УДК 37.035.6:372.365
ББК Ч410.052 ГРНТИ 14.23.09 Код ВАК 13.00.07
Цин Хэ,
доктор педагогических наук, профессор, ректор Цзилиньского института иностранных языков «Хуацяо»; 130117, г. Чанчунь, Jingyue street, 3658; e-mail: 18222319@qq.com.
Белоусова Светлана Степановна,
аспирант, ассистент кафедры педагогики и психологии детства, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: s.s.ryabchikova@gmail.com.
Коротаева Евгения Владиславовна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: e.v.korotaeva@yandex.ru.
К ВОПРОСАМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ САДАХ РОССИИ И КИТАЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: патриотическое воспитание; патриотизм; дошкольники; детские сады; средства патриотического воспитания; воспитание дошкольников.
АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются общие и специфические подходы к проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста России и Китая. Значимость патриотического воспитания подчеркивается и российскими, и китайскими общественными деятелями, учеными, педагогами: Чжан Сяо Ин, Ли Цзядао, Цзян Юй Хун; К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым, Д. С. Лихачевым и др. Решение проблем патриотического воспитания требует не только теоретической проработки, но и соответствующего программного обеспечения. Кроме того, нужны практические подходы и рекомендации по организации патриотического воспитания дошкольников для того, чтобы сделать этот процесс наиболее эффективным. С целью выявления образных индикаторов в детских садах Китая и России было проведено исследование для уточнения, что ассоциируется у детей с понятием «Родина». Другими словами, выявлялись соответствующие образные индикаторы. В исследовании приняли участие 84 китайских ребенка и 79 российских детей. Полученные данные свидетельствуют о частичной схожести патриотически ориентированых индикаторов у детей обеих стран: дом, флаг своей страны, достопримечательности, отнесенные к национальному достоянию (площадь Тяньаньмэнь, Красная площадь и др.) и т.д. Анализ детских рисунков дает основание для предположения о том, что в сознании и деятельностной практике детей не хватает именно фиксации самих индикаторов как принадлежащих Российской Федерации: флаг, герб, карта России, самовар, матрешка, русская березка и др. Здесь явно обнаруживается поле для методической деятельности педагогов по совершенствованию содержательной и практической составляющих патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Данные результаты дают основание для поисков новых продуктивных подходов к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста Китая и России.
Qin Xe,
Doctor of education, Professor, rector JiLin Huaqiao University, Changchun city, China.
Belousova Svetlana Stepanovna,
Post-graduate Student, Assistant Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Korotaeva Evgenia Vladislavovna,
Doctor of Pedagogy , Professor , Head of Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
TO THE ISSUES OF PATRIOTIC EDUCATION OF CHILDREN IN KINDERGARTENS OF RUSSIA AND CHINA
KEYWORDS: patriotic education; Motherland; preschooler; kindergartens in China and Russia; patriotic education indicators.
ABSTRACT. The article discusses general and special approaches to the issues of patriotic education of preschoolres in Russia and in China. The importance of patriotic education is realized by the Russian and Chinese social activists, scolars and teachers: Zhang Xiao In, Li Jiadao, Jiang Yu Hong; K.D, Ushinsky, L.N. Tolstoy, D.S. Likhachev, etc. Patriotic education requires the development of theoretical basis and special educational programs. Besides, it is necessary to work out practical approaches and recommendations for successful implementation of patriotic education of preschoolers. To reveal the children's ideas of the Motherland, there was a survey in Russian and Chinese kindergartens to find children's associations with the notion "Motherland". In other words the survey revealed the imagery indicators. 84 Chinese children and 79 Russian children took p[art in this experiment. The result shows that patriotic indicators of children in both countries are similar: home, flag of the country, national sights (Tiananmen Square, Red Square, etc.) and others. The analysis of children's pictures shows that the Russian children lack in their consciousness and aactivity indicators belonging to Russia: flag, coat of arms, map of Russia, samovar,
matreshka, Russian birch tree, etc. It means that there is a lot of work for the kindergarten teachers to be done to perfect the content and practice of patriotic education of prescholres. The results of this research stimulate the search for new approaches to patriotic education in kindergartens of China and Russia.
