ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
УДК 37.034-053»465.00/.07»
ББК Ч410.051 +Ч410.052 ГСНТИ 14.01.11 Код ВАК 13.00.02
Бородина Елена Николаевна,
аспирант, ассистент, кафедра эстетического воспитания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26, к. 164; e-mail: [email protected].
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нравственно-патриотическое воспитание; воспитательный потенциал русского искусства; полихудожественная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается проблема нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности, раскрываются воспитательные возможности синтеза искусств в приобщении детей к базовым национальным ценностям и ценностям отечественной культуры. Уточняются содержание и сущность понятия «нравственно-патриотическое воспитание», описываются критерии, показатели и уровневые характеристики нравственно-патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. В статье раскрываются методические приемы художественной педагогики при организации нравственно-патриотического воспитания и возможности оптимизации воспитательного потенциала русского искусства на основе переживания детьми художественных образов - носителей нравственно-патриотических ценностей и воплощения нравственных чувств в полихудожественной, художественно-творческой деятельности, подчеркивается значение активных методов воспитания, включающих детей в ситуации эмоционального сопереживания главным героям художественных произведений русской живописи, литературы и музыкального искусства - носителей нравственно-патриотических ценностей.
Borodina Elena Nikolayevna,
Post-graduate Student, Assistant Lecturer of Department of Aesthetic Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
RESULTS OF AN EXPERIMENTAL STUDY OF MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN POLYARTISTIC ACTIVITIES
KEYWORDS: moral and patriotic education; educational potential of Russian art; polyartistic activities of senior preschool children.
ABSTRACT. The article is devoted to the problem of moral and patriotic education of senior preschool children in polyartistic activity and discloses educational opportunities of the arts synthesis in attracting children to the basic national values and the values of the national culture. The author specifies the content and essence of the notion of "moral and patriotic education", outlines the criteria, indicators and level characteristics of moral and patriotic education of senior preschool children. The article also describes the techniques of artistic pedagogy in the organization of moral and patriotic education and the opportunities of optimization of the educational potential of Russian art on the basis of experiences of children of artistic images - carriers of moral and patriotic values and implementation of moral sentiments in polyartistic, artistic and creative activities, emphasizes the importance of active methods of education involving children in situations of emotional empathy with protagonists of artistic works of Russian painting, literature and music - carriers of moral and patriotic values.
Актуальным направлением современной российской образовательной политики выступает воспитание личности, об этом писал К. Д. Ушинский, подчеркивая, что «основной целью воспитания может быть только сам человек» [14, с. 261], укорененный в национальной культуре, ответственно относящийся к судьбе своей родины. Эти задачи сформулированы в нормативных документах Правительства и Министерства образования и науки Российской Федерации: Закон «Об образовании в Российской Федерации», «Национальная док-
трина образования РФ до 2025 г.», «Концепция патриотического развития и воспитания гражданина РФ», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
В условиях реализации Федерального образовательного государственного стан-
© Бородина Е. Н., 2015
дарта дошкольного образования [15] процесс нравственно-патриотического воспитания означает «педагогическое взаимодействие взрослого и детей в рамках единого культурно-смыслового пространства, которое способствует формированию эмоционально-действенного отношения к природе своей страны, чувства привязанности к окружающим, семье и родному дому, сопричастности к историко-культурному наследию» [10]. В этом случае нравственно-патриотическое воспитание детей реализуется на основе культуроцентрического подхода, основу которого составляет формирование у детей осознанной эмоционально-ценностной позиции по отношению к миру своей семьи, своего рода, родной природы, к истории и культурному наследию своего отечества: «Воспитательная миссия сегодня все более раскрывается как форма становления человеческого в человеке» [13].
