Научная статья на тему 'Реализация концепции патриотического воспитания учащихся средствами общественных дисциплин'

Реализация концепции патриотического воспитания учащихся средствами общественных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
918
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / CITIZENSHIP / ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ / LOVE FOR THE MOTHERLAND / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / EDUCATIONAL SYSTEM / ОБЩЕСТВЕННЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / PUBLIC YOUTH MOVEMENTS / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомина Олеся Витальевна

В статье представлена реализация концепции патриотического воспитания детей и молодежи средствами общественных дисциплин Донецкой Народной Республики. Показано, что патриотическое воспитание процесс формирования отношения к Отечеству как национальной ценности, развитие таких качеств личности, как любовь к Отечеству, преданность Родине, внимание к истории ДНР, духовная связь с народом. Определены сущностные характеристики патриотического воспитания, его формы, методы и средства. Выделены ценностные доминанты патриотического воспитания: Родина, природа, культура, родной язык, труд. Подчеркивается роль педагога в патриотическом воспитании. Установлено, что основы патриотического воспитания делают его полноценным и значимым для учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the implementation of the concept of patriotic education of children and youth by means of social sciences in DPR. It is shown that patriotic education is a process of formation of attitude to the homeland as national values, the development of such qualities as love for Motherland, devotion to the Motherland, attention to the history of DPR, spiritual connection with the people. The essential characteristics of patriotic education, its forms, methods and means are defined. In the article are allocated value dominants of patriotic education: the homeland, nature, culture, native language, labor. The author emphasizes the role of the teacher in education. It is defined that the basis of patriotic education makes it valuable and meaningful for students

Текст научной работы на тему «Реализация концепции патриотического воспитания учащихся средствами общественных дисциплин»

Фомина Олеся Витальевна

КУ «ОШI-III ступеней № 6, города Енакиево», учитель уроков гражданственности Донбасса

(г. Енакиево, ДНР)

УДК 17:37.01

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

REALIZATION OF THE CONCEPT OF PATRIOTIC EDUCATION OF PUPILS BY MEANS OF PUBLIC DISCIPLINES

В статье представлена реализация концепции патриотического воспитания детей и молодежи средствами общественных дисциплин Донецкой Народной Республики. Показано, что патриотическое воспитание - процесс формирования отношения к Отечеству как национальной ценности, развитие таких качеств личности, как любовь к Отечеству, преданность Родине, внимание к истории ДНР, духовная связь с народом. Определены сущностные характеристики патриотического воспитания, его формы, методы и средства. Выделены ценностные доминанты патриотического воспитания: Родина, природа, культура, родной язык, труд. Подчеркивается роль педагога в патриотическом воспитании. Установлено, что основы патриотического воспитания делают его полноценным и значимым для учащихся.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, гражданственность, любовь к Родине, воспитательная система, общественные молодежные движения, патриотизм.

The article presents the implementation of the concept of patriotic education of children and youth by means of social sciences in DPR. It is shown that patriotic education is a process of formation of attitude to the homeland as national values, the development of such qualities as love for Motherland, devotion to the Motherland, attention to the history of DPR, spiritual connection with the people. The essential characteristics of patriotic education, its forms, methods and means are defined. In the article are allocated value dominants of patriotic education: the homeland, nature, culture, native language, labor. The author emphasizes the role of the teacher in education. It is defined that the basis of patriotic education makes it valuable and meaningful for students

Key words: patriotic education, citizenship, love for the Motherland, educational system, public youth movements, patriotism.

«Как нет человека без самолюбия, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу

человека...»

К.Д. Ушинский

Проблема развития воспитания, несомненно, заслуживает самого пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне Родины, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету - о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании [1,

с. 55], гражданском становлении подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству.

Система образования призвана создавать условия для становления личности нового типа, воспитывать гражданина молодой Республики, общества. Существовавшая ранее в учебных заведениях общественно-государственная система воспитания, в основном, была ликвидирована, поскольку не отвечала новым условиям. В настоящее время все еще не сложилась модель личности человека нового типа, соответствующего тенденциям мировой информационной цивилизации и жизнеспособного в новых условиях действительности.