Развитие любого государства самым непосредственным образом связано с тем, что на данный момент закладывается как фундамент в детях. Не случайно политики, общественные деятели, социологи, педагоги и другие специалисты постоянно повторяют, что именно подрастающее поколение может обеспечить преемственность и прогрессивное изменение любого общества.
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [13], в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [11] направленность воспитания нового поколения ориентирована не только на владение знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI в., но и на осознание традиционных нравственных ценностей, готовность к мирному созиданию и защите Родины.
В словарях приводятся различные толкования слова «патриотизм». Так, в словаре Т. Ф. Ефремовой данное понятие раскрывается как «1. Любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. 2. разг. Преданность чему-л., горячая любовь к чему-л.» [3]. А в энциклопедическом словаре патриотизм трактуется как «любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства» [2].
Именно в детском возрасте закладываются базовые установки, во многом влияющие на развитие индивида в будущем: отношение к месту проживания, к родине, к окружающим людям, к ближайшему сообществу, к самому себе как части этого сообщества и т.д. Л. И. Божович, известный советский психолог, обращаясь к периоду дошкольного возраста, подчеркивала, что «взрослый вводит ребенка в мир социальной действительности - общественно выработанных навыков, умений, способов практической деятельности, морали и т.д. А так как в предметах материальной и духовной культуры и в ее традициях находят свое воплощение исторически сложившиеся формы психической жизни людей, то ребенок, познавая культуру и овладевая ею, вместе с тем усваивает и эти формы; на этой основе у него развиваются специфические социальные формы психики» [1, с. 165]. Поэтому важно, чтобы детские переживания, порождаемые происходящими событиями, с одной стороны, были усвоены дошкольником в качестве первичной основы со-бытия, социализации, а с другой - сопровождались положительными эмоциональными под© Цинь Хэ, Белоусова С. С., Коротаева Е. В., 2017
креплениями, что в совокупности создает базис для формирования и материальных, и моральных ценностей, к которым, безусловно, относятся и патриотические чувства.
Подобные подходы к пониманию значимости патриотического воспитания в детском возрасте обнаруживаются и в педагогике Китая. Так, еще в 1991 г. председататель Китайской Народной Республики (КНР) Цзян Цзэминь выдвинул тезис о необходимости организации патриотического воспитания от детского сада до вуза, подчеркивая, что патриотизм является важным компонентом строительства духовности нации [14].
К вопросам патриотического воспитания детей обращалась целая плеяда российских ученых: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Д. С. Лихачев, А. В. Запорожец, Д. И. Фельдштейн и др. Д. С. Лихачев подчеркивал, что «любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству и человеческой культуре» [8].
В КНР к вопросам патриотического воспитания также обращался целый ряд ученых: Чжан Сяо Ин, Ли Цзядао, Чжао Сюй Мэй, Цзян Ши Мэй, Лю Ин, Хэ Хуй Цзюнь, Цзян Юй Хун. В своих работах исследователи писали о важности патриотического воспитания, о необходимости уделять данному вопросу особое внимание в образовательном процессе. В частности, Чжан Сяо Ин настаивает на необходимости осуществлять патриотическое воспитание в повседневной деятельности детей. Также автор говорит о важности знакомства детей с родным городом и его достопримечательностями [15].
Для ученых России и Китая очевидно, что патриотическое воспитание - это не эпизод, не разовая акция, но целенаправленный, систематический процесс, влияющий на осознание, принятие и дальнейшую трансляцию общественно и личностно значимых ценностей, связанных с местом проживания, со страной, в которой происходит формирование личности, способствующее духовному постижению родины как микро-и макросоциума, осознанию себя и своего предназначения, места в этом социуме. Поэтому патриотическое воспитание должно
осуществляться с детства. Установки, запечатленные в дошкольном возрасте, оказывают значительное влияние на выбор жизненного пути человека.
Следовательно, патриотическое воспитание как значимое направление должно быть отражено в программном обеспечении образовательного процесса детских садов. На территории Российской Федерации можно выделить такие программы, как «Растим патриотов России» (автор-разработчик О. А. Пономарева) [9], «Мы живем в России» (авторы-разработчики Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова) [4], «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы-разработчики О. Л. Князева, Д. М. Махнева) [5] и др. Целью этих программ является воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, граж-данско-патриотическими чувствами, уважающего культурное и историческое прошлое. Программы опираются на следующие педагогические принципы: доступность, непрерывность, систематичность, преемственность, культуросообразность, отраженные в содержании и формах реализации программного материала.
