Научная статья на тему 'Особенности воспитания гуманных отношений к сверстникам детей седьмого года жизни'

Особенности воспитания гуманных отношений к сверстникам детей седьмого года жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2843
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ГУМАННОСТЬ / HUMANITY / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / ЭМПАТИЯ / EMPATHY / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / RELATIONSHIPS / ГУМАННЫЕ ЧУВСТВА / HUMANE FEELINGS / ГУМАННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / HUMANE RELATIONS / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / SENIOR PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Алексеева Анастасия Владимировна

В статье рассматривается актуальность проблемы воспитания гуманных чувств и отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста. Раскрыта значимость необходимости формирования нравственности и гуманности у подрастающего поколения, в таких нормативных документах, как ФЗ «Об образовании» в РФ и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Представлены характеристики основных понятий: гуманность, гуманные отношения. Также на основе анализа работ психологов и педагогов, нами было определено, что наиболее сензетивным периодом для становления и формирования нравственной личности, которая умеет устанавливать доброжелательные отношения, является старший дошкольный возраст. На основе обобщения педагогического опыта и результатов экспериментально-исследовательской деятельности представлены особенности развития гуманных отношений у детей седьмого года жизни. В статье представлены результаты исследования особенностей воспитания гуманных отношений к сверстникам детей седьмого года жизни, которые свидетельствуют о недостаточной сформированности у детей таких качеств как: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость и справедливость по отношению к сверстникам. Представлены цель, методики, критерии оценки, и особенности проявления гуманных отношений детьми старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Алексеева Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF HUMANE RELATIONS UPBRINGING PEERS CHILDREN THE SEVENTH YEAR OF LIFE

The article deals with the relevance of the problem of education of humane feelings and attitudes towards peers in children of preschool age. The importance of formation of morality and humanity in the younger generation, in such regulations as the Federal law “on education” in the Russian Federation and the Federal state educational standard of preschool education. The characteristics of the basic concepts are presented: humanity, humane relations. Also, based on the analysis of the work of psychologists and teachers, we have determined that the most sensitive period for the formation and formation of a moral person who knows how to establish friendly relations is the senior preschool age. Based on summarizing the teaching experience and the results of the experimental research activities of the peculiarities of the development of human relations in children's seventh year of life. The article presents the results of the study of the features of education of human relations to peers of children of the seventh year of life, which indicate the lack of formation of children of such qualities as: goodwill, responsiveness, care, care and justice towards peers. The purpose, methods, evaluation criteria, and features of the manifestation of human relations of children of preschool age are presented.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитания гуманных отношений к сверстникам детей седьмого года жизни»

Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Alekseeva Anastasia Vladimirovna FEATURES OF HUMANE RELATIONS UPBRINGING ...

pedagogical sciences

УДК 373

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ОТНОШЕНИЙ К СВЕРСТНИКАМ

ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ

© 2018

Шинкарёва Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Алексеева Анастасия Владимировна, бакалавр Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя-Набережная, 6, e-mail: korkischko.nastia@yandex.ru)

Аннотация. В статье рассматривается актуальность проблемы воспитания гуманных чувств и отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста. Раскрыта значимость необходимости формирования нравственности и гуманности у подрастающего поколения, в таких нормативных документах, как ФЗ «Об образовании» в РФ и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Представлены характеристики основных понятий: гуманность, гуманные отношения. Также на основе анализа работ психологов и педагогов, нами было определено, что наиболее сензетивным периодом для становления и формирования нравственной личности, которая умеет устанавливать доброжелательные отношения, является старший дошкольный возраст. На основе обобщения педагогического опыта и результатов экспериментально-исследовательской деятельности представлены особенности развития гуманных отношений у детей седьмого года жизни. В статье представлены результаты исследования особенностей воспитания гуманных отношений к сверстникам детей седьмого года жизни, которые свидетельствуют о недостаточной сформированности у детей таких качеств как: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость и справедливость по отношению к сверстникам. Представлены цель, методики, критерии оценки, и особенности проявления гуманных отношений детьми старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: воспитание, гуманность, нравственность, эмпатия, взаимоотношения, гуманные чувства, гуманные отношения, старший дошкольный возраст.

