Научная статья на тему 'Подготовка педагогов дошкольного образования к осуществлению патриотического воспитания детей дошкольного возраста'

Подготовка педагогов дошкольного образования к осуществлению патриотического воспитания детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
443
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / МАГИСТРАТУРА / ВАРИАТИВНОСТЬ / VARIABILITY / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FEDERAL STATE STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / MASTER''S DEGREE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спиренкова Наталья Григорьевна, Оськина Нина Васильевна

В статье рассматриваются особенности практико-ориентированной подготовки будущих педагогов дошкольного образования к реализации патриотического воспитания детей. Целью исследования является изучение теоретических основ и обоснование вариативной части модели подготовки педагогических кадров по уровню образования магистратура с направленностью (профилем) «Педагог дошкольного образования». В исследовании использовались теоретические методы, которые включают: теоретический анализ психологической, педагогической, научной, литературы; анализ и обобщение педагогического опыта; анализ законодательных и нормативных документов. В результате исследования получены научные материалы, содержащие характеристику направлений реализации практико-ориентированной подготовки будущих педагогов дошкольного образования к реализации патриотического воспитания детей дошкольного возраста, обобщение теоретических оснований и описание организационно-педагогических условий подготовки педагогических кадров по уровню образования магистратура с направленностью (профилем) «Педагог дошкольного образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Спиренкова Наталья Григорьевна, Оськина Нина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of Teachers of Preschool Education for Implementation of Patriotic Education of Children of Preschool Age

In the article features of practical-oriented preparation of future teachers of preschool education for the realization of patriotic education of children are considered. The aim of the study is to study the theoretical foundations and the rationale for the variational part of the model of training pedagogical cadres for the level of education for a master's degree in the direction (profile) of the «Preschool education teacher». The study used theoretical methods, which include: theoretical analysis of psychological, pedagogical, scientific, literature; analysis and generalization of pedagogical experience; analysis of legislative and regulatory documents. As a result of the research, scientific materials were received that describe the directions for realizing the practice-oriented training of future teachers of preschool education for the implementation of patriotic education of preschool children, generalization of theoretical grounds and description of the organizational and pedagogical conditions for the training of teachers in terms of the level of education the master's degree with the profile of «Preschool education teacher».

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов дошкольного образования к осуществлению патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018 № 4 (З4). С. ш-т

удк 371.13:373.2 н. г. Спиренкова, н. в. оськинА

Подготовка педагогов дошкольного образования к осуществлению патриотического воспитания детей дошкольного возраста*

В статье рассматриваются особенности практико-ориентированной подготовки будущих педагогов дошкольного образования к реализации патриотического воспитания детей. Целью исследования является изучение теоретических основ и обоснование вариативной части модели подготовки педагогических кадров по уровню образования магистратура с направленностью (профилем) «Педагог дошкольного образования». В исследовании использовались теоретические методы, которые включают: теоретический анализ психологической, педагогической, научной, литературы; анализ и обобщение педагогического опыта; анализ законодательных и нормативных документов. В результате исследования получены научные материалы, содержащие характеристику направлений реализации практико-ориентированной подготовки будущих педагогов дошкольного образования к реализации патриотического воспитания детей дошкольного возраста, обобщение теоретических оснований и описание организационно-педагогических условий подготовки педагогических кадров по уровню образования магистратура с направленностью (профилем) «Педагог дошкольного образования».

Ключевые слова: высшее образование, дошкольное образование, магистратура, вариативность, федеральный государственный стандарт дошкольного образования, патриотическое воспитание

* Исследование выполнено в условиях реализации гранта на проведение научно-исследовательских работ в условиях сетевого взаимодействия вузов-партнеров ЮУрГГПУ и МГПИ им. М. Е. Евсевьева по теме: «Проектирование вариативной части образовательной программы по уровню образования магистратура с направленностью (профилем) «Педагог дошкольного образования»)

Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 15 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 117-122.