Определенное сходство педагогических позиций с вышеобозначенными обнаруживается в работах китайских ученых, посвященных патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Так, Ли Цзядао пишет о том, что начинать данную работу необходимо с обращения именно к патриотическим чувствам детей с тем, чтобы дети любили и уважали свою Родину. Любовь и уважение к Родине раскрывается через трепетные чувства к своей семье, близким и окружающим людям. Воспитывать патриотизм необходимо через природу родного края, свой город, искусство и культуру нации, т.е. через окружающую ребенка среду. Ли Цзядао выдвигает два принципа патриотического воспитания: знакомство с информацией по принципу от близкого и понятного ребенку к более сложному и непонятному; и участие взрослых, которые должны подавать пример патриотизма, показывать свою любовь и уважение к Родине [14].
Достаточно интересным для данного исследования является подход Цзян Юй Хун, который говорит о важности правильного понимания патриотического воспитания. По мнению ученого, патриотическое воспитание - это формирование у детей положительных эмоций и чувств. Автор указывает, что зачастую педагоги детского сада воспринимают патриотическое воспитание как знакомство детей с флагом, гербом и другими символами страны и нации. Но, по мнению Цзян Юй Хун, патриотизм - это
любовь к людям, к родному городу и к Родине. Педагогам детского сада необходимо воспитать у детей любовь к окружающей действительности. К примеру, при проведении ежедневного подъема флага знакомить и разучивать с детьми песни о стране. Проводить беседы и знакомить с современными героями страны - победителями Олимпийских игр и др. [17].
Таким образом, идея необходимости начинать патриотическое воспитание с детского возраста принимается учеными и педагогами обеих стран. Но при этом закономерно возникает вопрос: каким образом можно это сделать с учетом принципа природосооб-разности? Другими словами, речь идет о возрастных особенностях развития дошкольников. Дело в том, что патриотизм относят к высшим социальным чувствам, но может ли ребенок 4-7 лет быть готовым к осмыслению и принятию такого высокого в духовном смысле содержания? В этом и заключается одна из трудностей реализации патриотического воспитания в период дошкольного детства.
Как показывает практика, педагоги, внедряющие программы патриотического воспитания, чаще всего апеллируют к наглядно-образному мышлению дошкольников, ставя задачу запечатлеть в сознании ребенка определенные образы, связанные с родиной, местом проживания, сформировать положительное эмоциональное отношение к ним, организовать некую деятельность, позволяющую оперировать этими образами, что способствует осознанию их значения, закрепления их в образе мира ребенка.
Условно можно обозначить эти образы как определенные индикаторы (т.е. доступные наблюдению и измерению характеристики [10]), находящиеся в зоне ближайшего развития ребенка-дошкольника и связанные с патриотической тематикой. К таким индикаторам (образным показателям) могут относиться государственная символика (флаг, герб и т.д.), продукты народного промысла (игрушки, поделки, детали национального костюма и пр.) и т.д.
С целью изучения таких индикаторов у детей дошкольного возраста нами проведено исследование, в котором приняло участие 84 ребенка из детских садов КНР (провинция Цзилинь) и 79 российских дошкольников (Екатеринбург, Богданович). Возраст детей - от 5 до 7 лет.
Детям было дано задание: «Нарисуй Родину». Стоит сразу отметить, что не все дети отразили в своих рисунках именно патриотически ориентированные индикаторы. И это закономерно. Мир ребенка-дошкольника начинается с него самого, с его семьи, дома, ближайшего окружения.
Это все на уровне подсознания включается в понятие «родина», то есть в то, что является родным, близким.
Поэтому закономерно, что 27% маленьких китайцев нарисовали дом или улицу, на которой они проживают. У российских дошкольников этот показатель даже несколько больше - 33%; а также многие дети нарисовали именно семью (26%).
Наиболее массовым индикатором патриотической ориентированности китайских детей стал национальный флаг Китая - 58% от общего числа рисунков. Тогда как у маленьких россиян флаг был зафиксирован в 20% от общего числа рисунков.
Еще одним индикатором патриотической ориентированности стало изображение главных достопримечательностей той и другой страны.
