УДК 373.2
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННЫХ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
О.В. Забровская, С.А. Шатрова
Аннотация. В статье проанализирована проблема формирования межличностных отношений детей на этапе дошкольного детства. Выявлена специфика формирования гуманных взаимоотношений в дошкольном возрасте с позиции деятельностного подхода. Раскрыта роль театрализованных игр в процессе формирования гуманных отношений современного ребенка с социумом. Представлена поэтапная модель процесса формирования гуманных взаимоотношений старших дошкольников, включающая в себя формирование первоначальных представлений о гуманности, появление способности объективно оценивать поступки и характер отношений между людьми, и собственно, овладение детьми способами гуманного поведения и общения с окружающими.
Ключевые слова: гуманность, гуманные взаимоотношения, гуманное поведение, межличностные отношения, театрализованные игры.
DRAMA GAMES AS A MEANS OF CREATING HUMANE
RELATIONS OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN
O. Zabrovskaya, S. Shatrova
Abstract. This article analyzes the problems of interpersonal relations in preschool children on stage of childhood. Specifics of formation of humane relations in preschool age from the position of the activity approach. Role of theatrical games during the formation of the modern child's relationship with the humane society. Presents step-by-step process model of formation of humane relations senior preschool children, includes formation of initial ideas about humanity, the ability to objectively evaluate actions and the nature of the relationship between human beings and actually mastering the methods of humane conduct and communicating with others.
Keywords: humanity, humane relations, humane behavior, interpersonal relations, dramatized games.
Проблема установления межличностных отношений является одной из актуальных, поскольку множество негативных явлений среди молодежи, отмечаемых в последнее время в виде жестокости и повышенной агрессивности, имеют свои истоки в дошкольном детстве.
В каждом детском коллективе разворачивается сложная система
межличностных отношений. Дети дружат, ссорятся, мирятся. Все эти отношения остро переживаются детьми и окрашены разнообразными эмоциями. Сфера детских отношений всегда более эмоциональна и экспрессивна, чем сфера общения со взрослым. Взрослые порой не подозревают о такой палитре чувств и отношений, которую переживают их дети. Однако, опыт первых отношений со сверстниками, по мнению Е.Н. Тоцкой, является тем основанием, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. И не всегда этот опыт складывается удачно [9].
Формирование у детей дошкольного возраста доброжелательного и гуманного отношения к людям является одной из важных задач нравственного воспитания, которая отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
В исследовании О.В. Авраменко отмечается, что гуманно воспитанные дети очень общительны; уровень их общительности во многом зависит от социального опыта, который ребенок приобретает с помощью взрослого [2].
По мнению Т.А. Репиной, взрослый выполняет роль «социального проводника», который определяет чему, как и когда учить дошкольника, чтобы его адаптация к социальному миру состоялась [6].
По утверждению В.В. Абраменковой, формирование гуманизма у дошкольников необходимо начинать с выявления особенностей становления в сознании и поведении ребенка ценностного отношения к окружающему миру и другим людям, что может быть присвоено старшим дошкольником в конкретной социальной ситуации развития [1].
В.А. Сластенин полагает, что гуманные отношения формируются только в процессе взаимодействия и раскрываются через проявление доброжелательности и дружелюбия, готовность прийти на помощь другому человеку
[7].
Н.В. Микляева считает, что гуманность можно рассматривать как социальную установку, которая включает в себя три компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий, проявляющиеся в усвоении моральных норм, эмпатии, альтруизме [4].
Е.В. Субботский утверждает, что формирование гуманности в развитии личности связанно с самосознанием ребенка и выделением себя из окружения. Поэтому для формирования гуманных отношений необходима совместная деятельность, которая состоит в реальном сотрудничестве с другими [8].
В.Н. Мясищев в своих работах отмечает, что гуманность можно рассматривать в качестве интегральной позиции личности в целом, а отношения выступают в роли субъективной стороны действительности и результатом взаимодействия человека с окружением [3].
Так как специфика гуманных отношений определяется деятельностью, то основным подходом в изучении данного вида отношений старших дошкольников является
деятельностный подход.
