УДК 37.017.4
ОРГАНИЦАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНОКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ
© 2018
Шинкарёва Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя-Набережная, 6, e-mail: shinkaryva@yandex.ru)
Аннотация. Ретроспективный анализ исторической, научной, психолого-педагогической литературы по становлению и развитию нашего Отечества указывает на то, что средством формирования гражданского общества, укреплением единства и целостности многонациональной России является патриотическое воспитание граждан. В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения. В статье представлен теоретический анализ сущности понятий патриотизм, патриотические чувства, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Рассматриваются теоретические основы формирования, развития, становления личности в процессе патриотической деятельности, как особо значимый период в духовно-нравственном воспитании и развитии ребенка, представлена необходимость развития основ патриотизма начиная с дошкольного возраста. Согласно теоретическому обоснованию данной проблемы, именно дошкольной возраст благоприятен для развития патриотизма и духовности. Особое внимание отводится рассмотрению этапов, компонентов, критериев и методик патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Проанализированы организационные условия развития основ патриотизма в дошкольных учреждениях. Представлен анализ диагностик по выявлению основ патриотизма у детей седьмого года жизни в процессе ознакомления с родным городом. Сделаны выводы. Раскрывается смысл работы по развитию основ патриотизма у дошкольников, который подразумевает помощь в ознакомлении с родным краем, его историей, культурой и их взаимосвязью с предметами и объектами окружающей действительности и жизни обществе.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, патриотические чувства, нравственно-патриотические качества, воспитание, развитие, нравственные ценности, гражданин, краеведение, педагогический процесс, дети дошкольного возраста.
ORGANIZATION PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF THE FOUNDATIONS OF PATRIOTISM IN CHILDREN'S SEVENTH YEAR OF LIFE IN THE PROCESS OF OZNAKOMLENIE HOMETOWN
© 2018
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of psychology and pedagogy of preschool education Irkutsk State University (664053, Russia, Irkutsk, street lower quay, 6, e-mail: shinkaryva@yandex.ru)
Abstract. A retrospective analysis of the historical, scientific, psychological and pedagogical literature on the formation and development of our Fatherland indicates that the means of formation of civil society, strengthening the unity and integrity of multinational Russia is Patriotic education of citizens. Currently, the Patriotic education of preschool children in the GEF is relevant and a priority for the younger generation. The article presents a theoretical analysis of the essence of the concepts of patriotism, Patriotic feelings, Patriotic education of preschool children. Considers theoretical bases of formation, development, identity formation in the process of Patriotic activities as a particularly important period in the spiritual and moral upbringing and development of the child represented the need for the development of the foundations of patriotism from pre-school age. According to the theoretical justification of this problem, preschool age is favorable for the development of patriotism and spirituality. Special attention is paid to the stages, components, criteria and methods of Patriotic education of preschool children. The organizational conditions for the development of the foundations of patriotism in preschool institutions are analyzed. The analysis of diagnostics to identify the foundations of patriotism in children of the seventh year of life in the process of acquaintance with their hometown. Conclusions are drawn. The article reveals the meaning of the work on the development of patriotism among preschool children, which involves assistance in familiarization with the native land, its history, culture and their relationship with the objects and objects of the surrounding reality and the life of society.
Keywords: patriotism, Patriotic education, Patriotic feelings, moral and Patriotic qualities, education, development, moral values, citizen, local history, pedagogical process, children of preschool age.
Коренные преобразования в стране конца ХХ - начала XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической, нравственной сферах общества и сознании граждан. Снижается воспитательный потенциал российской культуры как очень важного фактора патриотизма. Формирование и развитие нравственных ценностей является очень важным показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной [1].
Соглашусь с мнением Вербенец А.М., что сегодняшняя система патриотического воспитания подрастающего поколения нуждается в содержательном и технологическом обновлении в связи с глобальными изменениями [2].
