Научная статья на тему 'Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе проектного подхода как условие профилактики экстремизма'

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе проектного подхода как условие профилактики экстремизма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1416
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ФОРМЫ / NEW FORMS / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT WORK / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / PREVENTION OF EXTREMISM / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / MORAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Алия Ирфановна

В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в проектной деятельности на примере двух детских садов из разных регионов России как условие профилактики экстремизма. Раскрываются воспитательные возможности методики содружества по приобщению детей к базовым национальным ценностям и ценностям отечественной культуры. Уточняется содержание и сущность понятия «нравственно-патриотического воспитания», описываются показатели и уровневые характеристики владения детьми старшего дошкольного возраста патриотическими ценностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова Алия Ирфановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral-patriotic upbringing of pre-school children on the basic of project approach as a condition of extremism prevention

The author touches upon the issue of a new approach to moral and patriotic education of preschool children in the field of the prevention of terrorism in the project activity on the example of two kindergartens of different regions of Russia. The author discloses methods of community educational opportunities for initiation of children to basic national values and the values of national culture. The author also clarifies the content and essence of the concept of “moral and patriotic education” and presents the performance characteristics of mastering the patriotic values by children of preschool age.

Текст научной работы на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе проектного подхода как условие профилактики экстремизма»

УДК 37

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА

КАК УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА

А.И. Мартынова

Аннотация. В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в проектной деятельности на примере двух детских садов из разных регионов России как условие профилактики экстремизма. Раскрываются воспитательные возможности методики содружества по приобщению детей к базовым национальным ценностям и ценностям отечественной культуры. Уточняется содержание и сущность понятия «нравственно-патриотического воспитания», описываются показатели и уровневые характеристики владения детьми старшего дошкольного возраста патриотическими ценностями.

Ключевые слова: новые формы, проектная деятельность, патриотическое воспитание, профилактика экстремизма, нравственное воспитание дошкольников.

MORAL-PATRIOTIC UPBRINGING OF PRE-SCHOOL CHILDREN ON THE BASIC

OF PROJECT APPROACH AS A CONDITION OF EXTREMISM PREVENTION

A. Martynova

Abstract. The author touches upon the issue of a new approach to moral and patriotic education of preschool children in the field of the prevention of terrorism in the project activity on the example of two kindergartens of different regions of Russia. The author discloses methods of community educational opportunities for initiation of children to basic national values and the values of national culture. The author also clarifies the content and essence of the concept of "moral and patriotic education" and presents the performance characteristics of mastering the patriotic values by children of preschool age.

Keywords: new forms, project work, patriotic education, prevention of extremism, moral education of preschool children.

Международное сообщество сегодня несет коллективную ответственность за то, чтобы каждый ребенок в мире имел возможность учиться. «Образование - самый эффективный инструмент борьбы с глобальными угрозами. Нет более мощной силы против воинствующего экстремизма, чем девочка с книжкой...», — сказал Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, выступая 7 июля 2015 г. в Осло на Саммите по образованию и развитию, он подчеркнул, что образование - это мощный двигатель устойчивого развития, что именно оно должно привести к обеспечению достойной жизни для всех людей на земле. По данным ЮНЕСКО, в мире примерно 58 миллионов детей в мире остаются вне стен школы, около 100 миллионов детей лишены возможности получения законченного начального образования и 781 миллион взрослых не умеют читать и писать.

Экстремизм - явление сложное и многогранное, которое берет свое начало еще с середины XIX в. Наибольший пик развития экстремизма приходится на этапы развития стран, характеризующиеся политической нестабильностью. Экстремизм, как показывает практика, за достаточно короткий срок

превратился в одну из глобальных проблем современности. Экстремизм как явление связан не только с политикой, он распространяется на все виды человеческой деятельности.

В разных странах и в разные времена было дано много различных научных определений понятию «экстремизм». Например, доктор Питер Т. Коулман и доктор Андреа Бартоли в своей работе «Addressing Extremism» раскрывают это понятие как сложное явление, сложность которого часто бывает трудно увидеть и понять. Они определяют понятие экстремизма как действия (убеждения, отношение к чему-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых [1].