Preparation of Teachers of Preschool Education for Implementation of Patriotic Education of Children of Preschool Age

In the article features of practical-oriented preparation of future teachers of preschool education for the realization of patriotic education of children are considered. The aim of the study is to study the theoretical foundations and the rationale for the variational part of the model of training pedagogical cadres for the level of education for a master's degree in the direction (profile) of the «Preschool education teacher». The study used theoretical methods, which include: theoretical analysis of psychological, pedagogical, scientific, literature; analysis and generalization of pedagogical experience; analysis of legislative and regulatory documents. As a result of the research, scientific materials were received that describe the directions for realizing the practice-oriented training of future teachers of preschool education for the implementation of patriotic education of preschool children, generalization of theoretical grounds and description of the organizational and pedagogical conditions for the training of teachers in terms of the level of education the master's degree with the profile of «Preschool education teacher».

Key words: higher education; preschool education; master's degree; variability; federal state standard of preschool education; patriotic education

n. g. spirenkova, n. v. qskina

С„ I лубокие изменения в материальной и / духовной сферах развития современного общества обусловили значимость проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения. Кризисные явления в социальной, экономической, культурной и других сферах жизни нашего общества актуализировали необходимость усиления работы по воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения. Сегодня России нужны патриоты, готовые и способные отстаивать ее интересы на всех уровнях.

Проблемы патриотического воспитания молодежи всегда находились в фокусе исследований педагогической науки, их решение сегодня требует кардинальных изменений в сфере подготовки будущего педагога. Система патриотического воспитания в настоящее время предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей: гражданственности и патриотизма в образовательном процессе; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и патриота Отечества. Социальный заказ современному педагогическому сообществу заключается в том, чтобы поднять осуществление образовательного процесса на более высокий и качественно новый уровень, сделав неотъемлемой стороной образовательного процесса воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности и дисциплины. Особенно важным представляется изменение в целях и содержании подготовки будущих педагогов дошкольного образования направленных на формирования человека-гражданина, истинного патриота своей Родины. Также процесс патриотического воспитания в дошкольных образовательных организациях и применяемые методы находятся в состоянии, подчас не адекватном и архаичном по отношению к запросам современных детей, слабо связаны с сохранением исторического и культурного наследия региона, духовными истоками патриотизма. Формирование патриотизма сегодня не может быть сведено к чисто внешней пропаганде, значимости собственного прошлого или эпатажу общественного мнения через средства массовой информации. В настоящее время требуется глубокая работа по активизации внутреннего ядра российского этноса, его способности продуцировать современные формы поведения (патриотизм, солидарность, коллективизм, взаимная поддержка), ориентированные на согласование целостности и самобытности российского социума. Значимость и острота выбранного направления исследования подтверждается рядом противоречий,

выявленных в процессе профессионально-педагогической подготовки студентов: между признанием приоритета общечеловеческих ценностей как одной из основных целей воспитания и отсутствием механизмов формирования и сохранения национальных ценностей у студентов; между закономерностью возрастной переоценки патриотических качеств, актуализацией потребности студентов в гражданской самореализации и недостаточной возможностью удовлетворения этой потребности в условиях современного вуза; между необходимостью формирования у студентов патриотических качеств помощью используя духовного наследие региона и слабой подготовленностью педагогов к решению этой задачи. Широкие возможности для преодоления этих противоречий и подготовки студентов к работе по патриотическому воспитанию предоставляет национально-региональный компонент содержания образования, отражающий своеобразие местной культуры, природы, традиций. Включение данного компонента в программу учебных предметов для магистров предполагает использование на занятиях в вузе и во время проведения педагогической практики краеведческих материалов, обладающих огромными педагогическими возможностями, играющих существенную роль в патриотическом воспитании учащихся.

Настоящее время меняет подходы к реализации патриотического воспитания, которые трансформируются в русле общих тенденций развития нашего общества, ставшего в последнее время достаточно открытым для изучения культурных ценностей разных народов и наций. Поэтому в МГПИ им. М. Е. Евсевьева на факультете педагогического и художественного образования по профилю «Педагог дошкольного образования» ставится задача формирования теоретико-методологических и методических основ патриотического воспитания дошкольников, актуализируется проблема разработки учебно-методического обеспечения этнокультурного образования, создания образовательных программ и пособий, хрестоматий для детей дошкольного возраста [4].