Актуальность патриотического воспитания подрастающего поколения во все времена неизменно находилась в центре внимания общества и государства. Реалии постсоветского времени привели к ситуации, когда система общего среднего образования, ранее обладавшая существенным влиянием на процесс становлення школьника как патриота и гражданина, в значительной мере утратила свои позиции в этом направлении. Во многом именно поэтому последнее время ознаменовалось такими негативными процессами как депатриотизация духовной и социальной жизни молодежи, размывание ценностно-мотивационного ядра национального самосознания юношества. Отечественная история, ее героические события, выдающиеся деятели утратили силу нравственного идеала для молодых людей. Между тем необходимость в духовности и патриотизме особенно велика для Донецкой Народной Республики. Успешный ход реформ невозможен, если система воспитания подрастающего поколения лишена духовно-нравственных основ, любви к своему Отечеству.

Идея патриотизма может и должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируется сознательно избираемая, активная, деятельная патриотическая позиция молодежи, обеспечивающая ее готовность и способность к активным действиям во благо Родины. Необходимость формирования такой позиции декларируется во многих нормативных документах, программах, публикациях, посвященных проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения.

Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики - документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания [3, с. 1].

Цель статьи - реализация Концепции патриотического воспитания детей и молодежи средствами общественных дисциплин.

Достижение общей стратегической цели - формирования патриотической позиции у молодежи, сопряжено с решением множества частных задач, одной из которых является использование воспитательного потенциала различных учебных предметов, в том числе и общественных дисциплин, в патриотическом воспитании старшеклассников. Современная практика патриотического воспитания школьников свидетельствует о том,

что их базовые патриотические ориентации и установки культивируются, прежде всего, в младших и средних классах. При этом в силу возрастных особенностей у младших школьников и подростков это достигается в основном на эмоционально-чувственном уровне, в то время как старший школьный возраст имеет все внутренние возможности для формирования сознательной, активной и целостной патриотической позиции.

Школа является важнейшей социокультурной средой формирования личности, обладает огромным потенциалом в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Использование с этой целью воспитательных возможностей процесса обучения конкретным учебным дисциплинам вызывает необходимость научного поиска педагогических условий, обеспечивающих их эффективную реализацию. Анализ воспитательного потенциала общественных дисциплин в средней школе (работы А.М. Водянского, Е.И. Жильцовой, И.В. Метлика и др.) говорит об их приоритетности в решении задачи патриотического воспитания старшеклассников. В связи с этим сегодня существенно возрастает значение совершенствования теории и практики патриотического воспитания старшеклассников в процессе обучения общественным дисциплинам и, прежде всего, теоретического обоснования проблемы формирования их патриотической позиции [1, с. 56].

В исследованиях В.А. Сухомлинского самая главная идея, хранимая и почитаемая народом, может быть сформулирована следующим образом: бесценное наше сокровище есть Отечество - земля наших предков, дающая нам хлеб насущный. Именно эту идею должен прочувствовать каждый ученик, которая и приведет к формированию патриотической сердцевины человека. Как бы продолжая развивать идеи И.А. Ильина, В.А. Сухомлинский оценивает патриотическое воспитание как духовное сосредоточение всей воспитательной работы, а понятие «Родины» раскрывает через такие составляющие, как человек, смысл жизни, труд, любовь, красота, родное слово, семья [6, с. 242].

За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая, можно дать такое определение:

«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества»[4, с. 24] .

«Патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в

управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укреплению ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны» [2, с. 278].

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой патриотизм определяется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». В «Словаре живого великорусского языка» В. Даля написано: «Патриот - «любитель отечества, ревнитель о благе его...»; Патриотизм - это ревностное, деятельное отношение к Родине, стремление что-то сделать для ее блага, для ее процветания [5, с. 236].

Попробуем расставить акценты в процессе патриотического воспитания средствами общественных дисциплин, определить точки опоры этого феномена, его ценностные доминанты. Главный ориентир патриотического воспитания - Родина. Обращаясь к этому понятию, мы сразу можем отметить выходящее из глубины души: родимый край, милая сердцу Республика; то, что дорого и близко каждому человеку. Еще один параметр - природа. Природа - единственный источник биологического и культурного существования и человечества, и каждого из нас. При таком отношении к природе, которое и следует называть ценностным, имплицитно человек ощущает импульс поступка, духовную мотивацию, патриотизм. Только в такой ситуации (а не гносеологической) появляется у человека свобода выбора целей и средств деятельности, особая ценностная позиция субъекта, экологические ценности.

