Научная статья на тему 'Формирование гуманных отношений дошкольников в процессе физкультурно-оздоровительной работы'

Формирование гуманных отношений дошкольников в процессе физкультурно-оздоровительной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1628
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ГУМАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКАМ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПОДВИЖНАЯ ИГРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / PRESCHOOL CHILDREN / HUMANE ATTITUDE TO COEVALS / PHYSICAL-HEALTH-IMPROVING ACTIVITY / AN OUTDOOR GAME / PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрианова Е. И.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирован на гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Социально-коммуникативное развитие дошкольников предполагает развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения к сообществу детей и взрослых. Современные дошкольники часто испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками.Проблеме взаимоотношений детей со сверстниками и формирования гуманных отношений детей дошкольного возраста были посвящены исследования А.В. Артемовой, А.В. Булатовой, Р.С. Буре, В.А. Горбачевой, В.Н. Залогиной, Г.Н. Ибрагимовой, Я.Л. Коломинского, В.Р. Лисиной, М.И. Лисиной, Т.А. Марковой, Л.А. Пеньевской А.В. Петровского и др. Большие возможности для воспитания гуманного отношения к сверстникам имеет подвижная игра. В экспериментальной работе показаны воспитательные возможности физкультурно-оздоровительной работы для формирования гуманных отношений дошкольников. Методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ полученных результатов; наблюдение, анкетирование. Материалы. Рассматривается организация физкультурно-оздоровительной работы, способствующая формированию гуманных отношений дошкольников. На основании данных экспериментальной работы доказывается педагогическая эффективность подвижных игр для гуманизации детских отношений.Результаты. Разработана и апробирована методика организации физкультурно-оздоровительной работы со старшими дошкольниками. Целенаправленное проведение подвижных игр, приучающих детей взаимодействовать друг с другом, договариваться, согласовывать свои действия, формирующих дружеские взаимоотношения, позволяет повысить уровень эмоционального благополучия детей в группе, сплоченность детского коллектива, способствует формированию гуманных отношений между детьми. Заключение. Игра занимает ведущее место при организации образовательной работы в дошкольной образовательной организации. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность разработанной методики организации физкультурно-оздоровительной работы, основанной на проведении подвижных игр, для формирования гуманных качеств у старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрианова Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANE RELATIONS FORMATION AMONG PRESCHOOL CHILDREN DURING THE PROCESS OF PHYSICAL-HELATH-IMPROVING ACTIVITY

Federal State educational standard of preschool education is oriented at a humanistic characterof adults and children interaction. Social-communicative development of preschool children provides emotional sensitiveness, empathy development, respect for children and adults formation. Modern preschool children very often have difficulties in communication with coevals. The problem of children interaction with coevals and humane relations formation among preschool children was studied in the research works by A.V. Artemova, A.V. Bulatova, R.S. Bure, V.A. Gorbacheva, V.N. Zalogina, G.N. Ibragimova, Y.L.Kolominskiy, V.R. Lisina, M.I. Lisina, T.A. Markova, L.A. Penevskaya, A.V. Petrovskiy and others. Great potential for a humane attitude upbringing to coevals have outdoor games. The experimental work shows the upbringing potential of physical-health-improving activity for humane relations formation among preschool children. Research methods: psychological-pedagogical and methodical literature theoretical analysis; pedagogical experiment; qualitative and quantitative analysis of the received results; observation, questionnaire survey.Materials. Physical-health-improving activity organization is considered, which provides humane relations between preschool children formation. On the basis of the experimental results pedagogical effectiveness of outdoor games for relations among childrenhumanization is proved.Results. The methodology of physical-health-improving activity organization with senior preschool children is created and approved. A purposeful organization of outdoor games, which make children interact with each other, come to an agreement, coordinate actions, form friendly relations, increases the level of emotional well-being of children in a group, forms unity among children, provides humane relations between children formation. Conclusion. Game takes a leading role during educational activity organization at a preschool educational establishment. The results of the pedagogical experiment showed the effectiveness of physical-health-improving activity created methodology organization, based on outdoor games for humane qualities formation among senior preschool children.

