Список литературы / References
1. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. С-Петербург. ТОО ТК «Петрополис», 1996. 416 с.
2. ПолищукВ.И. Культурология: Уч. пособие / В.И. Полищук. М.: Гардарика, 1998. 446 с.
3. Шеваршинова Е.И. Формирование межкультурной компетенции у студентов языковых факультетов средствами англоязычных материалов: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.02 / Е.И. Шеваршинова. М., 2016. 225 с.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ Зотова И.В.1, Крайчак А.Е.2 Email: Zotova1798@scientifictext.ru
'Зотова Ирина Васильевна — кандидат педагогических наук, доцент; 2Крайчак Алла Евгеньевна — студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно—педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в данной статье разбираются проблемы театральной деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Описаны значение, методы театрализованной деятельности в эмоциональном, речевом, интеллектуальном развитии дошкольников. Представлены определения таким суждениям, как театрализованная игра, театрализованная деятельность, игра-драматизация и театральное детское творчество. Рассмотрены советы отечественных и зарубежных авторов согласно методологии театральной деятельности детей дошкольного возраста. Кроме того уделяется интерес значимости воспитателя в организации театральной деятельности дошкольников.
Ключевые слова: драматизация, игра, дошкольник, театр, коммуникация, театрализованная игра, игра-драматизация, творчество.
THE ROLE AND IMPORTANCE OF ORGANIZATION OF THE THEATRICAL ACTIVITY OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN CONDITIONS OF DOW Zotova I.V.1, Krajchak A.E.2
'Zotova Irina Vasilievna - PhD in Pedagogy, Associate Professor; 2Kraychak Alla Evgenievna — Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING- PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL
Abstract: in this article, the problems of the theatrical activity ofpreschool children in the conditions of the pre-school age are being discussed. The significance, the methods of the theatrical activity, the emotional, speech, intellectual development of preschool children are described. The definitions of such judgments as theatrical play, theatrical activity, play-dramatization and theatrical children's creativity are presented. The councils of domestic and foreign authors are considered according to the methodology of the theatrical activity of preschool children. In addition, attention is paid to the importance of the educator in organizing the theatrical activity ofpreschool children. Keywords: dramatization, play, preschool, theater, communication, dramatized play, play-dramatization, creativity.
УДК 372.42
В наше время все чаще поднимается вопрос о том, что следует использовать для успешного и эффективного развития дошкольника. В современной педагогической литературе отводится место театрально-игровой деятельности у детей дошкольного
возраста, что непосредственно связывается с внутренним потенциалом и психологическим формированием, а кроме того с речевой активностью детей. Согласно взгляду современных научных исследователей, которые изучают проблемы дошкольного образования, специалисты ДОУ не достаточно используют в своей практике способы, в которых раскрываются свойства театрализованной игровой деятельности и самореализации творческого процесса. В первую очередь, это сопряжено с недостатком учебного времени, т.е. общая загруженность педагогов, так же приобщение к театру не носит массового характера и значит, доля ребенка остается в незнании этого вида деятельности. Во-вторых, данное непонимание значимости театрализованной деятельности с целью эмоционального и интеллектуального формирования ребенка. У детей дошкольного возраста отсутствует навык восприятия театрального искусства.
Театральные игры используются в основном как «представления» в торжествах, где детей обучают быть «превосходным артистом», стремятся с детьми заучить текст, интонации, проработать перемещения, для того чтобы педагог продемонстрировал хороший результат собственной деятельности, ведь по сути праздничные выступления перед родителями, это показ проделанной работы педагога. Только освоение подобным образом, театральной деятельности, дошкольник не переносит в свободную повседневную игру, где ребенок мог бы показать свои скрытые качества и отличится артистизмом. Результатом в целом является полное или частичное отсутствие театрально-игровой деятельности в ДОУ.
В психолого-педагогической литературе встречаются разные названия театрально-игровой деятельности: театральная деятельность, театрально игровое творчество, театрализованные игры, театрализованные представления и т. д.
В нашей работе мы хотели бы сосредоточить ваше внимание на рекомендации зарубежных и отечественных педагогов, таких как Л. П. Бочкарева, Н. Карпинская, С. Н. Томчикова.
Л. П. Бочкарева для работников ДОУ разработала методические советы согласно театрально-игровой деятельности дошкольников, в которых автор представляет разновидности театрализованных игр и описывает подробную характеристику каждой стадии обучения [2].
Много нужных советов о способах педагогического управления театрализованными играми содержится в работах, исследователя, Н. Карпинской, где была разработана методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях: на первоначальной стадии - дети воспроизводят текст сказки, на второй стадии — предлагается одному ребенку прочитать за всех персонажей сказки. Трития стадия - дети осуществляют ряд творческих заданий (показать радость, страх и т.п.). На четвертой стадии — исполняется чтение сказки по ролям [3].
Таким образом, согласно взгляду исследователя С.Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников - это специфический вид художественно-творческой деятельности. В ходе которой участники осваивают легко доступные средства театрального искусства, и в соответствии выбранной роли (артиста, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), принимают участие в подготовке и разыгрывании различного вида сценических взглядов, в процессе чего приобщаются к театральной культуре [5].