FEATURES OF HUMANE RELATIONS UPBRINGING PEERS CHILDREN THE SEVENTH YEAR OF LIFE

© 2018

Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Candidate of Pedagogical l Sciences, Assistant Professor of the Department of Preschool Education Pedagogics and Psychology education Alekseeva Anastasia Vladimirovna, bachelor

Irkutsk State University

(664053, Russia, Irkutsk, Nizhnyaya-Naberezhnaya street, 6, e-mail: korkischko.nastia@yandex.ru)

Abstract. The article deals with the relevance of the problem of education of humane feelings and attitudes towards peers in children of preschool age. The importance of formation of morality and humanity in the younger generation, in such regulations as the Federal law "on education" in the Russian Federation and the Federal state educational standard of preschool education. The characteristics of the basic concepts are presented: humanity, humane relations. Also, based on the analysis of the work of psychologists and teachers, we have determined that the most sensitive period for the formation and formation of a moral person who knows how to establish friendly relations is the senior preschool age. Based on summarizing the teaching experience and the results of the experimental research activities of the peculiarities of the development of human relations in children's seventh year of life. The article presents the results of the study of the features of education of human relations to peers of children of the seventh year of life, which indicate the lack of formation of children of such qualities as: goodwill, responsiveness, care, care and justice towards peers. The purpose, methods, evaluation criteria, and features of the manifestation of human relations of children of preschool age are presented.

Keywords: education, humanity, morality, empathy, relationships, humane feelings, humane relations, senior preschool age.

Постепенное развитие в России демократического общества все больше зависит от утверждения человечности, гуманности в отношениях между людьми.

Гуманное воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных проблем современности.

Одно из основных направлений развития современного общества - его гуманизация, нравственное совершенствование общества (что, безусловно, служит целям гуманизации), благополучие его членов непосредственно зависят от наличия гуманных отношений между людьми. Отсюда особая социальная и личностная значимость формирования гуманных отношений у подрастающего поколения. Сензитивним периодом для становления доброжелательности, отзывчивости, внимательности, заботливости, справедливости является, как известно, старший дошкольный возраст.

На современном этапе одной из главных задач нравственного воспитания, и одной из первоочередных задач формирования личности дошкольника, является воспитание у детей дошкольного возраста гуманного отношения к сверстникам.

В настоящий момент, гуманистический характер образования, отражен в Федеральном Законе «Об образовании» в РФ, и является основным принципом государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Это обусловлено необходимостью провозглашения гуманности, как одной из

важнейших человеческих ценностей.

В Федеральном государственном образовательном дошкольного образования развитие гуманных отношений является одной из составляющих социально-коммуникативного развития. И направлено на формирование: дружеских взаимоотношений между детьми; привычки сообща играть, трудиться, заниматься; стремлению радовать старших хорошими поступками; умению самостоятельно находить общие интересные занятия; воспитывать уважительное отношение к окружающим; учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.

Педагоги и психологи (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.А. Козлова, М.И. Лисина, Л.А. Венгер, Я.Л. Коломинский и др.) доказали, что оптимальным для воспитания гуманности является старший дошкольный возраст. В этом возрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ. Необходимость и возможность приобщения ребенка к гуманным отношениям обусловлена и функциональными особенностями детей, их восприимчивостью, чувствительностью к внешним воздействиям, готовностью к эмоциональному отклику на состояние, переживания другого [1-5].

Гуманность рассматривается педагогической наукой как качество личности, представляющее собой совокупность нравственно-психологических свойств личности,

педагогические науки

Шинкарёва Надежда Алексеевна, Алексеева Анастасия Владимировна ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ОТНОШЕНИЙ ...

выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

0.В. Вакуленко, понимает под гуманными отношениями особый вид практически складывающихся общественных отношений на основе нравственных взглядов, норм, принципов, которые возникают в процессе нравственной деятельности, проходят через сознание людей и выражают совокупность зависимостей и связей [6].

Исследователь О.О. Лямова рассматривает следующую структуру понятия «гуманные отношения».

