УДК 373.24 : 37.035.6
О. А. Сабодаш Патриотическое воспитание дошкольников
В статье рассматриваются теоретические основы формирования и становления личности в процессе патриотической деятельности, необходимость развития национального сознания, патриотических убеждений с дошкольного возраста. Раскрывается содержание патриотического воспитания дошкольников, которое включает в себя государственный, социальный, семейный разделы, образующие систематичность, целостность, национальную направленность процесса. Анализируется потребность в развитии патриотических убеждений у дошкольников, формы и методы образовательного воздействия на детскую личность в работах В.А. Сухомлинского. Автор показывает основные направления, формы работы по патриотическому воспитанию детей, где важным направлением является приобщение детей к народоведению. Необходимость использования деятельностного подхода в формировании патриотизма и интегрирования различных видов деятельности в детских образовательных учреждениях являются важными методами в работе воспитателей с детьми дошкольного возраста.
In article theoretical basics of development and formation of the personality in the course of patriotic activity, need of development of national consciousness, patriotic beliefs from preschool age are covered. Content of patriotic education of preschool children which includes the state, social, family sections forming systematicity, integrity, a national orientation of process reveals. The need for development of patriotic beliefs in preschool children, forms and methods of educational impact on the children's personality for V. A. Sukhomlinsky's works is analyzed. The author shows the main directions, forms of work on patriotic education of children where the important direction is familiarizing of children with ethnography. Need of use of activity approach for formation of patriotism and integration of different types of activity for child care educational institutions are important methods in work of tutors with children of preschool age.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, национальное сознание, гражданская позиция, народное образование, патриотические убеждения, народоведение, дошкольные учреждения, дети дошкольного возраста.
Key words: patriotism, patriotic education, national consciousness, civic stand, national education, patriotic beliefs, ethnography, preschool institutions, children of preschool age.
В наше время патриотическое воспитание имеет большое значение. В разные времена и эпохи, во всех цивилизованных государствах семья, школа, дошкольные учреждения, общество ставили перед собой задачу - воспитать гражданина, патриота своей страны. Эта задача является одним из приоритетов национальной безопасности страны.
© Сабодаш О. А., 2016
В воспитательном процессе важное место должны занять: народная мудрость, национальные идеи и идеалы, которые являются тем фундаментом, на котором растет национальное сознание, достоинство, самоуважение. Патриотическое воспитание ученые понимают как «формирование гармоничного, развитого, высокообразованного, социально активного и национально сознательного человека, наделенного глубокой гражданской ответственностью, здоровыми интеллектуально-творческими и духовными качествами, родственными и патриотическими чувствами, трудолюбием, хозяйственной смекалкой, предприимчивостью и инициативностью» [8, с. 3].
Главной задачей патриотического воспитания является формирование патриотизма, а на современном этапе становления российской государственности эта проблема приобретает особое значение.
Чтобы правильно строить работу по патриотическому воспитанию, нужно опираться на необходимые документы: Конституцию Российской Федерации; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.; Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995 г.; Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г.; Национальную доктрину образования в Российской Федерации; Концепцию патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 -2020 годы», утверждённая Правительством РФ от 30.12.2015 г., ориентирована на все возрастные группы и социальные слои граждан России. Программа обосновывает содержание патриотического воспитания в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы, намечает основные пути развития.
Каждое новое поколение живет и развивается в определенной национальной среде и жизнь людей зависит от особенностей государственного устройства страны. Ребенок от рождения находится под влиянием, как социально-экономических условий, так и национальной специфики: бытовой жизни, культуры, народных обычаев, традиций. Он перенимает от взрослых богатство родного языка,
чувство привязанности и симпатии к духовной жизни своего народа, постепенно привыкает к устоявшимся морально-правовым нормам. Все это ведет к появлению у него особых черт национальной психологии - ментальности, которые становятся основой для воспитания гражданина-патриота.
Гражданская позиция сознательного русского должна заключаться в активном отстаивании традиционных для нашего менталитета добродетелей: любви к родной земле, общительности, разумной достаточности, ценности семейной жизни, духовности повседневного бытия, внимательного отношения к людям.
Проблема патриотического воспитания возникла давно. В основе ее решения является возрождение национальной культуры, фундаментом которой являются устоявшиеся народные традиции и обычаи, выработанные народом на протяжении всего историко-культурного развития.
