Научная статья на тему 'Слушание музыки как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста'

Слушание музыки как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2760
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ / LISTENING TO MUSIC / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / CREATIVE IMAGINATION / МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / METHODS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION OF PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вострякова Валентина Викторовна

В статье слушание музыки рассматривается автором как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. В работе представлены методы развития творческого воображения дошкольников в процессе слушания музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Listening to music as a means of development of creative imagination in children of preschool age

In the article, listening to music is considered by the author as a means of development of creative imagination in children of preschool age. The paper presents methods of development of creative imagination of preschoolers in the process of hearing the music.

Текст научной работы на тему «Слушание музыки как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста»

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 373

В.В. Вострякова, г. Шадринск

Слушание музыки как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

В статье слушание музыки рассматривается автором как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. В работе представлены методы развития творческого воображения дошкольников в процессе слушания музыки.

Слушание музыки, творческое воображение, методы развития творческого воображения дошкольников.

V.V. Vostryakovu, Shadrinsk

Listening to music as a means of development of creative imagination in children of preschool age

In the article, listening to music is considered by the author as a means of development of creative imagination in children of preschool age. The paper presents methods of development of creative imagination of preschoolers in the process of hearing the music.

Keywords: Listening to music, creative imagination, methods of development of creative imagination of preschoolers.

В настоящее время слушание музыки стало доступной формой общения с искусством для широких слоев населения благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, кино, телевидение). Научить детей активно и вдумчиво слушать музыку с каждым годом становится сложнее, в связи с тем, что поток музыкальной информации практически безграничен, и это обостряет проблему организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствии с уровнем развития художественного вкуса.

В сущности, именно слушание музыки должно стать одним из главных видов деятельности при музыкальном воспитании в дошкольном образовательном учреждении, поскольку оно помогает интериоризации, вхождению ребенка в мир музыки, помогает созданию единого культурного пространства: музыка - детская литература -изобразительное искусство, развивает творческое воображение. Задача дошкольного учреждения заключается именно в том, чтобы процесс восприятия музыки был активным и творческим.

В начале ХХ века многие музыканты (Б.А. Асафьев, Б.Л. Яворский, И. Кюм и др.) уделяли вопросу слушания музыки для развития музыкальных способностей детей в целом, и творческого воображения, в частности, большое внимание. Вопросами слушания музыки впоследствии занимались музыкальные психологи - Б.М. Теплов, К.В. Тарасов;

научные работники-педагоги М. Нильсон, М. Викат, А.И. Катинене, О.П. Радынова; педагоги-практики С.М. Бекина, Е. Дубинская и многие другие.

Спустя полвека, в середине 90-х годов ХХ в., интерес к процессу слушания музыки, как основному виду музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в развитии творческого воображения, значительно возрос.

Проблема развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста особенно актуальна в настоящее время, в связи с тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека.

Согласно исследованиям в области музыкальной педагогики, творческое воображение детей старшего дошкольного возраста развивается в различных видах музыкальной деятельности, а именно:

- в процессе слушания музыки,

- в вокальном и инструментальном исполнении,

- в музыкально-пластической деятельности,

- музыкальных импровизациях и сочинении музыки,

- в установлении связей музыки с другими видами искусства.

Старшие дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность - слушание музыки, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно и творчески проявлять себя в этой сфере. Слушание музыки открывает для старших дошкольников возможность духовного становления и творческого самовыражения.

При отборе и выстраивании музыкального репертуара программы по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста предусматривается его ориентация:

- на развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку и их эмоционально-ценностного отношения к искусству;

- на раскрытие интонационной природы музыки, ее содержательного смысла;

- на последовательное и целенаправленное расширение музыкально слухового фонда знакомой детям музыки, включения в него музыки различных направлений и стилей.

Особое приоритетное значение в процессе слушания музыки имеет приобретение детьми знаний о музыке, раскрывающих интонационную, жанровую и стилевую основы музыкального искусства, многогранность связей различных видов искусств и музыки.

Слушание музыки гармонично вводит детей в тайны творчества и направлено на развитие их творческого воображения. Данный вид музыкальной деятельности развивает эмоциональность детей, способность выразить свои впечатления от музыки словами и пластическими движениями.