Особую роль в трансляции растущей личности культурного опыта и традиций играет классическое и народное искусство той страны, в которой родился, растет и развивается ребенок: «В осознании принадлежности к своей национальной культуре находятся корни духовности, нравственности, гражданственности и самобытности личности ребенка» [12, с. 26]. Соприкосновение маленького человека с родным большим и настоящим искусством дает возможность эмоционального переживания нравственных ценностей, выраженных в художественных образах. Воспитание искусством - это не рассказ об искусстве, а удивительный процесс, когда искусство воздействует на чувства и мысли ребенка, побуждает к преображению: «Благодаря своей образной форме искусство наилучшим способом приобщает ребенка к человеческому, указывает направление нравственного поступка, заставляет с большим вниманием, пониманием и состраданием относиться к чужой боли, к чужой радости, быть чутким к тем, кто с тобой рядом» [2, с. 132].
Полихудожественная деятельность, основанная на органичной связи зрительных, звуковых, двигательных, тактильных ощущений с художественным словом, расширяет возможности детей в выражении своих нравственных чувств, способствует пониманию собственного нравственного выбора при оценке героев художественных произведений или в специально созданных проблемных, игровых ситуациях. По мнению исследователя Н. Г. Куприной, в полихудожественной деятельности дети «входят в роль» образов и персонажей художественных произведений, «передают в различных действиях связанные с этой ролью эмоции, настроения, чувства, несложный игровой
сюжет... Важно, что в таких играх развиваются не только специфические художественные способности, но происходит и личностное развитие ребенка» [9]. Синтез искусств в полихудожественной деятельности способствует всестороннему, целостному восприятию детьми нравственно-патриотических идей и смыслов, развитию нравственных чувств через эмоциональную отзывчивость к художественным образам -носителям нравственных ценностей.
Культуроцентрический [11] и полихудожественный [3] методологические подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста взаимосвязаны между собой. Опора на эти подходы позволяет учесть в воспитательном процессе как особую значимость для ребенка опыта нравственных отношений, полученных в семье и его ближайшем социокультурном, этнокультурном окружении, так и важность эмоционально-образного переживания и проживания в полихудожественной деятельности нравственных ценностей для их освоения ребенком.
С учетом культуроцентрического и полихудожественного подходов цель нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста реализуется через следующие задачи: 1) формирование представлений о нравственно-патриотических ценностях через их художественное воплощение в произведениях искусства, соотносимых с личным опытом ребенка; 2) развитие эмоциональной отзывчивости к художественным образам с нравственно-патриотической проблематикой через их эмоциональное проживание и выражение своих чувств, эмоций в полихудожественной деятельности; 3) освоение моделей нравственного поведения в совместной с родителями и сверстниками полихудожественной деятельности, развитие способности к осознанному нравственному выбору в художественно-творческом самовыражении.
Экспериментальное исследование по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников проводилось с 2013 г. по 2015 г. на базе дошкольных образовательных учреждений г. Екатеринбурга: негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка «Успешинка» - детский сад № 415» и муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 196». За это время была разработана и апробирована авторская методика нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности.
В экспериментальном исследовании приняло участие 42 ребенка, 60 родителей, 7
педагогов в экспериментальной группе и 49 детей, 4 педагога, 55 родителей в контрольной группе, всего в экспериментальной работе приняли участие 91 ребенок от 5 до 7 лет, 60 родителей и 11 педагогов.
Для мониторинга воспитательного процесса нами были отобраны методики, наиболее близкие направлению нашего исследования: «Диагностика направленности ребенка на мир семьи» О. В. Дыбиной [5], диагностическая беседа с детьми 3-7 лет по курсу пропедевтики «Истоки» И. А. Кузьмина [6], мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе (М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева,
Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева [10]), беседы о нравственно-патриотических ценностях по картинам художников (модифицированная методика Л. Б. Фесюковой «Беседы по картинкам»), диагностики социально-коммуникативного развития дошкольников в полихудожественных играх Н. Г. Куприной, тестовые задания для диагностики нравственной сферы дошкольников М. В. Корепановой, Е. В. Харламповой [8]. В дополнение к существующим методикам нами разработаны авторские игры-тесты, выявляющие уровень нравственно-патриотической воспитанности у детей в полихудожественной деятельности.
