексического разнообразия (то есть, соотношение слов, употребленных в тексте однократно, и общего количества употребительных слов) равен 0,82.

Дети со средним уровнем сформированности лексического запаса 30% в экспериментальной группе и 40%

Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Alsanova Albina Vitalevna FEATURES OF COMPONENTS' OF THE WORD ...

pedagogical sciences

в контрольной группе составили менее связный и яркий рассказ. В их речи меньше синонимов, слов и выражений с экспрессивно-оценочной окраской. Также можно отметить, что дети испытывали затруднение с продолжением рассказа - они знали, о чем говорить, но не знали, как это выразить. С нашей помощью дети справились с заданием. Коэффициент лексического богатства детей этой группы составил 15 слов в минуту, а коэффициент лексической выразительности - только 0,67.

Дети с низким уровнем сформированности лексического запаса 60% в экспериментальной группе и 50% в контрольной группе, смогли составить короткие рассказы, которые содержали только основную информацию об опыте ребенка: «Я пошел в детский сад, там я играл с друзьями, вечером мы с родителями пошли в гости». В рассказе этих детей практически отсутствуют синонимы, прилагательные, слова и выражения с экспрессивно-оценочной окраской. Часто в процессе рассказа дети затруднялись, молчали или говорили: «Я забыл, как это называется», «Не знаю, что еще рассказывать» и т.д. Коэффициент лексического богатства у детей с низким уровнем сформированности словарного запаса составил 10 слов в минуту, коэффициент лексического разнообразия - 0,49.

По результатам обследования по данной методике можно сделать вывод, что словарный запас старших дошкольников характеризуется низким уровнем сформи-рованности лексического запаса.

Далее была проведена диагностика уровня связности речи, в ходе которой было выявлено по 20% детей с высоким уровнем связности речи в экспериментальной группе и контрольной группах. Для этих детей характерно правильное воспроизведение, последовательное и точное построение пересказа. Также стоит отметить в их тексте наличие разных типов предложений, отсутствие грамматических ошибок, слишком долгих пауз, затруднений в пересказывании.

Дети со средним уровнем связности речи 25% в экспериментальной группе и 35% в контрольной группе допускали незначительные отклонения от текста. При этом в их пересказе не было нарушений логики, грамматических ошибок, отсутствие длительных пауз. Рассказ этих детей характеризуется преобладанием простых предложений. Некоторые дети нуждались в небольших подсказках.

Дети с низким уровнем связности речи 55% в экспериментальной группе и 45% в контрольной группе допускали большие паузы при пересказе, зачастую их рассказ был лишен логики (например, ребенок начинал пересказывать сказку от третьего лица «он пошел», а потом от первого «я пошел»). Кроме того, можно отметить бедность лексики: мало синонимов, прилагательных, слов с экспрессивно-оценочной окраской и т.д.

Диагностика навыков словообразования у детей экспериментальной и контрольной групп выявила, что эти навыки также сформированы преимущественно на низком уровне.

Так, высокий уровень сформированности навыков словообразования выявлен только у 20% детей экспериментальной группы и 30% детей контрольной группы. Эти дети правильно смогли выполнить все задания, а именно: образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением (например, машина - машинка), образование названий детенышей животных (например, кошка - котенок), образование прилагательных от существительного (например, мясо - мясной) и т.д. Высокий уровень навыков словообразования характеризуется тем, что дети безошибочно или с незначительными ошибками образуют нужные слова. Так, например, Игорь Л. Вместо «щенок» сначала сказал «щененок», но тут же исправился. В основном же, дети с высоким уровнем хорошо ориентируются в суффиксах, могут образовать слова с нужным значением.

Детей со средним уровнем развития навыков слово-

образования было выявлено больше - 40% в экспериментальной группе и 50% в контрольной группе. Дети со средним уровнем развития навыков словообразования смогли выполнить правильно 60-70% заданий. Чаще всего ошибки у детей возникают при образовании относительных прилагательных от существительных, например: «мясо» - «мясовый», «мясный»; «дом из кирпича» - «кирпичевый дом», «кирпичиковый дом»; «дом из камня» - «камневый дом», «камешковый дом»; «коробка из картона» - «картошная коробка», «картоновая коробка» и т.д.

Задание на образование названий детенышей животных также представляло определенную трудность для детей со средним уровнем словообразовательных навыков. Так, если от более или менее привычных животных дети образовывали название детенышей без труда, то названия некоторых животных вызывали трудности. Например, дети затруднялись правильно назвать детеныша свиньи, как в единственном, так и во множественном числе - «свиненок», «свинята». Часто при образовании названий детенышей во множественном числе дети делали распространенную ошибку: «поросенки», «утен-ки», «ежонки». Еще одной ошибкой, которую мы выявили при выполнении этого задания, было то, что дети либо не понимают задания, либо не понимают разницы между образованием существительных с уменьшительно-ласкательным значением и образованием названия детенышей. Так, часто вместо «лисенка» дети говорили «лисичка», вместо «волчонок» - «волчок», «ежик» вместо «ежонка» и т.д.