А.В. Петровский в русле концепции деятельностного опосредствования
межличностных отношений рассматривает гуманные отношения как согласованность действий индивидов, коррекцию и контроль за выполнением правил, радость за успехи и сочувствие в неудачах, что, по мнению ученого, является основой зарождения отношения к сверстнику как к самому себе [5].
Таким образом, обобщая результаты исследований, мы пришли к выводу, что процесс формирования гуманных взаимоотношений дошкольников осуществляется поэтапно: от формирования первоначальных представлений о том, что такое гуманность, доброжелательность, отзывчивость, сочувствие, появления способности объективно оценивать поступки и характер отношений между людьми до овладения способами гуманного поведения и общения с окружающими в соответствии с общепринятыми нормами морали.
Однако, по-прежнему, в науке остается открытым вопрос о поиске эффективных средств формирования гуманных взаимоотношений дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.
Ведущим видом деятельности
дошкольников, в котором мы можем наблюдать за взаимодействием и взаимоотношениями дошкольников, является игра.
Одним из наиболее привлекательных видов игр для детей становится театрализованная игра, которая является не просто средством социализации ребенка, но и важным условием для осознания способов позитивного доброжелательного взаимодействия.
Театрализованные игры, в отличие от сюжетно-ролевых, развиваются по определенному сценарию, в основе которого лежит содержание конкретной сказки, рассказа или стихотворения. По тематике и содержанию театрализованные игры обладают нравственной направленностью. Известные всем персонажи становятся примерами для подражания. Желание быть похожим на литературного героя позволяет через театрализованную игру оказывать воздействие на детей. Примеряя чей-то образ, ребенок подражает и присваивает характерные ему черты. Исполняя роль, ребенок приобретает нравственный опыт, умение вести себя в соответствии с нравственными нормами.
Кроме того, театрализованная игра создает условия для эмоционального развития дошкольников. Именно в театрализованной игре дети могут познакомиться с эмоциями и чувствами разных героев, осознать причины их поведения и настроения.
Экспериментальное изучение проблемы формирования гуманных взаимоотношений старших дошкольников проходило в несколько этапов. На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня сформированности гуманных взаимоотношений воспитанников детского сада.
Диагностика показала, что большинство воспитанников (38,7%) находится на начальном уровне сформированности гуманных взаимоотношений. Они не имеют целостного представления о том, что такое доброжелательность, отзывчивость, испытывают затруднения в оценке своего поведения и других людей и не владеют способами гуманного поведения и отношения к окружающим в жизненных и игровых ситуациях. В совместных играх рассматривают ровесника как помеху в деятельности. Не проявляют интереса к деятельности других детей, отказывают им в помощи. Не учитывают мнения ровесника, а отстаивают свое при помощи физического воздействия.
Однако, некоторые дети (34,5%) все-таки демонстрируют положительное отношение и симпатию к ровесникам, но при этом в
совместных играх относятся к ним безразлично, не учитывая их желания или возможности. Если у сверстника возникает потребность в помощи со стороны другого ребенка, то такие дети чаще оказывают помощь по просьбе взрослого или товарища.
Лишь 26,8% старших дошкольников стремятся к партнёрским, доброжелательным взаимоотношениям, избегают конфликтов. В совместных играх рассматривают сверстника как равноправного партнера. Интерес к деятельности другого ребенка устойчивый. Часто и по своей инициативе предлагают свою помощь сверстнику и делают это с удовольствием. Всегда учитывают мнение других детей, способны радоваться их успехам и сопереживать неудачам.
На основании полученных диагностических данных нами была разработана формирующая программа, основу которой составил комплекс занятий, направленный на формирование гуманных взаимоотношений старших дошкольников средствами театрализованных игр.
Реализация комплекса занятий
осуществлялась в соответствии с выделенными нами этапами процесса формирования гуманных взаимоотношений дошкольников.
Целью первого этапа - мотивационного, являлось формирование у старших дошкольников системы представлений о гуманных качествах, поступках в ходе совместной игровой деятельности. Понимание смысла детьми таких понятий как доброта, отзывчивость, внимательность, сочувствие, способствует раскрытию истинного
представления о гуманных взаимоотношениях с людьми.