Обобщая подходы к педагогическому мониторингу нравственной сферы детей, мы выделили следующие критерии нравственно-патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности.
Образно-содержательный критерий -наличие у детей представлений о родственных связях, истории и достижениях, культурных традициях своей семьи, своего рода, народа, национальных и государственных праздниках, отражающих победы и достижения в истории страны, наличие эмоционально-образного тезауруса, воплощающего нравственно-патриотические ценности в художественных образах народного творчества и классического искусства, понимание ценностно-смыслового содержания художественных произведений с нравственно-патриотической проблематикой, соотнесение с личностным опытом.
Эмоционально-мотивационный критерий - закрепление у детей эмоционально-чувственного опыта сопереживания, чуткости в отношениях с близкими людьми, эмоциональной отзывчивости на художественные образы - носители нравственно-патриотических ценностей, - сформирован-ность интереса к произведениям искусства с нравственно-патриотической проблематикой, способность находить связь между происходящими событиями в жизни и содержа-
нием художественных произведений, нравственная оценка героев художественных произведений, желание поддерживать семейные традиции и традиции дошкольного образовательного учреждения, рассказывать о них, привносить в них творческие дополнения, устанавливать причинно-следственные связи между событиями в истории своей семьи, рода, народа.
Действенно-практический кри-
терий - овладение моделями нравственного поведения в индивидуальной и коллективной полихудожественной деятельности, а именно: идентификация себя с положительными героями, стремление подражать их поведению, поступкам, наличие способности и заинтересованности к согласованному творческому взаимодействию с родителями, педагогами, сверстниками, умение выражать нравственные чувства через создание продуктов художественно-творческой деятельности с нравственно-патриотической тематикой, активное участие в мероприятиях, укрепляющих традиции семьи и дошкольного образовательного учреждения (при подготовке праздников, театрализованных представлений в семье и дошкольном образовательном учреждении, изготовлении праздничных подарков, поделок для украшения дома и т. д.).
На основе совокупности выделенных критериев и показателей мы определили уровни (высокий, средний, низкий) и разработали уровневые характеристики критериев нравственно-патриотической воспитанности для мониторинга в полихудожественной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Анализ результатов исходной диагностики показал, что у большинства детей экспериментальной и контрольной групп по всем критериям преобладали средний и минимальный уровни. При этом наиболее низкие результаты были продемонстрированы по действенно-практическому критерию, что связано с недостаточностью у детей опыта творческого самовыражения в различных видах художественной деятельности. Средний уровень преобладал в группах по эмоционально-мотивационному и образно-содержательному критериям.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей выстраивалась поэтапно. На первом этапе ставилась задача эмоционально-образного восприятия и эмоционально-чувственного переживания детьми художественных образов - носителей нравственно-патриотических ценностей. П. Ф. Каптерев, анализируя мышление ребенка дошкольного возраста, отмечал, что оно является прежде всего образным и чувственным [7].
Значимым для реализации поставленной задачи являлся отбор произведений живописи, литературы, музыки, произведений устного народного творчества, в которых запечатлены в художественно-образной форме модели нравственного поведения человека в семье, социальном окружении, мире природы. Это картины русских художников, пословицы и поговорки, образные истории, авторские и русские народные сказки, фрагменты мультфильмов и кинофильмов, в которых герои поступают нравственно, бережно, внимательно, с любовью относятся к близким людям, способны защитить то, что для них дорого, ценят и чтят традиции и ценности отечественной культуры.
