УДК 373.2.035.6 : 78
О. А. Сабодаш
Роль музыкального воспитания в развитии патриотизма дошкольников
В статье анализируется роль музыкального воспитания в развитии патриотизма у дошкольников.
Музыкальное воспитание - это источник великой народной мудрости и накопленного многовекового опыта. Дошкольный возраст - время активного познания мира, человеческих отношений и формирования основ личности.
Важнейшими воспитательными средствами являются театрализованные представления, концерты, праздники, традиции, игры и т.д. Рассмотрена возможность использования в работе с детьми различных музыкальных средств: песенная лирика, музыкальное сопровождение прогулок, экскурсий, чтения художественной литературы, ритмическая деятельность и т. д. Включение музыкального искусства в развитие патриотизма - необходимое педагогическое условие развития гармоничной личности, обогащения духовной и нравственной культуры каждого ребенка. В статье сделан анализ понятия «патриотизм».
Разнообразные средства и возможности музыкального искусства через эмоциональное восприятие также содействуют развитию патриотизма личности. Именно сила эмоционального восприятия способна оказывать мощное воздействие на ребенка. Музыкальное воспитание и развитие патриотизма человека продолжается в течение всей его жизни.
The article analyzes the role of music education in the development of patriotism in preschool children.
Musical education is a source of great folk wisdom and accumulated centuries-old experience. Preschool age is the time of active knowledge of the world, human relations and the formation of the foundations of personality.
The most important educational means are theatrical performances, concerts, holidays, traditions, games, etc. the possibility of using various musical means in work with children is considered: song lyrics, musical accompaniment of walks, excursions, reading of fiction, rhythmic activity, etc. the Inclusion of musical art in the development of patriotism is a necessary pedagogical condition for the development of a harmonious personality, enrichment of spiritual and moral culture of each child. The article analyzes the concept of "patriotism".
Various means and possibilities of musical art through emotional perception also contribute to the development of patriotism. It is the power of emotional perception that can have a powerful impact on the child. Musical education and development of patriotism continues throughout his life.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, музыкальное воспитание, дошкольное воспитание, музыкальное воздействие, музыкальные средства, нравственно-эстетические задачи.
Key words: patriotism, patriotic education, musical education, preschool education, musical influence, musical means, moral and aesthetic tasks.
© Сабодаш О. А., 2018
В современной социокультурной ситуации одной из наиболее актуальных проблема является проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Государственная политика в области образования определена не только в национальной доктрине образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов.
Патриотизм - многогранное понятие. В самом простом виде его можно охарактеризовать как любовь к Родине. Исторически сложилось, что патриотизм и любовь к Родине в нашей стране были чертой национального характера. Говоря о патриотизме, мы ведем речь не просто о ценностных ориентирах, творческом развитии и гражданском становлении подрастающего поколения, а по сути - о нашем завтрашнем дне.
Основы патриотизма закладываются уже в дошкольном возрасте, где большую роль играет не только ДОО, но и семья. От патриотических чувств и взглядов родителей зависят и взгляды ребенка. Соответственно с этим возникает проблема организации патриотического воспитания на всех возрастных этапах развития: дошкольников, школьников, студентов и представителей старших поколений.
Государственный подход к воспитанию патриотизма у молодого поколения проявляется в освещении данного вопроса в документах, регламентирующих деятельность образовательной системы России.
Так, в Конвенции о правах ребенка говорится: «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает» [9]. Таким образом, воспитание патриотизма декларируется как государственная задача современной педагогики.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает следующие задачи патриотического образования: формировать нравственно-духовные особенности личности, чувство гордости за свою нацию, почтительное отношение к традициям и культуре своего народа, толерантность [14].
Следовательно, воспитание любви к отечеству, ответственное отношение к окружающей природе и людям, становление устойчивой связи поколений - цель развития патриотизма в образовательных учреждениях.
Термин «патриотизм» употребляется в различных ситуациях и контексте, разнообразен также диапазон его толкования.
И.Е. Кравцов дает следующее определение: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам, к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к
прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость» [15].
И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [15].
А. И. Солженицын дает такое определение: «Патриотизм - это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы» [13].