Текст научной работы на тему «Формирование гуманных отношений дошкольников в процессе физкультурно-оздоровительной работы»

DOI 10.14526/01_1111_106 УДК 373.2

ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Е.И. Андрианова — кандидат педагогических наук, доцент Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования (ФГБОУ ВО) «Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова» Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700

E-mail:eleniva73@mail. ru

Аннотация. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирован на гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Социально-коммуникативное развитие дошкольников предполагает развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения к сообществу детей и взрослых. Современные дошкольники часто испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками.Проблеме взаимоотношений детей со сверстниками и формирования гуманных отношений детей дошкольного возраста были посвящены исследования А.В. Артемовой, А.В. Булатовой, Р.С. Буре, В.А. Горбачевой, В.Н. Залогиной, Г.Н. Ибрагимовой, Я.Л. Коломинского, В.Р. Лисиной, М.И. Лисиной, Т.А. Марковой, Л.А. Пеньевской А.В. Петровского и др. Большие возможности для воспитания гуманного отношения к сверстникам имеет подвижная игра. В экспериментальной работе показаны воспитательные возможности физкультурно-оздоровительной работы для формирования гуманных отношений дошкольников. Методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ полученных результатов; наблюдение, анкетирование. Материалы. Рассматривается организация физкультурно-оздоровительной работы, способствующая формированию гуманных отношений дошкольников. На основании данных экспериментальной работы доказывается педагогическая эффективность подвижных игр для гуманизации детских отношений.Результаты. Разработана и апробирована методика организации физкультурно-оздоровительной работы со старшими дошкольниками. Целенаправленное проведение подвижных игр, приучающих детей взаимодействовать друг с другом, договариваться, согласовывать свои действия, формирующих дружеские взаимоотношения, позволяет повысить уровень эмоционального благополучия детей в группе, сплоченность детского коллектива, способствует формированию гуманных отношений между детьми. Заключение. Игра занимает ведущее место при организации образовательной работы в дошкольной образовательной организации. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность разработанной методики организации физкультурно-оздоровительной работы, основанной на проведении подвижных игр, для формирования гуманных качеств у старших дошкольников.

Ключевые слова: дошкольники, гуманное отношение к сверстникам, физкультурно-оздоровительная работа, подвижная игра, педагогический эксперимент.

HUMANE RELATIONS FORMATION AMONG PRESCHOOL CHILDREN DURING THE PROCESS OF PHYSICAL-HELATH-IMPROVING ACTIVITY

Elena I. Andrianova

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia

E-mail:eleniva73@mail. ru

Annotation. Federal State educational standard of preschool education is oriented at a humanistic characterof adults and children interaction. Social-communicative development of preschool children provides emotional sensitiveness, empathy development, respect for children and adults formation. Modern preschool children very often have difficulties in communication with coevals. The problem of children interaction with coevals and humane relations formation among preschool children was studied in the research works by A.V. Artemova, A.V. Bulatova, R.S. Bure, V.A. Gorbacheva, V.N. Zalogina, G.N. Ibragimova, Y.L.Kolominskiy, V.R. Lisina, M.I. Lisina, T.A. Markova, L.A. Penevskaya, A.V. Petrovskiy and others. Great potential for a humane attitude upbringing to coevals have outdoor games. The experimental work shows the upbringing potential of physical-health-improving activity for humane relations formation among preschool children. Research methods: psychological-pedagogical and methodical literature theoretical analysis; pedagogical experiment; qualitative and quantitative analysis of the received results; observation, questionnaire survey. Materials. Physical-health-improving activity organization is considered, which provides humane relations between preschool children formation. On the basis of the experimental results pedagogical effectiveness of outdoor games for relations among childrenhumanization is proved. Results. The methodology of physical-health-improving activity organization with senior preschool children is created and approved. A purposeful organization of outdoor games, which make children interact with each other, come to an agreement, coordinate actions, form friendly relations, increases the level of emotional well-being of children in a group, forms unity among children, provides humane relations between children formation. Conclusion. Game takes a leading role during educational activity organization at a preschool educational establishment. The results of the pedagogical experiment showed the effectiveness of physical-health-improving activity created methodology organization, based on outdoor games for humane qualities formation among senior preschool children.

Keywords: preschool children, humane attitude to coevals, physical-health-improving activity, an outdoor game, pedagogical experiment.