Резолюция 1344 (2003 г.) Парламентской Ассамблеи Совета Европы «Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе» содержит следующее определение: «экстремизм представляет собой форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы

парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости,

отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультра-национализма».

В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в ст. 1 Федерального закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Экстремистская нетерпимость отрицает этническое и религиозное многообразие, составляющее важнейший фактор исторического развития России, подрывает принципы демократии, ведет к нарушению прав человека, угрожает стабильному сосуществованию народностей и социальных групп в российском обществе, препятствует достижению гражданского согласия [16].

Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных государств мира. На ее территории проживают представители 193 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан). Многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской

государственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации [14].

Достаточно много преступлений экстремистской направленности совершается несовершеннолетними. В молодежной среде, под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Одной из главных причин того, что ребята дают себя обмануть и вовлечь в террористическую деятельность, является низкий уровень их образования. При этом те, кто вербует, являются психологами — они выбирают слабохарактерного человека, которого легко обратить в свою веру. Экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, в которых наблюдается низкий уровень самоуважения личности, комплекс социальных проблем, включающий в себя проблемы уровня и качества образования, социального неравенства; низкий уровень развития национальной культуры или разорванности культуры - деформированной,

не представляющей собой единое целое достижение [3].

Поэтому государство с каждым годом предъявляет все большие требования к образовательным структурам общества в воспитании подрастающего поколения, как одного из факторов единения нации, по развитию патриотического сознания и морально-нравственного облика молодежи, полностью исключающего саму возможность развития экстремистских взглядов. На всех этапах образования представляется целесообразным усилить профилактическую работу среди подрастающего поколения путем проведения мер воспитательно-

образовательного характера и внедрения системы идейных проектов. Такой системой проектов в пределах своей компетенции в приоритетном порядке могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные

учреждения различных уровней и средства массовой информации [16, ст.5]. В современных условиях глобализации, интеграции языков и культур, мировых военных действий организация

патриотического воспитания на ранних этапах детства встает на первую ступень государственной значимости.

Многие ученые, проводившие

исследования аксиологических основ российского патриотизма, вынуждены констатировать тот факт, что в последние десятилетия ценностный багаж молодежи претерпел серьезные изменения как по своему содержанию (обеднение правовых, нравственных, социальных ориентиров), так и по форме проявления - на первый план вышли индивидуалистические и материальные ценности [12, с.115].

Поэтому уже с детского сада детям необходимо прививать основы толерантности, уважение прав и свобод человека, любовь к Родине. Во-первых, потому что у подрастающих поколений нет единого для всех образца «гражданина России». Во-вторых, у самих граждан появилось желание сделать что-то полезное для формирования у детей основ нравственности и духовности: проводятся фестивали художественного творчества, конкурсы и выставки; используется потенциал центров

традиционной народной культуры, театров, библиотек и музеев для совместной проектной деятельности.

В концепции Государственной целевой программы развития образования на 2016 —

2020 годы (от 29 декабря 2014 г. № 2765-р, г. Москва) предусматривается обновление содержания образования: реализация инновационных технологий проектного обучения, создание новых моделей, развитие и совершенствование существующих моделей, механизмов, образовательных программ, технических средств и технологий в области образования и молодежной политики.

Сегодня в полной мере можно говорить о наличии социального заказа на воспитание высоконравственной, образованной,

предприимчивой личности, готовой к сотрудничеству и межкультурному

взаимодействию, обладающей активной гражданской позицией и чувством патриотизма по отношению к своему государству. Одной из основных задач ФГОС ДО является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей; принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Нравственно-патриотическое воспитание -одно из важнейших звеньев всей системы воспитательной работы и требуют от педагога профессиональной компетентности [11]. Именно педагоги организуют процесс формирования гражданских и патриотических чувств через взаимодействие с детьми и их родителями. Ребенку необходимо с рождения объяснять, что такое хорошо и что такое плохо, сосредотачиваться на определенном наборе базовых ценностей, касающихся семьи, детей и Родины.