Т.А. Березина, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др., считают, что учитывая возрастные особенности детей, в дошкольном возрасте уместно говорить о расширении социально-нравственного опыта дошкольников и стимулировании их патриотических проявлений, которые тесно связаны с эмоциональными
и эстетическими проявлениями, познавательным и социальным опытом [3;4].
Мы солидарны во взглядах с Тимофеевой Л.Л. Потаповой Т.В., что патриотизм это, прежде всего привязанность к месту своего рождения, месту жительства, любовь к отчизне, любовь к Родине, преданность своему Отечеству [5].
Большое внимание патриотическому воспитанию уделяется в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в нем ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений дошкольников о малой родине и Отчизне, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках и т.д.
Очевидно, что это и является фундаментом для последующего формирования основ патриотизма, гражданственной позиции.
Р.С. Буре утверждала, что дети дошкольного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, а главное умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Она считала, что в этом возрасте происходит формирование духовно-нравственной сферы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается этот процесс именно с осознания себя в окружающем мире. Поэтому необходимо формировать патриотические основы именно с дошкольного возрас-та[6].
Н.А. Шинкарёва, И.М. Щербакова, О.А. Жигалина и другие считают, что чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, и не может быть определено несколькими словами. Это гордость за свой народ, любовь к разным местам, ощущение своей неразрывности со всем окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа [7-14].
Патриотическое воспитание, по мнению А.М. Виноградовой - это процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, который непосредственно направлен на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений, устойчивых норм патриотического поведения. [15]
По мнению С.А. Козловой, патриотическое воспитании это целенаправленный процесс педагогического воздействия, цель которого - обогащение знаний детей дошкольного возраста о Родине, формирование и развитие патриотических чувств, привитие эталонов нравственно- патриотического поведения, становление чувства долга, развитие потребности приносить пользу народу и своему Отечеству[1б].
Л.В. Кокуева считает, что дошкольный возраст характеризуется учеными, как особо значимый период в духовно-нравственном воспитании и развитии ребенка. В этом возрасте дети не просто активно усваивает основные ценности окружающего мира и цивилизованные начала добра и зла, чести и бесчестия, красоты и безобразия, своего и чужого, но и постигает их общий смыл уже в этнонациональной форме. Это тот самый период, когда в сознании маленького человека формируются первые представления, из которых впоследствии вырастает образ Родины, осваиваются первые правила на базе которых формируется патриотизм[17].
Таким образом, проанализировав исследования выше перечисленных авторов, мы можем сделать вывод, о том, что дошкольный возраст является наиболее сенз-титивным для накопления детьми нравственного опыта, формирования нравственно - патриотических чувств. Показателями проявления основ патриотических чувств у детей 7-го года жизни являются: эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, детскому саду, городу, стремление проявлять сочувствие, сострадание, бережное отношение к окружающему. И наличие знаний и представлений о ближайшем окружающем (семья, дом, детский сад, город), умение применять их в практической деятельности.
В работе по патриотическому воспитанию можно выделить этапы, которые следует учитывать при воспитании основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: 1. Инстинктивный патриотизм, выраженный в словах: «люблю я родину, за что не знаю сам». 2. Потребность в любви к ближнему. 3. Привязанность к физической среде с её реками, тёплым или холодным климатом, проявляющаяся в пристрастии к окружающей природе, играм с первых лет жизни, вызывающем приятные воспоминания о детстве у взрослого человека. 4. Привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, науке и т. д. 5. Изучение 344
историко-культурного развития других народов в переход от идеи своего народа к идее народа и государства вообще.
Логизируя по данной проблеме, мы считаем, что эффективное воспитание основ патриотизма у детей шестого года жизни возможно при организации системной работы по ознакомлению с родным городом, включающей ряд условий: создание специальной развивающей среды в ДОУ, отражающей историю и культуру родного города; воспитание ценностного отношения к родному городу и его достопримечательностям; включение детей в деятельность, направленную на проявление основ патриотизма [9;10].