Так, китайские дошкольники представили:
• изображение площади Тяньаньмэнь (главной площади КНР) - в 15% рисунков;
• обращение к карте Китая или к Китаю как части земного шара - в 13% рисунков;
• военные сюжеты или военную технику (возможно, соотнесение с идеей парада на главной площади) - в 8%;
• Великая Китайская стена как особая достопримечательность отражена в 7% рисунков;
• известные места города Чанчунь (парк, зоопарк) - в 5% рисунков.
Что же выбрали в качестве патриотически ориентированных индикаторов российские дошкольники? Перечислим:
• изображения, связанные с национальными праздниками и военной техникой: 15% рисунков были посвящены теме военного парада, а 9% - военной технике;
• рисунки с изображением родной природы - 9% рисунков:
• рисунки с изображением Красной площади и российской символики (матрешка, Кремль и т.д.) - 11% от общего числа рисунков.
В целом стоит подчеркнуть, что подсчет процентного соотношения сюжетов не является главным в данном исследовании, поскольку выявляет в большей степени количественные, а не качественные показатели. С качественной же точки зрения можно сделать вывод о схожести выбора тематики рисунков, что связано прежде всего с уровнем развития мышления ребенка-дошкольника, его кругозором и т.д. Наиболее попу-
лярными темами в задании «Нарисуй Родину» стали рисунки, посвященные дому, семье и национальному символу - флагу, не менее редкими были фигуры, связанные с военной тематикой.
Однако стоит отметить, что количество патриотически ориентированных индикаторов в рисунках китайских дошкольников зафиксировано больше, чем у юных россиян. Предполагаем, что это не связано с недостаточностью реализации патриотического направления в воспитательной работе данных детских садов. Но, видимо, не хватает именно фиксации в сознании и дея-тельностной практике детей самих индикаторов как принадлежности Российской Федерации: флаг, герб, Спасская башня, карта России, национальный костюм, самовар, матрешка, блины, русские народные игры... Здесь явно есть над чем поработать, совершенствуя содержательную и практическую составляющие патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Напомним, что в федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования выдвинуто требование «формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине» [12].
В качестве итога отметим следующее.
Патриотизм рассматривается как базовая составляющая самосознания народа, что выражается в чувствах любви, гордости и преданности своему отечеству, его истории, культуре, традициям и быту, также в признании его самобытности и самоценности, в необходимости его защиты. В каждой стране существует своя специфика в выстраивании патриотического воспитания. Как мы видим, обнаруживается общее и специфичное в содержании и формах реализации патриотического направления в детских садах России и Китая. Но общим для обеих стран является понимание того, что чем раньше дети осваивают понятия, связанные с национальной принадлежностью, гражданской идентичностью, нормами поведения в конкретном сообществе, осознают себя частью микро- и макросоциума и т.д., тем осознаннее и устойчивее будут в дальнейшем их гражданская позиция и патриотический настрой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - М. : Институт практической психологии. -Воронеж : МОДЭК, 1995. - 175 с.
2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vedu.ru/bigencdic/46617/ (дата обращения: 21.07.2016).
3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М. : Русский язык, 2000. - 1233 с.
4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. - М. : Скрипторий 2003, 2008. - 112 с.
5. Князева О. Л., Махнева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа : учеб.-метод. пособие. - СПб. : Детство-Пресс, l999- - 304 с.
6. Коротаева Е. В. О готовности к воспитанию патриотизма на дошкольной ступени образования // Мир детства и образование : мат-лы VIII очно-заочной Всерос. науч.-практ. конференции. - Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 20l4. - С. 58-62.
7. Коротаева Е. В. Познавательный маршрут в социальном развитии ребенка // Дошкольное воспитание. - 20l6. - № 6. - С. 9-l4.
8. Лихачев Д. С. Земля родная [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://modernlib.ru/ books/lihachev_dmitriy/zemlya_rodnaya/read (дата обращения: 2l.07.20l6).
9. Пономарева О. А. Программа по патриотическому воспитанию: Растим патриотов России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //festival.lseptember.ru/articles/607047/ (дата обращения: l4.05.20l6).
10. Социологический энциклопедический словарь / ред. Г. В. Осипов. - М. : Инфра*М - Норма, l998. - С. l54.
