Научная статья на тему 'Особенности развития коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста'

Особенности развития коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4583
519
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / COMMUNICATIVE SKILLS / РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ / LANGUAGE SKILLS / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / SENIOR PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Могилка Диана Вадимовна

В данной статье рассмотрена проблема речевого развития и коммуникации детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены понятия «речевой навык», «коммуникативный навык». Представлены особенности развития коммуникативных и речевых навыков старших дошкольников. Раскрыты формы общения дошкольников со сверстниками: эмоционально-практическое общение, ситуативно-деловая форма, внеситуативно-деловая форма. Показан ряд характерных особенностей общения дошкольников со сверстниками. Отражена специфика детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Могилка Диана Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА 1 2 Зотова И.В. , Могилка Д.В. Email: Zotova1799@scientifictext.ru

1Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент;

2Могилка Диана Вадимовна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема речевого развития и коммуникации детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены понятия «речевой навык», «коммуникативный навык». Представлены особенности развития коммуникативных и речевых навыков старших дошкольников. Раскрыты формы общения дошкольников со сверстниками: эмоционально-практическое общение, ситуативно-деловая форма, внеситуативно-деловая форма. Показан ряд характерных особенностей общения дошкольников со сверстниками. Отражена специфика детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Ключевые слова: коммуникативные навыки, речевые навыки, старший дошкольный возраст.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE AND SPEECH SKILLS OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE Zotova I.V.1, Mogilka D.V.2

1Zotova Irina Vasihvna - PhD in Pedagogy, Associate Professor; 2Mogilka Diana Vadimovna - Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL

Abstract: this article discusses the problem of speech and communication development of children of senior preschool age. Discusses the concept of "speech skills", "communication skill". The peculiarities of development of communicative and linguistic skills of senior preschool children. Disclosed forms of communication of preschool children with peers: emotional, practical communication, situational business form, unhesitating-business form. Shows a number of characteristic features of communication of preschool children with peers. Reflects the specificity of children's contacts throughout preschool age. Keywords: communicative skills, language skills, senior preschool age.

УДК 372.461

Актуальность проблемы развития коммуникативных и речевых навыков у старших дошкольников заключается в том, что количество контактов со взрослыми и сверстниками у ребенка в современном мире постоянно увеличивается, а эффективность и успешность таких взаимодействий зависит непосредственно от уровня речевого развития детей.

На данный момент показатели речевого развития многих современных дошкольников не соответствуют возрастной норме. Основная причина этого - разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых: взрослые отчуждаются от детей, дети лишаются содержательных (живых, эмоциональных) способов общения.

Коммуникативные и речевые умения исследовали многие отечественные и зарубежные ученые. К ним относятся: А.А. Бодалев, Л.П. Буева, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.М. Соковкин и др.

Проблемой развития коммуникативных способностей занимались многие ученые: Н.А. Асадулаева, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, В.М. Григорьев, С.В. Григорьев, К. Монтенегро, С.Л. Новоселова, М.А. Норбашева, Н.Н. Палагина, А.Н. Фролова, С.А. Шмаков, А.П. Юсупова, Д.Б. Эльконин и многие другие.

Цель статьи заключается в рассмотрении особенностей развития коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста.

Проблемы развития коммуникации сегодня особенно актуальны в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот возраст считается отечественными психологами и педагогами (Л.А. Венгером, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддъяковым и другими) как сензитивный. То есть это максимально чувствительный период, который обладает благоприятными условиями для формирования определенной способности или типа деятельности организма [7].

Такие ученые как Л.С. Выготский, М.И. Лисина и другие, занимавшиеся проблемой развития коммуникации старших дошкольников, считают, что главным условием для становления психических способностей и качеств ребенка, а именно речи, воображения, мышления, самооценки, является общение ребенка со взрослым. Такое общение приобщает детей к опыту человечества. Дошкольники посредством такого общения обмениваются знаниями, обогащают свой жизненный опыт [2].