Так как старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии основ патриотизма, в формировании нравственных чувств, в становлении личности дошкольника в целом, а сформирован-ность основ патриотизма является важным показателем общего развития ребенка, то целью нашего исследования являлось выявление педагогических условий работы по воспитанию основ патриотизма у детей седьмого года жизни в процессе ознакомления с родным городом.
Задачи констатирующего этапа: изучить готовность педагога к работе по воспитанию основ патриотизма у детей седьмого года жизни в процессе ознакомления с городом Иркутск. Проведение экспертизы центра краеведения в группе ДОО. Выявление представлений родителей о значимости воспитания основ патриотизма у детей седьмого года жизни. Определение уровня воспитания основ патриотизма у детей седьмого года жизни в процессе ознакомления с городом Иркутск.
В исследовании приняли участие 60 детей седьмого года жизни, которые были разделены нами на две группы: контрольную - 30 детей, экспериментальную - 30 детей, педагоги и родители.
Исследование проводилось на базе МДОУ г. Иркутска.
В соответствии с предметом нашего исследования, констатирующий этап был дифференцирован на два диагностических направления:
1. Исследование педагогических условий воспитания основ патриотизма у детей седьмого года жизни в процессе ознакомления с родным городом;
2. Изучение взаимосвязи компонентов воспитания основ патриотизма с показателями новообразований в ведущей деятельности в старшем дошкольном возрасте.
Для объективной оценки педагогических условий в ДОУ по воспитанию основ патриотизма у детей на констатирующем этапе нашей экспериментальной работы мы использовали следующие методы: анкетирование педагогов и родителей, анализ планов, экспертиза развивающей предметно-пространственной среды («центр краеведения в группе ДОО»).
Анкетирование педагогов, цель: определить уровень сформированности когнитивного и рефлексивного компонентов готовности к работе по воспитанию основ патриотизма у детей седьмого года жизни в процессе ознакомления с родным городом.
Анализ календарных планов педагогов. Цель: определить уровень сформированности деятельностного компонента готовности педагогов к работе по воспитанию основ патриотизма у детей седьмого года жизни в процессе ознакомления с родным городом.
Анкетирование родителей Цель: оценить представления родителей о значимости воспитания основ патриотизма у детей седьмого года жизни в процессе ознакомления с родным городом.
У большинства педагогов (53%) выявлен критический уровень готовности к работе по воспитанию основ патриотизма у детей дошкольного возраста в ДОУ, у 27% - базовый уровень готовности и у 20% педагогов повышенный уровень готовности к работе по воспитанию основ патриотизма в работе с детьми.
На основании вышесказанного, можно сделать следу-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)
ющие выводы. 20% педагогов ДОУ, находящихся на повышенном уровнем готовности к работе по воспитанию основ патриотизма в ДОУ, характеризуются: знанием теории в области воспитания основ патриотизма; умением организовать собственную педагогическую деятельность, ориентируясь на психофизические особенности ребенка; владением средствами диагностики психофизических особенностей ребенка и особенностей группы. Эти педагоги организуют индивидуальную работу с детьми в режимных моментах и непосредственно-образовательной деятельности, систематически проводят рефлексивный анализ и оценку своей профессиональной деятельности для определения новых направлений в организации эффективного взаимодействия с детьми.
Педагоги ДОУ (27 %) находящиеся на базовом уровне готовности к работе по воспитанию основ патриотизма у детей дошкольного возраста в ДОУ характеризуются: недостаточным уровнем теоретических знаний по вопросам воспитания основ патриотизма (у 70% из них знания в данной области отсутствуют или находятся на минимальном уровне); недостаточным уровнем профессиональных умений по применению технологий, методов, приёмов индивидуальной работы с детьми (20% опрошенных педагогов не имеют опыта их применения) отсутствием систематической рефлексии собственной педагогической деятельности.