Л.С. Фурмина в своей работе, посвященной формированию театрального творчества, определяет театральное детское творчество как создание и выявление драматургом, режиссерами, актерами (детьми) игровых значительных образов, связанных общим замыслом [6]. Автор высказывает мнение о том, что в театрально-игровой деятельности сочетаются три тенденции - сочинение собственных сценариев, исполнительский и оформительский процесс.
В педагогической литературе понятие «театрализованная игра» непосредственно связано с определением «игра-драматизация». Одни ученые отрицают данные определения, другие полагают игры-драматизации разновидностью сюжетно-ролевых игр. Таким образом, согласно высказыванию Л.С. Фурминой, театрализованные игры - это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются определенные образы [6].
Несколько иной подход театрализации описывается в трудах Л.В. Артемовой. В соответствии с ее изучениями, театрализованные игры различаются в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности режиссерских игр, драматизации в которых разыгрываются разнообразные темы и содержания.
А.Н. Леонтьев в своей работе анализирует игру-драматизацию равно как «эстетическую деятельность», которая считается одной из форм перехода к результативной работы со свойственным для нее аргументом влияния на других людей. Игра-драматизация рассматривается как вид художественной деятельности дошкольников и соответствует их
потребностям в чем-то необычном, в стремлении лично перевоплощаться в образы сказочных героев, придумывать, чувствовать себя кем-то иным.
Также, согласно взгляду исследователя Н.С. Карпинской, отмечается то, что итоги работы дошкольников в играх-драматизациях, еще не считаются художественным искусством. Но необходимо учитывать то, что воссоздавая содержание, дети передают образы героев в той мере, насколько это для них общедоступно, по этой причине наблюдаемые достижения предоставляют возможность расценивать игру-драматизацию как приближение к деятельности художественной, в особенности в старшем дошкольном возрасте [3].
Значение и особенность театрализованной игры состоит в сопереживании, познавательности, и воздействии художественного образа на развитие личности дошкольника.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Данная вероятность выявления творческого потенциала ребенка, обучения творческой направленности личности. Дети учатся видеть в окружающем мире увлекательные идеи, запечатлевать их, формировать собственный художественный образ персонажа, у детей формируется заседательская фантазия, ассоциативное мышление, способность наблюдать обыкновенное в необыкновенном.. Ведь не случайно многие ученые свидетельствуют в собственных исследованиях, что театрально -игровая деятельность - это одно из ярких эмоциональных средств, создающий высокохудожественный стиль дошкольника.
В театрально-игровой деятельности осуществляется эмоциональное формирование: дети знакомятся с эмоциями, настроениями героев, исследуют методы их внешнего выражения, понимают предпосылки того или иного настроя. Большое значение имеет для дошкольников в театрализованных играх диалог и монолог, который способствует речевому развитию и освоению выразительной речи. Кроме того, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка [1].
Основными требованиями к организации театрально-игровой деятельности дошкольников являются: насыщенность и многообразие тем; непрерывное, ежедневное вовлечение театрализованных игр в жизнедеятельность детей, максимальная активность детей на всех стадиях подготовки и проведения игр; совместная работа ребенка с взрослыми на всех стадиях организации театрализованной игры.
Значимость воспитателя в театрализованной игре состоит в том, чтобы он, прежде всего, умел подбирать произведения, которые несут воспитывающую функцию для дошкольников, сюжет которых детям нетрудно будет усвоить и превратить в игру-драматизацию.
В игре-драматизации не следует демонстрировать ребенку те или иные выразительные приемы: игра для него должна быть именно игрой [4].
Вначале воспитатель без помощи других демонстрирует игру, привлекая детей к проговариванию его единичных частей. При необходимости, воспитатель может непринужденно исправить ребенка и, не задерживаясь, играть дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, одобряет достоверность его изложения. Это важно, для того чтобы не утратить интерес детей.
Таким образом, изучив, современную психолого-педагогическую и методическую литературу мы приходим к заключению, что многие авторы уделяли, большое внимание организации театрализованной игре, у детей в ходе которой формируется организаторское мастерство и способности, совершенствуются формы, виды и средства общения, эмоциональность, речевая динамичность. Они пришли к выводу, что у детей с помощью театрализованной деятельности формируются и осознаются конкретные отношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Значимость педагога в организации и проведении подобных игр тоже весьма велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, искусно организовать их совместную деятельность и так же следует обратить внимание на то, что воспитатель должен направить ее в нужное русло. Оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети встречаются. Воспитателю очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Список литературы / References
1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии
/ Е.А. Антипина. М.: ТЦ Сфера, 2006. 128 с.
2. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы / Л.П. Бочкарева // Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, Л.И. Матусик. М., 1983. С. 38-48.
3. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей / Н.С. Карпинская // Художественное слово в воспитании дошкольников. М., 1972. С. 8-16.
4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханева. М.: ТЦ Сфера, 2004. 128 с.
5. Томчикова С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности / С.Н. Томмчикова. Магнитогорск: МаГУ, 2002. 69 с.
6. Фурмина Я.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок / Я.С. Фурмина / под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. С. 87-99.