Патриотизм — важнейшее нравственное качество. Кто же такой «патриот» и что такое «патриотизм»? Толковые словари по-разному трактуют данный вопрос. Философский словарь показывает, что «патриотизм» — это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины [10].

В словаре Т.Ф. Ефремовой «патриотизм» -это любовь к своему Отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины [7]. В толковом словаре В.И. Даля понятие «патриот» - это любитель Отечества, <...> отчизнолюб, отечественник или отчизник, а «патриотизм» -это любовь к Отчизне [5].

Все эти определения объединяет главная и общая позиция, что патриотизм -

высоконравственное и духовное достояние личности, выражающееся в любви, преданности, уважению к своей Отчизне, своей Родине, своему народу с его традициями и своей семье.

В разное время проблеме патриотизма и воспитанию личности подрастающего поколения уделяли внимание выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Они указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства и любящих своё Отечество.

К.Д. Ушинский очень мудро подметил, что у каждого народа свои сказки, которые передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Он подчеркивал, что это первые и блестящие попытки воспитания в русской народной педагогике, и они не будут бессильными, если они будут народными. Именно он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине [15, с.261].

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Он считал, что формирование любви к Родине нужно начинать с раннего детства: с картинки в букваре, с песни мамы. Очень важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира, без воспоминаний о маленьком уголке далекого детства [13, с.245].

Сегодня очень современно звучат слова Н.А. Добролюбова о том, что разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному. Тогда они будут исполнять свой долг как образованные люди, по собственному убеждению, по любви, по свободному расположению. Ранние привычки смогут служить основанием, на котором держится жизненное знание нравственности и благородства, они как бы инстинктивно должны формироваться в младшем возрасте

ребенка и приучать его к нравственной жизни [6].

Образование должно идти в ногу со временем. Новые подходы к организации патриотического воспитания подрастающего поколения продиктованы актуальностью выполнения поставленных перед всеми ступенями образования задач. Отечественные и зарубежные психологи (А.В. Запорожец, А.Н. Монтоев, М. Дьяченко, Н.Н. Поддъяков) отмечают, что ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, но самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя современные гуманитарные технологии, одной из которых является проектная технология,

ориентированная на отношения «ребёнок — взрослый», и построенная на соучастии в деятельности. Использование проектных технологий позволяет развивать у ребенка поисковое поведение, сотрудничество, созидание, диалог, дружбу, толерантность и т. д. Актуальность проектной деятельности подтверждается в научных статьях современных ученых. Так, В.Ф. Шкель утверждает, что метод проектов очень эффективен, он даёт ребёнку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации [9].

Воспитательный эффект перехода менталитета населения к законопослушному поведению, толерантности является достаточно длительным и может быть лишь результатом постоянной и планомерной работы всех государственных структур. Начинать эту работу нужно с детского сада, так как период младшего дошкольного возраста, по своим психологическим характеристикам, наиболее благоприятен для восприятия нравственности и красоты окружающего мира, языка культуры своего народа [11].

Маленький ребёнок всегда отвечает доверием взрослому, ему свойственно подражательное поведение, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, вера в безусловность и постоянно растущий интерес. Полученные в детстве знания, пережитые глубокие эмоции и яркие впечатления детства остаются с человеком на всю жизнь [18].