Один из важнейших аспектов, своего рода фундамент воспитания - это великая и многогранная культура Донецкой Народной Республики. Мы уверенно полагаем, что в патриотическом воспитании принципиально важно опираться на сокровищницу, созданную разумом, душой и руками человека, существующую в виде духовных ценностей, социальных традиций, разнообразных способов организации человеческой жизнедеятельности; совокупности достижений в области наук, искусств, морали, воспитания, а также предметов труда и творчества. Красота и искусство, по мнению В. Ванслова, взаимосвязаны по нескольким линиям: прекрасное может быть объектом изображения искусства; красота всегда одухотворена и вдохновляет искусство; искусство - это эстетический идеал, т.е. олицетворение красоты; искусство учит людей воспринимать прекрасное и создавать его [1, с. 58]. Осознавая значимость искусства в развитии красоты как ценностного ориентира деятельности человека, следует широко использовать возможности внедрения культурологии в патриотическое воспитания учащихся.

Бесспорно, необходимым ориентиром патриотического воспитания является родной язык. Язык - это народ, это непреходящая ценность, в которой заложен особый дух и аромат русской жизни, характер и поведение

русского человека, его взгляды на мир и место в нем. Русский язык - это и оберегатель духовной жизни народа. Глубина мысли, художественность звуков, сердечность отношения к слову, патриотизм воплощения идеи через символы речи ведут в храм национальной духовной культуры. Естественно, что в качестве основы патриотического воспитания рассматривается труд. Деятельность школьников в любой сфере, приносящая пользу и дающая возможность реализации творческих замыслов - обязательное условие становлення патриота. При этом выполнение любой работы (интеллектуальной, художественной, физической, спортивной и т.д.) должно быть наполнено радостью, наслаждением, красотой, пониманием значимости происходящего.

Патриотическое воспитание будет полноценным, если в воспитательном процессе возникнет гармония когнитивной, эмотивной и деятельностной подсистем: когнитивная подсистема представляет собой знания учащихся о том, что такое патриотизм, Родина, Отечество, гражданственность, представления о предметах, явлениях, процессах в этой сфере; эта подсистема актуально влияет на развитие мировоззрения ученика, представление о своей жизни.

Патриотическое воспитание подразумевает многообразие форм, методов и средств воспитательного процесса. Среди учебных предметов как три столпа образования выделяются: русский язык, история и русская литература. Основою их восприятия является духовность. Причем, русский язык должен преподаваться широко, с любовью к живому русскому слову; история должна быть проникнута любовью и бережным отношением к прошлому своего Отечества; русская литература должна быть преподнесена с позиции ее национальных духовных ценностей и идеалов.

Быть полезным для всего общества, быть добрым, щедрым для людей, быть коллективистом - это то главное, что необходимо воспитать в детях.

В условиях многонациональной и поликонфессиональной Республики, осознание важности формирования патриотического сознания у подрастающего поколения на государственном уровне имеет особую значимость.

Обеспечение гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития гражданина Донецкой Народной Республики является ключевой задачей современной государственной политики. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - всё это непосредственно зависит от принятия гражданином национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Актуальность курса «Уроки гражданственности Донбасса» обусловлена:

- необходимостью организации патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в целях формирования социальной ответственности, высокой мотивации к защите Отечества;

- поиском идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис, дискредитировавший понятия общего блага и социальной справедливости, обусловивший упадок общественной морали, и консолидировать общество;

- необходимостью подготовки нового поколения к созиданию своей Республики, жизни в новых послевоенных условиях;

- потребностью в обеспечении активного участия граждан Республики в поддержании ее безопасности от внешних и внутренних угроз в условиях борьбы с международным терроризмом.

Всё это свидетельствует о необходимости работы, направленной на решение целого комплекса проблем воспитания и развития гражданина Донецкой Народной Республики, как человека достойного жить в своей стране, решать её современные проблемы и строить будущее [7, с. 3].

Огромная роль в патриотическом воспитании отводится внеклассной воспитательной работе. В образовательных учреждениях сложилась система разнообразных дел с ориентацией учащихся на высочайшие идеалы тысячелетней русской культуры, идеалы преображения души на службе Отечеству.

