Научная статья на тему 'Дидактическая игра в нравственно-патриотическом воспитании детей'

Дидактическая игра в нравственно-патриотическом воспитании детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2183
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННЫЕ БЕСЕДЫ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION / FINE ARTS / BASIC NATIONAL AND CULTURAL TRADITIONS / MORAL VALUES MORAL CONVERSATION / DIDACTIC GAMES / GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородина Елена Николаевна

Статья посвящена теоретическому обоснованию процесса нравственно-патриотического воспитания детей периода детства в условиях игровой деятельности на материале изобразительного искусства. Мировоззренческой основой данного подхода выступает идея передачи базовых национально-культурных традиций и нравственных ценностей в отношении человека, семьи, общества и государства, как весьма ценных, почитаемых. Художественные образы изобразительного искусства раскрывают «человеческое в человеке», а также все самое ценное, созданное человеком для человека. Важным элементом дидактической игры является нравственная беседа, в процессе которой у детей возникает мотивация к рассуждению, высказыванию собственного мнения, активизируется выработка эмоционального отклика. Организация игровой деятельности основывается на дидактических принципах, таких как культуросообразность, культуроцентричность, аксиологичность, что позволяет выстроить систему базовых национальных ценностей на основе содержания произведений изобразительного искусства. В статье приводятся примеры произведений изобразительного искусства, фрагменты которых используются в содержании дидактических игр, позволяющие выстроить процесс нравственно-патриотического воспитания на основе освоения и эмоционально-образного переживания нравственных ценностей, присущих социокультурному и этнокультурному окружению ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бородина Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC GAME IN THE MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF CHILDREN

The article is devoted to the theoretical substantiation of the process of moral and patriotic upbringing of children in games on the basis of fine art. The ideological basis of this approach is the idea of transferring basic national and cultural traditions and moral values to a person, family, society and the state, as they are very valuable. Artistic images of fine art reveal "human in a man", and also, all the most valuable created by a man for men. An important element of the didactic game is a moral conversation, in the process of which children have a motivation for reasoning, expressing one's own opinion, and showing an emotional response. The organization of game activity is based on didactic principles, such as culture, education, culture-centricity, axiology, which allows you to build a system of basic national values-based on the content of works of art. The article contains examples of works of fine art, fragments of which are used in the content of didactic games, allowing to build the process of moral and patriotic education on the basis of mastering and emotional-figurative experience of moral values-inherent in the child's sociocultural and ethno-cultural environment.

Текст научной работы на тему «Дидактическая игра в нравственно-патриотическом воспитании детей»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ

УДК 37.034:373.21 ББК Ч410.051

ГРНТИ 14.27.09

Код ВАК 13.00.02

Бородина Елена Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики воспитания культуры творчества, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нравственно-патриотическое воспитание; изобразительное искусство; национально-культурные традиции; нравственные ценности; нравственные беседы; дидактические игры; игровая деятельность.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена теоретическому обоснованию процесса нравственно-патриотического воспитания детей периода детства в условиях игровой деятельности на материале изобразительного искусства. Мировоззренческой основой данного подхода выступает идея передачи базовых национально-культурных традиций и нравственных ценностей в отношении человека, семьи, общества и государства, как весьма ценных, почитаемых. Художественные образы изобразительного искусства раскрывают «человеческое в человеке», а также все самое ценное, созданное человеком для человека. Важным элементом дидактической игры является нравственная беседа, в процессе которой у детей возникает мотивация к рассуждению, высказыванию собственного мнения, активизируется выработка эмоционального отклика. Организация игровой деятельности основывается на дидактических принципах, таких как культуросообразность, культуроцентричность, ак-сиологичность, что позволяет выстроить систему базовых национальных ценностей на основе содержания произведений изобразительного искусства. В статье приводятся примеры произведений изобразительного искусства, фрагменты которых используются в содержании дидактических игр, позволяющие выстроить процесс нравственно-патриотического воспитания на основе освоения и эмоционально-образного переживания нравственных ценностей, присущих социокультурному и этнокультурному окружению ребенка.

Borodina Elena Nikolaevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Theory and Methodology of Creativity Development, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

DIDACTIC GAME IN THE MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF CHILDREN

KEYWORDS: moral and patriotic education; fine arts; basic national and cultural traditions; moral values, moral conversation; didactic games; games.

