Научная статья на тему 'Современные технологии формирования представлений об искусстве родного края у детей старшего дошкольного возраста'

Современные технологии формирования представлений об искусстве родного края у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
599
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ / WORKBOOK / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / SENIOR PRESCHOOL AGE / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / DEVELOPING IDEAS / ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ / NATIVE LAND ART / ТЕТРАДЬ НА ПЕЧАТНОЙ ОСНОВЕ / WORKBOOK ON A PRINTED BASIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киркина Елена Николаевна, Карпушина Лариса Павловна, Ширяева Юлия Геннадьевна

Важное значение в воспитательно-образовательной работе современного детского сада отводится изучению искусства родного края. При эффективном педагогическом руководстве полученные представления дошкольников об искусстве родного края становятся активным инструментом художественно-эстетического развития и обогащения подрастающего поколения. В процессе изучения искусства своего народа реализуются задачи нравственно-патриотического становления личности. В условиях стандартизации образования на смену традиционным средствам обучения приходят инновационные педагогические технологии, позволяющие воспитанникам в непринужденной форме добывать необходимые знания и представления, используя свой накопленный опыт и уровень интеллекта. Весьма актуальным на современном этапе дошкольного образования становится использование рабочих тетрадей (тетрадей на печатной основе). Рабочая тетрадь – необходимый элемент современного образования детей дошкольного возраста, где уникальной формой развивающего обучения становится комплекс заданий, упражнений занимательной и познавательно-творческой направленности, составленный в соответствии с действующей программой обучения, а также в зависимости от освоения конкретной образовательной области, предлагаемой дошкольнику для освоения. Работа с тетрадью на печатной основе позволяет реализовывать групповое и индивидуальное обучение. Цель исследования – описание технологии и особенностей работы по формированию представлений об искусстве родного края в процессе использования рабочей тетради. Авторами статьи раскрываются методические аспекты реализации проблемы формирования представлений об искусстве родного края в дошкольных образовательных организациях Республики Мордовия. Ведущим подходом при этом выступает моделирование процесса обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации и системе дополнительного образования с включением технологии работы с тетрадью на печатной основе. В результате проводимого исследования авторами статьи определена модель формирования представлений об искусстве родного края, компоненты образовательной и предметно-пространственной среды, структура, содержание и система заданий рабочей тетради по ознакомлению с искусством Республики Мордовия, а также представлены основные результаты разработки и внедрения в воспитательно-образовательный процесс авторской рабочей тетради для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с искусством родного края. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений и описание современных теоретических подходов, а также полученного опыта работы и обоснование использования современных технологий в работе по формированию представлений об искусстве родного края. Практическое использование представленной технологии позволяет поэтапно организовать работу по формированию представлений об искусстве родного края и внедрению в практику дошкольной образовательной организации авторской рабочей тетради на печатной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киркина Елена Николаевна, Карпушина Лариса Павловна, Ширяева Юлия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные технологии формирования представлений об искусстве родного края у детей старшего дошкольного возраста»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 181045 2018, № 7 (июль) УДК 373.21

Современные технологии формирования представлений об искусстве родного края

и 1

у детей старшего дошкольного возраста1

Киркина Елена Николаевна2

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, Саранск, Россия

kirkinaelena@yandex.ru

Карпушина Лариса Павловна3

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, Саранск, Россия

lkarpushina@yandex.ru

Ширяева Юлия Геннадьевна4

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, Саранск, Россия

SirjaewaYulija@mail.ru

Аннотация. Важное значение в воспитательно-образовательной работе современного детского сада отводится изучению искусства родного края. При эффективном педагогическом руководстве полученные представления дошкольников об искусстве родного края становятся активным инструментом художественно-эстетического развития и обогащения подрастающего поколения. В процессе изучения искусства своего народа реализуются задачи нравственно-патриотического становления личности. В условиях стандартизации образования на смену традиционным средствам обучения приходят инновационные педагогические технологии, позволяющие воспитанникам в непринужденной форме добывать необходимые знания и представления, используя свой накопленный опыт и уровень интеллекта. Весьма актуальным на современном этапе дошкольного образования становится использование рабочих тетрадей (тетрадей на печатной основе). Рабочая тетрадь - необходимый элемент современного образования детей дошкольного возраста, где уникальной формой развивающего обучения становится комплекс заданий, упражнений занимательной и познавательно-творческой направленности, составленный в соответствии с действующей программой обучения, а также в зависимости от освоения конкретной образовательной области, предлагаемой дошкольнику для освоения. Работа с тетрадью на печатной основе поз-

