Научная статья на тему 'Развитие коммуникативных навыков у слабослышащих детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности'

Развитие коммуникативных навыков у слабослышащих детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1757
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГРА / НАРУШЕНИЯ СЛУХА / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PRESCHOOL AGE / OBJECTIVE ACTIVITY / SPEECH DEVELOPMENT / CREATIVE PROCESS / COMMUNICATIVE SKILLS / NONVERBAL COMMUNICATION'S TOOL / COMMUNICATIVE ACTIVITY / GAME / HEARING IMPAIRMENT / THEATRICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаакян Оксана Викторовна, Исаакян Владислава Эдуардовна

Работа посвящена проблеме развития коммуникативных навыков у слабослышащих детей младшего дошкольного возраста. Перемены, которые сегодня происходят в системе образования, касаются и дошкольного образования. Происходит изменение направленности образования от ориентации на формирования знаний, умений и навыков к всестороннему развитию. Это выдвигает на первый план задачу по выявлению путей такого развития на всех возрастных этапах. Развитие речи процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей, особенно у слабослышащих. Для успешного развития слабослышащих детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. Современная педагогическая наука, рассматривающая образование как воспроизведение духовного потенциала человека, предлагает использовать разнообразные сферы образовательного воздействия на ребенка. Авторами предложена сфера искусства как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности слабослышащих детей младшего дошкольного возраста. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее простых и эффективных способов развития навыка общения у слабослышащих детей младшего дошкольного возраста. Определен основной мотив для использования театрализованной игровой деятельности с целью развития слабослышащих младших дошкольников ролевое общение в ходе согласованной деятельности друг с другом. В работе отражены результаты экспериментальной деятельности по развитию коммуникативных навыков у слабослышащих детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаакян Оксана Викторовна, Исаакян Владислава Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS OF HEARING IMPAIRED CHILDREN OF PRESCHOOL AGE BY MEANS OF THEATRICAL ACTIVITIES

The work is devoted to the development of communicative skills of hearing impaired children of preschool age. The changes that are taking place in the education system now, relate to pre-school education. There is a change in the direction of education -from the orientation on the formation of knowledge, knacks and skills to the all-round development. This highlights the challenge to identify the ways of such development at all age levels. The development of speech is a unique, sophisticated process flowing differently in different children, especially hearing-impaired children. It is important for the successful development of hearing-impaired children that they have acquired from childhood vital information about the surrounding objects and phenomena. Modern pedagogical science, which considers education as the playback of human spiritual potential, suggests the using a variety spheres of education influence on the child. The sphere of art is proposed by the authors as a space conducive to the formation of social and aesthetic activity hearing-impaired children of preschool age. Given that the game at the preschool age is the leading type of activity, and it was one of the most simple and effective way to develop communication skills in hearing-impaired children of preschool age. The main motive for using a theatrical play’s activities to development of hearing impaired children of preschool age is identified; it is the role communication during the concerted activities with each other. The results of experimental activities on the development of communicative skills of hearing impaired children of preschool age by means of theatrical activities are depicted in article.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативных навыков у слабослышащих детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

УДК 159.9

ИСААКЯН Оксана Викторовна, Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани, Россия

ИСААКЯН Владислава Эдуардовна, Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани, Россия

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа посвящена проблеме развития коммуникативных навыков у слабослышащих детей младшего дошкольного возраста. Перемены, которые сегодня происходят в системе образования, касаются и дошкольного образования. Происходит изменение направленности образования - от ориентации на формирования знаний, умений и навыков к всестороннему развитию. Это выдвигает на первый план задачу по выявлению путей такого развития на всех возрастных этапах. Развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей, особенно у слабослышащих. Для успешного развития слабослышащих детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. Современная педагогическая наука, рассматривающая образование как воспроизведение духовного потенциала человека, предлагает использовать разнообразные сферы образовательного воздействия на ребенка. Авторами предложена сфера искусства как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности слабослышащих детей младшего дошкольного возраста. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее простых и эффективных способов развития навыка общения у слабослышащих детей младшего дошкольного возраста. Определен основной мотив для использования театрализованной игровой деятельности с целью развития слабослышащих младших дошкольников - ролевое общение в ходе согласованной деятельности друг с другом. В работе отражены результаты экспериментальной деятельности по развитию коммуникативных навыков у слабослышащих детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Ключевые слова: младший дошкольный возраст, предметная деятельность, развитие речи, творческий процесс, коммуникативные навыки, невербальные средства общения, коммуникативная деятельность, игра, нарушения слуха, театрализованная деятельность

