ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 373
В.В. Вострякова, г. Шадринск
Слушание музыки как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
В статье слушание музыки рассматривается автором как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. В работе представлены методы развития творческого воображения дошкольников в процессе слушания музыки.
Слушание музыки, творческое воображение, методы развития творческого воображения дошкольников.
V.V. Vostryakovu, Shadrinsk
Listening to music as a means of development of creative imagination in children of preschool age
In the article, listening to music is considered by the author as a means of development of creative imagination in children of preschool age. The paper presents methods of development of creative imagination of preschoolers in the process of hearing the music.
Keywords: Listening to music, creative imagination, methods of development of creative imagination of preschoolers.
В настоящее время слушание музыки стало доступной формой общения с искусством для широких слоев населения благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, кино, телевидение). Научить детей активно и вдумчиво слушать музыку с каждым годом становится сложнее, в связи с тем, что поток музыкальной информации практически безграничен, и это обостряет проблему организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствии с уровнем развития художественного вкуса.
В сущности, именно слушание музыки должно стать одним из главных видов деятельности при музыкальном воспитании в дошкольном образовательном учреждении, поскольку оно помогает интериоризации, вхождению ребенка в мир музыки, помогает созданию единого культурного пространства: музыка - детская литература -изобразительное искусство, развивает творческое воображение. Задача дошкольного учреждения заключается именно в том, чтобы процесс восприятия музыки был активным и творческим.
В начале ХХ века многие музыканты (Б.А. Асафьев, Б.Л. Яворский, И. Кюм и др.) уделяли вопросу слушания музыки для развития музыкальных способностей детей в целом, и творческого воображения, в частности, большое внимание. Вопросами слушания музыки впоследствии занимались музыкальные психологи - Б.М. Теплов, К.В. Тарасов;
научные работники-педагоги М. Нильсон, М. Викат, А.И. Катинене, О.П. Радынова; педагоги-практики С.М. Бекина, Е. Дубинская и многие другие.
Спустя полвека, в середине 90-х годов ХХ в., интерес к процессу слушания музыки, как основному виду музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в развитии творческого воображения, значительно возрос.
Проблема развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста особенно актуальна в настоящее время, в связи с тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека.
Согласно исследованиям в области музыкальной педагогики, творческое воображение детей старшего дошкольного возраста развивается в различных видах музыкальной деятельности, а именно:
- в процессе слушания музыки,
- в вокальном и инструментальном исполнении,
- в музыкально-пластической деятельности,
- музыкальных импровизациях и сочинении музыки,
- в установлении связей музыки с другими видами искусства.
Старшие дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность - слушание музыки, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно и творчески проявлять себя в этой сфере. Слушание музыки открывает для старших дошкольников возможность духовного становления и творческого самовыражения.
При отборе и выстраивании музыкального репертуара программы по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста предусматривается его ориентация:
- на развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку и их эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- на раскрытие интонационной природы музыки, ее содержательного смысла;
- на последовательное и целенаправленное расширение музыкально слухового фонда знакомой детям музыки, включения в него музыки различных направлений и стилей.
Особое приоритетное значение в процессе слушания музыки имеет приобретение детьми знаний о музыке, раскрывающих интонационную, жанровую и стилевую основы музыкального искусства, многогранность связей различных видов искусств и музыки.
Слушание музыки гармонично вводит детей в тайны творчества и направлено на развитие их творческого воображения. Данный вид музыкальной деятельности развивает эмоциональность детей, способность выразить свои впечатления от музыки словами и пластическими движениями.
Для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки необходимо соблюдение ряда условий: во-первых, прежде чем приступить к развитию у детей творческого воображения в процессе слушания музыки, следует сформировать у них необходимые для этого слуховые и мыслительные навыки. Во-вторых, новые понятия при прослушивании музыкальных произведений должны вводиться только в знакомом содержании. В-третьих, содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми. В-
четвертых, в центре внимания должно быть понимание и эмоциональный отклик на прослушанное музыкальное произведение.