В большинство определений патриотизма включены преданность Родине и готовность поступиться своими интересами ради ее блага. Таким образом, это высокое нравственное социальное чувство, которое просто так не возникает, а должно воспитываться в соответствии с определенными задачами и в определенном направлении на протяжении долгого времени и под воздействием многих факторов.
В понятии патриотизма принято выделять три основных компонента: «когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки). Все эти компоненты реализуются в сфере поведения человека в обществе» [7].
Своеобразие индивидуального воспитания детей определяет особенности развития патриотизма дошкольников. Ученые (Ш.А. Амонашвили, А.А. Люблинская и др.) в своих работах подробно рассматривают особенности развития личности ребенка, на которые необходимо опираться для осуществления патриотического воспитания.
В настоящее время для решения задач развития патриотизма в ДОО свою работу необходимо строить, руководствуясь возрастными особенностями, с региональными условиями и принципами: отбирать знания, которые наиболее актуальны именно для дошкольника; соблюдать непрерывность и преемственность патриотического воспитания (учитывать предыдущий опыт детей); индивидуально подходить к каждому ребёнку, максимально учитывать его психологические характеристики, особенности семьи, потенциальные возможности и интересы; использовать в своей работе различные виды
деятельности и уметь их рационально сочетать; использовать дея-тельностный подход (не просто «читать лекции о патриотизме», а сделать так, чтобы ребенок пропустил через себя эмоционально определенные факты и что-то сам предпринял в данном направлении).
Духовно-нравственное воспитание, вводя обучающихся в ценностный мир толерантности, доброжелательности, сотрудничества, милосердия, добра, способствует формированию позитивной этнической идентичности, при которой образ своего народа воспринимается положительно, имеют место: позитивное отношение к культуре, истории своего народа; естественный патриотизм; толерантные установки на общение с представителями других этнических групп, уважительное отношение к их культуре; проявление национального сознания и самосознания, основанного на разделяемом всеми гражданами представлении о своей стране, ее народе и чувстве принадлежности к своей стране и народу; становление человека-патриота [8].
Понятие патриотизма широко и многогранно, а задачи, возложенные на патриотическое воспитание дошкольников, могут быть решены с помощью использования разнообразных средств и организации соответствующих педагогических условий. Одним из них является музыка.
«Музыка - необходимый душевный атрибут человеческого существования», - говорил Аристотель [15]. Музыкальное воспитание дошкольников располагает широким спектром возможностей для развития патриотических чувств.
Средства музыкального воздействия помогают раскрыть способности каждого ребенка, его творческий потенциал и в конечном итоге воспитать чувство гордости за свою страну.
Музыкальное воспитание дошкольников располагает широким спектром возможностей для развития патриотизма, что имеет подтверждение в многочисленных исследованиях. По мнению Н. А. Вет-лугиной, «именно музыка призвана углублять и совершенствовать человеческую душу. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни» [1].
Об особой роли музыки в развитии патриотизма детей дошкольного возраста в свое время писали великие композиторы Д. Б. Кабалевский и Д. Шостакович. Современные педагоги также уделяют внимание музыке (Л. Горюнова, А.И. Катинене, О.П. Радынова и др.).
Средством патриотического воспитания может быть не только песенная лирика, но и подобранные в соответствии с возрастом произведения художественной литературы, слушание которых сопровождается звучанием музыки.
Музыка способна сохранить визуальные впечатления на длительный период. Это можно использовать при знакомстве с родным городом (прогулка, экскурсия, просмотр фильма или фотографий), усиливая показ музыкальным сопровождением. Дети чутко воспринимают музыкальные интонации: героическую, шутливую, лирическую и т. п.
Развитие патриотизма невозможно без воспитания любви и уважения к своей матери. Песни о маме устойчиво вошли в репертуар дошкольников, они вызывают искренние и непосредственные чувства детей.
Патриотическому воспитанию дошкольников способствует богатство и разнообразие содержания детского фольклора. Используя русские народные песни и напевы в слушании музыки и ритмопластике, привлекают дошкольников своей художественной и познавательной ценностью.
Таким образом, народное музыкальное искусство мощным воспитательным ресурсом включается в повседневную жизнь дошкольников и становится неотъемлемой частью патриотического развития.
Ребенок, чувствующий и понимающий музыку, любящий петь и танцевать, любит окружающие его мир и природу, а значит - не может быть черствым, грубым и безжалостным.