ABSTRACT. The article is devoted to the theoretical substantiation of the process of moral and patriotic upbringing of children in games on the basis of fine art. The ideological basis of this approach is the idea of transferring basic national and cultural traditions and moral values to a person, family, society and the state, as they are very valuable. Artistic images of fine art reveal "human in a man", and also, all the most valuable created by a man for men. An important element of the didactic game is a moral conversation, in the process of which children have a motivation for reasoning, expressing one's own opinion, and showing an emotional response. The organization of game activity is based on didactic principles, such as culture, education, culture-centricity, axiology, which allows you to build a system of basic national values-based on the content of works of art. The article contains examples of works of fine art, fragments of which are used in the content of didactic games, allowing to build the process of moral and patriotic education on the basis of mastering and emotional-figurative experience of moral values-inherent in the child's sociocultural and ethno-cultural environment.

Анализ теории и практики нравственного и патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, актуализация значимости содействия духовно-нравственному становлению, развитию патриотических чувств у детей в период детства и недостаточная разработанность дидактического сопровождения данного процесса сориентировали нас в необходимости изучения познавательно-воспитате-

© Бородина Е. Н., 2018

льного потенциала изобразительного искусства, мировоззренческой основой которого выступает идея передачи культурного наследия как весьма ценного, почитаемого, запечатленного прошлыми поколениями в художественных образах.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях дидактической игры нами понимается как процесс педагогического взаимодействия

взрослых и детей в рамках единого ценностно-смыслового игрового пространства, результатом которого является сформиро-ванность у детей нравственно-патриотических ценностей на основе деятельностного проявления чувства любви к родным и близким людям, привязанности к семье, родному дому, Родине. Изобразительное искусство в своем содержании несет положительный пример человеческих отношений, любви к Родине, транслируя красоту «человеческого в человеке»

(В. И. Слободчиков). Познавательное

насыщение дидактической игры в контексте христианской антропологии о человеке, о семье, о мире способствует становлению одухотворенного поведения ребенка, основанного на духовно-нравственных ценностях, запечатленных в художественных образах изобразительного искусства.

Рассмотрим основополагающие принципы организации игровой деятельности детей совместно со взрослыми в условиях дидактической игры:

Культуросообразность в принятии и освоении педагогами, детьми и их родителями нравственных ценностей, свойственных традиции отечественной культуры и образу жизни, мироощущению русского человека. Феномен русской цивилизации -духовно-нравственные ценности и идеалы, осмысление и сопричастность к которым способствует развитию внутреннего духовного мира всех субъектов педагогического процесса. Как результат - осознание себя важными, значимыми и деятельными субъектами сохранения и приумножения культурного опыта своей семьи, своего рода, своего народа, своего Отечества.

Культуроцентричность предполагает учет этнокультурной ситуации, в которой растет и развивается современный ребенок. «В осознании принадлежности к своей национальной культуре находятся корни духовности, нравственности, гражданственности и самобытности личности», - говорит Н. В. Микляева [9].

Аксиологичность процесса взращивания ребенка позволяет выстроить систему ценностей, свойственную социокультурной среде, в которой ребенок развивается, и это, прежде всего, система базовых национальных ценностей. Ценность как нечто всепроникающее, определяющее смыслы, предпочтения, поступки человека, целых поколений, всего мира в целом. Важным компонентом выступает самоопределение значимых для ребенка взрослых - родителей и педагогов в направлении духовности, нравственности и патриотизма. Благодаря ценностной позиции значимых взрослых ребенок приобретает опыт личностных, эмоци-

онально окрашенных смыслов в отношении ценностей окружающего мира и выступает как субъект ценностного освоения норм и правил поведения, соотнося свое поведение с усвоенными ценностями.

Процесс нравственно-патриотического воспитания детей, по нашему мнению, должен осуществляться через ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений русского изобразительного искусства. Ведущей формой восприятия и понимания становится дидактическая настольная игра в условиях совместного взаимодействия со значимым взрослым (педагогом, родителем, иным субъектом педагогического процесса), со сверстниками или более старшими детьми.

