УДК 37.036:373.21 ББК Ч410.054+Ч410.241.3
ГСНТИ 14.23.05
Код ВАК 13.00.02
Куприна Надежда Григорьевна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой эстетического воспитания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
Оганесян Эвелина Джонридовна,
специалист по учебно-методической работе, аспирант кафедры эстетического воспитания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: полихудожественный подход, социально-коммуникативное развитие дошкольников.
АННОТАЦИЯ. В статье поднимается проблема реализации важнейшей задачи образовательного стандарта нового поколения: социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Обосновывается идея эффективного решения этой задачи в опоре на полихудожественный подход. Цель статьи - раскрыть педагогический потенциал полихудожественной деятельности в социально-коммуникативном развитии детей. В статье описана методика, включающая этапы становления социально-коммуникативных качеств у дошкольников в условиях детской образовательной организации и соотносящиеся с этапами задачи, формы, методы, типы полихудожественных игр и творческих заданий. Результаты работы: авторами обоснована эффективность опоры на полихудожественный подход, открывающий ребенку возможность целостного восприятия окружающего мира через искусство, определены методы и формы организации полихудожественной деятельности, направленной на развитие позитивного самоощущения, волевых качеств, творческой активности, основ нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Область применения результатов: теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование). Выводы: результаты практической апробации разработанной методики доказали ее эффективность обращения к полихудожественной деятельности в социально-коммуникативном развитии детей.
Kuprina Nadezhda Grigor'evna
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Aesthetic Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Oganesyan Evelina Dzhonridovna,
Specialist in Methods and Academic Work, Post-graduate Student of Department of Aesthetic Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
POLYARTISTIC APPROACH TO SOCIO-COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN
KEYWORDS: polyartistic approach, socio-communicative development of preschool children.
ABSTRACT. The article raises the problem of implementation of the most important tasks of the new generation educational standards: socio-communicative development of preschool children. It substantiates the idea of an effective solution of this problem with the help of polyartistic approach. The purpose of the article is to reveal the pedagogical potential of polyartistic activities in socio-communicative development of children. The article describes the methods comprising the stages of formation of socio-communicative qualities of preschool children in the conditions of children's educational organization and correlated with the stages of the task, forms, methods, and types of polyartistic games and creative tasks. The results of investigation include the following: the authors proved the effectiveness of reliance on polyartistic approach giving the child opportunity of holistic perception of the world through art, and defined methods and forms of organization of polyartistic activities aimed at the development of positive self-perception, volitional qualities, creativity and the foundations of moral behavior in preschool children. Sphere of application of results: theory and methods of training and education (preschool education). The results of practical testing of the developed method proved effectiveness of its use of polyartistic activities in socio-communicative development of children.
С
Ст
Юциально-коммуникативное развитие детей является актуальной проблемой современной дошкольной педагогики. Обязательными составляющими здоровой и эффективной в социально-коммуникативном отношении личности выступают такие качества, как нравственное совершенствование, жизнь в соответствии с базовыми человеческими ценностями; высокая степень самостоятельности, инициативности, целеустремленности, ответственности за
© Куприна Н. Г., Оганесян Э. Д., 2016
свою деятельность и поведение; активность в социальных контактах, способность к эмпа-тии и пониманию других людей; креативность, помогающая гибко, творчески разрешать проблемные жизненные ситуации; оптимистическое мировосприятие - позитивное самоощущение и открытое, гармоничное отношение к окружающему миру в целом. Фундамент этих качеств закладывается в период дошкольного детства, что отражено в Законе «Об образовании в РФ» и закреплено
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2016. № 5
143
в современных Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования [4].
Потенциал полихудожественной деятельности в социально-коммуникативном развитии ребенка остро востребован в современной педагогике детства. Это обусловлено особенностями психики ребенка -необходимостью чувственно-образного восприятия явлений действительности для их полноценного освоения, значимостью «деятельности художественного переживания как созидающей личность ребенка в ее ценностной направленности» [8, с. 14].
В основе концепции полихудожественного подхода в развитии и воспитании детей, разработанной Б. П. Юсовым, заложена идея формирования у ребенка «целостного восприятия окружающего мира через искусство как первоединую основу мышления» [13, с. 14]. Обозначенная Б. П. Юсовым стратегия была детально проанализирована в исследованиях научной школы Н. Г. Тагильцевой института музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета, «в которую входят Л. В. Добровольская, Е. А. Заплатина, Н. И. Кашина, А. А. Качалова, Л. В. Матвеева, О. А. Овсянникова, Л. В. Ясинских» [10, с. 233]. Учеными утверждается, что «единая художественная природа всех искусств соответствует врожденной предрасположенности ребенка к разным видам творческой деятельности, полимодальности его интересов» [5, с. 4].