Актуальность. Федеральный

государственный образовательный

стандарт дошкольного образования, представляющий собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, среди основных принципов провозглашает самоценность детства, уважение личности ребенка и личностно-развивающий, гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Одной из важнейших задач, которые должно решать дошкольное образование, является развитие каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. В стандарте большое внимание уделено проблеме создания условий для развития ребенка, открывающих возможности для его

позитивной социализации, его

личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Среди важнейших направлений развития и образования детей дошкольного возраста называется социально-коммуникативное развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование

уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.[5]

К сожалению, современные педагоги и родители отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками: они не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, проявляют агрессию или замыкаются в одиночестве. Данная ситуация не может не вызывать тревоги, поскольку умение общаться с людьми, проявлять сочувствие, оказывать поддержку являются необходимыми составляющими самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, обеспечивают

расположенность и принятие

окружающих. Высокий уровень развития гуманных отношений с людьми выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость необходимости формирования умений строить позитивное взаимодействие с самого раннего детства. Все эти положения позволяют назвать проблему воспитания у детей дошкольного возраста гуманного отношения к сверстникам одной из самых актуальных.

Цельюданной работы

являласьразработка методики организации физкультурно-оздоровительной работы, способствующей формированию гуманных отношений дошкольников.

Задачи: 1. Выявить уровень сформированности гуманных отношений дошкольников.

2. Разработать и экспериментально апробировать систему подвижных игр, физкультурных досугов, развлечений, спортивных праздников, способствующую формированию гуманных отношений дошкольников.

Материалы. Формирование

гуманного отношения ребенка к окружающим начинается с момента

рождения. Под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. В дошкольном возрасте у детей формируются такие важные черты, как доброжелательность и уважение к окружающим, желание помогать людям, активность и инициатива в самостоятельной деятельности.

Проблемы взаимоотношений детей дошкольного возраста со сверстниками в разное время освещались в исследованиях

A.В. Артемовой, А.В. Булатовой, Р.С. Буре, В.А. Горбачевой, Г.Н. Ибрагимовой,

B.Н. Залогиной, Я.Л. Коломинского, А.В. Петровского, Л.А. Пеньевской, Т.А. Марковой. Так, Т.А. Маркова изучала вопрос об особенностях дружеских взаимоотношений дошкольников, имеющих гуманное содержание, необходимое как при избирательном отношении ребенка с другим, так и со всеми детьми группы. В исследованиях А.А. Пеньевской, посвященных развитию взаимопомощи у детей старшего дошкольного возраста, было выявлено многообразие форм детской взаимопомощи и разработана ее классификация. А.А. Анциферова, Р.С. Буре, В. Котырло, Л.И. Дурандина изучали вопросы, касающиеся формирования у детей гуманного отношения. Авторским коллективом под руководством Р.С. Буре была разработана программа «Дружные ребята», которая направлена на воспитание гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников. Авторы пришли к выводу, что наиболее благоприятными условиями для воспитания гуманных чувств и отношений являются эмоциональный комфорт каждого ребенка, его поддержка и понимание, положительный эмоциональный климат в группе; сформированность положительных взаимоотношений между детьми, дружеское расположение сверстников, организация совместной деятельности дошкольников. [2]

На качество взаимоотношений детей в группе детского сада, на умение проявлять гуманные отношения к сверстникам большое влияние оказывают особенности общения воспитателя и воспитанников. Проблему

педагогического общения воспитателя и ребенка изучали такие ученые, как Л.Н. Башлакова, В.Н. Белкина, Р.С. Буре, М.И. Лисина, В.Р. Лисина, В.А. Петровский, Т.А. Репина, Е.В. Субботский и др. Исследователи пришли к выводу, что демократичные, личностно-

ориентированные, гуманистические

отношения педагога и детей, являясь структурным компонентом

педагогического взаимодействия,

положительно влияют на формирование личности дошкольника и качество взаимоотношений детей в целом.

Большие возможности для воспитания гуманного отношения к окружающим создает игровая

деятельность. Игра эффективно используется для повышения

педагогического потенциала

физкультурно-образовательной работы, формирования гуманных отношений всех возрастных категорий обучающихся, о чем свидетельствуют современные

педагогические исследования [1,3]. В дошкольном возрасте именно игра, согласно стандарту дошкольного образования, является той формой, в которой преимущественно должна реализовываться программа. Игра как ведущий в этом возрасте вид деятельности, создавая наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, является той педагогической технологией, которая отвечает

требованиям гуманизации

образовательного процесса. В игре моделируются реальные отношения взрослых, происходит осмысление детьми различных видов действительности, таким образом, создаются благоприятные условия для формирования

взаимоотношений дошкольников.