Обозначенная проблема и теоретически обоснованные принципы организации процесса нравственного и патриотического воспитания детей периода детства, позволили нам осуществить теоретическое обоснование, разработку и реализацию комплекса дидактических игр «Наследие» на основе содержательного наполнения фрагментами репродукций произведений русских художников.

В содержание комплекса вошло более 250 фрагментов репродукций русских художников. Игровой комплекс «Наследие» разрабатывался на основе интеграции искусств (изобразительное искусство, литература, устное народное творчество), вариативности игровых форм, способов и приемов, учета психолого-педагогических особенностей и специфики образовательных потребностей и интересов детей.

Приведем в пример правила и содержание некоторых игр [2]:

Игра лото «Семейные ценности». Цель игры: актуализировать значимость семейных ценностей в жизни человека и его семьи, рода, народа. Ход игры: Всем участникам игры раздается по одному игровому полю. На каждом игровом поле находится пять пустых секторов и один сектор с фрагментом картины - для определения темы игрового поля. Один из игроков (или ведущий) достает карточку с фрагментом картины и показывает игрокам. Участник игры, которому подошла карточка по теме игрового поля, забирает ее себе. Игра продолжается до тех пор, пока все игровые поля не закроются. Семейные ценности представлены в фрагментах репродукций произведений русских художников по темам:

Ценность материнства: Б. М. Кустодиев, «Утро», 1904 г., И. С. Горюшкин-Сорокопудов «Мать с ребенком», 1910-е гг., Ю. П. Кугач «У колыбели» и др.

Ценность отцовства: К. В. Лемох «Родительская радость», 1910 г., К. А. Са-

вицкий «Отец», 1896 г., В. Шумилов «Весна 1945-го», 1989 г., Ю. Н. Панцырев «В зимние сумерки», 1985 г. и др.

Ценность почитания бабушки в семье:

A. И. Корзухин «Бабушка с внучкой», 1879 г., Ю. В. Володин «Бабушкины Сказки», 2008 г.,

B. С. Поленов «Бабушкин сад», 1878 г., Ю. П. Кугач «Первые шаги», 1969 г. и др.

Ценность почитания дедушки в семье: Н. П. Богданов-Бельский «Гусляр», 1903 г., В. Г. Перов «Дедушка и внучек», 1871 г., И. С. Куликов «Портрет старообрядца (Старик за чтением)», 1911 г. и др.

Ценность детства, взаимоотношений братьев и сестер: К. А. Трутовский «Надевают венок», 1893 г., А. И. Корзухин «Крестьянские дети», 1894 г., А. А. Харламов «Юная швея», 1912 г., Е. М. Константин «Дети, бегущие от грозы», 1872 г., Н. П. Богданов-Бельский «Виртуоз», 1891 г. и др.

Ценность заботы о животных в семье: Ф. С. Журавлев «Девочка с курами», 1874 г., В. А. Тропинин «Девочка с собакой», 1820, К. В. Лемох «Мальчик с собакой», 1873 г., В. Е. Маковский «Девочка с гусями», 1875 г., И. К. Макаров «Девочка с собакой», 1860 г. и др.

Ценность семейного чтения: И. Е. Репин «Читающая девушка», 1876 г., Н. А. Ярошенко «Девушки с письмом», 1892 г., В. А. Серов «Портрет А. Я. Симонович», 1889 г., Н. П. Богданов-Бельский «Ученицы» и др.

Ценность семейного быта: И. С. Куликов «Старинный обряд благословения невесты в г. Муроме», 1909 г., В. Е. Маковский «В жаркий день», 1881 г., Г. Г. Мясоедов «Три сестры в парке», 1888 г., В. М. Максимов «Шитье приданого», 1866 г. и др.

Ценность добрых семейных традиций -чаепитие: З. Е. Серебрякова «За завтраком», 1914 г., В. Е. Маковский «Утренний чай», 1891 г., Б. М. Кустодиев «На террасе», 1906 г., К. Е. Маковский «За чаем», 1914 г. и др.

Ценность православных праздников в семье: Б. М. Кустодиев «Канун Пасхи», ХХ в., С. И. Блонская «Девочки. Вербное воскресенье», 1900 г., С. Д. Милорадович «Приготовление к пасхе», 1910 г. и др.