Как мы успели заметить, современные дети неохотно идут на контакт, не могут понятно для окружающих выразить свою мысль, у таких детей слабо разработан речедвигательный аппарат. Коммуникативные способности необходимы, так как все мы находимся в социуме и так или иначе взаимодействуем с ним.

Зачастую взрослые не понимают всей важности звучащего слова в развитии и воспитании детей раннего возраста. Общение взрослого с ребенком сегодня вряд ли можно назвать общением. В современном мире это общение чаще кратковременное, формальное и поверхностное: проявляется в виде замечаний, указаний, инструкций. В том случае, когда у малыша не удовлетворилась потребность в общении со взрослыми, начинают проявляться всевозможные отклонения в поведении дошкольников: неуверенность при новых начинаниях, тяжелая адаптация в дошкольном учреждении, огромное количество страхов, тревожность и агрессивность, снижение показателей их речевой и познавательной активности.

ФГОС ДО выделяет такие образовательные области как «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие». Сегодня данные области играют важнейшую роль для развития ребенка не только в плане речи, но и для личности в целом.

Сформировать речевой навык - это значит обеспечить необходимые условия для того, чтобы дошкольник мог правильно построить и реализовать высказывание. Для того, чтобы общение было полноценным, необходимо, чтобы мы, педагоги, сами умели пользоваться речевыми навыками для самостоятельного выражения своих мыслей, чувств, намерений, переживаний; если этого не будет, то речевая деятельность сформируется только лишь частично.

Коммуникативный навык - это навык взаимодействия с другими людьми, умение находить компромисс, умение слушать и высказывать свое мнение.

Известный психолог М.И. Лисина отмечала, что, начиная от раннего и до конца дошкольного возраста общение между детьми проходит значительные изменения по всем категориям: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения. От двух до семи лет выделяются два перелома; первый отмечается приблизительно в четыре года, второй - около шести лет [3].

Первый перелом мы можем наблюдать тогда, когда в жизни ребенка большую роль начинают играть другие дети. В этот период дошкольники начинают открыто предпочитать одиночную игру либо общество других детей взрослому.

Во время второго перелома, по мнению М.И. Лисиной, происходит появление избирательных привязанностей, дружбы; возникают более устойчивые и глубокие отношений между дошкольниками.

Эти переломы можно считать временными границами 3-х этапов в развитии общения детей. Эти этапы (также как и этапы со сферой общения со взрослым) получили название «формы общения дошкольников со сверстниками».

По мнению М.И. Лисиной, первой формой является эмоционально-практическое общение со сверстниками (второй-четвертый годы жизни). На втором году у дошкольников мы замечаем заинтересованность к другому ребенку, дошкольник уделяет повышенное внимание к действиям сверстника, а к концу второго года возникает желание привлечь внимание сверстника к себе, показать свои результаты и увидеть его ответную реакцию. На представленном этапе дети общаются без предметных действий, общение происходит само по себе [4].

Вторая форма общения сверстников, которую выделяет М.И. Лисина, -ситуативно-деловая. Данная форма складывается приблизительно к четырем годам и до шести лет. Сюжетно-ролевая игра уже коллективная - дошкольники преимущественно играют вместе, а не по одному. В процессе ситуативно-делового общения дети заняты совместным делом, они согласовывают свои действия с действиями партнеров и учитывают активность сверстников для достижения общей цели. Такое взаимодействие между детьми получило название сотрудничества.

По мнению М.И. Лисиной, к концу дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей дошкольного возраста появляется новая форма общения, которая получила название «внеситуативно-деловая». К шести-семи годам значительно увеличивается количество внеситуативных контактов. Дети начинают рассказывать друг другу о том, где они отдыхали и что нового увидели, делятся своими впечатлениями и эмоциями [4].

