Научная статья на тему 'Экспериментальное изучение организационно-педагогических условий и уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста'

Экспериментальное изучение организационно-педагогических условий и уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1376
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ДЕТЕЙ / ПЕДАГОГ / РОДИТЕЛЬ / ДОШКОЛЬНИК / ИНФОРМАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ / МОТИВАЦИОННЫЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ / КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП / РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ГРУППЫ / CREATIVE IMAGINATION OF CHILDREN / TEACHER / PARENT / PRESCHOOLER / INFORMATIVE / MOTIVATIONAL / ACTIVITY / READINESS LEVEL / ASCERTAINING STAGE / DEVELOPING THE SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT OF THE GROUP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Шабаева Вера Николаевна

В статье рассматриваются особенности экспериментального изучения организационно-педагогических условий и уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. В ходе исследования были проведены три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. В статье представлены цель, задачи и методики констатирующего этапа организации опытно-экспериментальной работы в рамках темы исследования. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста, которые были разделены на 2 группы контрольную и экспериментальную, а также участвовали педагоги и родители от каждой группы. В ходе исследования основными методами, которые мы использовали, являлись: опрос, беседа, анкетирование и тестирование. Определены критерии и методы анализа организационно-педагогических условий развития творческого воображения и дана оценка уровня творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Проанализировав организационно-педагогические условия развития творческого воображения, мы установили, что педагоги организуют работу по развитию творческого воображения на основе имеющихся знаний, но эта работа не является достаточно целостной и связанной, отмечаются отдельные недостатки, связанные с планированием целей и задач работы, определением методов, приемов, условий развития творческого воображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Шабаева Вера Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL STUDY OF THE ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS AND THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

The article deals with the features of the experimental study of organizational and pedagogical conditions and the level of development of creative imagination of children of preschool age. During the study, three stages were carried out: ascertaining, forming and control stages. The article presents the purpose, objectives and methods of ascertaining the stage of the organization of experimental work within the framework of the research topic. The study involved children of preschool age, which were divided into 2 groups control and experimental. The study also involved teachers and parents from each group. During the research, the main methods we used were: survey, interview, questionnaire and testing. Criteria and methods of analysis of organizational and pedagogical conditions of development of creative imagination are defined and the estimation of level of creative imagination at children of the senior preschool age is given. After analyzing the organizational and pedagogical conditions for the development of creative imagination, we found that teachers organize work on the development of creative imagination on the basis of existing knowledge, but this work is not sufficiently holistic and related, there are some shortcomings associated with the planning of goals and objectives of the work, the definition of methods, techniques, conditions for the development of creative imagination.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное изучение организационно-педагогических условий и уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста»

УДК 373

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© 2018

Шинкарёва Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Шабаева Вера Николаевна, бакалавр Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя-Набережная, 6, e-mail: e-mail: school-kapsal@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности экспериментального изучения организационно-педагогических условий и уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. В ходе исследования были проведены три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. В статье представлены цель, задачи и методики констатирующего этапа организации опытно-экспериментальной работы в рамках темы исследования. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста, которые были разделены на 2 группы - контрольную и экспериментальную, а также участвовали педагоги и родители от каждой группы. В ходе исследования основными методами, которые мы использовали, являлись: опрос, беседа, анкетирование и тестирование. Определены критерии и методы анализа организационно-педагогических условий развития творческого воображения и дана оценка уровня творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Проанализировав организационно-педагогические условия развития творческого воображения, мы установили, что педагоги организуют работу по развитию творческого воображения на основе имеющихся знаний, но эта работа не является достаточно целостной и связанной, отмечаются отдельные недостатки, связанные с планированием целей и задач работы, определением методов, приемов, условий развития творческого воображения.

Ключевые слова: творческое воображение детей, педагог, родитель, дошкольник, информационно-содержательный, мотивационный, деятельностный, уровень готовности, констатирующий этап, развивающая предметно-пространственная среда группы.

