Научная статья на тему 'Игры с правилами как средство развития дружеских взаимоотношений детей седьмого года жизни'

Игры с правилами как средство развития дружеских взаимоотношений детей седьмого года жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
547
47
Поделиться
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЯ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ДРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / RELATIONS / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / ДРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / RELATIONSHIPS / ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ / FORMS OF COMMUNICATION / ДРУЖБА / FRIENDSHIP / ИГРА / GAME / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GAME ACTIVITIES / ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ / GAMES WITH THE RULES / RELATIONSHIPS OF PRESCHOOL CHILDREN / FRIENDLY RELATIONSHIPS / FRIENDLY RELATIONSHIPS OF CHILDREN OF THE SEVENTH YEAR OF LIFE IN THE GAME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Цвентарных Марина Александровна

В данной статье рассматривается проблема развития дружеских взаимоотношениях детей седьмого года жизни через игры с правилами. Почему именно дружеские взаимоотношения дошкольников седьмого года жизни являются центром духовно-нравственного становления личности. Представлены мнения многих авторов, которые полагают, что опыт первых дружеских взаимоотношений является основным фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его самочувствие и поведение среди людей. В статье так же описываются методики и результаты исследования, особенностей дружеских взаимоотношений детей седьмого года жизни в игровой деятельности. Представлены цель, критерии оценки, методики, и особенности дружеских взаимоотношений детей седьмого года жизни в игровой деятельности. Анализ теоретических исследований по данной проблеме, позволил сформулировать следующее: «изучение дружеских взаимоотношений в детских коллективах имеет особое значение, так как социально-психологические проблемы детей школьного возраста и взрослых уходят корнями в дошкольное детство, потому что именно в этом возрасте находятся истоки формирования личности человека. Кроме того, когда ребенок приходит в детский сад у него меняется «социальная ситуация» его психического развития. С того момента, когда ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать в отрыве от взаимоотношений с другими членами группы». Именно здесь, на основе опыта общения со сверстниками закладываются основы нравственных качеств личности и первые коллективные взаимоотношения ребенка со сверстниками.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Цвентарных Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

GAMES WITH RULES AS A MEANS OF PROMOTING FRIENDLY RELATIONS BETWEEN CHILDREN OF THE SEVENTH YEAR OF LIFE

This article deals with the problem of development of friendly relations of children of the seventh year of life through games with the rules. Why is the friendship of preschool children of the seventh year of life is the center of spiritual and moral formation of the individual. The opinions of many authors who believe that the experience of the first friendly relationship is the basic Foundation for the further development of the child's personality and largely determines the characteristics of human consciousness, his attitude to the world, his health and behavior among people. The article also describes the methods and results of the study, the features of friendly relations of children of the seventh year of life in the game. The purpose, criteria of an assessment, methods, and features of friendly relations of children of the seventh year of life in game activity are presented. The analysis of theoretical studies on this problem allowed us to formulate the following: “the study of friendly relations in children's groups is of particular importance, as the socio-psychological problems of school-age children and adults are rooted in preschool childhood, because it is at this age are the origins of the formation of human personality. In addition, when a child comes to kindergarten he changes the "social situation" of his mental development. From the moment a child enters a peer group, his or her individual development can no longer be considered and studied in isolation from the relationship with other members of the group”. It is here, based on the experience of communication with peers laid the foundations of moral qualities of the individual and the first collective relationship of the child with peers.

Текст научной работы на тему «Игры с правилами как средство развития дружеских взаимоотношений детей седьмого года жизни»

педагогические науки

Шинкарёва Надежда Алексеевна, Цвентарных Марина Александровна ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДРУЖЕСКИХ ...

УДК 37.02

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ

© 2018

Шинкарёва Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» Цвентарных Марина Александровна, бакалавр Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя-Набережная, 6, e-mail: czwenta@mail.ru)