Анализ работы в этом направлении показал, что нет согласованности между психолого-педагогическими, специальными, естественнонаучными и социальными курсами, доминирует обучающая функция в ущерб воспитательной. Для преодоления указанных недостатков на наш взгляд необходимо: интенсифицировать учебно-воспитательный процесс на основе интеграции учебных дисциплин; учитывать прикладной характер наук, осваивая которые будущий воспитатель успешно адаптируется в процессе профессиональной деятельности; знания предмета должны пополняться на основе современных педагогических технологий, а содержательной стороне подготовки должны соответствовать инновационные формы и методы обучения.

Изучение национальной культуры, как показывает практика, помогает не только более глубокому осмыслению истории своего народа, но и формированию национального самосознания подрастающего поколения.

Дошкольный период детства - наиболее благоприятный период развития личности и психики ребенка, его жизненного потенциала. Фундамент воспитанности, в том числе воспитания любви к родному краю у детей закладывается еще в детстве. От его прочности во многом зависит гармоничность растущего человека, его творческие потенции, культура, воспитанность.

Поэтому студенты должны осознавать, что определяющей задачей содержания современного дошкольного образования является ориентация на развитие человека культуры, знающего и любящего свой родной край, его традиции, обычаи и т. д. Ведь, именно изучение национальной культуры родного края помогает ребенку глубокому осмыслению истории своего народа; формирует его национальное самосознание; воспитывает патриотические чувства [9].

При проектировании содержания вариативной части учебного плана подготовки магистров по профилю «Педагогика дошкольного образования» в аспекте реализации задач патриотического воспитания учитывались основные направления деятельности по совершенствованию работы педагогических коллективов по гражданскому и патриотическому воспитанию детей с учетом регионального компонента (разработка методических рекомендаций, конспектов занятий по обучению детей дошкольного возраста мордовскому (мокша, эрзя) языку); научно-методическое обеспечение работы по повышению квалификационного уровня педагогов ДОО, работающих в национально-региональных условиях.

Особая роль в подготовке будущих педагогов принадлежит курсам «Проектирование образовательной работы в дошкольной образовательной организации», «Инновационные технологии в дошкольном образовании», «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста», «История и теория педагогики детства», «Речевой этикет в профессионально-педагогическом общении педагога», «Управление методической работой в дошкольном образовательном учреждении», «Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования», «Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении», «Этнография детства» в ходе изучения которых студенты обобщают положительный опыт патриотического воспитания подрастающего поколения.

Например, в ходе изучения дисциплины «Проектирование образовательной работы в дошкольной образовательной организации» необходимо особое внимание магистров обращается на вариативность, разнообразие организационных форм дошкольного образования, гибкость

реагирования на потребности общества и личности, разнообразие предоставляемых педагогических услуг [8].

В рабочей программе по данному курсу предлагаются задания для самостоятельной работы студентов, которые включают некоторые аспекты патриотического воспитания детей. Например, студенты разрабатывают и защищают мини-проект «Один день воспитательно-образовательной работы в группе», который может быть ориентирован на выбор образовательных программ и форм организации работы с детьми по патриотическому воспитанию, которые в наибольшей степени соответствуют интересам детей, возможностям педагогического коллектива; сложившимся традициям группы и детского сада. Составление картотеки сборников и конспектов культурно-досуговых мероприятий для разных возрастных групп по образовательным областям дает возможность подобрать для своей будущей деятельности лучшие образцы произведений национальной культуры: народного художественного творчества, музыки, живописи, декоративно-прикладного искусства, национальной литературы [5]. Овладевая содержанием дисциплины: «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста», студенты должны научиться планировать и организовывать работу по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в таких направлениях как: ознакомление с произведениями национальной культуры: рассматривание картин, отражающих традиции и обычаи, обряды родного края; чтение произведений национальной литературы; использование народных, национальных игр; знакомство с национальными музыкантами, художниками, композиторами, артистами и т. п.; экскурсии, походы с целью посещения мест достопримечательности родного края; изучение родного города (его жителей, традиции, особенностей, истории и т. п.); использование краеведческого материала в воспитательной работе.

