Научная статья на тему 'Особенности межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста'

Особенности межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5155
575
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / INTERPERSONAL RELATIONSHIP / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / КОММУНИКАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / CHILDREN''S TEAM / ДЕТСКАЯ ГРУППА / CHILDREN''S GROUP / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / THE RELATIONSHIP OF PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Умерова Мавиле Сейтумер Кызы

В статье рассмотрены особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. Описаны основные особенности взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в семейном и образовательном коллективах, представлен психолого-педагогический анализ становления дружеских взаимоотношений у дошкольников. Раскрыты признаки, виды отношений, культура межличностного общения дошкольников. Дана характеристика типов межличностных взаимоотношений в детских группах. В статье также описываются возрастные закономерности развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, которые возникают в процессе формирования межличностных отношений детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Умерова Мавиле Сейтумер Кызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 2 Зотова И.В. , Умерова М.С. Email: Zotova1135@scientifictext.ru

1Зотова Ирина Васильевна - доцент, кандидат педагогических наук; 2Умерова Мавиле Сейтумер кызы - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно—педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в статье рассмотрены особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. Описаны основные особенности взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в семейном и образовательном коллективах, представлен психолого-педагогический анализ становления дружеских взаимоотношений у дошкольников. Раскрыты признаки, виды отношений, культура межличностного общения дошкольников. Дана характеристика типов межличностных взаимоотношений в детских группах. В статье также описываются возрастные закономерности развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, которые возникают в процессе формирования межличностных отношений детей. Ключевые слова: межличностное отношение, взаимоотношения дошкольников, общение, детский коллектив, детская группа, коммуникация, дети дошкольного возраста.

FEATURES INTERPERSONAL RELATIONSHIPS OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE Zotova I.V.1, Umerova M.S.2

1Zotova Irina Vasilievna - Phd of Pedagogical, Associate Professor; 2Umerova Mavile Seitumer kizi - Student, THE DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL

Abstract: the article considers peculiarities of formation of interpersonal relations of preschool children. Describes the main features of the relationship of preschool children in family and educational groups, presents a psycho -pedagogical analysis of the formation of relationships in preschoolers. Revealed attributes, types of relations, culture of interpersonal communication of preschoolers. The characteristic types of interpersonal relationships in children's group this article also describes the age patterns of development of communicative abilities of preschool children which arise in the process offormation of interpersonal relations of children. Keywords: interpersonal relationship, the relationship of preschool children, communication, children's team, children's group, communication, children of preschool age.

УДК 373.24

Выбранное направление весьма актуально, так как проблема отношений занимает большое место в педагогике и психологии. Отношения между людьми развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт межличностных отношений - это основа, на которой формируется дальнейшее развитие личности ребенка. О том, как отношения ребенка будут развиваться в первой группе в его жизни - группе детского сада - в значительной степени зависит последующий ход его личного и социального развития, а значит, и его будущая судьба.

На сегодняшний день ученые делают вывод о том, что многим детям трудно общаться со сверстниками и взрослыми. Об этом свидетельствует тот факт, что ускорение темпа жизни,

общая компьютеризация, технический прогресс привели к тому, что прямая связь между людьми постепенно заменяется опосредованной.

В наше время все зависит от отношений. Эти отношения обязательно имеют определенную направленность: отношение к объектам внешнего мира, отношение человека к людям, к себе. Личность человека представляет собой совокупность социальных отношений, проявляющихся в общении с другими людьми и формирующихся под влиянием этого общения.

Когда люди общаются друг с другом, проявляются их личные качества: доброта, симпатия, эмпатия и т. д. Следовательно, проявляются межличностные отношения. Эмоциональная основа - главная особенность межличностных отношений. Они проявляются на основе определенных чувств, которые люди имеют по отношению друг к другу. Такими чувствами могут быть сближение, родство, объединение людей и разделение, они распространяют неприязнь, зависть.

Детство дошкольника представляет собой наиболее важный период в развитии личности ребенка, к нему также относится коммуникативная сфера. Если к этому периоду были созданы благоприятные педагогические условия, то в возрасте шести лет ребенок может легко общаться с окружающими людьми, при этом соблюдая принятые в обществе нормы: благодарить, прощаться, уступать дорогу, слушать, и т.п.