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема развития дружеских взаимоотношениях детей седьмого года жизни через игры с правилами. Почему именно дружеские взаимоотношения дошкольников седьмого года жизни являются центром духовно-нравственного становления личности. Представлены мнения многих авторов, которые полагают, что опыт первых дружеских взаимоотношений является основным фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его самочувствие и поведение среди людей. В статье так же описываются методики и результаты исследования, особенностей дружеских взаимоотношений детей седьмого года жизни в игровой деятельности. Представлены цель, критерии оценки, методики, и особенности дружеских взаимоотношений детей седьмого года жизни в игровой деятельности. Анализ теоретических исследований по данной проблеме, позволил сформулировать следующее: «изучение дружеских взаимоотношений в детских коллективах имеет особое значение, так как социально-психологические проблемы детей школьного возраста и взрослых уходят корнями в дошкольное детство, потому что именно в этом возрасте находятся истоки формирования личности человека. Кроме того, когда ребенок приходит в детский сад у него меняется «социальная ситуация» его психического развития. С того момента, когда ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать в отрыве от взаимоотношений с другими членами группы». Именно здесь, на основе опыта общения со сверстниками закладываются основы нравственных качеств личности и первые коллективные взаимоотношения ребенка со сверстниками.

Ключевые слова: отношения, взаимоотношения, взаимоотношения дошкольников, дружеские взаимоотношения, дружеские взаимоотношения детей седьмого года жизни в игровой деятельности, формы общения, дружба, игра, игровая деятельность, игры с правилами.

GAMES WITH RULES AS A MEANS OF PROMOTING FRIENDLY RELATIONS BETWEEN CHILDREN OF THE SEVENTH YEAR OF LIFE

© 2018

Shinkareva Nadezhda Alekseevna, candidate of Pedagogical l Sciences, assistant professor of the Department of Preschool Education Pedagogics and Psychology education Tsventarnykh Marina Aleksandrovna, bachelor Irkutsk State University (664053, Russia, Irkutsk, street Lower quay, 6, e-mail: czwenta@mail.ru)

Abstract. This article deals with the problem of development of friendly relations of children of the seventh year of life through games with the rules. Why is the friendship of preschool children of the seventh year of life is the center of spiritual and moral formation of the individual. The opinions of many authors who believe that the experience of the first friendly relationship is the basic Foundation for the further development of the child's personality and largely determines the characteristics of human consciousness, his attitude to the world, his health and behavior among people. The article also describes the methods and results of the study, the features of friendly relations of children of the seventh year of life in the game. The purpose, criteria of an assessment, methods, and features of friendly relations of children of the seventh year of life in game activity are presented. The analysis of theoretical studies on this problem allowed us to formulate the following: "the study of friendly relations in children's groups is of particular importance, as the socio-psychological problems of schoolage children and adults are rooted in preschool childhood, because it is at this age are the origins of the formation of human personality. In addition, when a child comes to kindergarten he changes the "social situation" of his mental development. From the moment a child enters a peer group, his or her individual development can no longer be considered and studied in isolation from the relationship with other members of the group". It is here, based on the experience of communication with peers laid the foundations of moral qualities of the individual and the first collective relationship of the child with peers.

Keywords: relations, relationships, relationships of preschool children, friendly relationships, friendly relationships of children of the seventh year of life in the game, forms of communication, friendship, game, game activities, games with the rules.

Воспитание дружеских взаимоотношений в группе дошкольников - это проблема, которая стояла перед педагогами всегда. Каждая современная образовательная программа для детей дошкольного возраста содержит раздел «нравственное» воспитание. Задача этого раздела воспитать в детях понятия совести и морали, нравственные чувства, такие как: сопереживание, взаимопомощь, сострадание, и конечно формировать у детей положительное отношение к другим людям. Эта задача становится актуальной, так как именно в дошкольном возрасте в ребенка закладываются основы этических инстанций, формируются и закрепляются индивидуальные варианты отношений к себе и к другим людям, а так же к природе, своей малой родине, стране, где проживает ребенок.

Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования: ребенок обладает установкой положительного отношения к

миру, к разным видам труда, к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, учувствует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувства веры в себя, старается разрешать конфликты [1].

Вместе с тем методы и приёмы такого воспитания не столь очевидны и представляют собой серьезную педагогическую проблему.

