Научная статья на тему 'Воспитание гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования'

Воспитание гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2757
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HUMANE RELATIONS / HUMANISTIC ORIENTATION OF BEHAVIOR / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / MORAL BEHAVIOR / INCLUSIVE EDUCATION / GAME ACTIVITY / ГУМАННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красова Татьяна Дмитриевна, Маркова Светлана Витальевна

Рассматривается проблема воспитания гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования. В психолого-педагогической литературе понятие «гуманные отношения» рассматривается с разных позиций: как форма межличностных отношений, основанных на принципах гуманности; как совокупность гармоничных отношений субъекта с миром, другими людьми и самим собой. Гуманные отношения проявляются во взглядах, убеждениях, вкусах, эмоциональных переживаниях, побуждениях и стремлениях к действию и в самих действиях. К гуманным отношениям относятся следующие проявления: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость справедливость. Раскрыты содержание гуманных отношений, специфика их развития в дошкольном возрасте в условиях инклюзивного образования. Инклюзивное образование является одной из самых гуманных технологий образования детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающимися детьми. В дошкольной образовательной организации дети учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать равноправные взаимоотношения. Одним из наиболее органичных средств развития гуманных отношений у дошкольников является игровая деятельность. Использование специально подобранных приемов и методов в ходе игры способствует эффективному развитию гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста. При формировании у детей представлений о гуманных отношениях к детям с ОВЗ важно использовать различные проблемные ситуации, художественную литературу (сказки, легенды, рассказы, стихотворения), специальные беседы, педагогические ситуации, игровую деятельность, так как они позволяют ребенку проявить его субъективность, стимулируют проявление гуманности. Считается, что развитие гуманных чувств у детей дошкольного возраста обеспечивает равноправное взаимодействие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красова Татьяна Дмитриевна, Маркова Светлана Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF HUMANE RELATIONS AMONG THE CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

The article deals with the problem of education of humane relations among children of the senior preschool age in the conditions of inclusive education. In psychological and educational literature, the concept of “humane relations” is viewed from different angles, as a form of interpersonal relations based on the principles of humanity; as a set of harmonious relations of the subject with the world, other people and themselves. Humane relations manifest themselves in attitudes, beliefs, tastes, emotional experiences, motivations and aspirations to act and the actions themselves. Humane relations include the following symptoms: kindness, compassion, care, caring justice. The article deals with the content of humane relations, the specifics of their development in preschool age in the conditions of inclusive education. Inclusive education is one of the most humane educational solutions for children with disabilities and normally developing children. In the pre-school educational institution children learn to interact with each other, to build equal relations. One of the most organic tools for the development of humane relations among preschoolers is a game activity. The use of specially selected methods and techniques in the course of the game contributes to the effective development of humane relations among the children of preschool age. In the formation of the children ideas about the humane treatment of children with disabilities it is important to use a variety of fiction (fairy tales, legends, stories, poems), problem situations, special talks, pedagogical situations, game activity, as they allow the child to express his subjectivity, stimulate the expression of humanity. It is believed that the development of humane feelings in children of preschool age ensures equal interaction with children with disabilities.

Текст научной работы на тему «Воспитание гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования»

УДК 378

ВОСПИТАНИЕ ГУМАННЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. Д. Красова, С. В. Маркова

Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Елец

Рассматривается проблема воспитания гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования. В психолого-педагогической литературе понятие «гуманные отношения» рассматривается с разных позиций: как форма межличностных отношений, основанных на принципах гуманности; как совокупность гармоничных отношений субъекта с миром, другими людьми и самим собой. Гуманные отношения проявляются во взглядах, убеждениях, вкусах, эмоциональных переживаниях, побуждениях и стремлениях к действию и в самих действиях. К гуманным отношениям относятся следующие проявления: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость справедливость. Раскрыты содержание гуманных отношений, специфика их развития в дошкольном возрасте в условиях инклюзивного образования. Инклюзивное образование является одной из самых гуманных технологий образования детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающимися детьми. В дошкольной образовательной организации дети учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать равноправные взаимоотношения. Одним из наиболее органичных средств развития гуманных отношений у дошкольников является игровая деятельность. Использование специально подобранных приемов и методов в ходе игры способствует эффективному развитию гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста. При формировании у детей представлений о гуманных отношениях к детям с ОВЗ важно использовать различные проблемные ситуации, художественную литературу (сказки, легенды, рассказы, стихотворения), специальные беседы, педагогические ситуации, игровую деятельность, так как они позволяют ребенку проявить его субъективность, стимулируют проявление гуманности. Считается, что развитие гуманных чувств у детей дошкольного возраста обеспечивает равноправное взаимодействие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: гуманные отношения, гуманистическая направленность поведения, дети дошкольного возраста, нравственное поведение, инклюзивное образование, игровая деятельность.