Oksana V. ISAAKYAN, Kuban State University, Branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban, Russia

Vladislava E. ISAAKYAN, Kuban State University, Branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban, Russia

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS OF HEARING IMPAIRED CHILDREN OF PRESCHOOL AGE BY MEANS OF THEATRICAL ACTIVITIES

The work is devoted to the development of communicative skills of hearing impaired children of preschool age. The changes that are taking place in the education system now, relate to pre-school education. There is a change in the direction of education -from the orientation on the formation of knowledge, knacks and skills to the all-round development. This highlights the challenge to identify the ways of such development at all age levels. The development of speech is a unique, sophisticated process flowing differently in different children, especially hearing-impaired children. It is important for the successful development of hearing-impaired children that they have acquired from childhood vital information about the surrounding objects and phenomena. Modern pedagogical science, which considers education as the playback of human spiritual potential, suggests the using a variety spheres of education influence on the child. The sphere of art is proposed by the authors as a space conducive to the formation of social and aesthetic activity hearing-impaired children of preschool age. Given that the game at the preschool age is the leading type of activity, and it was one of the most simple and effective way to develop communication skills in hearing-impaired children of preschool age. The main motive for using a theatrical play's activities to development of hearing impaired children of preschool age is identified; it is the role communication during the concerted activities with each other. The results of experimental activities on the development of communicative skills of hearing impaired children of preschool age by means of theatrical activities are depicted in article.

Keywords: preschool age, objective activity, speech development, creative process, communicative skills, nonverbal communication's tool, communicative activity, game, hearing impairment, theatrical activity

Общительность и умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Формирование этой способности - важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни [15]. Развитие ребенка связано с формированием предметной, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности, в процессе которых происходит не только познание предметов и явлений окружающего мира, но также и отношений людей, навыков общения. Происходит зарождение личности человека [6; 13].

Играм детей с нарушениями слуха присуще педантичное отражение предметных действий: вместо развертывания сюжета дети воспроизводят детализированные предметные действия. Не умея самостоятельно вычленить существенное, передать отношения людей, они воспроизводят элементы ситуации, не являющиеся основными для данной игры [3; 4; 7]. В послед-

ние годы были определены особенности игр слабослышащих детей, возможности и закономерности развития этих игр, их роль в развитии слабослышащего ребенка. Было установлено, что таких детей надо специально учить умению играть. Необходимо также руководить их играми. При отсутствии такого руководства задерживается развитие игры, что в свою очередь отрицательно сказывается на развитии ребенка [3; 9]. При правильной организации, игры могут стать одним из средств коррекции аномального развития слабослышащих детей дошкольного возраста, так как в условиях игр происходит формирование как отдельных психических функций, включая речевую (и их коррекция), так и личности ребенка в целом [10; 14].

Основной мотив для использования игровой деятельности с целью развития слабослышащих младших дошкольников - ролевое общение в ходе согласованной деятельности друг с другом, которое можно осуществить с помощью театрализованной деятельности. Театр - это не только игра, но и искусство которое воздействует на слабослышащих младших дошкольников целым комплексом художественных средств: музыкой, художественным словом, наглядным образом и изобразительным искусством [1; 5].

Ученые утверждают, что наше физическое здоровье зависит от наших эмоций. Ребенок, погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, а значит, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям [2; 5]. В процессе этого сопереживания - как отмечал психолог и педагог, академик Б.М.Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие большую побудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые [11].

Исследования отечественных и зарубежных ученых, показали, что одним из серьезных огорчений, которые взрослые доставляют детям с нарушениями слуха, является лишение их возможности выбора. В театрализованной деятельности имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей с нарушениями слуха при выборе характера для своего героя [3].

Целью нашего исследования являлось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка особенностей развития коммуникативных навыков у слабослышащих детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Предметом исследования явилось развитие коммуникативных навыков у слабослышащих детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Гипотеза исследования: формирование коммуникативных умений у слабослышащих детей младшего дошкольного возраста будет происходить более успешно, если средством формирования коммуникативных умений будут выступать специальные театрализованные занятия и ролевые игры.