Специфика воспитания гуманности у воспитанников состоит в том, что необходимо начинать работу с воспитания, в первую очередь, нравственных чувств. Формирующиеся у старших дошкольников этические
представления во многом определяют развитие их чувств и поведения. Только опора на собственный эмоционально-чувственный опыт позволяет дошкольникам воспринимать чужие трудности и радости как свои. С этой целью были проведены игры «Маленький принц», «Волшебные слова» и др.
Второй этап - эмоционально-практический, был направлен на формирование у старших дошкольников умения адекватно давать оценку своим поступкам и поступкам окружающих людей, а также не только подражать
положительному или отрицательному герою, но и контролировать свое поведение. Приучая детей раздумывать над поступками, мы способствовали развитию у них нравственного сознания, наличие которого является одним из условий пробуждения гуманных отношений. Эмоциональные переживания позволяли определить отношение детей к тому, что и как они делают. С этой целью была организована игра по произведению В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Постепенно мы отметили, что оценки поведения детей становились более точными и объективными. Для инсценировки ситуаций старшие дошкольники разыгрывали сюжет сказок: «Морозко», «Царевна Несмеяна» и др. Необходимо отметить, что дети незаметно для себя присваивали положительные качества персонажей и стратегии гуманного поведения.
Третий этап - рефлексивный, способствовал формированию осознанной потребности и стремления устанавливать взаимодействие с окружающими на основе принципов гуманности. На данном этапе проводились театрализованные игры по мотивам произведений С. Михалкова и А. Барто, в процессе которых дети ставились в ситуацию нравственного выбора, что способствовало формированию собственного опыта и позволило ликвидировать разрыв между знаниями о моральных нормах и реальным поведением. В завершении работы с детьми были поставлены спектакли по сказкам «Репка», «Дюймовочка» и др.
Контрольное диагностическое исследование позволило выявить положительную динамику в формировании гуманных взаимоотношений дошкольников: у 58,7% детей - средний и 41,3% воспитанников - высокий уровень сформированности гуманных взаимоотношений. Детей с начальным уровнем уже выявлено не было.
В ходе работы мы пришли к выводу, что педагогический потенциал театрализованных игр усиливается тем, что их тематика практически не имеет ограничений и способна удовлетворить разнообразные интересы детей.
Анализируя полученные данные, мы обнаружили устойчивую тенденцию успешного формирования опыта гуманного отношения к людям у старших дошкольников с использованием системы театрализованных игр, выступающих эффективным средством эмоционального восприятия действительности.
Литература:
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре /В.В. Абраменкова. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 416 с.
2. Авраменко О.В. Педагогические условия формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.В. Авраменко. - Липецк, 1998. - 20 с.
3. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - Воронеж: Модек, 2008. - 363 с.
4. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников; под ред. Н.В. Микляевой. -М.: ТЦ «Сфера», 2013. - 144 с.
5. Петровский А.В. Основы теоретической психологии / А.В. Петровский. - М.: ИНФРА-М, 1998.
6. Репина Т.А. Деятельность и взаимоотношения детей дошкольного возраста / Т.А. Репина; под ред. Т.А. Репиной. - М., 1987. - 190 с.
7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с.
8. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир / Е.В. Субботский. - М., 1991.
9. Тоцкая Е.Н. Направленное воздействие подвижных игр на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук / Е.Н. Тоцкая. - Волгоград, 2011. - 177 с.
Сведения об авторах:
Забровская Ольга Васильевна (г. Волгоград, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», e-mail: [email protected]
Шатрова Светлана Анатольевна (г. Волгоград, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», e-mail: [email protected]
Data about the authors:
O. Zabrovskaya (Volgograd, Russia), сandidate of Pedagogical Sciences, associate professor at the chair of pedagogics of preschool education Volgograd State Social Pedagogical University, e-mail: [email protected]
S. Shatrova (Volgograd, Russia), сandidate of Pedagogical Sciences, associate professor at the chair of pedagogics of preschool education Volgograd State Social Pedagogical University, e-mail: [email protected]