Факультатив «Этнография детства дает возможность сформировать у магистров такие представления как: о теоретических основах этнографии детства как науки, истоках ее зарождения и развития; об основных идеях народной педагогики и народного воспитания и возможности их реализации в дошкольных образовательных организациях в условиях региона; опыте реализации этнокультурного компонента воспитательно-образовательного процесса в детских садах Республики Мордовия. Система лекционных и практических занятий позволяет сформировать умения применять совокупность средств, форм и методов народного воспитания в работе с детьми дошкольного возраста; приобщать воспитанников к этнокультурному наследию; решать педагогические ситуации с учетом личностно-ориентированного и культурологического подходов; проявлять деятельностное отношение и

профессиональный интерес к работе с детьми в условиях поликультурного региона, использовать свой творческий потенциал в этнопедагоги-ческой деятельности и т. д. По итогам изучения данного факультатива магистры по профилю «Педагогика дошкольного детства» овладевают способами анализа особенностей и различий народного воспитания детей, методами и приемами использования фольклора в работе с детьми в поликультурных условиях; способами проектирования этнопедагогического пространства и формирования этнокультурной осведомленности дошкольников.

Важную роль в подготовке студентов к патриотическому воспитанию детей играет и их участие в общественной жизни вуза, региона, страны, в которой они обретают чувство подлинной ответственности за свою деятельность. Студенты активно принимают участие в торжественных мероприятиях, посвященным как государственным праздникам, так и национальным праздникам, посвящённым самобытности родного края. Например: музыкальный праздник «Цвети мой край - Мордовия моя!», «Шумбрат, Мордовия», «Кереть-озке», «Акша-келу», «Саранск - вчера, сегодня, завтра» и др. систематическое участие в таких акциях как: «Всероссийский субботник», «Чистый участок».

Соблюдение в детском саду педагогических условий воспитания любви к родному краю, в числе которых: организация целенаправленной познавательной деятельности и общения взрослых и детей; формирование у взрослых педагогически рефлексивной позиции к ребенку; установление тактики сотрудничества при взаимодействии «взрослый-ребенок»; взаимопонимания; эмоциональный комфорт, понимание и поддержка для каждого ребенка, уважение его прав на индивидуальность; оптимальный подбор методов и средств педагогического воздействия; использование краеведческого материала, игр, экскурсий, художественной литературы, фольклора, музыки и т. п. художественно - эстетического материала; привлечение детей к национальной культуре родного края, к произведениям национальной культуры; народной культуры; учет педагогических принципов; учет возрастных особенностей детей; сотрудничество ДОУ и семьи; широкое использование краеведческого материала, произведений национальной культуры позволит на качественно новом уровне осуществлять патриотическое воспитание детей в изменяющихся социокультурных условиях Республики Мордовия.

Производственная практика в дошкольной образовательной организации предполагает реализацию задач приобщения дошкольников к истокам национальной культуры Мордовии по календарно - тематическому планированию, разработанному в республике на основе примерной образовательной программы «Детство» (Т. И. Ба-

баева, А. Г. Гогоберидзе и др.); «Методики обучения дошкольников мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам» А. И. Исайкина); регионального образовательного модуля дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» (О. В. Бурляева, Е. Н. Киркина, Л. П. Карпушина и др.) [3; 6].

Основными задачами дошкольного учреждения в соответствии со ФГОС ДО [10] является приобщение детей к общечеловеческим ценностям; изучение национального (родного) языка, развитие лингвистических способностей; приобщение к культуре и традициям народа - носителя языка; взаимодействие с семьей по принципу активного вовлечения родителей в жизнь дошкольного образовательного учреждения, оказание им консультативной помощи, формирование у родителей представлений об основных целях и задачах воспитания детей дошкольного возраста, роли этнической культуры в развитии ребенка [2 с. 4383].

