ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА Зотова И.В.1, Лебедева Е.С.2
1 Зотова Ирина Васильевна - доцент, кандидат педагогических наук;
2Лебедева Елена Сергеевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в статье рассмотрены особенности формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами речевого этикета. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня сформированности коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Определены критерии: информационно-коммуникативный, интерактивный и перцептивный с соответствующими показателями, а также выделены уровни сформированности коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста (высокий, достаточный, низкий), подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, речевой этикет, речевые формулы диагностика, критерии, показатели, уровни сформированности коммуникативной компетентности, дети старшего дошкольного возраста.
УДК 372.35
В современной действительности закономерно возрастает интерес исследователей к проблеме формирования ключевых
компетенций у детей дошкольного возраста. Данная задача обусловлена новым подходом к оценке качества образования, при котором основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей - интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных доступных задач
жизнедеятельности.
Старший дошкольный возраст уникален. В данный период ребёнок учится, с помощью языковых средств, передавать свои мысли и чувства. Происходит также становление скоординированного диалога со сверстниками, развитие субъектности и инициативности в диалоге со взрослым.
Проблема компетентности и ее формирования стало актуальной в последние годы в связи с введением в теорию и практику образования компетентного подхода. Большой вклад в разработку проблем компетентности в целом внесли отечественные исследователи: Л.П. Алексеева, И.А. Зимняя, Д.А. Иванов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.
В последнее время, как в зарубежной, так и в отечественной психологии достижения человека в сфере отношений с другими людьми все чаще отражаются в понятии «коммуникативной компетентности».
Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста - это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи [2].
Умение эффективно строить общение со взрослыми и сверстниками - коммуникативная компетентность, является одним из условий успешного социально-личностного развития ребенка. Без знания форм вежливости и норм поведения, никакая коммуникация не получится, а знания не пригодятся для успешной социализации.
Речевой этикет дошкольника - это реализация ребенком норм и правил общения с окружающими, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту [1].
Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от особенностей общения. Формулы речевого этикета - типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются при корректном общении. Выделяют 3 основные группы речевых формул: формулы для начала общения, формулы, применяемые в процессе общения, и формулы для окончания общения.
Этикетная речь может рассматриваться как педагогическая категория, способствующая вхождению ребенка в социум. В старшем дошкольном возрасте, возможно, сформировать привычку к определенным нормам речевого поведения. В коммуникационном процессе дети в этот период способны на определенный уровень восприятия и воздействия на информацию. Для этого необходимо развивать ответственность и инициативу дошкольника как ключевые механизмы речевого взаимодействия, формирующие определенный уровень речевого поведения. Формирование умения этикетной речи у старших дошкольников должно основываться на современном понимании речевой коммуникации [4].
Для успешного формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста средствами речевого этикета, необходимо соблюдать ряд педагогических условий, которые включают взаимодействие с родителями, разработку комплекса игр, а также игровых ситуаций, направленных на формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста средствами речевого этикета, работу по повышению компетентности педагогов в области формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста средствами речевого этикета, а также
создание предметно-развивающей игровой среды при взаимодействии родителей воспитанников.
В нашем исследовании мы опирались на компоненты коммуникативной компетентности, выделенные
Л.В. Кузнецовой, Л.Р. Мунировой, Л.А. Дубиной и др.
К критериям сформированности сформированности коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Информационно-коммуникативный с показателями -умения вступать в процесс общения; умения соотносить средства вербального и невербального общения; умение принимать информацию; умение передавать информацию в сюжетно-ролевой игре.
Интерактивный с показателями - умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению в сюжетно-ролевой игре; умения доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься в сюжетно-ролевой игре; выход из конфликтных ситуаций в сюжетно-ролевой игре.
Перцептивный с показателями - умения делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению в сюжетно-ролевой игре; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга в сюжетно-ролевой игре. Данные компоненты являются содержательными критериями изучения коммуникативной компетентности.
В основу диагностики коммуникативной компетентности детей нами положена методика, разработанная С.Е. Анфисовой, И.В. Груздовой, О.В. Дыбиной, А.Ю. Кузиной и др., которые состояли из восьми диагностических заданий и наблюдений, направленных на выявление тех или иных критериев и показателей сформированности коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
На констатирующем этапе эксперимента результаты эмпирического исследования показали, что на высоком уровне сформированности коммуникативной
компетентности находятся 10% детей Группы А (2 чел.) и 15% детей Группы Б (3 чел.), на достаточном уровне - по 55% детей Группы А и Группы Б (11 чел.), и на низком уровне сформированности коммуникативной находятся 35% детей Группы А (7 чел.) и 30% детей Группы Б (6 чел.).
Данные, полученные в процессе диагностики, свидетельствуют о том, что процентное и качественное распределение детей по уровням сформированности коммуникативной компетентности в обеих группах практически идентично, но большая часть детей старшего дошкольного возраста относиться к достаточному уровню (55% детей). Но, необходимо отметить, что крайне низкий процент находиться на высоком уровне сформированности коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста (12,5% детей в группах).
Следовательно, свою дальнейшую экспериментальную деятельность мы видим в апробации педагогических условий направленных на формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста средствами речевого этикета.
Список литературы
1. Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников [Текст]: метод. пособие / О.Ю. Безгина. М.: Мозаика-Синтез, 2004. 40 с.
2. Емельянов Ю.И. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности [Текст] / Ю.И. Емельянов. М.: Аспект-Пресс, 1995 164 с.
3. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О.В. Дыбиной. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 64 с.
4. Клюева Н.В. Общение. Дети 5-7 лет [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. М.: Акад. развития, 2006. 160 с.