Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование по формированию дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ'

Экспериментальное исследование по формированию дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
193
20
Поделиться
Ключевые слова
ДРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ДРУЖБА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ДИАГНОСТИКА / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / УРОВНИ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алимова Ленара Умеровна, Шеретли Диана Ренадовна

В статье рассмотрены особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня сформированности дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. Определены критерии (когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческо-деятельностный), показатели и уровни сформированности дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста, подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алимова Ленара Умеровна, Шеретли Диана Ренадовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование по формированию дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

1 "2 Алимова Л.У. , Шеретли Д.Р.

1 Алимова Ленара Умеровна - доцент, кандидат педагогических наук;

Шеретли Диана Ренадовна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье рассмотрены особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня сформированности дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. Определены критерии (когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческо-деятельностный), показатели и уровни сформированности дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста, подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.

Ключевые слова: дружеские взаимоотношения, дружба, педагогические условия, диагностика, критерии, показатели, уровни дружеских взаимоотношений, дети старшего дошкольного возраста.

Современная система дошкольного образования направлена на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Формирование дружеских взаимоотношений относится к числу важнейших проблем дошкольного образования, так как ребенок формируется только в условиях социального взаимодействия с другими людьми.

Особенно эта проблема становится актуальной с учетом того обстоятельства, что умение налаживать дружеские взаимоотношения детей дошкольного возраста со сверстниками является одним из важнейших условий их личностного развития. В дошкольном возрасте с помощью общения между детьми происходит активное формирование основных структурных компонентов личности ребенка.

В отечественной социальной психологии дружба изучалась как один из видов межличностных отношений. Л.А. Гордон, Л.Я. Гозман, Э.В. Клопов, И.С. Кон, В.А. Лосенков, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев, обращаются к специфическим особенностям данного вида отношений: обозначаются проблемы дружеских связей и межличностной привлекательности, уделяется внимание таким факторам, как половозрастные и индивидуально-типические различия.

В своем исследовании мы опирались на следующее понятия дружбы А.И. Аржановой: близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов - с одной стороны, а с другой - своеобразный моральный опыт ребенка, содействующий развитию позитивных чувств, образованию нравственных привычек, формированию устойчивых форм поведения [1].

Между детьми старшего дошкольного возраста проявляются первые ростки дружбы, умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования - его желания, предпочтения, настроение. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с личными вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел [4].

Понятие «дружеские взаимоотношения» многогранно по своему содержанию. Взаимоотношения рассматриваем как субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения. Взаимоотношения складываются в рамках взаимодействия

людей, оказывая влияние на эффективность совместного труда и характер протекания, и интенсивность процесса общения [2].

В результате анализа психолого-педагогической литературы нами были выделены ряд педагогических условий, которые способствуют эффективному формированию дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста и включают в себя следующие положения: создание эмоционально-положительного климата в группе; моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим; организованная игровая деятельность; повышение педагогической компетентности родителей по вопросу формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр.

Для исследования были выбраны две группы детей старшего дошкольного возраста: Группа А и Группа Б в количестве 60 детей.

В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования доброжелательных отношений у дошкольников и на основе исследований В.П. Залогиной, Т.А. Марковой, А.В. Булатовой, З.В. Лиштван нами были определены критерии и показатели сформированности дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

Когнитивный критерий предполагал наличие представлений детей о дружбе, её проявлениях. Эмоционально-оценочный критерий включал такие показатели как - представление о взаимной симпатии, чувство переживания, понимание эмоционального состояния сверстников. Поведенческо-деятельностный критерий предполагал умение договориться, согласовать свои действия, помогать друг другу, умение ограничивать свои желания.

В основу диагностики сформированности дружеских взаимоотношений детей нами положены методики следующих авторов: «Сюжетные картинки»

(Р.М. Калининой), Беседа с детьми о дружбе, «Настроение» (Т.И. Бабаева, С.А. Козлова), «Мы вместе» (Т.И. Бабаева, С.А. Козлова), Ситуация выбора «Дежурные» (Т.И. Бабаева, С.А. Козлова), Беседа «Изучение социальных эмоций и поведения», «Незаконченные ситуации», направленные на выявление тех или иных критериев и показателей сформированности дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. Также нами были определены уровни сформированности дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.

В результате проведенного комплекса диагностических мероприятий, мы выявили исходный уровень сформированности дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в обеих группах. Данные показывают, что основная часть детей находиться на низком и среднем уровнях сформированности дружеских взаимоотношений.

Так, высокий уровень дружеских взаимоотношений констатирован у 13,4% детей (4 чел.) Группы A и 16,7% детей (5 чел.) у Группы Б; среднему уровню дружеских взаимоотношений соответствуют 43,3 % детей (13 чел.) Группы А, и 40% детей (12 чел.) Группы Б; низкий уровень дружеских взаимоотношений диагностирован у 43,3% детей (13 чел.) как в Группе А, так и в Группе Б.

Необходимо отметить, что в ходе наблюдения и проведения диагностики у детей отмечалось желание вступать в контакт со сверстниками. Однако наблюдался низкий уровень умения организовать общение, то есть умение слушать собеседника, сопереживать друг другу, различать эмоциональное состояние сверстника, слабо развито так же знание норм и правил поведения при общении. Все это проявлялось в частых конфликтах между детьми. Поэтому свое дальнейшее исследование видим в апробации педагогических условий, направленные на формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

1. Аржанова А.И. Чувство дружбы у детей дошкольного возраста. Ученые записки Андижанского педагогического института / А.И. Аржанова. Т. 6. М., 1997. С. 55.

2. Воспитание дружеских чувств у детей / Под ред. Л.Н. Прокошенко, В.К. Котырло. Киев: Педагогическая школа, 2007. С. 84-156.

3. Зотова И.В. Особенности межличностыных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / И.В. Зотова, М.С. Умерова // Наука, техника и образование. М., 2017. № 5 (35). С. 57 - 60.

4. Зотова И.В. Особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста дружеских взаимоотношений / И.В. Зотова, М.С. Батманова // Наука и образование сегодня. М.: «Проблемы науки», 2018. № 5 (28). С. 87-89.