Отбор художественных произведений для работы с детьми в рамках авторской методики осуществлялся на основе принципов интеграции, художественности, соответствия традиционным ценностям отечественной культуры, доступности детскому восприятию, яркой образной характерности, обращения к комплексу искусств. Мы считаем, что художественные образы, транслирующие нравственные смыслы и идеалы, демонстрируемые педагогом, не просто должны быть связаны с нравственно-патриотической тематикой, но и должны быть увлекательными для детей, вызывать их эмоциональную реакцию: восхищение, сопереживание, сорадование, удивление и пр. Только в этом случае дети их с интересом воспримут и запомнят. В частности, произведения русских художников, поэтов и писателей, композиторов раскрывают семейный уклад жизни русского народа, традиционные ценности, культуру семейных отношений, любовь к родине, к родной природе в близких и понятных детям образах. Классическая или народная музыка привносит необходимую эмоциональную яркость, теплоту и задушевность в восприятие художественных образов русской живописи или литературных сюжетов с нравственно-патриотической проблематикой.
Оптимальными для эмоционального погружения детей в мир художественных образов - носителей нравственно-патриотических идей - на первом этапе мы определили следующие темы занятий: «Мой дом -моя крепость», «Мой город - моя история», «Семейные радости - семейные праздники», «Великие семьи нашего Отечества» и др. На первых занятиях ребенок эмоционально включался в переживание событий, связанных с миром близких, дорогих и самых родных людей. Художественные произведения, посвященные образам семьи, отцовства, материнства, помогали ребенку соотнести опыт эмоциональных отношений в своей семье с
опытом и культурными традициями своего народа, проникнуться чувством важности и значимости для человека родственных связей, привязанности и «направленности на мир семьи» [5].
На первом этапе, связанном с задачей эмоционально-чувственного переживания детьми художественных образов - носителей нравственно-патриотических ценностей, - мы обращались к следующим методам: демонстрации художественных произведений, визуализации нравственно-патриотических идей, эмоциональной драматургии занятия. При объяснении нового материала мы опирались на метод поэтапных открытий, позволяющий постепенно «погружать» детей в тему занятия, подводить к пониманию идеи через переживание и эмоциональное заражение в процессе восприятия художественных, музыкальных, литературных произведений, участия в театра-лизациях музыкально-литературных композиций. Целостность эмоционального переживания нравственно-патриотических смыслов, обобщенных в художественных произведениях, обеспечивали методы од-номоментности восприятия произведений разных видов искусства и привлечения личного опыта.
Задачей второго этапа было развитие у детей умений проявлять и выражать свои чувства к воспринимаемым образам в полихудожественной деятельности (рисование музыки, коллективные работы в техниках коллажа, аппликации на нравственно-патриотическую тематику, музыкальные театрализации, участие в исполнении музыкально-литературных композиций и т. д.) Тематика занятий мотивировала детей к самовыражению в творческой полихудожественной деятельности: «Я и мои игрушки», «Чудеса в моей комнате», «Животные в моей семье», «Игры с ребятами нашего двора», «Праздники в нашем городе», «Праздники моей страны» и т. д.
Процесс осмысления детьми нравственно-патриотических идей, воплощенных в художественных произведениях, на этом этапе осуществлялся через методы диалогового обсуждения, создания проблемных игровых ситуаций, контрастности художественных образов, самовыражения в полихудожественной деятельности. Это способствовало развитию у детей умений проявлять и выражать свои эмоции и чувства к воспринимаемым образам в ответах на вопросы, в творческой деятельности. Более развернуто на этом этапе использовались разнообразные виды этической беседы (беседа-сообщение, беседа-размышление, беседа-убеждение, беседа-наблюдение, обобщающая беседа и пр.).
Третий этап был связан с задачей выработки умений нравственного поведения у детей в коллективных формах полихудожественной деятельности - бережного, чуткого, доброго, ответственного отношения к окружающим сверстникам и взрослым.
Темы занятий на данном этапе были связаны с ситуациями нравственного выбора в различных жизненных ситуациях: «Страницы истории: герои Отечества - герои в моей семье», «Золотые семейные правила», «Путешествия моей семьи во времени», «О героях былых времен», «Прогулки по моему городу: новые старые знакомые» и т. д. Художественно-игровые сюжеты развертывались на занятиях совместными усилиями детей и педагога таким образом, чтобы дети имели возможность сравнить себя с хорошими героями, пытались подражать им в своих действиях, транслировать положительные образы сначала в ситуации игры, а затем и в ситуации реальной жизни.