Педагоги (53%) находящиеся на критическом уровне готовности к работе по воспитанию основ патриотизма у детей дошкольного возраста в ДОУ характеризуются: отсутствием теоретических знаний об психофизических особенностях развития основ патриотизма у детей дошкольного возраста; отсутствием навыков учета психофизических особенностей детей в работе с ними; отсутствием навыков по созданию условий для проявления индивидуальности детей; неумением выстраивать индивидуальные образовательные маршруты для воспитанников; отсутствием рефлексии своей профессиональной деятельности.
Таким образом, результаты исследования показали, что готовность педагогов ДОУ к работе по воспитанию основ патриотизма у детей дошкольного возраста, сформирована на разном уровне. Преобладание показателей среднего и низкого уровня свидетельствует о необходимости организации работы по формированию готовности педагогов по воспитанию основ патриотизма детей дошкольного возраста в ДОУ.
Уровень представлений родителей о значимости воспитания основ патриотизма у детей дошкольного возраста характеризуется тем, что большинство родителей преимущественно находятся на базовом и критическом уровнях. 50% родителей находятся на критическом уровне, эти родители не имеют знаний о методах развития основ патриотизма у детей дошкольного возраста, и не хотели, бы узнать больше информации. Также они отметили, что дома тоже не создают условия для развития основ патриотизма.
Например, Алена К., и Валерия С. на вопрос анкеты «Какие условия созданы в Вашей семье для воспитания основ патриотизма?», ответили отрицательно. Анастасия Б. и Андрей А. на вопрос анкеты «Хотели бы Вы больше узнать о методах и способах развития основ патриотизма у детей?» ответили: «Нет».
30% родителей находятся на базовом уровне, эти родители имеют частичные знания о воспитании основ патриотизма у дошкольников. Создают условия для воспитания основ патриотизма, но не систематично.
Так, Екатерина И., Ольга Т. и Мария Л. на вопрос анкеты: «Какие условия созданы в Вашей семье для развития основ патриотизма?», затруднялись ответить, но зато на вопрос «Хотели бы Вы больше узнать о методах и способах развития основ патриотизма?», ответили положительно.
На повышенном уровне находятся 20% родителей, это родители, которые имеют знания о методах воспита-
ния основ патриотизма, и хотели бы узнать ещё больше. И создают психологически комфортную среду для воспитания основ патриотизма. Например, Екатерина В., Ирина Х. на вопрос анкеты «Как вы думаете, с помощью чего можно воспитывать основы патриотизма?», ответили, что с помощью бесед и художественной литературы; на вопрос «Какие условия созданы в Вашей семье для развития основ патриотизма?», ответили, что каждый год участвуют в акции «Бессмертный полк», ходят на парад, недавно посетили выставку в художественном музее, читают рассказы о войне.
Как было сказано нами ранее, одним из условий развития основ патриотизма является организация развивающей предметно-пространственной среды. Опираясь на примерный перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений, мы провели анализ предметной развивающей среды группы.
Исходя из нашей темы для экспертизы был выбран «центр краеведения», так как он непосредственно направлен на формирование у детей чувства гордости, любви к своей семье, дому, городу, стране, данный центр формирует представление о России, как о родной стране, о Москве, как о столице России, воспитывает гражданственно - патриотические чувства через изучение государственной символики России, воспитывает бережное отношение к природе, ко всему живому, прививает уважение и интерес к культурному прошлому России, развивает интерес к русским традициям. В данном центре мы обнаружили только портрет президента и символику государства. Карты России, серии картинок для установления последовательности событий истории, дидактических игр, символики города Иркутска и т.д., мы не увидели
Мы установили, что данный центр имеется в группе ДОУ, но не учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
Представим количественно-качественный анализ ресурсов РППС группы ДОУ с учётом типологии игрового материала: игрушки, персонажи и ролевые атрибуты, игрушки - предметы оперирования, маркеры игрового пространства, полифункциональные материалы. Путём процентного соотношения между рекомендованным количеством игрового материала (идеальным) и количеством, представленным в РППС группы (фактическим) мы смогли представить несоответствие ресурсов РППС группы ДОУ с нормативными показателями.