Автором статьи, совместно с педагогами подготовительной к школе группы детского сада Центрального административного округа города Москвы, была проведена беседа с

воспитанниками ДОУ о заслугах и достижениях старшего поколения, родных и близких, об истории России, ее достопримечательностях и знаменательных датах, а также анкетирование родителей воспитанников по данной тематике. Беседа показала, что дети, начиная уже с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний в этой области: 8% детей - высокий уровень, 65% дошкольников - средний уровень, у 27% детей отмечается низкий уровень знаний. Слабо развит у старших дошкольников интерес к особенностям национальных и региональных традиций; утрачена историческая преемственность поколений. По результатам анкетирования было выявлено, что 62% родителей не имеют возможности посещать культурные

учреждения города из-за высокой занятости; 25% родителей затрудняются в знании истории города, края; 13% родителей не знают историю города и края, так как являются приезжими гражданами. В опросе участвовали две подготовительные к школе группы и родители воспитанников - всего 134 человека.

Проведенный анализ опроса родителей воспитанников, уровня образовательной деятельности и теоретический анализ литературы на предмет имеющихся в детском саду комплексных педагогических условий для духовного и патриотического воспитания детей показал ряд противоречий: 1) между необходимостью формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников и недостаточной организацией социально-значимой образовательной среды детского сада; 2) между проявляющимся интересом старших дошкольников к народной культуре, к ее традициям, к путешествиям в разные города и страны, к поиску неизведанного и загадочного во вселенной и ограниченной насыщенностью тематического пространства рекреаций ДОУ; 3) между необходимостью вовлечения дошкольников в проектную деятельность и устаревшими, однообразными видами развивающих технологий.

Для решения поставленных задач и выявленных противоречий старшим воспитателем детского сада Центрального административного округа города Москвы, при поддержке городского методического центра была разработана и апробирована структурированная система проектной деятельности «Содружество» по

формированию нравственных и социальных ориентиров дошкольников.

Новизна проектного опыта заключается в использовании инновационных

педагогических технологий на основе требований ФГОС, когда сочетаются возможности педагогического процесса и социально-значимые проекты,

коммуникативные технологии и тесное сотрудничество педагогов, родителей и детей. Поэтапная реализация блоков системы проектной деятельности рассчитана на три-четыре года и является законченным циклом методики воспитания нравственно-

патриотических качеств дошкольников как профилактики экстремизма в России на уровне дошкольного образования.

На первом этапе системы проектной деятельности «Содружество» в соответствии с разработанными заранее эскизами в ДОУ было организовано в каждой возрастной группе, на специально выделенной территории спальной комнаты, индивидуальное эксклюзивное развивающее пространство (с учетом психологических особенностей детей). Особенностью организации данного образовательного пространства является его доступность в любое время дня, что позволяет организовывать индивидуальную работу с детьми, проводить практические занятия специалистов, экспериментировать в различных видах творческой деятельности с привлечением родителей воспитанников как художников-декораторов или создателей эксклюзивного уголка.

Например, для воспитания у ребенка любви к родной семье, близким людям, своему дому, формирования бережного и заботливого отношения к природе и всему живому, в группе детей трех-четырех лет используется оборудованный мини-театр «Сказка» в трехмерном исполнении. Правильно подобранные программные занятия в процессе образовательной и досуговой деятельности позволяют маленьким детям знакомиться и восхищаться различными жанрами народного художественного творчества, видеть и познавать окружающий мир в доброй сказке-спектакле, слушать и изучать фольклорные традиции нашего народа.

В группе детей среднего возраста (четырех-пяти лет), стимулируя интерес к государственной символике, родному краю, своей земле и ее обитателям, в групповом пространстве работает большой

интерактивный корабль. В виде занимательных путешествий фрегат позволяет «отправляться» в путешествия по разным странам и континентам, узнавать о других

народах и народностях, «заплывать» в любой уголок нашей страны, знакомиться с достопримечательностями нашей Родины, с истоками ее культуры, народными традициями и творчеством.

В группе детей старшего возраста (пять-шесть лет) для формирования толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их особенностям, традициям создан прообраз деревенской избы с настоящими старинными атрибутами и музейными реликвиями: прялкой, лаптями, плетеными корзинами, сундуком, печью, чугунной посудой и многим другим. Особое внимание в интерьере избы уделяется коллекциям рукотворных кукол и игрушек, истории их возникновения. Совместно с родителями и педагогами в процессе занятий дети участвуют в русских народных обрядах, изготавливают тряпичных кукол, бережно передавая тепло своей души и своих рук каждой игрушке, что позволяет самим почувствовать атмосферу теплой доброй русской избы с ее многовековыми уникальными традициями.