Для реализация этой задачи мы обращались к следующим методам. Методы единства восприятия и созидания в каждом действии, пробуждения творческой самодеятельности, придумывания, сотворчества способствовали развитию у детей умений выражать свои чувства, сопереживать героям произведений в собственной продуктивной деятельности. С помощью методов познавательной игры, постановки эмоцио-нально-отношенческих задач, индивидуальной и коллективной поисковой деятельности на занятиях происходило моделирование в играх ситуаций нравственного выбора, освоение детьми моделей нравственного поведения, развитие умений позитивного взаимодействия с окружающими.
На третьем этапе широко использовались разнообразные виды отчетных занятий, направленных на обобщение полученных детьми нравственно-патриотических представлений и их демонстрацию родителям, педагогам, сверстникам: выставки детского творчества, музыкальные праздники, театрализованные представления, отчетные концерты, творческие мастерские, экскурсии и пр. На таких занятиях - творческих отчетах - дети получали возможность проявить активность, самостоятельность, ответственность, обязательность, согласованность действий.
Организация взаимодействия детей, родителей и педагогов являлась важной ча-
стью содержания работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей на всех этапах методики. Совместная деятельность детей и родителей осуществлялась в предварительных домашних заготовках к творческим заданиям (эскиз рисунка, план рассказа, подбор музыкальных, художественных, литературных иллюстраций к теме и т. п.), в подготовке проектов по темам занятий, в проведении совместных мероприятий, семейных праздников, тематических встреч, мастер-классов, презентаций семейного творчества и пр. Родители проявили активность при создании «методической копилки», куда вошли советы по комплектованию домашних библиотек, аудио- и видеоматериалов для семейного просмотра, видеозаписи познавательных передач и телеконсультаций для родителей, обзор библиотечных фондов on-line и пр. Личная заинтересованность родителей, их желание взаимодействовать с педагогами дошкольной образовательной организации способствовали созданию комфортной атмосферы в группах, реализации поставленных задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Результаты итоговой диагностики показали положительную динамику в нравственно-патриотическом воспитании детей экспериментальной группы по всем выделенным нами критериям: на 12% возросло количество детей с высоким уровнем по образно-содержательному критерию, на 14% - по эмоционально-мотивационному критерию, на 34% - по действенно-практическому критерию. Количество детей с минимальным уровнем снизилось до 0% по всем трем критериям. В контрольной группе динамика развития у детей 6-7 лет оказалась менее значительной: на 8,3% возросло количество детей с высоким уровнем по образно-содержательному критерию, на 8% - по эмоционально-мотивационному критерию, на прежнем уровне оказались результаты по действенно-практическому критерию.
Положительная динамика в результатах опытно-экспериментальной работы позволяет сделать вывод о продуктивности разработанной авторской методики и перспективности идеи нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бородина Е. Н. Модель нравственно-патриотического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL: www.science-education.ru/123-20011.
2. Бородина Е. Н. Культуроцентрический подход в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2014. №12. С. 130-133.
3. Бутенко Н. В. Полихудожественный подход в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста // Вестник ЧГПУ. 2012. №8. С. 29-34.
4. Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. Ростов н/Д : Феникс, 2007.
5. Дыбина О. В. и др. Диагностика направленности на мир семьи : учеб.-метод. пособие. М. : Центр пед. образования, 2009.
6. Истоковедение. Т. 15. М. : Истоки, 2013.
7. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева. М., 1987. URL: http://eHb.gnpbu.ru/text/kapterev_izbrannye-pedagogicheskie-sochineniya_1982/go,10;fs,0/.
8. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» : пособие для педагогов и родителей. М. : РАО ; Баласс, 2005.