EXPERIMENTAL STUDY OF THE ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS AND THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

© 2018

Shinkareva Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of psychology and pedagogy of preschool education Shabaeva Vera Nikolaevna, bachelor Irkutsk State University (664053, Russia, Irkutsk, Nizhnyaya-Naberezhnaya street, 6, e-mail: school-kapsal@mail.ru)

Abstract. The article deals with the features of the experimental study of organizational and pedagogical conditions and the level of development of creative imagination of children of preschool age. During the study, three stages were carried out: ascertaining, forming and control stages. The article presents the purpose, objectives and methods of ascertaining the stage of the organization of experimental work within the framework of the research topic. The study involved children of preschool age, which were divided into 2 groups - control and experimental. The study also involved teachers and parents from each group. During the research, the main methods we used were: survey, interview, questionnaire and testing. Criteria and methods of analysis of organizational and pedagogical conditions of development of creative imagination are defined and the estimation of level of creative imagination at children of the senior preschool age is given. After analyzing the organizational and pedagogical conditions for the development of creative imagination, we found that teachers organize work on the development of creative imagination on the basis of existing knowledge, but this work is not sufficiently holistic and related, there are some shortcomings associated with the planning of goals and objectives of the work, the definition of methods, techniques, conditions for the development of creative imagination.

Keywords: creative imagination of children, teacher, parent, preschooler, informative, motivational, activity, readiness level, ascertaining stage, developing the subject-spatial environment of the group.

В современных условиях глубокой трансформации системы дошкольного образования на первый план выдвигаются новые ориентиры и задачи. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, является раскрытие их творческого потенциала, что является важной основой развития ребенка, как субъекта деятельности.

Исследователи, занимавшиеся проблемой воображения в дошкольном возрасте Л.С. Выготский [1], О.М. Дьяченко [2,3], Рубинштейн, С.Л., Т. Рибо [4]. и другие, отмечают, что воображение обеспечивает деятельность дошкольника: благодаря построенному образу конечного результата деятельности, ребенок планирует дальнейшую деятельность и свои действия.

Согласно педагогическому подходу Э.В. Ильенков [5], Н.Н. Палагина [6], Л.И. Шрагина [7].) воображение выступает как одно из важнейших условий успешности обучения, поскольку развитое воображение помогает в формировании многих представлений, влияет на развитие мышления, творческое развитие.

Г.А. Урунтаева считает, что в дошкольном возрасте

наряду с переходом деятельности воображения во внутренний план проявляется еще одна важная особенность, воображение подчиняется определенному замыслу. Эта особенность воображения играет исключительную роль, и помогает создавать первые законченные произведения [8].

Шинкарёва Н.А., Евдокимова О.А., Бондаренко А.В. и другие полагают, что в старшем дошкольном возрасте наблюдается активный переход от воссоздающих форм воображения к творческому воображению. Детьми активно осваиваются приемы и средства создания новых образов, воображение начинает приобретать произвольный характер, а также переходит во внутренний план, в результате чего отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов и повышается роль речи в развитии творческого воображения [9-15].

Экспериментальное изучение организационно-педагогических условий и уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста весьма необходимо в работе педагога дошкольного учреждения.

Целью констатирующего этапа являлось изучение организационно-педагогических условий развития твор-

Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Shabaeva Vera Nikolaevna EXPERIMENTAL STUDY OF THE ORGANIZATIONAL ..

ческого воображения детей в ДОО, и оценка уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста, которые были разделены на две группы - контрольную и экспериментальную. Количество детей в каждой группе составило двадцать пять человек. В исследовании также участвовали педагоги и родители от каждой группы.

Констатирующий этап исследования включал в себя два направления диагностики: анализ организационно-педагогических условий развития творческого воображения в детском саду и диагностика уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Направление исследования уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста проходило с помощью следующх методик: 1.Методика «Дорисовывание фигур» (Э. Торренс, адап-тированая О.М. Дьяченко, Е.А. Ничипорюк). 2. Методика «Особенности творческого воображения детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. 3. Методика «На кого стал похож?» (модифицированная методика Крупник Е.П.).

Организационно-педагогические условия развития творческого воображения детей в ДОО

В соответствии с разработанной критериальной системой оценки, представим покомпонентный анализ педагогической готовности к развитию творческого воображения дошкольников.

Результаты опроса педагогов показали, что на высоком уровне информационно-содержательный компонент сформирован у 10% педагогов. Педагог с высоким уровнем характеризуется тем, что понимает значение воображения, различает воображение и творческое воображение, выделяет существенные характеристики творческого воображения, перечисляет методы и приемы, используемые для развития творческого воображения дошкольников, правильно обозначает условия, необходимые для развития творческого воображения дошкольников, знает проявления творческого воображения в дошкольном возрасте.

На среднем уровне информационно-содержательный компонент сформирован у 60% педагогов. Педагоги, отнесенные к этому уровню понимают значение воображения, частично выделяют существенные характеристики творческого воображения, знают его определение, частично называют разные методы и приемы развития творческого воображения, условия, необходимые для развития творческого воображения дошкольников.

