Научная статья на тему 'Особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста'

Особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4769
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЯ / RELATIONS / RELATIONS OF PRESCHOOL CHILDREN / FRIENDLY RELATIONS / ДРУЖБА / FRIENDSHIP / ОБЩНОСТЬ ИНТЕРЕСОВ / COMMUNITY OF INTERESTS / НРАВСТВЕННОСТЬ СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / MORALITY / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / SENIOR PRESCHOOLERS / ДРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Гинятова Наджие Ильясовна

В статье раскрывается формирование дружеских взаимоотношений. Рассмотрены особенности формирования дружеских взаимоотношений старших дошкольников. Дана характеристика понятиям «дружба», «дружеские взаимоотношения». Рассмотрены взгляды исследователей, которые занимались изучением формирования дружеских взаимоотношений дошкольников. Показано значение общения для развития психики и личности ребенка. Представлены условия, способствующие формированию у детей сочувствия, взаимопомощи и взаимовыручки. В статье обосновывается значение формирования дружеских взаимоотношений с позиции требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Гинятова Наджие Ильясовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста»

PECULIARITIES OF FORMATION OF FRIENDLY

RELATIONSHIPS IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

1 2 Zotova I.V. , Ginyatova N.I. (Russian Federation)

Email: Zotova436@scientifictext.ru

1Zotova Irina Vasilivna-PhD in Pedagogy, Associate Professor; 2Ginyatova Nadzhie Ilyasovna - Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING- PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL

Abstract: the article reveals the formation of friendly relations. The peculiarities of the formation of friendly relations between senior preschoolers are considered. Characteristics of the concepts of "friendship", "friendly relations" are given. The views of researchers who studied the formation of friendly relations of preschool children are considered. The importance of communication for the development of the child's psyche and personality is shown. Conditions are presented that contribute to the formation of sympathy, mutual assistance and mutual assistance among children. The article proves the importance of forming friendly relations with the position of the requirements of the Federal State Educational Standard of Preschool Education.

Keywords: relations, relations of preschool children, friendly relations, friendship, community of interests, morality, senior preschoolers.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

12 Зотова И.В. , Гинятова Н.И. (Российская Федерация)

1 Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент;

2Гинятова Наджие Ильясовна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в статье раскрывается формирование дружеских взаимоотношений. Рассмотрены особенности формирования дружеских взаимоотношений старших дошкольников. Дана характеристика понятиям «дружба», «дружеские взаимоотношения». Рассмотрены взгляды исследователей, которые занимались изучением формирования дружеских взаимоотношений дошкольников. Показано значение общения для развития психики и личности ребенка. Представлены условия, способствующие формированию у детей сочувствия, взаимопомощи и взаимовыручки. В статье обосновывается значение формирования дружеских взаимоотношений с позиции требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Ключевые слова: отношения, взаимоотношения дошкольников, дружеские взаимоотношения, дружба, общность интересов, нравственность старшие дошкольники.

УДК 372.122

Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста является актуальной проблемой. В соответствии с ФГОС одним из направлений развития является социально- коммуникативное развитие, которое направлено на социализацию ребёнка. Его задачами является развить общение ребенка как со

взрослыми, так и со сверстниками. Потребность в общении со сверстниками проявляется у ребенка рано, но её содержание формируется и расширяется с возрастом [1].

Многие педагоги и психологи исследовали дружбу и дружеские взаимоотношения:

A.А. Аржанова, А.В. Булатова, В.П. Залогина, Е.И. Кльчицкая, Я.Л. Коломенский,

B.К. Котырло, Т.А. Маркова, С.В. Петерина, Р.А. Репина Е.И. Щербакова и др.

Одной из приоритетных задач, которую современное общество ставит перед

учреждениями образования, является необходимость формировать у детей понятия «друг», «дружба», учить сочувствию, уважению мнения другого. Решение этой задачи зависит от того насколько сам воспитатель понимает роль дружбы, вникает в её мотивы и способствует сплочению детей.

Понятие «дружеские взаимоотношения» охватывает разные стороны по своему содержанию. Дружеские взаимоотношения - это отношения, основанные на взаимной симпатии, привязанности. Показателями дружеских взаимоотношений выступают проявление человеком сочувствия, отзывчивости, взаимопомощи, интереса к деятельности другого человека; забота, известная объективность оценок и самооценок, способность поступится личным желанием в пользу товарища, получая при этом удовлетворение [2].