Поступила в редакцию Received 01.06.2018 Получена положительная рецензия Received a positive review 29.06.2018

Принята к публикации Accepted for publication 29.06.2018 Опубликована Published 28.07.2018

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ЮУрГГПУ и МГПИ им. М. Е. Евсевьева) по теме «Национальные языки и культура в дошкольном образовании».

2 Киркина Елена Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

3 Карпушина Лариса Павловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

4 Ширяева Юлия Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

воляет реализовывать групповое и индивидуальное обучение. Цель исследования - описание технологии и особенностей работы по формированию представлений об искусстве родного края в процессе использования рабочей тетради. Авторами статьи раскрываются методические аспекты реализации проблемы формирования представлений об искусстве родного края в дошкольных образовательных организациях Республики Мордовия. Ведущим подходом при этом выступает моделирование процесса обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации и системе дополнительного образования с включением технологии работы с тетрадью на печатной основе. В результате проводимого исследования авторами статьи определена модель формирования представлений об искусстве родного края, компоненты образовательной и предметно-пространственной среды, структура, содержание и система заданий рабочей тетради по ознакомлению с искусством Республики Мордовия, а также представлены основные результаты разработки и внедрения в воспитательно-образовательный процесс авторской рабочей тетради для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с искусством родного края. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений и описание современных теоретических подходов, а также полученного опыта работы и обоснование использования современных технологий в работе по формированию представлений об искусстве родного края. Практическое использование представленной технологии позволяет поэтапно организовать работу по формированию представлений об искусстве родного края и внедрению в практику дошкольной образовательной организации авторской рабочей тетради на печатной основе.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, формирование представлений, педагогическая технология, старший дошкольный возраст, искусство родного края, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе.

Введение

В условиях изменяющейся образовательной действительности, стандартизации и повышения качества современного дошкольного образования актуальны разработка и внедрение в практику образования новых педагогических технологий, способствующих повышению уровня методического и технологического сопровождения организации процесса обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. Исключительную важность в контексте реализации ФГОС ДО приобретает задача накопления знаний и формирования представлений у детей дошкольного возраста. Решению данной проблемы способствует реализация основных задач в контексте освоения образовательных областей «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», предлагаемых для освоения детьми дошкольного возраста в рамках образовательной программы. Дети дошкольного возраста пробуют накопить систему знаний и представлений, каким-то образом упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем определенные связи и закономерности. Процесс их познания строится на любознательности и пытливости, которые проявляются в условиях новизны и необычности деятельности дошкольника. Особый умственный подъем в дошкольные годы эффективен тогда, когда ему способствует увлеченность чем-то и влечение в интересные и занимательные виды деятельности.

Многочисленные исследования российских (А. С. Макаренко [1], В. А. Сухомлин-ский [2], Т. С. Комарова [3], Б. М. Неменский [4], Б. М. Теплов [5] и др.) и зарубежных ученых (Я. А. Коменский [6], И. Г. Песталоцци [7]) доказывают, что общение с произведениями искусства имеет познавательное значение, помогает развитию и совершенствованию чувств, активно содействует росту и увеличению знаний и представлений об искусстве своего и других народов, что в целом способствует интеллектуальному росту детей, а также их художественно-эстетическому развитию. Формирование представлений об искусстве родного края крайне важно для развития и этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста. Следовательно, изучение искусства своего и другого народов актуально и доступно уже с дошкольного возраста.