Ценность трудовых семейных традиций: К. Е. Маковский «Сенокос», 1873 г., Г. Г. Мясоедов «Страдная пора. Косцы», 1887 г., В. Е. Маковский «На кухне», 1913 г., В. Е. Маковский «Варят варенье», 1876 г., Х. П. Платонов «Прачка», 1889 г. и др.

Ценность семейного рукоделия: К. Е. Маковский «За прялкой», XIX в., В. А. Тропи-нин «Кружевница», 1823 г., Ф. С. Журавлев «Пряха», 1884 г., И. С. Куликов «Пряхи», XIX в., А. Пахомов «Маленькая швея», 1957 г., М. В. Нестеров «За вышиванием. Портрет Е. П. Нестеровой», 1909 г. и др.

В процессе игры участники знакомятся с семейными ценностями, высказываниями известных людей: писателей, поэтов, святых отцов церкви о человеке, семье, труде, о взаимоотношениях близких. Каждая игровая карточка с обратной стороны имеет информацию о художнике, название картины и литературный компонент, усиливающий восприятие и переживание той или иной ценности.

Игра «Лента времени». Цель игры: знакомство с историческими событиями и выдающимися полководцами нашего Отечества. Правила игры: В игровой набор входит: игровое поле, 27 информационных карточек. При попадании на цифру на игровом поле участник игры берет карточку с соответствующим номером, сообщает остальным участникам игры информацию, содержащуюся на карточке (самостоятельно или при помощи взрослого). Если на карточке содержится условие игры (например, «Сделай еще один ход!»), игрок выполняет это условие.

Ход исторических событий представлен в фрагментах репродукций произведений русских художников: В. М. Васнецов «Богатыри», 1898 г., Н. А. Генкина «Ярослав Мудрый», 2004 г., М. В. Нестеров «Успение Святого Александра Невского», А. П. Бубнов «Утро на Куликовом поле», 1947 г., А. Д. Кив-шенко «Иван разрывает ханскую грамоту», 1879 г., В. И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком», 1895 г., М. И. Скотти «Минин и Пожарский», 1850 г., К. К. Штейбен «Портрет А. В. Суворова», 1815 г., В. И. Суриков «Переход Суворова через Альпы в 1799 году», 1899 г., П. Н. Бажанов «Портрет адмирала Ф. Ф. Ушакова», 1912 г. и др.

Инновационность комплекса дидактических игр «Наследие» состоит в возможности организации процесса нравственно-патриотического воспитания детей через принятие нравственных установок и усвоение базовых национальных ценностей, транслируемых в художественных произведениях различных жанров изобразительного искусства, таких как сюжетно-бытовой жанр, батальный или портретный жанр.

Структурная и идейно-содержательная линия комплекса дидактических игр «Наследие» проектировались с ориентацией на базовые национальные ценности, заложенные в Концепции духовно-нравствен-ного развития и воспитания личности гражданина России [6], такие как семья, Родина, патриотизм, искусство, творчество и т.д. Погружение в национальную культуру - это прямой путь к пробуждению внутренних душевных сил ребенка через переживание и осмысление художественных образов, являющихся но-

сителями нравственных ценностей. Обращение к воспитательному потенциалу произведений русских художников связано с духовным, нравственно-эстетическим опытом мировосприятия и мироощущения человека и может быть направлено на обогащение сердечно-чувственного миросозерцания и развитие интеллектуальных, духовных и душевных сил ребенка.

В данном случае главной педагогической задачей является организация встречи и стимулирование эмоционального отклика на события и явления, изображенные художником, а также побуждение детей к осмыслению увиденного. Воспитание на материале искусства - это не рассказ об искусстве, а удивительный деятельностный «со-бытийный» процесс, когда само искусство воздействует на чувства и мысли ребенка, побуждает к «преображению». Благодаря своей образной форме изобразительное искусство наилучшим способом приобщает человека к человеческому, заставляет с большим вниманием, пониманием, милосердием и состраданием относиться к чужой боли, к чужой радости, к победам и достижениям соотечественников, быть чутким к тем, кто рядом. Изобразительное искусство обращено к человеку, стучится в его сердце, указывает направление нравственного поступка.