Каждая нация, каждый народ, даже каждая социальная группа имеет свои обычаи, традиции, которые выработались в течение многих веков. Обычаи народа - это те приметы, по которым народ распознается не только в настоящем, но и в его историческом прошлом. Традиции - это неписаные законы, которыми руководствуются и в ежедневных, и во всех национальных делах. Это те самые прочные элементы, объединяющие отдельных людей в один народ, в одну нацию.
Современные условия жизни в России выдвигают перед народным образованием качественно новые задачи в сфере воспитания детей, решение которых поможет преодолеть существующий формализм в работе дошкольного учреждения. Воспитание граждан России носит национальный характер, основанный на национальных традициях русского народа, является идейной силой национального сознания, средством сохранения национальной идентичности. Современная модель воспитания учитывает особенности настоящего, поскольку этого требуют социально-экономическое положение страны, нравственное и духовное состояние русского народа, дальнейшее развитие культуры, науки.
Становление сознательного патриота с соответствующими чувствами, убеждениями и действиями будет зависеть от наложенных на национальное сознание определенных отпечатков. Национальное сознание - основа патриотического воспитания, это глубинное осознание своей этнической принадлежности, неотъемлемый атрибут каждой нации. Оно свидетельствует о зрелости народа как самовольного субъекта исторического процесса, является показателем нравственного здоровья, духовного и интеллектуального потенциала личности.
Национальное сознание включает в себя: любовь к России; веру в духовную силу народа и его назначения; умение осмысливать историю, культуру, искусство, ценности, мораль, обычаи, обряды, символику своего народа, нации, родного края; систему поступков, является следствием любви к Родине, веры, ответственности, осмысление; готовность сознательно служить интересам России [4, с. 4].
Кроме чувств и убеждений нужна деятельность - важный аспект патриотического воспитания. Патриотическая деятельность состоит из: осознания глубокой связи с народом, участия в его делах, заботы о его благе; сохранения и приумножения культуры, традиций, обычаев, обрядов родной страны; соблюдения выработанных народом моральных норм и правил, законов государства; знания символов своей Родины; деятельности, направленной на утверждение государственности своего народа, укрепления принадлежности своего государства и готовности ее отстаивать; знания истории своего рода, народа, привязанности к родным местам; добросовестного выполнения своих обязанностей в обучении, умения творчески работать [6, с. 81].
Опираясь на сущность, структуру и этапы патриотического воспитания, учитывая требования социально-экономического развития РФ, взгляды педагогической науки, опыт учебных заведений, определяется содержание патриотического воспитания. В нем раскрываются следующие разделы: государственный, социальный, семейный. Государственный раздел составляют представления о российском государстве, флаге, гербе, гимне; о родном крае (селе, поселке, крае, городе), о родных местах, родном языке; понимание сущности долга перед Родиной, общественной активности, понятие о защите чести и достоинства Родины, гордости за свою страну, понимание нравственной сути основных гражданских прав и обязанностей, определенных в государственных документах РФ; понимание величия русского народа как основы незыблемости государства.
Социальный раздел патриотического воспитания предусматривает: развитие интереса к истории родного края, героическому прошлому страны, жизни прославленных земляков; знакомство с деятельностью детских общественных организаций, выявление потребности охранять исторические памятники, сохранять материальные ценности Отечества; умение проявлять волю, доброжелательность, правдивость, настойчивость, самостоятельность, творческую активность, ответственность в учебе и труде; бережное отношение к национальным богатствам, родной природе; понимание значения труда родителей и русского народа, готовность выполнять общественные обязанности; толерантное отношение к людям, умение жить рядом; нетерпимое отношение к нарушителям
закона, к аморальным поступкам, к проявлениям анти патриотизма, фашизма, шовинизма, к вандализму.
Семейный раздел направлен на воспитание любви к родителям, вежливого отношения к старшим в семье, учителям, ветеранам, уважение к предкам, к героям Отечества, знания мест нахождения могил и памятников, уход за ними. Необходимы знания преданий, легенд, поверий, народных песен, знакомство с народным искусством; уважение к народным и религиозным традициям, обычаям, национальным и семейным праздникам и соблюдения их.