Я.Л. Коломенский, Л.С. Славина и другие педагоги, и психологи считают, что дружеские взаимоотношения со сверстниками создают чувство принадлежности ребенка к группе, общности с ней, что очень важно для его общего эмоционального самочувствия, для формирования адекватной самооценки, уверенности в себе. Если таких взаимоотношений нет, то ребенок чувствует себя в группе сверстников не уютно, тяжело переживает свою

отверженность. Отсутствие отношений или не до конца сформированные порождают у него состояние тревоги и напряженности. Такое состояние должно найти выход и выливается обычно в агрессию по отношению к сверстникам, либо в подавленности и чувстве неполноценности. Из чего следует, что у дошкольника формируются отрицательное отношение к людям: враждебность, агрессивность, неприязнь, отрицательные черты личности. Во многих школах учителя стали отмечать, что рост школьников с агрессивным поведением с каждым годом становится все больше, а работать с ними всё сложнее. И в большинстве своём, ни педагоги, ни родители не знают, как им справляться с таким поведением детей, ведь традиционные методы воздействия практически никак не влияют на изменения в поведении [2].

Я.Л. Коломинский, А.А. Реан утверждают, что взаимоотношения между сверстниками у детей в старшем дошкольном возрасте становятся более устойчивыми, которые не зависят от конкретных обстоятельств. Дружеские взаимоотношения между дошкольниками - это необходимое условие полноценного развития ребенка, который способен договариваться, учитывать интересы других, сопереживать сверстникам и в том числе старается разрешить конфликт. Именно дружеские взаимоотношения являются условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений [3].

Так же во взаимоотношениях проявляются гуманные чувства.

А.О. Птиченко, Н.А. Шинкарёва считают, что воспитание гуманных отношений связано также с неуклонным ростом проблем взаимоотношений детей с окружающими в целом: повышением конфликтности, тревожности, агрессивности. Эмоциональный дискомфорт, формирующийся у многих детей на фоне сложной ситуации в семье и обществе, оказывает сильное влияние на способность ребенка воспринимать окружающее, заботиться о других людях [4].

М. И. Лисина пишет о том, что взаимоотношения -это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы. Эти связи определяются в основном совместной деятельностью и ценностными ориентациями. Они находятся в процессе развития и выражаются в общении, совместной деятельности, поступках и во взаимооценках членов группы[5].

Е.О. Смирнова делает выводы, о том, что изучение взаимоотношений старших дошкольников в коллективе показывают, что между детьми дошкольного возраста существуют сложные взаимоотношения, которые несут в себе отпечаток реальных социальных взаимоотношений, которые имеют место во взрослом обществе. Доброта, отзывчивость, сопереживание и способности помочь, и уступить, доброжелательность - вот те нравственные качества, которые считаются наиболее важными чертами отличающих популярных детей от не популярных, а не интеллект, не творческие способности, не общительность детей. В основе всех нравственных качеств лежит особое отношение к сверстнику, которое можно охарактеризовать как личностное. При таком отношении другой ребенок является не средством самоутверждения и не конкурентом, а самоценной и уникальной личностью, в которой продолжается его собственное «Я». Личность ребенка при этом открыта для других и внутренне связана с ними. Поэтому такие дошкольники легко уступают и помогают сверстникам, делятся с ними и не воспринимают чужие успехи как свое поражение. Именно группа детского сада - первое детское общество, возникающее на основе сложно ролевой игры, игр с правилами, подвижных игр и самостоятельной деятельности, где имеются благоприятные условия для формирования качеств общественности, начал коллективизма [6].

Е.О. Смирнова дает такое определение дружба — это 312

взаимоотношения между детьми, которые основаны на симпатии, взаимной привязанности, общности интересов, духовной близости. Когда ребенок находится за пределами семейного круга, то наиболее значительными для него социальными отношениями является отношения с друзьями. Дружеские взаимоотношения в раннем дошкольном возрасте зачастую хрупки; они быстро устанавливаются и так же быстро прерываются. Но уже у старших дошкольников может быть крепкая настоящая дружба [6].

В психолого-педагогической литературе понятие «дружба» определяется в качестве: содержательных взаимосвязей между детьми; устойчивого чувства; избирательной эмоциональной привязанности (И.С. Кон) [7].

Необходимость в дружбе рассматривается как, нравственная потребность, которая возвышает личность ребенка, делает ее гуманнее, добрее, щедрее к людям. По словам В.А. Сухомлинского: «именно дружба является одной из сфер воспитания любви к человеку, взаимного уважения, ощущения тончайших душевных движений в другом человеке».

Также, по мнению Н.А. Шинкаревой и Н.А. Соловьевой, именно старший дошкольный возраст является периодом, когда изменения в общем психическом развитии детей (развитие их когнитивной, эмоциональной, волевой сфер, регуляторных функций) позволяет сделать процесс формирования культуры поведения более осознанным, усвоение норм и правил происходит на основе понимания детьми значения этих норм[8].