Важнейшей задачей отечественного современного образования является разностороннее развитие человека, создание необходимых условий для развития нравственной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции, что имеет не только узкопедагогическое, но и глубоко общественное значение.

Одним из путей решения данной проблемы является совершенствование процесса воспитания гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования (В. В. Абраменкова, А. Алешина, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, В. Гальвас, Н. Ю. Комкина, М. А. Писаревская, Е. Худенко, Е. Э. Шишлова). Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании личности, освоении окружающего мира и взаимоотношений между людьми. В многочисленных отечественных исследованиях (В. А. Аб-раменкова, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, И. Кон, С. Л. Рубинштейн и др.) период дошкольного возраста рассматривается как сензитивный период личностной сферы человека. Ребенок делает первоначальные шаги в освоении окружающей действительности, у него формируется целостная картина мира, складываются первые системные представления об окружающих его предметах и явлениях. В процессе выстраивания взаимоотношений со

взрослыми и сверстниками ребенок осваивает нравственные нормы, понятия, учится понимать добро и зло, у него формируются нравственные суждения [1, с. 38].

По мнению многих исследований (Б. С. Бра-тусь, В. А. Ситаров, А. В. Зосимовский и другие), основу личной духовной культуры составляет гуманистическая направленность, которая, с точки зрения данных авторов, является нравственной позицией человека, т. е. человек должен рассматриваться в качестве высшего способа существования индивида - как личность.

Исследователями и практикой доказано, что при благоприятных педагогических условиях нравственный смысл поступка человека оценивается прежде всего по его мотиву, а не по внешней форме поступка. С возрастом способность ребенка переживать за другого развивается и переключается с реакции на поступки человека, на его чувства и далее - реакцию на жизненную ситуацию в целом [2, с. 127].

В основе формирования гуманных отношений лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя. А. В. Запорожец называл умение понять другого новым видом внутренней психической активности ребенка.

Гуманные отношения проявляются во взглядах, убеждениях, вкусах, эмоциональных переживани-

ях, в побуждениях и стремлениях к действию и в самих действиях. Как справедливо отмечает С. Л. Рубинштейн: «Сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего он стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какое отношение к людям, к другому человеку он способен установить» [3, с. 146].

Теоретической основой исследования являются философские положения о человеческом бытии и факторах, определяющих развитие гуманных человеческих взаимоотношений (Аристотель, Гельвеций, Гиппократ, Демокрит, Конфуций, Квинтили-ан, Панеций, Сократ, И. Кант и другие); работы, отражающие психологические механизмы развития личности (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн и др.), общие закономерности формирования личности (О. А. Абдуллина, Ю. П. Азанов, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин).

Представители гуманистического направления в психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) отмечают, что гуманные отношения у дошкольников возникают при принятии и понимании переживаний другого.

В своих исследованиях авторы по-разному рассматривают понятие «гуманные отношения»:

- как иерархию интегральных гуманных качеств (И. С. Марьенко);

- единство нравственно ценных представлений и понятий, чувств и действий человека (Б. Д. Ки-сикова);

- особый вид общения, взаимодействия, основанный на реализации принципов взаимопонимания, взаимодоверия, взаимоактивности, взаимооткрытости (Т. А. Веревкина, К. А. Орлов);

- социальные мотивы, заключающиеся в проявлении сочувствия, сопереживания, помощи (А. В. Запорожец, А. Д. Кошелева, Я. З. Неверович, И. С. Хомякова).

Несмотря на различное понимание феномена гуманных отношений и его дефиниции, большинство исследователей сходятся во мнении о том, что данный вид отношений, в какой бы форме он ни проявлялся, включает в себя три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Выделяют такие проявления гуманных отношений, как доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость, справедливость (Е. Э. Шишлова, Л. Ф. Островская и другие).