Отметим, что на практике все разделы находятся в тесной взаимосвязи, они образуют систематичность, целостность, национальную направленность патриотического воспитания. Таким образом, можно сделать вывод, что патриотическое воспитание - это общественная категория, которая формирует отношение человека к себе, к своему народу и Родине. Это отношение проявляется в соответствующих чувствах, убеждениях, идеях. Только заботясь интересами, стремлениями, потребностями, идеалами своего народа, осознавая свою национальную неповторимость и самобытность, человек становится зрелой, общественной сознательной личностью, настоящим патриотом, деятельным творцом своей судьбы и судьбы Родины.
Патриотическое воспитание должно быть стержнем всей учебно-воспитательной работы. Мы должны воспитать личность, которая имеет чувство гордости за свое государство, добросовестно выполняет общественные обязанности, осознает социальные проблемы Родины и русского народа, любит родных и близких людей. Российский патриотизм должен стать ведущей воспитательной идеей современных дошкольных учреждений, реализоваться в групповой и вне групповой деятельности.
Концепцией дошкольного воспитания предусмотрено развитие у детей национальной культуры, которая является вкладом в общечеловеческие достижения демократичности, чести, совести, гуманизма, достоинства, гражданственности; воспитание детей на примерах из исторического прошлого, которое формирует у них патриотизм и интернационализм.
Вишневский выделяет три этапа развития патриотического сознания ребенка и человека вообще:
1. Этап раннего этнически-территориального самосознания является основой, фундаментом патриотического воспитания и осуществляется преимущественно в родительской семье и в ДОУ. Он приходится на средний дошкольный и старший дошкольный возраст. На этом этапе формируется чувство патриотизма.
2. Этап государственно-патриотического самосознания, когда понятие «национального» выходит за пределы этничности и дости-
гает уровня государственности. Характерной чертой данного этапа является проявление любви, уважения к своему государству [1, с. 46].
Прохождение данных этапов свидетельствует о гражданско-патриотической зрелости человека.
«Чувство патриотизма, - отмечает Н. Мойсеюк, - легче пробудить, если обратить внимание ученика на реальные изменения, происходящие в его семье, родном селе, городе. Итак, только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели могут подвести ученика к действию» [5, с. 247].
В результате деятельности, в ходе повторений формируются навыки и привычки поведения, которые становятся нормой. Система действий, поступков постепенно переходит в черту характера, становится свойством личности [5, с. 247]. Формируются патриотические убеждения.
Патриотические убеждения включают в себя знания, соединенные с искренней уверенностью в их истинности. Необходимость развития патриотических убеждений у детей отмечал великий педагог-мыслитель Я.А. Коменский, чтобы «они могли защищать все, что они считают истинным и добрым ... честным» [2, с. 276]. Цель убеждений заключается в подведении человека не только к пониманию определенных положений патриотических чувств, но и внутреннему восприятию их. К патриотическим убеждениям относятся: признание определяющей роли народа и родины в жизни человека; признание способности русского народа построить собственное государство и навести в ней порядок; вера в будущее России и русского народа, вера в неисчерпаемые силы, талант, неповторимость, трудолюбие русского народа; вера в несокрушимость, силу, стойкость, силу и справедливость государства.
В формировании патриотических убеждений важную роль играет политическое и идеологическое мышление. Ученые отмечают, что с помощью политического мышления раскрывается государственное содержание различных частных акций и событий внутренней жизни государства.
Содержание знаний о родной стране в программных документах, как известно, отождествляется с содержанием общественной жизни. К проблемам воспитания молодого поколения на принципах патриотизма в разное время обращались такие классики педагогической науки, как А.С. Макаренко, С.Ф. Русова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.
Особенно ценной для современной практики является педагогическое наследие талантливого педагога-гуманиста, педагога-новатора и философа В.А. Сухомлинского. Предложенные им формы и методы образовательного воздействия на детскую личность
актуальны и сейчас. Он видел приоритет в формировании нового поколения сознательной молодежи, воспитании настоящих патриотов, которые по-настоящему любят Родину, гордятся своим народом и его историческим прошлым, ответственных за его будущее. Эту важнейшую закономерность воспитания В.А. Сухомлинский определял по-своему: воспитывать маленького ребенка так, чтобы у него были ценности, которые достались ему дорогой ценой. Именно в дошкольном возрасте, когда ребенок очень чувствителен к эмоциональным воздействиям и склонен к подражанию, создаются благоприятные условия для того, чтобы постепенно раскрыть ему смысл народного и мирового наследия через художественные произведения, этику человеческих взаимоотношений, сформировать первый практический опыт проявления души по отношению к родным и близким людям, родному дому, отчему краю с его природой, историей и традициями, родного языка, - всего, из чего для каждого начинается Родина [9].
