УДК 373.2
К ВОПРОСУ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ИЗ СЕМЕЙ ГРУППЫ «РИСКА»
И.С. Бубнова, А.Г. Терещенко
Аннотация. В современных условиях особую значимость приобретает патриотическое воспитание детей и молодежи. Формирование чувства патриотизма имеет огромное значение в социально-гражданском и духовно-нравственном развитии личности ребенка.
В статье предлагаются результаты проведенного социально-психологического исследования патриотизма у дошкольников. Обосновывается необходимость решения проблемы построения такой модели учебно -образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала следующие педагогические условия: разработку и внедрение программы по патриотическому воспитанию для старших дошкольников из семей группы «риска»; организацию просветительской работы с родителями.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, дошкольный возраст, семья группы «риска».
TO THE QUESTION OF PATRIOTIC EDUCATION
OF PRESCHOOL CHILDREN FROM FAMILIES AT RISK
I. Bubnova, А. Tereshchenko
Abstract. In the modern situation it is extremely important the patriotic education of children and youth. Formation of feeling of patriotism is of great importance in socio-civic and spiritual-moral development of the child.
The article offers the results of a social and psychological research on study of patriotism in preschoolers. The author substantiates the necessity of working out a model of education process which would take into account peculiarities and patterns of the development and implementation of programs on Patriotic education for older preschoolers from families of "group of risk", the organization of educational work with parents.
Keywords: patriotic feeling, patriotic education, preschool age, family group of «risk».
Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы, и появление новых проблем, связанных с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. В настоящее время патриотическое воспитание в системе образования является одним из приоритетных направлений в связи с современными требованиями государственной политики в области развития будущих граждан.
Важнейшей составной частью
воспитательного процесса является
формирование чувства патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовно-нравственном развитии личности ребенка. Чрезвычайно важным в связи с этим, как считают Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных
ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе; начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире [2]. Данный отрезок жизни
человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма [1].
Формирование основ патриотизма начинается в семье, однако, на данном этапе развития общества, Т.И. Шульгой отмечается негативная тенденция увеличения числа семей группы «риска» [5]. Воспитательный потенциал таких семей в силу действия разных факторов снижен, и чаще всего у таких детей чувство патриотизма формируется стихийно. Последствия этого выражаются в формировании моделей асоциального поведения в подростковом возрасте, неуважительном отношении к окружающим людям, несформированности духовно-нравственных ориентиров детей, что в совокупности затрудняет их социальную адаптацию [4]. Поэтому так важно заложить патриотические чувства в детей из семей группы «риска» еще в дошкольном возрасте как фундамент благополучия их личности.
Патриотическое воспитание представляет собой процесс формирования патриотизма как интегративного качества личности,
заключающего в себе любовь к Родине и стремление к миру, внутреннюю свободу и уважение государственной власти,
государственной символики, символики других стран, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое
проявление национальных чувств и культуры межнационального общения [2]. В дошкольном возрасте патриотизм характеризуется желанием ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявлением любознательности, сопереживания на деятельностном уровне.
Для выявления семей группы «риска» был проведён анализ социально-педагогической документации ряда дошкольных образовательных учреждений. Так, в качестве критериев для анализа социальных характеристик семьи и выделения семей группы «риска» выступали следующие факторы: медико-биологические, социально-экономические, культурные,
педагогические, демографический фактор как показатель структуры и состава семьи.
Далее с родителями была проведена Анкета «Патриотическое воспитание», а для диагностики сформированности патриотизма у дошкольников применялись критерии оценки патриотизма, разработанные в рамках мониторинга патриотического воспитания М.Ю. Новицкой, Н.В. Микляевой [3]. Всего исследованием было охвачено 72 семьи, из которых выделено 30 семей группы «риска», из них было продиагностировано 18 девочек и 12 мальчиков, а также родители в количестве 30 человек.