По мнению автора, когнитивный компонент гуманного отношения включает в себя знания и представления о сущности гуманизма как общечеловеческой ценности, сущность нравственных норм, ценностей, идеалов, особенностях и сложностях реализации гуманного отношения, относительности трактовки конкретных форм поведения и действий как гуманных или негуманных, в зависимости от реальных условий. По мнению данного автора, эмоциональный компонент представляет собой проявление нравственных чувств и норм, а также эмоциональный компонент отражает развитость гуманных чувств: человеколюбия, доброты, отзывчивости, симпатии, уважения, эмпатии и т. д. [7].

Поведенческий компонент гуманных отношений отражает умение соблюдать нормы и правила в общении, проявлять уважение к другому человеку, нетерпимости, антигуманности в отношениях между людьми.

Исходя из этого, автор определяет воспитание гуманного отношения как процесс формирования гуманистического мировоззрения, гуманных чувств и опыта практической гуманистической деятельности.

Логизируя по данной проблеме и изучив работы Р.С. Буре, В.С. Мухиной, Б.Т. Лихачева, К.А. Орловой и других авторов, мы можем констатировать, что: гуманность - это качество личности, представляющая собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности [8].

Гуманные отношения - представляют собой отношение к другому как к себе самому через отношение к совместной деятельности. Это сложное образование, включающее когнититвный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Согласно Н.А. Шинкарёвой между детьми разного пола ограничен или почти ограничен опыт взаимодействия и сотрудничества. Отдаленным результатом этого может быть неподготовленность взрослого человека к выполнению своей социальной роли, как в обществе, так и в семье, неумение общаться и сотрудничать с представителями своего и противоположного пола [9].

Нами было организовано и проведено экспериментальное исследование особенностей развития гуманных отношений, детей седьмого года жизни

Целью констатирующего этапа исследования явилось выявление педагогических условий работы по воспитанию гуманных отношений к сверстникам детей седьмого года жизни в образовательном процессе ДОУ.

Исследование проводилось на базе МДОУ г. Иркутска.

Критериями оценки гуманных отношений к сверстникам детей седьмого года жизни выступали: сформи-рованность доброжелательного отношения к сверстнику; способность проявлять гуманные чувства и эмоции к сверстнику; умение соблюдать нормы и правила в общении.

В качестве методик диагностики гуманных отношений выступали:

1. Метод проблемных ситуаций (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

2. «Помощники» (Г.А. Урунтаева).

3. «Не поделили игрушку» (Г. А. Урунтаева).

Изучив особенности проявления гуманных отношений старших дошкольников мы выявили, что дошкольники преимущественно находятся на низком и ниже

среднего уровнях (в экспериментальной 30 % и 25 % в контрольной группе низкий уровень, уровень ниже среднего в экспериментальной 30% и 35% в контрольной). Они не проявляли интереса к действиям сверстников, они не обращали внимания к сверстникам, смотрели по сторонам, занимались своими делами, заговаривали с экспериментатором. В процессе исследования мы отметили, что дети хвастаются, завидуют, конкурируют, демонстрируют свои преимущества.

В процессе игры дети с низким уровнем проявляют ревностное отношение, у них отсутствует сопереживание и сочувствие к действиям сверстника. Например, Андрей Н. в ситуации пассивного наблюдателя, не проявлял интереса к своему сверстнику, постоянно смотрел по сторонам, не слушал, задавал вопросы на отвлеченные темы, радовался не удачам и высмеивал предложенные варианты Артемия Г., который был в роли строителя. Кирилл Д. в позиции наблюдателя за Павлом Д., который строил из мозаики домик, никак не мог включиться в деятельность товарища, он периодически отходил и подходил, чтобы узнать, когда закончит Паша, его не интересовала деятельность сверстника, он ждал только своей очереди.

25% в экспериментальной и 20 % в контрольной показали средний уровень вовлеченности в действия сверстников. Мы отметили, что эти дети во время игр периодически пристально наблюдали за действиями сверстника, они задавали отдельные вопросы, комментировали действия сверстников.