В условиях инклюзивного образования дошкольник проходит три стадии во взаимоотношениях со сверстниками: 1) экспрессивную, которая проявляется в способности проявлять свои чувства и настроения; 2) рефлексивную (умение слушать и понимать переживания партнера); 3) фасилитиру-

ющую, способствующую выполнению участниками общения своих ролей.

В отечественной педагогике имеется целый ряд исследований, посвященных проблеме воспитания гуманных отношений у детей дошкольного возраста к сверстникам с ОВЗ, где выделены следующие составляющие: эмпатия (А. Д. Кошелева, Л. П. Стрелкова и др.), милосердие (А. Гальвас, И. А. Княжева и др.), отзывчивость (М. В. Воробьева, Т. А. Поно-маренко и др.), доброжелательность (Т. И. Бабаева, Л. А. Пеньевская, В. П. Пушмина, Т. А. Маркова и др.), индивидуальные особенности проявления гуманных взаимоотношений (Е. Э. Шишлова).

В работах Р. С. Буре, И. С. Хомяковой и других прослеживается тесная связь гуманных отношений с другими нравственными качествами: ответственностью, организованностью, инициативностью. Причем гуманные отношения выделяются как основа, вокруг которой группируются нравственные качества.

А. В. Петровский отмечал, что гуманные отношения формируются не путем пассивной адаптации к требованиям социальной среды, а в различных видах деятельности, которые выступают в качестве средств развития данного вида отношений.

Художественная литература, по данным А. В. Запорожца, является особой формой осмысления окружающей действительности, формирования гуманных отношений. Сказки, легенды, рассказы, стихотворения развивают отзывчивость, сопереживание, служат прекрасным поводом для содержательного диалога с детьми. Л. В. Лидак рекомендует для развития гуманных представлений детей использовать произведения художественной литературы, в которых не только бы описывалась конфликтная ситуация, а были бы противопоставлены друг другу добро и зло. Весьма эффективным, на взгляд авторов, является метод неоконченного рассказа.

С авторской точки зрения, при формировании у детей представлений о гуманных отношениях к детям с ОВЗ целесообразно использовать различные проблемные ситуации, так как они позволяют ребенку проявить его субъективность, стимулируют проявление гуманности. Авторы солидарны с исследователем Е. Э. Шишловой и также считают, что большое внимание необходимо уделять проведению специальных бесед, созданию различных педагогических ситуаций, в которых дети должны быстро принять какое-то решение, что-то сделать, предпринять, чтобы выйти из затруднения. По А. Д. Кошелевой, развитию рефлексии и осознанности гуманных отношений к детям с ОВЗ способствует воспитание у детей привычки раздумывать над поступками в процессе специально созданных проблемных ситуаций, в которых ребенок мог бы проявить самостоятельность, активность.

Зарубежные ученые (Т. Берндт, Дж. Готтман, С. Кисси, А. Маннарино, Дж. Паркхурст) изучали специфику просоциального поведения, особенности развития дружеских взаимоотношений. В научных работах А. Маннарино отмечается, что во взаимоотношениях друзей в возрастном периоде от 2 до 9 лет проявляется в большей степени альтруизм, они чаще выражают доброжелательные отношения, сочувствие (С. Кисси, Дж. Готтман, Дж. Паркхурст). В исследовании Т. Берндта проанализированы половые различия проявления гуманных чувств и отношений, которые показали, что девочки более склонны к проявлению просо-циального поведения, более избирательно относятся к своим друзьям, чем мальчики.

В отечественной психологии проблема воспитания гуманных чувств и отношений рассматривается с точки зрения таких научных подходов, как коллективистский (А. А. Волкогонов, С. Л. Рубинштейн и др.) и деятельностный (В. В. Абраменко-ва, В. А. Петровский и др.). В рамках коллективистского направления исследователи изучают специфику взаимоотношений людей, выстроенных на основе взаимопомощи, сопереживания, сочувствия. Гуманные отношения рассматриваются как активные и действенные, проявление конкретной помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Представители деятельностного подхода рассматривают деятельность как условие и средство воспитания гуманных отношений. В своих исследованиях В. В. Абраменкова рассматривает гуманные отношения как социально позитивные, проявление внимания, взаимопомощи, солидарности в группе, совместную ответственность каждого в группе за успехи и неудачи в совместной деятельности, которая осуществляется ради другого человека [4, с. 46].