Исследователи отмечают, что полихудожественная деятельность близка по природе игре - ведущему виду деятельности в дошкольный период. Это выражается в целом ряде характеристик, свойственных как игре, так и полихудожественной деятельности: «эмоциональная непосредственность мотивов, интерес не к цели, а к самому процессу действия, формирование образного начала — "вхождение в образ", условность языка, действий и ситуаций» [2, с. 14]. Детская полихудожественная деятельность «опирается на образы различных искусств, но при этом выходит за пределы собственно музыки, хореографии, изобразительного искусства, поэзии и т.д. в область выразительного речевого интонирования, ритмических движений, тембровой, шумовой, цветовой, графической, двигательной импровизации» [7, с. 14]. Соответственно, ресурсы полихудожественной деятельности могут быть направлены на развитие не только специфических художественных способностей, но и на личностное, социально-коммуникативное развитие детей.
По мнению исследователей полихудожественного подхода в развитии и воспита-
нии детей, «организация полихудожественной деятельности на практике возможна при выделении в полихудожественном комплексе доминирующего искусства, образы которого в творческом самовыражении детей обогащаются художественными образами и художественными средствами других искусств» [1, с. 12]. В нашем исследовании такой доминантой выступает музыкальное искусство, что позволяет использовать на занятиях разнообразные виды полихудожественной деятельности: игры -пластические импровизации, игры - музыкальные диалоги, игры в рисование музыки, интонационно-ритмические и интонационно-речевые игры, игры со звуками, музыкально-поэтические театрализации и пр.
Нами разработана методика социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности, апробация которой прошла в Центре дополнительного образования «АртСофия» г. Екатеринбурга.
На основе анализа и обобщения литературы по проблеме исследования мы выделили следующие критерии и показатели социально-коммуникативного развития детей в полихудожественной деятельности: позитивное самоощущение (показатели: эмоциональная комфортность, готовность к общению, положительная самооценка), волевые качества (показатели: самостоятельность, целеустремленность, саморегуляция собственных действий), творческая активность (показатели: гибкость, оригинальность, беглость), основы нравственного поведения (показатели: действия в соответствии с моральными и нравственными нормами, ответственность, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми).
Работа по социально-коммуникативному развитию детей в полихудожественной деятельности выстраивалась поэтапно.
На первом этапе полихудожественная деятельность была связана с задачей развития позитивного самоощущения у детей. Это обусловлено логикой возрастных особенностей дошкольников (обучение ребенка чему-либо должно происходить в ситуации эмоциональной комфортности).
Игровые задания распределялись по трем блокам:
- игры на развитие эмоциональной комфортности в рисовании музыки, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании;
- коммуникативные игры, развивающие доброжелательные отношения с окружающими (музыкально-поэтические театрализации, коммуникативные танцы, коллективные аппликации и коллажи);
- игры на формирование уверенности и положительной самооценки (коллективные художественные и музыкально-литературные композиции с элементами цветового, пластического, графического фантазирования).
Итогом первого этапа являлось участие детей в театрализованном представлении, сценарий которого составлен из элементов, уже освоенных детьми на занятиях, но подчиненных развитию новой сюжетной линии, что открывает детям возможность с уверенностью продемонстрировать приобретенные умения.
На втором этапе акцент был сделан на формировании волевых качеств у детей. Старший дошкольный возраст сензитивен для формирования волевого поведения. Сформированные произвольные процессы - необходимый фундамент полноценного развития ребенка, основа его готовности к школе. В полихудожественных играх со сменой ведущих происходила отработка всех этапов волевого действия (возникновение, осознание, борьба мотивов, принятие решения, выполнение игровой роли ведущего). Ситуация, когда каждый ребенок по очереди оказывался в центре внимания с представлением собственной идеи в развитии игрового сюжета (или художественной композиции), способствовала выработке у детей волевых умений: преодолевать смущение, контролировать свои эмоции, проявлять самостоятельность, инициативность. Второй этап завершался выставкой детских рисунков и праздничным концертом, включающим танцы, песни, несложные пьесы на детских музыкальных инструментах с поочередным солированием детей.