Дети, показавшие средний уровень более доброжелательны и сдержанны, у них частично проявляется сопереживание по отношению к сверстнику. Например, в ситуации когда, Соня П. была строителем, а Савва

B. контролером, не смотря на то, что строитель - это мужская профессия, и строить, захотел мальчик, после долгого размышления, он уступил место Сони. Он задавал ей вопросы: Что ты будешь строить? Какого цвета? Он пристально наблюдал, и постоянно предлагал свою помощь, но девочка, говорила, чтобы он не лез. Тогда Савва перестал обращать на нее внимание, и переключился на других детей. Но через некоторое время, он снова подошел к Соне, и начал ее хвалить, и говорить: «У тебя получилось хорошо!». В другой ситуации, игра в мозаику, Маша И. наблюдала за действиями сверстника, а Саша К. выкладывал домик на поле. Девочка спокойно сидела и пристально наблюдала, как Саша, выбирал детали и выкладывал домик. Иногда отвлекалась и смотрела по сторонам, но затем сразу останавливала свой взор на Саше. Через некоторое время, Маша включилась в деятельность мальчика, и подсказывала какой цвет лучше выбрать и куда соотнести. А затем и вместе с ним, стала выкладывать мозаику.

15 % детей в экспериментальной группе, и 20 % в контрольной группе показали высокий уровень эмоциональной вовлеченности. Они в процессе игры пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Эти дети в процессе игры активно вмешивались в действия сверстников, задавали им вопросы, давали комментарии к действиям сверстников. Эти дети соглашались как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого.

Высокий уровень, показали дети Таисия С. и Юлия

C., девочкам была предложена ситуация строитель, они самостоятельно определили свои роли и приступили к выполнению. Таисия выполняла роль наблюдателя, а Юля строителя, она предлагала построить замок для принцесс, царство фей, Тася улыбалась и предложила свой вариант: дом для гномов. Девочки выбрали построить замок, и совместно приступили к строительству. Тася помогала подбирать цвет и детали, девочки обсуждали, где какая фея будет жить.

В ситуации, игра мозаику Катя Т. выкладывала цветок из мозаики, а Олег Д. заинтересованно наблюдал, он подсказывал ей, где использовать красный и желтый

Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Alekseeva Anastasia Vladimirovna FEATURES OF HUMANE RELATIONS UPBRINGING ...

pedagogical sciences

цвет. Когда девочка предложила ему, помочь ей, Олег с радостью согласился. Когда они завершили работу, Олег сказал: «Красиво!». И помог ей вытащить все детали, и сложить в коробку.

Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что гуманные отношения у дошкольников обеих групп сформированы недостаточно. Показателями этого выступают недостаточная вовлеченность в действия сверстника, редкое проявление сопереживания, нежелание пойти на встречу.

Результаты по методике «Помощники» показали, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает низкий уровень развития взаимоотношений со сверстниками в обеих группах. Так, в экспериментальной и контрольной групп по 40 %. Средний уровень был выявлен у 35 % детей в экспериментальной и у 30 % в контрольной группе. Высокий уровень отмечается у 25 % детей в экспериментальной группе и 30 % в контрольной группе.

При низком уровне в обеих группах характерными особенностями дружеских взаимоотношений со сверстниками низкая активность, отказ от помощи, трудности соотнесения своих действий с нормами организованного взаимодействия, отсутствие постоянных дружеских связей.

Например, Саша М. был в подгруппе, где дети помогали маме мыть столы и стулья, он пассивно повторял за детьми, которые активно действовали. Он взял тряпку, и пару раз провел по столу, не намочив её. Затем сказал, что он всё сделал и удалился в другую группу к своему другу, где клеили книжки, и стал его отвлекать. Диме Т. было поручено, другими инициативными детьми, полить один цветок, прорыхлить землю, и вытереть пыль с листьев. Он сказал, что сам знает, что делать. Взял лейку и начал поливать цветок. К нему подошла Маша Н., и сказала, что сначала нужно прорыхлить, а только потом поливать. Он не обращал на нее внимание, а поливал дальше, после чего, с поддона полилась вода.

Дружеские отношения у этих детей выражаются в действиях, поступках, в поведении, деятельности и добрых словах. У старших дошкольников со средним уровнем в обеих группах отмечаются трудности с соблюдением норм организованного поведения, оказанием помощи, проявлением инициативы. У этих детей дружеские связи нестабильные, они часто меняют друзей, если дети не принимают их требования, обижаются, перестают с ними играть.

