УДК 372.32
КОГУТ Анна Александровна Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого г. Великий Новгород, Россия [email protected]
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена анализу возможностей формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников в процессе музыкально-ритмической деятельности. Определяются современные культурные и социальные условия, влияющие на развитие разных сторон личности современных детей. Анализируются основные проблемы развития детей старшего дошкольного возраста в современных условиях. Выявляются особенности межличностных отношений современных дошкольников. Обосновывается актуальность развития сферы общения в современных условиях: приводятся взгляды исследователей по данной проблеме, а также нормативно-правовые документы, декларирующие развитие социально-коммуникативной сферы детей. Обосновывается понимание коммуникативной компетентности как реализация способности к коммуникативной деятельности. В статье проводятся параллели между коммуникативной и музыкально-ритмической деятельностями. Выделяются уровни, на которых происходит общение в группе детей старшего дошкольного возраста. Исходя из выделенных уровней, предлагаются критерии и показатели, а также комплекс диагностических методик для определения развития коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Приведены результаты обследования 122 детей из дошкольных организаций г. Мурманска. Выявляются основные проблемные стороны развития коммуникативной сферы обследуемых детей. Описываются и обосновываются направления работы по развитию разных сторон общения при помощи системы музыкально-ритмического воспитания. Определяются преимущества развития коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста при помощи системы музыкально-ритмического воспитания.
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-142-146
Anna A. KOGUT Yaroslav-the-Wise Novgorod State University Veliky Novgorod, Russia [email protected]
TO THE QUESTION OF FORMING OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF MODERN CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE
This article analyzes the possibilities of development of communication senior preschool children in the course of musical rhythmic training. The modern cultural and social conditions that influence for different aspects of the personality of modern children are determined. The main problems of development of children of the senior preschool age in modern conditions are analyzed there. The peculiarities of the interpersonal relations of modern preschoolers are revealed. The development of the communicative sphere in modern conditions is being actualized. The views of researchers on this issue are presented here. Normative and legal documents declaring the development of the social and communicative sphere of children are also given here. The article explains that communicative competence is a realization of the ability to communicative activity. The article guide parallels between communicative and musical-rhythmic activities. The levels at which communication occurs in the group of children of senior preschool age are given here. This article offers the criteria and indicators and the techniques for diagnostics preschool children's communication, based on the selected levels. The author presented results of the survey of 122 children senior preschool age. The main problematic aspects of the development of the communicative sphere of the children surveyed are identified. Described and justified the direction of the different parties to communicate through a system of musical rhythmic education. The advantages of the development of the communicative sphere of children of the senior preschool age through using the system of musical and rhythmic training are determined there.
Ключевые слова коммуникативная компетентность, старший дошкольный возраст, музыкальное искусство, музыкально-ритмическая деятельность, направления развития коммуникативной деятельности
Keywords: communicative competence, senior preschool age, music art, musical rhythmic activity, directions of development communicative activity
Современные культурные, социальные, политические и экономические условия влекут серьезные негативные изменения в содержании жизни сегодняшнего ребенка. Дети, родившиеся в XXI веке, отличаются высоким уровнем развития интеллекта и постоянной потребностью в получении информации, при низком развитии эмоционально-волевой сферы.
Старший дошкольный возраст представляет собой наиболее важный этап в развитии ребенка. В этот период еще стремительнее происходит физическое и психическое развитие, закладываются основы будущей личности, образцы поведения в семье и в обществе, общение выходит на качественно новый уровень.
Особенности взаимоотношений сегодняшнего дошкольника с другими людьми определяются не только современными условиями его развития: техническим прогрессом, всеобщей компьютеризацией, но также родительскими и общественными установками. О.Е. Смирнова называет одной из негативных современных тенденций в дошкольном образовании стремление к раннему развитию детей и, как следствие, предпочтение дидактических игр, направленных на обучение, сюжетно-ролевой игре, развивающей эмоциональную и социальную сферу дошкольника [5]. Д.И. Фельдштейн одной из негативных тенденцией нашего времени называет экранную зависимость. Приведенные им данные Института социологии РАН свидетельствуют, что более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором, а каждый десятый дошкольник все свое свободное время проводит перед телеэкраном [6].
Также в настоящее время острой проблемой современного дошкольного детства является задача сохранения здоровья ребенка. И.П. Лашнева приводит результаты исследований, свидетельствующие, что на сегодняшний день только 5% детей дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми; число детей, имеющих хроническую патологию, возросло до 25%. У каждого четвертого ребенка происходит отставание по физической подготовленности, и это обусловливается не только современными проблемами экологии, но и увеличением образовательной нагрузки и недостатком двигательной активности [2].
Многочисленные нормативно-правовые документы сегодня провозглашают важность развития коммуникативной сферы ребенка, а также декларируют необходимость бережного отношения к здоровью. Так, одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, а в раздел II «Требований к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» включены такие образовательные области, как «социально-коммуникативное развитие» и «физическое развитие».