Следуя за В. В. Абраменковой, можно сделать следующий вывод: дружеские взаимоотношения детей седьмого года жизни - это отношения, проявляющиеся в положительной установке к другим детям и себе, доброжелательности и дружелюбии, внимательности к нему. Также это готовность прийти на помощь другому человеку, это эмпатические способности к сочувствию, сопереживанию, это рефлексия - умение понять другого человека, поставить себя на его место, это и толерантность - терпимость к чужим мнениям. Именно с формирования гуманного отношения к людям начинается становление дружеских взаимоотношений [9].

Как же можно повлиять на развитие дружеских взаимоотношений детей седьмого года жизни? Через что педагог может поддерживать и закреплять формирование дружеских взаимоотношений? Конечно, через игру. Ведь ключевая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Также игра является эффективным средством формирования его морально - волевых качеств, личности дошкольника, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Игра вызывает существенное изменение в психике дошкольника.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Игра формирует все стороны личности ребенка в единстве и взаимодействии.

По словам С.Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

Единство и взаимодействие проявляются по-разному в разных видах игр. В творческой игре фокусом, собирающим все стороны личности, служит замысел, содержание игры и связанные с ним игровые переживания. От богатства замысла, степени увлеченности им зависят сила эмоций и, в большой мере, способность к умственному и волевому усилиям.

Поэтому целью нашего исследования являлось подобрать и апробировать игры с правилами, которые будут способствовать развитию дружеских взаимоотношений детей седьмого года жизни.

В исследовании принимали участие 40 детей седьмого года жизни, которые были разделены нами на две

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Шинкарёва Надежда Алексеевна, Цвентарных Марина Александровна ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДРУЖЕСКИХ ...

группы: контрольную - 20 детей, экспериментальную -20 детей.

Исследование проводилось на базе МДОУ р. п. Железнодорожного, Усть-Илимского р-на, Иркутской области.

Критериями для оценки дружеских взаимоотношений детей седьмого года жизни выступали: потребность в общении; эмоциональные предпочтения; значимость социального окружения; заинтересованность старших дошкольников в общении со сверстниками (умение играть длительно, увлеченно, сосредоточено); нравственно - волевая воспитанность (взаимодействие со сверстниками в игре, умение не мешать товарищу, знание норм поведения, использование положительных форм в общении со сверстниками); проявление нравственных чувств (сочувствие, радость от общения, сопереживание).

В качестве методик диагностики дружеских взаимоотношений выступали: анкетирование об осведомленности родителей о положительных взаимоотношениях дошкольников; методика «День рождение» (М.А. Панфиловой); методика «Капитан корабля» (А.А Романов); методика: «Два домика» (по Т.Д. Марцинковской).

Проведя первую методику «День Рождение» (М.А. Панфиловой), где мы исследовали взаимоотношения ребенка с детьми и взрослыми, его эмоциональными предпочтениями в общении, мы получили следующие данные:10 % (2 ребенок) экспериментальной и 15 % (3 ребенка) контрольной группы относится к высокому уровню развития. Дружеские взаимоотношения этих детей на высоком уровне, у них есть потребность в общении, желают общаться в широком кругу. Именно такие дети готовы помогать другим, готовы прийти на помощь в любую минуту, их отношения приятные, доверительные, близкие, заметен опыт общения со сверстниками. Также ребенок умеет играть длительно, создавая новый сюжет, умеет подчиняться, идти на уступки в игре, проявляет положительные эмоции, сочувствие, радость в общении, сопереживание.

Ярким примером дружеских взаимоотношений можно считать Сашу Ш., он очень активно рассказывал о том, как будет проходить его день рождение в кругу друзей, детей всей группы он усадил к себе за праздничный стол, поделился с ними игрушками, придумал много развлечений и не забыл никого из своих одногруппников.

25 % (5 детей) экспериментальной и 30 % (6 ребенка) контрольной группы относятся к среднему уровню. Это дети с недостаточно устойчивыми дружескими взаимоотношениями, они предпочитают общение в основном только с близкими для них людьми, в ограниченном кругу; не всегда реагируют спокойно на различные ситуации, бывают импульсивными, суждения и моральные представления ограничены. Ребенок способен играть с детьми, но не на длительном промежутке времени; тяжело принимает на себя разные роли, не всегда идет на уступки в игре; По просьбе педагога или взрослого проявляет положительные эмоции, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, стремление оказать помощь другим детям, но не всегда.