Какие методы, приемы и средства используются при формировании представлений об искусстве Мордовии, какова технология работы с тетрадью на печатной основе

по ознакомлению и изучению искусства родного края - основные вопросы, на которые пытается ответить наша исследовательская работа.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Исследования в отечественной и зарубежной литературе по вопросу формирования представлений об искусстве, в которых в качестве педагогического средства рассматривается родной край, достаточно разрозненны.

Отечественные искусствоведы В. С. Воронов [8], М. С. Каган [9], М. А. Некрасова

[10] отмечали важную роль искусства в обучении, воспитании и развитии подрастающего поколения.

Так, основным показателем искусства В. С. Воронов считает традиционность. По мнению автора, искусство насыщено традициями и хранит долгие и крепкие устои

[11]. Изучая искусство, М. С. Каган отмечает, что познание и оценивание слиты здесь воедино [12]. Как основу развития и закрепления культурно-исторических связей характеризует искусство и М. А. Некрасова. По ее мнению, связью, которая переводит знания человечества в опыт, оказывается именно традиция [13]. Интересна и точка зрения Б. М. Неменского, где он высказывает мысль о том, что сфера художественной культуры предполагает не логическое, а именно эмоционально-образное познание жизни [14]. Б. Т. Лихачев полагает, что искусство является своеобразным способом постижения мира. Подчеркивая роль искусства в постижении мира, он видел глубокое своеобразие в процессе художественного познания. Искусство - форма познания природы, человека, общества и его истории. Но познание глубоко своеобразное, ибо произведение искусства не просто сообщает, информирует, но прежде всего вызывает ответную активность читателя, зрителя, слушателя, мобилизует его эстетическое переживание [15]. Широко использовал в практике воспитательного воздействия искусство и А. С. Макаренко, предлагая малолетним правонарушителям летние путешествия по культурным местам страны. Искусство музыки, кино, живописи, скульптуры, слова, «театра в разнообразных своих сочетаниях обращено ко всем чувствам детей и вызывает у них высокие эмоционально-эстетические переживания, которые лежат в основе формирования эстетического отношения» [16]. Уникальным явлением в жизни общества искусство считал и В. А. Сухомлинский. Создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Формирование представлений о предметах происходит в процессе усвоения знаний о свойствах и качествах предмета, форме, цвете, величине, положении в пространстве [17]. Автором концепции о психологических основах художественного творчества является Б. М. Теплов, считая искусство отражением окружающего мира и представлений человека об этом мире в форме художественного образа [18].

Подчеркивает важность воспитания на родном материале К. Д. Ушинский. Он полагает, что такое воспитание призвано развивать у детей чувство национальной гордости, сочетающееся с уважением к другим народам. Обосновывая принцип наглядности обучения, он указывал, что единственным источником наших знаний может быть «опыт, сообщаемый нам через посредство внешних чувств», получаемый ребенком в том числе через восприятие разнообразных произведений искусства, как

своего, так и другого народа. К. Д. Ушинский подробно разработал методику образования у детей общих представлений и понятий из наглядных единичных представлений [19]. Искусство, художественно-эстетическое развитие и воспитание являются центральной проблемой всей научной деятельности Т. С. Комаровой. Автор утверждает, что с бытом и традициями народа дети знакомятся, изучая разнообразные произведения искусства, приобщаются к духовной культуре своего народа, тем самым накапливая представления об окружающей действительности [20].

О необходимости предоставления детям возможности творить писали еще философы Платон [21], Аристотель [22].

Идеи художественно-эстетического развития сформулированы в трудах зарубежных педагогов Я. А. Коменского [23], А. Канцедикаса [24], М. Монтессори [25] и др.

Я. А. Коменский считал, что в процессе ознакомления с искусством своего народа удовлетворяется и интеллектуальная потребность ребенка в приобретении новых знаний о мире [26].

А. Канцедикас в книге «Искусство и ремесло» пишет: «Духовное богатство, высокая содержательность, отсутствие второстепенных, малозначительных смысловых элементов, то есть сам характер информации, заключенный в произведениях народного искусства, подходит для подачи ее ребенку» [27].