Например, Вадим А., оказавшись в группе, где подклеивали книжки, взял инициативу на себя, но не смог справиться с тем, чтобы распределить обязанности между участниками. Он умело справлялся с книжками, но на просьбы детей помочь, не реагировал. Ему хотелось поскорее закончить, нежели оказать помощь сверстникам. Кирилл Д. помогал мыть столы и стулья, он пассивно выполнял мытье стульев, и быстро с этим справился. Даша К. попросила его протереть со шкафчика, возле которого стояли стулья, но он сказал, что свою работу он сделал, и почему он должен мыть еще шкаф.

Показатели высокого уровня в обеих группах свидетельствуют о том, что у этих детей хорошо развиты дружеские взаимоотношения с детьми в группе. Эти дети умеют сопереживать, помогают товарищам в играх, в бытовых ситуациях, проявляют заботу, защищают. Они умеют в общении с другими детьми уступить, договориться, оказать взаимопомощь и самим обратиться за помощью.

Например, Маша Н. и Саша В. были в группе, где ухаживали за цветами. Они для каждого нашли задание, разделили свою подгруппу, и выдали лейки, рыхлители и тряпки. Но не все дети, были согласны, как их распределили, и Саша, еще раз делил, всех так, чтобы всем было удобно. Когда кто- то не справлялся или делал, не правильно Маша подходила, помогала и объясняла. Вероника П. проявляла инициативу, в заклеивании

книжек, но у нее не очень получалось красиво заклеить, и она обращалась за помощью к своим сверстникам. Ребята ей помогали, и она благодарила их.

Таким образом, мы видим, что у старших дошкольников в обеих группах взаимоотношения со сверстниками сформированы на разном уровне, преобладающим среди которых является низкий уровень. Старшим дошкольникам свойственно не всегда оказывать помощь, договариваться, сотрудничать.

Мы видим, что высокий уровень умения разрешать конфликтные ситуации сформировано у 30 % в экспериментальной, и 25 % в контрольной группе детей. Это означает, что только эта небольшая подгруппа детей в каждой группе не склонна провоцировать конфликты со сверстниками. В случае возникновения конфликтной ситуации эти дети способны его разрешить сами либо с помощью взрослого, что указывает на владение определенными образцами и эталонами поведения. Дети активные, общительные, дисциплинированные, с достаточным запасом знаний и умений, инициаторы игр. Они охотно прислушиваются к замечаниям взрослого.

В ходе наблюдения мы отметили, что эти дети во взаимодействии друг с другом могут не только успешно согласовывать свои желания, но и оказывать взаимную поддержку и помощь, более чутко относиться к эмоциональному состоянию другого ребенка, проявлять по отношению к нему сочувствие и сопереживание.

Например, Полина С., когда ссорились Данил и Максим, спросила, почему они ссорятся, и постаралась помирить мальчишек, и предложила детям играть поочередно. Паша Д. спокойно выбрал себе игрушку, и смотрел, как другие дети выбирают игрушки. Он ждал своей очереди, чтобы поиграть с игрушкой. Когда возникла конфликтная ситуация между сверстниками. Паша обратился за помощью к педагогу.

Средний уровень, умения разрешать конфликтные ситуации, 25 % в экспериментальной и 35 % в контрольной группе. Такие дети не провоцируют конфликт, но и не проявляют инициативы по его разрешению. В ходе эксперимента мы отметили, что эти дети несколько пассивные, у них не развиты навыки самоорганизации. Они не всегда умеют понять замысел товарища, не всегда могут выразить словами свои намерения.

Например, Дима С. спокойно выбрал себе игрушку, и сидел, когда возникла конфликтная ситуация он продолжал спокойно сидеть и смеяться. Таня М. выбрала игрушку и удалилась заниматься своим делом.

Умение разрешать конфликтные ситуации в обеих группах сформировано на низком уровне у 45 % в экспериментальной и 40 % в контрольной группе, который свидетельствует о трудностях разрешения возникающих конфликтных ситуаций, подчинении своих желаний интересам других детей. Эти дети испытывают наибольшие затруднения в конфликтных ситуациях. Часто они провоцируют их сами, не учитывают интересы других детей, не умеют высказывать свое мнение, не прибегают к помощи взрослого. Однако, эти дети способны идти на уступки во время конфликтов.