Например, Милана К. на диагностике рассаживала детей, затрудняясь при размещении детей вокруг себя, некоторых детей она посадила за отдельный стол, но при этом делилась с ними угощением и игрушками, относилась с уважением.

По результатам можно сделать вывод, что в группах преобладает низкий уровень развития дружеских взаимоотношений. 65 % (13 детей) в экспериментальной группе и 55 % (11 детей) в контрольной группе. В большинстве у детей наблюдается непостоянство в поведении, заметно расхождение между их поступками и словами. Отличительной яркой чертой у таких детей является равнодушие к чувствам других людей, не способны к переживаниям, не проявляют стремления к общению.

Они не замечают, когда другому ребенку нужна помощь или поддержка, мало кому доверяют, безучастно принимает роли в игре. По просьбе педагога или взрослого не проявляет положительные эмоции, сочувствие, сопереживание, отзывчивость к сверстникам. В основном наблюдает игру со стороны.

Вадим М. при проведении методики посадил с собой несколько детей. Оставшиеся стульчики просто зачеркнул. На вопрос чем они будут заниматься, он ответил: «Поедим торт, и дети пойдут домой».

Таким образом, мы видим, что в группах больше преобладает низкий уровень развития дружеских взаимоотношений.

Анализируя данные методики «Капитан корабля» (А.А. Романов) целью которой является: выявить социометрический статус ребенка в группе сверстников, мы можем констатировать, что 10% (2 ребенка) экспериментальной и 15 % (3 ребенка) контрольной группы мы отнесли к высокому уровню развития дружеских взаимоотношений. Эти дети характеризуются потребностью в общении, желают общаться в широком кругу; дети, для которых характерно проявление готовности помочь другим, отозваться на их беду, их отношения близкие, доверительные, приятные, заметен опыт общения со сверстниками. Также ребенок умеет играть длительно, создавая новый сюжет, умеет подчиняться, идти на уступки в игре, проявляет положительные эмоции, сочувствие, радость в общении, сопереживание.

Один из ярких примеров Даниил К., который будучи капитаном корабля, взял всю свою группу с собой в путешествие, назначил своих помощников, был согласен на то, что кто-то будет капитаном вместо него, готов был помогать на палубе своим друзьям.

30 % (6 детей) экспериментальной группы и 20 % (4 ребенка) контрольной группы являются представителями среднего уровня развития дружеских взаимоотношений. Характеризуются такие дети способностью играть с детьми, но не на длительном промежутке времени; тяжело принимает на себя разные роли, не всегда идет на уступки в игре; По просьбе педагога или взрослого проявляет положительные эмоции, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, стремление оказать помощь другим детям, но не всегда.

Одним из примеров таких детей оказалась Настя П. Взяв всю группу с собой на корабль, она не смогла поделиться с детьми местом возле штурвала, все старалась брать на себя.

60 % (12 детей) экспериментальной группы и 65 % (13 детей) контрольной группы относятся к низкому уровню дружеских взаимоотношений в группе. Это дети мало кому доверяют, безучастно принимают роли в игре, даже по просьбе воспитателя не проявляют положительных эмоций, сочувствий, сопереживаний. В большинстве случаев наблюдают игру со стороны.

Ярким примером низкого уровня в данной методике стал мальчик Демьян А.. Он не захотел никого брать с собой на корабль, только после вопроса воспитателя: «Тебе одному не будет грустно и скучно?», он решил взять с собой троих детей, но так и не поделился с ним своими игрушками, и не позволил им стоять рядом с ним у штурвала.

«Два домика» (Т.Д. Марцинковской) - это методика, использованная нами в ходе исследования круга значимого общения ребенка, его особенностями взаимоотношений, проявления симпатий к отдельным членам данной группы детей и получили следующие результаты: 20 % (4 ребенка) экспериментальной группы и 10 % (2 ребенка) контрольной группы мы отнесли к высокому уровню дружеских взаимоотношений. Эти дети также характеризуются большим желанием общаться со сверстниками в широком кругу, играя длительно, умея при этом идти на уступки, подчинятся, проявлять сопереживание, сочувствие, радость в общении.