Анализ литературы показал, что проблема межличностных отношений среди детей дошкольного возраста была рассмотрена В.В. Абраменкова, А.Н. Аржанова, В.П. Залогина, Я.Л. Коломыйский, М.И. Лисина, Т.А. Маркова, В.С. Мухина, В.М. Полонский Е.О. Смирнова, А.В. Черков и др.

В шестой-седьмой год детской жизни детей особенно важно, что они привыкли общаться со своими сверстниками, посещать детский сад, с большим желанием объединиться в игре, в процессе различных действий в повседневной жизни. У некоторых детей особенно дружеские отношения: дети хотят играть с ними, разговаривать или спорить.

Очень важно внимательно изучить эти самообразующиеся группы, воспитателю нужно уметь оценить, как поощрять стремление ребенка, который стремится к независимости.

Психолог Я.Л. Коломинский понимает по межличностным отношениям субъективно пережитые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в природе и путях взаимного влияния, оказываемые людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [1].

Вскоре малыш оказывается среди своих сверстников, поэтому он должен экспериментально изучить межличностные отношения в детском саду и научиться зарабатывать себе доверие. Есть дети, которые спокойно адаптируются в любом новом обществе, которое его окружает: в детском саду, в школе и т.д. Но не всем детям дарят такой дар общения по своей природе. Есть дети, которые испытывают трудности в процессе адаптации, некоторые из них смущены заиканием, языковыми тонами, недоверием к действиям, такие дети должны находиться под особым контролем педагога.

Исследователь А.А. Аржанова провела психологическое исследование чувства дружбы у дошкольников. Эти исследования дают интересный материал, характеризующий психологические особенности дружбы детей этого возраста: легкость и непосредственность происхождения, искренность и эмоциональность, слабое осознание мотивов дружбы, чувства дружбы в целом.

Культуру межличностного взаимообщения различают на уровне коммуникативных способностей человека, чтобы построить диалогическое общение на принципах уважения, дружелюбия с собеседником, признания их уникальности и свободы.

В исследованиях В.В. Абраменкова, А.Н. Аржанова, В.П. Залогина, М.И. Лисиной, Т.А. Маркова, В.С. Мухиной, А.В. Черкова и др. Показано, что межличностные отношения уже сформированы в дошкольном детстве. Межличностные взаимоотношения, которые развиваются между детьми, являются продуктом коммуникативной активности и выражаются в системе отношений, установленных между партнерами. Дети должны уметь строить межличностные отношения с окружающими людьми, поскольку это является ключом к их будущей успешной социальной жизни.

58

Исследователь В.В. Абраменкова определяет межличностные отношения в детстве как субъективно переживаемые связи между детьми, определяемые межличностным взаимодействием и содержанием совместных действий. В дошкольном детстве межличностные отношения представляют собой довольно сложное социально-психологическое явление и подчиняются определенным закономерностям [2].

Первое из них - это обусловливание характера межличностных отношений тем местом, в котором в обществе занимает определенная возрастная социальная группа. Второй характеристикой межличностных отношений в группе является их зависимость от совместной деятельности. Третья особенность - их уровневая природа.

По мнению психолога Т.А. Марковой, в отношении старшего дошкольного возраста дружеские отношения выделяются двумя видами [3]:

1) эмоциональная и интеллектуально-нравственная сторона дружеских межличностных отношений (предпочтение, симпатия, привязанность) как интимное чувство между другими детьми; отзывчивость и чувствительность. В старшем дошкольном возрасте импульс к преодолению личного желания в пользу других; сообщество интересов, опыта (образовательного, игрового, трудового и домашнего);

2) выражение дружеских отношений в действиях, поступках, поведении, деятельности, словесном (улыбка, радостное оживление, сочувствие и помощь, взаимная нажива, защита, добросовестное (с точки зрения ответственности) выполнение инструкций, обязанностей, правил желания в пользу друга, принести в жертву что-то (имеющее привлекательность, необходимость) для другого, для нескольких детей в процессе семейных отношений, в игре и т.д., забота, помощь и взаимопомощь (действие, слово);

По мнению В.С. Мухина, каждый ребенок занимает определенное место в группе детского сада, что выражается в обращении к нему сверстников. Обычно двое или трое детей пользуются наибольшей популярностью: с такими детьми многие хотят быть друзьями, сидеть за одной партой, подражать им, охотно исполнять их просьбы, поддаваться игрушкам. Наряду с этим, есть дети, которые совершенно непопулярны среди своих сверстников. У них мало общения, они не принимаются в игры, им не разрешают давать игрушки. Остальные дети находятся между этими «полюсами» [4]. Здесь очень важна роль взрослых, их мудрость, профессионализм, чтобы эти «межличностные» дети могли быть введены в коллектив.