Освоение старшими дошкольниками умений в слушательской деятельности должно быть направлено:
- на формирование способности воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;
- на развитие умения характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;
- на развитие умения выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства.
Наиболее эффективными методами развития творческого воображения у старших дошкольников в процессе слушания музыки являются:
— представления, обобщения, погружения;
— сопоставление;
— моделирование музыкального образа;
— проблемно-поисковый метод (поиск взаимосвязей с другими видами искусств);
— мелодико-графическое интонирование.
На первом этапе развития творческого воображения в процессе слушания музыки старшие дошкольники постигают мелодико-образную сферу произведения, звучание мелодии в контексте художественного образа. При этом, дети раскрывают музыкальный образ через художественное творчество: развитие изобразительной и поэтической деятельности через музыку дает возможность увидеть мир в новом необычном ракурсе, когда ребенок становится на позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника.
В основе описываемой технологии лежит «теория знаков» (символов) и теория создания художественных образов. Художественный образ - основное интонационное ядро музыкального произведения, а из элементов музыки (символов) складывается музыкальный текст. Основная идея музыкального произведения выявляется при помощи верного истолкования вложенных в него символов.
Как только в голове ребенка складывается знаковая система (система образов, представлений и ассоциаций об окружающем мире), так музыка, обретает для него художественно-выразительное значение.
Среди методов развития творческого воображения в процессе слушания музыки у детей старшего дошкольного возраста полезно использовать творческие задания, помогающие раскрывать детям образное содержание музыкального произведения. Они должны представлять собой, по сути, диалогическое общение и рождать у детей варианты творческого прочтения музыкальных произведений.
Следующий педагогический метод связан с организацией музыкальной деятельности детей на занятии как полифонического процесса. Суть данного метода состоит в том, чтобы создать условия для прочтения каждым ребенком музыкального произведения, исходя из своего собственного индивидуального видения, слышания, прочувствования звучащей музыки. Результатом применения данного метода должно стать то, чтобы восприятие музыки детьми в процессе слушания приобретало вид художественной «партитуры», в которой каждый ребенок имеет свой индивидуальный и неповторимый «голос», вносит в нее что-то свое уникальное и оригинальное.
Многообразие форм музыкального восприятия в процессе слушания музыки позволяет старшим дошкольникам постичь закономерности музыкального языка, что в свою очередь, позволяет развить музыкальное и творческое воображение детей.
Процесс слушания музыки можно разделить на четыре этапа действий педагогов:
1) привлечение внимания к слушанию музыки, настрой на ее восприятие;
2) повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений;
3) закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, желание послушать еще раз;
4) создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в игровой, художественно-творческой, двигательной деятельности.
Важнейшим фактором, ведущим постепенно к все более дифференцированному слышанию музыки, к различению ее мелодических, ритмических, гармонических и других особенностей, является на первых этапах развития ребенка фактор коммуникативного опыта - различие разнообразных ситуаций общения, в которых ребенок соприкасается с музыкой.
Таким образом, наиболее эффективными методами развития творческого воображения в процессе слушания музыки являются: представления, обобщения, погружения; сопоставление; моделирование музыкального образа; мелодико-графическое интонирование.
Основными приемами развития творческого воображения в процессе слушания музыка являются: привлечение внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие; повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений; закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, желание послушать еще раз; создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в игровой, художественной, двигательной деятельности.
Целенаправленная организация работы, направленной на развитие творческого воображения в процессе слушания музыки у детей старшего дошкольного возраста, и планомерное формирование музыкальной деятельности способствует личностному развитию детей: реализации творческого потенциала; готовности выражать своё отношение к искусству; формированию ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. - М. : Мысль, 2002.
2. Гогоберидзе, А.Г. Детство с музыкой [Текст] / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - СПб. : Детство-Пресс, 2010.
3. Груздова, И.В. Навстречу музыке. Музыкальные игры и занятия для детей [Текст] / И.В. Груздова. -М. : Феникс, 2011. - 162 с.
4. Петренко, С.С. Психологические условия построения развивающего музыкального обучения у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / С.С. Петренко. - М. : ВЛАДОС, 2005.