К низкому уровню мы отнесли 30% педагогов, потому что они затрудняются в выделении существенных характеристик творческого воображения. У педагогов отмечаются трудности в выделении проявлений творческого воображения у детей, дифференциации воображения и творческого воображения, определении методов и приемов развития творческого воображения у детей, в выделении условий развития творческого воображения дошкольников.

Таким образом, результаты оценки информационно-содержательного компонента готовности педагогов к развитию творческого воображения, показали, что педагоги недостаточно владеют необходимыми знаниями для организации работы по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Прежде всего, это проявляется в недостаточности знаний относительно практической организации работы с детьми, используемых методов, приемов, технологий работы, создании развивающей, предметно-пространственной среды для развития творческого воображения дошкольников.

Одной из причин, на наш взгляд, может выступать то, что многие педагоги недостаточно понимают сущ-

ность именно творческого воображения, часто смешивают творческое воображение и воображение в целом.

По результатам диагностики мотивационного компонента к высокому уровню его развития мы отнесли 20% педагогов. Педагоги, отнесенные к высокому уровню, характеризовались тем, что они понимают значение творческого воображения, осознают необходимость его развития, планируют действия по совершенствованию своих профессиональных умений и навыков по данному вопросу.

К среднему уровню мы отнесли 50% педагогов. Для этих педагогов характерным являлось то, что они осознают значение творческого воображения и его дефицита у детей, могут обозначать действия, направленные на преодоление трудностей в работе по развитию творческого воображения, но затрудняются в планировании действий по развитию творческого воображения.

Низкий уровень выявлен у 30% педагогов. Эта группа педагогов характеризовалась тем, что они недостаточно осознают значение творческого воображения, не могут выделить трудности, которые они испытывают в работе по развитию творческого воображения, не могут охарактеризовать свою работу, определить ее перспективы и направления профессионального роста в этом направлении.

Таким образом, результаты диагностики мотиваци-онного компонента педагогической готовности к развитию творческого воображения детей дошкольного возраста показали, что многие педагоги недостаточно осознают необходимость данной работы, трудности, которые испытывают в процессе организации данной работы, у них проявляется недостаточная активность в плане повышения уровня своих профессиональных умений по вопросам развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

Анализируя результаты деятельностного компоненты, мы констатируем, что к высокому уровню развития деятельностного компонента нами отнесены 20% педагогов. Они включены в данному группу, потому, что занимают активную позицию в процессе организации работы по развитию творческого воображения, четко определяют цели и задачи работы, отбирает методы и приемы, разрабатывают необходимые материалы по развитию творческого воображения дошкольников, используют потенциал разных видов деятельности, развивающей среды, взаимодействие с родителями.

К среднему уровню мы отнесли 50% педагогов. Педагоги со средним уровнем осуществляют работу по развитию творческого воображения, определяют цель и задачи работы, отбирают методы и приемы работы, частично создают условия для развития творческого воображения в развивающей среде, во взаимодействии с педагогами, испытывают трудности при разработке разнообразных материалов по развитию творческого воображения.

К низкому уровню мы отнесли 30% педагогов, потому, что данные педагоги редко осуществляют работу по развитию творческого воображения, не ставят специальных задач развития творческого воображения, затрудняются в отборе методов, приемов и средств развития творческого воображения, в использовании потенциала развивающей среды, взаимодействие с родителями.

Таким образом, результаты оценки готовности педагогов к развитию творческого воображения дошкольников показали преобладание среднего и низкого уровней сформированности деятельностного компонента, что указывает на недостаток практического опыта в организации работы по развитию творческого воображения. Полученные результаты необходимо учитывать при организации работы с педагогами.

Обобщив результаты оценки по всем компонентам, мы определили общий уровень педагогической готовности к развитию творческого воображения детей дошкольного возраста.

К высокому уровню нами отнесены 10% педагогов, к среднему уровню отнесены 50% педагогов, к низкому уровню отнесены 40% педагогов.

Нами были также выделены уровневые характеристики педагогической готовности к развитию творческого воображения детей дошкольного возраста.

Высокий уровень готовности характеризуется тем, что педагог владеет системой знаний о том, что такое творческое воображение, как его можно развивать в дошкольном возрасте, каковы методы, приемы и условия его развития, педагог активно применяет свои знания на практике в процессе организации работы, способен самостоятельно, в системе, выстроить работу по развитию творческого воображения дошкольников.