Дети с низким уровнем навыков словообразования 40% в экспериментальной группе и 20% в контрольной группе демонстрировали неумение образовывать новые слова с помощью суффиксов. Причем зачастую они даже не пытались этого делать, пускай и с ошибками, а предпочитали говорить: «Я не знаю, как сказать», «Я забыл», «Я не буду говорить» и т.д.

Ошибок у этих детей было больше всего, правильных ответов было мало, и зачастую это были наиболее употребляемые слова, а с менее знакомыми у детей были трудности. То есть, дети с низким уровнем навыков словообразования не могут выполнить задание по аналогии, они не понимают закономерностей словообразования. Даже с нашей помощью выполнить задания им было сложно.

Таким образом, можно сделать вывод, что еще один компонент, необходимый для успешного словесного творчества у обследуемых дошкольников выражен преимущественно на среднем и низком уровне. Очевидно, что несформированность навыков словообразования препятствует успешному словесному творчеству старших дошкольников.

Цель использования методики «Где чье место?» заключается в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.

Диагностика по данной методике позволила выявить детей с высоким уровнем развития воображения. Таких детей было 15% в экспериментальной группе и 15% в контрольной группе.

Дети с высоким уровнем не только выбирали нестандартные места для кружочков, но и могли придумать историю, почему предметы в кружочках оказались не на своих местах. Например, Вика С. рассказала, как мальчик и его друг играли в мяч, поэтому все предметы оказались не на своих местах - сначала собака погналась за мячом и оказалась в реке, кошка испугалась собаки и забралась на дерево, горшок с цветком разбился, потому что в него попал мяч, который отскочил, когда его пыталась схватить собака.

Дети со средним уровнем развития воображения 40% в экспериментальной группе и 55% в контрольной группе выполнили это задание без труда только в отношении расстановки предметов на необычные места.

педагогические науки

Объяснить, почему они там оказались, дети затруднялись. Некоторые дети, например, Ваня А., начал ставить фигурки на свое место, как только его попросили объяснить, почему он их расставил на необычные места.

Чаще всего дети отвечали «Я не знаю», «Не могу ничего придумать», смущались.

Дети с низким уровнем развития воображения 45% в экспериментальной группе и 30% в контрольной группе не могут выполнить задание так в соответствии с просьбой педагога. Так, они расставляли предметы на их обычные места, а если их спрашивали, почему они выбрали именно это место, как правило, приводили следующие аргументы: «Собака у бабушки в будке живет, я видел», «У меня братик в коляске иногда лежит» и т.д.

Таким образом, воображение у старших дошкольников развито недостаточно, чтобы дети могли реализовать свою творческие способности в процессе словесного творчества.

Все это свидетельствует о необходимости планомерной работы, направленной на развитие указанных компонентов словесного творчества старших дошкольников, которая будет реализована в формирующем этапе нашего исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества [Текст] / Н.Ю. Венгер //Дошкольное воспитание. - 2012. - №11. - С.32-38.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст]/Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2007. - 92 с.

3. Ворошнина Л.В. Пути совершенствования процесса обучения старших дошкольников творческому рассказыванию [Текст]: Автореф. дис.канд. пед. Наук /Л.В. Ворошнина - М., 1998. -149 с.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. дошкольная педагогика и психология [Текст] /А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2011. - 255 с.

5. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Владос, 2014. -163 с.

6. Киршин И.А. Педагогически условия развития детского словесного творчества (в сфере дополнительного образования): авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук [Текст] / И. А. Киршин. - Калининград, 2009. -17 с.

7. Григорьева О.А., Шинкарева Н.А. Особенности развития творческого воображения мальчиков и девочек 6-го года жизни./ Современная педагогика. 2015. № 10 (35). с. 62-63.

8. Шинкарёва Н.А., Карманова А.В. Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Молодой ученый. 2016. № 9 (113). С. 1210-1213.

9. Фомина Е. Развиваем связную речь. [Текст] / Е. Фомина, Л. Шадрина. - М.: Сфера, 2012. - 128 с.

10. Галкина И.А., Теплых Е.А. Метод моделирования как средство развития описательного типа текста у старших дошкольников // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 211-213.

11. Денисова Е.Е. Методы и приемы обучения дошкольников рассказыванию //Карельский научный журнал. 2014. № 4 (9). С. 54-57.

12. Антонюк В.З. Формирование интеллектуальной готовности старшего дошкольника к учебе в школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3 (4). С. 5-7.

13. Ясинских Л.В. Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников в процессе восприятия произведений искусства //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 168174.

14. Галеева Е.В., Бартош Н.Н. Педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 127-131.

15. Галеева Е.В., ГалкинаИ.А. Психологические и психолигнгвисти-ческие аспекты вербализации эмоций у дошкольников // Карельский научный журнал. 2014. № 1 (6). С. 53-55.

16. Николаева Е.А. Влияние профиля латеральной организации мозга на усвоение орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 162-165.

17. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] /Е.И. Тихеева //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 2009. -214 с.

18. Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /М.М. Алексеева, .И. Яшина. -М.: Академия, 2008 - 400 с.

Статья поступила в редакцию 22.10.2018

Статья принята к публикации 27.12.2018

Шинкарёва Надежда Алексеевна, Алсанова Альбина Витальевна ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ СЛОВЕСНОГО ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.