В 80-90-е годы прошлого века появилось большое количество научных работ, посвященных изучению специфики воспитания гуманных отношений у детей дошкольного возраста (Р. С. Буре, С. А. Козлова, Н. Л. Кряжева, Е. Э. Шишлова, Н. Е. Щуркова и т. д.).

Рассмотренные выше исследования затрагивают проблемы гуманного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации, семьи. И достаточно мало научных работ, методических разработок, посвященных вопросу воспитания гуманных чувств и отношений у детей в условиях инклюзивного образования. Инклюзивное образование только начинает развиваться в нашей стране, опыт совместного развития, обучения нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья лишь только

складывается. Вместе с тем в российском обществе насчитывается около 13 млн детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих врожденные или приобретенные в течение жизни нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития, которым необходимо создавать оптимальные условия для гармоничного вхождения в общество.

Большинство детей с особыми образовательными потребностями изолированы от социального и природного мира или имеют достаточно ограниченные контакты как со своими сверстниками, так и с различными категориями взрослых. А нормально развивающиеся дети, вследствие малого опыта общения с детьми с ограниченными возможностями, относятся к последним настороженно и даже могут проявлять негуманное, интолерантное отношение к ним, они для них непонятны, малоинтересны. Вследствие этого у детей важно воспитывать доброжелательное, внимательное, заботливое, уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Специфика инклюзивного образования заключается в том, что дети с ОВЗ включены в систему общего образования и получают образование вместе со своими нормально развивающимися сверстниками. Право на получение полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья отражено в ряде документов (Всеобщая декларация прав человека, Декларация о правах инвалидов, Декларация о правах умственно отсталых лиц, Конвенция о правах ребенка, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов).

В зарубежных (Б. Нирье, В. Вольфенсбергер, С. Данлог, Р. Кролл, М. Уорнок) и отечественных исследованиях (А. Алешина, Б. З. Вульфов, М. С. Писаревская, Е. Худенко) подчеркивается, что все дети, независимо от состояния их здоровья, должны иметь равные права в реализации своих способностей и возможностей.

Наряду с осознанием важности решения данной проблемы, в практике дошкольных образовательных организаций отмечается неготовность (психологическая, материально-техническая, методическая) к внедрению технологии инклюзивного образования. В процессе осуществления инклюзивного образования необходима четкая организация работы всего коллектива специалистов (воспитателей, логопедов, дефектологов, педагогов-психологов, помощников воспитателей), а также родителей как неотъемлемых участников образовательного процесса.

Инклюзивное образование является одной из самых гуманных технологий образования детей с ограниченными возможностями здоровья и нор-

мально развивающимися детьми. В дошкольной образовательной организации дети учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать равноправные взаимоотношения. В ходе участия в совместных видах деятельности, в образовательной деятельности дети приобретают опыт принятия друг друга такими, какими они есть, уважения индивидуальных особенностей каждого [5, с. 121]. Таким образом, использование технологии инклюзивного образования предоставляет уникальные возможности для развития гуманных чувств (сочувствия, сорадости, сопереживания) и отношений (доброжелательности, внимательности, заботливости, отзывчивости, справедливости) у всех детей.

Основными направлениями в инклюзивном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья являются: организация оптимальной адаптации и вхождения ребенка в общество; обеспечение необходимой образовательной и коррек-ционной работы; осуществление физического, познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития ребенка.

В дошкольных организациях необходимо создавать разнообразные условия (создание безбарьерной среды, наличие квалифицированных специалистов, методическая обеспеченность) для воспитания гуманных отношений к детям с ограниченными возможностями здоровья. Это объединение детей прежде всего в совместной игровой деятельности, которая направлена на воспитание в детях доброжелательности, внимательности, заботливости к своим сверстникам, учет их индивидуальных особенностей.

В ходе взаимодействия детей накапливается опыт проявления гуманных отношений, доброжелательности, эмпатии, сочувствия, сопереживания, содействия. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу, учатся воспринимать друг друга как равных членов общества, что значительно повышает адаптационные способности детей с ограниченными возможностями здоровья.