«Познание ребенком духовно-нравственных ценностей через искусство - это особый эмоционально-чувственный процесс, отличающийся от логического познания. Это, прежде всего, «труд души», нравственный выбор через постижение, понимание и осмысление окружающего мира» [1]. В основе переживаний, возникающих у человека в процессе художественного восприятия, лежит личный нравственный опыт, что обусловило выбор произведений живописи, которые подбирались с учетом особенностей восприятия ребенка, ясные и понятные по содержанию, доступные пониманию, в которых изображены знакомые и узнаваемые события и явления из жизни.

В процессе дидактической игры ребенок становится активным участником педагогического процесса, он высказывается, предполагает, анализирует, обобщает, интерпретирует, устанавливает причинно-следственные связи, возможно, даже фантазирует, что соответствует целевым ориентирам и индивидуальным результатам развития личности ребенка на ступени дошкольного и младшего школьного возраста.

Аксиомой данного подхода становится то, что увиденные образы остаются в памяти и находят выход в самостоятельной деятельности и поступках человека. Для ребенка на первичном этапе важно увидеть и

осмыслить, далее - проявить оценочное суждение и попытаться спроецировать на свой личный опыт, через переживание нравственных ценностей, важных событий и поступков людей (воинов, правителей, монахов, простых людей), запечатленных художниками в своих картинах.

Познания, обогащенные эмоциями, порождают нравственные чувства, которые закрепляются в игровой деятельности. Напротив, если переживание не случилось, а увиденное и услышанное оказалось только понятым, усвоенным, оно останется в памяти, но не оставит следа в характере, поступках, мироощущении ребенка. Н. Г. Та-гильцева называет такой подход стратегическим, и выделяет основные этапы: идентификация, обособление и рефлексия. «Эффективность этих механизмов доказывается такими результатами, как сформи-рованность самосознания детей, становление национальной идентичности, духовное и нравственное развитие» [13].

Полифункциональность дидактической игры обеспечивает активную познавательную деятельность ребенка вместо пассивного созерцания «зрителя-потребителя». Ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого (педагога или родителя), а является полноправным субъектом деятельности. Играя, ребенок развивается, в игровом действии прокладывается путь от чувства к действию, и от действия к чувству. В игре, как в фокусе, собираются, проявляются и формируются все стороны личности. Перенося ценностные образы с картины на реальную жизнь, ребенок сам погружается в ту или иную роль, и тогда в этом сложном психическом процессе расширяется, обогащается, углубляется его личность, сознание и внутренний мир.

Основным воспитательным средством в процессе игровой деятельности является нравственная беседа.

В структуре нравственной беседы, как и в познавательной, мы выделяем три части: начало, основная часть, итог.

В начале беседы важно вызвать у детей интерес к обсуждению поставленного вопроса или проблемы, необходимо сосредоточить их внимание на определенном явлении, событии или личности человека, его поступках, чертах характера и т.д. Учитывая наглядно-образный характер мышления старшего дошкольника и младшего школьника, начинать беседу лучше всего с рассматривания фрагмента картины. Дети должны всмотреться в сюжетный, предметный и символический строй произведения, обратить внимание на цвет, композиции, постараться выделить главное, второстепенное. Описания конкретного факта или

центрального героя, изображенного в сюжете, позволяет детям сосредоточиться на главном, на личности, заставив поразмышлять, предположить о его поступке или действии и т.д.

В основной части нравственной беседы раскрывается конкретное содержание сюжета картины задуманного художником, обращается внимание на конкретные нравственные качества главного героя, например Александра Суворова в картине «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» (1899 г.) художника В. И. Сурикова, бесстрашие, самоотверженность, преданность Отечеству, героизм, забота о ближних. Педагог акцентирует внимание детей на «человеческом в человеке», вызывает интерес и мотивацию у детей к рассуждению, высказыванию собственного мнения, активизирует выработку эмоционального отклика в душе ребенка. В ходе основной части беседы педагог разъясняет нравственные нормы поступка, поведения человека, отношений в кругу семьи, коллектива, вызывает желание следовать им.

Завершается беседа по-разному, например, можно предложить составить диалог главных героев или предположить, что будет дальше, если оживить картину. Итоговые высказывания и предположения детей позволят скорректировать педагогу нравственную оценку или мотив действий. В конце необходимо подвести итоги и сформулировать нравственную позицию, которую должны усвоить дети.