Патриотизм как деятельность имеет интегрированный характер. Учитывая это в педагогической деятельности, сочетаются такие виды работы с детьми, как ознакомление детей с явлениями общественной жизни и народоведение; ознакомление с искусством и изобразительной деятельностью; организация практической деятельности детей - труд, наблюдения, игры; празднования национальных и государственных праздников.
Основными направлениями патриотического воспитания детей являются: формирование представлений о семье - семья, род и родословная; ознакомление с явлениями общественной жизни; формирование знаний об истории государства, государственных символах; ознакомление с традициями и культурой своего народа; формирование знаний о родном крае. Благоприятным для начала систематического патриотического воспитания является средний дошкольный возраст, когда особенно активизируется интерес ребенка к социальному миру и общественным явлениям [3, с. 11].
Воспитатели, планируя работу с дошкольниками, пытаются использовать различные формы работы: занятия по патриотическому воспитанию и народоведению; также это могут быть комбинированные, комплексные занятия (например, «Народоведение + рисование», «Ребенок в окружающей среде + лепка» и др.); также чтение и обсуждение произведений художественной литературы (рассказов, сказок, легенд, стихов), беседы; экскурсии игры и упражнения; викторины; инсценировки; обсуждения и разучивание пословиц и поговорок и т. д.
Педагоги прекрасно понимают, что патриотическое воспитание предполагает также ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края, ее красотой, разнообразием. Это происхо-
дит во время занятий, бесед, наблюдений, рассмотрения и обсуждения иллюстраций, при просмотре слайдов, видеофильмов, чтении художественных произведений.
Еще одним важным направлением патриотического воспитания является приобщение детей к народоведению - изучению культуры, обычаев своего народа путем ознакомления с характерными признаками быта (жилья, одежды, предметов быта, народной игрушки), народных ремесел (плетение, гончарное дело, резьба, литье, роспись и т. п.).
Народоведение развивает у дошкольников нравственные, патриотические, эстетические, творческие задатки. Сложно переоценить воспитательную силу народной сказки, песни, игрушки, которые являются важнейшими средствами развития социального индивидуума нашего будущего [7, с. 5].
В процессе ознакомления с традициями и обычаями эмоциональный опыт детей обогащается новыми впечатлениями, расширяется круг их знаний об окружающей среде, в том числе о близких людях и своей Родине. В работе с детьми необходимо опираться на деятельностный подход. Совместная деятельность детей и взрослых, реализация совместно выработанных целей и задач составляет содержание воспитательного процесса, в ходе которого педагог не дает готовые образцы духовной и нравственной культуры, а вырабатывает и создает их вместе с детьми. Именно в процессе патриотической деятельности и происходит совместный поиск законов и норм жизни, что является неотъемлемым воспитательным элементом в формировании и становлении личности.
Список литературы
1. Вишневский А. Ориентиры национального воспитания // Начальная школа. - 1994. - № 6. - С. 42-46.
2. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1955. - С. 161-376.
3. Константинова О., Харитонович А., Абба П. Воспитываем патриотов // Воспитатель-методист дошкольного учреждения. - 2012. - № 10. -С. 11-24.
4. Мима Н.А. Взаимодействие семьи и школы по патриотическому воспитанию школьников как историко-педагогическая проблема. - URL: http://academy.ks.ua/wp-content/uploads/2014/05/36. pdf.
5. Мойсеюк Н. Е. Педагогика: учеб. пособие. - М.: Гранма, 1999. - 348 с.
6. Мошнин А. Патриотическое воспитание дошкольников: проект «Салют Победы» // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 4. - С. 80-82.
7. Николаенко В.М. Народоведение в дошкольном учебном заведении. 26 лет. - 4-е изд., перераб. - М.: Основа, 2013. - 207 с.
8. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Ребенок». - М.: Просвещение, 2004. - 268 с.
9. Теоретические основы педагогики: курс лекций / под ред. О. Вишневского - Дрогобыч: Возрождение, 2001. - 268 с.