С целью выявления представлений детей о нормах нравственных отношений была применена в качестве основного метода индивидуальная беседа. Беседы проводились по специально разработанному опроснику. Как показали ответы детей, практически все дети владеют определенным кругом представлений о нормах, правилах и формах проявления нравственности. Эти представления чаще носили общий характер. Особое затруднение у детей вызывала конкретная характеристика тех или иных нравственных представлений.

Изучение особенностей нравственной воспитанности детей позволило выделить три уровня ее сформированности. На первом (высоком) уровне

находятся дети, которые постоянно проявляют положительные нравственные качества, способные самостоятельно, без напоминания воспитателя выполнять нормы поведения, принятые в обществе (6,8 %). Ко второму (среднему) уровню относятся дети, для которых свойственно проявление как нравственных, так и безнравственных качеств, выполняют нормы поведения ситуативно (73,3 %). Дети, которые относятся к третьему (низкому) уровню, в большинстве случаев проявляют безнравственные качества, что связано в основном с имеющимися трудностями в общении со сверстниками и окружающими взрослыми, они имеют представления о нормах нравственности, могут оценить собственное поведение и окружающих людей как положительное или отрицательное (19,9 %).

Описывая уровни нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста, использовались следующие критерии: соблюдение норм нравственности в поведении; проявление отзывчивости, внимательности, доброжелательности и других нравственных качеств в совместной деятельности, в общении со сверстниками и окружающими взрослыми; стремление к взаимодействию.

Воспитатели и родители, оценивая уровень нравственного развития ребенка, опираются прежде всего на нравственные эталоны, моральные нормы поведения, принятые в обществе, по проявлению нравственных качеств в какой-либо деятельности. По мнению 65 % семей, родители уделяют большое внимание воспитанию нравственных качеств личности, например, таких как: честность (89 %), доброжелательность (61 %), справедливость (72 %). А 35 % родителей уделяют большее внимание воспитанию волевых качеств детей, например, целеустремленности (12 %), инициативности (24 %), организованности (14 %). Вместе с тем меньшее внимание уделяется воспитанию таких гуманных качеств, как заботливость (34 %), отзывчивость (38 %), внимательность (16 %), что свидетельствует о недостаточном понимании родителями значения воспитания у дошкольников гуманных качеств и в целом нравственной направленности поведения.

В ходе экспериментальной работы организовывались сюжетно-ролевые игры в группе детей старшего дошкольного возраста. Детям предлагались игры, направленные на проявление заботы о человеке, животных, игрушках, например: «Дедушка», «Зоопарк», «Болезнь куклы» и др.

Анализ результатов игры проводился по двум критериям: а) отражение в содержании игры ситуаций, позволяющих проявить нравственное отношение к человеку, животным, игрушкам; б) степень эмоциональной окрашенности игровых действий детей, в частности, проявление сопережива-

ния, сочувствия, а также оказание помощи, духовной поддержки.

В ходе проведения исследования было установлено, что одни и те же сюжеты, разыгрываемые детьми разных возрастов, различны по своему содержанию. Основной смысл игры дошкольников среднего возраста - внешняя сторона взаимоотношений детей: матери и ребенка, бабушки и внука. Для старших детей содержание игры заключается не столько в воспроизведении общественного смысла деятельности взрослых, сколько в соблюдении правил поведения и принятых норм нравственных взаимоотношений [6, с. 37].

Нравственное воспитание осуществлялось посредством включения гуманных отношений в основное содержание игр детей. Сначала необходимо было внести новое содержание в эмоционально-нравственное содержание игр [6, с. 18]. Приемами обогащения сюжета и содержания детской игры являются:

- наблюдение за проводимыми музыкальными мероприятиями;

- чтение художественных произведений;

- проведение различных игр, игровых упражнений, психогимнастических упражнений;

- беседы на нравственные темы.

Приведем пример сюжетно-ролевой игры «Больница».

Предварительная работа.

Задачи: воспитание доброжелательного, внимательного отношения к своим сверстникам; активизирование опыта переживаний ребенка; развитие умений находить оптимальные способы решений ситуации.

Игровые ситуации:

а) «Болезнь куклы». У куклы Маши сильный кашель, у нее высокая температура, ей требуется помощь... Воспитатель обращает внимание детей на состояние больной, она нуждается в утешении, проявлении заботы, внимания, в немедленной медицинской помощи;

б) «Бабушка». В поликлинике стоит большая очередь. Входит старенькая бабушка, она хромает и идет с палочкой. Как быть?