Например, Сережа Б. провоцировал конфликт, забирая игрушку у своего сверстника, который первый ее выбрал. Когда ему сказали, что он поиграет позже. Он сказал, что сначала он, а потом другие. Леша П. выбрал себе красивую игрушку, хотя она ему совсем была не нужна. Он сделал это, чтобы никому больше она не досталась.

Результаты показали, что эти дети не умеют самостоятельно и справедливо разрешать спорные вопросы, с уважением относиться к мнению товарища, считаться с ним, проявлять самокритичность. Чаще всего это дети неуравновешенные, легко возбудимые. Они постоянно конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, не обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной игры. Другие дети в этой же подгруппе молчаливые, замкнутые, почти не играющие с другими,

педагогические науки

Шинкарёва Надежда Алексеевна, Алексеева Анастасия Владимировна ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ОТНОШЕНИЙ ...

дети с малым запасом знаний.

Обобщая результаты, мы можем сделать вывод о том, что у старших дошкольников недостаточно сформированы гуманные отношения со сверстниками. Это проявляется в том, что дети не всегда могут договариваться друг с другом, проявлять сопереживание, соревнуются друг с другом, стремятся лидировать и доминировать.

Применительно к педагогической технологии для детей дошкольного возраста необходимо конкретизировать комплекс форм, методов, способов, педагогических средств, реализующих процесс воспитания гуманных отношений к сверстникам.

Мы солидарны с Н.А. Шинкарёвой, что особенно сильными и действенным средством воспитания любой культуры являются прогрессивные национальные традиции и обычаи. Для детей дошкольного возраста, это игровая, социально-коммуникативная деятельность, там где дети взаимодействуют друг с другом и со взрослыми.

Народная педагогика неотъемлемая, полноправная составная часть современной педагогики, она имеет все основания дополнить современную педагогическую теорию, усиливая в ней народные, общечеловеческие, гуманистические идеи [10-17].

Основные моменты мы и планируем использовать на формирующем этапе нашего исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Буре Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада - М.: Просвещение , 2008. 96 с.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии -СПб.: Союз, 2007. 418 с.

3. Венгер Л. А. Структура и психическое развитие ребенка - М.: Просвещение, 1978.

4. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С. 98-101.

5. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах - М.: Минск, 1976, 237 с.

6. Вакуленко, О.В. Формирование гуманных отношений к сверстникам у детей дошкольного возраста / учебно-методическое пособие / Шадринск, 2002. 52 с.

7. Лямова О. О. Воспитание гуманного отношения к человеку в профессиональной подготовке врача: автореферат дис. кандидата педагогических наук. - Пермь, 2014. 26 с.

8. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. - М.: Мозаика - Синтез, 2011. 80 с.

9. Шинкарёва Н.А. Модель процесса формирования гендерной культуры у дошкольников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета Серия: Педагогика и психология. - 2013. - №4 (15). С. 220-224.

10. Азизи Ф.А., Рофиева Ф.С. Традиционный художественный институт как феномен таджикской народной педагогики // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 231-234.

11. Морозова И.М. Методика реализации самостоятельной работы по изучению теоретического модуля «профессиональная педагогика» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 209215.

12. Зайцева Е.А., Нуждин А.В. Специфика обучения и воспитания учащихся в условиях полиэтнической образовательной среды // Самарский научный вестник. 2016. № 2 (15). С. 154-159.

13. Мирзоева Б.И. Особенности традиционных таджикских женских ремесел и их применение в подготовке будущих учителей технологии // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 339-342.

14. Джиоева Г.Х. Основные направления этнопеда-гогической подготовки будущего учителя // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 75-78.

15. Дьячковская М.Д., Мерлина Н.И. Этноматематика

коренных малочисленных народов севера - юкагиров // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 23-27.

16. Кондаурова И.К., Коростелев А.А. Подготовка будущих педагогов к обучению школьников и студентов математике с учетом историко-культурного своеобразия региона // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 181-185.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Асанова З.Р. Крымскотатарский фольклор как средство воспитания подрастающего поколения // Самарский научный вестник. 2015. № 1 (10). С. 22-26.

Статья поступила в редакцию 02.05.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.