Теоретико-методологической основой исследования явились положения психологии и коррекционной педагогики о роли игровой деятельности в психическом развитии ребенка (Б. Г. Ананьев, Г. Спенсер, К. Бюллер, Н. Гросс, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. В. Зеньковский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Трошин, Б. Д. Эльконин, и др.); теоретико-методологическое обоснование значимости игровой деятельности в развитии детей с едостатками слухового восприятия (П. К. Анохин, В. К. Вилюнас, Б. И. Додонов, Е. П. Ильин, К. Изард, М. И. Никитина, В. Петшак, П. В. Симонов и др.); теории современных инновационных подходов к процессу обучения (М. В. Кларин, В. В. Сериков, Е. Н. Полат, Г. К. Селевко В. Л. Борзенков П.И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров, С. А. Шмаков, Г. П. Щедровицкий, Д. Б. Эльконин) [3; 5; 6; 8; 13; 15].

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений на разных этапах исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: аналитические (изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы); диагностические (наблюдение, эксперимент); статистические (анализ и обработка данных исследования).

В исследовании были использованы следующие методики: методика «Изучение восприятия речи»; методика «Найди игрушку. Изучение понимания речи»; методика «Кто это? Объем активного словаря»; методика «Расскажи по картинке. Изучение активного словарного запаса»; методика «Назови, что ты видишь»; методика «Опиши картинку. Состояние контекстной речи»; методика «Опиши картинку. Состояние грамматического строя речи» [4; 5; 12; 16].

Исследование проводилось в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1» г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края.

Для1 реализации! исследования! развития! коммуникативных! навыков! у! детей! младшего! дошкольного! возраста! с! нарушениями! слуха! в! МАДОУ! были! поставлены! следующие! зада-

чи:! создание! условий,! обеспечивающих! нравственное! здоровье! воспитанников,! условий! развития! образной! речи! детей! младшего! дошкольного! возраста! ! с! нарушениями! слуха! средствами! театрализованной! деятельности;! приобщение! детей! младшего! дошкольного! возраста! с! нарушениями! слуха! к! театральной! культуре! (знакомство! с! разными! видами! кукольных! театров);! формирование! у! детей! младшего! дошкольного! возраста! с! нарушениями! слуха! простейших! образно-выразительных! умений! (умение! имитировать! характерные! движения! сказочных! животных);! ! поддерживание! интереса! к! кукольным! и! драматическим! спектаклям,! развитие! умения! сопереживать.

Также! были! определены! формы! и! методы! по! обеспечению! взаимосвязи! театрализо-вано-игровой! деятельности! с! другими! видами! деятельности! в! едином! педагогическом! процессе.

Оптимальное! время! для! проведения! специально! организованной! работы! педагога! с! детьми! младшего! дошкольного! возраста! -! в! нерегламентированное! время! вторая! половина! дня,! но! может! быть! организована! и! в! утренние! часы,! когда! ребенок! органично! может! включаться! в! различные! занятия! (музыкальные,! по! изодеятельности,! по! ознакомлению! с! окружающим! миром! и! развитию! речи).! Организованные! виды! театральной! деятельности! проводятся! в! небольших! подгруппах,! что! обеспечит! индивидуальный! подход! к! каждому! ребенку! с! нарушениями! слуха! [9;! 13].

Предполагаемый! результат:! будут! созданы! условия! для! театрально-игровой! деятельности;! у! младших! дошкольников! будет! сформирован! интерес! к! театрально-игровой! деятельности;! дети! будут! повторять! за! взрослым! слово! и! небольшое! предложение,! в! том! числе! содержащее! вопрос! или! восклицание;! они! смогут! ответить! на! понятный! вопрос! взрослого;! смогут! поделиться! информацией,! пожаловаться! на! неудобство! и! действия! сверстника;! будут! сопровождать! речью! игровые! и! бытовые! действия;! будут! пользоваться! речью! как! средством! общения! со! сверстниками;! будут! играть! самостоятельно! и! спокойно,! а! со! сверстниками! без! конфликтов! (вместе);! будут стремиться! использовать! игрушки! и! театральные! куклы! в! самостоятельной! деятельности;! будут! ! бережно! относиться! к! игрушкам,! куклам,! предметам! театрально-игрового! оборудования.