На третьем этапе в работе с детьми преобладали задания, в которых необходимо найти оригинальное и индивидуальное творческое решение. Задача творческого развития может быть осуществлена только тогда, когда у ребенка уже имеется опыт полихудожественной деятельности. С этой точки зрения, игры предыдущих этапов становятся основой для творческих решений ребенка в новых игровых ситуациях. Итог третьего этапа - театрализованный праздник, в сценарий которого включены музыкально-игровые импровизации детей и создание коллективной творческой работы с использованием нетрадиционных техник рисования. Для того чтобы выполнить творческое задание на публике (даже несложное, в форме игры), ребенку необхо-
димы не только исполнительские навыки, но и такие качества, как позитивная самооценка, умение преодолевать смущение, добиваться нужного результата. Таким образом, задачи третьего этапа включают в себя и задачи двух предыдущих этапов.
На четвертом этапе с помощью полихудожественной деятельности реализуется задача формирования основ нравственного поведения: развития эмпатии, сочувствия, уважения к другому человеку, чувства ответственности за свои действия в отношении к окружающим, готовности к сотрудничеству. Данный этап является обобщающим по отношению ко всем предыдущим и предполагает переход количественных изменений в развитии ребенка в качественные. Позитивное самоощущение преобразуется в жизненную позицию - открытость к миру, доброжелательность и эмпатию в отношениях с окружающими. Волевые качества приводят к умению отстаивать свою позицию, к развитию нравственных чувств - справедливости, долга. Креативные проявления в играх в дальнейшем трансформируются в умение творчески относиться к жизненным ситуациям, рассматривать проблему с разных точек зрения, в способность личности к гармонизации ситуативных противоречий, возникающих в жизни. В соответствии с данными задачами игры четвертого этапа были направлены на то, чтобы научить ребенка переносить игровые сюжеты в различные смысловые контексты, сопоставлять их с жизненными ситуациями. Итогом четвертого этапа являлось выступление детей на празднике, сценарий которого включал игровые проблемные ситуации, которые детям необходимо было творчески разрешить, проявив при этом усвоенные модели позитивного и ответственного поведения.
Результаты практического внедрения разработанной методики показали позитивную динамику в социально-коммуникативном развитии детей и доказали эффективность опоры на полихудожественный подход в организации данного процесса. Полихудожественная деятельность включают детей в межличностные отношения, развивая навыки гармоничного и ответственного поведения, способствует свободному художественному самовыражению, обогащает эмоционально-волевую сферу, формирует положительную самооценку, основанную на уверенности в своих силах и возможностях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бородина Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности : монография. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2015. 198 с.
2. Бородина Е. Н., Куприна Н. Г. Полихудожественная деятельность в личностном развитии ребенка // Science in the modern information society VII: Proceedings of the Conference. North Charleston, 910.11.2015, North Charleston, SC, USA:CreateSpace, 2015. С. 53-58.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2016. № S
145
3. Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников : учебное пособие. Ростов н/Д : Феникс, 2007. 441 с. [7] с.: ил. - (сердце отдаю детям).
4. Законы России. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2014. URL: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-20l3/2/
5. Заплатина Е. А. Полихудожественный подход в развитии творческой активности младших школьников (в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла) : авто-реф. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 23 с.
6. Корчагина-Мокеева А. Г. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования : автореф. . канд. пед. наук. Челябинск, 2012. 26 с.
7. Куприна H. Г. Музыка в личностном развитии ребенка // Педагогика искусства : сетевой электронный научный журнал. № 4. 2014. ISSN № 1997-4558 http://art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-4-20l4.htm.
S. Погорелов С. Т. Теория и практика социокультурного подхода в системе образования Свердловской области. Перспективы развития проекта «Урал. Человек. Истоки» // Социокультурный подход в современном образовании: опыт реализации регионального образовательного проекта «Урал. Человек. Истоки» : материалы научно-практической конференции. 25 апреля 2007 года / Институт развития регионального образования Свердловской области. Екатеринбург, 2007. С. 7-l7.
9. Hравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / Под ред. H. В. Микляевой. М. : ТЦ Сфера, 2013. 144 с. (Конструктор образовательной программы).
10. Тагильцева H. Г. Полихудожественный подход в развитии стратегии полихудожественного образования / / Педагогическое образование в России. 2015. № 12. С. 91-94.
11. Тряпицина А. П. Современные методологические подходы к исследованию педагогического образования // Человек и образование. № 3 (40). 2014. С. 4-l2.
12. Шишлянникова А. П. Полихудожественные технологии в музыкальном образовании : учебно -методический комплекс по дисциплине. Абакан : Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный педагогический университет им. H. Ф. Катанова», 2014. 76 с.
13. Юсов Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» // Избраные труды по истории, теории и психологии и художественного образования и полихудожественного воспитания детей. М. : Компания Спутник+, 2004. 253 с.