В психолого-педагогической литературе «дружба» определяется в качестве устойчивого чувства (В.А. Сухомлинский, А.И. Аржанова и др.), содержательных взаимосвязей между детьми (С.А. Козлова), избирательной эмоциональной привязанности (И.С. Кон) и др. Все составляющие характеристики «дружбы» можно считать по - своему правомерными в зависимости от аспекта ее изучения, но в целом мы предполагаем, что дружба - это не только чувства и содержательные взаимосвязи на основе эмоциональной привязанности, но и феномен нравственной категории, отражающий специфику проявления некоторых нравственных особенностей, таких, как сочувствие и сопереживание. Дружба - всеобщий эталон человеческих отношений, «неизменно занимает высшее место в иерархии нравственных отношений» (И.С. Кон) [3].

А.А. Аржанова занималась психологическим исследованием чувства дружбы дошкольников. Она отметила особенности дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста: дружба зарождается легко, она искренна и эмоциональна, дети слабо осознают мотивы дружбы, присутствует коллективный игровой [4].

По мнению А.А. Аржаной, начало дружеских отношений идет от коллективного товарищества, которое постепенно сводится к избирательному общению с отдельными детьми.

Работа А.В. Булатовой показывает значение избирательной дружбы в группе старшего дошкольного возраста, в добавок, рассказывает о влиянии коллектива на дальнейшее развитие дружеских отношений. Также, согласно её мнению, дружба формирует нравственные качества ребёнка: взаимопонимание, умение прощать и слушать, сопереживать и заботиться. Автор отмечает, что в дружбе проявляются нравственные качества ребёнка и одновременно это взаимодействие учит ребёнка позитивному поведению, углубляет нравственные чувства. Дети все разные, но их сближает потребность в общении, единство интересов и желание играть вместе.

Как считают В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьева при хороших отношениях сверстников, у них формируются положительные качества: доброта, отзывчивость. Конфликтные отношения в свою очередь формирую грубость и агрессию. В дальнейшем эти черты будут сохраняться и тяжело поддаваться перестройке.

По мнению В.П. Залогиной, дружеское единение детей происходит только лишь при наличии общих интересов. Изучая и формируя дружеские взаимоотношения детей, автор обратила внимание на то, что в ролевой игре есть два плана взаимоотношений. Во-первых, изображаемые, возникающие в связи с сюжетом, ролью, во-вторых, реальные, имеющие место в период, когда дети затевают игру,

сговариваются между собой. Она не разграничивает понятие дружбы и товарищества, так как рассматривает отношение дружбы в широком смысле этого слова [5].

Одной из особенностей детей старшего дошкольного возраста является объединение в группы. Это может происходить, когда они играют вместе, то каждый делится на подгруппу по 2 - 4 человека или в любой другой совместной деятельности. У некоторых детей могут возникать особенные дружеские взаимоотношения. У детей старшего дошкольного возраста можно заметить постоянство в контактах, привязанность в дружеских отношениях. Чаще всего дети, разделяясь на небольшие группы образуют 3- 4 человека, немного реже по двое. Мотив возникновение дружбы уже не просто совместная игра, а поступки другого ребенка, его отношение к другим товарищам и есть ли у них общий интерес. При выборе друга моральные качества переходят на первый план. Ребенок от своего друга ожидает более доверительного отношения, а также высоких оценок в свой адрес нежели от других. На данном этапе для испытания симпатии или неприязни учитываются моральные качества, поведение в общем и также оценки окружающих.

В старшем дошкольном возрасте количество объединений сверстников возрастает, усиливается их устойчивость. Особенность дружеских отношений детей старшего дошкольного возраста — это их ориентированность на тех детей с кем они больше контактируют, они прислушиваются к их мнению больше других. Чаще всего дети дружат со сверстниками своего пола.

В группе можно заметить 3 типа отношений: собственно-личностные, оценочные и зачатки деловых отношений. В собственно-личностных отношениях может быть что-то одно из трех: симпатия, безразличие и неприязнь. Оценка отношения к другому ребенку не всегда совпадает с мнением взрослого, так как он по-разному относится к сверстникам, которых высоко оценивает и к сверстникам, которых оценивает низко. По мнению психологов, чаще всего, причины выбора товарища не осознаются, подлинные мотивы выбора товарища лежат в эмоциональной сфере ребенка. Общая положительная оценка о другом ребенке может являться причиной дружбы.