Воспитатель предлагает детям самостоятельно найти выход из ситуации. Обращает внимание на то, как необходимо поступить в данной ситуации. Поощряет и отмечает тех, кто сочувствует бабушке;

в) «Шумные дети». В больнице тихо, все ждут своей очереди к врачу и вдруг входят дети вместе со своими родителями и начинают баловаться, громко кричать, нарушают тишину. Как необходимо поступить в такой ситуации?

В основу содержания игры должно быть обязательно положено проявление таких отношений, как внимательность, заботливость, доброжелатель-

ность, справедливость, отзывчивость. Такие правила поведения вводятся в игровую деятельность, в ролевые требования как обязательный атрибут игры. Когда дети слышат приятные слова в свой адрес, когда их хвалят, поощряют, то получают нескрываемое удовольствие. Такое гуманное отношение сверстников вызывает желание сделать что-либо приятное для других детей. Дошкольники начинают правильно воспринимать сверстника, его поступки, слова, желания. Педагог, влияя на содержание игры, способствует объединению детей, привлекает внимание ребенка на действия сверстников, учит прислушиваться к ним. Основой воспитания гуманных отношений в игре является стимулирование общности с другими детьми, своей внутренней причастности к ним [7, с. 18]. Одним из основных условий положительного влияния игры является активная позиция в ней каждого ребенка. Важно, чтобы ребенок ощущал себя полноценным участником сюжетно-ролевой игры. В ходе игрового взаимодействия ребенок не просто отображает требуемые отношения, а чувствует себя таким персонажем.

Как показала экспериментальная работа, воссоздавая образы в игре, дети часто не могут передать сложность, логическую последовательность действий, отношений, переживаний взрослых и передают, как правило, только отдельные, наиболее им понятные и запомнившиеся ситуации и взаимоотношения. Чтобы помочь дошкольнику вычленить в образе характерные особенности, черты, необходимо раскрыть подлинные мотивы поступков взрослых, учитывая, что для формирования у детей способов нравственных проявлений особенно важно, чтобы мотивация ролевого поведения соответствовала его нравственным образцам. Новое нравственное содержание вносилось в игру через центральный ее компонент - роль. Детям предъявлялись образцы ролевого поведения, акцент делался на нравственные проявления в контексте игровых взаимодействий. В образцах задавались способы проявления нравственного отношения, моделировались развитые формы заботы, сочувствия и внимания.

Таким образом, в настоящее время необходимо искать условия, пути, средства эффективного решения проблемы воспитания гуманных отношений у детей в условиях инклюзивного образования, лежащие в основе развития гуманного поведения, что является необходимым компонентом личностного развития личности.

Итак, развитию гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования способствуют различные средства воспитания: художественная литература, беседы, пример. Среди них важное место занимает

игровая деятельность. В ходе игры гуманные отношения включались в основное содержание игр детей. Новое нравственное содержание вносилось в игру через центральный ее компонент - роль. Детям предъявлялись образцы ролевого поведе-

ния, акцент делался на гуманные проявления в контексте игровых взаимодействий. В образцах задавались способы проявления гуманного отношения, предъявлялись формы заботы, сочувствия и внимания.

Список литературы

1. Ганина С . А . Феномен детства в контексте психолого-педагогических исследований: история и современность // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2014 . Вып . 1 (3) . С. 34-43.

2 . Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред . А . В . Запорожца, Я . З . Неверович . М .: Педагогика, 1986 . 172 с .

3 . Рубинштейн С . Л . Проблемы общей психологии . М . : Педагогика, 1973. 385 с .

4 . Абраменкова В . А. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстнику у дошкольников: автореф . дис ....

канд . психол . наук. М . , 1981.23 с.

5 . Токарева Т . А. Изменение содержания образовательной деятельности в условиях нового федерального государственного стандарта

дошкольного образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2016 . Вып . 2 (12) . С . 118-123 .

6 . Баталова С . А. Описание опыта работы по теме «Социализация личности ребенка в процессе развития сюжетно-ролевой игры» //

Педагог. 2010 . № 11. С .36-38.

7 . Вегера Е . Ю . Формирование гуманных чувств и отношений у детей старшего и младшего дошкольного возраста // Открытый урок . 2012 .