11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/20l5/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 2l.04.20l7).
12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/20l3/ll/25/doshk-standart-dok.html.
13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=l82943;req=doc (дата обращения: 2l.04.20l7).
14. ШЬЙД^ХШ^ЙЖ^^Ш Wffi^"l995- =Ли Цзядао. Основные принципы воспитания патриотизма у детей / / Исследование дошкольного образования. - l995- - № l.
15. "Ш@^Й^"2006. = Чжан Сяо Ин. Из опыта по воспитанию у детей патриотизма // Предметы и образование. - 2006. - № 7-8.
16. 20l5. = Чжао Сюй Мэй. Как воспитать в детях, проживающих в регионах национального меньшинства, патриотизм // Чи Цзы. -
2015. - № l. - С. 3.
17. "?4Ш!Ж". = Цзян Юй Хун. Размышление и разыскание о патриотическом воспитании детей // Культурное образование. - 20l0. - № 2.
REFERENCES
1. Bozhovich L. I. Problemy formirovaniya lichnosti. - M. : Institut prakticheskoy psikhologii. - Voronezh : MODEK, l995. - l75 s.
2. Bol'shoy entsiklopedicheskiy slovar' [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.vedu.ru/ bigencdic/466l7/ (data obrashcheniya: 2l.07.20l6).
3. Efremova T. F. Novyy slovar' russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyy. - M. : Russkiy yazyk, 2000. - l233 s.
4. Zelenova N. G., Osipova L. E. My zhivem v Rossii. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie doshkol'ni-kov. - M. : Skriptoriy 2003, 2008. - ll2 s.
5. Knyazeva O. L., Makhneva M. D. Priobshchenie detey k istokam russkoy narodnoy kul'tury: programma : ucheb.-metod. posobie. - SPb. : Detstvo-Press, l999. - 304 s.
6. Korotaeva E. V. O gotovnosti k vospitaniyu patriotizma na doshkol'noy stupeni obrazovaniya // Mir detstva i obrazovanie : mat-ly VIII ochno-zaochnoy Vseros. nauch.-prakt. konfe-rentsii. - Magnitogorsk : Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova, 20l4. - S. 58-62.
7. Korotaeva E. V. Poznavatel'nyy marshrut v sotsial'nom razvitii rebenka // Doshkol'noe vospitanie. -
2016. - № 6. - S. 9-l4.
8. Likhachev D. S. Zemlya rodnaya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://modernlib.ru/books/ lihachev_dmitriy/zemlya_rodnaya/read (data obrashcheniya: 2l.07.20l6).
9. Ponomareva O. A. Programma po patrioticheskomu vospitaniyu: Rastim patriotov Rossii [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://festival.lseptember.ru/articles/607047/ (data obrashcheniya: l4.05.20l6).
10. Sotsiologicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' / red. G. V. Osipov. - M. : Infra*M - Norma, l998. - S. l54.
11. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: https://rg.ru/20l5/06/08/vospitanie-dok.html (data obrashcheniya: 2l.04.20l7).
12. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.rg.ru/20l3/ll/25/doshk-standart-dok.html.
13. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=l82943;req=doc (data obrashcheniya: 2l.04.20l7).
14. '"^ШШШШ^'1995. = Li Tszyadao Osnovnye printsipy vospitaniya patriotizma u detey / / Issledovanie doshkol'nogo obrazovaniya. - l995. - № l.
15. ЖШ^ ' ' ЛШ^ЩпШШ^.ХЖШШ'ШЖ "ШШЩШ^"2006. = Chzhan Syao In. Iz opyta po vospitaniyu u detey patriotizma // Predmety i obrazovanie. - 2006. - № 7-8.
16. Ш9ШтттШШШЖтЖтт)Ш1:тт^.:ЖМ"ШШ" = 20l5. Chzhao Syuy Mey. Kak vospi-tat' v detyakh, prozhivayushchikh v regionakh natsional'nogo men'shinstva, patriotizm / / Chi Tszy. - 20l5. - № l. - S. 3.
17. К^ШАМШШ ^ХМШШШ-ЩЦЩМ "ЩШШШ". = Tszyan Yuy Khun. Razmyshlenie i issledovanie o patrioticheskom vospitanii detey // Kul'turnoe obrazovanie. - 20l0. - № 2.