Для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки необходимо соблюдение ряда условий: во-первых, прежде чем приступить к развитию у детей творческого воображения в процессе слушания музыки, следует сформировать у них необходимые для этого слуховые и мыслительные навыки. Во-вторых, новые понятия при прослушивании музыкальных произведений должны вводиться только в знакомом содержании. В-третьих, содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми. В-

четвертых, в центре внимания должно быть понимание и эмоциональный отклик на прослушанное музыкальное произведение.

Освоение старшими дошкольниками умений в слушательской деятельности должно быть направлено:

- на формирование способности воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;

- на развитие умения характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;

- на развитие умения выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства.

Наиболее эффективными методами развития творческого воображения у старших дошкольников в процессе слушания музыки являются:

— представления, обобщения, погружения;

— сопоставление;

— моделирование музыкального образа;

— проблемно-поисковый метод (поиск взаимосвязей с другими видами искусств);

— мелодико-графическое интонирование.

На первом этапе развития творческого воображения в процессе слушания музыки старшие дошкольники постигают мелодико-образную сферу произведения, звучание мелодии в контексте художественного образа. При этом, дети раскрывают музыкальный образ через художественное творчество: развитие изобразительной и поэтической деятельности через музыку дает возможность увидеть мир в новом необычном ракурсе, когда ребенок становится на позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника.

В основе описываемой технологии лежит «теория знаков» (символов) и теория создания художественных образов. Художественный образ - основное интонационное ядро музыкального произведения, а из элементов музыки (символов) складывается музыкальный текст. Основная идея музыкального произведения выявляется при помощи верного истолкования вложенных в него символов.

Как только в голове ребенка складывается знаковая система (система образов, представлений и ассоциаций об окружающем мире), так музыка, обретает для него художественно-выразительное значение.

Среди методов развития творческого воображения в процессе слушания музыки у детей старшего дошкольного возраста полезно использовать творческие задания, помогающие раскрывать детям образное содержание музыкального произведения. Они должны представлять собой, по сути, диалогическое общение и рождать у детей варианты творческого прочтения музыкальных произведений.

Следующий педагогический метод связан с организацией музыкальной деятельности детей на занятии как полифонического процесса. Суть данного метода состоит в том, чтобы создать условия для прочтения каждым ребенком музыкального произведения, исходя из своего собственного индивидуального видения, слышания, прочувствования звучащей музыки. Результатом применения данного метода должно стать то, чтобы восприятие музыки детьми в процессе слушания приобретало вид художественной «партитуры», в которой каждый ребенок имеет свой индивидуальный и неповторимый «голос», вносит в нее что-то свое уникальное и оригинальное.

Многообразие форм музыкального восприятия в процессе слушания музыки позволяет старшим дошкольникам постичь закономерности музыкального языка, что в свою очередь, позволяет развить музыкальное и творческое воображение детей.

Процесс слушания музыки можно разделить на четыре этапа действий педагогов:

1) привлечение внимания к слушанию музыки, настрой на ее восприятие;

2) повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений;

3) закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, желание послушать еще раз;

4) создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в игровой, художественно-творческой, двигательной деятельности.

Важнейшим фактором, ведущим постепенно к все более дифференцированному слышанию музыки, к различению ее мелодических, ритмических, гармонических и других особенностей, является на первых этапах развития ребенка фактор коммуникативного опыта - различие разнообразных ситуаций общения, в которых ребенок соприкасается с музыкой.

Таким образом, наиболее эффективными методами развития творческого воображения в процессе слушания музыки являются: представления, обобщения, погружения; сопоставление; моделирование музыкального образа; мелодико-графическое интонирование.

Основными приемами развития творческого воображения в процессе слушания музыка являются: привлечение внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие; повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений; закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, желание послушать еще раз; создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в игровой, художественной, двигательной деятельности.

Целенаправленная организация работы, направленной на развитие творческого воображения в процессе слушания музыки у детей старшего дошкольного возраста, и планомерное формирование музыкальной деятельности способствует личностному развитию детей: реализации творческого потенциала; готовности выражать своё отношение к искусству; формированию ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. - М. : Мысль, 2002.

2. Гогоберидзе, А.Г. Детство с музыкой [Текст] / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - СПб. : Детство-Пресс, 2010.

3. Груздова, И.В. Навстречу музыке. Музыкальные игры и занятия для детей [Текст] / И.В. Груздова. -М. : Феникс, 2011. - 162 с.

4. Петренко, С.С. Психологические условия построения развивающего музыкального обучения у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / С.С. Петренко. - М. : ВЛАДОС, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.