В! основу! критериальной! системы! оценивания! положены! следующие! параметры! измерения! коммуникативных! навыков! слабослышащих! детей! младшего! дошкольного! возраста:! выявление! уровня! понимания! речи! взрослого;! выявление! объема! активного! и! пассивного! словаря;! выявление! уровня! активного! словарного! запаса! детей;! выявление! состояния! контекстной! речи;! ! выявление! состояния! грамматического! строя! речи.

В! нашем! исследовании! принимали! участие! дети! из! двух! групп! МАДОУ! «Детский! сад! комбинированного! вида! ! №! 1»! ! г.! Славянска-на-Кубани! Краснодарского! края.! Одна! группа! экспериментальная,! другая! ! контрольная.! В! каждой! группе! было! одинаковое! количество! детей! -! по! 9! человек.! Возраст! детей! 4-5! лет.

По! результатам! проведенных! методик! нами! получены! следующие! данные:! в! экспериментальной! группе! было! 6! детей! (66,7%)! с! низким! уровнем! развития! коммуникативных! навыков;! в! контрольной! группе! было! 5! (55,6%)! детей! с! низким! уровнем! развития! коммуникативных! навыков;! ! в! экспериментальной! группе! было! 3! (33,3%)! детей! со! средним! уровнем! развития! коммуникативных! навыков;! в! контрольной! группе! было! 4! (44,4%)! детей! со! средним! уровнем! развития! коммуникативных! навыков;! в! экспериментальной! и! в! контрольной! группах! не! было! ни! одного! ребенка! с! низким! или! с! ! высоким! уровнем! развития! речи.

У! детей! со! средним! уровнем! развития! коммуникативных! навыков! в! обеих! группах! возникали! незначительные! затруднения,! которые! не! были! связаны! с! недостатком! понимания! речи:! почти! все! дети! внимательно! слушали! задания! логопеда,! не! были! пассивны,! реагировали! на! вопросы,! обращенные! к! ним.! Однако! в! обиходном! словаре! детей! наблюдались! обобщения! понятий,! а! восприятие! бытовой! фразы! и! дифференцировка! далеких! звуков! наблюдалось! в! изолированном! положении.! Такие! наблюдались! отклонения! состояние! звукопроизношения.! Дети! заменяли! звуки! при! помощи! последних,! которые! уже! имелись! в! речи.! Иногда! дети! сокращали! и! слоговую! структуру! слова.! Также! возникали! трудности! в! употреблении! прилагательных! в! превосходной! степени,! а! также! в! составлении! сложных! предложений! и! их! конструкций.! Трудности! наблюдались! и! в! описании! рассказа.! При! диагностике! уровня! контекстной! речи! мы! выявили! ошибки,! в! употреблении! местоимений,! дети! путали! «он-она»,! «я-он».! Наблюдалось! множество! аграмматизмов.! Речь! детей! была! достаточно! скудной,! невыразительной,! элементарной.

У! детей! с! низким! уровнем! развития! коммуникативных! навыков! в! обеих! группах! наблюдалось! сильное! смущение! при! общении.! Дети! не! могли! сосредоточиться,! а! также! возникали! трудности! в! понимании! инструкции.! Каждая! предъявленная! картинка! вызывала!

у1 данной! категории! детей! затруднения.! Дети! не! могли! сразу! рассказать! о! том,! что! видят.! Только! с! помощью! наводящих! вопросов! они! могли! описывать! содержание! картинок.! Некоторые! дети! не! улавливали! связи! между! изображенными! на! картинках! действиями,! вследствие! чего! последовательности! в! рассказах! не! наблюдалось.

Удовлетворительное! понимание! обращенной! речи! ведет! к! тому,! что! у! детей! наблюдается! ограниченный! экспрессивный! словарь,! аграмматично! построенные! фразы! и! отсутствует! самостоятельный! рассказ.! Этот! уровень! характеризуется! очень! сильным! отставанием! в! развитии! звукопроизношения.! В! целом! речь! была! трудна! для! восприятия.!