Особое внимание народному искусству в развитии детского творчества уделяла М. Монтессори, отмечая, что народное декоративное искусство отвечает требованиям дошкольников, дает богатую пишу их художественному восприятию [28].

Ф. Чижек отмечал, что познание народного искусства строится на его восприятии, анализе, выделении основных характерных особенностей, сравнении, сопоставлении, выделении сходства и различий, уподоблении, обобщении [29].

Известный зарубежный исследователь К. Юнг, проявляя интерес к родной культуре, обнаружил типичные образы-символы, проходящие через всю историю мировой культуры, выражающие приобщенность человека к таинственной стороне жизни, - архетипы. Центральной идеей концепции национально-культурных архетипов является отражение опыта предыдущих поколений, воплощенных в архетипах - общечеловеческих первообразах. По мнению автора, архетип - это извечный сюжет или образ, повторяющийся от эпохи к эпохе, от культуры к культуре, но каждый раз по-новому переосмысленный в соответствии с духом своего времени и своей культуры. Ученый считал, что культура есть общий и принятый способ мышления [30]. Потребность ребенка в знаниях и формировании представлений удовлетворяется в любой художественной деятельности, связанной с восприятием и познанием образцов народных произведений, воплощенных в разных материалах, свойствах различных материалов, видов искусства, обладающих большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребенка [31].

Д. Бленд указывал, что искусство для детей есть средство выражения своей индивидуальности и сообщения своих представлений о себе и своем мире [32].

Таким образом, изучение и обобщение научно-педагогических источников свидетельствует о необходимости реализации задач художественно-эстетического развития детей в учебно-воспитательном процессе различными средствами искусства (музыка, живопись, литература, прикладное и театральное искусство), в том числе и посредством искусства родного края. Работа по формированию у воспитанников представлений об искусстве не теряет своей актуальности и в настоящее время.

Материалы и методы исследования

С целью решения заявленной проблемы было осуществлено опытно-экспериментальное исследование, в ходе которого были использованы диагностические методы исследования и педагогический эксперимент. Был разработан и апробирован педагогический инструментарий исследования в виде беседы, анализа продуктов детской деятельности, мини-викторины, педагогических проектов (авторская рабочая тетрадь). В исследовании приняли участие воспитанники дошкольной образовательной организации в количестве 30 человек.

База исследования - МАДОУ «Детский сад № 94» городского округа Саранск Республики Мордовия.

Результаты исследования

С целью выявления организационно-педагогических условий эффективного формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об искусстве родного края было проведено опытно-экспериментальное педагогическое исследование.

Опытно-экспериментальная работа велась по трем направлениям: выявление общих представлений об искусстве родного края, выявление представлений о декоративно-прикладном искусстве Мордовии, выявление представлений о художественных произведениях искусства родного края.

Результаты проведенного индивидуального обследования показали, что имеющиеся представления детей об искусстве родного края крайне скудны и минимальны. К сожалению, полный объем представлений об искусстве родного края у респондентов зафиксирован не был. Частичный объем представлений об искусстве родного края демонстрируют 70% дошкольников экспериментальной группы и 60% дошкольников контрольной группы. Нулевой объем представлений об искусстве родного края выявлен у 30% детей экспериментальной группы и 40% детей контрольной группы.

В процессе проведенной беседы с детьми установлено, что дошкольникам известно всего лишь 1-3 вида искусства, в основном такие как вышивка, живопись и литература. Никто из детей не отметил декоративно-прикладное творчество мордовского народа как вид искусства. Однако многие дети знают основные цвета мордовского орнамента, который состоит из черно-бело-красного оттенков, и некоторые его простейшие элементы: ромб, квадрат, звезда, зигзаг, причем дети сравнивали «звезду» с цветком, а «зигзаг» с морем. К сожалению, зарисовать их смогли только два ребенка в экспериментальной группе и два ребенка контрольной группы. Дети утверждают, что мордовский орнамент можно встретить на флаге и в музее на костюмах.