9. Куприна Н. Г. Музыка в личностном развитии ребенка // Педагогика искусства. № 4. 2014. URL: http://art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-4-2014.htm.
10. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе / М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. М. : Дрофа, 2010.
11. Новая философская энциклопедия : в 4 т. / под ред. В. С. Степина. М. : Мысль. URL: http://sbiblio.com/BIBLIO/content.aspx?dictid=89&wordid=795053.
12. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / под. ред. Н. В. Микляевой. М. : Сфера, 2013.
13. Погорелов С. Т. Воспитательная миссия общеобразовательной школы в современном социуме // Педагогическое образование в России. 2010. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnaya-missiya-obscheobrazovatelnoy-shkoly-v-sovremennom-sotsiume.
14. Ушинский К. Д. Избранные труды : в 4 кн. М., 2005. Кн. 4.
15. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/.
LITERATURE
1. Borodina E. N. Model' nravstvenno-patrioticheskogo razvitiya detey starshego doshkol'nogo vozrasta v us-loviyakh doshkol'noy obrazovatel'noy organizatsii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 3. URL: www.science-education.ru/123-20011.
2. Borodina E. N. Kul'turotsentricheskiy podkhod v nravstvenno-patrioticheskom vospitanii detey dosh-kol'nogo vozrasta // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. №12. S. 130-133.
3. Butenko N. V. Polikhudozhestvennyy podkhod v khudozhestvenno-esteticheskom razvitii detey doshko-l'nogo vozrasta // Vestnik ChGPU. 2012. №8. S. 29-34.
4. Volynkin V. I. Khudozhestvenno-esteticheskoe vospitanie i razvitie doshkol'nikov: uchebnoe posobie. Rostov n/D : Feniks, 2007.
5. Dybina O. V. i dr. Diagnostika napravlennosti na mir sem'i : ucheb.-metod. posobie. M. : Tsentr ped. obra-zovaniya, 2009.
6. Istokovedenie. T. 15. M. : Istoki, 2013.
7. Kapterev P. F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya / pod red. A. M. Arsen'eva. M., 1987. URL: http: //elib.gnpbu.ru/ text/kapterev_izbrannye-pedagogicheskie-sochineniya_1982/go,10 ;fs,0/.
8. Korepanova M. V., Kharlampova E. V. Diagnostika razvitiya i vospitaniya doshkol'nikov v obrazovatel'noy sisteme «Shkola 2100» : posobie dlya pedagogov i roditeley. M. : RAO ; Balass, 2005.
9. Kuprina N. G. Muzyka v lichnostnom razvitii rebenka // Pedagogika iskusstva. № 4. 2014. URL: http://art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-4-2014.htm.
10. Monitoring patrioticheskogo vospitaniya v detskom sadu i nachal'noy shkole / M. Yu. Novitskaya, S. Yu. Afanas'eva, N. A. Vinogradova, N. V. Miklyaeva. M. : Drofa, 2010.
11. Novaya filosofskaya entsiklopediya : v 4 t. / pod red. V. S. Stepina. M. : Mysl'. URL: http://sbiblio.com/BIBLIO/content.aspx?dictid=89&wordid=795053.
12. Nravstvenno-patrioticheskoe i dukhovnoe vospitanie doshkol'nikov / pod. red. N. V. Miklyaevoy. M. : Sfera, 2013.
13. Pogorelov S. T. Vospitatel'naya missiya obshcheobrazovatel'noy shkoly v sovremennom sotsiume // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2010. №3. URL: http://cyberleninka.m/article/n/vospitatelnaya-missiya-obscheobrazovatelnoy-shkoly-v-sovremennom-sotsiume.
14. Ushinskiy K. D. Izbrannye trudy : v 4 kn. M., 2005. Kn. 4.
15. Federal'nyy gosudarstvennyy standart doshkol'nogo obrazovaniya. URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. Г. Куприна.