Формирующий! эксперимент! был! разработан! и! апробирован! в! экспериментальной! группе! слабослышащих! детей! младшего! дошкольного! возраста! в! течение! четырех! календарных! месяцев! в! виде! комплекса! дидактических! игр! по! развитию! речи! детей:! начался! с! октября! 2015! года! и! закончился! в! январе! 2016! года.! Октябрь! был! посвящен! подготовке! к! эксперименту,! ноябрь! и! декабрь! -! проведению! эксперимента,! в! декабре! проходила! обработке! результатов.

Работая! со! сказкой,! для! развития! речи! слабослышащих! детей! младшего! дошкольного! возраста! мы! учитывали! следующие! педагогические! условия:! слушание! сказки;! ее! рассказывание;! проигрывание! сказки.! К! каждому! ребёнку! осуществлялся! индивидуальный! подход,! особенно! к! детям,! которые! проявляли! недостаточную! речевую! активность;! чаще! обращались! к! ним! в! ходе! занятия! и! в! процессе! анализа,! чтения,! слушания! сказки.!

Каждый! день! проводилась! работа! с! детьми! по! развитию! речи:! на! улице,! в! групповой! комнате,! в! режимных! моментах.! Читали! потешки,! сказки! («Репка»,! «Маша! и! медведь»,! и! т.д.),! стишки.! После! реализации! коррекционной! программы! нами! было! проведено! повторное! обследование! детей! контрольной! и! экспериментальной! групп.!

По! результатам! проведенных! методик,! мы! имели! ! следующий! результат:! ! в! экспериментальной! группе! и! в! контрольной! не! было! ни! одного! ребенка! с! низким! уровнем! развития! коммуникативных! навыков;! ! в! экспериментальной! группе! появилось! 2! ребенка! (22,22%)! с! высоким! уровнем! развития! коммуникативных! навыков;! в! контрольной! группе! не! появилось! детей! с! высоким! уровнем! развития! коммуникативных! навыков;! ! в! экспериментальной! группе! было! 7! (77,78%)! детей! со! средним! уровнем! развития! коммуникативных! навыков;! в! контрольной! группе! все! 9! детей! (100%)! со! средним! уровнем! развития! коммуникативных! навыков.!

При! повторном! проведении! исследования! коммуникативных! навыков! детей! экспериментальной! группы,! мы! выяснили,! что! они! не! испытывали! смущения! и! проявляли! явный! интерес! к! заданиям.! Дети! сосредоточенно! всматривались! в! предмет,! брали! его! в! руки,! игрушки! вызывали! ответную! реакцию,! дети! улыбались! и! пытались! локализовать! свои! действия,! легко! вступали! в! контакт! и! понимали! обращенную! к! ним! речь.! Дети! стали! более! общительными! со! сверстниками,! речь! детей! проста! для! восприятия,! в! речи! детей! наблюдалась! последовательность! и! связь! между! содержанием! картинок.! Дети! контрольной! группы! были! менее! активны,! не! проявляли! особого! интереса! к! заданиям,! но! также! не! испытывали! смущения,! возможно,! потому! что! такое! тестирование! проходили! второй! раз! и! знали,! что! их! ожидает.!

Средний! балл! уровня! развития! коммуникативных! навыков! детей! контрольной! группы! до! эксперимента! составлял! ~! 33! балла! (32,8! балла).! После! эксперимента! средний! контрольной! группы! балл! составил! ~! 42! балла! (41,! 9! балла).! Средний! балл! повысился! на! 27%.!

Средний! балл! уровня! развития! коммуникативных! навыков! экспериментальной! группы! до! эксперимента! составлял! 29! баллов.! После! эксперимента! средний! балл! экспериментальной! группы! составил! ~! 53! балла! (53,3! баллов).! Средний! балл! повысился! на! ~! 84%! (83,79%).

Проведенное! теоретическое! и! практическое! исследование! достижений! каждого! ребенка! подтвердили! выдвинутую! гипотезу! и! позволили! сделать! следующие! выводы:! несмотря! на! проблемы! со! слухом,! речь! играет! очень! важную! роль! в! жизни! младшего! дошкольника,! а! поэтому! очень! важно! развивать! коммуникативные! навыки! ребенка! и! поощрять! самостоятельную! инициативу! такого! ребенка! в! общении;! проблемы! в! произношении! или! с! пониманием! (в! большей! или! меньшей! степени)! всегда! сопровождают! слабослышащих! детей,! поэтому! важно! работать! над! развитием! его! речи;! работа! над! развитием! речи! детей! с! нарушениями! слуха! средствами! театрально-игровой! деятельности! дает! положительные! результаты.