Совместно с родителями студенты создают предметно - развивающую среду. Например, организуют мини-музей национального быта, в котором собираются подлинные предметы национального быта, национальный костюм, мордовская вышивка. Для организации и проведения сюжетно-ролевых игр, можно оборудовать в групповой комнате игровой уголок, включающий в себя предметы быта мордовского народа, предметы кухонной посуды и утвари, кукол в национальных одеждах, игрушки домашних и диких животных Мордовии, костюмы для переодевания детей, маски персонажей из мордовских народных сказок. Проводят занятия на тему: «В гостях у Алдуни»; «Мордовский национальный костюм»; «Люблю тебя, мой край», досуговое мероприятие «С днём рождения, Мордовия!» Будущий педагог может послать приглашение родителям на совместные экскурсии по городу, посетить совместно музеи, театры (Кафедральный собор Феодора Ушакова, Музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрь-зи, Парк Пушкина, Музей военного и трудового подвига, совместно с детьми группы изготовить альбом «Достопримечательности моего города»), организовать мероприятие «Встречи с интересными людьми», которые прославили наш город». Сказки, предусмотренные программой, имеют также большую воспитательную силу. Сказочные события из жизни людей-патриотов, любящий свой родной край, Отчизну, помогают воспитывать у детей патриотические чувства, помогают осознать, принять те моральные требования, которые предъявляет общество к человеку. Немаловажное значение в решении задач патриотического воспитания детей имеет использование творческих заданий: придумать город будущего (рисование, аппликация «Чудо-город»), устное сочинение «Я буду жить всегда только в Мордовии», по фотографии скульптура С. Эрьзи определить его работы, по фотографии костюмов (национальных) эрьзи и мокши;

определить национальную мордовская музыка и т. п.) [1].

В процессе патриотического воспитания детей дошкольного возраста полезно и актуально обращение к народной культуре, памятникам старины, лучшим произведениям словесного искусства. Знание устного народного творчества, литературы и этнографии развивает патриотические чувства детей, активизирует их сознательность.

Таким образом, инновационные подходы к теоретической, методической и практической подготовке магистров профилю «Педагог дошкольного образования» позволяет выделить

патриотическое воспитание подрастающего поколения в качестве интегративной основы формирования личности. Использование системного, целостного подхода при определении целей, содержания, средств, методов, технологий обучения будущих педагогов и их практической подготовки в аспекте приобщения их к патриотическим ценностям. Поэтому, для успешного развития нашей страны как никогда важным является формирование у подрастающего поколения общественно-патриотического сознания, гражданственности, уважения к людям, проживающим в России и далеко за ее пределами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурляева О. В. Инновационный подход к разработке регионального модуля программы дошкольного образования / О. В. Бурляева, Е. Н. Киркина // Казанская наука. 2011. №8. С. 229.

2. Бурляева О. В., Киркина Е. Н. Проектирование работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем / О. В. Бурляева, Е. Н. Киркина // В мире научных открытий. № 11 (59). 2014. С. 4382-4399.

3. Васенина, С. И. Психолого-педагогическая практика как условие профессионально-педагогической подготовки педагога дошкольного образования в соответствии с ФГОС ВПО / С. И. Васенина, Е. С. Ошкина // Гуманитарные науки и образование. 2014. №1 (17). С. 10 - 13.

4. Винокурова Н. В. Профессиональная подготовка будущих педагогов дошкольного профиля / Н. В. Винокурова, Н. Г. Спиренкова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: http://www.science-education.ru/119-14274 (дата обращения: 1.07.2018).

5. Кондрашова, Н. В. Подготовка педагогов дошкольного образования в Мордовии с 1913 по 2013 гг. / Н. В. Кондрашова // Гуманитарные науки и образование. 2014. №1 (17). С. 43 - 46.

6. Мы в Мордовии живем : региональный образовательный модуль дошкольного образования : учебно-методическое пособие / Сост. О. В. Бурляева, Е. Н. Киркина, Т. Н. Кондратьева, Л. П. Карпушина [и др.]; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2015. 80 с.

7. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/ POOP_DO.pdf (дата обращения: 1.07.2018).

8. Спиренкова Н. Г. Разработка структуры и содержания основной образовательной программы дошкольного образования // Гуманитарные науки и образование. 2015. №1 (21). С. 70-75.