Среди разнообразных видов игровой деятельности, используемых в практике дошкольного образования, значительное место занимают подвижные игры. Подвижные игры особенно любимы детьми, поскольку они позволяют удовлетворить двигательную потребность, приносят радостные эмоции, вызывают душевный подъем. Подвижные игры помогают педагогу воспитывать активность, самостоятельность,

инициативу детей, справедливое отношение к сверстникам, умение поддержать и проявить взаимопомощь, умение действовать сообща, формируют умение четко выполнять правила. Данные положения актуализируют проблему формирования гуманных отношений дошкольников в процессе использования подвижных игр в практике дошкольного образования.

Результаты:Экспериментальная работа по формированию гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурно-оздоровительной работы осуществлялась в МДОУ № 229 г. Ульяновска и МБДОУ «Ромашка» с. Большое Нагаткино Ульяновской области в 2014-2015 гг. Задачами констатирующего этапа эксперимента было выявить актуальный уровень сформированности гуманных отношений детей старшего дошкольного возраста, проанализировать особенности взаимодействия детей в группе и степень эмоционального комфорта во время пребывания в детском саду. Для решения данных задач использовались методика Т.А. Репиной «Секрет», рисуночная методика «Моя любимая группа», наблюдение и беседа с детьми, анкетирование родителей воспитанников.

Методика «Секрет» применялась индивидуально. Ребенку предлагалось, в тайне от всех, подарить 3 картинки трем детям, сначала самую, на его взгляд, красивую, затем менее красивую и т.д. В результате обработки данных была получена информация о том, какой статус имеет ребенок среди сверстников. Так, в

экспериментальной группе с высоким статусом оказалось 10% детей, получивших 5-7 картинок, со средним -57%, получивших 2-4 картинки, с низким статусом - 33% детей, получивших 1 картинку либо ни одной. В контрольной группе ситуация оказалась похожей: 20% детей с высоким статусом, 45% - со средним, 35% - с низким социальным статусом.

Для выявления представлений детей о состоянии и переживаниях сверстника и своих была разработана индивидуальная беседа. Вопросы выявляли общее оценочное отношение к другим детям, уровень умения оценивать эмоциональное состояние сверстников и свое собственное. Результаты беседы с детьми в обеих группах также оказались примерно одинаковыми: дошкольники почти в половине случаев давали сверстникам отрицательную или неоднозначную оценку («Хорошие, но Никита и Максим всегда балуются, обижают других»), около 30% отказывались помочь сверстникам в случае затруднений, и примерно третья часть затруднялись в описании собственных эмоций и чувств.

Дополнительная информация об умении детей взаимодействовать друг с другом и проявлять гуманные отношения была получена в процессе анкетирования родителей детей экспериментальной группы. В анкете родителям предлагалось ответить на вопросы, как ребенок относится к своим сверстникам, оказывает ли другому ребенку помощь и по какой причине, как часто ребенок вступает в конфликт со сверстниками, замечает ли ребенок эмоциональное состояние сверстника и др. Полученные данные показали, что, по мнению родителей, абсолютное большинство детей оказывают другому помощь только по просьбе сверстника или взрослого, преобладают избирательные отношения между сверстниками, 42% детей довольно часто вступают в конфликты.

Для выявления отношения детей к воспитателям, сверстникам группы и

степени эмоционального комфорта во время пребывания в детском саду была использована рисуночная методика «Моя любимая группа». Каждому ребенку было предложено нарисовать рисунок на предложенную тему, а после завершения работы проводилась беседа о том, что изображено на рисунке. При обработке данных использовалась схема анализа, разработанная Е.И. Русиной. [4] Эмоционально благополучных рисунков, на которых были изображены сам автор рисунка, сверстники и воспитатель, оказалось, к сожалению, немного: в экспериментальной группе - 27%, в контрольной - 35%. Условно благополучных рисунков, на которых были в разных сочетаниях изображены дети, сам автор рисунка, педагог, соответственно, 52% и 48%. К неблагополучным были отнесены рисунки, на которых был нарисован один ребенок или только неодушевленные предметы, поскольку это говорит о трудностях, которые дети испытывают в общении с другими ребятами. Таких рисунков оказалось 11% и 17%, соответственно. Так, Варвара Ф. нарисовала только себя и любимые игрушки в группе. На вопрос: «Кого ты нарисовала?» она ответила: «Это моя подружка - кукла Маша. И ее медведь. Он хороший, он тоже мой друг». Саша Р. совсем не нарисовал людей, изобразив лишь машину. На вопрос: «Где ты на этом рисунке?», он ответил: «А я уже дома».