№ 14 . С.17-18 .

Красова Татьяна Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, д. 28, Елец, Россия). E-mail: lady.krasova@mail.ru

Маркова Светлана Витальевна, кандидат психологических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, д. 28, Елец, Россия). E-mail: marckova.s2011@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 28.09.2016.

EDUCATION OF HUMANE RELATIONS AMONG THE CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

T. D. Krasova, S. V. Markova

Bunin Elets State University, Elets, Russian Federation

The article deals with the problem of education of humane relations among children of the senior preschool age in the conditions of inclusive education. In psychological and educational literature, the concept of "humane relations" is viewed from different angles, as a form of interpersonal relations based on the principles of humanity; as a set of harmonious relations of the subject with the world, other people and themselves. Humane relations manifest themselves in attitudes, beliefs, tastes, emotional experiences, motivations and aspirations to act and the actions themselves. Humane relations include the following symptoms: kindness, compassion, care, caring justice. The article deals with the content of humane relations, the specifics of their development in preschool age in the conditions of inclusive education. Inclusive education is one of the most humane educational solutions for children with disabilities and normally developing children. In the pre-school educational institution children learn to interact with each other, to build equal relations. One of the most organic tools for the development of humane relations among preschoolers is a game activity. The use of specially selected methods and techniques in the course of the game contributes to the effective development of humane relations among the children of preschool age. In the formation of the children ideas about the humane treatment of children with disabilities it is important to use a variety of fiction (fairy tales, legends, stories, poems), problem situations, special talks, pedagogical situations, game activity, as they allow the child to express his subjectivity, stimulate the expression of humanity. It is believed that the development of humane feelings in children of preschool age ensures equal interaction with children with disabilities.

Key words: humane relations, humanistic orientation of behavior, children of preschool age, moral behavior, inclusive education, game activity.

References

1. Ganra S . Fenomen detstva v kontekste psikhologo-pedagogitscheskih issledovaniy: istoriya i sovremennost' [The phenomenon of childhood in the context of psychological and educational research: history and modernity] . Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2014, vol . 1(3), pp . 34-43 (in Russian) .

2 . Razvitiye sotsial'nykh emotsiy y detey doshkol'nogo vozrasta [The development of social emotions in preschool children] . Under the editorship

of A. V. Zaporozhets, Y V. Neverovich . Moscow, Pedagogika Publ ., 1986 . 172 p . (in Russian) .

3 . Rubinshteyn S . L . Problemy obshchey psikhologii [Problems of general psychology] . Moscow, Pedagogika Publ ., 1973. 385 p . (in Russian) .

4 . Abramenkova V. A . Rol' sovmestnoy deyatel'nosti v proyavlenii gumannogo otnosheniya k sverstniku u doshkol'nikov. Avtoref. dis. kand psikh.

nauk [The role of joint activity in the manifestation of a humane attitude to peers in preschool children . Abstract of thesis cand . psych . sci . ] . Moscow, 1981. 23 p . (in Russian) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 . Tokareva T. A. Izmeneniye soderzhaniya obrazovatel'noy deyatel'nosti v usloviyakh novogo federal'nogo gosudarstvennogo standarta obra-

zovaniya [Changing of educational activity in conditions of the new federal state standard of preschool education] . Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2016, vol . 2 (12), pp . 118-123 (in Russian) .

6 . Batalova S . A . Opisaniye opyta raboty po teme "Sotsializatsiya litschnosti rebenka v protsesse razvitiya syuzhetno-rolevoy igry" [Description of

work experience on the theme "Socialization of the child personality in the process of development of the plot-role game"] . Pedagog - Educator, 2010, no . 11, pp . 36-38 (in Russian).

7 . Vegera E . Yu . Formirovaniye gumannykh chuvstv i otnosheniy u deteiy starshego i mladshego doshkol'nogo vozrasta [Formation of humane

feelings and attitudes in children of junior and senior preschool] . Otkrytyy urok - Open Lesson, 2012, no . 14, pp . 17-18 (in Russian) .

Krasova T. D., Bunin Elets State University (ul. Kommunarov, 28, Elets, Russian Federation). E-mail: lady.krasova@mail.ru Markova S.V., Bunin Elets State University (ul. Kommunarov, 28, Elets, Russian Federation). E-mail: marckova.s2011@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.