14. Юсов Б. П. Комплект интегрированных полихудожественных программ по изобразительному искусству для дошкольных и общеобразовательных учебных заведений : учебное пособие. М. : Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. 148 с.
15. Ясинских Л. В. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе педагогической интеграции искусств // Педагогическое образование в России. 2014. № 12. С. 232-236.
LITERATURA
1. Borodina E. N. Teoriya i praktika nravstvenno-patrioticheskogo vospitaniya detey v polikhudozhestvennoy deyatel'nosti : monografiya. Ekaterinburg : Ural. gos. ped. un-t, 20l5. l9S s.
2. Borodina E. N., Kuprina N. G. Polikhudozhestvennaya deyatel'nost' v lichnostnom razvitii rebenka // Science in the modern information society VII: Proceedings of the Conference. North Charleston, 9-l0.ll.20l5, North Charleston, SC, USA:CreateSpace, 20l5. S. 53-5S.
3. Volynkin V. I. Khudozhestvenno-esteticheskoe vospitanie i razvitie doshkol'nikov : uchebnoe posobie. Rostov n/D : Feniks, 2007. 44l s. [7] s.: il. - (serdtse otdayu detyam).
4. Zakony Rossii. Zakon 273-FZ «Ob obrazovanii v RF» 2014. URL: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-20l3/2/.
5. Zaplatina E. A. Polikhudozhestvennyy podkhod v razvitii tvorcheskoy aktivnosti mladshikh shkol'nikov (v shkole s uglublennym izucheniem predmetov khudozhestvenno-esteticheskogo tsikla) : avtoref. . kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2009. 23 s.
6. Korchagina-Mokeeva A. G. Priobshchenie detey starshego doshkol'nogo vozrasta k esteticheskim tsennostyam v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya : avtoref. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk, 2012. 26 s.
7. Kuprina N. G. Muzyka v lichnostnom razvitii rebenka // Pedagogika iskusstva : setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal. № 4. 2014. ISSN № 1997-4558 http://art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-4-20l4.htm.
S. Pogorelov S. T. Teoriya i praktika sotsiokul'turnogo podkhoda v sisteme obrazovaniya Sverdlovskoy oblasti. Perspektivy razvitiya proekta «Ural. Chelovek. Istoki» // Sotsiokul'turnyy podkhod v sovremennom obrazovanii: opyt realizatsii regional'nogo obrazovatel'nogo proekta «Ural. Chelovek. Istoki» : materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 25 aprelya 2007 goda / Institut razvitiya regional'nogo obrazovaniya Sverdlovskoy oblasti. Ekaterinburg, 2007. S. 7-l7.
9. Nravstvenno-patrioticheskoe i dukhovnoe vospitanie doshkol'nikov / Pod red. N. V. Miklyaevoy. M. : TTs Sfera, 20l3. l44 s. (Konstruktor obrazovatel'noy programmy).
10. Tagil'tseva N. G. Polikhudozhestvennyy podkhod v razvitii strategii polikhudozhestvennogo obrazovaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. № 12. S. 91-94.
11. Tryapitsina A. P. Sovremennye metodologicheskie podkhody k issledovaniyu pedagogicheskogo obrazovaniya // Chelovek i obrazovanie. № 3 (40). 2014. S. 4-l2.
12. Shishlyannikova A. P. Polikhudozhestvennye tekhnologii v muzykal'nom obrazovanii : uchebno-metodicheskiy kompleks po distsipline. Abakan : Izd-vo FGBOU VPO «Khakasskiy gosudars'vennyy pedagogicheskiy universitet im. N. F. Katanova», 2014. 76 s.
13. Yusov B. P. Vzaimosvyaz' kul'turogennykh faktorov v formirovanii sovremennogo khudozhestvennogo myshleniya uchitelya obrazovatel'noy oblasti «Iskusstvo» // Izbranye trudy po istorii, teorii i psikhologii i khudozhestvennogo obrazovaniya i polikhudozhestvennogo vospitaniya detey. M. : Kompaniya Sputnik+, 2004. 253 s.
14. Yusov B. P. Komplekt integrirovannykh polikhudozhestvennykh programm po izobrazitel'nomu iskusstvu dlya doshkol'nykh i obshcheobrazovatel'nykh uchebnykh zavedeniy : uchebnoe posobie. M. : Izdatel'skiy Dom MAGISTR-PRESS, 2000. 148 s.
15. Yasinskikh L. V. Razvitie tvorcheskikh sposobnostey mladshikh shkol'nikov v protsesse pe-dagogicheskoy integratsii iskusstv / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 12. S. 232-236.