На основании сводных результатов диагностик был определен уровень сформированности гуманных отношений детей в экспериментальной и контрольной группах. В обеих группах он оказался примерно одинаковый, в основном средний. Была выявлена общая недостаточность развития умения находить решение в спорной ситуации, неумение обговаривать и согласовывать свои действия в игре, недостаточный уровень развития эмпатии и сопереживания к участникам совместной игровой деятельности. В целом уровень эмоциональной комфортности каждого

ребенка в группах оказался невысоким. На основе результатов констатирующего эксперимента и анализа состояния проблемы в теории и практике была разработана методика опытно-экспериментальной работы.

На этапе формирующего

эксперимента были определены и апробированы формы организации физкультурно-оздоровительной работы и игровой деятельности с целью формирования гуманных отношений детей старшего дошкольного возраста. Работа включала в себя подвижные игры, физкультурные развлечения, праздники и организацию специальных

коммуникативных игр, направленных на оптимизацию взаимоотношений детей.

Все подвижные игры в соответствии с целью исследования были объединены в четыре группы: игры, приучающие детей свободно взаимодействовать друг с другом; игры, способствующие

формированию умения договариваться друг с другом; игры, направленные на развитие умения согласовывать свои действии и движения с товарищами; игры, формирующие дружеские

взаимоотношения.

К первой группе игр были отнесены такие игры, как «Волны», «Эхо», «Дискотека зайчиков», «Кто позвал» и др. Так, сначала в игре «Дискотеке зайчиков» проявляли инициативу только популярные дети, но постепенно в игру влились все. Когда в «Волнах» «купались» непопулярные дети, дошкольникам в начале экспериментальной работы нелегко было проявлять себя и педагогу приходилось напоминать, что настоящие волны в море ласкают всех одинаково.

Наилучшим образом формированию умения договариваться друг с другом способствовали игры второй группы, к которым относились «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Сороконожка», «Поймай хвост дракона». Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» проводилась на начальном этапе эксперимента, в ней

детям необходимо было советоваться друг с другом, прислушиваться к мнению сверстников. Лидеры группы пытались показать свои сюжеты, педагогу приходилось регулировать отношения и учить договариваться. В итоге удалось показать сюжеты, придуманные каждым ребенком. В играх «Сороконожка» и «Поймай хвост дракона» уже была видна динамика развития отношений: дети с удовольствием договаривались, на какой бок они упадут по сигналу.

К играм, направленным на развитие умения согласовывать свои действии и движения с товарищами, были отнесены игры «Бабушка Маланья», «Тень», «Звери в болоте», «Поводырь», «Ниточка и иголочка», эстафета «Репка» и др. Дети с низким уровнем инициативности получали большое удовольствие от игр «Тень» и «Звери в болоте», чувствуя себя более уверенно в коллективе сверстников, а у популярных детей появилась хорошая возможность проявить внимание и заботу о товарище. Всем детям нравилось оказывать помощь слабым в играх «Два мороза» и Гуси-лебеди».

В последнюю группу - группу игр, формирующих коллективные

взаимоотношения, вошли такие игры, как «Игра в тарелочку», «Передай движение», «Найди своего брата или сестру», «Обнималки», «Путаница», «Из семечка в цветок», эстафеты «Паровоз и вагоны», «Кто дальше укатит обруч» и т.п. В играх «Передай движение» и «Из семечка в цветок» изначально отвергаемые дети чувствовали себя нужными и необходимыми. Всем без исключения детям нравились игры с закрытыми глазами, в них проявил инициативу абсолютно каждый. В игре «Гномики» дошкольники учились проявлять сострадание и радоваться за товарищей, в игре «Веселый волшебный бубен» -преодолевать стеснение. На данном этапе работы уже были видны изменения в отношениях детей по сравнению с началом формирующего эксперимента: они советовались, прислушивались друг к

другу, во время эстафет договаривались о том, как лучше выполнить задание, «болели» за слабых, совместно обсуждали результаты по окончании игры.