В подготовительной к школе группе (шесть-семь лет) для воспитания нравственно-эстетических и моральных норм поведения ребенка с целью развития чувства ответственности и гордости за достижения России основан мини-планетарий. Объемное пространство мини-планетария развивает способность у детей ставить проблемы и находить их решение, обретать не только естественные и научные знания, но и умения проектировать космические корабли и космические станции, гордиться новыми открытиями во Вселенной.

Учитывая, что немаловажная роль в процессе формирования всесторонне развитой, гармоничной, духовной личности отводится эстетическому воспитанию, в частности, декоративно-прикладному искусству,

потенциал создания второго блока системы проектной деятельности «Содружество» был направлен на организацию интерактивного образовательного пространства в свободных рекреациях ДОУ.

Учитывая, что образный язык декоративно-прикладного искусства наиболее близок детскому мышлению и эмоционально-чувственной сфере ребенка, в развивающих рекреациях второго блока проектной деятельности проводятся тематические занятия с элементами продуктивной деятельности по изготовлению макетов, рисованию атрибутов, проектированию объектов, конструированию предметов.

Благодаря свободной территориальной доступности рекреаций, такие занятия сопровождаются не только наглядными материалами, художественной литературой, иллюстрациями или плакатами, но и объемными атрибутами-орудиями труда, быта и национальными костюмами.

На третьем этапе, завершающем систему проектной деятельности «Содружество», была разработана абсолютно новая социально значимая самостоятельная модель

виртуального взаимодействия двух детских дошкольных учреждений разных регионов России: детского сада города Москвы и детского сада города Находка Приморского края (разница во времени с Москвой восемь часов). Тематика и содержание третьей ступени проекта «Содружества» как итога проведенной работы рассчитаны только на детей старшего дошкольного возраста.

Доминирующие методы (игровые, творческие, познавательные), составляющие основу проекта, должны быть яркими, образными, запоминающимися, поэтому содружество детских садов разных регионов России было построено на основе личного проявления любви каждого ребенка к родному городу, особенностям его истории, истокам и традициям в видеотрансляции детям другого региона России. Первоначальный обмен видеописьмами дружественных детских садов города Москвы и города Находки в стиле экскурсии по достопримечательностям своего детского сада познакомили детей друг с другом, с традициями родного края.

Учитывая важность тактильной памяти детей-дошкольников, между двумя детскими садами состоялась передача творческих посылок: с поделками детей и их родителей; с историческими книгами о наших городах и их достопримечательностями; с уникальным видеописьмом о дружбе, о гордости за родной город с его славной историей, сделанным самими дошкольниками далеких субъектов

Российской Федерации.

Понимая важность обмена знаниями в форме диалога, учитывая живой познавательный интерес каждого ребенка к своей семье, дому, улице, на которой он проживает, городу, где родился, между двумя содружественными детскими садами был организован видеомост в режиме реального времени с использованием современных компьютерных технологий. Когда

содружество принимает открытую форму общения, когда дети задают любые вопросы друг другу и тут же получают на них ответы; и все это транслируется в режиме реального времени на большом экране «глаза в глаза», тогда это сопровождается искренним восхищением, радостью и закрепляется внутренним сближением далеких друг от друга и разных по традициям детских садов с их художественной литературой, классической музыкой, изобразительной деятельностью. Дети хотят знать не только свою историю и традиции своего города, они стремятся познавать весь мир, в котором живут, проявляют интерес ко всему окружающему (природному и социальному) под названием Родная Земля.