Большой интерес ребенка к 5-6 годам направлен на сферу взаимоотношений между людьми, это могут быть отношения между родителями, отношения с соседями и с окружающими людьми. В этот период жизни ребенок уже накопил много знаний. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со всем, что способствует возникновению когнитивной мотивации в общении.

Группа детского сада является первым детским коллективом, в котором они занимают другую позицию. Самые важные качества, которые отличают популярных детей от непопулярных, - это не интеллект и организаторские способности, а отзывчивость, доброта и доброжелательность.

Воспитатель играет важную роль в формировании межличностных отношений у детей дошкольного возраста. Педагог должен уметь поддерживать дружеские отношения детей друг с другом, укреплять уверенность в своих силах в каждом ребенке.

По словам психолога М.В. Осориной, недостаточность или отсутствие полноценного опыта общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте приводит к серьезному отставанию в формировании коммуникативной компетенции [5].

Таким образом, в детских группах выделяются следующие типы межличностных отношений. Эмоционально-оценочные взаимоотношения между детьми осуществляются при корректировке поведения сверстника в соответствии с нормами, принятыми в совместной деятельности. Здесь на первый план выходят эмоциональные предпочтения -симпатии, антипатии, дружеские привязанности и т.д.

Лично-смысловые взаимоотношения между детьми представляют собой такие взаимосвязи в группе, в которой цели и мотивы одного ребенка в группе сверстников приобретают личный

59

смысл для других детей. Когда другие дети в группе начинают беспокоиться об этом ребенке, его мотивы становятся их собственными, за которые они действуют.

Функциональные и ролевые взаимоотношения, развиваются в различных типах жизни детей. В таких отношениях ребенок изучает нормы и методы действий в группе под наблюдением и прямым руководством взрослого.

Таким образом, межличностные взаимоотношения между детьми со сверстниками формируются и развиваются постепенно: важность контактов со сверстниками начинает возрастать до старшего дошкольного возраста. Знание ребенка о навыках и знаниях партнера увеличивается, интерес проявляется к тем аспектам его личности, которые ранее не видели. Все это способствует выделению стабильных характеристик сверстника, формированию более целостного образа его.

Следовательно, роль общения в детстве очень велика. Для маленького ребенка его общение с другими людьми является не только источником различных переживаний, но и главным условием формирования его личности, его человеческого развития.

Список литературы /References

1. Коломийский Я.Л. Психология детского коллектива / Я.Л. Коломийский. М.: Статут,

2013. 77 с.

2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства / В.В. Абраменкова. М.: Инфра-М,

2014. 86 с.

3. Маркова Т.А. Воспитание дошкольников / Т.А. Маркова. М.: Норма, 2014. 97 с.

4. МухинаВ.С. Дошкольная психология / В.С. Мухина. М.: Статут, 2014. 101 с.

5. ОсоринаМ.В. Секретный мир детей / М.В. Осорина. М.: Инфра-М, 2012. 171 с.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИКЕТНОГО

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА 1 2 Зотова И.В. , Четверикова З.Д. Email: @scientifictext.ru

1Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2 Четверикова Зарина Джеватовна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: особая роль в эстетическом воспитании отводится языковому развитию. Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определенный уровень владения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Дети, не владеющие навыками культуры общения, менее успешны в познавательной деятельности и, следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации к школе. В статье раскрывается понятие речевой этикет, дан обзор факторов развития речевого этикета и определены уровни формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста, также выделены основные правила речевого этикет в работе с детьми дошкольного возраста. Ключевые слова: речь, этикет, речевой этикет, общение, культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.