Кроме подвижных игр,

организовывались физкультурные досуги и развлечения. Первым развлечением было «Палочка-выручалочка», и хотя во время эстафет дети старались поддерживать друг друга, но радовались в основном своему успеху, были моменты, когда выражали недовольство по отношению к невнимательным и слабым, обвиняли в проигрыше виноватых. Досуги «Встреча Зимы» и «Мой веселый звонкий мяч» прошли более удачно, дети демонстрировали уже более сплоченную работу в группе. Спортивные праздники «Папа, мама, я - спортивная семья» и долгожданный «День здоровья» доставили детям много радостных переживаний. Было видно, что детей волновал не только успех своей семьи, но и команды в целом. Физкультурным развлечением

«Волшебный обруч» заканчивалась экспериментальная работа с детьми. Оно оказалось особенно результативным, показало высокую степень взаимодействия детей, проявление чувства товарищества. Так, в подвижной игре «Быстро в домик», согласно правилам, всегда кому-то не хватает места, и опоздавший ребенок выбывает из игры. Дети были настолько заинтересованы в успехе сверстника, что предлагали поселиться в одном домике вдвоем, волнуясь за оставшихся. Примечательно, что одна девочка даже освободила свой «домик» для подруги, сказав, что она всегда успевает, и пусть поиграет подруга.

Помимо физкультурно-

оздоровительной работы, в

экспериментальной группе проводились игры для оптимизации взаимодействия детей между собой и воспитания гуманных отношений. Это игры и игровые упражнения для развития умения устанавливать контакт с собеседником («Улыбка», «Комплимент» и др.); игры для совершенствования умения ясно и четко

выражать свои желания («Изобрази», «Скажи по-другому» и др.); сюжетные творческие игры («Семья», «День рождения» и др.),игры-драматизации для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения («Царевна Несмеяна», «Волшебный магазин», «Подари подарок другу» и др.). Для закрепления умений проявлять заботу и общаться было организовано общение старших дошкольников с малышами.

На контрольном этапе изучалась эффективность проведенной работы. Повторная диагностика по методикам констатирующего этапа показала, что ситуация в экспериментальной группе изменилась. Определение социального статуса показало, что количество детей в экспериментальной группе с высоким статусом повысилось на 25 % (на констатирующем этапе их было 10 %, на контрольном - 35%), в со средним и низким - уменьшилось: со средним - на 5 % (57 % и 52%), с низким - на 20 % детей (33 % и 13 %). Без картинки не остался ни один ребенок. Во время проведения методики «Секрет» многие ребята интересовались, кто не получил картинки, и изъявляли желание подарить свою тому, у кого их мало. Это говорит о том, что дети стали больше сопереживать другим, появилось желание помочь по собственному желанию. Ребята просили в следующий раз дать им больше картинок, чтобы они могли подарить их всем детям.

При проведении беседы с детьми было выявлено, что дошкольников, положительно оценивающих сверстников, стало на 24% больше, чем на констатирующем этапе эксперимента. Абсолютное большинство хотели бы предложить свою помощь сверстнику, адекватно оценивали их эмоциональное состояние в трудных ситуациях.

Анализ анкет родителейдетей эксперментальной группы показал общее повышение дружелюбности детей. Родители отмечали, что дети стали больше сочувствовать другим, с большим желанием собираются в детский сад,

меньше вступают в конфликты, сами предлагают свою помощь родителям и сверстникам.

Общую тенденцию улучшения качества взаимоотношений в группе подтвердили результаты, полученные при повторном проведении рисуночной методики «Моя любимая группа». Количество эмоционально благополучных и условно благополучных рисунков в экспериментальной группе оказалось больше по сравнению с констатирующим этапом (39 % и 56 %). Большинство дошкольников рисовали нескольких ребят, воспитателя и себя. Это говорит о том, что ребята стали больше общаться со сверстниками, с воспитателем

установились более доверительные отношения. Примечательно, что ребята

Качественный анализ

взаимодействия дошкольников показал, что после проведенной работы дети экспериментальной группы стали более ясно и четко выражать свои желания, легче устанавливать контакт с собеседником, повысилось умение согласовывать свои действия с действиями сверстников. Дети с удовольствием отвечали на вопросы экспериментатора, продолжали

самостоятельно играть в новые игры на прогулке и в группе.