Представим качественную характеристику по типам материала:
Прежде всего, в центре краеведения должен быть представлен герб, флаг, фотография президента, так же герб родного города.
В центре так же могут быть расположены альбомы с иллюстрациями «История города Иркутска», «Красная книга Иркутской области», «Удивительный мир Байкала», альбом достопримечательностей Иркутска. Дидактические игры, которые непосредственно влияют на воспитание основ патриотизма, так же должны быть расположены в центре.
Например: «Собери флаг», «Найди отличия», «Помоги добраться», «Кто, где живет», «Найди символику своего государства», «Расскажи о памятнике» и т.д.
Так же к важным центрам, направленным на успешное воспитание основ патриотизма относится «центр книги» его целью является социализация, формирование интереса к художественной литературе, привитие навыков культуры общения, обращения с книгой, и, конечно же познавательное развитие ребенка. Через художественную литературу у ребенка формируются ценностные мотивы, приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Мы проанализировали «центр книги» для того, чтобы понять, какая литература используется для развития основ патриотизма у дошкольников, и соответствует ли она возрастным
особенностям детей.
Мы выяснили, что в «центре книги» недостаточное количество литературы для детей, либо ее отсутствие.
В работе с детьми критериями развития основ патриотизма старших дошкольников выступали: наличие знаний и представлений о стране, родном городе и его достопримечательностях, знание истории и современности России и города Иркутска, эмоционально - положительное отношение к стране, городу.
Мы определили уровни развития основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
В качестве методик диагностики выступали: «Город в котором я живу» (Л.А. Мишарина, Т.С Комарова). «Узнай свой город в картинках» (В.А. Ващенко). «Закончи предложение» (Р.Р Калинина).
Изучение представлений старших дошкольников о правилах поведения показало, что высокий уровень выявлен у 15% детей экспериментальной группы и 16% детей контрольной группы. В ходе беседы при ответах на вопросы дети проявили знания об истории и современности России, о городе, в котором живут, они могли обосновать свой ответ, за что они любят свой город, страну. Например: «Название нашего города, произошло от названия реки Иркут - река которая протекает в Иркутске» (Павлик М..). «Иркутск был основан казаками, которыми командовал Яков Похабов, на Нижней Набережной ему стоит памятник» (Варя Н.).
Средний уровень развития знаний о правилах общения выявлен у 40% детей экспериментальной группы и у 41% детей контрольной группы. Они отнесены к данному уровню потому, что отвечали на вопросы эти дети преимущественно правильно, но затруднялись в обосновании своего ответа, из чего можно сделать вывод о том, что знания у детей об истории и современности города сформированы, но они не являются в достаточной мере осознанными. Например: «В Иркутской области есть самое глубокое озеро в мире - Байкал» (Саши К.), «В нашем городе много памятников, театров, музеев, есть даже музей Декабристов» (Маша М.).
В группу детей с низким уровнем развития основ патриотизма отнесли 45% детей экспериментальной группы и 44% детей контрольной группы потому, что они часто давали неверные ответы, искали помощи и подсказки. Например, на вопрос: «Почему у города такое название?» (Маша М). ответила: «Потому что так назвали».
По результатам данной методики мы сделали вывод о том, что для многих детей старшего дошкольного возраста характерно наличие общих знаний и представлений о стране, городе и его достопримечательностях, но при этом не все знания являются осознанными.
Результаты по методике «Город, в котором я живу» (Л.А. Мишарина, Т.С. Комарова) показали, что 17%- детей экспериментальной группы и 18% детей контрольной группы имеют высокий уровень сформированности знаний и представлений о родном городе. Дети данного уровня уверенно называют город, дают название жителям города, объясняют, почему город так назван; четко и аргументировано рассказывают об истории и современности города. Например: «Никита Б. на предложение рассказать о своем городе, полно и аргументировано ответил: «Меня зовут Никита. Я живу в городе Иркутск. Я живу на улице Байкальская. Я думаю, что моя улица так названа, потому что в Иркутской области есть самое глубокое озеро в мире Байкал», мы этим все гордимся и даже улицу так назвали. Я люблю свой город, у нас есть красивая набережная, где мне нравится гулять.(Аня И. и Оля Е.) дали правильные ответы на вопросы: «В каком городе ты живешь?», «Как называются люди, живущие в нашем городе?», «Почему у города такое название?».