Называя выдающихся людей мордовского края, больше половины детей упомянули великого мордовского скульптора С. Д. Эрзю, а также мордовского художника Ф. В. Сычкова, но перечислить их произведения не смог ни один ребенок. Вопрос о мордовских композиторах и писателях позволил детям указать на известную мордовскую сказительницу С. М. Люлякину. Однако и ее произведения оказались детям неизвестны. Называя мордовских писателей, дошкольники упомянули лишь Я. Пиня-сова и Ф. Атянина. Стоим отметить, что практически половине респондентов известны их художественные произведения «Ласточка» (Ф. Атянина), «Обыкновенные варежки» (Я. Пинясова). К сожалению, других авторов дети не назвали. На вопрос, кого изображают мордовские игрушки, дети указали на медведя, человека и матрешку. Однако вопрос о посуде продемонстрировал 100% -ные представления детей о

способах ее изготовления из глины. Вопрос о героях мордовских сказок позволил детям обозначить только покровительницу леса Виряву и покровительницу воды Ве-дяву. Полученные результаты показывают, что представления детей носят общий характер и не являются показательными.

Анализ продуктов детской деятельности, проведенный с целью изучения уровня сформированности представлений о декоративно-прикладном искусстве родного края, предполагал участие детей в творческом задании «Наряди Алдуню и Тятюню». Дошкольникам предлагалось украсить мордовским орнаментом силуэты в женском и мужском народном костюме. Качественная оценка детских рисунков осуществлялась по следующим критериям: соответствие цветовой гамме, наличие простых и сложных элементов мордовского орнамента, соблюдение композиции в орнаменте, наличие декоративных деталей для украшения костюма, аккуратность работы.

Проведенный анализ свидетельствует, что элементы мордовского орнамента, присутствующие в детских рисунках, достаточно просты и в изображении сводились к таким, как крест, галочка, ромб. Более сложные элементы мордовского орнамента в работах детей не встречались. Элементы примененного в рисунке орнамента располагались хаотично и беспорядочно, его размер нарушал законы симметрии, некоторые его детали были смещены или заходили за контур других. В большинстве работ наблюдалась неаккуратность и незавершенность. Кроме того, дети, стремясь передать колорит мордовского орнамента, нередко вносили с рисунок свою цветовую гамму (был использован, например, фиолетовый цвет), что скорее свидетельствует о недостаточном количестве знаний и представлений о мордовской народной вышивке. В детских работах отсутствовало разделение на мордовский «мокша» и «эрзя» костюмы. При декорировании силуэта в костюме дошкольники использовали некоторые элементы других росписей и вышивок: точки, пересекающиеся между собой вертикальные и горизонтальные линии. Не наблюдалось в детских работах и украшений на костюмах, отсутствовал пояс, мелкие монетки, ракушки и прочее. При декорировании мужского костюма дети использовали минимум элементов народного орнамента.

При проведении познавательной мини-викторины детям предлагалось определить вид мордовского искусства, назвать произведение мордовского автора (картину художника, музыкальное произведение, мордовскую вышивку, мордовскую сказку) и указать на особенности, отличающие их от других произведений искусства. Результаты показали, что из представленных произведений искусства дошкольники смогли правильно определить музыкальное произведение, мордовскую вышивку и мордовскую сказку. Объясняя свой выбор, дети указали на специфические особенности: в песне звучали непонятные слова на мордовском языке (на нем иногда говорят родители и бабушка с дедушкой), в вышивке использовалась красно-черно-белая гамма и основные элементы вышивки ромб и звезда, а в сказке рассказывалось про мордовских персонажей Виряву и Ведяву. Определить произведение мордовского художника дети не смогли. Возможно, это объясняется отсутствием характерных национальных деталей на картине.

Таким образом, педагогам дошкольных образовательных организаций необходимо создавать максимум условий для ознакомления детей с искусством родного края и привлечения родителей к участию в реализации процесса формирования представлений об искусстве родного края посредством использования современных средств обучения, воспитания и развития детей - тетради на печатной основе, что будет способствовать более эффективному усвоению информации, знаний и представлений об искусстве родного края детьми дошкольного возраста [33].