Компетентностный подход в последнее время рассматривается как один из ключевых в современном образовании, в том числе и в дошкольном. Многие исследователи приходят к выводу, что одной из ключевых компетентностей в дошкольном образовании является коммуникативная компетентность.
Под коммуникативной компетентностью мы понимаем реализацию способности к осуществлению коммуникативной деятельности (включая знания, умения, опыт и готовность к ее осуществлению), так как основой формирования коммуникативной компетентности в старшем дошкольном возрасте выступает коммуникативная деятельность. Исследования Т. Авдуловой, Г. Хузеевой доказывают, что успешность общения в группе сверстников определяется не внутренними и внешними особенностями напрямую, а опосредованы самим процессом протекания реального общения и взаимодействия, поэтому формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста возможно только в процессе развития коммуникативной деятельности [1].
Коммуникативная деятельность - понятие сложное и многогранное. Анализируя коммуникативною деятельность в группе детей старшего дошкольного возраста мы пришли к выводу, что данная деятельность осуществляется на трех условных уровнях:
- уровень «Я - Я», или общение с самим собой, связан с самооценкой ребенка, осознанием своего места в детском коллективе, с тем, как он воспринимает и чувствует себя в группе детей;
- уровень «Я - Он», или общение с партнером, показывает, насколько успешно ребенок общается один на один с другим человеком, умеет ли он слушать и слышать, может ли выражать и распознавать эмоции, способен ли он к эмпатическим проявлениям;
- уровень «Я - Они», или взаимодействие с группой, показывает, насколько успешно ребенок может осуществлять деятельность в группе, в сотрудничестве между ее членами, умеет ли он вырабатывать общий план действий и следовать ему, предвосхищать и оценивать результат деятельности группы (см. рисунок 1).
Я - Я Я -Он Я - Они
Рис. 1. Уровни общения в дошкольной группе.
Fig. 1. Levels of communication in the preschool group.
На основе этих трех уровней были разработаны критерии и показатели развития коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста и подобран комплекс диагностических методик (см. таблицу 1) [7].
В рамках эксперимента было обследовано 122 ребенка старшего дошкольного возраста из дошкольных организаций г. Мурманска. Проанализировав результаты по предложенным выше критериям и показателям, мы пришли к выводу, что только 25,41% детей (31 чел.) имели высокий уровень развития общения, около 63,11% (77 чел.) - средний уровень и у 11,48% детей (14 чел.) обнаружился низкий уровень развития коммуникативной деятельности. При этом 45,9% (56 чел.) не обнаруживали способности к эмпатии или проявляли ее лишь в исключительных случаях, 15,57% (19 чел.) не умели слушать и слышать информацию, передаваемую собеседником, 24,6% (30 чел.) были не способны договориться с собеседником, 11 человек имели негативное отношение к другим детям или к самому себе.
Большинство трудностей у детей возникало в ходе осуществления совместной деятельности. Педагоги отмечали, что дети не умеют слушать друг друга, вырабатывать совместный план действий для осуществления общей цели, не умеют договариваться и идти на компромисс. Частично или полностью отсутствует эмпатия.
Таблица 1. Методы и методики диагностики уровня развития коммуникативной деятельности в соответствии с критериями и показателями.
Table. 1. Methods and techniques for diagnosing the level of development of communicative activity in accordance with the criteria and indicators.
Критерии Показатели Методы и методики
Развитие сотрудничества - способность видеть действия партнера; - согласованность действий партнеров; - осуществление взаимного контроля; - взаимопомощь; - отношение к результату деятельности Экспериментальная методика «Лабиринт» (Л.А. Вен-гер)
Развитие партнерского диалога - способность слушать партнера; - способность договариваться с партнером; - способность к эмпатии Наблюдение детей в совместной игровой, трудовой и учебной деятельности (Диагностика способности детей к партнерскому диалогу А.М. Щетининой)
Отношение к себе и к другим - отношение к себе как к члену группы; - отношение к другим детям группы Проективная визуально-вербальная методика «Два домика»
Также практически в каждой группе на момент проведения эксперимента были выявлены «отверженные» дети, которые либо открыто конфликтовали с коллективом группы, либо целенаправленно уклонялись от общения с другими детьми. В ходе констатирующего этапа эксперимента у данных детей были выявлены проблемы в самооценке, самоощущении и осознании своего места в детском коллективе.
В качестве уникального источника развития сферы общения детей, улучшения межличностных отношений можно рассматривать музыкальное искусство. Именно в музыкальной деятельности ребенок способен очень рано себя реализовывать, и ему не нужно для этого обладать сложными умениями и навыками.
Общение с другими детьми может осуществляться в различных видах музыкальной деятельности, но только в музыкально-ритмической деятельности реализуется необходимая для ребенка потребность в движении, что особенно важно для старшего дошкольного возраста, на который приходится пик двигательной активности ребенка.
Движения под музыку - это музыкально-ритмическая деятельность, включающая в себя все структурные элементы деятельности (мотивы, действия, цели и т.д.). По мнению А.Н. Леонтьева, общение сопровождает и в то же время является необходимым условием любой совместной деятельности [4]. Таким образом, коммуникативная деятельность может быть условием возникновения музыкально-ритмической и, наоборот, музыкально-ритмическая деятельность может способствовать возникновению общения.