Автор программы «Музыкальные шедевры» О.П. Радынова отмечает, что «музыкальное искусство - едва ли ни единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Народная педагогика берет начало в колыбельной песне. Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется и развивается у ребенка уже в первые месяцы жизни» [15].
Педагоги имеют возможность использовать в своей практике музыкальные произведения, являющиеся эталонами красоты высокого искусства. Экспериментальная работа с дошкольниками свидетельствует о том, что, используя гибкие методы и формы организации музыкального воспитания детей, в результате прочувствования, а также эмоциональной и интеллектуальной оценки произведений достигается поразительный эффект музыкально-творческого и общего развития ребенка.
Для того чтобы способствовать успешному восприятию ребенком произведений музыкальной классики, требуется создание педагогической системы. Такой принцип способствует не только музыкальному образованию ребенка, но формирует все его личностные качества.
В воспитании патриотизма используют различные организационно-педагогические условия для организации музыкальной деятельности дошкольников: непосредственная образовательная деятельность, музыка используется на праздниках и развлечениях, в игровой, самостоятельной деятельности.
Одной из основных форм организации воспитания патриотизма детей является музыкальная непосредственная образовательная деятельность. НОД должна проводиться в строгом соответствии с требованиями ФГОС. Организация музыкальных занятий обычно проводится среди детей одного возраста. Именно такая организационная форма музыкальной деятельности является наиболее эффективной, так как воспитывает чувство коллективизма, осознание своего вклада в общее дело, учит радоваться успехам товарищей, переживать неудачи. В ходе проведения музыкального занятия осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных способностей каждого ребенка, развитие личностных качеств, формирование основ музыкальной и общей культуры.
Особенностью музыкальной НОД является то, что в его рамках происходит чередование различных видов деятельности (пение, ритмика, слушание, игра на музыкальных инструментах, освоение музыкальной грамоты). В зависимости от конкретных задач, поставленных педагогом перед занятием, он может использовать форму индивидуальных, групповых или коллективных занятий. Музыкальное воспитание и образование осуществляется в процессе обучения. Не стоит забывать, что основной задачей является практическое овладение компетенциями, необходимыми для восприятия музыки, пения, танцев и игры на инструментах. Если дети легко понимают смысл, то легко справляются с заданием. Важно, безусловно, учитывать возрастные особенности ребенка.
Театрально-игровая, танцевальная, изобразительная и художественно-словесная деятельности легко сочетаются со сценариями праздников и развлечений, которые являются интегрированной формой организации музыкальной деятельности. Эти виды деятельности, используемые в комплексе, помогают решать важные нравственно-эстетические задачи, в том числе задачи патриотического воспитания. Для того чтобы каждое развлечение способствовало развитию патриотизма дошкольников, необходимо творчески подходить к содержанию мероприятия, отбирать только высокохудожественные музыкальные произведения. Развлечения могут быть направлены на активное участие детей в качестве исполнителей, в некоторых развлечениях дети являются зрителями или слушателями.
Организация развлечений имеет множество форм и вариантов, которые зависят от репертуара, тематического и календарного планирования, а также от поставленных целей и задач. Такими формами
могут быть концерты, спектакли, игры, викторины, карнавал, театрализованные представления, флешмобы. Музыка является ведущим компонентом всех праздников, соединяет разнообразные виды искусства, создавая определенный позитивный эмоциональный настрой в соответствии с основной темой торжества. Главная цель любого праздника - духовно-нравственное, умственное, физическое и эстетическое воспитание детей.
В развитии патриотизма дошкольников важным моментом является выбор репертуара музыкальных произведений, которые педагог планирует включить в предстоящее мероприятие. Включение музыкальных произведений в другие занятия делает их не только более занимательными, но и эффективными.
Так, чтобы занятие по изобразительной деятельности стало ярким и впечатляющим, можно включить прослушивание музыкальных произведений для создания необходимого эмоционального отклика на картину. Важно, чтобы репертуар точно совпадал с настроением и характером живописного произведения. В этом случае музыка поможет углубить знания и расширить опыт эмоционального восприятия окружающего мира. Музыка может также предвосхищать творческую работу ребенка, когда он слушает ее перед выполнением задания. Как правило, эмоции, вызванные прослушиванием музыки, отражаются в творческом продукте.