Для реализации опытно-экспериментальной части исследования была разработана авторская модель рабочей тетради (тетради на печатной основе) по ознакомлению с искусством Мордовии. Использование такого современного учебно-воспитательного средства в дошкольной образовательной организации позволило эффективно комбинировать познавательную и художественно-творческую деятельность детей. Включение авторской рабочей тетради с системой познавательно-творческих заданий для детей 5-6 лет в непосредственно образовательную деятельность способствовало эффективному освоению дошкольниками образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Содержание рабочей тетради предусматривало работу с дошкольниками по двум направлениям: теоретическое ознакомление с видами и жанрами искусства, накопление объема представлений о народном и национальном искусстве; приобретение и закрепление практических умений и навыков в освоении представлений об искусстве Мордовии. Тетрадь на печатной основе включала систему познавательно-творческих заданий для дошкольников, знакомящих детей с основными видами искусства мордовского края. Задания для дошкольников систематизированы в тетради по следующим направлениям: живопись, вышивка, архитектура, музыка, литература, скульптура, декоративно-прикладное искусство, мордовская национальная одежда, театр, танец, устное народное творчество.

При формировании представлений об искусстве родного края детям раздавался комплект познавательно-творческих заданий на печатной основе, соответствующий одному из представленных направлений. Задания для дошкольников были подобраны в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка. Предложенные задания носили как репродуктивный, так и воссоздающий характер и использовались системно или в комплексе. Такая работа строилась по принципу «от простого к сложному», что в целом повышало активность и работоспособность детей и оказалось особенно эффективной формой работы с дошкольниками, поскольку позволяло в непринужденной форме осваивать необходимые знания и представления об искусстве родного края. В процессе выполнения таких заданий у детей формировался интерес к различным видам мордовского национального искусства.

Выполнение познавательно-творческих заданий, представленных в определенной логической последовательности, открывало дошкольникам новые знания и представления о характерных и специфических особенностях мордовского народного искусства: вышивки, орнамента, знакомило с творчеством мордовских художников, композиторов и писателей, позволяло обогатить словарный запас ребенка и освоить некоторые понятия на мордовском языке.

Выполняя задания, дети осваивали представления о традиционной одежде мокша и эрзя, получали представления об основных частях костюма мордовской женщины и мужчины (рубаха туникообразного покроя (панар), верхняя плечевая одежда (руця), короткая распашная одежда (мушказ), лапти (карть), портянки - онучи (прак-стат), холщовые штаны (понкст), пояс (пулай), предник), головные уборы («панго-пуло»), налобные повязки «сорока»), изучали особенности народной вышивки, знакомились с основной (красно-черно-белая) и дополнительной (зеленый, желтый, розовый, алый, сиреневый) цветовой гаммой, рассматривали геометрический орнамент, состоящий из различных комбинаций геометрических фигур (ромб, квадрат, крест, розетка), ломаных линий и геометризированных растительных элементов (рыба, краб, конь, цветок, огонь, утица, дерево, звездочка, бабочка), знакомились с поясными

украшениями и подвесками из бисера, монет, бахромы и раковин-каури («цеконя», «килькш»), учились самостоятельно составлять мордовский узор, украшать мордовский женский и мужской костюмы, составлять украшения из пуговиц и монет «сюл-гамо», рассказывать по иллюстрациям и картинкам, лепить глиняные игрушки и многое другое [34]. Кроме того, комплекс познавательно-творческих заданий рабочей тетради знакомил дошкольников с мордовскими народными сказками, легендами, былинами, сказаниями и эпосом. Дети раскрашивали образы покровительниц воды, леса и поля Вирявы, Ведявы, Паксявы, пахаря-богатыря Тюшти, читали про них сказки и пересказывали.