Направления работы по развитию общения детей на музыкально-ритмических занятиях мы также условно объединили в три группы, исходя из чего подбирался музыкальный репертуар и планировалась структура занятий:
«Я сам» - это направление, связанное с формированием у ребенка стремления к общению, что невозможно без позитивного самоощущения, уверенности в себе. В процессе музыкально-ритмической деятельности ребенок получает заряд положительных эмоций, повышается его самооценка, ребенок ощущает себя успешным в детском коллективе, повышается мотивация к общению.
«Я и другой человек» - это направление, которое связано с развитием умения выстраивать конструктивный диалог в общении, основанный на уважении к собеседнику, к его интересам, мнению, убеждениям. Такой диалог, с одной стороны, основывается на эмпатии, умении поставить себя на место другого человека, понять и почувствовать его настроения и эмоции, а с другой - на умении адекватно распознавать и интерпретировать эти эмоции. Перевоплощаясь в ходе сюжетно-ролевых танцев или этюдов-драматизаций в сказочных героев, животных, других людей, ребенок учится ставить себя на место персонажа танца, чувствовать его характерные особенности. Немаловажным для диалогичного общения является развитие умения «слушать» и «слышать». Без умения слушать музыку и правильно понимать и интерпретировать характер музыки, ее темп, ритм невозможна музыкально-ритмическая деятельность. Развивая умение воспринимать музыкальное произведение, у детей формируется умение полнее и точнее воспринимать информацию, передаваемую партнером по общению.
«Я и другие» - направление, связанное с формированием умения осуществлять деятельность в группе в тесном сотрудничестве между ее членами. Развитие этого направления реализуется в процессе совместной танцевально-творческой деятельности детей и музыкальных игр. Укрепляя сотрудничество, мы повышаем качество общения, формируем навык успешного взаимодействия и работы в группе. Полученный на занятиях опыт дети переносят и в повседневное общение.
Итак, музыкально-ритмическая деятельность является наиболее естественной и доступной для развития коммуникативной сферы маленького ребенка, так как обладает высокой экспрессивностью и эмоциональностью, не требует от ребенка специальной и сложной подготовки и позволяет удовлетворять естественную потребность старшего дошкольника в движении. Кроме того, использование различных форм организации музыкально-ритмической деятельности позволяет эффективно развивать вербальную и невербальную коммуникацию в интересных и доступных для детей формах.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Авдулова Т.П., Хузеева Г.Р. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: Учеб. пособие. - М.: Прометей, 2013. - 138 с.
2. Внимание: современный ребенок. Дискуссионный клуб // Современное дошкольное образование. - 2009. - № 2. - С. 3-9.
3. Горлова Н.А. Современные дошкольники: какие они? / / Обруч. - 2009. - № 1. - С. 3-6.
4. Леонтьев А.Н. и современная психология: Сборник статей памяти А.Н. Леонтьева. - М.: МГУ, 1983
5. Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире // Тезисы III Международного конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» (23-26 мая 2006 г., Казань)
6. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / [Электронный ресурс] - http://do.gendocs.ru/docs/index-292927.html (Дата обращения: 11.10.2016).
7. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учеб.-методич. пособие. - Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
REFERENCES
1. Avdulova T.P, Khuzeeva G.R. The personal and communicative competence of the modern preschooler: Textbook. Moscow: Prometey, 2013. 138 р.
2. Attention: a modern child. Discussion club. Modern preschool education. 2009. No. 2. Pp. 3-9.
3. Gorlova, N.A. Modern preschoolers: what are they? Hoop. 2009. No. 1. Pp. 3-6.
4. Leont'yev A.N. аnd modern psychology: Collection of articles in memory of A.N. Leontiev. Moscow: MSU, 1983
5. Smirnova E.O. Preschool child in the modern world. Theses of the III International Congress «Young generation of the XXI century: urgent problems of socio-psychological health» (May 23-26, 2006, Kazan)
6. Feldstein D.I. Deep changes in modern childhood and the actualization of psychological and pedagogical problems of the development of education caused by them. Available at: http://do.gendocs.ru/docs/index-292927.html (accessed: 11.10.2016)
7. Shchetinina A.M. Diagnostics of the child's social development: textbook-methodical. Allowance. Ve-liky Novgorod: NovSU them. Yaroslav the Wise, 2000. 88 p.
Информация об авторе:
Когут Анна Александровна, соискатель, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Россия [email protected]
Получена: 12.06.2017
Для цитирования: Когут А. А. К вопросу формирования коммуникативной компетентности современных детей старшего дошкольного возраста. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 3. Часть 2. с.142-146. 001: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-142-146.
Information about the author:
Anna A. Kogut, Competitor, Yaroslav the Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia [email protected]
Received: 12.06.2017
For citation: Kogut A. A. To the question of forming of the communicative competence of modern children of the senior preschool age. Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.3. Part. 2. Pp. 142-146. DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-142-146. (in Russian)