Данные! проведенного! эксперимента! позволяют! нам! сделать! вывод,! о! том! что! в! дошкольных! учреждениях! должна! проводиться! работа! по! развитияю! коммуникативных!

навыков! yi слабослышащих! детей! младшего! школьного! возраста! посредством! театрализованной! деятельности.!

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

13. Александрова, Т. В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т. В. Александрова // Дошкольная педагогика. - 2008. - №7. - С. 33-37.

14. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / Е. А. Антипина // Игры, упражнения, сценарии. - М.: ТЦ «Сфера», 2003. - 128 с. (Серия «Вместе с детьми»).

15. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский // М. : Педагогика, 2003. 426 с.

16. Гранько, А. С. Игротерапия в логопедии [Электронный ресурс] / А. С. Гранько // Международный академический вестник. - 2015. - № 3(9). - С. 22-23. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23802123

17. Леве, А. Развитие слуха в игре [Текст] / А. Леве // пер. с нем. Н. М. Назаровой. М. : Академия, 2012. 240 с.

18. Леонгард, Э. И., Самсонова, Е. Г., Иванова, Е. А. Я не хочу молчать [Текст] / Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, Е.

A. Иванов // М. : Просвещение, 2010. 328 с.

19. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду[ Текст] / М. Д. Маханева // Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. 86с.

20. Нейман Л. В., Правдина О. В. Нарушения слуха и его влияние на формирование речи [Текст] / Л. В. Нейман, О.

B. Правдина // Расстройства речи у детей и подростков / под ред. С. С. Ляпидевского. М., 2009. С. 15-22.

21. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха [Текст] / Михаленкова И. А., Аниси-мова Н. В., Мирошниченко Н. В., Дроздовская К. В. ; под ред. И. А. Михаленковой. СПб. : КАРО, 2012. 120 с.

22. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи детей раннего возраста [Текст] / Н. А. Стародубова // учеб. пособ. для студентов вузов - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 256 с.

23. Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий [Текст] / Б. М. Теплов // Избранные психологические труды. М. : НПО «МОДЭК», 2009. 540 с.

24. Туманова, Т. В.Формирование звукопроизношения у дошкольников [Текст] / Т. Туманова // учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей дет.садов / под ред. Т. Б. Филичевой. - М. : Гном и Д, 2001. - 48 с. (Практ. логопедия).

25. Ушакова, О. С. Психолого-педагогические основы развития речи детей раннего возраста [Текст] / О. С. Ушакова, Е. А. Смирнова // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 1. - С. 11-14.

26. Шипицына, Л. М., Защиринская, О. В., Воронова, А. П., Нилова Т. А. Азбука общения (основы коммуникации) [Текст] / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. - СПб. : Питер, 2012. - 230 с.

27. Эльконин, Д. Б. Развитие личности ребенка-дошкольника [Текст] / Д. Б. Эльконин // Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., Академия, 2010. С. 23-34.

28. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / В. И. Яшина. - М. : Академия, 2012. - 192 с.

REFERENCES

1. Aleksandrova, T.V. Tales at their fingertips. Finger games based on folk songs and fairy tales [Skazki na konchikah pal'cev. Pal'chikovye igry po motivam narodnyh pesen i skazok]. Doshkol'naja pedagogika - Preschool Pedagogy, 2008, no.7, pp. 33-37. (in Russ.).

2. Antipina E.A. Pal'chikovye igry po motivam narodnyh pesen i skazok [The theatrical activities in kindergarten: games, exercises]. Moscow, TC Sfera Publ., 2003. 128 p.

3. Vygotsky L.S. Sobranie sochinenij: v 6-ti t. T.5. Osnovy defektologii [Collected Works in 6 volumes. 5th volume. Fundamentals of Defectology]. Moscow, Pedagogika Publ., 2003. 426 p.

4. Granko, A.S. Game-therapy in speech-therapy [Igroterapija v logopedii]. Mezhdunarodnyj akademicheskij vestnik - International Academic Gazette, 2015, no. 3(9), pp. 22-23. (in Russ.). Available at: URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23802123 (accessed 2 March 2016)

5. Lowe A. Razvitie sluha v igre [The hearing development during the game] trans. from Germ. N.M. Nazarova. Moscow, Akademia Publ., 2012. 240 p.