Система проектной деятельности «Содружество» имеет положительный воспитательный и познавательный результат, формирует картину человеческого мира, при опоре на которую у дошкольника все известные образы и понятия объединяются в единый глобальный образ. Такое содружество дает возможность дошкольникам обдуманно ставить акценты не только на общепринятом бережном отношении к памятникам архитектуры, но и научиться ценить свой собственный дом, двор, улицу, район, свою малую Родину, потому что любовь к Родине начинается с проявления себя в этом мире.

Литература:

1. Coleman Peter T.; Bartoli Andrea. Addressing Extremism. The International Center for Cooperation and Conflict Resolution (ICCCR), Teachers College, Columbia University // The Institute for Conflict Analysis and Resolution (ICAR), George Mason University).

2. Бородина Е.Н. Модель нравственно-патриотического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] / Е.Н. Бородина // Современные проблемы

науки и образования. - 2015. - № 3. - Режим доступа: www.science-education.ru/123-20011.

3. Быков А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ / А.К. Быков // Педагогика. - 2011. - № 1.

4. Гаранина Н.К. Роль семьи в приобщении дошкольников к народной культуре / Н.К. Гаранина // Управление дошкольным образовательным учреждением: научно-практический журнал. -2014. - № 8. - С. 110-115.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. - Спб. - С. 1863-1866.

6. Добролюбов Н.А. По поводу педагогической деятельности Пирогова. О значении авторитета в воспитании / Н.А. Добролюбов. - СПб.: [б.и.], 1918. - 33 с.

7. Ефремова Т.Ф Толковый словарь / Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. - М.: Русский язык, 2000.

8. Иваниченко И.Н. Национальное воспитание по И.А. Ильину / И.Н. Иваниченко // Педагогика. - 2008. - № 8.

9. Ильина О., Шкель В.Ф. Управление проектами: ориентация на устойчивое развитие / О. Ильина, В.Ф. Шкель // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - № 1. - С. 106-109.

10. Ильичёв Л.Ф, Федосеев П.Н, Ковалёв С.М., Панов В.Г. Философский энциклопедический словарь / Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - С. 840.

11. Лыкова И.А. Ребёнок и культура: смысловое общение на языке художественных образов, знаков и символов [Электронный ресурс] / И.А. Лыкова // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http://www.art-education.ru/AE-magazine. - 2013. - № 2, 1 п.л. -Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-journal/rebyonok-i-kultura-smyslovoe-obshchenie-na-yazyke-hudozhestvennyh-obrazov-znakov

12. Савотина Н.А. Научное осмысление Российского патриотизма / Н.А. Савотина // Педагогика. - 2011. - № 1.

13. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский // Педагогическое наследие; сост. О.В. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1990. - 288 с.

14. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] / Система ГАРАНТ. -Москва, Кремль, 19 декабря 2012 г., № 1666. -Режим доступа: http://base.garant.ru/70284810/# friends#ixzz3yVzb бУЗ Т

15. Ушинский К.Д. Избранные труды: в 4 кн. / К.Д. Ушинский. - М., 2005. - Кн. 4.

16. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ [ред. от 29.04.2008] «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета. - 2002. - № 138-139 от 30.07.2002.

17. Хайнц Р., Бюринг О. Молодежь в центре внимания / Р. Хайнц, О. Бюринг // Борьба с насильственным экстремизмом. - Европейский Центр по исследованию вопросов безопасности имени Джорджа К. Маршалла. - Т. 4. - № 1. - С. 29-33.

18. Школяр Л.В., Савенкова Л.Г. Преемственность эстетического воспитания дошкольников и младших школьников [Электронный ресурс] / Л.В. Школяр, Л.Г. Савенкова // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http://www.art-education.ru/AE-magazine. - 2013. - № 2, 1 п.л. -Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-journal/preemstvennost-esteticheskogo-vospitaniya-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov

Сведения об авторе:

Мартынова Алия Ирфановна (г. Москва, Россия), старший воспитатель государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детский сад, Центральный административный округ, высшая квалификационная категория, e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Data about the author:

A. Martynova (Moscow, Russia) senior tutor of the highest qualification category at the kindergarten of Moscow, Central Administrative District, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.