Проведя исследование, Т.А. Репина сделала заключение о том, что у детей дошкольного возраста есть устойчивость постоянство в межличностных отношениях, также существуют продолжительные привязанности детей. Это можно отметить как положительный момент, но недостатком является то, что в дальнейшем отношения между дошкольниками могут сохраняться несмотря на неудовлетворенность качествами личности другого, которые были обнаружены в последствии дружбы. Примером этого могут быть отношение, где один ребенок доминирует над другим, тем самым его принижая, но дети все равно не могут разорвать дружеские отношения, что негативно влияет на личность подавляемого.

Очень важно для развития дружбы старших дошкольников иметь между собой какие-либо сходства. Дети легче налаживают дружеские отношения с теми, кто близко живет или работает вместе с его мамой и т.д. Спустя некоторое время дети начинают замечать и оценивать личность своего товарища, но фактор сходства продолжает действовать. Важное условие для создания дружеского отношения к сверстнику - выражение личного отношения к нему при общении. Если ребенок чаще всего говорит о положительном отношении к другому, то, вероятнее всего, они подружатся [6].

С переходом от младшей группы детского сада до старшей и подготовительной появляется и развивается коллективность в отношениях. В процессе развития возникают такие изменения: дети младшего возраста дружат в зависимости от отношения ребенка к нему самому, а старшего от отношения и поступков ко всей группе. Это означает, что со временем у детей функциональные связи превращаются в связи более высокого порядка. Особенности межличностных процессов (общения, взаимного оценивания и межличностных отношений в группах детского сада)

позволяют сделать вывод об относительно высоком уровне этих процессов и о наличии первых зачатков дружеских отношений у детей дошкольного возраста, что проявляется в особо благоприятных условиях жизни и совместной деятельности в детском саду. Возрастная динамика дружеских отношений детей проявляется в увеличении содержательности, избирательности устойчивости отношений, потребности в общении.

Таким образом, в основе установления дружеских отношений дошкольников лежит потребность детей в общении со сверстниками. Предпосылки формирования дружеских отношений возникают в младшем дошкольном возрасте, в среднем дошкольном возрасте у детей появляются вполне осознаваемые дружеские привязанности, мотивом которых является совместная игра. В старшем дошкольном возрасте дружеские отношения развиваются в связи с формирующимся моральным сознанием ребенка, возникает определенная устойчивость дружеских отношений детей, имеются длительные привязанности. Главным мотивом и условием возникновения дружеских отношений является не только игра, но и моральные качества сверстника, общий интерес.

Список литературы /References

1. Мухина В.С. Детская психология / под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1985. 272 с.

2. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя / Я.Л. Коломинский. М.: Просвещение, 1988. 124 с.

3. Межличностные отношения ребёнка от рождения до семи лет. / Под ред. Е.О. Смирновой. М.: Московский психо лого-социальный институт. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. 240 с.

4. Аржанова А.И. Чувство дружбы у детей дошкольного возраста. Ученые записки Андижанского педагогического института / А.И. Аржанова. Т. 6. М., 1997. С. 55.

5. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М.: «Академия», 2000. С. 163.

6. Зотова И.В. Особенности формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками / И.В. Зотова, А.И. Умарова // Проблемы современной науки и образования. М.: «Проблемы науки», 2017. № 14 (96). С. 88-92.

Список литературы на английском языке /References in English

1 Mukhina V.C. Children's Psychology / ed. L.A. Wenger. M.: Enlightenment, 1985. 272 p.

2 Kolominsky Ya.L. Teacher on the psychology of children of six years of age: Kn. For the teacher / Ya.L. Kolominsky. Moscow: Enlightenment, 1988. 124 p.

3 Interpersonal relations of the child from birth to seven years. / Ed. E.O. Smirnov. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: Publishing house NGO "MODEK", 2001. 240 p.

4 Arzhanova A.I. The feeling of friendship in preschool children. Scientific notes of the Andijan Pedagogical Institute / A.I. Arzhanova. T. 6. M., 1997. P. 55.

5 Preschool Pedagogy: Textbook. aids for students of environments. ped Institution / S.A. Kozlova, T.A. Kulikova. M.: "Academy", 2000. P. 163.

6 2оШа I. V. Features of formation of interpersonal relations of children of preschool age with peers / I.V. Zotov, A.I. Umarova // Problems of Modern Science and Education. Moscow: "Problems of Science", 2017. № 14 (96). P. 88-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.