6. Leonhard E.I., Samsonov E.G., Ivanova E.A. Ja ne hochu molchat' [I do not want to remain silent]. Moscow, Prosvesh-henie Publ., 2010. 328 p.

7. Makhaneva M.D. Teatralizovannye zanjatija v detskom sadu: Posobie dlja rabotnikov doshkol'nyh uchrezhdenij [The theatrical classes in kindergarten: Handbook for workers of preschool institutions]. Moscow, TC Sfera Publ., 2001. 86 p.

8. Neiman L.V., Pravdina O.V. Narushenija sluha i ego vlijanie na formirovanie rechi (po materialam sbornika pod red. S. S. Ljapidevskogo Rasstrojstva rechi u detej i podrostkov) [The hearing impairment and its impact on the formation of speech: Proceedings the collection, ed. S. Lyapidevsky "Speech disorders in children and adolescents"] Moscow, 2009. pp. 15-22. (in Russ.).

9. Mihalenkova I.A., Anisimova N.V., Miroshnichenko N.V., Drozdovskaya K.V. Praktikum po korrekcii psihicheskogo razvitija detej s narusheniem sluha [The workshop on the correction of mental development of children with hearing impairment] edited by I.A. Mihalenkova. SPb., KARO Publ., 2012. 120 p.

10. Starodubova N.A. Teorija i metodika razvitija rechi detej rannego vozrasta [Theory and methods of language development of young children], a textbook for university students. Moscow, Academia Publ., 2012. 256 p.

11. Teplov B.M. Psihologija i psihofiziologija individual'nyh razlichij: Izbrannye psihologicheskie trudy [The Psychology and Psychophysiology of individual differences: Selected psychological works]. Moscow, NGO MODEK Publ., 2009. 540 p.

12. Tumanov T.V. Formirovanie zvukoproiznoshenija u doshkol'nikov [The formation of pronunciation of sounds in preschoolers] a teaching guide for speech therapists and kindergarten, ed. T.B. Filicheva. Moscow, Gnom i D Publ., 2011. 48 p.

13. Ushakov O.S. Psycho-pedagogical foundations of language development of young children [Psihologo-pedagogicheskie osnovy razvitija rechi detej rannego vozrasta]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka -Teacher Education and Science, 2014, no. 1, pp. 11-14. (in Russ.).

14. Shipitsyna L.M., Zaschirinskaya O.V., Voronov A.P., Nilov T.A. Azbuka obshhenija (osnovy kommunikacii) [ABC of communication (communication base)]. St. Petersburg, Piter Publ., 2012. 230 p.

15. Elkonin D.B. Razvitie lichnosti rebenka-doshkol'nika [The development of the preschooler person] Psihologija lichnosti i dejatel'nosti doshkol'nika - The Psychology and the activity of the preschool, edited by A.V. Zaporozhets, D.B. Elkonin. Moscow, Akadimia Publ., 2010. pp. 23-34. (in Russ.).

16. Yashina V.I. Teorija i metodika razvitija rechi detej [Theory and methods of language development of children]. Moscow, Akadimia Publ., 2012. 192 p.

Информация об авторе

Исаакян Оксана Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, факультет педагогики и психологии, Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани, Россия

Исаакян Владислава Эдуардовна, студент, факультет филологии, Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани,

г. Славянск-на-Кубани, Россия Получена: 08.05.2016

Для цитирования статьи: Исаакян О.В., Исаакян В.Э. Развитие коммуникативных навыков у слабослышащих детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. с.- 79-84

Information about the author

Oksana V. Isaakyan, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology, Faculty of Pedagogy and Psychology, Kuban State University, Branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban, Russia

Vladislava E. Isaakyan, Student, Faculty of Philology, Kuban State University, Branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban, Russia

Received: 08.05.2016

For article citation: Isaakyan O.V., Isaakyan V.E. Razvitie kommunikativnykh navykov u slabosly-shashchikh detey mladshego doshkol'nogo vozrasta sredstvami teatralizovannoy deyatel'nosti. [Development of communication skills of hearing impaired children of preschool age by means of theatrical activities]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5. Part 3. p.- 79-84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.