К среднему уровню мы отнесли 25% экспериментальной группы и 24% детей контрольной группы. Дети имеют частичные представления о родном городе, не всегда четко отвечают, в каком городе он живет, не мо-346
гут объяснить, почему город так назван. Ждут подсказки взрослого в рассказе про город. Например: 17% детей вместо своего города, называли улицу, на которой они живут: «Березовая» (Даша С.), «Звездная» (Саша П.). У 42% детей рассказы о своем городе состояли из 2-3 предложений: (Коля П.) рассказал: «Я живу в городе Иркутск. Возле детского сада. А на какой улице точно не знаю».
58%- детей экспериментальной группы и 56 % детей контрольной группы имеют низкий уровень сфор-мированности знаний и представлений детей о родном городе. У детей не сформированы представления о родном городе, и его достопримечательностях. Дети отказываются отвечать на вопросы. Затрудняются дать характеристику понятию патриот. Одним из примеров является то, что слово «патриот» оказалось трудным для понимания и восприятия детьми. Ответы детей были «не знаю» (Елисей З., Саша Т.) или совсем не несвязанными с содержанием понятия: «Это тот, кто пишет рассказы» (Вика М.). На предложение рассказать о своем городе 42% детей не смогли ничего рассказать. Большинство детей не знают, почему их город так назван, ответы 67% детей были детской выдумкой: «Захотели так и назвали» (Ваня Т., Андрей И., Матвей Е.).
В методике «Узнай свой город в картинках» нами были получены следующие результаты: к высокому уровню относится 9 % экспериментальной группы и 8% детей контрольной группы. Дети определяли на фотографии и называли достопримечательности правильно. Объясняли свой выбор четко и аргументировано. Например: 40% детей правильно назвали и показали «Памятник основателю Иркутска», «Триумфальная арка Московские ворота», «Скульптура бабр», «Сквер имени Кирова», здание «Цирк» (Степа Н., Никита Б., Алиса Г., Аня И.). Дети поясняли свой выбор правильно, к примеру: (Степа Н) ответил: «Это сквер, там есть фонтан, и если недалеко пройти, то будет набережная».
Средний уровень показали 33% детей экспериментальной группы и 33% детей контрольной группы. Дети определяли на фотографии, и называли достопримечательности не всегда правильно, ждали подсказки взрослого. Не могли четко обосновать свой выбор. К примеру: 10% детей путались в названиях достопримечательностях, отвечали правильно с подсказки взрослого (Саша Р., Настя В., Оля Е.)
К низкому уровню мы отнесли 50% детей экспериментальной группы и 51% детей контрольной группы, дети не смогли определить и назвать историческое место по фотографии.
Методика «Закончи предложение» дала следующие результаты: 17% детей экспериментальной группы и 17 % контрольной группы имеют высокий уровень сфор-мированности положительного отношения к городу, отвечая на поставленные вопросы, проявляли заинтересованное эмоционально - положительное отношение к селу и не затруднялись в ответах на поставленные вопросы.
На просьбу закончить фразу «Для того чтобы мой город стал более красивым, я должен...» откликнулись 15% детей. В их ответах выражалось большое желание сделать родной город красивым: «Посадить деревья, цветы» (Саша П., Саша Е., Никита В., Макар Т.), «Повесить везде гирлянды, построить красивые дома» (Настя О., Настя В., Даша С.).