В последнее время стало возрождаться патриотическое движение в детских и молодежных объединениях. Представляется, что курс на приобщение учащихся - членов детских общественных объединений к традиционным ценностям русской культуры, взятый в системе образования Донецкой Народной Республики - это ориентир, имеющий перспективы, позволяющий надеяться на действенность нравственности против аморализма в социокультурной сфере.

Гуманитаризация образования, включающего патриотический компонент, может реализовываться в развитии системы элективных учебных курсов (национального регионального компонента и компонента образовательного учреждения) и дополнительного образования по выбору, позволяет учитывать возрастные особенности; личностные потребности учащихся, удовлетворять образовательные запросы отдельных социальных, этнических и конфессиональных групп.

Таким образом, делая выводы, дисциплины гуманитарного цикла, преподаваемые в общеобразовательной школе, обладают значительным потенциалом для патриотического воспитания учащихся. Задача заключается в том, чтобы в молодой Республике были созданы все необходимые условия для реализации этого потенциала с учетом немалых возможностей не только социально-гуманитарных, но и других учебных дисциплин. В этом случае образовательная сфера может действительно стать основным институтом воспитания, в том числе патриотического, сделать очень важный шаг на пути к достижению своего главного предназначения в возрождении величия и создании достойного будущего Донецкой Народной Республики.

Именно поэтому существует необходимость в разработке новых школьных курсов воспитательной направленности, которые сочетают в себе

информативность, научность, активно-деятельностный подход, метапредметность, в доступной форме объясняют молодому поколению необходимость помнить, «кто мы и какого рода», чтить свои корни, родителей, родную землю.

ЛИТЕРАТУРА

1. Водянский A.M. Историческое и обществоведческое образование: стратегия развития / А.М. Водянский // ПИШ. 1995. - № 3. - С. 55-59.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В.И. Даль; предисл. А.М. Бабкина. - М.: Русский язык, 1978. - Т. 3. - С. 24.

3. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. 18-е изд., стер. - М.: Русский язык, 1986. - 400 с.

5. Словарь современного русского литературного языка: В 20 т. // Под ред. Ф.П. Филин М. - Л.: АН СССР, 1959. - Т. 9. - 296 с.

6. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. С. Соловейчик. М.: Политиздат,1973.- 272 с.

7. Уроки гражданственности Донбасса: Программа образовательно-воспитательного курса 5-11 классы / Под ред. ДРИППО. - Донецк : Истоки, 2016. - 127 с.

СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Асмолова Ирина Николаевна

кандидат экономических наук, заведующий кафедры «Экономики и менеджмента» ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378

ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕКЦИИ СО СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

LECTURE WITH STUDENTS OF THE CORRESPONDENCE FORM OF TRAINING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

В статье рассматриваются методические аспекты проведения такого вида лекционных занятий как лекция-конференция и особенности ее проведения с обучающимися заочной формы обучения, возможности данного вида занятий в повышении активности самостоятельной работы обучающихся-заочников и стимулировании их мыслительной деятельности.

Ключевые слова: нетрадиционные виды лекционных занятий, лекция-конференция, повышение активности самостоятельной работы, стимулирование научной деятельности.

The article discusses methodological aspects of such types of lectures as the lecture-conference and especially its organization with the students of the correspondence form of training, the possibility of this type of training in enhancing the activity of autonomous work of correspondence students and stimulating their mental activity.

Key words: non-traditional types of lectures, lecture, conference, increase in the activity of autonomous work, stimulating scientific activity.

Проблематика знаний и образования как элементов общественного и экономического развития с древнейших времен привлекала и привлекает внимание значительного числа зарубежных и отечественных исследователей, представителей различных отраслей научного знания - философии, экономики, социологии, педагогики, психологии.

По мнению И. Каленюк, в широком смысле слова «образование» охватывает все формы умышленного и неумышленного воздействия среды на человека, которые, наряду с самообразованием и самовоспитанием, имеют своим результатом формирование и развитие его личности. В таком смысле образование становится основой для формирования образовательного потенциала общества [2, с. 72 - 73].

Многие авторы неоднократно обращают внимание на специфику аудитории при проведении занятий с обучающимися заочной формы обучения [3; 4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.