ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 2 Зотова И.В. , Лукьянова А.С. Email: [email protected]
1Зотова Ирина Васильевна - доцент, кандидат педагогических наук., 2Лукьянова Александра Сергеевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в статье рассмотрены особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Определены критерии (информационно-коммуникативный, регуляционно-коммуникативный и аффективно-коммуникативный), показатели и уровни развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий), подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.
Ключевые слова: коммуникативный навык, диагностика, критерии, показатели и уровни развития коммуникативных навыков, дети старшего дошкольного возраста.
EXPERIMENTAL WORK ON THE DETERMINATION
OF THE ACTUAL LEVEL OF DEVELOPMENT
OF COMMUNICATIVE SKILLS IN CHILDREN OF SENIOR
PRESCHOOL AGE IN COMBINED ACTIVITY 12 Zotova I.V.1, Lukyanova A.S.2
1Zotova Irina Vasilivna - PhD of Pedagogical, Associate Professor; 2Lukyanova Alexandra Sergeevna - Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA
Abstract: the article describes the features of the development of communication skills in children of preschool age. The results of experimental work to identify the current level of development of communication skills in children of preschool age are shown. The criteria (informational-communicative, regulatory-communicative and affective-communicative), indicators and levels of development of communicative skills in children of preschool age (high, medium, low) are defined, diagnostic tools are selected and adapted. Presents the results of work at the ascertaining stage of the study.
Keywords: communicative skills, diagnostics, criteria, indicators and levels of development of communicative, children of senior preschool age.
Психолого-педагогические основы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста показали, что развитие общения дошкольников со сверстником, как и со взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности. Особенности коммуникативного развития
детей старшего дошкольного возраста позволили сделать вывод, что развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств и потребностей. То есть, в данный период формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно-практическая.
Психологические основы общения были разработаны в исследованиях
A.Б. Добровича, Е.Н. Ильина, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской и др. Педагогические основы общения нашли свое отражение в работах А.А. Бодалева,
B.А. Кан-Калика, А.Т. Курбановой, Ф.М. Рахматулиной и др.
Под коммуникативными навыками понимаем - навыки общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации, умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.
Совместную деятельность рассматриваем как организованную систему активности взаимодействующих индивидов, направленную на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры.
Для исследования были выбраны две группы детей старшего дошкольного возраста: Группа А и Группа Б в количестве 40 детей. Также в экспериментальной работе приняли участие педагоги дошкольного образовательного учреждения.
Опираясь на теоретическое исследование, изучение задач Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» [5], а также проанализировав точки зрения ученых (Л.А. Дубина [1], Л.В. Кузнецова [2], Л.Р. Мунирова [4] и др.) на выделение компонентов коммуникативных способностей, мы выделили следующие критерии развития коммуникативных навыков: информационно-коммуникативный, регуляционно-коммуникативный и аффективно-коммуникативный. Также были определены соответствующие показатели и уровни развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Нами были подобраны ряд диагностических заданий, направленных на выявление выделенных показателей развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В основу диагностики развития коммуникативных навыков детей нами положена методика, разработанная О.В. Дыбиной, С.Е. Анфисовой, А.Ю. Кузиной, И.В. Груздовой и др., которая состояла из серии диагностических заданий и наблюдений, направленных на выявление тех или иных критериев и показателей развития коммуникативных навыков [2].
Также нами были определены уровни развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.
Нами был проведен анализ деятельности детского сада по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со сверстниками, который показал, что педагоги ДОУ в формировании готовности к совместной деятельности со сверстниками и развитии коммуникативных навыков у старших дошкольников применяют социологические и педагогические методы, используют различные формы работы по формированию готовности к совместной деятельности, активно сотрудничают с родителями (законными представителями), посредством информирования и консультирования. Пространство совместной деятельности в детском саду выстраивается на различных принципах расширения и обогащения социального и предметного компонентов.
Также нами было проведено наблюдение за свободным общением детей в разных видах деятельности, за общением детей с педагогами и родителями в течение всего дня ребенка в ДОУ. Проанализировав результаты наблюдения, мы пришли к выводу, что у большинства детей в обеих группах неразвиты такие коммуникативные навыки как: умение слушать собеседника, формулировать в ответ собственное суждение, грамотно оформлять собственный ответ, менять вслед за мыслями собеседника тему
речевого взаимодействия, поддерживать определенный эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, слушать свою речь и контролировать ее нормативность, вносить изменения при необходимости.
У детей в недостаточной мере сформированы умения речевого этикета: дети могут начать беседу, но не всегда ее завершают, не доказывают свою точку зрения или доказывают свою, но не принимают во внимание мнение других собеседников. Все дети здороваются и благодарят, но большинство не умеют обращаться с просьбой.
В результате проведенного комплекса диагностических мероприятий, мы выявили исходный уровень развития коммуникативных навыков старших дошкольников в обеих группах. Данные показывают, что основная часть детей находиться на среднем уровне развития коммуникативных навыков. Несмотря на то, что работа в данном направлении ведется педагогами в группах, также в группе имеется часть детей, у которых уровень развития коммуникативных навыков - низкий.
Поэтому свое дальнейшее исследование видим в разработке комплекса мероприятий, направленного на развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности в условиях ДОУ.
Список литературы /References
1. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений / Л.А. Дубина. М.: Книголюб, 2006. 64 с.
2. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников / О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, А.Ю. Кузина, И.В. Груздова. Москва, 2008. 64 с.
3. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 480 с.
4. Мунирова Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: Дис. канд. пед. наук / Л.Р. Мунирова. М., 1993 . 205 с.
5. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 366 с.
6. Зотова И.В. Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности / Н.В. Штумпф, И.В. Зотова // «Наука, техника и образование». М.: «Проблемы науки», 2018. № 4 (45). С. 79-82.