Особое восхищение и глубокий интерес вызывали практические задания творческого характера: «Раскрась узор», «Подбери орнамент к мордовской рубахе», «Распиши мордовское полотенце», «Нарисуй мордовскую игрушку» и другие. Выполнение таких творческих заданий развивало у детей способность к продуцированию новых идей и вариантов, а также к целенаправленным действиям. Кроме того, такие задания давали широкие возможности для художественно-эстетического развития, активизировали у дошкольников творческий потенциал и способствовали развитию их креативности в целом, в достаточной степени гарантировали формирование представлений об искусстве родного края. Такие задания давали возможность общения ребенка с произведениями искусства родного края.

Серия познавательно-творческих заданий, разработанная авторами рабочей тетради, способствует эффективному решению комплекса задач художественно-эстетического, познавательного развития в рамках реализации ФГОС ДО, а также позволяет приобщить дошкольников без привлечения дополнительных обучающих средств к истокам народной культуры, познакомить с основными видами искусства и сформировать систему знаний и представлений об искусстве родного края.

Заключение

Результаты внедрения разработанной технологии использования рабочей тетради с детьми 5-6 лет показали, что ее применение в процессе познавательного и художественно-эстетического развития позволяет рационализировать формы преподнесения информации детям об искусстве родного края; повысить степень наглядности абстрактного материала; получить быструю обратную связь; создать эмоциональное отношение к любой информации и различным видам искусства родного края; активизировать познавательную и художественную деятельность детей; реализовать принципы индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Проведенное исследование показало эффективность предложенной модели рабочей тетради на печатной основе «Дошкольникам об искусстве Мордовии», основанной на многообразии видов народного и национального искусства.

Ссылки на источники

1. Макаренко А. С. Моя система воспитания. Педагогическая поэма. - М.: АСТ, 2018. - 664 с.

2. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. Т. 1 / сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. - М.: Педагогика, 1979. - 560 с.

3. Комарова Т. С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. -Шуя: [б. и.], 1994. - 28 с.

4. Неменский Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.

5. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. - Вып. II. - М.; Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1947.

6. Коменский Я. А. Великая дидактика. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 321 с.

7. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. - М.: Педагогика, 1981. - 416 с.

8. Воронов В. С. О крестьянском искусстве: избр. труды. - М.: Сов. художник, 1972. - 350 с.

9. Каган М. С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. - Л.: Художник РСФСР, 1961. - С. 134.

10. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 344 с.

11. Воронов В. С. Указ. соч.

12. Каган М. С. Указ. соч.

13. Некрасова М. А. Указ. соч.

14. Неменский Б. М. Указ. соч.

15. Лихачёв Б. Т. Философия воспитания: специальный курс (Педагогическое наследие). - М.: Владос, 2010 - 334 с.

16. Макаренко А. С. О воспитании / сост. и авт. вступ. ст. В. С. Хелемендик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - С. 152.

17. Сухомлинский В. А. Указ. соч.

18. Теплов Б. М. Указ. соч.

19. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Т. II. - М.: Книга по Требованию, 2014. - С. 204.

20. Комарова Т. С., Быховец Г. В., Ратанова Т. А. Народное искусство в воспитании детей. - М.: Пед. о-во России, 1996. - 209 с.

21. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 3. - М.: Искусство, 1974. - 624 с.

22. Аристотель Поэтика. Риторика. - СПб.: Азбука-классика, 2017. - 320 с.

23. Коменский Я. А. Указ. соч.

24. Канцедикас А. Искусство и ремесло. - М.: Изобразительное искусство, 1977. - 84 с.

25. Монтессори М. Метод научной педагогики, примененный к детскому воспитанию в домах реебенка. - М.: Задруга, 1918. - 335 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Коменский Я. А. Указ. соч.

27. Канцедикас А. Указ. соч. - С. 38.

28. Монтессори М. Указ. соч.

29. Чижек Ф. Детское искусство. - Нью-Йорк, 1961.

30. Юнг К. Г. Конфликты детской души. - М.: Канон, 2004. - С. 123.