9. Спиренкова, Н. Г. Современные тенденции развития региональной системы дошкольного образования (глава в коллективной монографии) / Н. Г. Спиренкова // Научно-методическое обеспечение педагогического образования: монография [Электронный ресурс] / под ред. Т. И. Шукшиной; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2014. (1 электр. опт. диск. Номер гос. регистрации 0321403739 от 28.12.2014 г. (ФГУП «Информрегистр»).

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL : http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=22&sid=29553/ (дата обращения: 1.07.2018).

REFERENCES

1. Burljaeva O. V., Kirkina E. N Innovative approach to working out a regional unit of the program of preschool education. The Kazan science. 2011. no. 8. p. 229. (in Russian)

2. Burlyayeva O. V., Kirkina Ye. N. Designing the work on familiarizing the children of the senior preschool age with their native land / O. V. Burlyayeva, Ye. N. Kirkina. V mire nauchnykh otkrytiy - In the world of scientific discoveries. 2014. no. 11 (59). pp. 4382-4399. (in Russian)

3. Vasenina S. I, Oshkina E. S. Psycho-pedagogical practice as a condition of professional and pedagogical training of teachers of preschool education in accordance with FSES HPE. The Humanities and Education, 2014, no. 1 (17), pp. 10 - 13. (in Russian)

4. Vinokurova N. V. Professional training of future teachers of preschool education / N. V. Vinokurova, N. G. Spirenkova. Modern problems of science and education. 2014. no. 5; URL: http://www.science-education.ru/119-14274 (accessed 1 June 2018)

5. Kondrashova N. V. Preparation of teachers of preschool education in Mordovia from 1913 to 2013, The Humanities and Education, 2014, no. 1 (17), pp. 43-46. (in Russian)

6. My v Mordovii zhivem: regional'nyy obrazovatel'nyy modul' doshkol'nogo obrazovaniya : uchebno-metodicheskoye posobiye / Sost. O. V. Burlyayeva, Ye. N. Kirkina, T. N. Kondrat'yeva, L. P. Karpushina [i dr.]; Mordov. gos. ped. in-t. Saransk, 2015. 80 p. (in Russian)

7. The project is an example of the basic educational program of preschool education on the basis of the FSES of preschool education [Electronic resource], URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP_DO.pdf (accessed 1 June 2018) (in Russian)

8. Spirenkova N. G. Development of the structure and content of the main educational program of preschool education. Humanities and Education. 2015. no. 1 (21). pp. 70-75. (in Russian)

9. Spirenkova N. G. Sovremennyye tendentsii razvitiya regional'noy sistemy doshkol'nogo obrazovaniya (glava v kollektivnoy monografii) [Modern trends in the development of the regional system of preschool education (chapter in the collective monograph)]. Nauchno-metodicheskoye obespecheniye pedagogicheskogo obrazovaniya: monografiya [Elektronnyy resurs] /pod red. T. I. Shukshinoy; Mordov. gos. ped. in-t. Saransk, 2014. (1 elektr. opt. disk. Nomer gos. registratsii 0321403739 ot 28.12.2014 g. (FGUP «Informregistr»)

10. Federal State Educational Standard of preschool education [Electronic resource], URL: http://www.edu.ru/index. php?page_id=5&topic_id=22&sid=29553 (accessed 1 June 2018) (in Russian)

Информация об авторах

Information about the authors

Spirenkova Natalia Grigorievna

(Russia, Saransk) Assistant professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy Mordovia State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevev E-mail: [email protected]

Спиренкова Наталья Григорьевна

(Россия, г. Саранск)

Доцент, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики

Мордовский государственный педагогический

институт им. М. Е. Евсевьева» E-mail: [email protected]

Оськина Нина Васильевна

(Россия, г. Саранск) Студент 2 курса, группа ПЗДМ-116 факультет педагогического и художественного

образования Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» E-mail: [email protected]

Oskina Nina Vasilievna

(Russia, Saransk), 2-year student, PZDM-116 group, faculty of pedagogical and art education Mordovia State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevev E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.