Средний уровень готовности педагогов характеризуется тем, что педагог организует работу по развитию творческого воображения на основе имеющихся знаний, но эта работа не является достаточно целостной и связанной, отмечаются отдельные недостатки, связанные с планированием целей и задач работы, определением методов, приемов, условий развития творческого воображения.

Низкий уровень готовности характеризуется тем, что педагог характеризуется слабой мотивацией к профессиональному совершенствованию, что оказывает влияние на профессиональные достижения в вопросах развития творческого воображения. Педагог не стремится к профессиональному саморазвитию, у него отмечается недостаточная сформированность необходимых знаний, умений и навыков для организации данной работы.

По итогам оценки педагогической готовности к развитию творческого воображения детей дошкольного возраста, мы можем констатировать, что уровень готовности у большинства педагогов преобладает средний, что указывает на необходимость повышения уровня готовности педагогов посредством специально организованной работы.

Изучая особенности отношения родителей к данной проблеме мы констатируем, что к высокому уровню мы отнесли 18% родителей экспериментальной группы и 16% родителей контрольной группы. У этих родителей мы выявили следующие особенности: родители знают, что такое творческое воображение, как оно проявляется у ребенка, какие методы и приемы его развития можно использовать в процессе воспитания, проявляют интерес к развитию творческого воображение своих детей, готовы участвовать в разных мероприятиях по проблеме развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

Средний уровень выявлен у 44% родителей экспериментальной группы и 40% родителей контрольной группы. Родители со средним уровнем частично выделяют сущностные характеристики творческого воображения, понимают его значение, но не знают методов и приемов его развития в дошкольном возрасте. Они проявляют интерес к развитию творческого воображения у детей, но не всегда готовы принимать участие в мероприятиях, посвященных этой проблеме.

Низкий уровень мы выявили у 38% родителей экспериментальной группы и 44% родителей контрольной группы. Характеризуется данный уровень тем, что родители не могут дать определение творческому воображению, охарактеризовать его значение, назвать методы и приемы его развития, не проявляют интереса к проблеме развития творческого воображения детей, не стремятся участвовать в мероприятиях, посвященных данной проблеме.

Таким образом, оценка уровня готовности родителей к развитию творческого воображения является по своим количественным показателям близкой к уровню готовности педагогов, поскольку преобладающими также являются показатели среднего уровня.

Обобщая результаты анализа организационно-педагогических условий развития творческого воображения

у детей дошкольного возраста мы пришли к выводу о том, что эффективной организации работе по развитию творческого воображения детей препятствует недостаточная готовность педагогов к организации данной работы, неполная оснащенность развивающей предметно-пространственной среды, недостаточная сформиро-ванность знаний родителей по вопросам развития творческого воображения детей.

В ходе констатирующего этапа исследования, мы провели оценку уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Для этого нами использовался ряд критериев оценки, к которым, мы отнесли гибкость, оригинальность, художествен-ностно-смысловое обобщение, целостность. Каждому критерию нами были подобраны методики диагностики.

В процессе анализа, мы выделили количественные и качественные характеристики каждого уровня. Высокий уровень выявлен у 12% детей экспериментальной группы и у 16% детей контрольной группы. Выполняя дорисовывание фигур, дошкольники с высоким уровнем проявили гибкость, поскольку они смогли придумать на основе одинаковых фигур разные образы в определенное заданное время. Количество этих образов являлось достаточно большим, идеи, которые воплотили дети в процессе дорисовывания фигур являлись интересными, не было повторений фигур, можно было условно разделить фигуры на несколько групп. Также присутствовали в рисунках элементы оригинальности. Все дорисованные фигуры представляли собой законченное изображение тех или иных объектов или предметов.

Средний уровень развития гибкости и вариативности мы выявили у 48% детей экспериментальной группы и 52% детей контрольной группы. Рисунки этих дети характеризовались следующими особенностями: по сравнению с детьми с высоким уровнем, эти дошкольники смогли дорисовать меньшее количество фигур, в среднем 5-6. Фигуры являлись также достаточно прорисованными, но разнообразие изображенных категорий объектов или предметов являлось меньшим, чем у детей предыдущей группы. Например, дети изображали предметы, которые можно отнести к двум группам предметов - это могли быть игрушки и человек или техника и игрушки и т.д. Кроме того, о некоторых трудностях в переключении и проявлении гибкости свидетельствовало то, что соседние образы у ребенка являлись сходными, например, рядом были нарисованы две игрушки или рядом были нарисованы два объекта у обоих из которых есть колеса, например, машина как реальный объект, относящийся к технике и машина как игрушка.