33% детей экспериментальной группы и 32% контрольной группы имеют средний уровень сформирован-ности положительного отношения к городу. Ребенок не достаточно полно имеет представление о том, в каком городе он живет. Например: «Я живу в России и город мой тоже называется Россия» (Коля П.) как называются люди, живущие в нем «Иркутские» (Таня М.); не может объяснить, почему город так назван (Вадим Д.), не всегда четко рассказывает об истории и современности города; не всегда четким ответом; ждущим подсказки Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)
взрослого. Статья поступила в редакцию 06.11.2018
50% детей экспериментальной группы и 51% детей Статья принята к публикации 27.11.2018 контрольной группы имеет низкий уровень сформиро-ванности положительного отношения к городу. Дети не имеют представлений о родном городе; отсутствует желание принять участие в благоустройстве города; отвечают отказом (Дима Т., Даша С., Дима Н.).
Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента позволили нам увидеть недостатки в работе ДОУ по развитии основ патриотизма с педагогами, родителями, четко определить особенности развития основ патриотизма у каждого ребенка и распределить детей по уровням развития основ патриотизма.
Так же данные констатирующего этапа исследования позволили сформулировать цель работы: апробировать педагогические условия, способствующие развитию основ патриотизма у детей седьмого года жизни в процессе ознакомления с родным городом.
Задачи формирующего этапа: Определить этапы (части) и содержание работы по развитию основ патриотизма у детей седьмого года жизни в процессе ознакомления с родным городом. Организовать работу с педагогами направленную на повышение уровня готовности педагогов к воспитанию основ патриотизма у детей седьмого года жизни в процессе ознакомления с родным городом. Расширить представления родителей о значимости воспитания основ патриотизма у детей седьмого года жизни в процессе ознакомления с родным городом. Что бы и будем выполнять на формирующем этапе исследования
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий //Методическое пособие для педагогов. — СПб.: «ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.192 с.
2. Вербенец А.М. Использование электронных образовательных ресурсов в патриотическом воспитании старших дошкольников // Детский сад: теория и практика2017№11(83)С.36-47.
3. Березина Т.А. Как видят старшие дошкольники свою страну и другие страны?//современный детский сад.2010.№1.С44-49.
4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения:Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб.: Питер,2015.
5. Тимофеева Л.Л., Потапова Т.В. Былины как средство патриотического воспитания дошкольников // Детский сад: теория и практика2017№11(83).С.58-65
6. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: метод. пособие для занятий с детьми 3-7лет [Текст] /Р. С. Буре. — М. : Мозаика-Синтез, 2014. — 80 с.
7. Жигалина О.А., Шинкарева Н.А,. Особенности проявления основ патриотизма детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 2 (7). С. 134-138.
8. Жигалина О.А., Шинкарева Н.А. Воспитание основ патриотизма в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом // Сборник Научное и образовательное пространство: перспективы развития сборник материалов IIМеждународной научно-практической конференции. 2016. С. 111-114.
9. Шинкарёва Н.А. Представления о семье мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. серия: педагогика, психология. 2013. № 1 (12). с. 283-286.
10. Щербакова И.М., Шинкарёва Н.А. Формирование представлений старших дошкольников об историческом прошлом г. Усолье-Сибирское // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 320-323.
11. Степаненко Н.А., Мантрова М.С. Гражданско-патриоти-ческое воспитание как приоритетное направление работы школы на современном этапе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 250-253.
12. Техти В.Л. Основные направления патриотического воспитания в современных условиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 117-119.
13. Верещагина Н.И. Патриотизм как основа патриотической культуры школьников // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 4 (9). С. 23-30.
14. Камилова Н.М. Пути военно-патриотического воспитания учащихся VII-VIII классов на уроках музыки //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 70-72.
15. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников //Дошкольное воспитание. — 2004. — № 4. — С. 33-35.
16. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире //Д/в № 9 - 2001.
17. Кокуева Л.В. Духовно—нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа : метод. Пособие / Л. В.
Кокуева -М.:АРКТИ, 2005. -144 с._