31. Die Natur erlebt und beobachet mit Vorschlkinder. - Berlin, 1978. - 292 s.

32. Бленд Д. Искусство и ребенок. - Минск, 2005. - 116 с.

33. Ширяева Ю. Г., Шумкина Е. В. Технология формирования познавательной активности детей 5-6 лет в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в условиях поликультурного региона // Психолого-педагогическое сопровождение формирования личности в открытом образовательном пространстве: цели, технологии, результаты: материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Психолого-педагогическое сопровождение формирования личности в открытом образовательном пространстве: цели, технологии, результаты». 23 марта 2017 / под ред. И. В. Кожанова. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. - С. 263-267.

34. Киркина Е. Н., Бурляева О. В. Воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении на традициях финно-угорской культуры // В мире научных открытий. - 2014. - № 3(51). - С. 92-102.

Elena N. Kirkina,

PhD in Philology, Associate Professor, Methodology of Pre-school and Primary School Education Chair, Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia kirkinaelena@yandex.ru Larisa P. Karpushina,

Doctor of Pedagogy, Professor, Methodology of Musical Education Chair, Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia lkarpushina@yandex.ru Yulia G. Shiryaeva,

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Methodology of Preschool and Primary School Education Chair, Mordovian State

Pedagogical Institute, Saransk, Russia

SirjaewaYulija@mail.ru

Modern technologies of developing ideas about native land art in children of the senior preschool age

Abstract. An important role in the educational work of a modern kindergarten is given to the study of the native land

art. With effective pedagogical guidance, the preschoolers' ideas about the art of their native land become an active

instrument for artistic and aesthetic development and enrichment of the younger generation. The tasks of the moral and patriotic formation of a person are solved in the process of studying the native people art. In the conditions of education standardization, innovative pedagogical technologies replace traditional means of teaching, allowing children to acquire necessary knowledge and ideas in a natural way, using their accumulated experience and level of intelligence. It is very relevant to use workbooks (workbooks on a printed basis) at the present stage of preschool education. The workbook is a necessary element of modern education of preschool children, where a set of tasks, exercises of entertaining and cognitive-creative character, compiled in accordance with the current curriculum, and depending on the specific educational area offered to preschoolers for learning, becomes a unique form of developing training. The use of the workbook gives the possibility to implement group and individual training. The purpose of the study: description of technology and features of developing ideas about the native land art in the process of using the workbook. The authors of the article reveal the methodological aspects of solving the problem of developing ideas about the native land art in preschool educational organizations of the Mordovian Republic. The leading approach in this case is the modeling of the educational process of preschool children in a preschool educational organization and within the framework of additional education system, including the technology of using a workbook on a printed basis. As a result of the study, the authors of the article determined the model of developing ideas about the native land art, the components of the educational and subject-spatial environment, the structure, content and the system of the workbook exercises which let children to know the art of the Mordovian Republic. The main results of the development and introduction in the educational process of the authors' workbook for senior preschool children are presented. The theoretical significance of the article is due to the contribution to the development of scientific concepts and the description of modern theoretical approaches, as well as the experience gained and the rationale for using modern technologies in the work on developing ideas about the native land art. The practical use of the presented technology enables us to organize step by step work on developing ideas about the native land art and to introduce the authors' workbook on a printed basis into the practice of preschool educational organizations.

Key words: Federal State Educational Standard of preschool education, developing ideas, pedagogical technology, senior preschool age, native land art, workbook, workbook on a printed basis.

Acknowledgements: the research is done within a grant for research on the priority directions of network interaction scientific activities of partner higher education institutions (South Ural State University of Humanities and Education and Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseyev) on the subject "National languages and culture in pre-school education".

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

Библиографическое описание статьи:

Киркина Е. Н., Карпушина Л. П., Ширяева Ю. Г. Современные технологии формирования представлений об искусстве родного края у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 7 (июль). - С. 530539. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181045.htm.

DOI 10.24422/MCITO.2018.7.14919

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Киркина Е. Н., Карпушина Л. П., Ширяева Ю. Г., 2018

ISSN 2304-120Х

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.