Комплекс дидактических игр «Наследие» может быт рекомендован для дошкольных образовательных организаций в рамках содержательного наполнения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие» и «Личностно-коммуникативное развитие» федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования [14] и образовательных областей «Основа религиозных культур и свет-

ской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования [15].

Обобщая сказанное, выделим основные позиции и представим в следующих тезисах:

1. Основополагающими принципами организации игровой деятельности на материале изобразительного искусства: куль-туросообразность в принятии и освоении педагогами, детьми и их родителями духовно-нравственных ценностей, свойственных традициям отечественной культуры и образу жизни, транслируемых в произведениях изобразительного искусства; культуро-центричность предполагает учет этнокультурной ситуации, в которой растет и развивается современный ребенок, и изобразительное искусство как часть культуры; аксиологичность процесса позволяет выстроить систему базовых национальных ценностей на основе произведений русской живописи как содержательного компонента дидактического материала.

2. Процесс нравственно-патриотического воспитания детей в процессе дидактической игры выстраивается поэтапно в логике: восприятие-сопереживание (на основе эмоционального переживания художественных образов) - выражение своих чувств (через диалоговые обсуждения произведений искусства в процессе нравственной беседы) - нравственное поведение детей в групповых или коллективных формах игрового взаимодействия (образное моделирование, театрализация).

3. Потенциал изобразительного искусства, использующийся в содержании дидактических игр, позволяет выстроить процесс нравственно-патриотического воспитания на основе освоения и эмоционально-образного переживания нравственных и патриотических ценностей, присущих социокультурному и этнокультурному окружению ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бородина Е. Н. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в период детства в художественно-игровой деятельности [Электронный ресурс] // Воспитание и обучение детей младшего возраста : сб. мат-лов ежегод. Междунар. науч.-практ. конф. - 2016. - № 5. - Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-i-patrioticheskoe-vospitanie-detey-v-period-detstva-v-hudozhestvenno-igrovoy-deyatelnosti (дата обращения: 26.12.2016).

2. Бородина Е. Н. Наследие : метод. рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в полихудожественной-игровой деятельности. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2016. - 140 с.

3. Бородина Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности : монография. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2015. - 176 с.

4. Дыбина О. В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи : учеб.-метод. пособие / под ред. О. В. Дыбиной. - М. : Центр педагогического образования, 2009. - 77 с.

5. Елисеев А. В. Воспитание уважения к истории, культуре, национальным традициям народов России // География и экология в школе XXI века. - 2012. - № 7. - C. 30-35.

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения / сост. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009. - 26 с.

7. Куприна Н. Г. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребенка / Министерство образования и науки РФ ; Уральский гос. пед. ун-т. - М. : Academia, 2007. - 448 с.

8. Лутовинов В. И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию : моногр. / Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации. - М. : Армпресс, 2006. - 69 с.

9. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / под ред. Н. В. Микляевой -М. : Щ Сфера, 20l3. - l44 с.

10. Петракова T. И. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе : науч.-метод. рекомендации / T. И. Петракова, E. Б. Бвладова, С. Г. Макеева. - М. : ИМПЭТО, 2004. - 96 с.

11. Погорелов С. T. Воспитательное значение подвига новомучеников. - М. : Просветитель, 2009. - N° 4.

12. Смолонский С. И. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова : Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 20l4. - Ш 2. - Режим доступа: http://cyЪerleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 08.02.20l7).

13. Tагильцева Н. Г. Полихудожественный подход в развитии стратегии полихудожественного образования [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. - 20l5. - Ж l2. - Режим доступа: https://cyЪerleninka.ru/article/n/polihudozhestvennyy-podhod-v-razvitii-strategii-polihudozhestvennogo-obrazovaniya (дата обращения: l6.ll.20l7).

14. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //pravoЪraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-oЪrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-oЪrazovaniya/ (дата обращения: 6.08.20l5).

15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения : утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. Ж 373 : в ред. приказов от 26 ноября 20l0 г. да l24l, от 22 сентября 20ll г. Ж 2357. - Бкатеринбург : Ажур, 20l7. - 36 с.

