Научная статья на тему 'Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности'

Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
34
Поделиться
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THEATRICAL ACTIVITY / РОЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / ROLE RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Штумпф Наталья Владимировна

В данной статье проанализированы научные исследования по проблеме формирования социально-коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Рассматривается современный подход к формированию социально-коммуникативной компетентности дошкольников в театрализованной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения. Раскрыты особенности взаимоотношений детей, возникающих в театрализованной деятельности. Описано значение ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности и их значение для формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников. Выделены основные требования к организации театрализованной деятельности дошкольников и отмечены особенности руководства педагогом совместной театрализованной деятельностью.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Штумпф Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 2 Зотова И.В. , Штумпф Н.В. Email: Zotova1145@scientifictext.ru

1Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент;

2Штумпф Наталья Владимировна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в данной статье проанализированы научные исследования по проблеме формирования социально-коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Рассматривается современный подход к формированию социально -коммуникативной компетентности дошкольников в театрализованной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения. Раскрыты особенности взаимоотношений детей, возникающих в театрализованной деятельности. Описано значение ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности и их значение для формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников. Выделены основные требования к организации театрализованной деятельности дошкольников и отмечены особенности руководства педагогом совместной театрализованной деятельностью. Ключевые слова: социально-коммуникативная компетентность, театрализованная деятельность, ролевые отношения, дети дошкольного возраста.

FORMATION OF SOCIAL-COMMUNICATIVE COMPETENCE IN OLDER PRESCHOOL AGE IN THEATERLATED ACTIVITY Zotova I.V.1, Shtumpf N.V.2

1Zotova Irina Vasilivna-PhD in Pedagogy, Associate Professor; 2Stumpf Natalia Vladimirovna - Student, THE DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA

Abstract: in this article scientific researches on the problem of formation of social and communicative competence of children of the senior preschool age are analyzed. The modern approach to the formation of social and communicative competence of preschool children in the theatrical activity in the conditions of a preschool educational institution is considered. The peculiarities of the relationships of children arising in the theatrical activity are revealed. The importance of role-playing relationships of children of the senior preschool age in the theatrical activity and their importance for the formation of social and communicative competence of preschool children is described. The basic requirements for the organization of dramatized activity of preschool children are singled out and the features of leadership by the teacher are marked by joint theatrical activity.

Keywords: social and communicative competence, theatrical activity, role relations, children of preschool age.

УДК 372.23

Детство - особый период, главной чертой которого является процесс взросления ребенка, его вхождение в социальный мир взрослых. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социально -коммуникативной компетентности - способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими. Проблема развития социально -коммуникативной компетентности детей - важная социальная и психолого-педагогическая проблема, ее решение затрагивает насущные вопросы общества и образования.

В современных условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не просто дать дошкольникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основным векторам развития, но и выработать у них способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать с окружающими и решать жизненные проблемы

В современном образовании основной ценностью является человек со всеми своими особенностями, человек, как целостная развивающаяся система. Поэтому в педагогике все больше внимания уделяется концепции компетентности, основная цель которой состоит в формировании личности, способной в постоянно меняющихся условиях современной жизни действовать адекватно, брать на себя ответственность, применять по назначению полученные знания и опыт в новых условиях, ориентироваться на социально-нравственные ценности.

Исследователями А.П. Журавлевым, А.К. Марковой, Л.А. Петровской, Н.Ф. Талызиной, Б.И. Хасаном, Р.К. Шакуровым, А.И. Щербаковым и др. рассмотрена компетентность в узком и широком смысле в разных областях.

Раскрытию понятия и сущности социальной компетентности посвящены работы таких авторов, как Г.Э. Белицкая, Н.И. Белоцерковец, А.В. Брушлинский, Е.В. Коблянская, Л.В. Коломийченко, С.Н. Краснокутская, А.Б. Кулин, В.Н. Куницына, О.П. Николаев, У. Пфингстен, К. Рубин, Л. Роуз- Крэснор, В.В. Цветков и др.

Проблеме формирования компетентности дошкольников посвящены работы педагогов и психологов. Работы С.А. Козловой, Л.В. Коломийченко, Л.В. Моисеевой, С.Л. Новоселовой, Р.Б. Стеркиной содержат большой теоретический и практический материал, который обеспечивает реализацию задач по формированию социальной компетентности старших дошкольников на этапах дошкольного образования.