Патриотическое воспитание старших дошкольников из семей группы «риска» имеет свои особенности, поскольку патриотизм у дошкольников из этих семей сформирован недостаточно, о чем свидетельствует преобладание среднего (13 дошкольников) и низкого (17 дошкольников) уровней. Одной из причин недостаточного развития патриотизма является то, что знания о патриотическом воспитании у родителей дошкольников носят ограниченный и поверхностный характер, значение патриотического воспитания и роль родителей в нем являются слабо осознанными. Поэтому нами была разработана программа по патриотическому воспитанию, направленная на формирование положительного отношения к культурному наследию своего народа; формирование патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему своего родного края, своей страны; расширение представлений о родном крае и стране; ознакомление детей с государственной символикой; воспитание чувства уважения к
своей семье, взрослым людям, к представителям других народов и их традициям; активное привлечение родителей в процесс патриотического воспитания.
В структуре программы «Я и моя Родина» были выделены семь тематических блоков: «Моя семья», «Мой город», «Мой край», «Моя родина Россия», «Семейные традиции», «История страны», «Природа моего края». Большое внимание уделялось привлечению родителей, организации педагогического просвещения по вопросам педагогического воспитания, подбору методов работы в зависимости от типа семьи «риска».
Проведенная целенаправленная работа по патриотическому воспитанию старших дошкольников из семей группы «риска» показала свои положительные результаты. Так, по результатам контрольного этапа исследования высокий уровень сформированности патриотизма показали 3 дошкольника, что свидетельствует о достаточном запасе знаний об истории, традициях и культуре своего народа, своей страны, природе родного края; дети испытывают положительные эмоции по отношению к близким, любят Родину, владеют доступным возрасту объемом представлений и понятий об окружающем мире, стремятся участвовать в общественно полезном труде, уважают историческое прошлое родной страны, восхищаются и проявляют интерес к народному творчеству, к родному языку.
Средний уровень патриотизма был диагностирован у 15 дошкольников, которые имеют ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, истории, традициях и культуре своего народа, своей страны, у них отмечается нейтральное эмоциональное отношение к усвоенным знаниям; они проявляют интерес к народному творчеству, к родному языку, однако не всегда оказывают помощь взрослым, членам своей семьи.
У 12 опрошенных дошкольников был выявлен низкий уровень патриотизма. Так, они слабо владеют представлениями об истории, традициях и культуре своего народа, своей страны; не испытывают стремления помогать близким, оберегать и сохранять природу родного края; не выражают патриотических чувств.
Данные исследования показали, что проведенная нами целенаправленная работа по патриотическому воспитанию старших дошкольников из семей группы «риска» продемонстрировала свои положительные результаты. Патриотическое воспитание старших дошкольников из семей группы «риска» является эффективным при реализации следующих педагогических условий: разработке и внедрении
программы по патриотическому воспитанию старших дошкольников из семей группы «риска»; организации просветительской работы с родителями, направленной на формирование
представлений о роли и методах патриотического воспитания; учете особенностей семей группы «риска» при выборе форм и методов работы.
Литература:
1. Бубнова И.С. Формирование правосознания у старших дошкольников/ Теория и практика развития современного образования в России. Ульяновск, 2017. С. 376-388.
2. Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ Авт.-сост.: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. М.: АРКТИ, 2003. 142 с.
3. Новицкая М.Ю., Микляева Н.В. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной. М: ДРОФА, 2010. 156 с.
4. Терещенко А.Г. Роль педагога в обеспечении социально психологической безопасности образовательной среды// Воспитание и проблемы социальной безопасности детства в современной России Материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках Национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность». 2017. С. 525-529.
5. Фролов В.Ф. Проблемы патриотического воспитания личности в современных условиях. М., 1996. С. 101 -107.
Сведения об авторах:
Бубнова Ирина Сергеевна (г. Иркутск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», email: irinaz-bubnova@yandex.ru
Терещенко Анна Григорьевна (г. Иркутск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, Иркутский институт (ф) ВГУЮ (РПА Министерства юстиции РФ), e-mail: 79025119540@yandex.ru
Data about the authors:
I. Bubnova (Irkutsk, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor at Irkutsk State University, e-mail: irinaz-bubnova@yandex.ru
А. Tereshchenko (Irkutsk, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor at Irkutsk Institute (f) UGUU (RPA of the Ministry of justice of the Russian Federation), e-mail: 79025119540@yandex.ru