Заключение: Таким образом, была разработана и экспериментально апробирована методика организации физкультурно-оздоровительной работы, включающая в себя систему подвижных игр, физкультурных досугов, развлечений, спортивных праздников. Предложенная система работы оказалась эффективной, у

изображали на своих рисунках, как они играли в новые игры, о которых узнали во время проведения формирующего этапа эксперимента. Количество рисунков, которые указывают на проблемы в общении, сократилось до 5 %. Среди таких рисунков не было таких, на которых были изображены только неодушевленные предметы.

Обобщенный уровень

сформированности гуманных отношений у детей экспериментальной группы в целом повысился: количество детей с высоким уровнем повысилось на 14 % , со средним -на 4 %, с низким уменьшилось на 18 %. В контрольной группе существенного изменения показателей в лучшую сторону не произошло, хотя изначально картина была несколько более благополучная.

детей повысился уровень гуманных отношений. Было доказано, что подвижные и коммуникативные игры имеют большой педагогический потенциал, который необходимо использовать для гуманизации

взаимоотношений дошкольников.

Литература

1. Валкина О.Н.. Кодолова Ф.М., Фунина Е.Е. Игровая деятельность как фактор приобщения детей и подростков к систематическим занятиям физическими упражнениями / О.Н. Валкина, Ф.М. Кодолова, Е.Е. Фунина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - № 1(38). - С.126-136.http://journal-science.org/ru/article/328.htmlDOI: 10Л4526/01_1Ш_88

2. Дружные ребята (воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / Под ред. Р.С. Буре. - М.,1997. - 141 с.

3. Оплетин А.А. Воспитание гуманных отношений между студентами на занятиях

Таблица - Уровни сформированности гуманных отношений старших дошкольников детей на _контрольном этапе эксперимента_

Уровни сформированности Экспериментальная группа Контрольная группа

гуманных Констатирующий Контрольный Констатирующий Контрольный

отношении этап этап этап этап

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокий 12 % 26 % 16 % 20 %

СредниИ 52 % 56 % 58 % 59 %

Низкий 36 % 18 % 26 % 21 %

физической культурой /А.А. Оплетин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - № 3(32). - C.97-103.http://journal-science .org/ru/article/109. htmlDOI: 10.14526/08_2014_14

4. Русина (Андрианова) Е.И. Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с дошкольниками в процессе познавательной деятельности: Монография / Е.И. Русина (Андрианова). - Ульяновск: Издательство УлГПУ, 2008. - 126 с.

5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования // URL: ФГОС дошкольного образования: http://kortobrazovanie. ucoz.ru/news/proekt_fgos_doshkolnogo_obrazovanija (дата обращения: 7.04.2016).

References

1. Valkina O. N., Kodolova F.M., Funina E.E. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2016, No. 1 (38), pp. 126-136.http ://j ournal-

Подано: 13.04.2016 г. Принято: 15.04.2016г.

science.org/ru/article/328.htmlDOI: 10.14526/01_1111_88

2. Druzhnye rebyata (vospitanie gumannykh chuvstv i otnoshenii u doshkol'nikov) [Friendly children (humane feelings and relations upbringing among preschool children)], Moscow, 1997, 141 p.

3. Opletin, A. A. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2014, No. 3 (32), pp. 97-103.http://journal-science.org/ru/article/109.htmlDOI: 10.14526/08_2014_14

4. Rusina (Andrianova) E. I. Lichnostno-orientirovannoe vzaimodeistvie pedagogov s doshkol'nikami v protsesse poznavatel'noi deyatel'nosti [Personality-oriented interaction of teachers and preschool children during cognitive activity], Ulyanovsk : Ulyanovsk State Pedagogical University publishing house, 2008, 126 p.

5. http:// kortobrazovanie. ucoz.ru/news/proekt_fgos_doshkolnogo_obrazovanija (last accessed date: April, 7, 2016).

Андрианова Елена Ивановна - доцент кафедры дошкольного и начального общего образования, кандидат педагогических наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования (ФГБОУ ВО) «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.