Вопросы развития социально-коммуникативной компетентности в настоящее время исследуются М.И. Лисиной. В ее концепции общение является особой коммуникативной деятельностью, направленной на формирование взаимоотношений с окружающими людьми. Аналогичным образом соотношение данных понятий расценивают и другие авторы: Г.М. Андреева, Т.А. Репина, Я.Л. Коломенский и др.

Социально-коммуникативная компетенция рассматривается как основополагающая характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности.

В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений развития и образования детей является социально-коммуникативное, ориентированное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [5].

Процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста социально -коммуникативной компетентности, во многом зависит от организации различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов [1].

Исходя из психологических особенностей и развития детей старшего дошкольного возраста, преобладающим видом деятельности на данном возрастном этапе является сюжетно-ролевая. В психолого-педагогическом словаре А.П. Астахова под сюжетно -ролевой игрой понимается ведущая деятельность детей дошкольного возраста, вид игровой деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий [4, с. 758].

Основными формами развития социально-коммуникативных способностей являются сюжетные игры, в частности театрализованная деятельность. Театрализованные игры нацелены преимущественно на развитие воображения и развитие способности к пониманию другого.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

По мнению многих ученых, театрализованные игры являются наиболее характерными играми детей старшего дошкольного возраста и занимают значительное место в их жизни. Так считали такие ученые как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Д.В. Менджерицкая, А. П. Усова и другие исследователи выделяли в игре два плана отношений детей: ролевые и реальные. Ролевые отношения определяются принятыми ролями в игре, обусловлены ими. Эти отношения можно назвать изображаемыми [3].

В процессе ролевых отношений дети используют такие важные умения, как обозначение словом принятой на себя роли и условных действий, обозначение предметов, которые дети наделяют игровым значением и используют для реализации игрового замысла (словарь), формулирование мыслей, желаний, переживаний (фразовая речь), налаживание, построение игрового и словесного взаимодействия с партнерами по игре и с воображаемыми партнерами — игрушками (диалог).

Когда у детей появляется потребность в игре, они начинают договариваться о ней с партнером. При этом у детей формируются способность взаимодействовать со сверстниками, обсуждать, отстаивать свою точку зрения, идти на компромиссы, анализировать суждения партнера.

Принимая на себя роль в игре, ребенок вынужден реагировать на действия и речь партнеров, связанных по смыслу с его ролью, то есть уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от роли партнеров.

При выстраивании ролевого диалога у детей активизируется словарный запас, развиваются такие коммуникативные навыки как: способность начинать и завершать беседу, менять вслед за мыслью собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определенный эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, дети более активно в игре используют мимику и жесты.

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованной деятельности в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры. Нужно понимать, что приступать сразу к театрализованной деятельности с включением детей нецелесообразно, ведь она не будет удачной до тех пор, пока ребенок не научится играть в ней [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего, подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию. С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - все это способствует быстрому ее усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо ее запоминают и начинают включаться в игру, выполняя

81

роли отдельных персонажей. Играя, ребенок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

Взаимоотношения и совместная деятельность ребенка со взрослым и сверстником - это необходимое условие психического развития ребенка, формирования его общественных качеств. Взаимодействуя со сверстниками, ребенок более самостоятелен и независим, он начинает точно оценивать себя и других, растет его способность выстраивать совместную деятельность.

Высокий уровень развития коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость развития коммуникативных качеств уже в период дошкольного детства.

Таким образом, роль театрализованной игры в формировании коммуникативных способностей, навыков и развития взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика. В процессе театрализованной деятельности развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственно речевую активность ребенка.

Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства, а следовательно и формирования социально -коммуникативной компетенции.

Список литературы /References

1. Зотова И.В. Особенности развития социально-коммуникативной компетентности у дошкольников / И.В. Зотова, О.Г. Фирюлина // Проблемы современной науки и образования. Иваново: «Проблемы науки», 2017. № 18 (100). С. 78-83.

2. Зотова И.В. Роль и значение организации театральной деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ / И.В. Зотова, А.Е. Крайчак // Проблемы современной науки и образования. М.: «Проблемы науки», 2017. № 16 (98). С. 99-102.

3. Менджрицкая Д.В. Воспитание детей в игре / Д.В. Менджерицкая. М.: Просвещение, 2009. 145 с.

4. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. Минск: Современная школа, 2010. 928 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание, 2014. № 2. С. 4-18.