Таким ярким примером вновь выступил Саша Ш.,

который поселил всех детей у себя в домике, с яркими игрушками. Рассказал, как они будут играть, в какие игры. При этом одного мальчика из группы он поселил в черный домик, но только на один час в целях перевоспитания, осознания как нужно вести себя с друзьями, а затем он вновь рад будет видеть его у себя в доме.

25 % (5 ребенка) экспериментальной группы и 30 % (6 ребенка) контрольной группы - дети среднего уровня дружеских взаимоотношений. Их характеризует: способность играть с детьми, но не на длительном промежутке времени, обращать внимание на проявление нравственных чувств только с помощью воспитателя. Тяжело принимает на себя разные роли и также тяжело делится с игрушками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, поселив у себя в домике большую часть группы, Настя Ш., не охотно, позволяла бы детям брать ее игрушки, бегать по дому и играть в игры без её участия.

55 % (11 детей) экспериментальной группы и 60 % (12 детей) контрольной группы мы отнесли к группе с низким уровнем дружеских взаимоотношений. Эти дети поселили в своем доме либо только воспитателя, либо нескольких детей из группы. Причем игрушками они не делятся, даже если их об этом вежливо просят взрослые. В основном находятся в замкнутом определенном пространстве у себя в доме. Наблюдают за игрой детей со стороны.

Примером такого поведения в группе является Влад К., который на вопрос о том кто с ним будет находиться в его красивом и ярком доме с большим количеством игрушек, он ответил: «Хочу, чтобы это все было моё. Чтобы мои игрушки никто не сломал и не забрал! Ну, можно позвать жить к нам Анну Павловну».

Проведя и проанализировав все вышеописанные методики, мы приходим к выводу, что развитие дружеских взаимоотношений у детей седьмого года жизни находится на низком уровне. Необходимо провести ряд мероприятий по развитию у детей доброжелательности и дружелюбии, внимательности, готовность прийти на помощь другому человеку, эмпатические способности, сопереживанию, и многим другим составляющим, которые входят в понятие дружеских взаимоотношений.

Проанализировав анкеты родителей, можно сделать следующие выводы: что родители в 80 % (32 родителя) считают, что трудности в общении с которыми сталкивается их ребенок от того, что он не имеет опыта в налаживании контакта или неуверенности в себе.

Многие родители не понимали значения вопросов и затруднялись на них ответить.

Таким образом, проанализировав все проведенные методики и анкетирование родителей в ходе констатирующего эксперимента, мы видим что, сформирован-ность дружеских взаимоотношений в группах находится на низком уровне. Поэтому, наша работа по формированию дружеских взаимоотношений у детей седьмого года жизни становится актуальной.

Работа с детьми предполагает включение игр с правилами для установления дружеских взаимоотношений: подвижных и дидактических игр; педагогических ситуаций, имитационных игр, чтение художественной литературы и проведение этических бесед по произведениям, тренингов. Также предполагается работа с родителями по формированию у детей нравственных качеств, которые проявляются в дружеских взаимоотношениях, проведения родительских собраний в форме круглого стола, родительские семинары-практикумы, проведение ООД совместно с родителями, консультации, наглядно-стендовая информация. Данная педагогическая работа по формированию дружеских взаимоотношений у детей седьмого года жизни будет способствовать развитию нравственных качеств каждого ребенка и становление его как личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма 314

Минобрнауки РФ. / - М.: «ТЦ Сфера», 2017. - 96с.

2. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах - М.: Минск, 1976, 237 с.

3. Реан А. А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология - СПб.: Издательство «Питер» -2000. —416 с.

4. Птиченко А.О., Шинкарёва Н.А. Актуальность развития гуманных отношений у дошкольников // оло-дой ученый. - 2016. - №25. - С. 577-580.

5. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Питер; СПб, 2009.

6. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.

7. Кон И.С. Дружба. - СПб.: Питер, 2005. - 330 с.

8. Шинкарёва Н.А., Соловьева Н.А. Особенности формирования культуры поведения детей седьмого года жизни посредством сюжетно-ролевой игры // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). -Пермь: Меркурий, 2015. С. 139-141.

9. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.-Воронеж, 2000.

Статья поступила в редакцию 29.04.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)