Таким образом, музыка - это источник развития эмоциональной сферы дошкольника, возможность проявления его творческого потенциала, развития фантазии и воображения. Следуя от музыкального занятия, развлечения, праздника к самостоятельным музыкальным проявлениям, ребенок реализует свои внутренние музыкальные потребности, совершенствует музыкальные способности, формирует личностные качества (уверенность в себе, доброжелательность, толерантность по отношению к другим участникам педагогического процесса, лидерские качества), адаптируется к социальным нормам, воспитывает эстетический вкус, формирует общую культуру. Включение музыкального искусства в жизнь дошкольников - это необходимое условие развития гармоничной личности, обогащения духовной и нравственной культуры каждого ребенка.
Специфика педагогической деятельности при воспитании чувства патриотизма у детей дошкольного возраста состоит в том, что при усвоении любого учебного предмета, в том числе музыки, как определенной составляющей окружающего мира, одновременно изучается и практически развивается душа ребенка: способность творить, любить, жить для других, радоваться, сочувствовать, гордиться, быть сопричастным.
Следовательно, диагностировать уровень сформированности патриотических чувств у дошкольников посредством музыкального воспитания можно с двух позиций: патриотического развития и музыкального воспитания.
Специфика музыкального воспитания заключается в раскрытии феномена музыки как уникального вида искусства, основанного на глубокой эмоциональной отзывчивости. Именно эта особенность является основой развития патриотизма ребёнка дошкольного возраста, так как психологической особенностью для данного возрастного периода является эмоциональность. Эмоционально-образное восприятие окружающего мира под воздействием музыки может стать основой формирования патриотизма.
Воспитание патриотизма у дошкольников является задачей важной и сложной, решить которую возможно с привлечением большого арсенала средств и методов, создания педагогических условий.
В соответствии с системно-структурным подходом музыкальное воспитание в развитии патриотизма рассматривается как целостная педагогическая система, состоящая из взаимосвязанных структурных компонентов: задач, содержания, средств, методов работы, формы организации, условий и результатов.
Разнообразные средства и возможности музыкального искусства через эмоциональное восприятие также содействуют развитию патриотизма личности. Именно сила эмоционального восприятия способна оказывать мощное воздействие на ребенка. Музыкальное воспитание и развитие патриотизма человека продолжается в течение всей его жизни. Дошкольный период - это время, когда воспитание и развитие всех качеств наиболее стремительно и эффективно.
Список литературы
1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: Вече, 2003. - 128 с.
2. Бондаревская Е.В. Отечественная культурно-педагогическая традиция: опыт разработки концепций воспитания. - Ростов н/Д.: РИПКРО, 2013. - 234 с.
3. Вырщиков А.Н., Кусманцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: моногр. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vounb.volgograd.ru/for_download/El_library/Vlg_avtor/Patrioticheskoe_vo spitanie_covremennoi_molodegi.pdf
4. Головкина Л. Н. Рекомендации к использованию литературных новинок по патриотическому воспитанию в детском саду [Электронный ресурс]. - URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-194490.html
5. Дармодехин С. В. Воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.niisv.ru/ newsection2448
6. Иванова С.Ю., Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм. -Ростов н/Д.: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. - 320 с.
7. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. - 2002. - № 6.
- С. 6-11.
8. Маклаков А. Г., Коновалова Л. В. Интеллектуально-нравственная основа формирования общенациональной Российской идентичности // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества материалы VI международной научной конференции. - 2016.
- С. 11-15.
9. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
10. Мартынова С.Ю. Реализация потенциала социально-культурной среды в воспитании патриотизма у детей-сирот [Электронный ресурс]. - URL: https://dlib.rsl.ru/01002883215
11. Родина М.С. Воспитание гражданственности через развитие эмоционально-чувственной сферы // Народное образование РМ. - 2014. - № 3.
- 6. - С. 126-135.
12. Сабодаш О. А. Патриотическое воспитание дошкольников // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2016. - Т.4 . Педагогика. - № 2. - С. 94-101.
13. Солженицын А. И. Русский вопрос к концу ХХ века // Ориентир. - 1996.
- № 12. - C. 31.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.firo.ru/?page_id=11003
15. Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 520 с.
Статья поступила: 12.04.2018. Принята к печати: 25.05.2018