REFERENCES

1. Borodina E. N. Dukhovno-nravstvennoe i patrioticheskoe vospitanie detey v period detstva v khudozhestvenno-igrovoy deyatel'nosti [Elektronnyy resurs] // Vospitanie i obuchenie detey mladshego vozras-ta : sЪ. mat-lov Ezhegod. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - 20l6. - Ж 5. - Rezhim dostupa: http://cyЪerleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-i-patrioticheskoe-vospitanie-detey-v-period-detstva-v-hudozhestvenno-igrovoy-deyatelnosti (data oЪrashcheniya: 26.l2.20l6).

2. Borodina E. N. Nasledie : metod. rekomendatsii po nravstvenno-patrioticheskomu vospitaniyu detey v polikhudozhestvennoy-igrovoy deyatel'nosti. - EkaterinЪurg : Ural. gos. ped. un-t, 20l6. - l40 s.

3. Borodina E. N. Teoriya i praktika nravstvenno-patrioticheskogo vospitaniya detey v polikhudozhestvennoy deyatel'nosti : monografiya. - EkaterinЪurg : Ural. gos. ped. un-t, 20l5. - l76 s.

4. Dybina O. V. Diagnostika napravlennosti rebenka na mir sem'i : ucheb.-metod. posoЪie / pod red. O. V. Dybinoy. - M. : Tsentr pedagogicheskogo oЪrazovaniya, 2009. - 77 s.

5. Eliseev A. V. Vospitanie uvazheniya k istorii, kul'ture, natsional'nym traditsiyam narodov Rossii // Geo-grafiya i ekologiya v shkole XXI veka. - 20l2. - да 7. - C. 30-35.

6. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. Standarty vtorogo pokoleniya / sost. A. Ya. Danilyuk, A. M. Kondakov, V. A. Tishkov. - M. : Prosveshchenie, 2009. - 26 s.

7. Kuprina N. G. Ekologiya muzykal'no-zvukovoy sfery sovremennogo rebenka / Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF ; Ural'skiy gos. ped. un-t. - M. : Academia, 2007. - 448 s.

8. Lutovinov V. I. Kriterii i osnovy metodiki otsenki rezul'tatov raboty po patrioticheskomu vospitaniyu : monogr. / Rossiyskiy gosudarstvennyy voennyy istoriko-kul'turnyy tsentr pri Pravitel'stve Rossiyskoy Feder-atsii. - M. : Armpress, 2006. - 69 s.

9. Nravstvenno-patrioticheskoe i dukhovnoe vospitanie doshkol'nikov / pod red. N. V. Miklyaevoy - M. : TTs Sfera, 20l3. - l44 s.

10. Petrakova T. I. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie v nachal'noy shkole : nauch.-metod. rekomendatsii / T. I. Petrakova, E. B. Evladova, S. G. Makeeva. - M. : IMPETO, 2004. - 96 s.

11. Pogorelov S. T. Vospitatel'noe znachenie podviga novomuchenikov. - M. : Prosvetitel', 2009. - Ж 4.

12. Smolonskiy S. I. Pedagogicheskie usloviya dukhovno-nravstvennogo vospitaniya detey mladshego shkol'nogo vozrasta [Elektronnyy resurs] // Vestnik KGU im. N. A. Nekrasova : Pedagogika. Psikhologiya. Sotsi-al'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika. - 20l4. - Ж 2. - Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/ article/n/pedagogicheskie-usloviya-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (data obrashcheniya: 08.02.20l7).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Tagil'tseva N. G. Polikhudozhestvennyy podkhod v razvitii strategii polikhudozhestvennogo obrazovaniya [Elektronnyy resurs] // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 20l5. - Ж l2. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/polihudozhestvennyy-podhod-v-razvitii-strategii-polihudozhestvennogo-obrazovaniya (data obrashcheniya: l6.ll.20l7).

14. Federal'nyy gosudarstvennyy standart doshkol'nogo obrazovaniya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (data obrashcheniya: 6.08.20l5).

15. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego ob-razovaniya vtorogo pokoleniya : utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii ot 6 oktyabrya 2009 g. Ж 373 : v red. prikazov ot 26 noyabrya 20l0 g. да l24l, ot 22 sentyabrya 20ll g. Ж 2357. - Ekaterinburg : Azhur, 20l7. - 36 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.