К низкому уровню, мы отнесли 40% детей экспериментальной группы и 32% детей контрольной группы. Анализ рисунков детей с низким уровнем показал, что способность к проявлению гибкости и вариативности у них развита слабо. Эти дошкольники смогли дорисовать только 3-4 фигуры, их изображения являлись недостаточно четкими, конкретными и проработанными, образы относились к одной группе предметов.

Таким образом, в качестве характеристик развития гибкости и вариативности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста по результатам проведения методики О.М. Дьяченко, мы можем назвать недостаточное развитие способности переключаться от текущего образа к новому и абстрагироваться от его признаков, склонность к некоторой шаблонности и стереотипности, недостаточное развитие умения представлять предмет другого класса.

Согласно проведенному исследованию, мы определили результаты оценки оригинальности творческого воображения.

Высокий уровень выявлен у 12% детей экспериментальной группы и 16% детей контрольной группы. Выполняя аппликацию старшие дошкольники с высоким уровнем оригинальности, смогли представить интересный новый замысел и придать оригинальность

Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Shabaeva Vera Nikolaevna pedagogical

EXPERIMENTAL STUDY OF THE ORGANIZATIONAL ... sciences

образу посредством использования цвета, формы, либо сочетание разных признаков для создания необычного образа, при этом дети фантазировали и придумывали новый образ достаточно быстро.

Средний уровень оригинальности, мы выявили у 40% детей обеих групп. Создание аппликации у дошкольников со средним уровнем характеризовалось тем, что они не сразу могли придумать замысел и не всегда самостоятельно могли осуществить его выполнение. Оригинальность проявлялась в отдельных элементах, которые не относились к данному объекту или предмету в реальности, а являлись заимствованными у другого объекта т.е. эти дошкольники использовали прием «склеивания» нового образа из знакомых элементов.

Низкий уровень выявлен у 48% детей экспериментальной группы и 44% детей контрольной группы. Аппликация старших дошкольников с низким уровнем оригинальности характеризовалась тем, что дети, создавая аппликацию смогли изобразить только хорошо знакомый, понятный образ, практически не внося в него каких-либо изменений. В результате чего он являлся очень похожим на образ, существующий в реальности.

Таким образом в результате оценки уровня развития оригинальности творческого воображения, мы установили, что для большинства детей старшего дошкольного возраста характерно недостаточное развитие способности создавать новый образ на основе знакомых, включать новые непривычные элементы в хорошо знакомый образ, а также воплощать образ используя для этого разные методы и приемы, варьировать существенными признаками изображаемого объекта.

Нами была определена оценка художественно-смыслового обобщения аппликативного образа и его целостность.

К высокому уровню нами отнесены 16% детей экспериментальной группы и 16% детей контрольной группы. При создании нового образа у детей с высоким уровнем получилось придумать фантазийный образ несуществующего в реальности предмета, при этом создать изображение целостным, полным, увидеть его и затем воплотить его уже в непосредственной деятельности. Преобразовывая бутылку, дети с высоким уровнем смогли придумать образы, которые достаточно далеки от изначального образа.

К среднему уровню, мы отнесли 32% детей экспериментальной группы и 36% детей контрольной группы. Дошкольники, отнесенные к среднему уровню, испытывали отдельные затруднения в создании нового образа, прежде всего затруднения возникали потому, что они не могли оттолкнуться и отступить от стереотипа, шаблона и пытались преобразовать саму бутылку как предмет, не видя общего образа.

После проведения беседы с детьми, нацеливая их на отвлечение от образа бутылки удалось придумать новый образ, который дети создали, включив в него только отдельные элементы оригинальности т.е. у детей со средним уровнем был представлен «натуральный» образ.

К низкому уровню нами были отнесены 52% детей экспериментальной группы и 48% детей контрольной группы. Эти дошкольники опирались при создании образов целиком и полностью на известные им образцы, многие дети шли по простому пути украшения имеющегося предмета на основе тех приемов, которыми они владеют. У них не возникал целостный художественный образ, и они соответственно не могли воплотить его в конкретном замысле.

Таким образом, результаты по данной методике показали, что у детей старшего дошкольного возраста отмечается недостаточное развитие умения преодолевать конкретные представления и создавать новый образ используя для этого разные приемы, а также создавать целостный образ, соответствующий фантастическому уровню художественно-смыслового обобщения.