Итак, социальная ситуация развития старшего дошкольника усложняется и дифференцируется. Взрослый человек остается главным в жизни ребенка, но взаимоотношения с ним кардинально меняются. В раннем возрасте ребенок общается исключительно с близкими взрослыми, как только ребенок немного подрастает, он вступает в отношения с более широким социальным миром. Появляется новая сфера социальных контактов ребенка - его отношения со сверстниками.

Общение дошкольников со сверстниками можно описать рядом характерных особенностей, которые отличают его от общения со взрослыми.

Как отмечает Е.О. Смирнова, первой и самой важной отличительной чертой является огромное разнообразие коммуникативных действий. Ребенок может спорить со сверстником, навязывать свою волю, успокаивать и т.д. Такие сложные формы поведения, как симулирование, стремление сделать вид, выразить обиду впервые появляются именно в общении с другими детьми.

Вторая яркая черта общения сверстников, как считала Е.О. Смирнова, состоит в его особо яркой эмоциональной насыщенности. При общении со сверстниками мы наблюдаем у дошкольника намного больше эмоций, чем при общении со взрослым, это самые разнообразные эмоциональные состояния - от злостного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до агрессии [6].

Третья отличительная особенность контактов детей состоит в том, что они нестандартны. Если при взаимодействии со взрослым даже малыши соблюдают определенные общепринятые нормы поведения, то при общении со сверстником дошкольники не соблюдают нормы поведения. Они могут использовать самые неожиданные действия и движения: дети скачут, изображают различные позы, делают гримасы и т.д.

Еще одной особенностью общения сверстников является то, что инициативные действия берут верх над ответными. Особенно отчетливо это замечается, когда невозможно продолжить и развить диалог, так как отсутствует ответная реакция партнера.

Для дошкольника намного важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника он чаще всего не замечает и не поддерживает [6].

Таким образом, рассмотренные выше особенности общения раскрывают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста.

Итак, понимание коммуникации подводит педагогов к пониманию того, что все-таки необходимо прикладывать все усилия для становления, формирования и развития у дошкольников коммуникативных умений и навыков.

Немаловажную роль в данном процессе играют также принципы и методы развития детской коммуникации. Ведь только правильная организация методологии развития процесса способна дать эффективный результат.

Список литературы /References

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. М.: Мозаика. Синтез, 2002. 272 с.

2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии : учеб.пособие / Л.С. Выготский. Изд. «Союз», 2007. 110 с.

3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения: учеб. пособие / М.И. Лисина. М.: «Педагогика», 2007. 160 с.

4. Лисина М.И. Общение детей со взрослым и сверстником: общее и различное / М.И. Лисина. М., 2005. 38 с.

5. Мухина В.С. Под ред. Венгера Л.А. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1985. 272 с.

6. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 160 с.

7. Сензитивный период / Психология личности // Психология и психиатрия: сайт практикующих психологов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psihomed.com/sensitivnyiy-period/ (дата обращения: 12.03.2017).

ВЛИЯНИЕ ЗРИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ НА ВЫБОР ТРАЕКТОРИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Красушкина А.В.1, Басова Д.Н.2 Email: Krasushkina1799@scientifictext.ru

1Красушкина Анна Викторовна - кандидат филологических наук, доцент; 2Басова Диана Николаевна - студент, кафедра дошкольного образования, Череповецкий государственный университет, г. Череповец

Аннотация: статья посвящена изучению интереса современных студентов к современному телевизионному контенту. Отмечается степень влияния медиасреды на интересы современной молодежи, приводятся данные опроса студентов 1 курса на предмет их зрительских предпочтений, выявляются связи между их ответами и заявленными интересами в сфере внеучебной деятельности (траектории «Спорт и здоровый образ жизни», «Волонтерство и социальная работа», «Международная деятельность», «Наука и инновации», «Бизнес и предпринимательство» и другие). Ключевые слова: медиаобразование, зрительские предпочтения, воспитательная работа, внеучебная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.