По результатам исследования мы установили, что 248

высокий уровень развития творческого воображения отмечается у 12% детей экспериментальной группы и 16% детей контрольной группы.

Средний уровень выявлен у 44% детей обеих групп. Низкий уровень выявлен у 44% детей экспериментальной группы и 40% детей контрольной группы.

Высокий уровень развития творческого воображения, мы охарактеризовали следующим образом. Старшие дошкольники способны придумывать, создавать новые образы, проявляют умение переключаться с одного образа на другой, воплощать его и используя для этого, как необходимые технические средства и материалы, так и на основе сформированных художественно-изобразительных умений, их образы являются достаточно оригинальными, характеризуются художественно-смысловым обобщением высокого уровня, целостным представлением объекта или предмета.

Средний уровень развития творческого воображения характеризуется тем, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформирована способность переключаться от одного объекта к другому, насыщать образ деталями, вносить элементы оригинальности, создавать фантазийный образ, они более склонны к созданию натурального образа, у которого отмечается недостаточная целостность. В воплощении образов дети испытывают определенные затруднения, которые могут преодолеваться с помощью взрослого.

Для низкого уровня развития творческого воображения характерным являются недостаточное развитие способности переключаться с одного образа на другой, создавать новый образ на основе имеющихся представлений, вносить элементы оригинальности в новый образ и создавать целостный образ.

По результатам проведенного исследования, мы можем констатировать необходимость осуществления работы по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Проанализировав организационно-педагогические условия развития творческого воображения, мы установили, что педагоги организуют работу по развитию творческого воображения на основе имеющихся знаний, но эта работа не является достаточно целостной и связанной, отмечаются отдельные недостатки, связанные с планированием целей и задач работы, определением методов, приемов, условий развития творческого воображения.

В развивающей среде группы представлены материалы для творческой деятельности детей, но их количество не соответствует требуемому. Не представлены игры на развитие творческого воображения, графические задания, недостаточно полифункционального материала для игровой деятельности.

Многие родители не могут дать определение творческому воображению, охарактеризовать его значение, назвать методы и приемы его развития, не проявляют интереса к проблеме развития творческого воображения детей, не стремятся участвовать в мероприятиях, посвященных данной проблеме.

У детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформирована способность переключаться от одного объекта к другому, насыщать образ деталями, вносить элементы оригинальности, создавать фантазийный образ, они более склонны к созданию натурального образа, у которого отмечается недостаточная целостность. В воплощении образов дети испытывают определенные затруднения, которые могут преодолеваться с помощью взрослого.

Таким образом, полученные результаты подтвердили актуальность проблемы исследования и необходимость разработки формирующего этапа исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст]/Л.С. Выготский. -М.: Просвещение, 2011 - 94 с.

2. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст]

/О.М. Дьяченко. - М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 2006 -197 с.

3. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии.

— 2008. - № 6. - С. 52-59.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 2009 - Т. 1 - 486 с.

5. Ильенков Э.В. О воображении [Текст] / Э.В. Ильенков // Народное образование. - 2008 - №3. — С.16-19.

6. Палагина Н.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике [Текст] /Н.Н. Палагина //Вопросы психологии.- 2007.- №6.

- С.13-17.

7. Шрагин Л.И. Логика воображения [Текст] / Л.И. Шрагина. -М.:Народное образование, 2011 -190 с.

8. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

9. Шинкарёва Н.А., Евдокимова О.А. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Материалы IV Международной научной конференции «Актуальные вопросы современной педагогики» (г. Уфа, ноябрь 2013 г.) 2013. С. 72-74.

10. Бондаренко А.В., Шинкарева Н.А. Педагогические условия развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста //Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. № 4 (7). С. 38-40.

11. Скоробогатова А.И. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития личности дошкольника в условиях реформирования системы образования // Карельский научный журнал. 2013. № 4 (5). С. 98-100.

12. Ясинских Л.В. Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников в процессе восприятия произведений искусства //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 168174.

13. Галкина И.А., Теплых Е.А. Метод моделирования как средство развития описательного типа текста у старших дошкольников // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 211-213.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Якименко С.И. Блочная система интеграции знаний у старших дошкольников //Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 82-85.

15. Шинкарёва Н.А., Карманова А.В. Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Молодой ученый. 2016. № 9 (113). С. 1210-1213.

Статья поступила в редакцию 05.11.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.